Линейка и часы что общего

На эти 3 вопроса правильно отвечают только шизофреники. Ну или гении

Ответы на самые простые вопросы могут многое рассказать о человеке и о том, что творится у него в голове. Психологи всего мира используют эту технику, чтобы понять: этот человек — гений или ему необходимо лечение.

Мы узнали 3 вопроса, которые помогут определить, кто сидит у вас в голове: Безумный Шляпник или Сальвадор Дали.

1. Что общего у чайника и парохода?

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

2. Что общего у гоночного болида и торнадо?

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

3. Что общего у ботинка и карандаша?

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

А теперь — самое интересное: кто же вы?

Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.

Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.

Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.

Болид и торнадо движутся по кругу.

Оба оставляют след.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что общего между этими предметами?

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Что общего между чайником и пароходом?

Что общего между болидом и торнадо?

Что общего между ботинком и карандашом?

Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.

Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.

Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.

2)движутся по кругу

1) Оба связаны с водой
2) На обоих можно путешествовать (в урагане Элли улетела в Волшебную страну)
3) Ими можно убивать людей

у меня было:
1) свист
2) большая скорость
3) оставляет след
😀

1) пар, металл, свист, вода

2) круги, скорость, шум

1. Оба предмета из металла.

3. Я не нашел ничего общего, но благодаря интернету знаю, что они оба оставляют след.

1) Оба плавают, и при этом оба тяжелее воды.

2) Это дичь какая-то.

3) подошва ботинка и карандаш стираются

Шиза меня догоняет))

1. оба сделаны из металла

Угадал только первое.

Только недавно ж был пост о том, что шизофреник ответит, что ботинок и карандаш оставляют след. А теперь это гений. Что же будет на следующей неделе?

Или нужно по степени напряжения человека решать?

а тот кто проходит тест садится в комнатку с мягкими стенами с диагнозом шизофрения?

Мои ответы:1)пар 2)ни чего,3)ни чего

1) нос 2) скорость 3) хз))))

я не гений-я нормальный

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

1. железо/связаны с водой 2. мощь/скорость 3. следы/повседневно используемые

1) Похожая форма визуально.

2) Скорость и разрушительность.

3) Шероховатая поверхность.

2) болид и торнадо. Ничего общего. Скорости разные, причем в несколько раз. «Движение по кругу» ну что за бред? Торнадо прежде всего объект и он не движется по кругу. И мы не будем углубляться, что у болида колеса вращаются и в двигателе что-то там крутиться, и внутри торнадо крутиться. нафиг нафиг, надо гасить такие заморочки.

3) ботинок и карандаш. Ну ебана. Как это сравнивать? На голом полу, как ботинок может оставить след. Даже если елозить. Мои ботинки не оставляют такие следы.

очередной доморощенный психолог,ну и бред

Мне ждать санитаров?

за вами уже выехали

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

1. Пар
2. Скорость
3. Следы
Это не задачка для выявления психов, если только псих не начнет психовать потому что не сможет решить. Это просто из серии что общего, ничего сверхъестественного.

1) без воды бесполезен

2) навстречу смерти

3) используешь, выкидываешь

Пойду я, приму таблеток

Да я же чертов шизогений (не, ну я подумал, прежде чем придумывать им сходство):

2) Шумят (ну серьезно, почему по кругу-то? автомобили только по кругу передвигаются?)

3) Оставляют «грязь» (навеяно моим большим опытом в инженерной графике, часто карандаши «мажут»)

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Джон Нэш: безумно гениальный, гениально безумный. Нобелевский лауреат с шизофренией

Не секрет что во всем мире господствуют, так называемые, доминирующие стратегии поведения. То есть те, в которых человеку максимально удобно диктовать СВОИ условия, и все мы, почему то не понимаем, то живем во времена, когда исповедовать их означает изначальный проигрыш нас самих, и в классе игр, диктуемых временем, выигрывают или все или никто. А о человеке, который математически точно доказал это, по-своему победил шизофрению и получил Нобелевскую премию у нас и пойдет речь.

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Джон Нэш родился в 1928 году в строгой протестантской семье. Отец – инженер, мама – учительница. В школе будущий гений учится средне, точные науки не нравились (внезапно!) их здесь преподавали безумно скучно, а ведь именно математика самая остроумная наука! У учителей Джонни имеет не хорошую славу из-за тяжелого и вздорного характера. Далее поступление в институт Карнеги и после некоторых колебаний выбор предмета изучения пал на математику, а спустя некоторое время учителя недоумевают: ЗА ЧТО ЭТОМУ АБОЛТУСУ ДАН ТАКОЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР? Цену, которого он и знать не хочет! И в 1948 окончив институт, Нэш поступает в Принстонский университет с коротким рекомендательным письмом из института: «Он — гений математики».

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Нэш продолжает писать блестящие статьи, посвящённые самым сложным математическим изыскам – дифференциальным уравнениям, геометрии, теории игр и т.д. Ему пророчится кресло самого молодого профессора университета, однако на это сообщение маэстро реагирует странно, отвечая на полном серьезе, что его ждет трон императора Антарктики. Через месяц заявление о принадлежности к Вселенскому духовенству и побеги с лекций, указывая на сидящих в аудитории коммунистов – подпольщиков. И голоса…постоянные голоса в голове! Жена Алисия жалуется, что её муж по ночам говорит с пустым креслом и множество других причуд похожих на сон или бред. И вот в 1961 году жена и мать принимают решение подвергнуть ученого курсу инсулиновой терапии в клинике Нью-Джерси…помогло. После выписки коллеги из университета предложили ему работу исследователя, при условии добровольных встреч с психиатором и приему лекарств.

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Джон Нэш с женой Алисией
Но в какой-то момент Нэш наотрез отказывается принимать лекарства из-за того что они «сушат его мозг». И шизофрения снова завладевают им. Снова загадочные письма, сумасшедшие звонки и госпитализация…и в следующие 30 лет великий гений не напишет ни одной научной статьи. Многие считали, что Нэш умер или ему провели лоботомию, и он потерял все, работу, звания, друзей, курсируя из одной психиатрической клиники в другую. Жена Алисия, не выдержав груза неадекватности, разводится с ним в 1963 году. А тем временем его имя гремит на весь научный мир: теория равновесия, теорема Нэша-Де Джорджи, и другие работы, которые со временем нашли применение в экономике, бизнесе, геометрии, в компьютерных разработках.

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Ну и нельзя не упомянуть прекрасный фильм 2001 года, снятый по мотивам его биографии
Скончался Нэш в 2015 году, а автомобильной аварии успев получить в этом же году Абелевскую премию – высшую награды для математика, за вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений.

P.S. статья получилась не слишком биографическая, скорее хотелось рассказать про уникальность этого человека, чем его жизнь или заслуги.

Вещал Sklef! Подписывайтесь, если вам нравится читать про интересных людей и научные достижения!Источник: канал на Яндекс.Дзене

В тему про шизофрению

Когда у нас была практика в психиатрической больнице мы проводили тестирование пациентов. На этой практике я убедился в правдивости мнения ряда ученых, которые считают что людей с умственными отклонениями не верно воспринимать как «обделенных» природой, они просто воспринимают мир иначе.

Тестирование заключалась в следующем: называешь тестируемому два слова, он должен сказать объединяющее их. Пример: Самолет и Поезд, объединяющее — транспорт; Белый и Красный, объединяющее — цвет. Пары слов были простые, как в примере, а также сложные, — ко всем парам я мог подобрать определяющее слово, но к одной — Петух и Стакан не мог. Меня это немного цепляло, — я лез к загадкой к знакомым, но ответы были мало убедительны. Большинство обследуемых также не говорили ничего внятного, в частности запомнился специфический ответ одного зека (из тех, кто косил под душевнобольного), ответ был — «Петуху в задницу стакан вставили». Но был один тестируемый — молодой парень, лет 14 с диагнозом шизофрения, который единственный спокойно и практически не задумываясь, дал адекватное определение Петуху и Стакану, притом, что на некоторые более простые пары определения дать он не мог. Петух и Стакан — мужской род.

Спрашивали у больного, что одинакового у котенка и яблока, ответ был — косточки

Часто различные тесты психологические ставят шизофреникам. И сравнивают их с ответами «нормальных» людей.

Среди «нормальных» — тоже бывают разные загоны. Пришли к выводу, что ответы шизофреников на очень многие вопросы нереально креативны. Такой ответ может дать только псих, или гений креатива.

Задавали разным людям вопрос — «Что общего у карандаша и ботинка»?

«Нормальные» люди отвечали предсказуемо. Например — они могут быть разноцветными. Или — (более креативно) — ботинки (сабо) можно делать из дерева. И т д. Ответы были все предсказуемы.

Один шизофреник сходу ответил — и ботинок и карандаш оставляют за собой след.

Источник

Тест на шизофрению, а равно творческую одаренность.

Ответьте без Гугла на вопросы теста:
— Что общего у ботинка и карандаша?
— Что общего между молоком и ежиком?

P.S. Кто уже в курсе или прогуглил, просьба не подсказывать.

В последующих строчках помещаю ответы.
Желающие провериться, просто пока не читайте дальше.

В комментах есть немало любопытных нестандартов. Многие угадали наполовину. Должен, однако, отметить, что меня слегка настораживает идея варить ежиков.

На оба вопроса верно ответили makroszero и ramazan. Они либо нарушили правила (см. постскриптум), либо могут смело садиться рисовать «Подсолнухи». Через век будут стоить мильон. Ну или им стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.

Итак, и шизики, и диссиденты-гении, угадывают, что :
— и карандаш, и ботинок оставляют след;
— ежик, как и молоко, может сворачиваться.

Разница в том, что шизики отвечают так сразу (реагируя как бы на внешнюю оболочку слов), а творческим личностям нужно напрячься и отбросить лобовые, неинтересные варианты.

На паре по психологии нам задали ещё один вопрос:
Что общего между яблоком и кошкой?

Сказали что именно на этот вопрос ответ могут дать шизофреники.
Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

ничего общего, на то и рассчитан тест, одни шизофреники и параноики кругом :))) хотя все мы имеем разные разновидности психических расстройств :)))

Ёжик и молоко могут убежать,а ещё они теплые

Спросил у друга этот вопрос, при этом я не знал, что есть про творческую одарённость. Теперь двояко себя чувствую.

То, что все думают одно и тоже доказывает обратное. Никакой шизофрении, шизофреник как раз таки связал бы это нетривиально.

У ботинок есть шнурки, если их долго не стирать, они становятся как карандаши =)
Ботинками можно рисовать на линолиуме и белых стенах, как и карандашем.

Если молоко взбить, то получается пенка, как бы немного колючая, и ежик колючий.
Ёжики млекопитающие, кстати!

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Любимица

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Про «разводняк» в интернете

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Брешь в системе

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Сходство

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Каждый раз

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Колдовство!

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Несколько смуглых зайцев решили побить контролёра в автобусе, но что то пошло не так

Конфликт начался после того, как контролер заметила пассажиров, не оплативших проезд. Работница транспорта решила не выпускать безбилетников из автобуса, пока они не заплатят. В итоге в салоне произошла массовая потасовка.

Очевидцы утверждают, что кто-то из гостей города ударил женщину, однако за нее заступились другие пассажиры и задали трёпку безбилетникам. На кадрах видно, как участников конфликта высаживают из автобуса без верхней одежды. Один из них очень расстроен и говорит, что пожалуется на своих обидчиков господам полицейским.

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Свое место на парковке

В Нефтеюганске автоледи перегородила выезд мужчине с детьми в салоне авто, якобы из-за того, что он занял ее парковочное место.

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Спустя 17 лет

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего

Сын маминой подруги

Источник

Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения

Опубликовано в журнале:
«CONSILIUM MEDICUM» ТОМ №13, № 2, с. 82-90

В.В.Захаров
Кафедра нервных болезней Первого МГМУ им. И.М.Сеченова

Таблица 1. Когнитивные функции

ПамятьСпособность запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию
ВосприятиеСпособность к синтезу, анализу, к распознаванию информации, поступающей от органов чувств
ПраксисСпособность к усвоению, сохранению и использованию разнообразных двигательных навыков
РечьСпособность к вербальной коммуникации
ИнтеллектСпособность к сопоставлению информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, вынесению умозаключений

Важно подчеркнуть, что наиболее объективное впечатление о состоянии когнитивных способностей пациента формируется при сопоставлении информации, полученной из всех трех указанных источников. Важную роль играет также динамическое наблюдение за пациентом, которое позволяет провести дифференциальный диагноз между преходящими когнитивными трудностями, чаще функционального характера, и стационарными или прогрессирующими расстройствами, связанными с органическим поражением головного мозга.

Анализ жалоб пациента

Подозрение об имеющейся у больного когнитивной недостаточности должно возникать при наличии жалоб на:

Любая из вышеперечисленных жалоб является основанием для проведения объективной оценки состояния когнитивных функций (см. рисунок) с помощью нейропсихологических методов исследования (Приложение 1).

Рис. Оценка состояния когнитивных функций пациента
Результаты объективных методов оценки когнитивных функций (нейропсихологические тесты)Жалобы самого пациентаНаблюдение за поведением пациента в повседневной жизни третьими лицами (ближайшие родственники пациента, его друзья и сослуживцы)

Следует отметить, что наибольшее значение имеют активные жалобы пациента, которые высказываются им самостоятельно, без наводящего вопроса. Известно, что многие здоровые лица недовольны своей памятью и другими когнитивными способностями, поэтому в ответ на вопрос врача очень многие, даже абсолютно сохранные в когнитивном отношении лица пожалуются на плохую память. Поэтому первоочередное внимание следует уделять спонтанным жалобам. Имеет также смысл уточнить, всегда ли пациент обладал плохой памятью или же она значимо ухудшилась в последнее время.

С другой стороны, отсутствие жалоб когнитивного характера не означает отсутствие объективных КН. Известно, что в большинстве случаев прогрессирующие КН сопровождаются снижением критики, особенно на стадии деменции (Приложение 4). Пациент может сознательно диссимулировать имеющиеся у него нарушения из опасения получить нежелательный диагноз и связанные с ним ограничения в профессиональной и социальной сферах. Поэтому самооценку пациента всегда необходимо сопоставлять с объективной информацией.

Нейропсихологические методы исследования

Нейропсихологическое тестирование является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и целесообразно в следующих ситуациях:

Для оценки состояния памяти используются задания на запоминание и воспроизведение слов, зрительных изображений, двигательных серий и т.д. Наиболее часто используются тесты на слухоречевую память: запоминание списка слов, двух конкурентных серий по 2-3 слова в каждой, предложений, фрагмента текста. Наиболее специфичной методикой считается опосредованное запоминание слов: пациенту предъявляются для запоминания слова, которые он должен рассортировать по семантическим группам (например, животные, растение, мебель и т.д.). Название семантической группы при воспроизведении используется в качестве подсказки (например: «Вы запоминали еще какое-то животное» и др.). Согласно общепринятой точке зрения, благодаря указанной процедуре нивелируются нарушения памяти, связанные с дефицитом внимания.

Для оценки состояния восприятия исследуют узнавание пациентом реальных предметов, их визуальных изображений, иного стимульного материала различных модальностей. Восприятие схемы собственного тела исследуется с помощью проб Хэда.

Для сценки праксиса пациента просят выполнить то или иное действие (например: «Покажите, как расчесываются, как режут бумагу ножницами и т.д.). Конструктивный праксис оценивается в пробах на рисование: просят пациента нарисовать самостоятельно или перерисовать трехмерное изображение (например, кубик), часы со стрелками и др.

Для оценки речи следует обратить внимание на понимание обращенной речи, беглость, грамматический строй и содержание высказываний самого пациента. Исследуют также повторение слов и фраз за врачом, чтение и письмо, проводят пробу на называние предметов (номинативная функция речи).

Для сценки интеллекта можно использовать пробы на обобщение (например: «Скажите, пожалуйста, что общего между яблоком и грушей, пальто и курткой, столом и стулом»). Иногда просят интерпретировать пословицу, дать определение того или иного понятия, описать сюжетную картинку или серию картинок

В повседневной клинической практике хорошо зарекомендовали себя стандартные тестовые наборы с формализованной (количественной) оценкой результатов, которые позволяют провести экспресс-оценку нескольких когнитивных функций в условиях лимитированного времени.

Методика Мини-Ког: преимущества и недостатки

Методика Мини-Ког может использоваться как для диагностики сосудистых, так и первичных дегенеративных КН, так как включает пробы на память и «лобные» функции (тест рисования часов). Основным недостатком указанной методики является ее низкая чувствительность: будучи очень простой, она выявляет лишь достаточно выраженные расстройства когнитивных функций, такие как деменция. В то же время пациенты с легкими и умеренными КН в большинстве случаев справляются с описанным тестом без затруднений. Впрочем, небольшое число пациентов с синдромом умеренных КН допускают ошибки в рисовании часов.

Монреальская шкала оценки когнитивных функций или Мока-тест: преимущества и недостатки

Как и методика Мини-Ког, Мока-тест оценивает различные аспекты когнитивной деятельности: память, «лобные» функции (тест соединения букв и цифр, беглость речи, обобщения и др.), номинативную функцию речи (называние животных), зрительно-пространственный праксис (кубик, часы). Поэтому методика может применяться для диагностики как сосудистых, так и первичнодегенеративных КН. Однако чувствительность Мока-теста значительно более высокая по сравнению с Мини-Ког, поэтому Монреальская когнитивная шкала пригодна для выявления не только выраженных, но и умеренных КН. При этом сама система формализованной оценки Мока-теста не предусматривает градацию по тяжести нарушений в зависимости от набранного балла. В основе оценки тяжести КН лежит степень функционального ограничения в повседневной жизни, которая определяется в основном при беседе с родственниками. Для оценки КН могут использоваться другие нейропсихологические тесты (Приложения 3, 6-7).

Оценка результатов нейропсихологического тестирования

Нейропсихологическое тестирование является наиболее объективным методом диагностики КН, однако он все же не абсолютно надежен. В некоторых случаях (впрочем, достаточно редко) проведенное нейропсихологическое тестирование дает ложноположительный или ложноотрицательный результат.

Ложноположителъный результат нейропсихологического тестирования может приводить к избыточной диагностике КН. В этих случаях пациент набирает низкий балл по тестам, ниже нормативного для соответствующего возраста, несмотря на отсутствие у него истинных КН. Основными причинами ложноположительного результата тестирования являются:

Ложноотрицательный результат нейропсихологического тестирования означает формально нормальный показатель тестов (в пределах среднестатической возрастной нормы) несмотря на наличие КН в статусе пациента. Обычно наблюдается у пациентов с наиболее ранними признаками когнитивной недостаточности, однако в редких случаях даже пациенты с деменцией успешно справляются с предъявленными когнитивными заданиями. Вероятность ложноотрицательного результата тестирования прямо зависит от сложности (следовательно и от чувствительности) используемого метода. Так, в одной и той же выборке пациентов при использовании методики Мини-Ког существенно больший процент лиц будет формально соответствовать норме, чем при использовании Мока-теста.

Однако использование даже наиболее сложных и чувствительных методов исследования не дает полной гарантии от ложноотрицательного результата. Наблюдения за пациентами с так называемыми субъективными когнитивными нарушениями (жалобы когнитивного характера, не подтвержденные результатами нейропсихологических тестов) свидетельствуют, что у части из них в ближайшем будущем разовьется объективное когнитивное снижение. Очевидно, в этих случаях речь идет о самых ранних проявлениях когнитивной недостаточности, не фиксируемых с помощью имеющихся нейропсихологических тестов, но заметных (при сохранной критике) для самого пациента.

В других случаях субъективные КН являются проявлением эмоциональных расстройств тревожно-депрессивного ряда. Поэтому у пациентов с активными жалобами когнитивного характера при негативном результате нейропсихологического тестирования необходимо тщательное исследование эмоционального состояния. В некоторых случаях целесообразно назначение антидепрессантов ex juvantibus. Таким образом, активные жалобы когнитивного характера всегда являются патологическим симптомом, требующим коррекции даже в случае нормальных результатов нейропсихологических тестов. Однако в ряде случаев жалобы на снижение памяти и умственной работоспособности следует рассматривать как свидетельство эмоциональных, а не КН.

Учитывая возможность ошибочного результата тестирования в сомнительных случаях целесообразны повторные нейропсихологические исследования. В некоторых случаях диагноз можно установить лишь в процессе динамического наблюдения за пациентом.

Оценка когнитивного статуса и степени функционального ограничения пациента третьими лицами

Таблица 2. Оценка функциональной самостоятельности пациента в беседе с третьими лицами

Профессиональная деятельностьПродолжает ли пациент работать? Если нет, связан ли уход с работы с КН? Если да, то справляется ли он со своей работой также успешно, как и раньше?
Активность вне домаНе появилось ли у пациента новых (не отмечавшихся ранее) трудностей в одной или нескольких из следующих областей: общественная деятельность, сфера обслуживания, финансовые операции, осуществление покупок, вождение автомашины, пользование общественным транспортом, хобби и интересы. Как связаны эти трудности с нарушениями памяти и интеллекта?
Активность домаКакие домашние обязанности традиционно выполнял пациент (уборка, приготовление пищи, мытье посуды, стирка, глажка, уход за детьми и др.)? Продолжает ли он справляться с ними? Если нет, то с чем это связано (разучился, снизилась мотивация, физические трудности, например, боль, двигательные ограничения и т.д.)?
СамообслуживаниеНуждается ли пациент в помощи при самообслуживании (одевание, гигиенические процедуры, прием пищи, пользование туалетом)? Нуждается ли он в напоминаниях или подсказках при самообслуживании? С чем связаны трудности самообслуживания (забыл, разучился, не знает, как выполняются те или иные действия, снизилась мотивация, физические трудности, например, боль)?

Следует задавать родственникам или другим близким лицам пациента направленные вопросы, позволяющие оценить состояние когнитивных функций: например, как часто пациент забывает происходящие события, содержание разговоров, необходимые дела, нет ли забывчивости на имена и лица. Родственники могут обратить внимание на изменение речи пациента, трудности понимания обращенной речи, подбора слов в разговоре, неправильное построение фраз. Они также могут заметить неожиданные затруднения при выполнении привычных действий, например, при приготовлении пищи, мелком бытовом ремонте, уборке и др. Следует спросить, как пациент ориентируется в пространстве и времени, нет ли у него трудностей в определении даты и при совершении путешествий, остается ли он таким же сообразительным и рассудительным, каким был всегда.

Информация о когнитивном статусе пациента, полученная от родственников пациента и других близких лиц, обычно является объективной. Однако иногда она может быть искажена неправильными представлениями самого информатора. Не секрет, что многие лица без медицинского образования считают нормальным снижение памяти и интеллекта в пожилом возрасте, и поэтому могут не уделять этим изменениям должного внимания. Эмоциональная привязанность или, напротив, скрытое негативное отношение может также влиять на объективность информации, что необходимо учитывать лечащему врачу.

Родственники и другие близкие лица являются важным источником информации об эмоциональном состоянии пациента и его поведении в повседневной жизни.

В беседе с родственниками необходимо уточнить, как часто они видят пациента грустным и подавленным или взволнованным и обеспокоенным, не высказывал ли он недовольство своей жизнью, не жаловался ли на страх или тревогу. Родственники и другие близкие лица могут сообщить о характере поведения пациента, как он изменился в последнее время. Следует задавать направленные вопросы относительно агрессивного поведения, пищевых привычек, цикла «сон-бодрствование», наличия неправильных мыслей и представлений, в том числе идей ущерба, ревности, повышенной подозрительности, а также иллюзорно-галлюцинаторных расстройств.

Без информации, полученной от родственников и других близких лиц, невозможно составить правильное представление о степени функционального ограничения, следовательно, и о степени тяжести КН. Традиционно выделяют 3 степени тяжести КН: легкие, умеренные и тяжелые (табл. 3).

Таблица 3. Характеристика синдромов КН по степени тяжести

Основание для оценкиЛегкиеУмеренныеТяжелые
Жалобы пациента когнитивного характераОбычно естьОбычно естьОбычно отсутствуют
Нейропсихологические тестыНарушения выявляются только наиболее чувствительными методикамиНарушения выявляютсяНарушения выявляются
Информация от третьих лицНарушения не заметныНарушения заметны, но не приводят к функциональному ограничениюНарушения приводят к функциональному ограничению

Умеренные КН характеризуются регулярными или постоянными когнитивными симптомами, более значительными по выраженности, но в отсутствие или при минимальной выраженности функционального ограничения. Может отмечаться небольшая, но почти постоянная забывчивость, частые трудности концентрации, повышенная утомляемость при обычной умственной работе. Умеренные КН обычно заметны не только самому пациенту (отражаются в жалобах), но и третьим лицам, которые сообщают об этом лечащему врачу. Нейропсихологические тесты (например, Мока-тест) обычно выявляют отклонение от нормативных показателей. При этом пациент сохраняет независимость и самостоятельность в большинстве жизненных ситуаций, справляется со своей работой, социальной ролью, семейными обязанностями и др. Лишь иногда могут быть трудности в сложных и необычных для больного видах деятельности.

Тяжелые КН приводят к большей или меньшей степени функционального ограничения (см. табл. 3), частичной или полной утрате независимости и самостоятельности.

Лечение

Дополнительные нейропсихологические тесты

Приложение 1. Диагностический алгоритм

Подозрение на КН (активные жалобы больного, его необычное поведение в процессе беседы, информация от третьих лиц. факторы риска)
Нейропсихологические тесты
Нет нарушенийЕсть нарушения
Динамическое наблюдениеОценка функционального состояния
Есть нарушенияНет нарушений
Тяжелые КНЛегкие или умеренные КН

Приложение 2. Мока-тест. Инструкция по применению и оценке

1. Тест «Соединение цифр и букв».

Исследователь инструктирует испытуемого: «Пожалуйста, нарисуйте линию, идущую от цифры к букве в возрастающем порядке. Начните здесь (указать на цифру 1) и нарисуйте линию от цифры 1 к букве А, затем к цифре 2 и так далее. Закончите здесь (точка Д)».

Оценка: присваивается 1 балл, если испытуемый успешно нарисует линию следующим образом: 1-А-2-Б-3-В-4-Г-5-Д без пересечения линий.

Любая ошибка, которая немедленно не исправлена самим испытуемым, приносит 0 баллов.

2. Зрительно-пространственные навыки (куб)

Исследователь дает следующие инструкции, указывая на куб: «Скопируйте этот рисунок так точно, как сможете, на свободном месте под рисунком».

Оценка: 1 балл присваивается при точно выполненном рисунке:

Балл не дается, если любой из вышеперечисленных критериев не соблюден.

3. Зрительно-пространственные навыки (часы)

Укажите на правую треть свободного пространства на бланке и дайте следующие инструкции: «Нарисуйте часы. Расставьте все цифры и укажите время: 10 минут двенадцатого».

Оценка: баллы присваиваются за каждый из трех следующих пунктов:

Балл не присваивается, если любой из вышеперечисленных критериев не соблюдается.

4. Называние

Начиная слева, указать на каждую фигуру и сказать: «Назовите это животное».

5. Память

Исследователь читает список из 5 слов с частотой 1 слово в секунду. Следует дать следующие инструкции: «Это тест на память. Я буду читать список слов, которые Вы должны запомнить. Слушайте внимательно. Когда я закончу, назовите мне все слова, которые Вы запомнили. Неважно, в каком порядке Вы их назовете». Делайте отметку в отведенном месте для каждого слова, когда испытуемый его называет при первой попытке. Когда испытуемый укажет, что он закончил (назвал все слова) или не может вспомнить больше слов, прочтите список во второй раз со следующими инструкциями: «Я прочту те же самые слова во второй раз. Попытайтесь запомнить и повторить столько слов, сколько сможете, включая те слова, которые Вы повторили в первый раз». Поставьте отметку в отведенном месте для каждого слова, которое испытуемый повторит при второй попытке. В конце второй попытки проинформируйте испытуемого, что его (ее) попросят повторить данные слова: «Я попрошу Вас повторить эти слова снова в конце теста».

Оценка: баллы не присваиваются ни за первую, ни за вторую попытку.

6. Внимание

Повторение цифр. Дайте следующую инструкцию: «Я назову несколько чисел и когда закончу, повторите их в точности, как я их назвал». Прочтите 5 чисел последовательно с частотой 1 число в 1 с.

Повторение цифр назад. Дайте следующие инструкции: «Я назову несколько чисел, но когда я закончу, Вам будет необходимо повторить их в обратном порядке». Прочтите последовательность из 3-х чисел с частотой 1 число в 1 с.

Оценка. Присвоить 1 балл за каждую точно повторенную последовательность (N.B.: точный ответ для обратного счета 2-4-7).

Концентрация. Исследователь читает список букв с частотой 1 буква в 1 с, после следующих инструкций: «Я прочту Вам ряд букв. Каждый раз, когда я назову букву А, хлопните рукой 1 раз. Если я называю другую букву, рукой хлопать не нужно».

Оценка: 1 балл присваивается, если нет ни одной ошибки, либо есть лишь 1 ошибка (ошибкой считается, если пациент хлопает рукой при назывании другой буквы или не хлопает при назывании буквы А).

Серийный счет (100-7). Исследователь дает следующие инструкции: «Теперь я попрошу вас из 100 вычесть 7, а затем продолжать вычитание по 7 из Вашего ответа, пока я не скажу стоп». При необходимости повторите инструкцию.

7. Повторение фразы

Оценка: присваивается 1 балл за каждое правильно повторенное предложение. Повторение должно быть точным. Внимательно слушайте в поиске ошибок вследствие пропусков слов (например, пропуск «лишь», «всегда») и замены/добавления (например, «Иван один, кто помог сегодня»; замещение «прячется» вместо «пряталась», употребление множественного числа и т.д.).

8. Беглость речи

Исследователь дает следующие инструкции: «Назовите мне как можно больше слов, начинающихся на определенную букву алфавита, которую я Вам сейчас скажу Вы можете называть любой вид слова, за исключением имен собственных (таких как Петр или Москва), чисел или слов, которые начинаются с одинакового звука, но имеют различные суффиксы, например любовь, любовник, любить. Я остановлю вас через 1 минуту. Вы готовы? (Пауза) Теперь назовите мне столько слов, сколько сможете придумать, начинающихся на букву Л. (время 60 с). Стоп».

Оценка: присваивается 1 балл, если испытуемый назовет 11 слов или более за 60 с. Запишите ответы внизу или сбоку страницы.

9. Абстракция

Оценка: учитываются только 2 последние пары слов. Дается 1 балл за каждый правильный ответ. Правильными считаются следующие ответы: поезд-велосипед=средства передвижения, средства для путешествия, на обоих можно ездить; линейка-часы=измерительные инструменты, используются для измерения. Не считаются правильными ответы: поезд-велосипед=у них есть колеса; линейка-часы=на них есть числа.

1О. Отсроченное воспроизведение

Исследователь дает следующие инструкции: «Я ранее читал Вам ряд слов и просил Вас их запомнить. Назовите мне столько слов, сколько можете вспомнить». Делайте пометку за каждое правильно названное без подсказки слово в специально отведенном месте.

Оценка: присваивается 1 балл за каждое названное слово без каких-либо подсказок.

По желанию после отсроченной попытки вспомнить слова без подсказки дайте испытуемому подсказку в виде семантического категориального ключа для каждого неназванного слова. Сделайте отметку в специально отведенном месте, если испытуемый вспомнил слово с помощью категориальной подсказки или подсказки множественного выбора. Подскажите таким образом все слова, которые испытуемый не назвал. Если испытуемый не назвал слово после категориальной подсказки, следует дать ему/ей подсказку в форме множественного выбора, используя следующие инструкции: «Какое из слов, по вашему мнению, было названо: нос, лицо или рука?». Используйте следующие категориальные подсказки и/или подсказки множественного выбора для каждого слова:

Оценка: за воспроизведение слов с подсказкой баллы не присваиваются. Подсказки используются лишь для информационных клинических целей и могут дать интерпретатору теста дополнительную информацию о типе нарушения памяти. При нарушении памяти вследствие нарушения извлечения выполнение улучшается при помощи подсказки. При нарушениях памяти вследствие нарушения кодирования выполнение теста после подсказки не улучшается.

11. Ориентация

Исследователь дает следующие инструкции: «Назовите мне сегодняшнюю дату». Если испытуемый не дает полный ответ, то дайте соответствующую подсказку: «Назовите год, месяц, число и день недели». Затем скажите: «А теперь назовите мне данное место и город, в котором оно находится».

Оценка: присваивается 1 балл за каждый правильно названный пункт. Испытуемый должен назвать точные дату и место (название больницы, клиники, поликлиники). Не присваивается балл, если пациент делает ошибку в дне недели или числе.

Общий балл: суммируются все баллы в правой колонке. Добавить 1 балл, если у пациента 12 лет образования или менее, до возможного максимума 30 баллов. Окончательный общий балл 26 и более считается нормальным.

Тесты для оценки общего состояния когнитивных функций

Инструкции к приложению 3

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Больной должен назвать страну, область (для областных центров необходимо назвать район города), город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж (или номер комнаты). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

3. Запоминание. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить 3 слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью 1 слово в 1 с. Правильное повторение слова больным оценивается в 1 балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако оценивается в баллах лишь первое повторение.

5. Воспроизведение. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3- Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

7. Конструктивный праксис. За правильное выполнение каждой из команд дается 1 балл. За правильное выполнение рисунка дается 1 балл. Больному дается образец (2 пересекающихся пятиугольника с равными углами). Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным.

Приложение 3. Краткая шкала оценки психического статуса

ПробаОценка (баллы)
Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, время года, день недели)0-5
Ориентировка в месте:
Где мы находимся (страна, область, город, клиника, этаж)?0-5
Запоминание:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка0-3
Внимание и счет:
Серийный счет («от 100 отнять 7») 5 раз0-5
Воспроизведение
Припомните 3 слова (см. п. «Восприятие»)0-3
Речь
Называние (показать ручку и часы и спросить, как это называется)0-2
Попросить повторить предложение «Одно нынче лучше двух завтра»0-1
Выполнение 3-этапной команды:0-3
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на соседний стул»
Прочтите и выполните:
Закройте глаза0-1
Напишите предложение0-1
Конструктивный праксис
Скопируйте рисунок
Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего
0-1
Общий балл0-30

Приложение 4. Сравнительная характеристика умеренных когнитивных расстройств и деменции

КритерииУмеренное когнитивное расстройствоДеменция
Повседневная активностьНе нарушена (ограничены лишь наиболее сложные действия)Больные «не справляются с жизнью» из-за интеллектуального дефекта требуют посторонней помощи
ТечениеВариабельно: наряду с прогрессированием возможны длительная стабилизация и спонтанный регресс дефектаВ большинстве случаев прогрессирующее, но иногда имеет стационарный или обратимый характер
Когнитивный дефектПарциальный, может вовлекать лишь одну когнитивную функциюМножественный или диффузный
Балл по Краткой шкале оценки психического статусаМожет быть в диапазоне от 24 до 30 балловЧасто ниже 24 баллов
Изменения поведенияКогнитивный дефект не сопровождается выраженными изменениями поведенияИзменения поведения часто определяют тяжесть состояния пациента
КритикаСохранна, нарушения больше беспокоят самого больногоБывает снижена, нарушения больше беспокоят родственников

Приложение 5. Методика Мини-Ког

1. Инструкция: «Повторите 3 слова: лимон, ключ, шар». Слова должны произноситься максимально четко и разборчиво, со скоростью 1 слово в секунду. После того как пациент повторил все 3 слова, просим: «А теперь запомните эти слова. Повторите их еще 1 раз». Добиваемся того, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все 3 слова. При необходимости повторяем слова до 5 раз.Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего
2. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и со стрелками». Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки должны указывать на 13 ч 45 мин. Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной не должен смотреть на реальные часы на руке или стене. Вместо 13 ч 45 мин можно просить поставить стрелки на любое другое время.Линейка и часы что общего. Смотреть фото Линейка и часы что общего. Смотреть картинку Линейка и часы что общего. Картинка про Линейка и часы что общего. Фото Линейка и часы что общего
3. Инструкция: «Теперь давайте вспомним 3 слова, которые мы учили вначале». Если больной не может самостоятельно припомнить слова, то можно предложить подсказку, например: «Вы запоминали еще какой-то фрукт, инструмент, геометрическую фигуру».
Невозможность вспомнить после подсказки хотя бы 1 слово или ошибки при рисовании часов свидетельствуют о наличии клинически значимых КН.

Приложение 6. Опросник самооценки памяти

Приложение 7. Тесты для оценки регуляторных функций

Батарея «лобных» тестов

1. Сходство (концептуализация)

Оценка: как правильное оценивается только название категорий (фрукты, мебель, цветы):

2. Речевая активность

«Назовите как можно больше слов, начинающихся на букву Л, за исключением имен или собственных названий».

Оценка [повторяемые слова или их вариации (любовь, любовник), названия или имена не учитываются):

3. Серийные движения

«Внимательно понаблюдайте за тем, что я делаю». Исследующий, сидя перед пациентом, выполняет 3 раза своей левой рукой луриевскую серию движений кулак-ребро-ладонь. «Теперь своей правой рукой повторите эту же серию движений, вначале со мной, потом самостоятельно». Исследующий выполняет серию 3 раза вместе с пациентом, затем говорит ему: «А теперь сделайте это самостоятельно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *