Линейный рисунок это что
Линейный рисунок.
Когда я преподавала рисунок на занятиях, я обратила внимание на одну вещь: в самых первых работах ученики прежде всего начинают вырисовывать контур предмета. Это тем более странно, что в реальности никаких контурных линий не существует, ни увидеть, ни пощупать их невозможно!
Однако, умение видеть границы предметов — это самый базовый навык в рисунке, умение видеть объем и пропорции приходит позже.
К тому же, линия — это одно из основных средств художественной выразительности. Она идеальна для передачи движения и характера (под характером в рисунке понимаются не психологические характеристики человека, а внешние особенности предмета, в том числе и неодушевленного).
А. С. Пушкин, автопортрет
Чтобы сделать хороший линейный рисунок, нужно держать в голове 2 момента:
Л. В. Сойфертис, Утро
В. В. Лебедев, Девочка-балерина
Хорошей отправной точкой для того, чтобы научиться видеть границы предмета, может быть рисование силуэта:
В. А. Фаворский, Стоящая натурщица
Степень условности в линейном рисунке может быть разной:
А. Матисс. Портрет Сергея Юткевича.
Г. С. Верейский, В саду Русского музея
Худший способ провести линию — это взять карандаш практически за самый грифель (см. 2 способа держать карандаш) и рисовать линию мелкими штрихами, то и дело возвращаясь назад. Такая манера рисования только покажет, как неуверенно себя чувствует художник, поэтому старайтесь рисовать свободно, одним движением.
Модильяни называл линию «волшебной палочкой» художника, ее выразительные возможности действительно огромны. Но даже волшебной палочкой, как и любым другим инструментом, нужно учиться пользоваться. А уверенно почувствовать себя в линейном рисунке помогут наброски.
Линейный рисунок
Л юбой художник уделяет большое внимание выразительности своих произведений. Линейные рисунки не исключение в этом ряду. Линия может стать отличным инструментом в передаче не только форм, но и настроения, какого-то личного замысла мастера. Чтобы овладеть мастерством рисовальщика, нужно много трудиться. Совершенствуясь в изображении линий, вы сможете заложить прекрасную основу для будущего. В основании любой картины лежат прежде всего линии. Давайте познакомимся с ними поближе.
Что надо знать о линейной перспективе
Хороший глазомер и твёрдая рука – это замечательно для начинающего рисовальщика. Однако для настоящего мастерства необходимы ещё знания основ построения любого рисунка. Речь идёт о перспективе. Эта наука о передаче объёма и расстояний на плоскости. Без неё очень сложно правильно создавать реалистичные изображения на плоском полотне. Давайте познакомимся с основными правилами этой сложной науки. Мы не будем вдаваться в технические термины и формулы вычислений, а сосредоточимся на основных понятиях и принципах применения перспективы на практике.
Вот что должен знать любой рисовальщик:
Перечисленных правил вполне достаточно, чтобы освоить перспективу для рисования.
Стоит напомнить о воздушной перспективе, поскольку она касается и линий. Чем ближе контур, тем он ярче и отчётливее. Чем дальше контур, тем он тускнее и расплывчатее. Хорошо усвоив данные правила, можете приступать к рисованию. Теория – это хорошо, но без практики она всего лишь слова. Давайте займёмся делом.
Рисуем предметы с помощью линий
С чего лучше всего начать осваивать линии? Самый лучший способ быстро овладеть этим мастерством – это копирование работ тех, кто уже виртуозно владеет линией. Да, начните «списывать» у «отличников». В отличие от диктантов, здесь это приветствуется, потому что принесёт вам неоценимый опыт и нужные навыки. Поупражнявшись в копировании работ монстров изобразительного искусства, можете внести свою лепту в линейный рисунок. Для начала выберете объект. Всё зависит от цели. Вот несколько направлений для более эффективной работы:
Итак, дорогие коллеги, если вы до сих пор считали, что обойдётесь без линейного рисунка, то очень надеемся, что мы вас в этом переубедили. Никогда не пренебрегайте тем, на чём держится любое великое произведение. Как не крути, но без линии не туды и не сюды в изобразительном искусстве, как и в жизни без воды.
*Картины художницы Татьяны Марковцевой взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Рисунок: контурный, линейный и проволочный
«Художник должен не планировать свое произведение, а позволить ему возникнуть. Натренированная рука зачастую умеет делать это лучше, чем голова».
Пауль Клее. Дневник III. 1906
Наброски всегда дают возможность для экспериментов с линией, техникой, которая, пожалуй, чаще всего используется в этих рисунках благодаря ее оперативности, быстроте и разнообразию. С другой стороны, чисто линейный рисунок — это наиболее трудный способ: художник должен передать тон и текстуру объекта, не прибегая ни к светотеневой моделировке, ни к тональным переходам, а только к штрихам, которые могут быть волнистыми, наложенными друг на друга или «плетеными».
Мерседес Гаспар. Лошадь. 2005. Карандаш конте
Контурный рисунок
Работа над контуром — это прекрасное упражнение, позволяющее с первого взгляда схватывать и переносить на бумагу любую, даже самую сложную форму. Чтобы линии контура создавали иллюзию трехмерного пространства, приходится варьировать штрихи по толщине и валёру. Расширение линии может указывать на тень или приближенность к зрителю, слабая линия — на свет и отдаленность.
Рисовать контур
Элементарный рисунок объекта можно сделать быстро, по наитию, уделяя особое внимание линиям контура. Изображение получается весьма схематичным. Одно из замечательных свойств этой техники рисования состоит в том, что разрывы, наложения и изменения толщины линии, описывающей контур объекта, могут создать иллюзию массивности и глубины формы.
Порядок действий
Выбираем объект с простым контуром, например фрукт или кусок хлеба. Первый этап — рассматривание. Затем, когда мы приступаем к рисованию, рука и глаз работают синхронно, иными словами, глаз смотрит на ту часть композиции, которую карандаш рисует на бумаге. Полезно представлять себе, будто кончик карандаша касается не поверхности бумаги, а самого объекта.
Контурный рисунок выполняется с паузами, осмысленно. Как только мы овладеем техникой, можно будет потренироваться на более сложных сюжетах, с внутренними линиями.
Линейный рисунок
Некоторые из самых впечатляющих рисунков были сделаны всего несколькими линиями. В рисунке, выполненном одними линиями, без сопровождения штриховки, вес всего произведения в целом ложится на движения и траектории этих линий, поэтому должен возникать дополнительный интерес к таким движениям.
Многообразие линии
Существуют приемы, с помощью которых создается иллюзия объема и пространства в линейном рисунке: прерывать линию, когда передаешь глубину формы, подчеркиваешь линию, когда рисуешь красивую округлую форму; заштриховать изображение или проработать ту же линию несколько раз, чтобы получить четкий контур, который выступал бы из сплетения линий.
Модулированная линия
Модулированные линии имеют едва уловимые изменения толщины и интенсивности; цель — продемонстрировать хрупкость или округлость форм. Их путь пролегает не только по краям, но и пересекает формы, указывая, где поверхность объекта ближе, а где дальше от зрителя, где она искривляется, а где она плоская, по тактильному ощущению.
Модулированная линия меняет толщину и интенсивность на протяжении своего пути с целью передать информацию об объеме изображаемого объекта.
Не очень твердая, пунктирная и прерывистая линия придает рисунку эфемерность и зыбкость. Дрожащая перекрывающая линия, как нельзя более подходит для рисования фломастером.
Обводка
Часто секрет удачного завершения линейного рисунка кроется в простоте. Речь идет о том, чтобы не переусердствовать в работе над образом. По завершении наброска штрихи обводятся более интенсивной линией. Окончательную обводку легче делать по черновым отметкам.
В законченном рисунке не должно быть видно слишком много линий. Это позволяет также избежать загрязнения поверхности следами пальцев или касаний ладонью.
Проволочный рисунок беспрерывной линией
В набросках шариковой ручкой или остро отточенным карандашом объект очень часто изображается неизменной по толщине, но непрерывной в проведении линией. Она тянется, словно бесконечная проволока, которая запутывается, чтобы передать контур, объем объекта и эффекты светотени.
Беспрерывная проволока
Практическое упражнение для того, чтобы рисовать быстро и свободно, состоит в следующем: надо изобразить объект одной линией, то есть, не отрывая кончика карандаша от бумаги, как если бы мы рисовали контур фигуры с помощью бесконечной тонкой проволоки. Делать это надо быстро, а линия должна тянуться непрерывно, без исправлений, наложений или дрожания. Постепенно из путаницы линий возникает форма, похожая на объект изображения.
Геодезические линии
Этот проволочный рисунок напоминает топографическое изображение земной поверхности, словно мы создали ее с помощью геодезических линий. Такое представление весьма помогает научиться моделировать проволочной линией внутренний объем изображаемых объектов. Объект демонстрирует широкое разнообразие внутренних контуров, карту, раскрывающую топографические свойства поверхности и ее модуляции, подчеркивая натяжение, особенности формы и изменения объема.
Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного: изображение складывается из многочисленных концентрических линий, которые постепенно объединяются друг с другом.
Геодезические линии напоминают изображение горного рельефа на топографических картах.
Набросок с натуры, сделанный шариковой ручкой. Не мешает попрактиковаться в рисовании этим инструментом, поскольку зачастую именно она оказывается у нас под рукой.
Рисование карандашом для начинающих
Содержание
Карандаш ведет свою историю с 16 века. Поначалу в форме графитовых палочек, завернутых в бумагу или зажатых между веточками и скрепленных бечевкой. В 1683 году в Нюрнберге открыли производство простых деревянных карандашей. К сожалению, технология смешивания толченого графита с клеем и серой удешевляла изделие, но сильно отражалась на качестве, и товар не пользовался спросом.
Так что же нужно, чтобы картина, нарисованная карандашом, эволюционировала от детского рисунка к чему-то более серьезному? Прежде всего терпение и желание, чтобы познакомиться с техниками рисования, правилами композиции, светотени, тушевки и штриховки, научиться правильно держать карандаш и критически относиться к собственным работам.
Что потребуется для рисования карандашом
Карандаши. Они отличаются мягкостью и обозначаются маркировкой из букв «H»,«B» и цифр. Чем выше значение «H», тем тверже карандаш и бледнее линия, которую он оставляет. Высокое значение «B» означает мягкий грифель и насыщенный черный цвет. Твердые карандаши используются чаще всего в черчении, а для рисования вам понадобится: HB для эскизов и 4B, 6B и 8B для различных видов штриховки.
Как правильно держать карандаш
Ограничиться привычным с детства способом держать карандаш (кстати, этот захват называетcя Tripod) не получится. У него есть несколько недостатков.
— при работе рука закрывает существенную часть изображения, в результате вы видите отдельные фрагменты, но не рисунок в целом;
— поскольку пальцы согнуты и рука лежит на листе, возможности штриховки ограничены короткими линиями;
— рука постоянно касается листа, и вы можете размазать часть рисунка.
Техники рисования карандашом
Но кроме контуров и местоположений предметы обладают такими важными свойствами, как объем и фактура поверхностей. Для их передачи используются следующие техники карандашного рисунка.
Чтобы помочь растушевке передать фактуру предмета появились дополнительные техники.
Основные правила рисования
Возьмите лист бумаги, расчертите его на произвольные участки и заштрихуйте, используя различные виды штриховок. Используйте карандаши различной мягкости, меняйте нажим, создавайте плавные переходы.
Копируйте картины известных художников. Обратите внимание на виды штриховок, пропорции, способы передачи динамики объектов.
Рискните нарисовать с натуры что-то более сложное по форме и передать текстуру поверхности. Какие штрихи лучше передадут мягкость кошачьего меха, а какими вы изобразите текучесть шелкового шарфика? Тренируйтесь и через некоторое время вы сможете сложить легенду на тему изображения драпировок из различной ткани.
Простые пошаговые уроки
Кленовый лист за три шага
Начните рисунок кленового листа с грубого наброска его основной формы и центральной оси светлыми тонкими линиями. Вам не нужно рисовать какие-либо более мелкие изгибы листа, только некоторые основные линии с соблюдением пропорций разных сторон листа.
Добавьте к эскизу контурный рисунок внешней формы листа. После того как закончите, можете стереть направляющие линии, оставшиеся с предыдущего шага.
Внутри полученного контура нарисуйте основные жилки, идущие от основания листа к кончикам, и более мелкие жилки, отходящие от них.
Рисунок сливы за 6 шагов
Сделайте простой контурный рисунок основной формы сливы. В нашем случае это просто овал.
Нарисуйте стебель и продолговатую ямку на плоде, характерную для слив. Обратите внимание на форму области, из которой растет черешок.
Перед тем, как приступить к затенению, внимательно посмотрите на расположение светлых и темных участков на поверхности сливы.
Тени в области ямки будут немного темнее к ее верхнему концу, так как именно здесь она начинает изгибаться от основного источника света. Изгиб, расположенный дальше от зрителя, будет светлее к низу и снова станет немного темнее к верху.
Тень, отбрасываемая сливой, будет темнее по направлению к основанию и станет светлее по мере удаления от сливы.
Наносите штрихи таким образом, чтобы усилить форму объекта, сделать его трехмерным. При штриховке плода сделайте штрихи слегка изогнутыми, чтобы они как бы обтекали его. Для тени можно делать прямые штрихи.
Добавьте штрихов для затемнения теневой области. Постарайтесь, чтобы все штрихи совпадали по направлению с имеющимися.
В целом изображение готово, но, поскольку слива сама по себе имеет темную поверхность, стоит усилить штриховку плода. При работе учтите, что поверхность сливы гладкая и постарайтесь сгладить переходы между светлыми и темными участками.
Любая дорога начинается с первого шага. Шагните на путь изучения рисования, и вы вскоре поймете насколько увлекательным окажется ваше путешествие.
Четыре основные вида рисунка. Виды рисунков.
Сотни рисунков, выполненных карандашом, мягким материалом, тушью: всевозможные аккуратные штрихи, пятна, линии. Считалось, что прилежное копирование образцов воспитывает вкус, изящество манеры рисовальщика, гармонию пропорций, “чувство листа”.
Применяются разнообразные приёмы рисования, по-разному фиксируется главное и второстепенное, акценты расставляются каждый раз по-иному. Получается, что для разных целей и задач, особенно в учебном, исследовательском рисунке, нужна определённая иерархия видов рисования. При помощи линии, к примеру, освещение модели не изобразишь. Для этого существует классическое деление на четыре категории.
ЧЕТЫРЕ ВИДА РИСУНКА.
1) Линейно-конструктивный (линейный, линеарный).
2) Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью.
Всё вышеупомянутое справедливо и для этого вида рисунка, но кроме сквозного рисования, художник здесь показывает и степень освещения элементов формы, и их положение по отношению к источнику света. Особенно эффектно это выглядит при рисовании портретов и натюрмортов. У нас, в художественной школе, на занятиях рисунком, мы применяем конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.