Лингвистика что это 5 класс
Уроки1-2. Лингвистика- наука о языке. 5 класс
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Материалы к первым урокам русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой для интерактивной доски Smart Notebook 10.
На этих уроках происходит знакомство детей с учебником, с новым предметом, с новыми требованиями. Поэтому часть времени отводится работе со структурой учебника, со вступительной статьей, содержанием, условными обозначениями.
Для облегчения работы учителя на доске представлены сканированные страницы учебника, план-конспект урока, упражнения с решениями. Имеются модельные ответы по отдельным вопросам.
Номер материала: ДБ-1339857
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.
Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.
Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.
Лингвистика — это.
Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.
Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:
Лингвистика – это наука о языке.
На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.
Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.
На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:
Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.
Разделы лингвистики
Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.
Её высшими уровнями стали:
Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.
Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.
Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Теоретическое языкознание
Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.
Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.
В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:
Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).
Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:
Практическая лингвистика
Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.
Самыми крупными стали такие направления:
Прикладная лингвистика
В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.
Ключевые векторы:
Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.
Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.
Лингвистика
Лингвистика
Лингвистика |
Теоретическая лингвистика |
Фонетика |
Фонология |
Морфология |
Синтаксис |
Семантика |
Лексическая семантика |
Прагматика |
Прикладная лингвистика |
Усвоение языка |
Психолингвистика |
Социолингвистика |
Письменность |
Дешифровка |
Типология |
Эволюционная лингвистика |
Сравнительно-историческое языкознание |
Этимология |
Стилистика |
История лингвистики |
Список лингвистов |
Языки мира |
Нерешённые проблемы |
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.
Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.
Содержание
Предмет лингвистики
Лингвистика в гносеологическом аспекте
Субъект и объект лингвистики
Разделы лингвистики
Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:
Теоретическая лингвистика
Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:
Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:
Прикладная лингвистика
Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.
Практическая лингвистика
Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.
Эмпирическая лингвистика
Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:
Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.
Одноязычная и сравнительная лингвистика
Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).
Внешняя и внутренняя лингвистика
Лингвистика языка и лингвистика речи
Статическая и динамическая лингвистика
Общая лингвистика
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:
Лингвистика и смежные области знания
На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:
Лингвистическая экзотика
Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.
Лингвистическая терминология
Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.
История лингвистики
В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лингвистика – наука о языке Урок русского языка 5 класс
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь
Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке. Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики
Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении. Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.
Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь
Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?
Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскрúпция → транскибúровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.
Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?
Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?
Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36): Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.
Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,] Непарные г л у х и е: [х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч,], [щ,], [j,]
Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.
Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м,ич,ú] ˂ мячи? мечи? [аб,ижат,] ˂ обижать? обежать? [ув,идат,] ˂ увидать? увядать? [атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?
Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс,о], [j,ош], [здат,]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.
Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской области
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-429491
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое лингвистика и что она изучает
Лингвистика (другое название – языкознание) – наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.
Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.
Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики.
Этапы развития лингвистики
Древний мир
Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V − IV веках до нашей эры.
Языкознание Античности
Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.
Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.
Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.
Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана ( VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.
Средневековье и Возрождение
С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.
Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.
В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других
Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.
Просвещение
XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.
Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.
Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:
Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.
Российское языкознание
XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.
В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым.
XIX век
Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.
Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).
В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.
XX век и начало XXI
Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.
У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном.
В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.
В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.