Лиотар что такое постмодерн
Состояние постмодерна
Полезное
Смотреть что такое «Состояние постмодерна» в других словарях:
Эпоха Постмодерна — Музей Гуггенхайма в Бильбао пример архитектуры постмодернизма. Постмодернизм (лат. post «после», фр. moderne «новейший», «современный»), постмодерн термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных… … Википедия
Постмодернизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Постмодернизм (значения). Постмодернизм (фр. postmodernisme после модернизма[1]) термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй… … Википедия
Лиотар, Жан Франсуа — Жан Франсуа Лиотар Jean François Lyotard … Википедия
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — (неоструктурализм) направление, в которое в 1970 е гг. трансформировался структурализм. Настоящую верность структурализму сохранил только К. Леви Строс. В 1980 е гг. П. сомкнулся с постмодернизмом, что существенно усложнило идентификацию. В… … Философская энциклопедия
Жан-Франсуа Лиотар — (фр. Jean François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль 21 апреля 1998, Париж) французский философ постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В этом смысле Лиотар близок к… … Википедия
Жан Лиотар — Жан Франсуа Лиотар Жан Франсуа Лиотар (фр. Jean François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль 21 апреля 1998, Париж) французский философ постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В … Википедия
Жан Франсуа Лиотар — (фр. Jean François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль 21 апреля 1998, Париж) французский философ постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В этом смысле Лиотар близок к… … Википедия
Лиотар, Жан-Франсуа — Жан Франсуа Лиотар Жан Франсуа Лиотар (фр. Jean François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль 21 апреля 1998, Париж) французский философ постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В … Википедия
Лиотар Ж. — Жан Франсуа Лиотар Жан Франсуа Лиотар (фр. Jean François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль 21 апреля 1998, Париж) французский философ постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В … Википедия
4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
Жан Франсуа Лиотар (1924—1998) опирается в своем постмодернизме на Канта, Витгенштейна, Ницше, Хайдеггера. Он является автором самого термина «постмодерн», значение которого до сих пор остается достаточно неопределенным и к уточнению которого он не раз возвращался. Раскрывая смысл и значение этого понятия, Лиотар отмечает, что модерн и постмодерн тесно и неразрывно связаны между собой. Он считает, что нет модерна без включенного в него постмодерна, поскольку всякий модерн содержит в себе утопию своего конца. Лиотар также отмечает, что постмодерн выражает детство модерна. Поэтому при рассмотрении постмодерна речь идет не о том, чтобы просто отказаться от проекта модерна, но о том, чтобы его «переписать», хотя в своих рассуждениях Лиотар приходит к мысли, что переписать модерн невозможно. Если же модерн и постмодерн надо противопоставить, то тогда последний ставит акцент на переписывании, а первый – на революции.
Постмодерн выступает как некий вид постоянного труда, который сопровождает модерн и составляет его настоящую ценность. «Пост» следует понимать не как «следующий период», но в смысле некоторой динамики: идти дальше модерна, имея возможность вернуться к нему, совершая при этом петлю. Модерн нацелен на будущее, что выражают связанные с ним слова с приставкой «про»: продвижение, программа, прогресс, обращенные к будущему, которое надо достигнуть, и ставящие явный акцент на активности и воле. Постмодерн находится в том же движении, но он представляет собой некий вид «чувственной пассивности», способность прислушаться и услышать то, что скрывается в происходящем сегодня. Постмодерн является глубоко рефлексивным, он выражает духовное состояние, стремление понять и осознать, что с нами происходит в настоящем.
Лиотар рассматривает постмодерн не как эпоху, а как глубокое изменение в модерне, благодаря которому современное общество предстает как сложная сетка без единого контролирующего центра, без какого-либо идеологического, политического или этического укоренения. В нем исчезают отношения «лицом к лицу» – с другими людьми или объектами, все опосредствовано всевозможными «протезами», что не делает межчеловеческие отношения более прозрачными, но ведет к их усложнению и требует от каждого больше решений и выбора. У человека сокращается возможность встреч с другими в традиционном смысле, ибо эти встречи все чаще происходят на расстоянии, являются виртуальными. Окружающее человека информационное поле становится все более насыщенным и плотным, он включается в множество потоков, которые уносят его и которым он не в силах противостоять. В то же время процесс атомизации и индивидуализации выключает человека из социального поля, делает его одиноким. Человеку больше не на кого положиться, он вынужден быть судьей самого себя, отцом и авторитетом для самого себя, поскольку он живет в «обществе без отца».
Свою концепцию Лиотар излагает в работах «Состояние постмодерна» (1979), «Спор» (1983) и «Постмодерн, понятный детям» (1988). Затрагиваемые проблемы он рассматривает через призму лингвистики и языка, языковых игр и дискурсов. Как и другие постмодернисты, Лиотар также говорит о своем антигегельянстве. В ответ на гегелевское положение о том, что «истина – это целое», он призывает объявить «войну целому», считая эту категорию центральной для гегелевской философии и видя в ней прямой источник тоталитаризма. Одной из основных тем в его работах является критика всей прежней философии как философии истории, прогресса, освобождения и гуманизма.
Возражая Хабермасу в отношении его тезиса о том, что «модерн – незавершенный проект», Лиотар утверждает, что этот проект был не просто искажен, но полностью разрушен. Он считает, что практически все идеалы модерна оказались несостоятельными и потерпели крах. В первую очередь такая участь постигла идеал освобождения человека и человечества.
Исторически этот идеал принимал ту или иную форму религиозного или философского «метарассказа», с помощью которого осуществлялась «легитимация», т. е. обоснование и оправдание самого смысла человеческой истории и ее конечной цели – освобождения. Христианство говорило о спасении человека от вины за первородный грех силою любви, обещая установить «царство Божие» на земле. Просвещение видело освобождение человечества от невежества и деспотизма в прогрессе разума, который должен был обеспечить построение общества, основанного на идеалах гуманизма – свободе, равенстве и братстве. Гегелевская философия излагала свой метарассказ как историю самопознания и самоосуществления абсолютной идеи через диалектику абсолютного духа, которая должна была завершиться торжеством опять же свободы. Либерализм обещал избавить человечество от бедности и привести его к богатству как необходимому материальному условию освобождения, полагаясь на прогресс науки и техники. Марксизм провозгласил путь освобождения трудящихся от эксплуатации и отчуждения через революцию и всеобщий труд.
История, однако, показала, что несвобода меняла формы, но оставалась непреодолимой. Сегодня все эти грандиозные проекты по освобождению человека и человечества не состоялись, поэтому постмодерн означает в первую очередь «недоверие по отношению к мета рассказам».
Такую же судьбу испытал идеал гуманизма. Символом его краха, по мнению Лиотара, стал Освенцим. Он определяет его как «тотальное событие» нашей эпохи, «преступление, которое открывает постсовременность». Освенцим – имя конца истории. После него говорить о гуманизме уже невозможно.
Не намного лучшей представляется участь прогресса. Сначала прогресс незаметно уступил место развитию, а сегодня и оно все больше вызывает сомнение. По мнению Лиотара, для происходящих в современном мире изменений более подходящим является понятие сложности. Данному понятию он придает исключительно важное значение, считая, что весь постмодерн можно определить как «неуправляемое возрастание сложности».
Неудача постигла и другие идеалы и ценности модерна. Поэтому проект модерна, заключает Лиотар, является не столько незавершенным, сколько незавершимым. Попытки продолжить его реализацию в существующих условиях будут карикатурой на модерн.
Радикализм Лиотара по отношению к итогам социально-политического развития западного общества сближает его постмодерн с антимодерном. Однако в других областях общественной жизни и культуры его подход выглядит более дифференцированным и умеренным. Он, в частности, признает, что наука, техника и технология, являющиеся продуктами модерна, будут продолжать развиваться и в постмодерне. Поскольку окружающий человека мир все больше становится языковым и знаковым, постольку ведущая роль в научной сфере должна принадлежать лингвистике и семиотике. В то же время Лиотар весьма критически оценивает происходящие изменения в области знания и науки.
Он указывает на то, что прагматика знания и смысла берет верх над семантикой смысла и значения. Критерием знания выступает не истина, а практическая польза, эффективность и успех. Знание перестает быть самоцелью, оно теряет свою самоценность. Прежние вопросы «верно ли это?», «чему это служит?» уступают место другим – «можно ли это продать?», «эффективно ли это?». Лиотар отмечает, что «ученых, техников и аппаратуру покупают не для того, чтобы познать истину, но чтобы увеличить производительность». Под угрозой оказывается всякая легитимация, всякое обоснование, что таит в себе опасность произвола и вседозволенности. Происходит «слияние техники и науки в огромный технонаучный аппарат». Усиливающийся плюрализм языковых игр ведет к неограниченному релятивизму, который способствует превосходству языковой игры технонауки над всеми другими. Технонаука подчиняет знание власти, науку – политике и экономике, она следует правилу, согласно которому «разум всегда является разумом более сильного». Лиотар считает, что ни наука, ни тем более технонаука не могут претендовать на роль объединяющего и определяющего начала в обществе. Наука не способна на это ни в эмпирической, ни в теоретической форме, поскольку она тогда будет еще одним «метарассказом освобождения».
Не менее критически Лиотар смотрит на многие другие явления. Он констатирует, что происходит фрагментация и атомизация социального, распыление его ткани, а также ослабление всех форм совместного бытия, которые теряют смысл. Наблюдается «утрата детства», так как дети с малого возраста оказываются во власти масс-медиа. Под влиянием последних происходит «опустение интимности» и индивидуальности, стирание половых различий. Прогрессирует феномен всеобщей анестезии, растущей бесчувственности ко всему, что связано с чувствами и ощущениями. «Современное сознание, – пишет Лиотар, – становится „чувствительным“ только под влиянием шока, только к сенсационным чувствам, к количеству информации».
Особое беспокойство у Лиотара вызывает проблема справедливости, исследованию которой посвящена его книга «Спор». Он рассматривает характерную для постмодерна ситуацию, когда в условиях множества несоизмеримых языковых игр приходится решать спор или конфликт двух сторон по правилам, выраженным на языке одной из сторон, а вторая сторона фактически лишена возможности использовать свои аргументы. «В отличие от тяжбы, – пишет Лиотар, – спор является случаем конфликта двух сторон, который не может быть справедливо решен, так как нет законов, применимых к аргументам обеих сторон. Законность одних не исключает законности других».
Хотя в таких случаях, как отмечает Лиотар, общих и объективных критериев для решения подобного рода споров и разногласий не существует, тем не менее в реальной жизни они решаются, вследствие чего имеются проигравшие и побежденные.
Поэтому встает вопрос: как избежать подавления одной позиции другой и каким образом можно отдать должное побежденной стороне? Лиотар видит выход в отказе от всякой универсализации и абсолютизации чего бы то ни было, в утверждении настоящего плюрализма, в сопротивлении всякой несправедливости.
Весьма своеобразными выглядят взгляды Лиотара в области эстетики и искусства. Здесь он оказывается скорее ближе к модернизму, чем к постмодернизму. Лиотар отвергает тот постмодернизм, который получил широкое распространение в западных странах, и определяет его как «повторение». Такой постмодернизм тесно связан с массовой культурой и культом потребления. Он покоится на принципах удовольствия, развлечения и наслаждения. Этот постмодернизм дает все основания для обвинений в эклектизме, вседозволенности и цинизме. Яркие его примеры демонстрирует искусство, где он выступает как простое повторение стилей и форм прошлого.
Лиотар отвергает попытки возродить в искусстве фигуративность. По его мнению, это неизбежно ведет к реализму, который всегда находится между академизмом и китчем, становясь в конце концов либо тем, либо другим. Его не устраивает постмодернизм итальянского трансавангарда, который исповедуют художники С. Киа, Э. Кукки, Ф. Клементе и др. и который для Лиотара предстает воплощением «цинического эклектизма». В равной мере он не приемлет постмодернизм Ч. Дженкса в теории и практике архитектуры, где также царит эклектизм, считая, что эклектизм является «нулевой степенью современной культуры».
Мысль Лиотара движется в русле эстетической теории Т. Адорно, проводившего линию радикального модернизма. Лиотар отрицает эстетику прекрасного, отвергает индустриальную «красоту рассудка», которую производит Голливуд, где празднует свой триумф эстетика Гегеля. Лиотар исповедует эстетику возвышенного, опираясь на учение И. Канта.
Искусство должно отказаться от терапевтического и всякого иного изображения действительности. Оно является шифром непредставимого, или, по Канту, абсолюта. Лиотар считает, что традиционную живопись навсегда заменила фотография. Отсюда задача современного художника исчерпывается единственным оставшимся для него вопросом: «что такое живопись?». Художник должен не отражать или выражать, но «представлять непредставимое». Поэтому он может потратить целый год на то, чтобы «нарисовать», подобно К. Малевичу, белый квадрат, т. е. ничего не изобразить, но показать или «сделать намек» на нечто такое, что можно лишь смутно постигать, но нельзя ни видеть, ни изображать. Всякие отступления от подобной установки ведут к китчу, к «коррупции чести художника». Лиотара привлекает то, как одна и та же нота звучит на скрипке, рояле или флейте. Его волнует поэтика тембра и нюансов.
Отвергая постмодерн как «повторение», Лиотар ратует за «постмодерн, достойный уважения». Возможной его формой может выступать «анамнез», смысл которого близок к тому, что М. Хайдеггер вкладывает в понятия «воспоминание», «превозмогание», «продумывание», «осмысление» и т. п. Анамнез отчасти напоминает сеанс психоаналитической терапии, когда пациент в ходе самоанализа свободно ассоциирует внешне незначительные факты из настоящего с событиями прошлого, открывая скрытый смысл своей жизни и своего поведения. Результатом анамнеза, направленного на модерн, будет вывод о том, что основное его содержание – освобождение, прогресс, гуманизм, революция и т. д. – оказалось утопическим. И тогда постмодерн – это модерн, но без всего того величественного, грандиозного и большого, ради чего он затевался.
Как и другие представители постмодернизма, Лиотар критически оценивает прежнюю и существующую философию. Его упреки при этом во многом имеют эстетический характер. Он считает, что философия является идеальным прототипом теоретического дискурса, который имеет своей целью истину и радикально противостоит дискурсу красоты и искусства. Философия всегда утверждала превосходство концептуального взгляда на мир по отношению к другим способам восприятия реальности, связанным с чувствами и интуицией. Она глубоко включена в процесс «пауперизации» чувств и чувствительности, которая характеризует общество потребления. В равной мере философия включена в процесс всеобщей рационализации, которая нацелена на преобразование, подавление и манипулирование.
Касаясь назначения философии в условиях постмодерна, Лиотар рассуждает примерно так же, как по отношению к живописи и художнику. Он склоняется к тому, что философия не должна заниматься какими-либо проблемами: познанием, отражением или выражением реальности. Философия не следует никакой цели и никакому предустановленному правилу. Главное для нее правило – быть целью для самой себя. Это правило выступает для нее как категорический императив: «будь самой собой». Все другие правила она устанавливает сама в процессе свободной игры рефлексии. У философии нет какой-либо предварительной идентичности, которая определяла бы характер или жанр ее дискурсивной деятельности. Эта идентичность должна каждый раз определяться заново. Философия – это «жанр дискурса, лишенный жанра». Она является неповторимой практикой дискурса, понимаемой как опыт языка, который находится в постоянном поиске самого себя, в поиске трансцендентных условий возможности смысла.
В отличие от того, что предлагает Деррида, Лиотар против сближения и тем более смешения философии с другими формами мышления и деятельности. Как бы развивая известное положение Хайдеггера о том, что приход науки вызывает «уход мысли», Лиотар возлагает на философию главную ее обязанность – сохранить мысль и мышление. Такая мысль не нуждается в каком-либо объекте мышления, она выступает как чистая саморефлексия. В равной мере она не нуждается в адресате своей рефлексии. Подобно искусству модернизма и авангарда, ее не должен беспокоить разрыв с публикой, забота о диалоге с ней или о понимании с ее стороны. Собеседником философа выступает не публика, а сама мысль. Он несет ответственность перед одним только мышлением, как таковым. Единственной проблемой для него должна выступать чистая мысль. «Что значит мыслить?» – главный вопрос постмодернистской философии, выход за рамки которого означает ее профанацию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Возрастание роли марксизма в создании и укреплении рабочих партий
1. Возрастание роли марксизма в создании и укреплении рабочих партий Создание и укрепление рабочих партий – главное направление деятельности марксистов Со второй половины 80-х годов XIX века распространение марксизма приобрело некоторые новые черты, обусловленные
029: ПОСТМОДЕРН
029: ПОСТМОДЕРН Считается, что мы живём в эпоху постмодерна. Однако факт в том, что постмодерн мёртв, а мы живём в эпоху постинформационала (эпохи, когда информация ничего не стоит). То есть «белый шум» победил. Поэтому постмодернизм некрут. Даже больше – он
Постмодерн в изложении для детей
Постмодерн в изложении для детей Письма: 1982–1985
3. Жан-Франсуа Лиотар
3. Жан-Франсуа Лиотар То, что я собирался сказать, кое в чем довольно близко к сказанному только что Рансьером, но он сказал это гораздо лучше, чем сказал бы я, куда сосредоточеннее и заостреннее… — Я полагаю, что книга Бадью — поразительная книга, это слово внезапно
ЛИОТАР
Возрастание иррациональных элементов в общественном сознании. Атмосфера ожидания насилия[2]
Возрастание иррациональных элементов в общественном сознании. Атмосфера ожидания насилия[2] На опыте кризиса следует учиться. Проблема человека и его изменяемости для многих возникла лишь в результате событий последних лет. Два предрассудка исчезли одновременно:
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН Модернизм (фр. moderne — новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в
1. УРОВНИ СЛОЖНОСТИ ИГРЫ
1. УРОВНИ СЛОЖНОСТИ ИГРЫ Если читатель является любителем компьютерных игр или их создателем, то он наверняка знаком с таким понятием, как «уровень сложности» игры.Обычно уровнями какой-либо игры являются следующие:? дилетант («я выиграю, потому что я просто
17. (ТС) Теория сложности
17. (ТС) Теория сложности Наблюдая за Вселенной, от начала её зарождения и до настоящего момента, мы видим, как она проделала грандиозный путь через бесконечность, который привел к появлению звездных систем, планет и в конечном итоге, зарождению на них жизни.Анализируя это
18. Следствия теории сложности
18. Следствия теории сложности Теория сложности, утверждает, что Вселенная стремится ко все более сложным состояниям. При этом, более сложные состояния, обладают еще большим потенциалом, для развития Вселенной. Попробуем вывести несколько следствий из этой
Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?[19]
Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?[19] Лиотар Жан-Франсуа (1924–1998) – французский постфрейдист, одним из первых поставивший проблему корреляции постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге «Состояние постмодерна. Доклад о знании» (1979) он
Жан-Франсуа Лиотар Ответ на вопрос: что такое постмодерн?
Жан-Франсуа Лиотар Ответ на вопрос: что такое постмодерн? Требование Мы живем в эпоху замедления – я имею в виду характер времени. Со всех сторон раздаются призывы покончить с экспериментаторством в искусстве и в остальных областях. Я читал одного историка искусства,
Постмодерн
Постмодерн Что же тогда такое постмодерн? Какое место он занимает – или не занимает – в головокружительном потоке вопросов, обрушенных на правила построения живописного образа, на правила повествования? Вне всякого сомнения, постмодерн есть часть модерна. Все, что было
Теория сложности
Теория сложности Рассуждения о природе, возможности построения, существования и ограничениях алгоритмов, которые я привел в предыдущих главах, были по большей части «нестрогими». Я совсем не касался вопроса о возможности практического применения упоминавшихся
Неумолимое возрастание энтропии
Неумолимое возрастание энтропии Представим себе стакан воды, стоящий на самом краю стола. Если его слегка подтолкнуть, он, скорее всего, упадет на пол, наверняка разобьется вдребезги на множество осколков, а вода расплескается повсюду, возможно, частично поглотившись
Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Модерн и постмодерн
Ж. Лиотар считает, что модерн и постмодерн два связанных между собой явления. Модерн как всякое явление культуры предполагает предчувствие своего конца, своего «пост-». Но, в тоже время, постмодерн это не следующий этап развития, он оставляет за собой право возвращаться к модерну.
Постмодерн – это не эпоха, но отражение духовного состояния современного общества, характеризующегося утратой какого-либо центра, опоры, будь то политической или моральной.
Постмодерн, кроме того, отличается отсутствием возможности общения с другим, большей атомизацией, чувством одиночества, чему причиной становится все более и более «уплотняющееся» информационное поле.
Против «метанарративов»
В рамках своих рассуждение о постмодерне Ж. Лиотар вводит понятие «метанарратив». Метанарратив – это крупное учение, присущее проекту модерна, дающее смысл и цель как индивидуальной жизни человека, так и истории в целом; оно близко к понятию идеал, к осуществлению которого нужно стремиться. Примерами метанарративов являются идеи прогресса, гуманизма, абсолютной свободы. Метанарративы в современном мире терпят крах, на что указывает Лиотар.
Идея освобождения, абсолютной свободы проходит «красной линий» через всю историю человеческой мысли, начиная с утверждения христианства о преодолении греха и обретения вечной свободы на небе и до марксизма с его призывом к рабочим освободиться от эксплуатации через революцию, обещающую свободу здесь и сейчас.
Символом краха гуманизма стал Освенцим. Ж. Лиотар считает его началом постсовременности и концом истории. После Освенцима говорить о гуманизме в любой форме его проявления невозможно.
Прогрессу повезло не больше. Первоначально оно было заменено развитием. В современных условиях оно вызывает все больше и больше вопросов и может быть заменено категорией «сложность». Лиотар считает, что постмодерн можно емко охарактеризовать следующим выражением: «неуправляемое возрастание сложности».
Готовые работы на аналогичную тему
Влияние всего этого Ж. Лиотар видит в доминировании прагматического использования знания, превращающегося в технонаучный аппарат, в увеличении атомизации общества, в утрате индивидуальности и интимности, в прогрессировании бесчувственности, в господствующей в современном мире несправедливости.
Исходя из этого, постмодерн являет собой своего рода анамнез. Суть дела в том, что модерн, осознав утопичность своих метацелей, отказывается от их грандиозности. В этом отказе и есть, в понимании Лиотара, постмодерн.
Эстетические воззрения Ж. Лиотара
Концепция постмодерна Лиотара касается и вопросов эстетики. Мыслитель не приемлет тот постмодернизм, что близок к массовой культуре и идеям потребительства. Он обвиняет его в безудержном эклектизме и вседозволенности на уровне морали. Лиотар использует категорию «повторение»: такого рода постмодернизм есть лишь простое повторение уже бывших культурных форм и стилей.
По мысли Лиотара искусство должно отказаться от позиционирования себя как некоего врачевателя души человека. Оно по своей глубинной сути является зашифрованным выражением непредставимого, абсолюта. Поэтому Лиотар сторонник эстетики возвышенного. Для него после появления фотографии, способной точно отражать действительность, за живописью остается только функция передавать «невыразимое». В современных условиях искусство должно делать легкий намек на нечто, что возможно отдаленно постигать, но невозможно непосредственно видеть и изображать.
Книги Ж. Лиотара о постмодерне имели большой резонанс в европейском интеллектуальном пространстве. Он одним из первых заговорил о парадоксальности духовного состояния современного мира.