Лирические образы что это

Примеры лирических образов в музыке?

Лирический образ в музыке-это образ, передающий
личные переживания автора.
Он раскрывает индивидуальный духовный мир творца.
В отличии от драмы или эпоса лирическое
произведение не подразумевает никаких событий,
только исповедь лирического героя,
его собственное восприятие разнообразных явлений.
Существует три главных свойства лирики:
Чувство. Настроение. Отсутствие действия.

Среди инструментальных лирических произведений
выделяются классические работы Моцарта, Шуберта,
Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова
и других композиторов.
С помощью мелодий они формировали лирические образы.
Ярким примером является Девятая симфония Бетховена.
Композитор фокусируется на целом народе,
лирическом образом выступает весь этнос.
В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе,
о пробуждении мира после зимнего сна.
Лирические образы в музыке композитора воплотились
в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также
тоже становится главным лирическим образом.
У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне
в композиции «Нежность».
Каждый маэстро находил вдохновение в природе,
человеке, в каком-то моменте.
Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими
образами можно назвать: «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» Шуберта;
«К далекой возлюбленной» Бетховена,
«Романс о романсе на стихи Б. Ахмадулиной, музыка
Андрея Петрова;
«Я вас любил»-стихи А. Пушкина, музыка Шереметьева,
«Тонкая рябина» И. Сурикова.

Лирический образ в музыке-это образ, передающий
личные переживания автора.
Он раскрывает индивидуальный духовный мир творца.
В отличии от драмы или эпоса лирическое
произведение не подразумевает никаких событий,
только исповедь лирического героя,
его собственное восприятие разнообразных явлений.
Существует три главных свойства лирики:
Чувство. Настроение. Отсутствие действия.

Среди инструментальных лирических произведений
выделяются классические работы Моцарта, Шуберта,
Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова
и других композиторов.
С помощью мелодий они формировали лирические образы.
Ярким примером является Девятая симфония Бетховена.
Композитор фокусируется на целом народе,
лирическом образом выступает весь этнос.
В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе,
о пробуждении мира после зимнего сна.
Лирические образы в музыке композитора воплотились
в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также
тоже становится главным лирическим образом.
У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне
в композиции «Нежность».
Каждый маэстро находил вдохновение в природе,
человеке, в каком-то моменте.
Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими
образами можно назвать: «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» Шуберта;
«К далекой возлюбленной» Бетховена,
«Романс о романсе на стихи Б. Ахмадулиной, музыка
Андрея Петрова;
«Я вас любил»-стихи А. Пушкина, музыка Шереметьева,
«Тонкая рябина» И. Сурикова.

Источник

Презентация по музыке на тему «Лирические образы в музыке» (7 класс)

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок музыки 7 класс Презентацию выполнила педагог дополнительного образования, учитель музыки высшей категории МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина» Паршина Вера Валентиновна

Музыкальный образ Лирические образы в музыке.

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Лирический образ, нередко воплощается в музыкальной миниатюре.

Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатления­ми. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общества – могут вызвать пере­живания человека. Особенность и сила воздействия лирики заклю­чается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

Лирические образы в музыке Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала. Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов.

Что делает уникальным лирику? Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет. Главные характерные особенности: бездействие, чувства и эмоции, настроение.

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления. Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады.

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов. С помощью мелодий они формировали лирические образы.

С.В. Рахманинов Прелюдия № 12

Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей. Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: «То, что исходит от сердца, должно к нему и вести». Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна. Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

Л.В. Бетховен «Весенняя соната»

Художник Исаак Левитан «Весна большая вода»

Клод Дебюсси «Нежность» У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый композитор находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте.

Художник. Исаак Левитан. «Сумерки. Луна».

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Номер материала: ДБ-777977

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лирические образы. Лирические образы в музыке

Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

Лирический образ

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоЧитатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

Что такое лирика?

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Что делает уникальным лирику?

Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоГлавные характерные особенности:

Древние времена

Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство. Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора «Энеиды», и Овидия с его «Метаморфозами». Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь. У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

Средневековье и эпоха Возрождения

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоЛирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер. Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными. Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

Недалекое прошлое

Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Джон Китс, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Виктор Мари Гюго, Альфред де Мюссе.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоВ России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Петр Вяземский, Владимир Одоевский.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года. Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов. Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя. Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

Лирические образы в музыке

Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоСреди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов. С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: «То, что исходит от сердца, должно к нему и вести». Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна. Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый маэстро находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте. Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

Лирические образы в литературе

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что это

Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными. Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я». Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.

Лирические образы что это. Смотреть фото Лирические образы что это. Смотреть картинку Лирические образы что это. Картинка про Лирические образы что это. Фото Лирические образы что этоВ русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему. Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

Источник

Урок в 7-м классе по теме «Лирические образы в музыке»

Разделы: Музыка

Цель урока: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

Задачи урока: сформировать представление о лирическом образе, как форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Л. Бетховена, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.

Технологии: информационные, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, ассоциативно-рефлекторные.

Методы: частично поисковый с элементами исследования, беседа, метод наглядно – слухового показа, репродуктивный, практический, перекодирования одного вида искусства в другой; метод погружения.

Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте, гости. Мы продолжаем познавать смысл понятия художественного образав искусстве, музыке и его разновидности. Мы с вами выяснили, что художественный образ – одно из центральных понятий в искусстве. Объясните, пожалуйста, что значит – художественный образ?

Ученики: художественный образ – это …

Учитель: Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа. Слайд 2.

Учитель: Мы также выяснили, что образы в художественном произведении различны, к примеру, обратимся к нашему песенному творчеству: если я вам скажу, что сейчас прозвучит наша любимая песня “Марш мальчишек”, какой образ вы себе представите?

Учитель: А если я скажу, что звучит песня “Мама знает”?

Учитель: Так почему образы разнообразны?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Да, действительно, жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек, обладающий простым физическим слухом (к этому мы еще вернемся), может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся поучиться: слышать, чувствовать, понимать. Слайд 3.

Для того, чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, небольшую пьесу и постарайтесь понять: какое настроение, состояние я хочу вам передать, слушайте и смотрите, только… Я буду играть сердцем, а вы слушайте сердцем.

Звучит пьеса В. Ребикова. “Вечерние огни”. Слайды 4–22.

Учитель: Какие настроения вы услышали в музыке?

Ученики: ответы учеников…

Учитель: Вы правы, я старалась звуками передать вам состояние – грусти, горечи, уныния, безнадежности, глубокой печали, тоски, фотографии играли роль своеобразной подсказки – это моя попытка создания образа одинокого человека. Вы это поняли, значит, мы на правильном пути.

Теперь я могу назвать тему нашего урока – лирические образы в музыке. Слайд 23.

Это образы, которые передают личные переживания автора, что я сейчас и попыталась вам продемонстрировать. Давайте попробуем дать определение этому понятию. Слайд 24.

Слово лирика происходит от слова «лира» – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Слайд 25.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Слайд 26.

Вот главные свойства лирики:

Для того, чтобы глубже раскрыть понятие лирического образа в музыке мы создали научную группу искусствоведов. Искусствоведы – это люди, которые занимаются изучением сущности искусства, художественного образа. Мы собирали информацию о композиторе, его творчестве, а также обсуждали и решали какой материал, и в какой форме вам его предоставить. Мой опыт показать вам чувство одиночества, не случайность, так как дальнейшее наше объяснение будет связано с именем великого одинокого человека – Людвига ван Бетховена. Евгений, пожалуйста. Слайд 27.

С какими произведениями мы с вами познакомились в прошлом году, подтверждающими эти слова?

Учитель: В этих произведениях мы слышим, прежде всего – героические образы, назовите, чему была посвящена 7 симфония?

Учитель: А помните, в девятой симфонии с ее финальным призывом – “Обнимитесь, миллионы”! – стала идейным завещанием композитора человечеству, но повторюсь, творчество этого композитора – многогранно и Бетховен умело создавал не только героические, но и лирические образы.

Учитель: Спасибо за повторение пройденного. Слайд 28.

Ученик: Сейчас нам рассказали, что лирические образы воспроизводят личное чувство или настроение автора. Одним из известных изречений Бетховена звучит так: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести”, мне кажется, что эти слова великого композитора тоже можно считать определением лирического образа.

Так как лирика – это чувственное восприятие мира, значит, мы продолжаем учиться слышать, чувствовать, понимать. Слайд 29.

Для вас задание: сейчас прозвучит одно из ранних произведений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано, приготовьте, пожалуйста, ручки и тетради и, слушая, напишите по 4 слова, отражающие чувства, которые вы будете испытывать слушая.

Учитель: Только…музыкант играет сердцем, и вы слушайте сердцем.

Звучит “Весенняя соната”

Учитель: Опишите, что вы почувствовали.

Учитель: Правильно! Красота, изящество, жизнерадостный характер – вот что характеризует эту сонату. Однако прозвучавшее произведение имеет название – “Весенняя”. Трудно сказать что-либо определенное о происхождении наименования сонаты – “Весенняя”. Известно, что Бетховен лишь в редких случаях давал своим произведениям названия. О своих произведениях, рисующих лирический образ природы Бетховен когда – то написал, что это “…более выражение чувств, чем живопись”.

Ученик: И все же, мы решили подробнее рассказать об этом периоде жизни композитора. Всем известно, Бетховен был глухим, но писал музыку. Это традиционно, банально, да писал музыку. Хотя если поговорить с врачами, когда человек глохнет, он забывает земные звуки, у него лишь звон и шум в ушах. Правда, глухим он стал не сразу. Проблемы со слухом у композитора появились в 28 лет. Можете себе представить, какой ужас должен испытывать человек, для которого способность слышать – самое важное в жизни. “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах” – писал в те годы Бетховен. Обращения к врачам не приносили облегчения. Глухота делалась очевидной. Как же тогда он писал музыку, и ответ мы нашли у Александра Сергеевича Пушкина в стихотворении Пророк. Послушайте отрывок этого стихотворения. Слайд 30.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.

Учитель: В чем смысл этого стихотворения?

Ученик: выходит, что когда ангел коснулся ушей пророка, он оглох с земной точки зрения, у него открывается другой слух, он начинает слышать внутреннюю музыку.

Учитель: Вы правы, он начал слышать звуки космоса, но ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Слайд 31.

Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце насмешливой кокетки зародились такие же нежные чувства. В письме своему другу Бетховен подчеркивал: “Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за нее”. Слайд 32.

Ученик:…В начале июня к Людвигу пришло письмо. От письма
исходил запах фиалок, но оно содержало слова,
означавшие крушение всех надежд. Глаза глохнущего
музыканта пробегали по строчкам и наполнялись слезами. Письмо кончалось жестокими словами: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем». Джульетта предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Он долго бродил по лесу, не возвращаясь домой. Ни одной жалобы никто не услышал от него, все было сказано музыкой. Мы рассказали историю создания поистине шедевра музыкального фортепианного искусства – сонаты, которую после его смерти назовут “Лунной”. Слайд 33.

Учитель: продолжаем слушать, чувствовать, понимать, мы предлагаем вам разбор средств выразительности этого произведения, Александр, пожалуйста.Александр: Объяснение сопровождает показом на фортепиано.

Первая часть – в медленном движении, сумрачная, довольно скорбная музыка. Один из русских композиторов, охарактеризовал ее, как “смертельное уныние”. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса, как бы кружение на месте, показывающее безысходность положения и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.

Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент сонаты. Вспомните, были ли в вашей жизни события, созвучные этой музыке?

Звучит “Лунная” соната.

Учитель: Кто может поделиться своими воспоминаниями?

Подведем итоги: сегодня мы узнали, что такое лирические образы в музыке и выяснили, что – это:

Ученики: ответы. Слайд 35.

Запишите домашнее задание. Слайд 36. Я прошу моим помощникам помочь поставить оценки за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *