Лирика что это такое в литературе кратко
Что такое лирика?
Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы. Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании Лирика – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений.
Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом. Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение лирики — что это
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Лирические жанры
ода — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
Лирика и ее жанры
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Лирика и ее жанры «
(готовится к публикации)
Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.
Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.
Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.
Обычно выделяют следующие лирические виды:
Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).
Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.
«Итак, будем веселиться,
После веселой молодости,
После горестной старости
Да здравствует Академия!
Да здравствуют профессора!
Да здравствуют все члены ее!
Да здравствует каждый член!
Пусть вечно они процветают. »
(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)
Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.
Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.
Тебя, твой трон я ненавижу,
С жестокой радостию вижу…»
(Из оды «Вольности», А.Пушкина)
Послание
Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.
«Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Ты, меня любивший дольше
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах».
Эпитафия
Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.
«Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»
Сонет
Сонет – поэтическо е п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.
Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.
Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.
«Вздыхаю, словно шелестит листвой
Печальный ветер, слезы льются градом,
Когда смотрю на вас печальным взглядом,
Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей видя свет благой,
Я не тоскую по иным усладам,
И жизнь уже не кажется мне адом,
Когда любуюсь вашей красотой.
Но стынет кровь, как только вы уйдете,
Когда, покинут вашими лучами,
Улыбки роковой не вижу я.
И, грудь открыв любовными ключами,
Душа освобождается от плети,
Чтоб следовать за вами, жизнь моя».
(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)
Лирическое стихотворение
Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.
«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне».
Элегия
Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.
«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,
Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!
Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,
И на упругих ветвях звучный и радостный хор;
Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо
Бурые склоны горы, темную зелень лесов
И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней
И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»
Эпиграмма
Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.
«Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
Песня
Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.
«А не спеть ли мне песню о любви
И не выдумать ли новый жанр
Попопсовей мотив и стихи
И всю жизнь получать гонорар…»
Романс
Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаютс я п ереживания, настроения, чувства лирического героя.
«А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? – ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
но погубил так неумело…»
(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)
Мадригал
«И как в раю магометанском
Сонм гурий в розах и шелку,
Так вы лейб-гвардии в уланском
Ее Величества полку.
(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Лирика – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово лирика? Пытаешься разобраться, что такое лирика? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «лирика» в словарях русского языка
Лирика это:
Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ).
Лирика
2. Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
II ж. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм II.
Лирика
(гр. lyrikos музыкальный, напевный)
1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; л. является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний;
2) совокупность произведений этого рода.
Лирика
ж.
1) а) Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. б) Совокупность произведений такого рода поэзии. в) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (
2).
Лирика
1. один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; л. является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний;
2. совокупность произведений этого рода.
Лирика
Лирика
Род литературных произведений, Maxime поэтических, выражающих чувства и переживания Русская классическая л. лирика совокупность произведений этого рода поэзии Л. Пушкина.
Лирика
(от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.
Лирика
лирика ж.
1) а) Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. б) Совокупность произведений такого рода поэзии. в) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (
2).
Лирика
лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike).
1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина.
3. перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.
Лирика
Лирика
1971. В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое).
Лирика
Библиография:
Аристотель, Поэтика, издание «Academia», Л., 1927; Белый А., Символизм, M., 1910 (ст. «Лирика и эксперимент»); Веселовский А. Н., Поэтика, т. I, СПБ, 1913; Бобров С., О лирической теме, «Труды и дни», М., 1913, I—II; Тиандер К., Исторические перспективы современной лирики, «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911; Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, «Вопросы теории и психологии творчества», Под редакцией Б. А. Лезина, т. II, вып. II, СПБ, 1910 (и в «Собр. сочин.» Овсянико-Куликовского); Карташев Ф., Лирическая поэзия, ее происхождение и развитие, там же, том II, вып. I, СПБ, 1909; Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Бем А., К уяснению основных историко-литературных понятий, «Известия отделения русского языка и словесности Российской академии наук», т. XXIII, кн. I, П., 1918; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Жирмунский В., Мелодика стиха, «Мысль», 1922, № 5 (и в сб. статей «Вопросы теории литературы», Л., 1928); «Лирика», ст. в «Словаре литературных терминов», т. I, М. — Л., 1925; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, «Русская речь», т. I, Л., 1927; Малахов С., Как строится стихотворение, М. — Л., 1928; Юнович М., Проблема жанра в социологической поэтике, «Русский язык в советской школе», 1929, кн. IV; Асеев Н., Работа над стихом, Ленинград, 1929; Томашевский Б., О стихе, М. — Л., 1929; Его же, Теория литературы. Поэтика, изд. 5-е, Москва — Ленинград 1930; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931. Из немецких работ: Werner, Lyrik und Lyriker, 1890; Hirt E., Das Formgesetz der lyrischen, epischen und dramatischen Dichtung; Nef W., Die Lyrik als besondere Dichtungsgattung, Zurich, 1899; Litzmann B., Goethe’s Lyrik (введение), 1903; Geiger E., Beitrage zur einer asthetik der Lyrik, 1905; Witkop P., Das Wesen der Lyrik, Heidelberg, 1907; Volkelt J., Gesammelte Aufsatze, 1908; Ermatinger E., Das dichterische Kunstwerk, 1921; Bock K., Das Gedicht, 1922; Sieburg Fr., Die Grade der lyrischen Formung, Munst., 1922; Hefele H., Das Wesen der Dichtung, 1923; Werner H., Die Ursprunge der Lyrik, 1924; Hartl R., Versuch einer psychologischen Grundlegung der Dichtungsgattungen, 1925. См. также литературу по жанрам и литературам, упоминаемым в тексте. Подробную библиографию см. в кн. Балухатого С. Д., Теория литературы, Л., 1929 (раздел VIII. Лирика и эпос).
Лирика
Начало Лирики лежит в песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно прослушать у современных аборигенов. Когда впоследствии лирическая песнь перерастает в личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему её человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и сама форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые.
Рядом с обезличиванием Л. идет и другой процесс, определяющий её форму. Первобытная лирическая поэзия не только всегда пелась, но в большинстве случаев была связана с пляской и мимикой; были в ней и элементы рассказа. Такой смешанный род поэзии называется лирико-эпической и драматической кантильоной.
Выделившись в особые роды поэзии — эпос и драму — эти элементы остаются до известной степени присущими лирической поэзии; в состав её входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и прочее.
Народная песня дошла до нас скорее в периоде переживания, когда многое в ней стало терять свой первоначальный смысл под влиянием христианства, новых условий жизни, а также появилось много наносного, книжного. Известные нам народные песни либо записаны со слов народа собирателями XVIII и XIX вв., либо содержатся в старых песенниках (XVI и XVII вв.), либо сохранились в памятниках совершенно случайно.
Собирание песен началось под влиянием романтиков и главным образом Гердера, впервые оценившего их эстетическое достоинство. В России первые собирания народных песен восходят к екатерининскому времени («Сборник» Чулкова, 1770 г.).
В нынешнем веке собирание и изучение народных песен («фольклор») стало на научную почву и производится с большим рвением. Однако строгой классификации собранного материала до сих пор не сделано, что объясняется разнообразным и запутанным составом большинства песен.
Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она может быть подразделена на два отдела: песни обрядовые и бытовые. К первой группе принадлежат песни, относящиеся к главным народным праздникам и связанные с плясками, хороводами и хождением по домам односельчан.
Сюда относятся, с одной стороны, веснянки, русальские и семицкие песни у славян, майские и зимние плясовые песни на Западе, с другой — наши колядки, овсеневые, щедривки, волочобные и колотырские песни и многие величальные песни на Западе. Распространена и диалогическая или драматическая форма песней, также относящихся к праздничным обрядам; таковы споры (напр. «спор зимы и лета» в Германии, древние joc partit в южн. Франции) и превращенья.
Другие обрядовые песни — свадебные, застольные, подблюдные и заплачки — относятся к обрядности повседневной жизни. Бытовые песни отвечают разным типическим настроениям; есть, напр., любовные песни, мужские и женские, девичьи и замужние, и песни при совершении разных работ, в роде песен за прялкой.
Сюда же относятся и песни детские, рекрутские, солдатские, разбойничьи. Один и тот же сюжет встречается в песнях различного применения. Они часто основаны на коротких рассказах, близких к сказке (в роде песней о злой доле, о царевиче козленушке), или входят в разряд так называемых низших эпических мотивов. Мифологи любят давать символическое объяснение содержанию многих обрядовых песен; но современная наука оставила это толкование даже относительно наглядных символов (вроде девушки-розы). Попыток группировки лирико-эпических песен (баллад, романсов) и низших эпических сюжетов до сих пор сделано очень немного, хотя, несомненно, и здесь должен быть применен сравнительно-исторический метод (см. Заимствование).
Перечисленные виды народной песни появляются весьма рано у всех европейских народов. Старейшие упоминания о славянских песнях восходят к VII веку. В Германии очень рано упоминается о любовных песнях заплачках, свадебных песнях. Следы французской народной песни можно видеть в анонимных лирических пьесах XII и XIII веках.
Они сильно разнятся от господствовавшей в то время искусственной трубадурской Л. и, напротив, похожи на песни XVI в. Древняя итальянская народная Л. до XIII века до нас не дошла, но о её раннем существовании можно заключить по некоторым произведениям XIII в. (например, пьеса Чулло д’Алькомо) и по песням XV века.
Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной Л. — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской Л. и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драмат. поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.
Индийские веды, в которых часто видели первоначальное произведение индоевропейского лиризма, только частью могут быть отнесены к Л. (об индийской Л. см. Индийская литература). Под магометанским влиянием древнеиндийская Л. исчезла, и остаткам её было придано условное мистическое значение (в XII в. н. э.). В древней Греции существовали все главнейшие виды народной лирической песни (оды): молитвенные гимны и хороводные плясовые песни, любовные, свадебные, застольные и заплачки; но проследить её древнейший период очень трудно вследствие связи его с мифологическими преданиями.
Несомненно только то, что она создалась под влиянием восточной цивилизации. Древнейшие виды греч. лирической элегии (от армянского слова, обозначающего грусть) и ямба связаны с именем фригийского поэта-музыканта Олимпа. Элегии политического характера впервые сочинял Каллин, родом из малоазийской Ионии (в VII в. до н. э.).
За ним следовали Тиртей в Аттике, Архилох в Паросе, Мимнерм в Смирне. В первый период греческой лирики она пелась главным образом под аккомпанемент флейты, сохранившийся и позже. На Лесбосе появляется усовершенствованная струнная гитара, приписываемая Терпандру. К лесбийской, или эолийской, школе принадлежал и Алкей, сочинявший хоровые политические песни, гимны богам, а также песни, посвящённые вину и любви.
Современницей и соотечественницей Алкея была Сафо, кроме любовных песен сочинявшая гименеи, то есть свадебные песни, и эпиталамы, то есть заплачки. Иной характер носила дорийская школа; она выработалась из хороводной песни, связанной с богослужебным обрядом. Древнейшими авторами хоровых песен, воспевавших политич. события, были Алкман и Стесихор.
Последний считается первым автором буколической пастушеской песни. Влияние дорийской школы распространилось и на южную Италию, где жил поэт Ивик, произведения которого носят чисто эротический характер. Эротическая Л. достигла высшего своего совершенства у поэта ионийской школы Анакреона (VI в. до н. э.).
Другой поэт той же школы, Симонид, обращался в своей Л. к политическим событиям. Он писал хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии), получивишие высшее развитие у Пиндара (также VI в.). Пиндар соединил в себе влияние дорийской и эолийской школ.
Он писал во всех видах хоровой поэзии: гимны богам, дифирамбы, песни для процессий, или прозодии, плясовые или мимические песни, девичьи хороводные, застольные и хвалебные оды. Победы на играх приносили славу не только самому победителю, но и его народу или племени. Поэтому одам Пиндара придавали высокое значение, и сам он видел в них общественный подвиг. После Пиндара греческая Л. не произвела уже ничего, кроме подражаний старому; в V и IV вв. элегии и застольные песни сочиняли Ион Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др.
Из лириков последней поры греч. литературы, так наз. александрийского периода, выдаётся Каллимах. В III в. в Сицилии снова возрождается пастушеская поэзии. Её высшим выразителем был Феокрит, пьесы которого носят лирико-эпический характер. За Феокритом следуют Мосх и Бион. Греч. Л., развившись из народной песни, выработала, таким образом, определённые виды поэзии: оду, элегию, любовную песню и буколическую поэму (см. Греческая литература).
Древнейшие виды латинской лирической поэзии происхождения народного и принадлежат к религиозной Л.; таковы песнь Арвальских братьев и песни жрецов Салиев. Литературного развития они не получили; вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Высокого совершенства достигла латинская Л. в лице поэтов I в. до н. э. — Катулла, Виргилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия.
Катулл писал во всех видах Л., выработанных греками; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь. Лирический характер носит и длинная поэма Лукреция «О Природе». «Буколики» Виргилия состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста пастухам несвойственные им мысли и злобу дня, они ложатся в основу условной пастушеской поэзии. Гораций в своих этюдах подражал Архилоху.
Оды Горация носят совершенно другой характер, чем оды Пиндара; одни из них выражают личные чувства или настроения поэта, другие имеют морализирующее содержание, третьи относятся к политическим событиям.
Тибулл — создатель латинской эротической элегии; Пропорций следовал более александрийской школе, чем древнегреческой, вследствие чего его элегии блистают учёностью и испещрены мифологическими тонкостями. Овидий в юношеских годах подвизался на поприще любовной элегии; таковы его знаменитые «Amores». После Овидия латинская Л. не произвела более ничего выдающегося или оригинального.
Христианство вызвало к жизни и соответствующую ему поэзию в виде гимнов (напр., гимны Фортуната VI в.) и секвенций — особой стихотворной формы, принадлежавшей к так называемой народной латыни. Обе эти лирические формы пелись и при богослужении. Подобные произведения сочинялись очень рано и по-староанглийски, у англосаксов. Распространяются также латинские и староанглийские переводы псалмов. В IX в., в кружке Карла Великого, возрождается светская Л.: таковы мелкие пьесы Алкуина и Павла Диакона, имеющие характер эпиграммы.
Эклоги писал поэт Назон, подражая преимущественно Виргилию. Дальнейшая латинская литература всё более отдаляется от классических форм и приближается к народным: от XI в. до нас дошла даже одна баллада, писанная по-латыни. Во Франции в XI и XII вв. народная Л. выработала несколько более близких к жизни типов песен (conzo, chanson), напр. estrabot (отсюда итальянские strambotto), retroe nce, joc partit, de bat (спор и превращение), alba (утренняя песнь), reverdie (весенняя песнь), pastoreta (пастушеская песнь, тоже весенняя), chanson de toile (лирико-эпическая песнь за прялкой), ballata — женская плясовая песнь (th eme de la mal marie e). Большинство этих песен относится к весенней обрядности.
Личный характер французская лирическая поэзия приняла ранее всего в Провансе вследствие существования здесь особого класса профессиональных певцов — жонглеров и трубадуров. Состоя временно или постоянно при дворах феодалов, они воспевали доблести господина и красоту его жены; отсюда и песни их назывались служебными (sirventes).
Они сочиняли также политические песни (напр. на крестовые походы: chanson d’outr e e) и разные другие, заново перерабатывая приведённые выше народные виды. В среде трубадуров создалось и особое понимание любви платонической, то есть главным образом любви к женщине, высоко стоящей в обществе. Отражая в себе бурную, воинственную жизнь феодалов, поэзия трубадуров содержит и нравственные наставления, впрочем — всего чаще переплетенные с любовными мотивами.
В Германии поэзия трубадуров проникла вместе с французскими модами в конце XII в. через Фландрию и настолько вытеснила народную немецкую Л., что от неё не осталось никакого следа. Одновременно с этим условная Л. зародилась и в Австрии.
Вальтер фон дёр Фогельвейде сумел высвободиться от подражания провансальцам и может считаться основателем национальной немецкой лирики. Особенно своеобразный и народный характер носят пьесы, воспевающие «любовь низшую», то есть противоречащие трубадурскому пониманию любви. Проблески этой национальной Л. можно видеть и в более древних песнях Кюренберга, похожих на северофранцузские романсы (chanson de toile).
Более национальный характер носят пьесы Нейдхарта, оживившего народную зимнюю и весеннюю плясовую песню. Лирическая поэзия миннезингеров скоро перешла из среды рыцарей в среду городского мещанства и, видоизменившись сообразно новой среде, получила название мейстерзанга. Здесь она стала ближе к народной песне и сильно повлияла на последнюю. — Рыцарская Л. имеет много общего с Л. арабской.
В древней арабской поэзии мы находим ту же воинственность, то же восторженное отношение к женщине, те же панегирики князьям. Арабская Л. эпохи до Магомета дошла до нас в сборниках песен «Хамаса» и «Китаб эль Агани», в которых отразился степной кочевой образ жизни тогдашних арабов. После Магомета лирическая поэзия продолжает подражать поэзии пустыни: таковы так называемые недзмы или мендзумы.
Самым выдающимся поэтом магометанского периода арабской литературы признаётся Абу-Таиб-Ахмед Мотенебби. Он писал, между прочим, сатиры (гедже), вообще мало распространённые среди арабов. Рядом с арабской Л. можно поставить и древнеперсидскую. Величайший персидский поэт Гафиз жил в XIV в. и, несмотря на духовное звание, к которому принадлежал, писал стихи, воспевающие вино и любовь. Некоторые его пьесы носят мистический отпечаток.
Европейская Л. получает особенное развитие в Италии в XIV в. Ещё в XIII в. под влиянием провансальцев начинают появляться итальянские трубадуры; особенно много их было при дворе имп.-поэта Фридриха II (см. Итальянская литература).
Поэты так наз. сицилийской школы подготовили будущий расцвет итальянской Л. и выработали её две главнейшие формы: канцону и сонет. Одновременно с этим в Средней Италии развилась Л. духовная — laude, хвалебные песни Богу, проникнутые крайним мистицизмом.
В так наз. философской лирической школе флорент. поэтов платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно. У Данте, впрочем, аллегоризм несколько менее запутан; среди его канцон есть и пьесы, относящиеся к «низшей» любви. Высокого совершенства формы и психологической художественности достигают канцоны и сонеты Петрарки, воспевающие или оплакивающие его возлюбленную Лауру; любовный платонизм достигает здесь своего высшего выражения, основанного на эстетическом такте и вкусе поэта. Влияние сонетов Петрарки на последующую лирическую поэзию даже далеко за пределами Италии постепенно возрастает, достигая кульминационного пункта в так наз. петраркизме XVI в.
Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Буркиелло и strambotti Лионардо Джустиниани.
Народный характер носят и лирические произведения Лоренцо Медичи Великолепного. Ballate, barzellette, frottoli восходят к народной плясовой песне, известной и в ранней поре провансальской Л.; они приурочивались обыкновенно к праздничной обрядности и в Италии были связаны с карнавалом (canti Carnavaleschi). В сев. Франции, где труверская поэзия всегда была ближе к народной Л., чем на Ю, в конце XIII в. она приобретает ещё более народный характер, когда из феодального замка переходит на городскую площадь.
Среди городского населения образовались литературные общества (puis) выдававшие призы за лучшие пьесы. Разные виды мещанской Л. Франции носят названия dits, chansons, complaintes и др. Среди этой мещанской поэзии выдвинулся один вполне личный поэт Рютбеф, парижский бедняк, отзывчивый к злобе дня. Поэзия вагантов носит интернациональный характер; крупнейший сборник их произведений, «Carmina Burana», возник в Германии.
Отзвуки труверской Л. продолжаются во Франции и в XIV веке; всё внимание обращено на форму, несколько обновлённую народной струёй. Излюбленными видами Л. были rondeau (хороводная песнь), vireloi, ballade, chant royal.
Особенно вошли в моду баллады, распространённые столько же, сколько сонеты в Италии. Последний рыцарь-поэт был Карл, герц. Орлеанский. Другой выдающийся поэт XV в. во Франции, Виллон (см.), опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу.
В новую фазу самостоятельного развития французская Л. входит в начале XVI в. Её обновляют идея гуманизма и реформации, но форма ещё не оторвалась от средневековья. Сборник стихотворений Маргариты Наваррской живо отражает светлые надежды и широкие взгляды начала французского возрождения. Самым талантливым поэтом того времени был Клеман Маро.
Реформационное движение в Германии вызвало оживление и в Л., преимущественно религиозного характера. Уже в XV в. сочинял духовные пьесы Генрих фон Лауфенберг, пользуясь при этом формой народной песни; этот-то вид лирической поэзии и обновил Лютер.
К религиозной Л. можно отнести и полемические пьесы Ульриха фон Гуттена. Немецкая Л. XVI в., как и французская, носит национальный характер и близка к мейстерзингерам; но как во Франции, так и в Германии национальная Л. отступает перед петраркизмом, то есть подражанием петрарковым сонетам. Главным петраркистом XVI в. в Италии был Бембо.
Во Франции первым подражателем Петрарки является Мелин де-С.-Желэ. Это движение особенно сильно отразилось в Англии. Здесь до XVI в. Л. была вообще мало развита: существовала народная песня обрядовая и бытовая, как это можно полагать по отрывкам песен у Шекспира, но особенным расположением пользовалась лирико-эпическая песня, воспевавшая подвиги Робин Гуда.
Попытка Чосера ввести французскую балладу не привилась. Таким образом, здесь сонетам не пришлось вытеснять национальную Л. Ряд английских сонетистов начинается с Ватта и Серрэ; за ними следует Сидней, Шекспир и др. Сонетизм продолжается в литературах Италии, Франции, Англии и в XVII в. и принимает здесь вместе с мадригалом и эпиграммой салонный характер, осмеянный Мольером.
В Италии и Испании он обновился новой манерностью под влиянием поэтов Марини и Гонгора. Из франц. сонетистов XVI и XVII в. выдаются Ронсар, Вуатюр, Бальзак. Этим видом поэзии не пренебрегал и Корнель. В Германии соннетизм процветал у так наз. Пигницшеферов. Итальянские моды, распространившиеся по Европе вместе с гуманизмом, принесли и больший интерес к древним.
Иоахим Дюбеллэ (в середине XVI в.), отвергнув все виды поэзии, унаследованной от средних веков, рекомендовал прежде всего античную Л.: оды, элегии, анакреонические песни, эпиграммы, сатиры и проч., и только в добавок указывал на сонеты. С этих пор во всё время господства так наз. ложноклассического направления мы видим в Л. именно эти её виды. Они процветали и во Франции, и в Германии, и в России, как только она восприняла зап.-европейскую цивилизацию. Напыщенную ложноклассическую придворную оду во Францию ввёл впервые Ронсар.
За ним следовал Малерб; известны также оды Буало, Перро, Ла-Мотта и др., но вообще весь ложноклассический период очень беден Л. и значительного ничего в этой области не произвёл. Лирическая поэзия оживает во Франции только в конце XVIII в. в элегиях и ямбах Андрея Шенье, черпавшего вдохновение у древнегреч. лириков.
В Германии псевдоклассицизм и подражание Франции также произвели придворную оду. Национальная традиция долго держалась только в виде студенческой лейпц. песни и пробудилась к новой жизни лишь под влиянием патриотизма. Таковы «Прусские военные песни гренадера» Глейма, вызвавшие множество подражаний.
Длинный ряд русских од начинается с оды на взятие Данцига Тредьяковского, слепо следовавшего Буало. Из 19-ти од Ломоносова многие не поднимаются выше обыкновенной придворной оды, но есть между ними и такие, сюжеты которых близки сердцу Ломоносова и глубоко прочувствованы; такова напр. ода из книги Иова, «Рассуждения о Божием величии» и мн. др.
Державин умел соединять напыщенность оды с разнообразием сатиры и искусно пользовался описаниями природы. Особенно знаменита его ода «Бог». Он писал также подражания псалмам, анакреонтические песни и др. Рядом с Державиным было много сочинителей од, менее талантливых и искренних. Потребность сочинять оды стала чем-то вроде болезни века и была, наконец, осмеяна Дмитриевым в «Чужом Толке».
XVIII век, несмотря на своё увлечение ложноклассицизмом, не гнушался и народной песнью. Екатерина II-я любила этот вид Л. и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной Л. так наз. «лакейскими песнями». Одна из лучших песен этого рода, «Вышел барин из лесочку», поётся до сих пор.
Романтизм дал могучий толчок развитию Л. На возрождение лиризма во второй половине XVIII в. в Германии повлияло то, что литературный вкус далеко перешагнул за узкие границы, поставленные ему классицизмом; восстановлены права индивидуализма, как национального, так и личного, и литературу охватило горячее стремление вложить в искусство новые идеи. Когда немец. романтизм охватил все литературы Европы, они также стали лирическими; в этом сказалось влияние Гёте, Шиллера, Бюргера, Уланда и Тика.
Английские романтики Вордсворт, Кольридж, Соути, Байрон, Шелли, Китс являются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о франц. романтиках: Ламартине, Викторе Гюго, Альфреде де-Виньи, Мюссэ, и об итальянцах Монти, Уго Фосколо, Леопарди. Лирическое настроение вдохновляет и наших поэтов начала века — Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Вяземского, Баратынского, Александра Одоевского.
Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Страданья молодого Вертера», «Песнь о Колоколе», «Корсар», «Королева Маб», «Ролла», «Цыгане», «Кавказский пленник», «Деды» Мицкевича носят лирический отпечаток. Форма Л. становится свободной и подчиняется только внутренним эсто-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной Л. называются просто стихотворениями (Gedichte, po e sies) и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм.
Правда, Гёте пишет элегии, Вордсворт — сонеты, Виктор Гюго — оды, но эти виды Л. принимаются наряду со всем комплексом поэтических форм, когда-либо выработанных человечеством. Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта.
На её возникновение повлияли, между прочим, имевшие громадный успех в XVIII в. песни Оссиана, отчасти сочинённые, отчасти переделанные из шотланд. баллад Макферсоном. Романтические баллады писали Шиллер, Бюргер, Уланд в Германии, в Англии Вордсворт, Кольридж, Соути. Их баллада — более реалистического содержания. Такие баллады писал и Мицкевич.
Наша баллада началась с переводной, как напр. у Жуковского, но позднее приобрела национальный характер, как и у поляков, напр. у Пушкина, у Алексея Толстого. Таков единственный определённый вид романтической Л.; остальная Л. романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию — на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа обнимает наиболее субъективные пьесы, напр. любовные.
К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и это-то составляет характерную особенность романтической и современной Л.
Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская Л. достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизма пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр. Л. отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнассцев» во Франции, Теннисона в Англии, Алексея Толстого, А. Майкова, Полонского, Тютчева, Фета, Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Коппе, Бодлэра, Леконта де Лиля, Ришпена во Франции, отчасти проникается социальными и политическими идеями, как у Гейне, Некрасова, Огарёва, Надсона и др. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Броунинга, Виктора Гюго и Сюлли Прюдома.
Литературу о русск. народных песнях см. в ст. Народная словесность. Ср. Ягич, «Историческое свидтельство о пении и песнях славянских народов», в «Славянском Ежегоднике Задерацкого» (1878); Вольтер, «Материалы для этнографии латышского племени» (1890, ч. I).
О немецкой народной Л. см. Библиографию во II т. «Grundriss der Germanischen Philologie», изд. v. Paul; о французской у Jeanroy, «Les Origines de la poesie lyrique en France au moyen age» (1889) и рецензию на эту книгу G. Paris, в «Journal des Savants» (1891—1892). См. ещё Rhys, «L. Poetry from the Bible» (1894); Basset, «La poesie orale preislamique» (1880); Flach, «Geschichte der Griechischen Lyrik» (1832); Gorra, «Delle origini della poesia lirica del Medio Evo» (1895); Gautier, «La poesie, religieuse dans les cloitres du IX и XI s.» (1887); Meyer, «Die Altgermanische Poesie» (1889); Bartsch, «Deutsche Liederdichter» (1893 г.; здесь и библиография); Franke, «Zur Geschichte der lateinischen Schulpoesie»; Gaspary, «Sicilianische Dichterschule»; Cesarco, «La poesia siciliana etc.» (1895); Graf, «Petrarchinti», в «Attraverso il cinque ceuto»; Arullon), «Lyrica e lyricici nel XVII» (1893); Br unettere, «L’evolution de la poesie lyrique en France» (1895); Phelps, «The Beginnings of the Englisch Romantic Movement» (1893); Larrozin, «La renaissance de la poesie anglaise 1798—1889» (1889), Miles; «Modern english poets»; Chmielowski, «Ad. Mickiewicz» (1886).
- Лирика что это простыми словами
- Лирика что это такое в литературе примеры