Лишь что это серфинг
Как выбрать подходящий лиш для серфинга?
Для многих сёрферов знакомство с доской начинается с определения, к какой ноге пристёгивается лиш (к задней, а левая это или правая определяется исходя из вашей стойки). Сложно себе представить, но этот незаменимый и такой привычный аксессуар для серфинга когда-то вообще не существовал, а с момента изобретения прошёл долгий путь падений, взлётов и кардинальных перемен. Сегодня в интернет-магазинах и на полках серф-шопов представлено огромное разнообразие лишей, с виду одинаковых, но по факту разных. Как выбрать нужный именно вам? Об этом в нашей статье.
Начнём с краткого экскурса в историю: вплоть до 1971 года все серферы были отличными пловцами, потому что доска никак не крепилась к телу, а значит при каждом падении уплывала практически до берега. Песчаный пляж ничем не угрожал большим деревянным доскам, но поколение первых шортбордов из пенопласта, покрытого стекловолокном, сильно страдало, особенно если их хозяева предпочитали более резкие рифовые споты, где на границе с пляжем были камни. Кроме того, на коротких досках и плавать было сложнее, в итоге серферы быстрее выбивались из сил. Желание кататься дольше и уберечь доску подтолкнуло Пита О’Нейла к идее посадить серфборд на поводок (от англ Leash – поводок). Первый прототип он сделал из медицинского катетера, который привязал с одной стороны к носу доски, а с другой – к запястью. К сожалению конструкция оказалась очень опасной: катетер сильно пружинил, поэтому после падения с доски, она буквально «выстреливала» назад в серфера. Именно так Джек О’Нейл, отец Пита, потерял свой глаз во время тестирования изобретения. Кроме того, матерые серферы считали, что это прихоть слабаков и даже дразнились, называя лиш «поводком для придурков».
Тем не менее, крупные компании заинтересовались нововведением, и в 1975 году разработали более жизнеспособную модель, которой до сих пор пользуются во всем мире: лиш из полиуретана, который крепится к хвосту доски и ноге серфера. Классическая модель состоит из пяти элементов: шнура, манжета, предохранителя и двух вращающихся суставов.
Подобрать подходящий лиш не так уж и сложно, действуем по пунктам:
Длина
Длина лиша должна быть не меньше длины доски. Поскольку варианты различаются на целое число футов, надо просто округлить длину доски, предпочтительно в большую сторону. Так, если вы катаетесь на доске 8’8” или 9’2”, вам подойдет лиш 9’, если на 6’4” или 6’6” вам нужен лиш 7’.
Толщина
Толщина шнура оказывает влияние на то, насколько он может растянуться и не порваться, чем толще, тем прочнее, но при этом во время проезда по волне лиш находится в воде и оказывает пусть небольшое, но сопротивление, чем лиш тоньше, тем большую можно набрать скорость. Для разных целей используются разные лиши. Информация о толщине шнура кроется в названии:
Regular – это стандартные, прочные лиши для ежедневного катания, они выдерживают нагрузку волн до 6 футов.
Pro Comp или Competition – это облегчённые тонкие лиши, которые оказывают меньшее сопротивление. Рвутся они значительно быстрее и их использование может быть оправдано в рамках соревнований, либо если вы катаетесь исключительно на маленьких волнах.
Premium или Big Wave — это особо прочные, толстые лиши для волн 9 футов и больше.
Манжет
Цветные лиши – это красиво и стильно, но мы советуем выбирать модели, на которых липучка – чёрная. Дело в том, что при окрашивании не которые крючки и петельки липучки забиваются краской и перестают работать, такой манжет с большей вероятностью расстегнётся в неподходящий момент.
В манжеты часто бывает вшит специальный кармашек для ключа (но положить в него можно и кусочек воска, и немного мелочи на воду после каталки). Это полезная штука, по возможности берите лиш с таким кармашком.
Многолетний опыт серферов показал, что самая слабая часть лиша – это шнур в месте около крепления к суставу. Это наименее эластичная часть, где чаще всего и происходит разрыв шнура при сильном замесе. Эта проблема была решена в 2010 году технологами компании Ocean&Earth, когда они представили «Самый прочный в мире лиш». (Это подтверждает авторитетное международное издание Surfer Mag) Они разработали единую литую систему шнура и эластичного сустава, которая снимает напряжение растягивания и делает лиш в несколько раз прочнее.
В Интернет-магазине HAKULA вы можете купить классические модульные и новейшие литые лиши Ocean&Earth подходящего размера и прочности.
Лишь бы не порвался лиш. История, анатомия и использование лиша.
За всю историю серфинга ни одно другое изобретение не вызывало столько споров и противоречий, как лиш – веревка, с помощью которой доска крепится к ноге серфера. Сейчас с лишом катается 99% серферов, однако до этого данному аксессуару пришлось пройти нелегкий путь гонений и трансформаций.
«Придурошный поводок» – именно так прозвали лиш пионеры старой школы серфинга, считавшие, что данное приспособление придумано для слабых и ленивых серферов. Действительно, если вспомнить таких знаменитых серферов, как Дюк Каханомоку, Том Блейк и Сэм Рейд – все они были потрясающими пловцами и отличались непревзойденной физической формой, а все благодаря тому, что каждый раз, когда они падали с доски, им приходилось плыть за ней чуть ли не до самого берега. Тем не менее, вовсе не лень, а желание тратить поменьше сил на плавание и побольше на собственно серфинг, а также попытка уберечь доску от ударов о прибрежные камни, натолкнуло в 1971 году Пита О’Нила, серфера из Санта-Круз, прикрепить серфборд к телу серфера!
Первый прототип современного лиша Пит сделал из хирургического катетера, с одной стороны прикрепив его к запястью, а с другой – к носу доски. К сожалению, хирургический катетер оказался не самым подходящим материалом, он очень сильно растягивался, а затем быстро возвращался к первоначальной длине, отпружинивая доску обратно прямо в серфера, что едва ли было менее опасно, чем остаться без доски совсем. Именно из-за подобного инцидента потерял глаз отец Пита Джен О’Нил, известный во всем мире изобретатель гидрокостюма. В общем, в начале 70х лиш никак не мог снискать популярность у серферов, так как они считали, что использовать его либо слишком опасно, либо просто не круто.
Отношение к лишам начало постепенно меняться в лучшую сторону после того, как в 1975 году крупные компании, такие как BlockEnterprises и Surfmore разработали более безопасные и надежные лиши сначала из плотной резины и кожи, а затем и из искусственных материалов – нейлона, уретана и винила.
В настоящее время все еще встречаются серферы, которые катаются без лиша, но это действительно редкость, обычно это лонгбордисты, которые достаточно «круты», чтобы на не слишком больших волнах контролировать доску без дополнительных приспособлений. Что же касается шортбордистов, сложно представить, что они рискнут кататься на больших волнах и тренировать различные трюки без лиша.
Итак, какие именно преимущества дает лиш серферу?
Прежде всего, после падения доска не уплывает от серфера в сторону берега, то есть, не нужно далеко за ней плыть, а также она не разобьется о камни, если вы катаетесь у скалистого побережья.
Также, когда вы выплываете в океан, большая волна может вырвать доску из рук, что чревато для серферов, плывущих сзади. Благодаря лишу зона поражения сильно сужается.
Ну и в самых жестких условиях, если пена от обрушившейся волны затягивает вниз, доска, будучи более плавучей, быстрее достигнет поверхности воды, а серфер сможет использовать лиш как спасательный трос наверх.
Сам лиш состоит из следующих частей:
Шнур
Шнур обычно сделан из полиуретана. Чем толще шнур, тем он прочнее, то есть, тем меньше вероятность, что лиш порвется, однако он будет оказывать большее сопротивление при езде, чем тонкий, поэтому нужно выбирать золотую середину.
Манжет
Манжет – это та часть, которая оборачивается вокруг ноги. Крепление осуществляется за счет липучки. Как показала практика, самая крепкая липучка – черная, так как при окрашивании часть крючечков заполняется краской и перестает работать. В некоторые манжеты бывает вшит специальный карман для ключа.
Предохранитель или Рейл-сейвер (от англ. RailSaver)
Это та часть, которая защищает хвост доски от повреждения, которое может нанести шнур, если перегнется через рейл и натянется (что довольно часто случается при хорошем замесе). Чем она толще и длиннее, тем лучше защищена доска, но, с другой стороны, рейл-сейвер также оказывает сопротивление при езде. Именно рейл-сейвер крепится к доске с помощью веревочки и липучки с тройным замком.
Вращающийся сустав
Шнур крепится к манжету и к рейл-сейверу с помощью вращающегося сустава, который предохраняет лиш от перекручивания вокруг своей оси или ноги серфера.
Чаще всего лиш крепится к голени серфера, однако лонгбордисты, маневры которых включают хождение по доске, предпочитают крепить лиш не к голени, а под коленом, чтобы он не ограничивал им свободу перемещения. Длина лиша всегда должна быть соразмерна длине доски. Лиши дифференцируются по целочисленным значениям, поэтому серферы всегда округляют длину доски в большую сторону и берут лиш либо той же длины, либо на фут больше.
Чем больше доска и волны, на которых вы катаетесь, тем более прочный нужен лиш, для небольших же волн, а также для соревнований, лучше брать тонкий лиш, так как он оказывает меньшее сопротивление при езде.
В целом, подобрать лиш не так уж и сложно, если вы не катаетесь в каких-либо экстремальных условиях. Главное, выбирайте проверенные, зарекомендовавшие себя бренды. Мы, например, можем посоветовать лиши RipCurl, которые ни разу не подводили нас на любимых Балийских волнах. Йо!
Лишь что это серфинг
Лиш использовался в сёрфинге не всегда. На самом деле, его в 1971 году изобрёл Пэт О’Нейл (Pat O’Neill) — сын изобретателя гидрокостюма Джека О’Нейла (Jack O’Neill). Первые лиши делали из резиновых медицинских жгутов, и как рассказывают, Джек О’Нейл лишился глаза, из-за того что такой лиш швырнул доску ему в лицо.
Сегодня лиши делают из уретанового шнура и они несколько безопаснее, но по-прежнему есть ряд факторов, которые необходимо иметь в виду. Помимо них, мы расскажем о том, как выбрать, использовать и хранить лиш.
Преимущества лишей
Лиш (англ. «leash» — поводок) — это полезное изобретение, благодаря которому при падении с доски в воду не нужно плыть к берегу за новым серфбордом. Кроме того, лиш позволяет не допустить повреждения доски о большие валуны, причалы и каменистый берег.
Часто лиш помогает избежать длительных заплывов, что удобно при катании на разбивающихся волнах, которые образуются далеко от берега. Иногда волны формируются почти в километре от побережья.
Лиши для серфбордов также могут оказаться полезными в целях безопасности, поскольку позволяют оттолкнуть доску от себя, когда очевидно, что падение неизбежно. В любой ситуации и при любых условиях нужно стараться сохранить контроль над доской и не рассчитывать на лиш, но если вы падаете с разбивающейся волны, держаться за доску не рекомендуется.
Плюс ко всему, лиш всегда следует использовать при катании на многолюдных серф-спотах. Нет ничего хуже, чем увидеть бесхозную доску, которая мчится вам навстречу со сверхзвуковой скоростью. В некоторых городах даже приняты специальные законы, обязывающие использовать лиши.
Недостатки лишей
Лиш не является средством спасения. Лиши на серфбордах могут рваться, и это время от времени случается, причём даже на небольших волнах. Во время сёрфинга постоянно следите за тем, чтобы у вас оставалась возможность вернуться обратно на берег, и не катайтесь до полного изнеможения. Следите за тем, чтобы у вас было достаточно сил доплыть до берега, если лиш порвётся. Заканчивайте кататься не позднее того момента, когда почувствуете, что заплыв к берегу вам дастся с трудом. Невозможно покататься на всех волнах. Главное в море — это безопасность, поэтому всегда нужно правильно рассчитывать свои силы в плавании.
Если лиш всё-таки порвался, не паникуйте! Паника в любой ситуации только навредит. Успокойтесь и скажите себе, что путь до берега займёт некоторое время, но волны помогут вам вернуться.
Чтобы привыкнуть держать доску и научиться плавать после падения и потери серфборда, можно несколько раз попрактиковаться в сёрфинге без лиша. Но делать это следует только у безлюдного пляжа. Не пытайтесь кататься без лиша там, где много народа! Нелишне будет привлечь нескольких друзей или спасателей на случай возникновения непредвиденных ситуаций.
И научитесь хорошо плавать! Если вы не владеете азами техники плавания, запишитесь в секцию в ближайшем бассейне. Вы будете гораздо увереннее чувствовать себя в воде и сможете сёрфить более безопасно для себя и других.
Иногда лиш может зацепиться за что-нибудь на дне — например, за выступ на рифе. В таких ситуациях важно суметь снять лиш с ноги. Не используйте лиши, которые застёгиваются более чем одной липучкой или каким-нибудь замысловатым способом. Нет никакой необходимости привязывать серфборд так, чтобы его нельзя было отцепить. Лиш должен легко сниматься одним движением одной руки.
Неприятные стороны использования лишей
Использование лиша не даёт сёрферу право бросать доску, когда ему вздумается. Эта привычка хотя бы иногда проявляется у большинства сёрферов, и относится она к разряду вредных. Когда вы отпускаете доску, она может серьёзно поранить кого-нибудь поблизости или повредить чью-нибудь доску. Подумайте: если у вас 3-метровый лиш и лонгборд аналогичной длины, то радиус круга смерти и разрушения вокруг вас, представляющего опасность для других ни в чём не повинных сёрферов, составит 6 метров. Это большая площадь, и на людном серф-споте вы наверняка кого-нибудь пораните.
Иногда (но только иногда) в самых отчаянных ситуациях можно отпустить доску, если губа волны всей своей мощью обрушивается на вас. Осмотритесь вокруг, прежде чем бросать доску. Доску можно оставить болтаться на конце лиша, если не удаётся вновь обрести контроль над ней после того, как вас накрыло волной. Если вокруг никого нет, можно рискнуть. Но помните, что серфборды имеют немалый вес, а лиши эластичны. Поэтому важно принять во внимание следующее предупреждение:
Лиши способны отпружинивать доску обратно к вам, ударяя ею в лицо. Такое вполне может произойти. Если лиш натянут до предела, доска может отпружинить назад, устремляясь в вашу сторону плавниками вперёд. Пытаясь выбраться на поверхность, чтобы глотнуть воздуха, постарайтесь приучиться закрывать голову руками.
Помимо этого, на средних и высоких волнах не рекомендуется держаться за лиш руками. Это верный способ поранить пальцы. Если вы не можете перебраться через бурлящие гребни разбивающихся волн, научитесь выполнять утиное подныривание или черепаший перекат.
Выбор и покупка лиша
Разобравшись со всеми опасностями, которые таят в себе лиши, можно задуматься о приобретении подходящего поводка.
Длина лиша должна равняться или чуть превышать длину доски. Если доска имеет 180 см в длину, размер лиша можно округлить до 2 метров. Если вы катаетесь на двухметровой доске, можно взять лиш длиной около 215 см. Для доски длиной в 230 см подойдёт лиш на 2,5 метра.
Не стоит покупать слишком длинный лиш — он будет создавать сопротивление воде и тормозить доску. Слишком короткий тоже не подойдёт: двухметровый лиш для трёхметрового лонгборда — опасная затея.
Лиши для соревнований. Лиши для серфбордов, применяющиеся на соревнованиях, тоньше обычных и предназначены для использования на соревнованиях, где разрыв лиша не так важен, как сопротивление, которое он создаёт под водой.
Катаясь на короткой доске на волнах высотой с человеческий рост или чуть больше, вполне можно использовать «соревновательный» лиш. Вам просто не нужна большая толщина, а при такой толщине сёрферы нередко опасаются наматывания лиша на ногу. Но если вы новичок и катаетесь на 230-сантиметровой доске, то лиш для соревнований вам не нужен, поэтому выберите обычный.
Фирма-производитель. Существует несколько фирм-производителей лишей для серфбордов, но лучше не экономить и взять качественный поводок. Отличные лиши делают Dakine и FCS. При покупке проверьте качество прошивки лиша и удобство его крепления к ноге. Также убедитесь в том, что лиш может вращаться в точке соединения его с манжетой и с защитой доски на другом конце. В этом случае он будет меньше запутываться. Защита для бортов доски тоже необходима, хотя найти лиш без неё довольно трудно. Защита представляет собой нейлоновые секции, предназначенные для предотвращения повреждения бортов доски лишем в случае падения.
Карман для ключей. На некоторых лишах есть карман для ключей. Это не такая уж большая необходимость, поэтому если карман есть — отлично, если нет — ничего страшного. Иногда карман делают на гидрокостюме или шортах для сёрфинга. Если он вам действительно нужен, убедитесь в его наличии заранее перед покупкой, потому что это не стандартная деталь лиша.
Использование лиша
Закрепить лишь на доске несложно. На конце защиты бортов к лишу прикреплен нейлоновый шнурок. Его можно завязать в петлю, соединив вместе два конца и сделав обычный узел. Затем петля продевается в крепление для лиша и туго затягивается. Таким образом натяжение лиша не приходится непосредственно на узел, который может развязаться. Но узел должен иметь достаточные размеры, чтобы не проскакивать через крепление лиша.
Если крепление расположено близко к краю доски, проверьте, чтобы нейлоновая петля не была слишком длинной. Если петля свисает через борт, она может повредить его. Защита борта должна быть на одном уровне с ним.
Перед началом сёрфинга положите доску на землю и аккуратно расправьте лиш на всю длину, чтобы распутать его и убедиться в отсутствии скручиваний или петель, которые могут помешать кататься. Закрепите лиш на задней ноге. Если вы классик, наденьте манжету на правую ногу, если гуфи — на левую.
Лиши для серфбордов имеют обыкновение загадочным образом запутываться вокруг ноги, если за ними не следить. Это может раздражать, но полностью избежать подобного трудно. Когда вы сидите на доске в ожидании волны, потянитесь назад, достаньте лиш из воды, распутайте его и убедитесь, что он не скручивается и не запутывается вокруг чего бы то ни было. Когда вы начнёте чувствовать мешающийся лиш, постепенно это войдёт в привычку.
Хранение лиша
Обычно лиши наматывают вокруг хвоста доски перед плавниками. Однако делать так не рекомендуется. Если всё время туго натягивать лши вокруг доски, на нём образуются загибы, из-за чего впоследствии он будет постоянно закручиваться вокруг ноги во время сёрфинга. Хуже всего, когда на вас все смотрят и вы собираетесь встать на отличную волну, но вдруг падаете только из-за мешающегося лиша. Постоянное трение об острые плавники также может повредить лиш и увеличить вероятность его разрыва. Закончив кататься, просто положите лиш в чехол вместе с доской или отцепите его, аккуратно сверните и положите в сумку. Главное — не забудьте взять его в следующий раз!
surfportal.ru
Все, что нужно знать о лише для серфборда
Слово «Лиш» (Leash) в переводе с английского языка означает «Поводок».
Лиш – страховочный элемент снаряжения серфера, предназначенный для крепления серфборда к ноге серфера. Лиш избавляет райдера от необходимости плыть за доской после каждого падения в воду.
Считается, что лиш изобрел Пэт О’Нейл – сын изобретателя гидрокостюма Джека О’Нейла. В качестве лиша он использовал резиновые медицинские жгуты, которые закреплял одним концом на доске, другим – на запястье (ниже приведено единственное, найденное нами в интернете, фото того, как это выглядело). Отсюда и пошло название Leash (поводок). Такой лиш был очень опасным для серфера, т.к. медицинские жгуты сильно растягивались, и доска возвращалась к райдеру с огромной скоростью. Это стало причиной потери Пэтом левого глаза.
Согласно некоторым источникам, первый лиш был изобретен в 1969г. Стивом Рассом, который учился с Пэтом О’Нейл в одной школе в Санта-Крузе (Калиф орния, США).
В 1975 году была предл ожена конструкция лиша, которую серферы используют по сей день.
Современный лишь состоит из следующих элементов:
— Стропа (board rope) – веревка толщиной 3-4мм, позволяющая крепить лиш к доске. Она может быть пришита к Защите кантов, а может быть отдельным элементом. В последнем случае, стропу можно использовать с другими лишами. Необходимо проверять состояние стропы перед каждым катанием;
— Корд (cord) – основной элемент лиша. Чаще всего это полиуретановый шнур. Иногда его внутреннюю часть изготавливают из более жесткого полиуретана, внешнюю – из более мягкого;
— Защита кантов (rail saver)– специальная мягкая вставка, предназначенная для защиты кантов и хвоста доски от повреждения кордом;
— Манжета (cuff) – мягкая лента с липучкой, предназначенная для крепления лиша к ноге серфера. Чаще всего изготовлена из неопрена или другого мягкого материала. На конце манжеты располагается петля для быстрого сброса лиша с ноги. Это может спасти Вам жизнь, если при вайпауте лиш зацепился за коралл, например;
— Шарнир (swivel) – поворотный элемент лиша, расположенный, чаще всего, между манжетой и кордом. Позволяет не запутываться корду вокруг ноги. Рекомендуем выбирать лиш с двумя шарнирами (один — около манжеты, другой – около защиты кантов). Такие лиши дороже одношарнирных, но значительно удобнее.
Как выбрать лиш?
Установка лиша на серфборд
Как хранить лиш?
После катания сполосните лиш вместе с доской от песка и соленой воды, а затем просто положите лишь в чехол с доской (не наматывая на доску!) или отсоедините его от доски и, аккуратно свернув, положите в сумку.
Чтобы лишь не запутывался:
— не наматывайте лиш на доску. При этом материал лиша “запоминает” форму и постоянно пытается к ней вернуться во время катания. Появляются заломы, которые потом сложно устранить. Кроме того, при накручивании лиша на заднюю часть доски, плавники могут повредить материал корда лиша;
— если лиш постоянно норовит обвить Вашу щиколотку, попробуйте растянуть его, зафиксировав один конец и потянув за другой. Контролируйте усилие растяжения, чтобы не повредить элементы лиша;
— перед началом катания убедитесь, что лишь прикреплен к “задней” ноге и шарнир, расположенный между манжетой и кордом, направлен вправо для стойки regular и влево для стойки goofy;
— иногда можно использовать лишь для соревнований (только не для больших волн!). Такие лиши менее склонны к запутыванию;
— не так давно в продаже появились так называемые незапутывающиеся лиши. Ищите пометку Tange-free.
Серфовый лиш и его строение
Лиш для сёрфинга (surfboard leash) — шнур, соединяющий райдера с его доской, изобретение довольно старое. Первые попытки привязать доску к себе были предприняты в середине 30-х годов прошлого века американским шейпером серфбордов Томом Блейком, хотя это и оказалось очень опасной затеей.
В шестидесятых сёрфинг начал бурно развиваться во всём мире, и время, когда катанием по волнам занимались только хорошо подготовленные пловцы стало уходить в прошлое. Раньше считалось естественным, что за ошибки во время сёрфинга необходимо платить плаванием. Райдерам в случае падения с доски приходилось вплавь добираться до берега, куда выкидывало доску волнами. Но некоторые побережья далеко небезопасны. Например, в Санта-Круз очень каменистый берег, поэтому частенько потерянная доска разбивалась о скалы, и не редки были проблемы с возвратом на сушу у потерявших доску райдеров. Не удивительно, что именно здесь привязывание доски к себе получило широкое распространение.
В начале 70-х сын знаменитого изобретателя гидрокостюма для серфинга Джека О’нила начал активно продвигать идею привязывания доски к себе, что сразу было принято в штыки хорошо плавающими сёрферами. Новинка Пэта О’Нила, сделанная из медицинского резинового шнура c одной стороны крепилась к носу доски, с другой — к запястью. Выглядело это словно выгуливаешь собаку. Отсюда и название leash (поводок), но бывалые сёрферы прозвали новинку kook cord (шнур для «чайника»), намекая на то, что только новички будут использовать это неудачное изобретение.
Пэт О’Нил и его первый в мире лиш для серфборда
А оно и впрямь оказалось не удачным, и очень опасным из-за способности резины сильно растягиваться. Доски после замыва превращались в пули. По иронии судьбы один из первых лишей стал причиной потери левого глаза знаменитого гуру серфинга — отца Пэта, что впрочем в последствии позволило использовать компании O’Neill образ одноглазого Джека в рекламных целях.
С тех пор, конечно, технологии сильно ушли вперёд, лиши стали безопаснее, крепить их стали к хвосту доски и к ноге райдера, резину заменили на полиуретан, используют другие современные материалы, но 100% гарантии безопасности не даёт до сих пор никто. Но несмотря на это, опрос авторитетного журнала Surfer Magazine среди своих читателей в 2011 году показал, что сегодня практически все сёрферы используют лиши во время катания. По крайней мере 99% опрошенных дали утвердительный ответ на этот вопрос.
В кайтсёрфинге ситуация, конечно же, иная. Оно и понятно, всё-таки это разные виды спорта. Так при катании на твинтипах лиши практически не используются, а вот при катании по волнам на кайтсерфбордах без петель, напротив, практически всегда райдеры устанавливают лиш на свою доску. Хотя, уверен, что процент очень далёк от 99 как у сёрферов.
С одной стороны, остаться среди волн без доски, если при этом ещё присутствует сильное отбойное течение (rip current), мешающее вплавь вернуться до берега, не самая лучшая идея. С другой стороны, всегда остаётся риск, что доска во время падения может догнать райдера, нанеся повреждения телу. Поэтому очень важно правильно подобрать лиш под конкретные условия катания. Кстати, кайтсёрферы для катания по волнам на своих кайтсёрфбордах используют абсолютно такие же лиши, что и сёрферы на своих сёрфбордах.
Давайте разберёмся, что из себя представляет современный серфовый лиш. Ведь, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно технологичное на сегодняшний день изделие, состоящее из множества элементов.
Рассмотрим подробнее каждый элемент серфового лиша. Понимание предназначения и особенностей деталей, из которых он выполнен, позволит Вам сделать правильный выбор при покупке лиша для своей доски.
Верёвка к доске (board rope)
Чаще всего 3-4мм толщины шкотик, с помощью которого лиш крепится к специальной закладной в хвостовой части доски. Важно правильно отрегулировать длину этой небольшой верёвочки в зависимости от модели Вашей доски. Подробнее о том, как правильно установить эту верёвку на доску смотрите в этом видео. На некоторых лишах верёвка бывает пришита к защите бортов, что с одной стороны удобно, что её не потеряешь, с другой стороны неудобно, что её нельзя использовать отдельно, например, с другим лишем. Перед каждым катанием осматривайте эту верёвку, чтобы не развязалась или не протёрлась от старости.
Защита бортов (rail saver)
Защита бортов изготавливается из плотной нейлоновой ткани, которая соединяется в три слоя между собой с помощью велкро-липучки. Когда лиш натягивается, он может повредить борт доски. Широкая полоса защиты позволит снять точечную нагрузку. Обратите внимание, защита должна быть правильно установлена (см.видео выше) и она должна быть достаточной длины, чтобы исключить соприкосновение борта доски с шнуром лиша. Но при этом защита бортов не должна быть чрезмерно широкой, так как это может вызвать излишнее сопротивление в воде во время катания.
Полиуретановый шнур (PU cord)
В изготовлении современных серфовых лишей используется полиуретан. Для внутренней части шнура лиша часто используется более жесткий полиуретан, для внешней части — более мягкий. Это придаёт лишу одновременно высокую прочность и хорошую эластичность. В зависимости от того на какой доске и на каких волнах Вы планируете кататься, выбирают толщину и длину серфового лиша. Эти две характеристики всегда указываются на упаковке к лишу, и речь здесь идёт именно о длине и толщине полиуретанового шнура без учёта остальных элементов лиша (верёвки, защиты бортов, соединений и манжеты). Если Вы катаетесь на шотборде, то для маленького и среднего размера волн рекомендуется брать лиш примерно равный или чуть больший, длине Вашей доски. Слишком короткий лиш увеличивает шансы, что доска во время падения может догнать Вас. Слишком длинный лиш создаёт чрезмерное сопротивление в воде, что может повлиять на качество скольжения доски. Для катания на больших волнах рекомендуется брать лиш длиннее и толще обычного, так как более мощные волны представляют большую опасность во время замывов, и шансы порвать лиш увеличиваются. Чем шнур толще, тем он прочнее, но и сопротивление в воде у него, соответственно, выше. Именно поэтому на спортивных лишах толщина меньше обычного. Участникам соревнований не так важна прочность лиша, сколь его вес и наименьшее сопротивление в воде. Часто спортсмены используют более короткие лиши (например, лиш 5 футов при 6-ти футовой доске).
Рассмотрим конкретный пример по выбору длины лиша. Предположим, у вас 6 футовая доска (плюс-минус несколько дюймов непринципиально), тогда для катания в маленьких и средних волнах (до двух ростов человека), я бы рекомендовал использовать лиш длиной 6 футов и толщиной 6 или 7 мм (иногда толщину лиша указывают не в миллиметрах, а в дюймах). Для экстремального катания в больших волнах лучше взять лиш длиной 7 или даже 8 футов и толщиной, соответственно, 7 или 8 мм. Изготавливают также лиши длиной 9, 10 и более футов с толщиной до 10мм. Они предназначены для лонгбордов и SUP.
Следите за состоянием полиуретанового шнура. Не стоит его после катания наматывать на доску в районе плавников, как это делает большинство сёрферов, в том числе и я 😉 Да, безусловно, это удобно. Но именно от этого лиши чаще всего рвутся, тем более если затягивать лиш каждый раз плотно. Дело в том, что плавники на доске достаточно острые, чтобы при плотном затягивании лиша вокруг них, оставлять на них микро-порезы, которые со временем и приводят к разрыву. Кроме этого шнур со временем «запоминает» кольцеобразное положение, в которое и стремится потом вернуться во время вашего катания. Именно эти кольца являются потом причиной того, что лиш путается под ногами.
Вращающееся соединение (swivel)
Бороться с путающимся под ногами лишем призвано вращающееся соединение. Сегодня ещё встречаются в продаже лиши без этого важного элемента, то ли из-за экономии производителя, то ли из-за не осознания важности этого элемента. В любом случае, покупать лиш без вертлюга я бы не рекомендовал. Шнур должен свободно вращаться хотя бы с одной из сторон (в районе защиты бортов или манжеты), а в идеале — с двух сторон (double swivel). Когда шнур по какой-либо причине провернётся, он будет стремиться скрутиться в кольцо, в котором обязательно по закону подлости окажется Ваша нога в самый неподходящий для этого момент. Вращающееся соединение автоматически раскручивает шнур, не позволяя ему собираться в кольца. Но это, конечно, в идеале. На деле — следите за состоянием этих соединений. На современных лишах они хоть и делаются из коррозиестойких металлов (латунь, медь, нержавеющая сталь), но песок и соль рано или поздно сделают своё дело. Проверяйте способность шнура вращаться перед каждой каталкой, или не жалуйтесь потом на путающийся под ногами лиш 😉
Манжета (cuff)
Ещё один важный элемент в борьбе против путающегося под ногами шнура. Манжета должна быть комфортной. Она должна плотно держаться над Вашей лодыжкой и не вращаться. Манжету одевают на заднюю ногу (правая для регуляров и левая для гуффи) таким образом, чтобы шнур был направлен с внешней стороны ноги в сторону и чуть назад. Если манжета при примерке в магазине сидит плотно, и руками в сторону её сдвинуть не получается, при этом кровь циркулирует нормально, нога не отекает и Вы не падаете в обморок (тут я, наверное, немножечко перегнул палку, но всё ради того, чтобы подчеркнуть важность этого момента), Вам комфортно и хорошо, то и в воде всё будет замечательно, и лиш не будет путаться под ногами.
Манжеты чаще всего делают из неопрена и других мягких, приятных на ощупь материалов. Для открытия/закрытия используется велкро-липучка, к которой лучше относиться бережно, не кидая её в песок и на землю. Иначе из-за песчинок она может со временем хуже закрываться.
Иногда в манжету вшивают небольшой карман, в который можно положить ключ от машины (только не электронный, конечно же) или ключик от плавников. На спортивных моделях лишей, как правило, такой роскоши нет, так как всё сделано с целью минимизировать вес. По этой же причине манжеты спортивных лишей часто уже обычных, что, на мой взгляд, негативно сказывается и на комфорте, и на безопасности.
Петля отцепа (release tab)
Когда Вы впервые в руки берёте какой-либо кайт, в первую очередь Вы интересуетесь каким образом работает у него система отцепа. Я по крайней мере делаю это всегда! Также и с лишем для серфборда. Очень важно иметь возможность быстро, движением одной руки скинуть с себя лиш. Если Вы катаетесь на рифовых волнах, то при замывах может случиться так, что Вас выкинет на риф, где лиш может зацепиться за какой-либо выступ, и это станет серьёзной угрозой для жизни. На моей практике был такой случай, когда меня замыло на Шамо, и пока я решал проблему со своим кайтом, лиш зацепился за коралл и на глубине по пояс я не мог дышать, так как доска тянула меня на дно. В тот раз я не успел воспользоваться петлёй отцепа, так как лиш во время натяжения в конце концов срезало острым кораллом, но твёрдо для себя усвоил урок, что скидывать доску нужно быстрым отработанным движением. И у меня это движение на сегодня уже доведено до автоматизма, так как я специально тренирую этот момент каждый раз возвращаясь с катания по волнам. В магазине при выборе Вашего лиша обязательно проверьте удобно ли расположена петля отцепа, сможете ли Вы её быстро открыть одной рукой в случае опасности.
Купить или не купить: вот в чём вопрос
Итак, использовать или не использовать лиш — решать только Вам. Уверен, знание элементов современного серфового лиша, позволит сделать Вам правильный выбор, если Вы примите решение о его покупке.
Я скажу за себя: когда иду на большие волны, будь-то серфинг, кайтсерфинг, SUP или тау-серфинг, лиш всегда со мной. При чём максимально прочный и надёжный. Когда речь идёт о маленьких и средних волнах, например, в таких местах как Малый риф, то с кайтом я могу там покататься и без него. В случае падения, я быстро могу вернуть себе доску, вырезаясь бодидрагом внутри лагуны, куда выносит доску волной после обрушения. Но для сёрфинга и SUP — лиш всё ж удобнее, чем потом грести за доской чёрти-куда. Да и безопаснее для окружающих, тем более, что Малый риф — один из самых многолюдных волновых спотов Ле Морн.
Помните, что приняв решение использовать лиш, Вы автоматически принимаете на себя риски того, что доска может догнать Вас во время падения.
Берегите себя! Любите океан! И добро пожаловать в Pryde Club Mauritius.