Листовая поталь что это
Поталь: что это за материал, и как с ним работать?
Поталь — материал, с которым любят работать многие мастера рукоделия, но чаще всего он применяется при создании украшений из полимерной глины. Благородный блеск сусального золота, эффект кракелюра (растрескивания) — изделия с поталью всегда выглядят очень утонченно и благородно.
Что такое поталь?
Поталь иногда называют сусальным золотом, однако это неправильно. Тонкие металлические листы или хлопья потали, как правило, изготовлены из алюминия и никеля и встречаются трех основных цветов:
Ничего удивительно, что поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь считается довольно «капризным» материалом, поэтому мастеру-новичку может потребоваться какое-то время, прежде чем он найдет «общий язык» с поталью. Но прежде всего нужно будет приобрести нужные инструменты и материалы:
Первое и самое главное — это покупка самой потали в хлопьях или в листах, в зависимости от того, какую технику работы вы выберите.
Лампензель — специальная плоская кисть из белки для нанесения сусального золота и потали на изделия. Некоторым мастерам удобнее работать с синтетической веерной кистью-лапкой.
Кисточка из натурального меха колонка необходима для разглаживания потали по поверхности изделия.
Перед тем, как наносить поталь на изделие, его необходимо покрыть специальным клеем. Клей можно приобрести в магазине рукоделия, а некоторые мастера предпочитают самостоятельно изготавливать клеевую основу по собственным уникальным рецептам. Однако начинающим мастерам лучше не экспериментировать и покупать готовый клей до тех пор, пока они не наберутся опыта работы с поталью.
Когда украшение готово, его необходимо покрыть лаком-закрепителем, который продается в магазинах рукоделия.
Особенности работы с поталью
Как и во всем остальном, при работе с поталью опыт и секреты мастерства приходят с постоянной практикой. Но, начиная знакомство с поталью, лучше заранее знать о некоторых нюансах:
Популярные техники и способы работы с поталью
Мастера, которые работают с полимерной глиной, часто используют поталь для получения оригинальных эффектов. Например, для создания имитации слюды, в роли которой, как можно догадаться, выступает поталь. Но это далеко не единственный вариант «симбиоза» потали и пластики.
Полимерная глина очень пластична (это понятно даже из ее названия — «пластика»), а это значит, что к ней можно добавлять поталь, а затем раскатывать, создавать многослойные структуры, вкрапления в виде блесток и многое-многое другое. Среди самых популярных способов работы с поталью мастера выделяют следующие:
Поталь наносится на лист раскатанной пластики, а затем покрывается красками. Далее нужно немного подождать, а когда краска высохнет, можно запекать изделие.
Кстати, интересный эффект получится, если использовать вместо полимерной глины эпоксидную смолу. Хлопья потали, залитые в эпоксидку, смотрятся очень необычно и удивительно красиво!
Опытные мастера, которые давно работают с поталью, рекомендуют начинать с простых техник и изделий. Например, с создания бусин из пластики в технике «кракелюр». Пробуйте, фантазируйте и творите! А все необходимое для творчества — поталь разных цветов и полимерную глину — вы можете приобрести в нашем интернет-магазине Beastree.
Золочение и картины с поталью
Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.
Содержание
Виды потали
Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.
Поталь и материалы для картины поталью
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Что позолотить?
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Как создать картину с поталью (мастер-класс)
Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.
Поталь и материалы для золочения
Что такое поталь? Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.
Как наносить поталь?
Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам. Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань. Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы.
Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель. Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян. Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку. Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать. Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске. Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.
Кисти для потали
Какие понадобятся кисти при золочении:
Клей для потали
Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:
Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:
Лак для защиты потали
Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде. Лаки на спиртовой основе – препятствует окислению потали. Лаки на водной основе могут окислять позолоту.
Средства для декорирования позолоченной поверхности
Патина – применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках. Битумный лак или воск позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.
Что такое поталь, как она выглядит и где применяется, как делается золочение
Техника декорирования, использующая золочение, сегодня считается достаточно популярной, поэтому поталь – очень распространенный материал, хотя и не каждый о нем слышал. После золочения картины приобретают выразительность и стильность, если художник, конечно же, использует этот прием в меру.
Однако поталь – излюбленный материал не только для художников, но и для мастеров рукоделия, а чаще всего ее используют для украшения изделий из полимерной глины и керамики.
Благодаря тому, что вещество обладает блеском сусального золота, поталь широко применяется при создании эффекта растрескивания (кракелюр), а также для получения оригинальных световых переходов.
Сфера применения потали необычайно широка. Этот художественный материал задействуют не только при написании картин, но и при их реставрации. Золочение применяется в декорировании украшений, предметов мебели, лепнины и керамики.
Несмотря на то, что материал обладает привлекательным и шикарным золотистым оттенком, никаких драгоценных металлов в его составе нет. Именно поэтому процесс золочения никак не ударит по бюджету, если вы решите попробовать придать своему шедевру натуральный блеск благородного металла.
Такой эффект не даст ни одна краска из серии «Металлик».
Ошибочно полагать, что поталь имитирует только золото. С помощью этого материала можно получить блеск серебра или меди. Несмотря на то, что поталь встречается в разных видах, в ее составе присутствуют мельчайшие хлопья металлов (никель, алюминий, медь, сульфид олова).
В зависимости от компонентов, получается вещество золотого, серебряного или медного отлива. Невооруженным глазом отличить качественную поталь от сусального золота очень сложно, поэтому многие думают, что золочение – это украшение изделий или картин драгоценными металлами.
Форма выпуска потали
Материал для золочения выпускается в разных формах, чтобы дать возможность проявить творчество в самых разных техниках и при работе с разными поверхностями.
Инструменты и материалы
Процесс золочения не так прост, как кажется, а сама поталь относится к «капризным» элементам декора.
Приступать к работе нужно только тогда, когда под рукой имеются все необходимые инструменты или дополнительные материалы.
Клеевой грунтовке, вернее, ее выбору, следует уделить особое внимание, так как разные виды клеев предназначены для различных целей.
Рыбий клей продается в виде гранул. К работе его готовят, разводя паром. Рыбий клей применяют при реставрации картин или скульптур. Клей мордан сделан на основе масла. Его рекомендуют новичкам, так как можно получить прочное и очень качественное покрытие.
Водно-акриловый клей предназначен для работ внутри помещения. Такой грунт абсолютно не подходит для стекла или металла. Зато акриловый клей быстро сохнет. Если процесс высыхания клея на масляной основе может затянуться на несколько суток, то акриловый клей высыхает всего за 20-30 минут.
Для гладких или водоотталкивающих поверхностей используют клей на основе спирта. Если же нужно создать рельеф, то удобно пользоваться клеем-карандашом.
Защитное покрытие золоченой поверхности формируется при помощи лака. Лучше всего для этих целей подходит натуральная смола на спиртовой основе (шеллак). Слой получается прочным и износостойким. Он надежно защищает поверхность от царапин и потертостей. Лак защищает изделие не только от механических повреждений, но и от перепадов влажности или температуры.
Не следует применять лаки на воде, так как они способны окислять поталь.
Красивые визуальные эффекты получаются при нанесении специального воска или битумного лака. Особенно эффектно смотрятся темные пятна оригинальной фактуры, подчеркивающие естественное старение фамильной ценности.
Дополнительно к потали применяется патина – специальная пленка, имеющая наружный слой зеленоватого цвета, содержащий карбонат меди. Такими пленками можно искусственно «состарить» любой изделие.
Популярные техники работы с поталью
Свод правил и пошаговый алгоритм для золочения изделий называют техникой.
Существует множество разных техник, причем для одного вида потали есть несколько методов ее нанесения.
Сегодня даже начинающий художник не испытывает информационного дефицита, так как в сети интернет можно найти записи мастер-классов по разным тематикам.
Приведем примеры наиболее популярных техник, в которых используются различные виды потали.
Основные этапы золочения изделий
Процесс золочения не только сложен, но и увлекателен. Благодаря тому, что поталь, в каком бы виде они ни использовалась, дает красивые переливы, многие начинающие художники мечтают как можно быстрее преступить к работе, не познакомившись с элементарными вводными.
Между тем, последовательность этапов играет определяющую роль, и испортить результат многочасового труда очень легко.
В процессе золочения необходимо проявлять аккуратность и внимательность. Спешка здесь исключена, так как каждый нанесенный на поверхность слой материала должен хорошо высохнуть.
Если с поверхности необходимо удалить излишки, то это делают мягкой салфеткой, причем, чем раньше, тем лучше.
На этапе подготовки собирают все необходимые инструменты и материалы. Поталь, как правило, продается в готовом к применению виде. Остается только провести некоторые работы с поверхностью. Ее очищают от пыли, обезжиривают, после чего наносят грунтовку.
Важно полностью просушить грунт, так как в противном случае он будет сходить вместе с поталью во время работы.
Следующий этап – нанесение клея. Клеем покрывают поверхность только после того, как грунт полностью засохнет. Что касается данного этапа, то здесь временных норм быть не может.
Разные виды клеев отличаются разным временем застывания, поэтому нужно внимательно прочитать инструкцию от производителя и не пользоваться материалами, фасованными третьими лицами.
Этап нанесения потали все без исключения считают важнейшим. Если вы работаете с листовым материалом или с хлопьями, то необходимо частички потали подцепить лампензелем и положить их на поверхность так, чтобы они ложились друг на друга внахлест.
На данном этапе главное – точность и выверенность движений, так как переместить частички вы уже не сможете. Если попытаетесь подкорректировать положение листков, то они могут деформироваться. Разглаживается поталь по поверхности мягкой тканью, но лучше для этих целей использовать колонковую кисть.
Большие порции хлопьев должны наноситься на поверхность ровным слоем. Впоследствии хлопья придавливаются ватным тампоном. Излишки можно удалить при помощи обычной кисточки. На поверхности могут остаться пробелы, куда не попали хлопья потали. Это вполне обычное явление.
Закрыть эти пробелы можно небольшими порциями, переместив их при помощи веерообразной кисточки.
Если в качестве грунта использован левкас (смесь мела и рыбьего клея), то поверхность можно полировать. После такой процедуры она станет более гладкой и блестящей. Полировку начинают от угла, двигаясь по диагонали и охватывая все большую площадь. Выбирают мягкую ткань, не оставляющую ворса. Она заглаживает все швы и неровности.
В подавляющем большинстве случаев поверхности после золочения обрабатывают лаком. Он придает дополнительный блеск, а также защищает слой потали. Лак наносится в два слоя, причем если первый слой наносился в одну сторону, то второй необходимо нанести в противоположную сторону.
Важно внимательно просмотреть результат своей работы, чтобы не осталось непокрытых лаком участков.
Пример золочения картины
Интерьерная картина предназначена для декорирования жилого помещения. Она может быть различной тематики, причем в каждой из них найдется место такому приему, как золочение.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
Базовые цвета интерьера комнаты диктуют перечень цветов в палитре.
Таким образом, художник пишет картину под конкретный интерьер. Необходимо продумать не только тона, но и место, где будет висеть будущая работа.
Подробно описывать процесс рисования изображения нет необходимости, так как основное внимание сейчас уделено процессу золочения. Такой тип декора отлично подойдет для натюрмортов, пейзажей и даже абстракций. По содержимому ограничений никаких нет, так как все зависит от фантазии художника.
Текстурная паста служит для придания изображению объема.
Необходимо обладать определенным навыком, чтобы работать с таким материалом.
Ее предварительно смешивают с нужной краской и наносят на холст кистью. К золочению можно приступать только тогда, когда высохнет весь красочный слой. На те участки, на которые планируется нанести поталь, сначала наносится слой клея. Более детальная информация о времени выдержки и о толщине слоя должна быть указана в инструкции по применению.
Поталь переносится на холст очень осторожно, а затем она разглаживается при помощи специальной кисточки. Излишки позолота нужно убрать. Картину можно доработать, если в этом есть необходимость. После всех манипуляций работа покрывается бесцветным лаком.
Что такое поталь?
Золотого
Серебряного
Медного (в этом случае в сплав иногда добавляется немного меди)
Поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений и предметов декора.
Также есть поталь в виде краски или жидкости, я ее обычно использую в небольших элементах декора картины или графики на лист бумаге.
Поталь в виде пасты
Подходит для дерева, металла, для декорирования кожи, текстиля, сувенирных изделий. Такую пасту я также использую для нанесения на объемных деталей картины и даже для акварели.
Наносить пасту можно пальцами, кистью, тканью, губкой. После высыхания поверхность можно полировать до блеска. Паста имеет сходство с воском для золочения.
Воск для золочения
Дает бронзовый или золотой цвет. Цели применения могут быть совершенно различными. Одни применяют воск для создания эффекта старины. Другие для придания объема изделию. Третьи для тонировки поверхности, например, дерева. Еще воском заделывают мелкие трещины и сколы на поверхности золоченого предмета. По консистенции воск похож на массу для лепки. Наносить воск можно пальцем, кистью или губкой. Преимуществом воска является его экономичность. Еще воск эстетически весьма приятен внешне.
Грунт под поталь
Грунты для золочения бывают обычные и на клеевой основе. Клеевой грунт – прекрасное универсальное средство. Оно сочетает в себе и грунт и клей. Согласитесь, это очень удобно. Чаще всего этот грунт-клей применяют с поталью. И подходит он практически для всех поверхностей. Можно применить и на трафарете и на открытом участке под золочение. Еще один вид грунта под золочение – левкас. Его применяют для дерева или штукатуренной поверхности.
Клей для потали
Мордан – самый известный клей для потали. Он изготавливается на масляной основе. Считается вариантом как для профессионалов, так и любителей. Его используют и для сусального золота и для потали. Мордан наносят кистью плоской формы. Работы по золочению зависят от времени высыхания клея. Одни виды мордана сохнут 1,5 часа, другие сохнут целые сутки.
Водно-акриловый клей, клей на водной основе, молочко для золочения – подходит только для внутренних работ. Для гладких водооталкивающих поверхностей без текстуры не подходит. То есть со стеклом, металлом, каменными поверхностями не применим. Через 15 минут после нанесения готов к работе в течение часа.
Также в продаже есть клей-карандаш. Им легко и быстро можно нарисовать на поверхности узор или узкую полоску и приклеить на нее “позолоту”.
Для предотвращений процессов окисления позолоченную поверхность нужно защитить несколькими слоями спиртового лака. Наиболее подходит для этой цели — шеллачный лак (изделие приобретает золотисто — коричневый оттенок).
Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде.
Лаки на спиртовой основе – препятствует окислению потали.
Лаки на водной основе, наоборот, могут окислять позолоту.
Опять-таки каждый мастер выбирает свой способ защиты потали и всей техники в целом.
Примеры на моих картинах, которые были выполнены с применением потали:
Спасибо за то, что уделили внимание 😊 Всем творческого вдохновения и побольше интересных, креативных идей 💕