Листвы зеленой вязь что значит
Омар Хайям стих В окно смотрели двое
«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое. «
Одна читательница на сайте http://citaty.info/quote/192652 любезно согласилась провести собственное расследование и вот каковы результаты.
1. По поводу авторства Омара Хайяма: однозначно, нет. Многие также приписывают ему строки:
Два узника взглянули сквозь решетку на окне
Один увидел грязь, другой — созвездья в вышине. (с)
Скорее всего это цитата из книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». В оригинале она звучит так:
Two men looked out from prison bars,
One saw the mud, the other saw stars. (с)
Строки Карнеги, написанные в 1948 году, скорее всего и послужили прототипом идеи «двух взглядов в окно». Ну и, кроме того, у Хайяма есть ещё одно, чем-то схожее рубаи:
Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт.
2. Некто Драккен с портала «Стихи.ру» в своё время заявил авторство на это стихотворение, предоставив такой его вариант:
Тоже нет. Автор сам признался в плагиате и в том, что это творение вдохновлено первым вариантом, а сам автор впоследствии закрыл свою страницу на вышеупомянутом сайте.
3. По поводу авторства Расула Гамзатова. Ссылаясь на его книгу «Мой Дагестан», умники утверждают его авторство, хотя на самом деле он описал только идею об окне.
«Молодая горянка, впервые познавшая любовь, посмотрела утром в окно и воскликнула:
— Ой, как красиво расцвели эти деревья!
— Где ты видишь цветущие деревья? — возразила старая мать. — Это снег, на дворе ведь поздняя осень, зима».
Так одно и то же утро для двух женщин показалось и весенним и зимним. Мы же с вами, собственно, рассуждаем не об идейном вдохновителе стихотворения, а о его непосредственном авторе.
«Многие хотят присвоить авторство, честные пишут — автор неизвестен. История его такова. Стих написан в 1995 году, в полемике с другом о политических событиях в стране.
Друг ответил как-то так: «В окно смотрели два дурачка, один был в розовых очках, другой с кривой от злобы рожей. На этом разрешите закончить спор о дурачках».
На что я ответил:
«Уж коли речь о дурачках,
То мне милее и дороже
Тот, что был в розовых очках,
А не с кривой от злобы рожей»
Стих нигде никогда не публиковался, но однажды я его произнёс как безымянный (по ситуации) в присутствии журналистов. В апреле 1997 года он прозвучал на «Радио России», так и пошёл путешествовать, включаться в книги, эпиграфы лечебных учреждений и т. д.
Весь его ЖЖ состоит из политиканства и стереотипных обвинений российского президента во всех смертных грехах, самой «рыбки» в этом «бредне» я не нашёл, там очень много записей, но суть не в этом. Дело в том, что данный гражданин заведомо лжёт. Возможно, он и написал ту политическую байку, но она далеко не первоисточник, потому что..
Тут бы и порадоваться, что автор найден, однако Козлов, в предисловии к книге, пишет:
«Прошу прощения у тех авторов, чьи мысли и образы я так или иначе использовал, не всегда на них ссылаясь».
Ну а мне лично нравится ещё один, вольный, дополненный вариант этого стихотворения:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Смотрели двое — два в одном,
Один подумал — «всё чужое»,
Другой ответил — «здесь мой дом».
Один сказал — «листва увянет».
Другой с улыбкой — «жизнь в дожде».
Один себя безбожно ранит,
Другой смеётся сей вражде.
Так, уживаясь, год за годом,
В окно смотрели два в одном.
Один из прошлого был родом,
Другой — рождённый детским сном.
На этом на сегодня всё, до новых встреч, дорогие читатели. И напоследок: поменьше поминайте имя Омара Хайяма всуе. Он писал рубаи и только рубаи, никогда не опускаясь до пошлости ванильных афоризмов.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
В одно окно смотрели двое
Почему жизнь одних похожа в основном на счастливую сказку, а других, по большей части, на встряску?
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Действительно, что тут такого необычного? Сегодня настроение одно, а завтра другое. Мы же не можем всё время быть в одном и том же настроении постоянно – всё-таки живые люди, а не роботы!
Другой вопрос в том, что сам ли человек себя на это настроил? Только ли он сам себя так настроил, а может ещё кто-то помог? Сколь надолго может затянуться плохое настроение – пройдёт ли оно со временем или превратиться в затяжную депрессию?
Если предположить что человек живёт сам по себе, словно в вакууме, и на него никто не влияет – то однозначно это он и только он сам! Вы видели таких людей? Я нет. Все мы живём в социуме и социум так или иначе оказывает на нас своё влияние, да, мы можем применяя самоконтроль частично влиять на этот процесс, и даже верить в то, что всё это происходит только с нашего позволения, но если начать копать глубже, то выяснятся, что всё не так-то просто.
Рассмотрим это на примере двух мужчин – Геннадия и Антона. С утра настроение у Геннадия было вроде бы неплохое, но по пути на работу он поскользнулся и порвал своё единственное пальто, а когда пришёл наконец-то на рабочее место узнал что, фирма находится на грани банкротства и в связи с этим грядут сокращения штата, в которое может попасть и он. А на Геннадии ещё весит ипотека, кредит за машину, да и ребёнку садик надо оплачивать. При таком раскладе каким бы ты самоконтролем не обладал, настроение будет по-любому испорчено.
А вот его коллега Антон, тоже узнал что, грядут сокращения, тоже имеет ипотеку, кредиты, детей которые ходят в тот же садик, ему мало приятно было услышать про грядущее сокращение, но он особо не унывает, т.к. в отличии от Геннадия, единолично тянущего на себе семью, у Антона есть жена, которая работает наравне с ним, а также состоятельные родители которые всегда готовы протянуть руку помощи, в том числе и финансовой. Вот и выходит, что они на первый взгляд, находятся вроде бы в одной реальной ситуации, а реагируют по-разному. Со стороны, таких нюансов, как поддержка родственников или её отсутствие никто не видит – т.к. это всё остаётся «за кадром». Да и родственники у всех тоже разные, у одних – они единомышленники, а у других – вечно воспитывающие, из лучших побуждений, на их взгляд всё ещё маленького ребёнка (хотя «ребёнку» уже давно перевалило за 40 лет).
Потом если копать ещё глубже выяснится, что у Антона родители всю жизнь проработали на одном из успешных предприятий города, на специальностях в которых они были специалистами «от Бога», поэтому сокращения, им особо-то были и не страшны. Его родители жизнерадостная, счастливая семейной пара, которая смогла передать свой настрой по наследству своим детям. В то время как Геннадия растила мать-одиночка, которая дабы прокормить семью всегда соглашалась на работы, где в приоритете стояло не удовольствие от труда, а размер заработка. Собственно эту программу «тяжести жизни» перенял от неё Геннадий, который, завидовал «баловню судьбы» Антону.
Как видно из примеров, на преобладающее настроение обоих мужчин повлиять могло многое: воспитание, материальный достаток или недостаток, социальное положение и т.д. и т.п. Рассуждать можно долго, логизировать, сопоставлять различные факторы, а тем не менее время будет идти, человек всё более и более привыкать к своему основному настроению, потом оно станет для него естественным и само-собой разумеющимся так, что он даже не заметит что этому поспособствовало. В это время вокруг него образуется круг единомышленников, которые его в конце концов убедят в том, что это норма жизни – «все так живут». Ну а иное настроение – бывает, но редко.
Если в случае с Антоном гармонизировать особо нечего, т.к. он в основном доволен жизнью. То Геннадий, до поры, до времени может даже не заметить что параллельно с ним будут проживать люди с преобладанием хорошего настроения по жизни, как правило, они сильно выделяться из толпы не будут. Не популярно это нынче: фильмы про людские страдания бьют рейтинги, в новостях постоянно показывают про аварии, трагедии и т.п.
Вот и создаётся у Геннадия и его единомышленников впечатление, что все тяготы жизни нужно воспринимать как должное, а не как проблему отсутствия знаний законов природы, которые Антон и его единомышленники, на интуитивном уровне, переняли что называется с молоком матери.
В жизни нередко так бывает, что попадая в безвыходную ситуацию, человек пытается понять свою ошибку, пытается изо всех сил вырваться из порочного круга. К примеру, как если бы Геннадию надоело бы постоянно менять работу в поиске большего заработка, а он захотел бы создать свою фирму. Чтобы он начал делать? Скорее всего пошёл бы на курсы начинающих предпринимателей, параллельно самостоятельно изучая гору литературы имеющейся сейчас в избытке. Возможно, у него бы стало получаться что-то заработать, но всё это происходило бы на глазах у его верных друзей, матери, т.е. окружения, которое недоумевая «что это он удумал?» стало бы его, свежеиспечённого предпринимателя, периодически озадачивать болезненными вопросами верности выбранного им нового пути. А вдобавок ко всему, при первой же кризисной ситуации (они в первый год предпринимательства обычное явление) вместо того чтобы по дружески приободрить близкие будут проходится по его «больным мозолям», да и поддаст жару жена с ребёнком которые будут перепуганы нестабильным материальным положением.
Редкий человек выдержит такой напор, если Геннадий не сломается, то у него много жизненных сил уже станет уходить не на то, чтобы выходить из кризиса, а на то чтобы не потерять лицо в глазах близких. Такие ситуации очень сильно морально истощают людей, и они уже готовы поверить в то, что их кто-то сглазил, что не судьба. А некоторые, особо упорные, коим Геннадий и является, начнут искать специалиста который бы мог объяснить, в чём разница между ним и более успешными людьми.
15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви
Омар Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.
Фактрум предлагает вниманию читателя подборку замечательных стихотворных афоризмов Омара Хайама.
Красивым быть — не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек —
Какая внешность может с ней сравниться?
Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь — навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь — а он и не поймёт.
Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь,
весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века
Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.
Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.
15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:
1. Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
5. Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
8. Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
9. Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
10. Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
11. Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,
можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,
но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
14. Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
15. Сорваный цветок должен быть подарен,
начатое стихотворение — дописано,
а любимая женщина — счастлива,
иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Мои любимые не вошли в подборку.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать
Чем в постах и молитвах спасенья искать
Если место в аду для влюблённых и пьяниц
то кого же прикажите в рай допускать?
Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.
Надо жить, нам внушают, в постах и труде
Я с подругой и чашей вина не разлучен
Чтобы так и проснутся на страшном суде
Другом верным, желанным, становишься им.
Муравья лучше гостем принять в своём доме
Чем быть принятым в дом Соломоном самим.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость творец!
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повториться
Как ты и сам не повторишься в нём.
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.
Беспощадна судьба, наши планы круша.
Не спеши, посиди на траве, под которой,
Скоро будешь лежать никуда не спеша.
Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудростей книжных далек!»
За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)
Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Отсюда коврик я стянул когда-то,
А он истерся; надо бы другой!
Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!
Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,
А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа «из двух зол выбирают меньшее». В каком-то стихе была схожая мысль
то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)
Когда живет в них злая эпиграмма,
Но раны сердца лечат рубайят-
Четверостишья старого Хайяма.»
Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.
Это я так. К слову. Ничего против него не имею
В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое
Это Расул Гамзатов
Океан состоящий из капель,велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход-не имеют значения,
Словно муха в окно залетела на миг.
Каждый молится богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел божий,
Адских мук не страшиться и раю не рад
Рука репостнуть потянулась
Меч времени остер, не будь же верхоглядом!
Когда судьба тебе положит в рот халву,
а это хочу чтобы было на моем надгробии:
Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Вконтакте всё пропитано подобной «мудростью». Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.
у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.
сколько сборников перелопатил не могу найти и все.
Я в себя заглянув, убедился во лжи:
ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )
Смысла этих картинок понять не пытайся,
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.
«Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы.»
мудрый чувак за него плюс!
Всю эту чушь он не писал.
Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!
да это же почти перашки!
Пятница, Омар Хаям
Современное изображение Омара Хайяма
18 мая родился Омар Хайям (1048 — 1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Полное имя поэта – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» – палатка.Согласно источникам, в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и обладал великолепными природными способностями и памятью.Свое образование Хайям начал в Нишапурском медресе – в то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Математикой Хайям занимался с восьми лет. Образование получил медицинское, но врачебным делом интересовался мало
Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Омар Хайям. Памятник в Иране
Во времена Хайяма ученый, ввиду своей бедности мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого зависела от милости или немилости правителя, его нрава и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Так и судьба Хайяма во многом определялась сменяющими друг друга покровителями, которых ученый в своих трудах упоминал и благодарил.Правители XI века переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные забирали к себе безо всякого спроса прославившихся ученых и поэтов.
Благодаря своему алгебраическому трактату Хайям был обласкан главным судьей Самарканда Абу Тахиром Абд ар-Рахманом ибн Алаком. Позже Хайяму покровительствовал бухарский правитель Шамс ал-Мулука.
В 1074 г. после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха. Этот год стал знаменательной датой в жизни Хайяма: он был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Так начался двадцатилетний период его плодотворной и блестящей научной деятельности.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Этот спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 года со смертью султана.
В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. В конце концов Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве, а затем отправляется в хадж в Мекку.Последние годы своей жизни он провел в Нишапуре, возможно, он преподавал в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Наиболее вероятная дата его смерти – 4 декабря 1131 г.О последних часах Хайяма известно со слов его младшего современника Бейхаки:«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось, так что облик его неизвестен.
Смысл образов Хайяма был досконально раскрыт в исследовании «Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайат» Омара Хайяма» Парамахамсы Иогананды в начале 30-х гг. XX в. Он открыл, что за внешними образами Омара Хайяма скрыто глубокое понимание радости и смысла человеческого существования.