Лисянский биография и что открыл
Юрий Лисянский
русский мореплаватель и путешественник
Юрий Федорович Лисянский
Юрий Федорович Лисянский родился (2) 13 августа 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе.
Он принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте, до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию.
На родину он вернулся в качестве командира шлюпа «Нева», под командованием И.Крузенштерна совершил первое в русской истории кругосветное путешествие. Сам Крузенштерн командовал кораблем «Надежда». В ходе этой экспедиции был открыт и назван по имени Лисянского один из Гавайских островов.
В 1803 году Лисянский и Крузенштерн стали первыми русскими мореплавателями, пересекшими экватор, в феврале 1804 года корабли «Нева» и «Надежда» оказались в Тихом океане. Здесь Лисянский взял курс на остров Пасхи с намерением подробно исследовать берега, природу и жителей.
В 1804-1805 годах Лисянский со своим штурманом Д.Калининым исследовал остров Кадьяк в Русской Америке и архипелаг Александр. В результате этой экспедиции были открыты острова Крузова и Чичагова.
Осенью 1805 года Лисянский со своей командой по пути в порт Макао в Китае открыли риф Нева и риф Крузенштерна. Из Макао шлюпы «Нева» и «Надежда» отправились в Кантон, откуда проследовали в Кронштадт, где и завершилось первое русское кругосветное плавание.
Лисянский удостоился звания капитана первого ранга. Вскоре после этого он подал в отставку из-за отказа в финансовой помощи для издания его собственной книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле «Нева»».
Ю.Ф. Лисянский краткая биография и заслуги перед Отечеством
труда «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле «Нева»». Капитан первого ранга.
Родился в городе Нежин Черниговской губернии 2 августа 1773 г. в семье протоиерея. О детстве Ю. Лисянского почти ничего не известно.
Поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. 20 марта 1786 г. был произведен в гардемарины. В 1788 году досрочно выпущен из корпуса в связи с начавшейся войной со Швецией.
В 1788 году зачислен в команду фрегата «Подражислав», участвовал в Гогландской битве и других морских сражениях на Балтике, в 1789 г. произведен в мичманы. В 1793 г. Лисянский заслужил чин лейтенанта и в том же году (по распоряжению императрицы Екатерины II) отправился волонтером на стажировку в британский ВМФ. В числе группы из 16-ти флотских офицеров был и его друг по кадетскому корпусу Иван Крузенштерн.
Англия тогда вела войну в Северной Америке с французами, куда и были направлены наши офицеры. Кроме побережья Канады Лисянскому удалось побывать на английских кораблях в Карибском море, Филадельфии, ходил он и к мысу Доброй Надежды. В очередном бою с французами в 1796 году был контужен.
Лисянский возвратился в Россию 27 марта 1798 года и был произведен в чин капитан-лейтенанта. Вскоре он был назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 году (за 18 морских кампаний) получил Георгиевский крест 4-й степени. В этом же году Юрий Лисянский был командирован в Англию, где приобрел корабли для первой русской кругосветной экспедиции.
Кругосветное путешествие на корабле «Нева» 1803-1806 гг.
Когда И.Ф.Крузенштерну удалось «пробить» идею кругосветной экспедиции, он получил право самому набирать команду и назначать командиров. В выборе капитана второго судна не было сомнений – Юрий Лисянский был его другом еще с кадетской скамьи и к тому времени обладал большим военно-морским опытом.
О первой русской кругосветке и отдельном походе Юрия Лисянского к берегам Русской Америки читайте на этой странице.
После кругосветной экспедиции
За участие в кругосветном путешествии Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10.000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 г. возглавлял эскадру из 9 кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 г. был назначен командиром корабля «Эмгейтен».
8 января 1809 г., в чине капитана І ранга Ю. Ф. Лисянский подал в отставку по своей инициативе. Причиной такого «маневра» стал отказ Адмиралтейств-коллегии финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле «Нева»». Возмущенный Лисянский покинул службу и уехал в деревню. Там он написал вариант этой книги на английском языке и в 1814 году издал её в Лондоне. Потом вышел вариант и на немецком языке. Книга имела большой успех за пределами Отечества.
Названы именем Лисянского
остров в Гавайском архипелаге
полуостров на побережье Охотского моря
гора на острове Сахалин.
Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в своих социальных сетях
Русские путешественники и первопроходцы
Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий
Лисянский Юрий Федорович
Российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга. Писатель. Дружил с Иваном Федоровичем Крузенштерном, с которым на шлюпках «Надежда» и «Нева» впервые совершили русскую кругосветную экспедицию. Первооткрыватель одного их Гавайский остров.
Юрий Лисянский родился 13 августа 1773 года в городе Нежин, Украина. Мальчик вырос в семье священника. Обучался в Морском кадетском корпусе. Принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте и до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию.
Мореплаватель принимал участие в войне англичан против французского флота. В одном из боев оказался контужен. Получив шестимесячный отпуск для выздоровления, совершил путешествие по Соединенным Штатам Америки. В Филадельфии встречался с президентом Джорджем Вашингтоном. Высоко отзывался о Бенджамине Франклине, с которым, судя по его письмам и воспоминаниям, был лично знаком.
Вернувшись в Россию, в 1798 году произведен в чин капитан-лейтенанта и получил в командование фрегат «Автроил». В ноябре 1802 года награжден орденом Святого Георгия IV степени за 18 морских кампаний. В конце того же года, в связи с планами совершения кругосветного путешествия командирован в Гамбург для закупки судов. Отбраковав все предоставленные ему варианты, прибыл в Великобританию, где и приобрел два шлюпа, получившие в русском флоте названия «Надежда» и «Нева».
С 1803 по 1806 год Юрий Лисянский вместе с Иваном Крузенштерном на этиж шлюпах совершили первую в истории российского флота кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем: остров Лисянского, а также первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света». За время плавания вел детальные наблюдения за ветрами и течениями, составил богатые минеральные, зоологические, этнографические и ботанические коллекции, выполнил описания десятков островов и многих сотен миль морских побережий. Благополучно привел свой шлюп в Кронштадт. За свои заслуги получил чин капитана II ранга, а 2 августа 1806 года удостоен ордена Святого Владимира III степени, денежную премию и пожизненную пенсию.
Лисянский с 1807 по 1808 год командовал линейным кораблем «Зачатие Святой Анны» и корветом «Эмгейтен», участвовал в боевых действиях англо-русской и русско-шведской войн. С 1808 года командовал отрядом «личных яхт Его Императорского Величества» из девяти судов. Через год уволен в отставку по прошению с чином капитана первого ранга.
Одной из причин ухода стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. На собственные средства мореплаватель опубликовал на основе своих записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году: два тома и атлас карт и рисунков. Российская читающая публика встретила издание без энтузиазма, так как продано оказалось не более 200 экземпляров книги. Юрий Федорович лично перевел свой труд на английский язык и в 1814 году издал его в Лондоне. Данное издание получило весьма похвальные отзывы публики и полностью распродано в считанные месяцы. В 1820 году шведский король Карл XIV Юхан пожаловал Лисянскому почетный орден Меча.
Юрий Федорович Лисянский скончался 6 марта 1837 года в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры северной столицы.
Кавалер ордена Святого Георгия IV степени
Кавалер ордена Святого Владимира III степени
Кавалер ордена Меча
Русский мореплаватель и путешественник Юрий Фёдорович Лисянский
6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.
Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.
В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.
За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.
27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.
Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.
К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй — «Нева».
К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа — «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.
Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.
Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.
Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.
В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.
Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.
Лисянский, Юрий Фёдорович
Из Википедии — свободной энциклопедии
Происходил из семейства священника, принадлежавшего к шляхетному казацкому роду Лисянских. В 15-летнем возрасте выпущен из Морского кадетского корпуса в чине мичмана, во время обучения познакомился с И. Ф. Крузенштерном. Участвовал в русско-шведской войне. В 1793—1800 годах стажировался на кораблях британского флота, участвовал в военных действиях в Северной Америке, Вест-Индии, Южной Африке и Индии. В 1795 году встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. По приглашению Крузенштерна участвовал в подготовке русской кругосветной экспедиции, получив командировку в Германию и Англию для закупки подходящих кораблей. После совместного плавания до Гавайских островов суда экспедиции разделились. Лисянский отправился к Ново-Архангельску, где экипаж принял участие в войне с индейцами. С грузом мехов «Нева» прибыла в Кантон, переход от которого до Портсмута Лисянский впервые в истории мореплавания выполнил без остановок. После окончания экспедиции получил ряд наград. В 1809 году вышел в отставку, в 1812 году опубликовал описание своего путешествия за собственный счёт, в 1814 году осуществил публикацию «Путешествия вокруг света» в Лондоне в собственном переводе на английский язык. Жил в имении Кобрино близ Гатчины, погребён в Александро-Невской лавре. Сын Лисянского Платон дослужился до адмирала.
После кончины имя Лисянского не было забыто, но оказалось «в тени» достижений Ивана Крузенштерна. Первое переиздание «Путешествия вокруг света» состоялось в 1947 году, в советской историографии подчёркивалось, что достижения Юрия Лисянского стали надёжной основой совершения первого русского кругосветного плавания. В современной украинской историографии имя мореплавателя также широко представлено. В Нежине в 1974 году ему был установлен памятник, в 2019 году осуществлено издание описания путешествия вокруг света на украинском языке. Основная часть переписки и дневников Ю. Лисянского до сих пор остаётся неопубликованной.