Литература в 7 классе что проходят
Какие произведения проходят по литературе в 7 классе?
В 7 классе учащиеся знакомятся с базовыми литературоведческими понятиями, обучаются грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, быть читателями «второго уровня», то есть видеть авторский замысел, его замысел и идею. Что читают дети в 7 классе в российских школах?
В 7 классе на уроках литературы особое внимание уделяется жанрам и родам литературы. В течение всего года ведется тщательное наблюдение за изменением словесности в потоке истории. Рассматриваются конкретные жанры литературы и их видоизменения в течение времени. То есть учитель подводит учащихся к конкретному анализу художественных произведений, детально рассматривает понятия: лирический герой, литературный тропы, тема и идея произведения. При этом наряду с художественным анализом параллельно проводится и лингвистический анализ произведения, что помогает в изучении русского языка и расширяет понимание подбора конкретного слова признанными мастерами русской и зарубежной литературы.
Список произведений, изучаемых в 7 классе по литературе
В начале учебного года происходит повторение ранее изученного. Жанры устного народного творчества, эпические произведения — былины о Садко (социальные), повторяются и более углубленно изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, потешки), сатирические сказки.
Далее дается обзор литературы XIX века, слияние народной и авторской литературы, влияние устного народного творчества на творчество поэтов и писателей XIX века.
В 7 классе продолжается знакомство с классиками русской литературы А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и другими.
В 7 классе происходит более подробное знакомство с зарубежной литературой, учащиеся читают произведения Байрона, Марка Твена, Э. По, как основоположника детективного жанра, А. Конан-Дойля.
Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в некоторых случаях на МО учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.
Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Рабочая программа по литературе, 7 класс
Вид урока. Основные виды деятельности
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование.
Сообщения, читать былины
Устное народное творчество (6 ч.)
Предания как поэтическая биография народа..
Лекция. Эвристическая беседа.
Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.
Прославление мирного труда.
Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение.
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.
Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа.
Стр. 24-35 (прочитать)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.
Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету
Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Урок контроля Развитие творческих способностей
Древнерусская литература (6 часов)
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
«Поучение младшему брату».
Выучить определение поучения. Отрывок наизусть.
Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».
Работа над выразительным чтением.
прочитать стр. 54-63
«Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.
Подготовиться к пересказу эпизодов
Рассказ о Февронии
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»
Сообщения о Ломоносове и Державине
Русская литература 18 века (3 часа)
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».
Лекция. Практикум анализа стихотворения.
Отзыв на стихотворение
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)
Обучение устному рассказу и выразительному чтению.
Выучить отрывок из оды наизусть
Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».
Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.
Выразительное чтение наизусть
прочитать поэму Пушкина «Полтава»
Творчество А. С. Пушкина (9ч)
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории.
«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.
Анализ изобразительных средств.
Выучить отрывок наизусть
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
Выучить вступление к поэме наизусть.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.
Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением.
Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады.
Смысл сопоставление Олега и волхва.
Выразительное чтение наизусть
Выучить определение и особенности баллады.
А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.
Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина»
Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов)
Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу.
Рассказ «Пир Ивана Грозного»
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке»
Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.
«Кулачный бой на Москва-реке»
Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.
ответы на проблемные вопросы
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.
Практикум анализа стихотворения.
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».
Практикум анализ стихотворения.
Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Отработка выразительного чтения.
Выразительное чтение наизусть
Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений»
Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)
Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1)
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Рассказ «Жизнь на Сечи»
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
рассказ об Остапе и Андрии
рассказ об Остапе и Андрии
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Трагедия Тараса Бульбы
Ответы на проблемные вопросы
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.
Слово учителя. Эвристическая беседа.
Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».
Урок развития речи.
Подготовиться к тестированию
Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Стр. 214-223 (прочитать)
Творчество И. С. Тургенева (5 часов)
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Просмотр фрагмента фильма и обсуждение
Отзыв на видеосюжет
Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Практикум анализа эпизода.
прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Отзыв на стихотворение в прозе
Выучить стихотворение «Русский язык»
Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»
Обучение выразительному чтению
Выразительное чтение наизусть
Стр. 227-245 (прочитать)
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
Стр. 244-245 (вопросы)
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
Практикум анализа эпизода
Устный рассказ о героине с цитированием
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Эвристическая беседа. Составление плана.
Устный рассказ о героине
стр. 261-274 (прочитать)
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа)
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
художественный пересказ эпизодов
Смысл противопоставления генералов и мужика.
Художественный пересказ эпизодов
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Эвристическая беседа; пересказ эпизодов
Подготовиться к контрольному тестированию
Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина
Стр. 276-295 (прочитать)
Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов)
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
Пересказ эпизодов от 1-ого лица
Устный рассказ о героях
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.
Беседа, обучение устному рассказу.
Устный рассказ о героях
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.
Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти»
А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.
Горький «Детство» (прочитать)
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе
Выразительное чтение наизусть
Творчество А. М. Горького (5 ч)
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов.
Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
Составление плана характеристики
Рассказ «Дед Каширин»
Подготовиться к художественному пересказу
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
Беседа с элементами пересказа
Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод.
Р/р Обучение анализу эпизода повести.
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Урок внеклассного чтения.
Творчество писателей первой половины 20 века
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Анализ художественной формы стихотворения.
Выучить отрывок из стихотворения
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Выразительное чтение наизусть
Отзыв на стихотворение
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Платонов «Юшка» (прочитать)
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.
Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Урок внеклассного чтения.
Подготовиться к сочинению
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Урок развития речи
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»
Интервью с поэтом-участником ВОв
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.
Выучить стихотворение о войне на выбор
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова
Выразительное чтение стихотворения наизусть
Абрамов «О чём плачут лошади»
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».
Ответы на проблемные вопросы
Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.
Рассказ учителя. Беседа
Выучить теоретический материал
Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Носов «Живое пламя» (прочитать)
Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.
Урок развития речи
Герои рассказа и их поступки.
Ответы на проблемные вопросы
Выучить стихотворение на выбор
Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя»
«Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.
Выразительное чтение стихотворения наизусть
Готовиться к уроку-композиции
Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
Практикум анализа лирического произведения
Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Выразительное чтение наизусть
Подготовиться к уроку-композиции
Песни на слова русских поэтов 20 века
Урок внеклассного чтения
Сообщения; рассказ о стихах
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Практикум. Слово учителя.
Зарубежная литература (9 часов)
Р. Бернс «Честная бедность».
Эвристическая беседа. Слово учителя.
Миниатюра «Каким я себе представляю поэта»
Анализ поэтических интонаций.
Японские хокку. Особенности жанра.
Написание отзыва. Сочинение хокку.
О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.
Брэдбери «Каникулы» (прочитать)
Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
Урок внеклассного чтения
Д. Олдридж «Отец и сын»
Урок внеклассного чтения
Список для летнего чтения
Подведение итогов. Рекомендации на лето.
Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010
На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:
Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;
Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода
Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь :
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.
Рабочая программа по литературе (7 класс)
Выбранный для просмотра документ КТП по литературе 7 кл 1 четверть 2015 исправлено 20.09.docx
4. Календарно-тематическое планирование
Виды деятельности учащихся
Читайте не торопясь
Вопросы и задания (с. 5-6)
Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом.
Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10), вопросы 1-2 (с. 10)
Русские былины и их герои.
Составление тезисного пла-на статьи «О собирании, ис-полнении, зна-чении былин».
Микула Селянинович – эпический герой
Вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3, 5 (с. 23)
Групповая работа: выразительное чтение былины, определение ее темы и идеи; характеристика героев и их поступков; нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Выразительное чтение, характеристи-ка героев.
Практическая работа: сопоставление произведений фольклора и живописи.
Р.Р . Сочинение по картине М. Васнецова «Богатыри»
Карело-финский эпос «Калевала».
Групповая работа: выразительное чтение былины, определение ее темы и идеи; характеристика героев и их поступков; нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли.
УНТ. Русские пословицы и поговорки
Вопросы и задания 1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49), 1-6 (с. 49)
Коллективная практическая работа по алгоритму выполнения задачи.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение…»
Из похвалы князю Ярославу и его книгам.
Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 52), 1-2 (с. 54)
Анализ текста поучения с использованием цитирования, работа со словарем (объяснение значения незнакомых слов).
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Выразительное чтение и пересказ текста, определение его темы и идеи; характеристика героев и их поступков.
ПРОИЗВЕДЕ-НИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. М.В. Ломоносов. Оды «К статуе Петра», «На день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы…»
Вопросы и задания 1—2 (с. 66), 1-3 (с. 67). 1-2 (с. 67-68
Практическая групповая работа: определение жанрово-композиционных особенностей текста при консультативной помощи учителя. Самостоятельное определение функции образных средств по памятке выполнения задания.
Р.Р. Г. Р. Державин. Стихотворения «Признание», «На птичку»,
Последние стихи Державина.
Выразительно читать, анализировать стихи
Самостоятельная работа: нахождение в поэтических текстах изобразительно-выразительных средств и определение их роли, участие в коллективном диалоге.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА.
А.С.Пушкин. Медный й всадник (отрывок)
Презентации и их анализ
Выразительное чтение отрывков с последующим письменным рецензированием по алгоритму выполнения задачи, чтение наизусть, аргументирование и отстаивание своей позиции.
Историческая тема в произведениях А. С. Пушкина.
Песнь о вещем Олеге.
Борис Годунов (отрывок)
Вопросы и задания 1-2 (с. 113)
устный ответ на проблемный вопрос: в чем сходство сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне;
подбор цитат на тему «Образ древнерусского писателя» по трагедии «Борис Годунов».
Тема «маленького человека» в изображении А. С. Пушкина.
Вопросы и задания 5—6 (с. 113)
Групповая работа: письменный ответ на вопрос « Роль деталей в характеристике внутренней жизни героя» по поэме «Медный всадник» и повести «Станционный смотритель».
Контрольная работа по произведениям А.С.Пушкина
Лит. термины, ответы на вопросы.
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания.
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова».
Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, вопросы к ней (с. 118), вопросы и задания 1—2 (с. 135).
Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим мате- риалом. Работа с учебником, выразительное чтение, оценивание своей речи с точки зрения правильности риалом.
Всего в 1 четверти: 18 уроков; Р.Р.: 2; УВЧ: 1; К.Р.:1
Выбранный для просмотра документ КТП по литературе 7 кл 2 четверть 2015 коррекция 17.08.docx
Виды деятельности учащихся
Р.Р. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва».
Выразительное чтение, анализ стихотворения по алгоритму.
Прославление боевого товарищества и осуждение предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211)
Выразительное чтение фрагментов повести, его рецензирование по памятке, составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос.
Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Сравни-тельная характе-ристика героев
Групповая работа: составление плана анализа эпизода;
письменный ответ на проблемный вопрос по алгоритму выполнения задачи.
Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
План сочине-ния, подбор материала.
Составление тезисного плана для пересказа отрывков повести,
участие в коллективном диалоге.
Р.Р. Сочинение по повести «Тарас Бульба».
Устный ответ на проблем-ный вопрос.
Сравни-тельная характе-ристика героев
Выступления с сообщениями по биографии писателя; коллективное составление характеристики героев, нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли.
Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.
Выразительное чтение стихотворений в прозе.
Групповая работа: нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли
УВЧ. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
Сравни-тельная характе-ристика героев
Выступления с сообщениями;
работа в парах: составление характеристики героев, нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и определение их роли, сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему, сопоставление описания природы (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева).
Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины».
Проектная работа в парах: иллюстрирование эпизодов по теме урока с последующей взаимопроверкой.
Р.Р. Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Задания 1—3 (с. 244-245)
Выразительное чтение поэмы; характеристика героев и их поступков; анализ эпизода поэмы; сопоставление произведения литературы и живописи.
Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа в стихотворениях «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом. »
Выразительное чтение стихотворения, определение его темы и идеи; нахождение в поэтических текстах изобразительно-выразительных средств и определение их роли в произведении.
Контрольная работа по произведениям М. Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания.
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
Выразительное чтение баллады. Самостоятельная работа со словарем: объяснение значение устаревших слов. Групповая работа: сопоставление литературных произведений («Песни про. купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А. К. Толстого)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Выразительное чтение сказки; выяснение значения незнакомых слов и выражений.
Всего во 2 четверти:14 ч; УВЧ:1; Р.Р.:3; К.Р.:1
Выбранный для просмотра документ КТП по литературе 7 кл 3 четверть 2015 коррекция 17.08.docx
Виды деятельности учащихся
Р.Р. Сравнительная характеристика героев
Составление сравнительной характеристики геро ев; сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
УВЧ. Изображение нравственных пороков общества в сказках М. Е. Салтыкова – Щедрина.
Выразительное чтение; составление характеристики героя; выяснение значения незнакомых слов и вы ражений
Л.Н. Тол стой. Главы из повести «Детство».
Вопросы и за дания 1—3
Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толс- того «Детство».
Коллективная работа: определение, от чьего лица ведется повествование; выразительное чтение, пе ресказ и анализ текста; сопо ставление поступков героя с его внутренним миром.
Работа в парах: сопоставление повести с иллюстра циями к ней.
А.П.Че хов. Картина нравов в рас сказе «Хамелеон».
Вопросы и задания 1— 2 (с. 301), 1-2 (с. 304-305)
Работа в парах: по строение развернутых высказы ваний на основе прочитанного.
Подбор цитатных примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики».
Характеристика персонажа в рассказе «Злоумышленник».
Сопоставление рассказа с иллюстрациями к нему.
Составление литературного портрета.
Р.Р. Смешное и грустное в рассказах А.П. Че хова
Подгото-вить выразитель-ное чтение.
Выразительное чтение по ролям и пересказ текстов. Групповая работа: выявление особенностей стиля чеховских рассказов.
Стихотворения русских поэтов о родной природе
Наизусть по выбору.
В ыразительное чтение стихотворе ния наизусть; нахождение в поэтических текстах изобразительно- выразительных средств и определение их роли; сопоставление произведения литера туры, музыки и живописи.
Контрольная работа по пейзажной лирике.
Наизусть по выбору.
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА.
И.А. Бу нин. Рассказ «Цифры»
Подгото-вить выразитель-ное чтение.
Выразительное чтение и пересказ текста; сопоставление рассказа с дру гими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство»). Работа в парах: построение развер нутых высказываний на основе прочитан ного, аргументирование своей точки зрения.
Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бу нина
Выразительное чтение текста; сопо ставление образа героя с образами героев дру гих литературных произведений (Л.Н. Толстой «Детство», образ Натальи Савишны).
Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа повести.
Прочитать главы повести, составить цитатный план.
Ответы на вопросы, монологический ответ. Совершенствование и редактирование собственнных текстов, работа с текстом.
Портрет героя в повести А.М.Горького «Детство».
Пересказ сюжета повести. Составление характеристики героев. Работа в парах: сопоставление повести с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»).
Р.Р. Сочинение-характеристика литературного героя.
Написание сочинения по плану.
УВЧ . Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Ста руха Изер гиль».
Выразительный пересказ легенды, сопоставление с иллюстрациями.
Л.Н.Ан дреев. Рассказ «Кусака»
Выразительное чтение и пересказ текста, сопоставление рассказа с иллюстрациями к нему.
В.В. Мая ковский. Стихотворение «Не обычайное приключе ние, быв шее с Вла димиром Мая ковским летом на даче»
Выразительное чтение стихотворения.
Работа в парах: определить его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); охарактеризовать героев и их поступки; найти в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определить их роль; сопоставить стихотворение с иллюстрациями к нему.
УВЧ. Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
Выразительное чтение стихотворения, определение его темы (противостояние гуманизма и бессердечия) и идеи (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); нахождение изобразительно-выразительных средств и определение их роли.
Главный герой рассказа А.П. Пла тонова «Юшка».
Составление цитатного плана; сопоставление рассказа с фольклорными произведениями.
В прекрасном и яростном мире. Анализ произведения.
Подгото-виться к контроль-ной работе.
Аргументирование и отстаивание своей позиции.
Всего в 3 четверти: 20 уроков; Р.Р.:3; УВЧ: 4; К.Р.:2
Выбранный для просмотра документ КТП по литературе 7 кл 4 четверть 2015 коррекция 17.08.docx
Виды деятельности учащихся
Контрольная работа по произведениям писателей ХХ века.
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания.
Картины природы в изображении Б.Л. Пастернака. «Июль»
«Никого не будет в доме…»
Выраз. чтение стихотворе-ния
Чтение и анализ стихотворений, чтение наизусть, аргументирование и отстаивание своей позиции
Чтение и анализ стихотворений, чтение наизусть, аргументирование и отстаивание своей позиции
Ф.А. Аб рамов. Рассказ
«О чем плачут ло шади».
Определение темы и идеи рассказа; пересказ эпизодов.
Работа в парах: проследить лите ратурные традиции в рассказе (А.С. Пуш кин, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов и др).
Сила духовной красоты в рас сказе Е.И.Но сова «Кукла».
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом;
составление устной речевой характеристики.
Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Но-сова «Живое пламя».
вопросы и задания (с. 170, 176,179)
Конкурс на лучшее инсценирование рассказа. Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом.
Взаимопомощь и выручка в рас сказе Ю.П. Ка заков а «Ти хое утро»
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом.
к домашнему сочинению «Яшка – верный товарищ»
Беседа, характеристика героев
Д.С. Лихачёв «Земля родная». (Главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Публицистика
Работа с учебником, анализ прочитан-ных статей
Составление сообщения на тему «Искусство моего родного края», с использованием советов Лихачёва
М.М.Зощенко: страницы биографии. Рассказ «Беда».
Ответить на вопр. 3 на стр. 211
Комментированное чтение, анализ рассказа
Стихотворения русских поэтов 20 века о природе. В.Я. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин. Н.Заболоцкий, Н.Рубцов Песни на стихи
20 века И.А. Гофф Русское поле, Б.Окуджава, А.Н.Вертинский
Выразитель-ное чтение на изусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1, 3 (с. 219)
УВЧ. Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Из цикла «Восьмистишия»
Выразительное чтение стихотво рения ; найти в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определить их роль.
Ответить на вопрос 2 на стр.232, стр. 234
Выразительное чтение стихотворения, анализ
Японские трёхстишия (хокку) Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Лиризм и красота хокку.
Сочинить собственное хокку
Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа
О.Генри: страницы биографии. «Дары волхвов».
Комментированное чтение, анализ текста
Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы»
Ответить на вопрос 1 на стр.262
Комментированное чтение, беседа
Всего в 4 четверти: 16 часов; Р.Р.: 1; УВЧ: 1; К.Р.:1
Всего за год: 68 часов; Р.Р.: 9; УВЧ: 7; К.Р.: 5
Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка по литературе 7 класс исправленная 20.09.2015.docx
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006, реализуется через учебник-хрестоматию для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М.: Просвещение, 2011 (под редакцией Коровиной В. Я.)
Цели обучения литературе в 7 классе:
познакомить с шедеврами мировой классики;
научить анализировать и оценивать литературные произведения;
дать представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
развить и усовершенствовать к оммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
научиться владеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
Научиться составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Место предмета : на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать ;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
2. Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература (под ред. В.Я.Коровиной (2006 г.).
График контрольных работ.
1.Контрольная работа по произведениям М. Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. – 12.15
2. Промежуточный мониторинг техники чтения. – 7 – 11.12
1.Контрольная работа по пейзажной лирике. – 02.16
1. Контрольная работа по произведениям писателей ХХ века.- 1.04.16
1. Портрет героя в повести А.М.Горького «Детство».- 02.16
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную тему;
— итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
7. Список литературы.
Литература для учителя :
Учебник : Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2010.
В.Я.Коровина. «Литература в 7 классе». Методические советы. Москва, «Просвещение», 1995