Литературная гостиная в библиотеке что это такое
Литературная гостиная: «Что это такое?»
Говоря о жанре «литературных гостиных», стоит обратиться к его истокам, насчитывающим без малого две сотни лет. Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём: победное завершение мучительной войны с Наполеоном, встряска общества в связи с восстанием декабристов, а затем и падение крепостного права, развитие экономики, − эти и другие факторы стали стимулом и для культурного развития. Одной из пышно расцветших форм стала салонная культура, распространившаяся в дворянской среде. Среди дворян было множество образованнейших людей, обладателей обширных библиотек, тонких ценителей мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Чтобы находиться в контексте «текущих трендов», как мы бы сказали сейчас, аристократы собирали вокруг себя себе подобных, а также тех, кто был носителем и трансформатором культуры и общества в целом. Несмотря на светский характер гостиных, именно здесь часто зарождались движения, которые давали направление общественной мысли на ближайшие десятилетия.
Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын, получив от шефа Третьего отделения А. Х. Бенкендорфа неудобное указание наблюдать за «пушкинским кружком», нашел выход, не только не унижающий достоинства благородного человека, но и на ура принятый самими литераторами. Князь Голицын организовал у себя культурный салон, тем самым предоставив вольнодумным умам площадку для высказываний. Четверги у князя имели большой успех в Первопрестольной. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело. »
Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но в то же время не выходить за рамки светских приличий. Лучше всего рулить таким деликатным делом могли женщины. Не случайно обычно именно они были хозяйками салонов.
Вот два примера великосветских гостиных XIX века, где вращался бомонд обеих столиц.
Салон Елизаветы Хитрово (урожденной Кутузовой)
По отзывам современника, Елизавета Михайловна, «не отличаясь особенным умом, обладала в высшей степени светскостью, приветливостью самой изысканной… Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная, общественная — имела верные отголоски. Здесь можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драматическим творением одного из любимцев той литературной эпохи».
Гостиная Евдокии Голицыной
Одна из красивейших женщин своего времени звалась «PrincesseNocturne»
(ночная принцесса), поскольку не принимала в своем салоне ранее десяти часов вечера. Днём Авдотья Ивановна спала, но к полуночи в доме на Миллионной улице под № 30, а летом − у неё на даче собирался избранный кружок друзей. По описаниям, «в ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное». Она словно служила прекрасным фоном для непринуждённых бесед Вяземского, Карамзина, Жуковского, Батюшкова. В 1817 году Жуковский привёл в гости к принцессе смуглого, кудрявого юношу − Пушкина, который тут же был ею очарован.
В аристократических салонах ковались таланты нескольких поколений: Батюшкова, Вяземского, Гнедича, Крылова, Гоголя, Грибоедова, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Языкова, Тургенева, Некрасова, Белинского, Гончарова, Толстого, Полонского, Тютчева, Глинки, Брюллова, Кипренского и множества других известных поэтов, писателей, литераторов, композиторов, историков, художников.
Первоначально салоны были культурным явлением верхних слоев общества, но постепенно они впитали в свою среду разночинскую интеллигенцию и стали более широким феноменом, решающим не только культурные, но и общественные вопросы и формирующим тенденции в развитии российского общества.
И сейчас, через двести лет после зарождения традиции, литературные гостиные посвящены самому широкому кругу тем – от сакральных рукописей до постмодернистской литературы.
возрождать такие традиции, пусть и в не совсем историческом виде, очень важно для современной культуры
«История и литература в России неразрывно связаны, и интерьеры музея помогут по-новому осмыслить классические произведения русских писателей», − подчеркнул Алексей Левыкин и добавил: «Для нас это очень близко. Мы понимаем, что те, кто будет приходить к нам сюда на литературные чтения, − они будут приходить не только для того, чтобы ещё раз прикоснуться к великому творчеству, но и для того, чтобы прикоснуться к великой истории».
литературные гостиные «пространством и временем для души и ума
станет новой культурной традицией, формирующей интерес к чтению и знаниям, любовь к классической и современной русской литературе.
Литературная гостиная как форма внеклассной работы
В гимназии № 18 большое внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.
Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.
Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.
Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.
Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется “невероятно устаревшим” весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.
Кроме того, литературная гостиная гимназии № 18 успешно реализует этнокультурный компонент образования, знакомя учащихся с творчеством уральских поэтов-современников: Евгения Туренко, Любови Новак, Екатерины Ермаковой, Елены Баянгуловой, Евгении Извариной, Яна Разливинского, Николая Жеребцова, Елены Михеевой, Екатерины Симоновой, Елены Хомяковой, Натальи Стародубцевой, Галины Коркиной, Андрея Санникова. Встречи с этими поэтами, писателями состоялись в стенах гимназии 18 в течение 2005-2006 учебного года.
Литературная гостиная способствует преемственности поколений выпускников.Постоянными участниками встреч стали поэты, окончившие нашу школу: Ольга Мехоношина (2001 год выпуска) и Виталия Корнева (2004 год выпуска).
В октябре 2007 года гостиная была посвящена областному литературному журналу “Урал”. На эту встречу был приглашен поэтический клуб журнала “Лебядкинъ”. Ноябрьская гостиная 2007года по традиции прошла в форме Литературно-художественного бала (фото №1-3).
Встреча в Литературной гостиной с поэтом и журналистом из Екатеринбурга Евгенией Извариной
По содержанию: свободная (творчество поэта не ограничено одной темой).
По форме: диалоговая (преобладает свободное общение гостя с аудиторией над монологической речью поэта).
На прошлой литературной гостиной поэт Евгений Владимирович Туренко заинтересовал ребят творчеством екатеринбургского поэта Евгении Извариной. Было принято решение пригласить на следующую встречу Евгению Викторовну.
Этап проведения мероприятия
Музыкальная заставка. Звучит музыка поэта и музыканта Александра Суханова, песня “Зеленая карета”. В это время на экране “проплывают” кадры прошлых литературных гостиных. Ребята здороваются с гостьей, просматривают книги, представленные на выставке, занимают свои места, разливают чай.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, постоянные (и новые) участники литературных встреч! Здравствуйте, дорогие наши гости! Вот и снова на “зеленой карете творчества” мы прибыли в мир поэзии.
2 ведущий: Но прежде чем мы начнем “новое знакомство”, разрешите представить Вам фильм о прошлой встрече, снятый и смонтированный школьной телестудией, чтобы вспомнить наше последнее путешествие в мир поэзии с тагильским поэтом Е.В. Туренко.
Демонстрация 5-минутного фильма. Представление поэта.
1 ведущий: (читает стихи Ольги Мехоношиной, тагильского поэта, выпускницы гимназии № 18).
1 ведущий: Мы достаточно хорошо знакомы заочно, а очная встреча — впервые. Поэтому слово предоставляется нашей гостье. Слово-презентация поэта.
2 ведущий: Мы видим, что уже появляются первые поднятые руки в зале, а значит — пришла пора нашего традиционного конкурса. Итак, “Конкурс на самый интересный вопрос”
— Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?
— Знакомы ли Вы с творчеством тагильских поэтов? Как Вы оцениваете их опыты?
— Есть ли, с Вашей точки зрения, параллели между тагильской поэтической школой и екатеринбургской? Чего больше: сходств или различий?
— Есть ли время у стиха?
— Как к Вам приходит вдохновение?
— Вот Вы сказали, что “от удивления рождается стихотворение”, а чему чаще приходится удивляться?
— Мне кажется, что современного человека уже трудно чем-то удивить. Не отражается ли это на состоянии российской поэзии, не “стало ли ее от этого меньше”?
— В Ваших стихотворениях я заметил много слов-неологизмов “авторского производства”. Почему они появляются? Вам “узко” в рамках языка?
— Понравился ли Вам, Евгения Викторовна, наш город? Чем?
— Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые”. Вы думали над тем, как ваше “слово отзовется”? И т.д.
Конкурс длится от пяти до десяти минут. Вопросов много, но автор, подводя итоги,
выбирает самый, с его точки зрения, интересный. Победитель объявляется и награждается в конце встречи.
Конкурс творческих интерпретаций
1 ведущий: (читает наизусть отрывок стихотворения Е.В.Извариной)
Ребята читают наизусть понравившиеся стихотворения приглашенного поэта. Автор выбирает лучшую, с его точки зрения, интерпретацию. Встречаются и необычные формы осмысления творчества поэта. Например, Екатерина Пылева и Ксения Омельченко, десятиклассницы гимназии, на слова Е.Извариной написали и исполнили романс:
Я там, где обоюдно стыдно
Свече и жгущему свечу,
Хочу увидеть, что не видно,
А вижу то, что не хочу.
Свою песню на стихи поэта исполнил и девятиклассник Богдан Нестеров.
А Ольга Ведерникова представила иллюстрации к стихотворениям поэта, которые со слезами на глазах Евгения Изварина приняла и обещала использовать в следующем сборнике.
Конкурс начинающих поэтов
1 ведущий: А теперь самый волнующий конкурс – “Конкурс начинающих поэтов”. Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но “бояться не надо — к творчеству нет преграды”! Свои стихотворения читают юные авторы: Бякова Елизавета, Панина Евгения, Панькова Таня, Суворов Иван и др. Среди “начинающих поэтов” и пишущие учителя:
Заводи — в заводи, растопи наледи,
Пей с горсти горести
Не своей повести.
Я не гладью вышита.
Что — не знаю — выше там?
Ноликом-крестиком.
Быть — не быть вместе нам.
Ахметова О.В.
Зимняя широкая дорога,
По краям — леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная. Но вскоре
Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е.С.
9. Этап подведения итогов и вручения призов. дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.
2 ведущий: (читает стихотворение Извариной):
Погасить свечу, но не тотчас
Лампочку включить.
Благодать-
Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы
(доктору сказать — мотыльки).
1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются “серафимы творчества”. Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды “встретился” с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая “Литературная гостиная” будет особенная — посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет “Костюмированный бал” в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.
Приглашаем всех на этот бал! Будет ждать вас светлый школьный зал!
Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:
Понравилась ли тебе встреча?
Чему “учит” “Литературная гостиная”? И т.д. По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.
Литературная гостиная – одна из форм внеурочной деятельности процесса постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития участников образовательных отношений
Петрова Марина Анатольевна,
к.п.н., доцент, заместитель директора по УВР,
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска
Банникова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска
Шеина Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска
Литературная гостиная – одна из форм внеурочной деятельности процесса постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития участников образовательных отношений
Бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате. Сегодня в процессе организации образовательной деятельности чаще всего можно наблюдать сценарий, некий алгоритм, однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются без четкой целевой установки и видения перспективы. Подчас это лишь набор предлагаемых обучающимся заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом.
В свою очередь дидактическая модель образовательного процесса МБОУ СОШ № 50 ориентирована на реализацию компетентностного подхода, в котором важное место занимает компетенция личностного самосовершенствования обучающегося, направленная на освоение способов саморазвития, эмоциональную саморегуляцию. При этом обучающийся овладевает универсальными учебными действиями (УУД) в собственных интересах и возможностях. Процесс постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития невозможен вне творчества. Тому свидетельством являются литературные гостиные, проводимые учителями русского языка и литературы совместно с заведующей библиотекой и родителями. Это способствует формированию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных УУД, предусмотренных ФГОС.
Мотивация творчества нам видется в стремлении человека к актуализации и самореализации. В связи с этим, компетенция личностного самосовершенствования может формироваться только в атмосфере творчества, ведь самосовершенствование – это и есть творческий процесс, направленный на творение себя, «сотворение». На наш взгляд, именно литература наряду с музыкой занимают важное место не только в учебно-воспитательном процессе, но и в повседневной жизни человека, так как особенно сильно и эмоционально воздействуют на внутренний мир человека. К сожалению, во время урочной деятельности не всегда есть возможность уделить достойное внимание тем или иным литературным произведениям, посопереживать вместе с литературными героями, пережить наиболее тревожные, а то и полюбившиеся моменты повествования.
Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства – литературу как вид искусства и литературоведение как науку. Непременно в творческой обстановке это соотношение может обеспечить развитие обучающегося, как средствами уроков, так и средствами внеурочной деятельности, например, литературной гостиной.
Считаем, что литературная гостиная удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, так как цели литературной гостиной: расширение литературного образования, предусмотренного программой (информационно-предметная цель); формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми (деятельностно-коммуникативная цель); усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения (ценностно-ориентационная цель).
Также мы считаем, что интегрированная образовательная деятельность соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).
Нами предпринята попытка вернуть исконное понимание термина «литературная гостиная», оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка, и не только, в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.
Потребность в интеграции объясняется целым рядом причин: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; интегрированные занятия развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированных занятий посредством литературной гостиной – нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение детей за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.
Поскольку при изучении курса классической литературы отчасти возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, порой школьникам кажется невероятно устаревшим весь спектр проблем, поставленных этой литературой, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их и отчасти их родителей в современный творческий процесс.
В таком процессе нами выделены наиболее эффективные методы и приемы интегрирования: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Требования к структуре интегрированных занятий, таких как четкость, компетентность, сжатость учебного материала, продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы; взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии; необходимость соблюдения временных рамок.
В свою очередь чтение литературных текстов в рамках литературной гостиной, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению школьником окружающего мира, учит его понимать любить прекрасное. Как развивать интерес к чтению? Как постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование, театрализация литературных произведений. Все эти задачи помогает нам решить – литературная гостиная.
Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии:
1. Формирование представлений о художественной литературе как искусстве слова.
2. Расширение кругозора.
3. Вхождение в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни.
4. Погружение в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности, знакомство с разными жанрами литературных произведений.
5. Развитие творческих способностей школьников, их естественное стремление к фантазиям, сочинительству, рифмовке слов.
6. Развитие чувственно-эмоциональной сферы, его способности сопереживать героям.
Опыт работы по проведению литературных гостиных позволил нам определить их виды:
По охвату аудитории: масштабные (большая аудитория); камерные (задействованы учащиеся одного класса или творческая группа заинтересованных учеников). По содержанию: свободные; тематические. По принципу общения: диалоговые (живое общение, включающее и элементы дискуссии); монологовые (преобладает рассказ поэта о себе с ответами на вопросы аудитории).
Литературная гостиная есть специфическая форма досуговой и познавательной деятельности. Основной принцип – осуществление деятельностного подхода к осмыслению литературы, реализация творческих устремлений школьников, их гуманитарного потенциала.
Проведение литературных гостиных включает в себя несколько этапов. Предварительная работа по подготовке «гостиной»:
1. Подбор литературного материала.
2. Создание сценария.
3. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. Индивидуальная работа над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, упражнения по технике речи).
4. Знакомство детей с их ролью в будущей «гостиной». Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т.д.).
5. Работа с музыкальным и художественным материалами.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. Создание выставок.
Структура встречи в «гостиной»:
2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.
3. Зажжение «свечи» (если это предусмотрено сценарием) – символа «гостиной», поэтическое вступление в тему.
4. Сценическая реализация. Комплексное воздействие искусств обостряет восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция: монтаж отдельных выступлений – художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст – комментарий ведущего – являются методами и приемами проведения литературной гостиной.
5. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т.е. обратная связь с гостями).
В наших гостиных часто после окончания знакомства с поэтом проводятся конкурсы на самую удачную интерпретацию художественного текста, конкурс на самый интересный вопрос и т.п. На заключительном этапе – рефлексия, где проводятся социологические опросы, как участников, так и приглашенных с целью ведения мониторинга развития учащихся.
Считаем, что все этапы важны, как и само мероприятие, ведь именно при подготовке к встрече происходит формирование навыков компетенции личностного самосовершенствования: школьник среди разнообразия поэтического багажа выбирает созвучное собственному душевному состоянию произведение; осмысливая его, формирует свое понимание идейной и образной структуры; познает свои возможности, представляя собственные поэтические опыты, презентуя свое «я», открывая свой мир перед аудиторией.
Наши наблюдения, мониторинги показывают, что по окончании проведения ряда литературных гостиных школьники знают:
– жанры литературных произведений,
– виды театральной деятельности,
– некоторые виды кукольного театра,
– основные этапы работы над созданием образов,
– правила выхода из различных ситуаций.
– выразительно исполнить стихотворение,
– изображать образ в разном эмоциональном состоянии,
– работать с воображаемым предметом,
– инсценировать литературные произведения,
– правильно организовать и провести игру.
Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека.
На уроках русского языка и литературы по известным объективным причинам (большая наполняемость классов, недостаточное количество учебных часов на литературу особенно в старшем звене, невысокая мотивация учащихся, несовершенство учебных программ и пособий по литературе) далеко не всегда есть возможность работать со словом и текстом, обратить внимание учеников на красоту и изящество мысли автора, метко выраженную словом. И именно внеурочная деятельность дает такую возможность.
Таким образом, организуя внеурочную деятельность, наши литературные гостиные в школе, мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности.
В наших литературных гостиных есть свои правила и традиции:
– участие в каждой встрече носит добровольный характер;
– выступить со своими произведениями может любой желающий;
– тематика встреч планируется вместе с учащимися;
– мы всегда рады новым участникам и гостям мероприятия;
– мы продумываем особое оформление к каждому занятию;
– обязательно подбираем музыкальное сопровождение или видеоряд.
В нашей школе МБОУ СОШ № 50 уже стало традицией выбирать и планировать темы литературных гостиных на каждый учебный год заранее. Мы стараемся подобрать материал интересный всем участникам.
О результатах проводимой нами работы с учащимися говорит целый ряд факторов: улучшились учебные достижения ребят, возросла речевая культура школьников, литература и мировая художественная культура стали более привлекательными для подростков, наши учащиеся стали больше читать книг, и не только по «программе», а ради удовольствия и самопознания. Таким образом, такая форма внеурочной деятельности как литературная гостиная, на наш взгляд, в полной мере соответствует вызовам современного общества и способствует формированию всесторонне развитого гуманитарно-образованного человека.
Комментарии
mbousosch50@gma. опубликовано 21:48 23.04.2019