Литерный поезд что это означает

Литерный поезд

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Литерный поезд — условное название поездов высокой важности, перевозящих ценные грузы или весьма именитых персон (чаще всего — первых лиц государства). Изначально литерными назывались поезда, в обозначении которых использовался не цифровой номер, а литера, в знак их особого, специального назначения. Позднее это название закрепилось за всеми поездами высокой важности.

При движении по железнодорожной магистрали литерный поезд обладает наивысшим приоритетом: движение других поездов всегда подстраивается под график движения литерного. Кроме того, на станциях и разъездах литерные поезда обслуживаются в первую очередь.

Часто в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны (вагоны-салоны, бронированные вагоны и т. д.). В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всем пути его следования.

Содержание

История литерных поездов в России

После революции литерные поезда использовались для перевозки первых лиц государства и — в редких случаях — особо важных грузов.

В частности, 10 марта 1918 года литерный поезд № 4001 доставил из Петрограда в Москву правительство большевиков во главе с В. И. Лениным. Во время Гражданской войны литерным поездом для поездок по стране пользовался Л. Д. Троцкий. Однако в большинстве случаев использовались имевшиеся в наличии вагоны-салоны первого класса, специальных вагонов не строилось.

В 1943 году для литерного поезда «А», на котором на Тегеранскую конференцию должен был отправиться И. В. Сталин, было изготовлено несколько специальных вагонов, в том числе полностью бронированный вагон-салон. Позднее был изготовлен ещё ряд специальных вагонов, использовавшихся в литерных поездах вплоть до 1990-х годов.

Состав и движение литерного поезда «А», перевозившего в 1960—1970-е первых лиц СССР и весьма именитых персон из других стран, выглядели следующим образом:

В 1949 году литерный поезд доставил атомный заряд первой советской атомной бомбы от станции Шатки Горьковской железной дороги на Семипалатинский полигон (станция Жана-Семей, Казахстан). Заряд доставлялся из города Сарова до Шатков по узкоколейке (не литерным поездом).

В июле — августе 2001 года Председатель Комитета Обороны КНДР Ким Чен Ир посетил Россию, проехав на подобном литерном поезде от пограничной станции Хасан до Москвы.

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Литерный поезд товарища Сталина

Литерный поезд товарища Сталина

Литерный поезд — условное название поездного состава для перевозки руководителей государства. Удивительный факт: по железным дорогам России они двинулись ещё до того, как открылась первая «чугунка» от Санкт‑Петербурга до Павловска.

Первый литерный поезд в России отправился 3 ноября 1836 года. В тот день Николай I с императрицей и наследником совершили поездку в восьмиместное купе вагона 1-го класса из Кузьмина в Павловск. Специальные вагоны для Императорского поезда начали в дальнейшем строить на Александровском заводе. Это, увы, не гарантировало безопасности августейшим персонам. Знаменитое крушение 1888 года едва не стоило жизни Александру III и его семье. Однако более надежных средств передвижения не имелось.

Традиция продолжилась в советское время. Литерный поезд № 4001 доставил советское правительстве во главе с Владимиром Лениным из Петрограда в Москву 10 марта 1918 года. Во время Гражданской войны таким образом регулярно передвигался Лев Троцкий. Подсчитано, что «демон революции» проехал на нем более 100 тыс. км. Правда, ему приходилось использовать доставшиеся в наследство от старого режима вагоны-салоны первого класса.

В январе 1928 года литерным отправился в Сибирь Иосиф Сталин. Начал он свою командировку с Новосибирска и за 17 дней посетил Барнаул, Рубцовск, Омск и Красноярск. В тридцатые годы, а также после войны он каждую осень ездил отдыхать на юг. Поднимался в вагон утром и вечером был уже на месте. Ночью вождь ездить не любил. Привычка пошла ещё со времен Гражданской, когда паровозной бригаде нужно было видеть все, что впереди, а охране — все, что вокруг железнодорожного состава. Литерный поезд Сталина состоял из 3-4 вагонов, один из них предназначался лично дня него.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Интерьер купе спецвагона Иосифа Сталина, Источник: https://realt.onliner.by/2019/11/28/litera

Вагон-салон Иосифа Сталина оброс множеством мифов, начиная с дверных ручек из золота и заканчивая интерьерами, скопированными с литерных поездов российских императоров. В действительности от обычного салона-вагона его отличало только бронированные пол и стенки. Вес сталинского спецвагона достигал 80 тонн, тогда как его небронированного аналога — 60. Начинался он с маленькой кухни. Затем шли купе для приближенных вождя. В центре вагона – купе «пассажира № 1» чуть просторнее остальных. С ванной, туалетом и широким кожаным диваном. Внутренние стенки купе также были бронированы, дверь в коридор можно было заблокировать изнутри. В вагоне имелся свой санитарный пост.

В критические осенние дни 1941 года разработали три варианта плана эвакуации Иосифа Сталина из Москвы: самолетом, машиой и поездом. Ни один из них не осуществился. Сталин остался в Москве.

Литерный поезд стоял на территории бывшего Нижегородского вокзала в Москве. Сейчас это пересечение Третьего транспортного кольца и Нижегородской улицы. Летом 1941 года там находился дровяной склад, имелись перроны и станционные пути, куда можно было незаметно подъехать. Горьковская железная дорога вела в Куйбышев, куда планировалось эвакуировать руководство СССР.

Бытует легенда, что, когда 16 октября 1941 года в Москве появились признаки паники, Сталин приехал на Нижегородский вокзал, пробыл он там два часа, а затем вернулся в Кремль. Доподлинно известно одно: советский руководитель твердо решил остаться в столице, самим своим присутствием укрепляя дух её защитников. Литерный ещё четыре месяца стоял там «под парами». К отправлению его могли подготовить в течение часа.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Помещение в спецвагоне Сталина, Источник: https://cont.ws/@sqsqsq111157/613254 zd-tovarishcha-stalina)

В ноябре 1942 года двум машинистам Московской железной дороги Виктору Лиону и Николаю Кудрявкину предложили перейти на службу в транспортный отдел Главного управления охраны НКВД на должности машинистов с особыми полномочиями.

За время войны Сталин совершил три поездки на встречи Большой тройки: в ноябре – декабре 1943 года на Тегеранскую конференцию через Баку; в феврале 1945 года на Ялтинскую конференцию через Симферополь, в июле 1945 года — в Потсдам через Берлин.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Спецвагон Иосифа Сталина, Источник: https://realt.onliner.by/2019/11/28/litera

Самой опасной оказалась первая. Специальный поезд № 501 с Иосифом Сталиным, Вячеславом Молотовым и Климом Ворошиловым отбыл из Москвы в Баку 22 ноября 1943 года. Состав включал три вагона-салона для VIP персон и сопровождающих их лиц, вагона-ресторана, вагона-гаража, штабного вагона для поездной бригады с отдельным купе для коменданта, вагона охраны и вагона для хранения продуктов. Спереди и сзади были прицеплены платформы с зенитками.

Литерный поезд шел по маршруту Москва — Сталинград — Баку. Проблемы начались ещё в Подмосковье. При остановке на станции для заправки углем и водой на высоте 800 метров появились 30 немецких бомбардировщиков. Однако немецкие пилоты пассажирский поезд игнорировали.

На участке от Сталинграда до Баку, где Сталин садился в самолет, поезд шел параллельно линии фронта. Согласно указанию Лаврентия Берии за двое суток до прохождения поезда на станциях и в населенных пунктах по всему пути следования арестовывали всех «подозрительных по терроризму и диверсиям». В прилегающих к железной дороге поселках проводились ежедневные проверки документов. Все стрелочные переводы были заблокированы. Встречные поезда останавливались на станциях и продолжали движение, как только проходил литерный.

Если организация охраны оказалась на высоте, то техника давала сбои. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов». На обратном пути, когда до столицы осталось всего 5 часов хода, начало дымиться под одним из колес с правой стороны. Через 15 километров дым начал пошел и слева. Как выяснилось, обе масляные буксы оказались несправны, и масло из них вытекло.

Во время поездки Иосифа Сталина на встречу Большой тройки в Ялту возникла другая неприятность. На многих участках приходилось тормозить так резко, что падала и билась посуда. Высокопоставленные пассажиры не скрывали раздражения. Передают устный рассказ свидетеля событий, что комендант состава объявил о специальной награде — продуктовом наборе из двух килограммов колбасы, двух литров водки и трех буханок хлеба – тому, кто сумеет избежать подобных толчков. Получить приз якобы смог лишь один машинист.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Душевая в спецвагоне Иосифа Сталина, Источник: https://realt.onliner.by/2019/11/28/litera

Не обошлось без происшествий и летом 1945 года. Пересекать Одер предстояло по временной переправе. Чтобы снизить скорость до 5 км в час, пришлось экстренно тормозить. Задымились тормозные колодки. Помощник машиниста высунулся из кабины и, зацепившись за семафорную мачту, выпал из окна. Состав остановили, пострадавшего направили в госпиталь. По счастью, неделю спустя он вернулся на свой локомотив.

Перед поездным составом Сталина шел контрольный паровоз с одним пассажирским вагоном, где ехали сотрудники НКВД. Он должен был обнаружить неисправности пути, а в случае непредвиденных обстоятельств – например, движения встречного поезда – выступить в роли щита. Аналогичную функцию выполнял такой же поезд, двигавшийся за литерным. Там, кроме сотрудников НКВД, ехала запасная паровозная бригада для литерного состава.

Интересна организация правительственной ВЧ-связи в пути. На рубеже 1920-х – 1930-х годах секретность переговоров обеспечивалась переносом разговорного спектра в область более высоких частот (ВЧ-телефонирование). К июню 1941 года в стране было 600 абонентов такой связи, во время войны их число увеличилось за счет подключения командующих и начальников штабов армий и фронтов.

Для ВЧ-связи требовалась проводная сеть. Если в мирные годы Сталин мог, направляясь на Юг, в течение одного дня оказаться «вне зоны доступа», то в военное время войны такая ситуация была недопустима. Поэтому литерный поезд оборудовали ВЧ-станцией. В пунктах, где предполагалась остановка, от стационарных ВЧ-станций до перрона протягивались провода, которые немедленно подключались к станции остановившегося литерного. Чтобы обеспечить поездку советской делегации в Потсдам, на территории СССР, Польши и Германии пришлось выполнить поистине титанический объем строительных и ремонтных работ. Все объекты были сданы вовремя.

В наши дни рейсы литерных поездов стали редкостью. Но пока спецпоезда существуют, документы о поездках Иосифа Сталина рассекречены не будут. Тайные детали спецопераций до сих пор имеют практическую пользу для охраны руководителей государства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Поезда для вождей: кому по железной дороге можно было путешествовать с настоящим комфортом

На самом деле для любого человека на советском пространстве главным средством передвижения был вовсе не автомобиль, как утверждали классики, а поезд. Железнодорожная сеть была густая, практически всепроникающая, и до абсолютного большинства основных населенных пунктов можно было добраться по рельсам. Цены на этот транспорт поддерживались социальные, даже купе могли позволить себе многие, а уж плацкарт и вовсе превратился в советский микрокосм в вакууме. Но даже в насквозь демократическом мире железных дорог СССР существовало и пространство для избранных, что, в общем, тоже отражало окружающую строителя социализма действительность. Периодически на стальных магистралях Союза появлялись спецпоезда, для спецпассажиров которых обеспечивались спецусловия, начиная с секретного спецвокзала. Впрочем, подобные составы не были каким-то исключительно советским изобретением, ведь с недоступным обычным гражданам комфортом любили (а кое-где любят и сейчас) перемещать себя из точки А в точку Б очень важные персоны и в достаточно капиталистических государствах. Что такое литерные поезда, как они появились и устроены — в обзоре Onliner.

О паровозах и королевах

Казалось бы, европейские монархи должны были быть людьми весьма консервативными, приверженными милой сердцу старине и недолюбливающими любой прогресс с непредсказуемыми последствиями. Однако на самом деле оказалось, что такое выдающееся изобретение, как железная дорога на локомотивной тяге, многие из них оценили довольно быстро. Первая в мире магистраль такого рода и общественного пользования (между Стоктоном и Дарлингтоном в северо-восточной Англии) открылась в 1825 году, а уже в 1842-м железнодорожная сеть Великобритании развилась так, что пригодилась и царствовавшей в то время королеве Виктории. 13 июня она уселась в специально изготовленный для нее салон-вагон (построенный двумя годами ранее) и отправилась со станции Слау, расположенной в 4 километрах от Виндзорского замка, на лондонский вокзал Паддингтон. Аттракцион королеве понравился, и спустя семь лет из Слау была проложена ветка, заканчивавшаяся прямо напротив ее резиденции в Виндзоре. С тех пор железнодорожный транспорт регулярно использовался британскими монархами как для поездок между Лондоном и Виндзором, так и для путешествий по стране.

Королевский поезд (Royal Train) стал непременным атрибутом державного антуража. Периодически его составы модернизировались, строились новые вагоны и локомотивы, и бо́льшая часть этого подвижного состава, по британской традиции, сохранена и демонстрируется сейчас в специализированных железнодорожных музеях.

Источник

Литерный поезд товарища Сталина

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Литерный поезд — условное название поездного состава для перевозки руководителей государства. Удивительный факт: по железным дорогам России они двинулись еще до того, как открылась первая «чугунка» от Санкт‑Петербурга до Павловска.

Первый литерный поезд в России отправился 3 ноября 1836 года. В тот день Николай I с императрицей и наследником совершили поездку в восьмиместное купе вагона 1-го класса из Кузьмина в Павловск. Специальные вагоны для Императорского поезда начали в дальнейшем строить на Александровском заводе. Это, увы, не гарантировало безопасности августейшим персонам. Знаменитое крушение 1888 года едва не стоило жизни Александру III и его семье. Однако более надежных средств передвижения не имелось.

Традиция продолжилась в советское время. Литерный поезд № 4001 доставил советское правительстве во главе с Владимиром Лениным из Петрограда в Москву 10 марта 1918 года. Во время Гражданской войны таким образом регулярно передвигался Лев Троцкий. Подсчитано, что «демон революции» проехал на нем более 100 тыс. км. Правда, ему приходилось использовать доставшиеся в наследство от старого режима вагоны-салоны первого класса.

В январе 1928 года литерным отправился в Сибирь Иосиф Сталин. Начал он свою командировку с Новосибирска и за 17 дней посетил Барнаул, Рубцовск, Омск и Красноярск. В тридцатые годы, а также после войны он каждую осень ездил отдыхать на юг. Поднимался в вагон утром и вечером был уже на месте. Ночью вождь ездить не любил. Привычка пошла еще со времен Гражданской, когда паровозной бригаде нужно было видеть все, что впереди, а охране — все, что вокруг железнодорожного состава. Литерный поезд Сталина состоял из 3-4 вагонов, один из них предназначался лично дня него.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Интерьер купе спецвагона Иосифа Сталина

Вагон-салон Иосифа Сталина оброс множеством мифов, начиная с дверных ручек из золота и заканчивая интерьерами, скопированными с литерных поездов российских императоров. В действительности от обычного салона-вагона его отличало только бронированные пол и стенки. Вес сталинского спецвагона достигал 80 тонн, тогда как его небронированного аналога — 60. Начинался он с маленькой кухни. Затем шли купе для приближенных вождя. В центре вагона – купе «пассажира № 1» чуть просторнее остальных. С ванной, туалетом и широким кожаным диваном. Внутренние стенки купе также были бронированы, дверь в коридор можно было заблокировать изнутри. В вагоне имелся свой санитарный пост.

В критические осенние дни 1941 года разработали три варианта плана эвакуации Иосифа Сталина из Москвы: самолетом, машиой и поездом. Ни один из них не осуществился. Сталин остался в Москве.

Литерный поезд стоял на территории бывшего Нижегородского вокзала в Москве. Сейчас это пересечение Третьего транспортного кольца и Нижегородской улицы. Летом 1941 года там находился дровяной склад, имелись перроны и станционные пути, куда можно было незаметно подъехать. Горьковская железная дорога вела в Куйбышев, куда планировалось эвакуировать руководство СССР.

Бытует легенда, что, когда 16 октября 1941 года в Москве появились признаки паники, Сталин приехал на Нижегородский вокзал, пробыл он там два часа, а затем вернулся в Кремль. Доподлинно известно одно: советский руководитель твердо решил остаться в столице, самим своим присутствием укрепляя дух ее защитников. Литерный еще четыре месяца стоял там «под парами». К отправлению его могли подготовить в течение часа.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Помещение в спецвагоне Сталина

В ноябре 1942 года двум машинистам Московской железной дороги Виктору Лиону и Николаю Кудрявкину предложили перейти на службу в транспортный отдел Главного управления охраны НКВД на должности машинистов с особыми полномочиями.

За время войны Сталин совершил три поездки на встречи Большой тройки: в ноябре – декабре 1943 года на Тегеранскую конференцию через Баку; в феврале 1945 года на Ялтинскую конференцию через Симферополь, в июле 1945 года — в Потсдам через Берлин.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Спецвагон Иосифа Сталина

Самой опасной оказалась первая. Специальный поезд № 501 с Иосифом Сталиным, Вячеславом Молотовым и Климом Ворошиловым отбыл из Москвы в Баку 22 ноября 1943 года. Состав включал три вагона-салона для VIP персон и сопровождающих их лиц, вагона-ресторана, вагона-гаража, штабного вагона для поездной бригады с отдельным купе для коменданта, вагона охраны и вагона для хранения продуктов. Спереди и сзади были прицеплены платформы с зенитками.

Литерный поезд шел по маршруту Москва — Сталинград — Баку. Проблемы начались еще в Подмосковье. При остановке на станции для заправки углем и водой на высоте 800 метров появились 30 немецких бомбардировщиков. Однако немецкие пилоты пассажирский поезд игнорировали.

На участке от Сталинграда до Баку, где Сталин садился в самолет, поезд шел параллельно линии фронта. Согласно указанию Лаврентия Берии за двое суток до прохождения поезда на станциях и в населенных пунктах по всему пути следования арестовывали всех «подозрительных по терроризму и диверсиям». В прилегающих к железной дороге поселках проводились ежедневные проверки документов. Все стрелочные переводы были заблокированы. Встречные поезда останавливались на станциях и продолжали движение, как только проходил литерный.

Если организация охраны оказалась на высоте, то техника давала сбои. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов». На обратном пути, когда до столицы осталось всего 5 часов хода, начало дымиться под одним из колес с правой стороны. Через 15 километров дым начал пошел и слева. Как выяснилось, обе масляные буксы оказались несправны, и масло из них вытекло.

Во время поездки Иосифа Сталина на встречу Большой тройки в Ялту возникла другая неприятность. На многих участках приходилось тормозить так резко, что падала и билась посуда. Высокопоставленные пассажиры не скрывали раздражения. Передают устный рассказ свидетеля событий, что комендант состава объявил о специальной награде — продуктовом наборе из двух килограммов колбасы, двух литров водки и трех буханок хлеба – тому, кто сумеет избежать подобных толчков. Получить приз якобы смог лишь один машинист.

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Душевая в спецвагоне Иосифа Сталина

Не обошлось без происшествий и летом 1945 года. Пересекать Одер предстояло по временной переправе. Чтобы снизить скорость до 5 км в час, пришлось экстренно тормозить. Задымились тормозные колодки. Помощник машиниста высунулся из кабины и, зацепившись за семафорную мачту, выпал из окна. Состав остановили, пострадавшего направили в госпиталь. По счастью, неделю спустя он вернулся на свой локомотив.

Перед поездным составом Сталина шел контрольный паровоз с одним пассажирским вагоном, где ехали сотрудники НКВД. Он должен был обнаружить неисправности пути, а в случае непредвиденных обстоятельств – например, движения встречного поезда – выступить в роли щита. Аналогичную функцию выполнял такой же поезд, двигавшийся за литерным. Там, кроме сотрудников НКВД, ехала запасная паровозная бригада для литерного состава.

Интересна организация правительственной ВЧ-связи в пути. На рубеже 1920-х – 1930-х годах секретность переговоров обеспечивалась переносом разговорного спектра в область более высоких частот (ВЧ-телефонирование). К июню 1941 года в стране было 600 абонентов такой связи, во время войны их число увеличилось за счет подключения командующих и начальников штабов армий и фронтов.

Для ВЧ-связи требовалась проводная сеть. Если в мирные годы Сталин мог, направляясь на Юг, в течение одного дня оказаться «вне зоны доступа», то в военное время войны такая ситуация была недопустима. Поэтому литерный поезд оборудовали ВЧ-станцией. В пунктах, где предполагалась остановка, от стационарных ВЧ-станций до перрона протягивались провода, которые немедленно подключались к станции остановившегося литерного. Чтобы обеспечить поездку советской делегации в Потсдам, на территории СССР, Польши и Германии пришлось выполнить поистине титанический объем строительных и ремонтных работ. Все объекты были сданы вовремя.

В наши дни рейсы литерных поездов стали редкостью. Но пока спецпоезда существуют, документы о поездках Иосифа Сталина рассекречены не будут. Тайные детали спецопераций до сих пор имеют практическую пользу для охраны руководителей государства.

Источник

2563,Литерный поезд: рассмотрим во всех подробностях

Литерный поезд что это означает. Смотреть фото Литерный поезд что это означает. Смотреть картинку Литерный поезд что это означает. Картинка про Литерный поезд что это означает. Фото Литерный поезд что это означает

Как-то уже после войны Сталин возвращался с юга в Москву. Подъезжая к Серпухову, локомотив вдруг «закашлял», скорость снизилась. Тут же выключили дизель. Пока состав скользил по наклонной, помощник машиниста, открыв люк в полу тепловоза, вынул обледеневшие фильтры грубой очистки топлива. Состав плавно набрал скорость, и вождь, к счастью, не узнал о происшедшем. Не доезжая до столицы, он спокойно пересел в машину и отправился в Кремль. Как потом выяснилось, на одной из закавказских станций в топливные баки залили солярку вперемешку с водой…

Об этом эпизоде из своей трудовой деятельности рассказал машинист того самого литерного поезда, почетный железнодорожник Виктор Лион. Если бы тогда быстро не отыскали причину сбоя, о последствиях можно только догадываться.

История литерных поездов в России

Считается, что первый российский литерный поезд появился во времена Николая I. 3 ноября 1836 года на участке Кузьмин — Павловск проследовал поезд, где, по утверждениям историков, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем на Александровском заводе были построены специальные вагоны для Императорского поезда, использовавшиеся членами царской фамилии вплоть до 1917 года.

После революции литерные поезда использовались для перевозки первых лиц государства и — в редких случаях — особо важных грузов.

В частности, 10 марта 1918 года литерный поезд № 4001 доставил из Петрограда в Москву правительство большевиков во главе с В. И. Лениным. Во время Гражданской войны литерным поездом для поездок по стране пользовался Л. Д. Троцкий. Однако в большинстве случаев использовались имевшиеся в наличии вагоны-салоны первого класса, специальных вагонов не строилось.

В 1943 году для литерного поезда «А», на котором на Тегеранскую конференцию должен был отправиться И. В. Сталин, было изготовлено несколько специальных вагонов, в том числе полностью бронированный вагон-салон. Позднее был изготовлен ещё ряд специальных вагонов, использовавшихся в литерных поездах вплоть до 1990-х годов.

Состав и движение литерного поезда «А», перевозившего в 1960—1970-е первых лиц СССР и весьма именитых персон из других стран, выглядели следующим образом:

В 1949 году литерный поезд доставил атомный заряд первой советской атомной бомбы от станции Шатки Горьковской железной дороги на Семипалатинский полигон (станция Жана-Семей, Казахстан). Заряд доставлялся из города Сарова до Шатков по узкоколейке (не литерным поездом).

ЦАРСКИЕ ПОЕЗДА

Впрочем, спецвагоны и литерные поезда, как и особые требования к ним, — примета не только сталинской эпохи. Первый российский литерный поезд появился еще у Николая I. 3 ноября 1836 г. он совершил на нем первую поездку. Тогда на участке между Кузьмином и Павловском проследовал поезд, где, как утверждают историки, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем монарх с челядью ездил на «экстренных поездах».

Позднее на Александровском заводе были построены два вагона: для императора с семьей и вагон-кухня. Приближенные размещались в двух вагонах 1-го класса. Таким образом, первый в Империи литерный в полном смысле этого слова появился в 1874 г. и состоял из 4-х вагонов. Особо выделялся императорский вагон голубого цвета — он был длиннее остальных (36 м). Расположенные с обеих сторон десять окон венчали позолоченные двуглавые орлы. Со временем состав увеличился до 15 вагонов. Были вагоны министра путей сообщения, мастерская, электростанция, пять вагонов для свиты…

Как бы серьезно власти ни относились к охране императорского поезда в пути, но и они не всегда могли оградить его от отдельных инцидентов. Первое ЧП произошло в октябре 1888 г. Следовавший из Севастополя в Гатчину поезд потерпел крушение. С рельсов сошли два паровоза. Несколько вагонов полностью разрушились. Среди них — столовая, где завтракали император с императрицей и приближенными. Погибли в общей сложности 19 человек. Комиссия из высокопоставленных чинов вынесла вердикт: злого умысла не было, виной всему разгильдяйство.

К 1917 г. царская фамилия обладала уже несколькими собственными поездами. Особое внимание обращает на себя построенный на Александровском заводе в 1894 г. Это был один из самых современных и комфортабельных поездов в мире. Своего рода произведение искусства на колесах. В нем было предусмотрено практически все для полноценной жизнедеятельности августейших особ и свиты: отопление и вентиляция, канализация и внутренняя телефонная связь, снабжение водой.

Но, пожалуй, главная изюминка — внутреннее убранство. Самые изящные — опочивальня, салон-столовая, мужской и дамский вагоны для царской фамилии. В концах вагонов помещения для камердинеров. Стены кабинета для царя отделаны кожей темно-фиолетового цвета — капитоне. На окнах — бархатные занавески и светлые шелковые шторы. Обтянутая кожей мебель изготовлена из красного бука с резьбой.

Передвижения проходили в обстановке полной секретности. Даже начальник движения до последнего момента не знал ни времени отправления, ни маршрута, ни станции назначения.

После Великого Октября литерные поезда были, можно сказать, преданы забвению. В условиях гражданской войны, когда Россия была буквально поделена на части между враждующими сторонами, в ней царил разгул бандитизма, пускаться в долгий путь мог только идиот. Так что новые партчиновники доверяли мобильным и более надежным средствам передвижения: автомобилям, конным экипажам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *