Литиевые батареи это что
Литиевые батарейки — что это такое
Ежедневно человек использует десятки портативных электронных устройств, которым для работы нужны автономные элементы питания в виде одноразовых батареек, перезаряжаемых аккумуляторов. Производители предлагают десятки вариантов, наиболее эффективный – литиевая батарея. Она сочетает несколько положительных свойств, недоступных конкурентам.
Литиевые батарейки имеют длительный срок эксплуатации и низкий саморазряд.
Разновидности литиевых батареек
Существует несколько категорий литиевых батареек. Одно из различий – активное вещество, определяющее особенности. В оригинальной литий-ионной батарее Sony в качестве стержня использовался кокс. В дальнейшем производители перешли на графит, что обеспечило плавную кривую разряда. Сейчас производители активно внедряют графен. На материал возлагаются большие надежды, планируется, что он существенно увеличит производительность одноразовых батареек и АКБ.
Литиевые батареи бывают разных форм:
Внешние размеры корпуса, в зависимости от маркировки, совместимы с большинством видов электроники:
Существуют и нестандартные размеры, предлагаемые для уникальных приборов. В пальчиковых, кронах, других стандартных форм-факторах отличаются показатели рабочего напряжения, ёмкость, что стоит учитывать при выборе.
Устройство
Литиевые батарейки по конструкции не отличаются от других видов элементов питания. Устройство включает несколько элементов:
Принцип работы
Накопление, передача энергии к устройству осуществляется по принципу, характерному для всех видов батареек. При подключении зарядного устройства на электроды начинает поступать напряжение, в результате ионы лития отслаиваются от катода, через сепаратор попадают на анод, интегрируются в его структуру на молекулярном уровне. В результате химической реакции аккумулятор набирает ёмкость. При подаче нагрузки от потребителя ионы лития перемещается в обратном направлении к катоду, что вызывает разряд элемента питания.
Принцип работы литиевых батареек.
Lithium-батарейки обладают следующими преимуществами:
Правила эксплуатации и утилизации
Чтобы элемент питания работал в течение заявленного производителем срока, его эксплуатация была безопасной, рекомендуется придерживаться правил:
Не допускается утилизация отработанных батареек бытовым способом – это может стать причиной пожара, негативно сказывается на экологии. Использованные батарейки необходимо отнести на пункт приёма вторичного сырья, бросить в специальный контейнер, расположенный в крупных супермаркетах, точках продажи элементов питания.
Как выбрать литиевую батарейку
Массивный ассортимент создаёт сложность выбора. Для покупки хорошей литиевой батареи рекомендуется:
Популярные производители
Известные бренды обладают собственными научно-техническими центрами, поэтому им доступны последние инновации, способные увеличить эксплуатационные характеристики ЭП. Не рекомендуется выбирать дешевые ноунеймы, особенно, если у товара визуально хлипкий корпус. Среди топовых брендов, выпускающих бытовые литиевые батарейки: Duracell, Varta, Energizer, GP. К недорогим, но хорошим отечественным элементам питания, относятся «Энергия», «Космос». Как бюджетный, но проверенный вариант, можно рассматривать сетевые монобренды: Ikea, Auchan, других.
Литиевые батарейки существенно упрощают использование портативной электроники. Такие элементы питания легче, обладают повышенной ёмкостью. Если соблюдать правила эксплуатации, зарядки, Lithium-батарейка надолго сохранит работоспособность.
Литиевые батарейки (CR, FR, Li-FeS2)
Главным источником питания на сегодняшний день остаются литиевые батарейки. Чтобы они прослужили долго, стоит учитывать их особенности и применять в соответствующей аппаратуры. Для выбора правильного размера и емкости стоит учитывать особенности устройства.
Что из себя представляет литиевые батарейки
В корпусе находится несколько соединённых элементов. Два контакта выводятся наружу, чтобы подсоединиться к потребляющему устройству. Элемент постоянного тока обеспечивает работу многих устройств.
На корпусе элемента питания указывается название бренда, обозначение к какому виду принадлежит — «ALKALINE», «LITHIUM». На ней же прописывается технические составляющие: вольтаж, емкость.
Согласно правилам Международной Электрической Комиссии литиевые батарейки маркируются латинскими буквами CR. Затем указывается емкость.
Чем отличаются литиевые батарейки от солевых или щелочных
Все вышеперечисленные источники питания отличаются сроком службы, емкостью, поэтому подходят разным устройствам.
Солевая R6, Щелочная LR6, Литиевая FR6
Разновидности и типоразмеры литиевых батарей
Литиевые батарейки имеют несколько маркировок: CR, FR, Li-FeS2 и отличаются по форме – могут быть цилиндрическими или в форме параллелепипеда, дисков. Выпускаются элементы питания разного типоразмера, согласно существующей классификации США:
Состоит литиевая батарейка из разных компонентов. Определить этот показатель можно просто на корпусе, где указан также ее размер, емкость, класс, напряжение.
Преимущества и недостатки литиевых батареек
Элементы питания такого типа отличаются большой емкостью на единицу массы. В ее составе сразу же несколько компонентов — катод, анод. Разделены материалы диафрагмой, пропитанной органическим электролитом.
К преимуществам можно отнести:
Единственный недостаток такого элемента питания заключается в высокой стоимости. Но лучше один раз заплатить, чем постоянно менять их. Важно следовать рекомендациям по эксплуатации источников питания.
Можно ли заряжать литиевые батарейки
Аккумуляторы от обычных батареек отличаются указателем емкости, которая измеряется в миллиамперах в час. Напряжение обычной батарейки составляет 1,6 вольт, а аккумуляторной 1,2 v.
CR123
Изделия, которые можно зарядить обозначаются как rechargeable – перезаряжаемый. Если на ней указано do not recharge, то устанавливать на зарядку их нельзя.
Где применяется литиевые батареи
Такие источники питания подойдут для любого электронного устройства. Разумеется, ее можно установить и в пульт, но использование такого типа изделия будет совсем нецелесообразно. Эффективнее она себя покажет при работе с электроникой, цифровыми устройствами с высоким энергопотреблением.
Поэтому литиевые элементы нашли свое применение в игрушках, фототехнике, компьютерной технике, медицинской аппаратуре и даже в военной промышленности, заменив ртутные и серебряные источники питания.
Остались вопросы по Литиевым Батарейкам или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
Литий-ионный аккумулятор (Li-ion)
В настоящее время литий-ионный аккумулятор используется абсолютно во всей домашней и портативной электронике.
li-on аккумуляторы в гаджетах и устройствах
Можно без преувеличения сказать: без портативных источников питания, мир современной техники был бы намного беднее. Все разнообразие карманных электронных гаджетов, приборов, смартфонов, гироскутеров, электромобилей наконец, стало возможным благодаря литий-ионным аккумуляторам.
Принцип работы литий-ионного аккумулятора
Давайте рассмотрим литий-ионный аккумулятор. Как видите, он состоит из нескольких слоев с различным химическим составом.
состав литий-ионного аккумулятора
В основе работы литий-ионного аккумулятора лежит, так называемый, электрохимический потенциал. Суть его в том, что металлы стремятся «отдавать» свои электроны. Как видно на рисунке ниже, наибольшая способность к отдаче электронов – у лития, а наименьшая – у фтора. Если такой атом отдает свой электрон, то он становится положительным ионом.
Первая в истории электрическая батарейка, созданная более 200 лет назад Алессандро Вольтой, работала как раз на принципе электрохимического потенциала. Вольта взял два металла с разными электрохимическими потенциалами (цинк и серебро) и получил электрический ток. В честь его открытия такую «батарейку» назвали Вольтовым столбом.
В 1991 г. Sony выпустила первый коммерчески успешный литий-ионный аккумулятор.
В литий-ионных элементах используется металл с наибольшей способностью отдавать электроны – литий. У лития всего один электрон на внешней орбите, и он постоянно стремится его «потерять».
Из-за этого литий считается чрезвычайно химически активным металлом. Он реагирует даже с водой и воздухом. Но активен только чистый литий, а вот его оксид, напротив, очень стабилен.
Это свойство лития как раз используется при создании литий-ионных аккумуляторов.
Допустим, мы каким-то образом отделили атом лития от оксида. Этот атом будет крайне нестабилен и сразу превратится в положительный ион, потеряв электрон.
Однако в составе оксида литий гораздо более стабилен, чем одинокий атом лития. Если мы сможем каким-то образом обеспечить движение по двум отдельным путям для электрона и для положительного иона лития, то ион самостоятельно достигнет оксида и встанет там на свое место. При этом мы получим электрический ток благодаря движению электрона.
Итак, можно получить электрический ток из оксида лития, если сначала отделить атомы лития от оксида и затем направить потерянные ими электроны по внешней цепи. Рассмотрим, как эти две задачи решаются в литий-ионных элементах.
Строение литий-ионного аккумулятора
Помимо оксида лития, элементы содержат также электролит и графит. В графите связь между слоями гораздо слабее, чем между атомами внутри слоев, поэтому графит имеет слоистую структуру. (Переходи и смотри подробно про строение атома)
строение литий-ионного аккумулятора
Электролит, помещенный между оксидом лития и графитом, служит барьером, пропускающим сквозь себя только ионы лития. Электроны же не могут проникать сквозь электролит и отскакивают от него, как теннисный мячик об стенку. В качестве электролита используется органическая соль лития, которая наносится на слой разделителя (о разделителе ниже в статье).
электролит пропускает ионы и не пропускает электроны
Процесс заряда и разряда литий-ионного аккумулятора
Итак, у нас есть разряженный аккумулятор
литий-ионный аккумулятор разряженный
Давайте же его зарядим. Для этого нам нужен какой-либо источник питания. Что произойдет в этот момент на самом литий-ионном аккумуляторе? Положительный полюс начнет притягивать электроны, «вытаскивая» их из оксида лития.
процесс зарядки литий-ионного аккумулятора
Поскольку электроны не могут проникать через электролит, то они движутся по внешней цепи через источник питания.
и в конце концов достигают графита
где очень удобно располагаются в слоях графита.
В этот же самый момент положительные ионы лития притягиваются отрицательным полюсом, проходя сквозь электролит и также попадают в графит, размещаясь между его слоями.
Когда все ионы лития достигнут графита и будут «захвачены» его слоями, батарея будет полностью заряжена.
Такое состояние батареи неустойчивое. Это можно представить как шар, который находится на самой верхушке холма и в любой момент может скатиться.
Вот мы и достигли первой цели: электроны и ионы лития отделены от оксида. Теперь надо как-то сделать так, чтобы электроны и ионы двигались разными путями. Как только мы подключим какую-либо нагрузку к нашему заряженному литий-ионному аккумулятору, то начнется обратный процесс. В этом случае ионы лития через электролит пожелают вернуться в свое изначальное состояние.
Поэтому они начнут двигаться обратно сквозь электролит, а электроны побегут через внешнюю цепь, то есть через нагрузку.
генерация электрического тока в литий-ионном аккумуляторе
Так как электрический ток — это не что иное, как упорядоченное движение заряженных частиц, то в цепи лампочки накаливания возникнет электрический ток, который заставит эту самую лампочку светиться.
Как только все электроны «убегут» из графита, то батарея полностью разрядится. Чтобы ее снова зарядить, достаточно поставить аккумулятор «на зарядку».
разряженный литий-ионный аккумулятор
При этом графит сам по себе не участвует в химических реакциях – он лишь служит «складом» для ионов и электронов лития.
Слой разделителя в литий-ионном аккумуляторе
Если внутренняя температура элемента по какой-то причине начнет расти, жидкий электролит высохнет, и произойдет короткое замыкание между анодом и катодом. В результате элемент может загореться или даже взорваться.
Чтобы этого не произошло, между электродами помещается дополнительный изолирующий слой, называемый разделителем. Разделитель проницаем для ионов лития благодаря наличию микропор. Электроны он не пропускает.
разделитель в литий-ионном аккумуляторе
Из чего делают литий-ионный аккумулятор
В реальных литий-ионных аккумуляторах графит и оксид лития наносятся в виде покрытия на медную и алюминиевую фольгу. Ниже на рисунке мы видим, что на тонком листе меди у нас располагается графит, а на тонком листе алюминия — оксид лития.
Минус аккумулятора снимается с медной фольги, а плюс — с алюминиевой.
ну а между ними располагается еще разделитель, пропитанный электролитом
Для того, чтобы уменьшить объем, все эти три слоя сворачивают в «рулончик».
цилиндрический аккумулятор строение
образуя при этом всем нам знакомую литий-ионную цилиндрическую батарейку
Литий-ионные аккумуляторы в автомобиле Tesla
Вообразите мир, в котором все машины оснащены электродвигателями, а не двигателями внутреннего сгорания. Электромоторы превосходят ДВС практически по всем техническим показателям, да к тому же намного дешевле и надежнее. У ДВС есть существенный недостаток: он выдает достаточный крутящий момент лишь в узком диапазоне скоростей. В общем, электродвигатель – однозначно лучший выбор для автомобиля. Об этом мы писали еще в статье про автомобиль Тесла.
Сравнение электромобилей и автомобилей с ДВС
Но есть одно «узкое место», из-за которого электрическая революция в автопроме постоянно откладывается — это источники питания. Долгое время громоздкие, тяжелые, недолговечные и ненадежные аккумуляторы электромобилей никак не могли составить конкуренцию полному баку бензина. Но все изменилось, когда на рынок вышел производитель электромобилей Тесла.
Именно литий-ионные аккумуляторы использует компания Тесла для своих электрокаров.
Стандартный элемент выдает напряжение 3,7 – 4,2 В. Множество таких элементов, соединенных последовательно и параллельно, образуют модуль.
батарейный модуль Тесла
Литий-ионные элементы при работе выделяют много тепла. При этом высокая температура снижает срок службы и эффективность самих элементов. Для контроля температуры, а также их уровня заряда, защиты от перезаряда и общего состояния элементов питания, служит специальная система управления батареями (Battery management system, сокращенно BMS). В батареях Tesla используется спиртовая система охлаждения. BMS регулирует скорость движения спирта в системе, поддерживая оптимальную температуру батарей.
радиатор для аккумуляторов Тесла
Еще одна важнейшая функция BMS – защита от перезаряда. Допустим, есть три элемента с разной емкостью. Во время зарядки элемент с большей емкостью зарядится сильнее двух остальных. Чтобы этого не допустить, BMS использует так называемое выравнивание заряда элементов (cell balancing). При этом все элементы заряжаются и разряжаются равномерно и защищены от чрезмерного или недостаточного заряда.
И в этом преимущество Tesla над технологией аккумуляторов Nissan. У Nissan Leaf серьезная проблема с охлаждением аккумулятора из-за большого размера элементов и отсутствия системы активного охлаждения.
батарея Nissan Leaf и Tesla
У конструкции с множеством маленьких цилиндрических элементов есть и еще одно преимущество: при большом расходе энергии нагрузка распределяется равномерно между всеми элементами. Если бы вместо множества маленьких элементов был один огромный элемент, из-за постоянных нагрузок он очень быстро бы пришел в негодность. Tesla сделала ставку на маленькие цилиндрические элементы, технология производства которых уже хорошо отработана. Более подробно про батарейный модуль Тесла читайте в этой статье.
Защитный SEI-слой
Во время первой зарядки внутри литий-ионного элемента происходит одно замечательное явление, спасающее элемент от скорой «смерти». Неожиданной проблемой оказались электроны, находящиеся в слое графита. При контакте с электролитом они начинают разрушать его. Но одно случайное открытие позволило не допустить контакт электронов с электролитом. При первой зарядке элемента, как мы уже говорили, ионы лития движутся сквозь электролит. В процессе этого движения молекулы растворенного в электролите вещества покрывают ионы. Достигнув графитового слоя, ионы лития вместе с молекулами раствора электролита реагируют с графитом, образуя так называемая промежуточную фаза твердого электролита (solid electrolyte interphase, или SEI-слой). Этот слой предотвращает контакт электронов с электролитом, предохраняя электролит от разрушения.
Вот так проблема случайным образом решилась сама собой. Хотя эффект SEI был открыт случайно, в последующие два десятилетия ученые целенаправленно улучшали процесс, подбирая наиболее эффективную толщину и химический состав.
Заключение
Сегодня уже удивительно, что еще два десятка лет назад в электронных гаджетах не применялись литий-ионные аккумуляторы. Индустрия литий-ионных аккумуляторов развивается с фантастической скоростью: ожидается, что в ближайшие несколько лет их рынок достигнет 90 млрд. долларов. Современные литий-ионные батареи способны выдержать примерно 3000 циклов зарядки-разрядки – это уже приличный показатель, но еще есть, куда расти. Лучшие умы во всем мире трудятся над тем, чтобы повысить их долговечность до 10 000 циклов. В этом случае аккумулятор электромобиля не придется заменять целых 25 лет. Миллионы долларов вкладываются в исследования, которые позволят заменить графит на кремний в качестве «хранилища» в литий-ионных элементах. Если это удастся сделать, их емкость возрастет более чем в пять раз! В настоящее время мир переходит уже на литий-полимерные аккумуляторы, которые показали себя чуточку лучше, чем литий-ионные.