Лития по усопшим что это такое
Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?
Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.
Панихида
Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.
Парастас
Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.
Лития
Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.
Чин погребения (отпевание)
Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.
Заочное отпевание
Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.
Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы)
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Го́споди, поми́луй (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам долги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псало́м 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Тропа́рь, глас 4‑й:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [или: рабы Твоей], Спаситель, упокой сохраняя её в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [или: рабы Твоей], ибо Ты Один – Человеколюбец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [или: рабы Твоей]упокой.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [или: рабы Твоей].
Седа́лен, глас 5‑й:
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Конда́к, глас 8‑й:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [или: рабы Твоей], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
И́кос:
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: «Ты земля, и в землю отойдешь», куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия, аллилуия, аллилуия!»
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (и́мя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему, и сотвори ему вечную память!
Ве́чная па́мять. (три́жды)
Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.
Душа его [или: её] среди благ водворится, и память его [или: её] в род и род.
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
М оли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
С ла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Г о́споди, поми́луй. (Трижды)
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О тче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Г о́споди, поми́луй. (12 раз)
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
П салом 90
Ж ивы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Яко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Яко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
А ллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)
Т ропарь, глас 4-й:
С о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Т ы еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Е ди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
С едален, глас 5-й:
П око́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
К ондак, глас 8-й:
С о святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
И кос:
С ам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Д осто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Г о́споди, поми́луй. (Трижды) Благослови́.
М оли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
В е́чная па́мять. (Трижды)
Д уша́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.
Лития́
Лития́ (от греч. λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают — описываем подробно
Утрата близкого всегда застает человека врасплох в любом случае, как бы там ни было. Кроме мирских забот, которые нужно решить после трагедии, человек также сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не живут церковной жизнью, порой трудно разобраться, что к чему и как всё сделать правильно.
© Depositphotos
Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на все эти вопросы и рассказывает в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.
История появления общих молитв
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Читайте о покаянии:
Важно! Лития имеет молитвенную миссию донести покаяние всем отступникам, не принявшим Христа своим Спасителем, грешникам.
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Отпевание в церкви
Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.
Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.
© Depositphotos
В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.
Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.
Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.
© Depositphotos
Когда и зачем совершают обряд Литии
Лития бывает двух видов: вечерняя и по усопшим. Эти два типа литий очень разные, единственное, что между ними общее – это то, что обе они проходят не в самом храме. Вечерняя лития может иметь место в притворе либо же возле храма извне, а лития по усопшему – возле его могилы.
Первый тип литии, вечерняя, происходит либо по субботам, либо же во время больших православных христианских праздников. Сначала к алою приставляют литийницу на небольшом столике. На ней располагают три свечи для Триединого Бога. Также ставят тары с вином, пять хлебов, пшеницу и елей. После священник вместе с народом выходит в притвор.
То, что священник выходит с алтаря, считается большим событием. Оно имеет символическое значение. Служитель церкви так же, как и Христос спускается с небес на землю, уходит молиться в притвор, чтобы быть ближе к людям. Сначала такая лития была просто молитвой, которая объединяла людей, пришедших молится в церковь за отступление стихийного бедствия, напасти, воин. Позже выход священника в притвор мог состояться из-за общей молитвы за людей, которые несут особое наказание. Это объединяло всех христиан.
И сегодня лития – это молитва Церкви за всех духовных наставников, за падших людей, за нуждающихся, за тех, кто в пути и не может прибегнуть к молитве, за покойных, за скорбящих душою. Это молитва-прошение, молитва-плач, которая имеет сверх силу. Священник, как Божий служитель, взывает не только к самому Господу, он просит о заступничестве Богородицу, обращается к силе Животворящего Креста, ко всем почитаемым святым. Главный смысл литии не только в прошении и мольбе о чем-то или о ком-то, а в том, чтобы Господь услышал молящихся. К этой цели подводит и молитва, и хор, который все время напевает возглас: «Господи, помилуй».
Во время молитвы священник благословляет народ, повторяя: «Мир всем». Он как бы передает послание от самого Господа Бога, который смиловался над людьми, покаявшимися и склонившимися в смирении духа пред Ним. Молитвенная часть в притворе заканчивается повторным обращением к Пресвятой Богородицы и к Честному Животворящему Кресту. После сего народ и священник, получив прощение, помилование, благословение и очищение от Господа Бога, входят в храм.
Священник подходит к литийному столику и читает определенные молитвы. Хор поет новозаветную песнь Симеона Богоприимца. Она свидетельствует и укрепляет примирение человека и Бога, которое уже свершилось.
Миряне читают благодарное «Отче наш», а священник кадит литийницу с продуктами, выложенной на ней. Это все делается для того, чтобы Господу была приятная жертва, тем более, что все эти продукты являются символами. Вино и хлеб символизируют Тело и Кровь Иисуса Христа. Елей является символом Божьей милости, а пшеница символизирует воскресение из мертвых. Ведь в землю кладут мертвое зерно, а с него тогда прорастают новые зернышка. Все эти продукты связаны, по свидетельству Евангелия, с жизнью Иисуса Христа. Даже то, что хлебов должно быть пять на литийнице отсылает нас к одному из чудес, сотворенных Иисусом. Когда он разломал пять хлебов, благословил их и накормил ими пять тысяч человек. Эти продукты позже используют на утрене.
Видео: Таинство Литии в храме
Заупокойная лития
Особый род литии установлен для моления об умершем: совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении его во всякое другое время — так называемая заупокойная лития. Заупокойная лития, в отличие от литии на всенощной, может совершаться как в самом храме, так и вне храма, например, на кладбище.
Что такое панихида
Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, годовщина, день рождения, родительские субботы, Радоница и другие установленные дни.
В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно совершить панихиды и помолиться за усопшего.
© Depositphotos
Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. Но проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.
Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.
© Depositphotos
Текст Литии
Для того чтобы совершить литию, необходимо о покое душ умерших прочитать акафист, провести некоторое время в молчании на честь усопшего, поговорить о хороших делах человека, содеянных при жизни, а также на кладбище зачитать литийные молитвы.
В тексте литии поминается усопший, близкие люди просят у Бога прощения и отпущения ему грехов. Также в литийных молитвах говорится о силе и славе Пресвятой Троицы и о Втором пришествии. Иногда читают 90-й псалом Давида.
Текст литии об усопшем для мирян
Видео: пример литии об усопшем
Что такое лития
Лития — это в буквальном смысле усиленная молитва, краткое заупокойное моление. Главная суть литии в том, что она совершается вне церкви. Литии бывают разных видов по чину и содержанию, совершаются дома или на кладбище, но никогда в храме.
© Depositphotos
Текст литии ты сможешь прочесть в этом видео.
Молитва — это наша главная и неоценимая помощь нашим ушедшим близким. По большому счету, умершему не нужен ни гроб, ни памятник с оградкой и даже на поминальный стол ему не нужен. Это всего лишь дань традициям, хотя и благочестивым. Однако среди всего нужно помнить, что душа человеческая больше всего нуждается именно в молитве, ведь больше не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Господа.
© Depositphotos
Чтобы помолиться за ушедших близких дома многого не нужно. Просто произнеси слова: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В молитве прочти имена всех ушедших.
© Depositphotos
Вот и всё, что нужно усопшим от нас. Так что молись, заказывай молебен в церкви, поминай усопшего в памятные дни, также можешь заказать об умершем сорокоуст. Лишь бы душа покойного возрадовалась и вознеслась в Царствие Небесное!
Ранее мы писали, как правильно поминать усопоших в Радоницу и почему этот день особенный.
Также мы рассказывали, что нужно делать в день рождения умершего и нужно ли идти на кладбище в этот день.
Надеемся, теперь ты полностью разобрался во всех этих нюансах. Не забудь теперь поделиться статьей с друзьями.
Как и для чего заказывают Литию по усопшему
Литию заказывают для того, чтобы душа умершего нашла свой покой, свое место, и оно было возле Господа Бога. Чтобы Великий Господь простил душе ее прижизненные согрешения и принял в Свое царство, как одного из заблудших ягнят.