Литографическая печать что это

Литографская печать

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико−химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Содержание

Возникновение литографии

Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Создание исходного изображения

Исторически художник создавал литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. Впоследствии литографский камень практически повсеместно был заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага — корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень или пластину. После создания изображения камень протравливается водным раствором клея (гуммиарабик, декстрин, крахмал) с 1-3% кислотой (азотная, фосфорная), воздействующего на не покрытую жиром поверхность.

Печать изображения

Литографский камень или пластина закрепляются в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком наносится на увлажненный камень печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Ссылки

Хорошие примеры современных цветных литографий вы можете посмотреть на следующих сайтах:

Источник

Литография — разновидность графики и шедевр искусства

Литография — это вид графики, основанный на технике плоской печати. Наименование термина происходит от двух греческих слов «литос» — «камень» и «графо» — «пишу». Литографией также принято называть саму технику печати и произведение искусства, созданное на ее основе.

Особенности литографии

Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа (оттиска на бумаге с печатной матрицы). Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографические шедевры — с помощью плоских печатных форм.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом (литографическим карандашом, тушью или кистью). Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Виды литографии

Постепенно, с развитием полиграфических технологий, появилось большое количество видов литографии. Среди них наиболее известны:

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

По сравнению с другими видами графики у литографии есть очевидные преимущества:

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

История развития литографии

В отличие от гравюры, которую изобрели еще в XV веке, история литографии насчитывает немногим более 200 лет. В 1796 году Алоизий Зенефельдер (Johann Alois Senefelder) в Мюнхене в собственной небольшой типографии случайно открыл новую технику. Он же спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую. Новый вид полиграфии быстро завоевал популярность благодаря низкой себестоимости производства по сравнению с офортной печатью.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Изначально ее использовали в книгопечатании для создания монохромных иллюстраций высокого качества. Чтобы сделать цветное изображение, иллюстраторам приходилось вручную раскрашивать оттиски акварелью.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

В начале 30-х годов XIX столетия во Франции была изобретена техника многоцветной плоской печати — хромолитография. С этого времени значительно возрос интерес к ней со стороны профессиональных художников. А технологию начали массово применять для создания:

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

К классической литографической технике обращались многие выдающиеся живописцы того времени:

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Во второй половине XIX века литографию часто использовали в своем творчестве известные импрессионисты:

К концу XIX века новое дыхание в развитие популярного вида графики вдохнул основатель современного постера Жюль Шере (Jules Chéret). В своей мастерской он усовершенствовал технологию плоской печати и научился делать с одного камня одновременно два оттиска разными красками. В то время поражал своим умением рисования афиш гениальный Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), творили и другие мастера плаката:

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

В ХХ веке литография с развитием новых средств живописи, появлением революционных стилей и направлений постепенно утрачивает популярность среди художников. Но к ней периодически обращались в своем творчестве выдающиеся личности в сфере искусства:

В наши дни художники редко используют традиционную литографическую технику для создания произведений. Большинство современных мастеров отдают предпочтение более простым в исполнении средствам живописи и графики в своем творчестве.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Портал Very Important Lot предоставляет посетителям из любого уголка мира уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах, чтобы приобрести шедевры мировой культуры. На сайте также можно напрямую купить картины современных художников.

Источник

Литография

С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстри- ровании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это
Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.

Литература: В. В. Воинов, Литография в России, в кн.: М. Фридлендер, Литография, пер. с нем. С приложением очерка, Л., 1925; А. Ф. Коростин, Начало литографии в России, М., 1943, его же. Русская литография XIX в., М., 1953; П. И. Суворов, Искусство литографии, 4 изд., М., 1964; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfьhrung, Dresden, (1955); Weber W., Histoire de la lithography, P., 1967; Loche R., Lithographie, Gen., 1971; Faux I., Modern lithography, L., 1973.

(от греч. lithos – камень и grá phx – пишу) гравюра на камне, самая молодая из техник гравирования. Относится к плоской печати. Изобретена в 1798 г. немецким актёром и драматургом А. Зенефельдером, который искал быстрый и недорогой способ размножать ноты для театральных постановок. Мастер-литограф рисует специальным жирным карандашом или краской по гладкой поверхности камня. Затем камень с готовым изображением подвергают действию кислоты. Кислота воздействует только на те части поверхности камня, где нет изображения, так как жир отталкивает кислоту. Затем валиком наносится жирная типографская краска. Она, наоборот, удерживается только в тех местах, где кислота не коснулась поверхности, то есть как раз там, где нанесено изображение. Затем литографию отпечатывают на специальном станке. Эта техника была особенно востребована в периодической печати, в создании репродукций произведений искусства. В литографии особенно удаются мягкие, воздушные сочетания пятен, тональные переходы, широкая штриховка. Эту технику особенно любили романтики Э. Делакруа и Т. Жерико во Франции, А. О. Орловский в России. Литография широко применяется в иллюстрировании детской книги (В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.).

Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это
У. Бредли. Обложка журнала «The Chap-Book». Цветная литография. 1894 г.

Источник

Фотолитография

Содержание

История [ править ]

Несмотря на то, что фотолитография электронных компонентов касается травления металлических дубликатов, а не травления камня для изготовления «мастера», как в обычной литографической печати, Латроп и Налл выбрали термин «фотолитография» вместо «фототравления», потому что первый звучал «высокотехнологично». » [4] Через год после конференции патент Латропа и Налла на фотолитографию был официально одобрен 9 июня 1959 года. [7] Фотолитография позже внесла свой вклад в разработку первых полупроводниковых ИС, а также первых микрочипов. [4]

Основная процедура [ править ]

Одна итерация фотолитографии объединяет несколько последовательных шагов. В современных чистых помещениях для координации процесса используются автоматизированные роботизированные системы отслеживания пластин. В описанной здесь процедуре не используются некоторые дополнительные процедуры, такие как разбавители или удаление кромок. [8] Процесс фотолитографии выполняется с помощью направляющей пластины и шагового двигателя / сканера, а система направляющей пластины и шаговый модуль / сканер устанавливаются рядом.

Очистка [ править ]

Подготовка [ править ]

Применение фоторезиста [ править ]

Экспозиция и проявление [ править ]

Обжиг после экспонирования (PEB) выполняется перед проявкой, как правило, чтобы помочь уменьшить явления стоячей волны, вызванные деструктивными и конструктивными интерференционными картинами падающего света. В глубокой ультрафиолетовой литографии используется химия химически усиленного резиста (CAR). Этот процесс намного более чувствителен к времени, температуре и задержке PEB, поскольку большая часть реакции «воздействия» (образование кислоты, превращение полимера в раствор в основном проявителе) фактически происходит в PEB. [14]

Проявившая химия доставляется на спиннер, как фоторезист. Разработчики изначально часто содержали гидроксид натрия (NaOH). Однако натрий считается крайне нежелательным загрязнителем при изготовлении полевых МОП-транзисторов, поскольку он ухудшает изолирующие свойства оксидов затвора (в частности, ионы натрия могут мигрировать в затвор и из затвора, изменяя пороговое напряжение транзистора и затрудняя или облегчая его включение. транзистор включается со временем). В настоящее время используются не содержащие ионов металлов проявители, такие как гидроксид тетраметиламмония (TMAH).

От подготовки до этого этапа процедура фотолитографии проводилась двумя машинами: шаговым фотолитографическим устройством или сканером и устройством для нанесения покрытий / проявителем. Эти две машины обычно устанавливаются рядом.

Офорт [ править ]

Развитие анизотропного процесса сухого травления с низким уровнем дефекта позволило перенести на материал подложки все более мелкие детали, определенные фотолитографически в резисте.

Удаление фоторезиста [ править ]

Системы экспонирования («печати») [ править ]

Контакт и близость [ править ]

Контактный принтер, простейшая система экспонирования, помещает фотошаблона в непосредственный контакт с пластиной и выставляет на нее равномерный свет. В бесконтактном принтере между фотомаской и пластиной остается небольшой зазор. В обоих случаях маска покрывает всю пластину и одновременно формирует каждый кристалл.

Контактная печать может повредить как маску, так и пластину, и это была основная причина, по которой от нее отказались для массового производства. Как для контактной, так и для бесконтактной литографии требуется, чтобы интенсивность света была равномерной по всей пластине, а маска точно соответствовала элементам, уже находящимся на пластине. Поскольку в современных процессах используются пластины все большего размера, эти условия становятся все более трудными.

В процессах исследования и создания прототипов часто используется контактная или бесконтактная литография, поскольку в ней используется недорогое оборудование и достигается высокое оптическое разрешение. Разрешение в бесконтактной литографии приблизительно равно квадратному корню из произведения длины волны на расстояние зазора. Следовательно, за исключением проекционной литографии (см. Ниже), контактная печать предлагает лучшее разрешение, потому что расстояние между ними приблизительно равно нулю (без учета толщины самого фоторезиста). Кроме того, литография наноимпринтов может возродить интерес к этой знакомой технике, особенно с учетом того, что стоимость владения, как ожидается, будет низкой; однако недостатки контактной печати, описанные выше, остаются проблемами.

Проекция [ править ]

Фотошаблоны [ править ]

Изображение для маски происходит из компьютеризированного файла данных. Этот файл данных преобразуется в серию многоугольников и записывается на квадрат подложки из плавленого кварца, покрытой слоем хрома, с использованием процесса фотолитографии. Лазерный луч (лазерный записывающий) или пучок электронов (электронный писатель) используется для экспонирования рисунка, определенного файлом данных, и перемещается по поверхности подложки в виде векторной или растровой развертки. Там, где фоторезист на маске обнажен, хром может быть удален, оставляя свободный путь для прохождения светового луча в системе шагового двигателя / сканера.

Разрешение в проекционных системах [ править ]

Минимальный размер элемента, который может распечатать проекционная система, приблизительно определяется следующим образом:

Согласно этому уравнению, минимальные размеры элементов могут быть уменьшены путем уменьшения длины волны и увеличения числовой апертуры (для достижения более плотно сфокусированного луча и меньшего размера пятна). Однако этот метод проектирования сталкивается с конкурирующим ограничением. В современных системах глубина резкости также вызывает беспокойство:

Вот еще один коэффициент, связанный с процессом. Глубина фокуса ограничивает толщину фоторезиста и глубину рельефа пластины. Химико-механическое полирование часто используется для выравнивания топографии перед этапами литографии с высоким разрешением. k 2 <\ displaystyle \, k_ <2>> Литографическая печать что это. Смотреть фото Литографическая печать что это. Смотреть картинку Литографическая печать что это. Картинка про Литографическая печать что это. Фото Литографическая печать что это

Разрешение также нетривиально в двумерном контексте. Например, более узкий шаг линий приводит к более широким промежуткам (в перпендикулярном направлении) между концами линий. [21] [22]

Стохастические эффекты [ править ]

Стохастические эффекты усложнились бы с более крупными диаграммами направленности с большим количеством порядков дифракции и использованием большего количества точек источников освещения. [24] [25]

Источники света [ править ]

Эта проблема была преодолена, когда в 1982 году была предложена пионерская разработка эксимерной лазерной литографии и продемонстрирована в IBM Канти Джайном [26] [27] [28] [29], и теперь машины для эксимерной лазерной литографии (степперы и сканеры) являются основные инструменты, используемые во всем мире в производстве микроэлектроники. С быстрым прогрессом, достигнутым в инструментальной технологии за последние два десятилетия, полупроводниковая промышленность считает [18], что эксимерная лазерная литография является решающим фактором в постоянном продвижении закона Мура, позволяя минимизировать размеры элементов при изготовлении микросхем. 800 нм в 1990 г. до 7 нм в 2018 г. [30] [31] С еще более широкой научной и технологической точки зрения, за 50-летнюю историю лазера с момента его первой демонстрации в 1960 году изобретение и развитие эксимерной лазерной литографии было признано важной вехой. [32] [33] [34]

Оптическая литография была расширена до размеров менее 50 нм с использованием 193 нм эксимерного лазера ArF и методов жидкостной иммерсии. Это также называется иммерсионной литографией и позволяет использовать оптику с числовой апертурой более 1,0. Используемая жидкость, как правило, представляет собой сверхчистую деионизированную воду, которая обеспечивает показатель преломления выше, чем у обычного воздушного зазора между линзой и поверхностью пластины. Вода постоянно циркулирует, чтобы исключить термические искажения. Вода допускает только числовую апертуру до

1,4, но жидкости с более высокими показателями преломления позволят еще больше увеличить эффективную числовую апертуру.

Теоретически альтернативным источником света для фотолитографии, особенно если и когда длины волн продолжают уменьшаться до экстремальных ультрафиолетовых или рентгеновских лучей, является лазер на свободных электронах (или, можно сказать, ксазер для рентгеновского устройства). Лазеры на свободных электронах могут производить лучи высокого качества на произвольных длинах волн.

Для литографии также применялись фемтосекундные лазеры видимого и инфракрасного диапазона. В этом случае фотохимические реакции инициируются многофотонным поглощением. Использование этих источников света имеет множество преимуществ, включая возможность изготавливать настоящие 3D-объекты и обрабатывать нефотосенсибилизированные (чистые) стеклоподобные материалы с превосходной оптической устойчивостью. [39]

Экспериментальные методы [ править ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *