Литография что это простыми словами
Литография
С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстри- ровании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.
Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
Литература: В. В. Воинов, Литография в России, в кн.: М. Фридлендер, Литография, пер. с нем. С приложением очерка, Л., 1925; А. Ф. Коростин, Начало литографии в России, М., 1943, его же. Русская литография XIX в., М., 1953; П. И. Суворов, Искусство литографии, 4 изд., М., 1964; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfьhrung, Dresden, (1955); Weber W., Histoire de la lithography, P., 1967; Loche R., Lithographie, Gen., 1971; Faux I., Modern lithography, L., 1973.
(от греч. lithos – камень и grá phx – пишу) гравюра на камне, самая молодая из техник гравирования. Относится к плоской печати. Изобретена в 1798 г. немецким актёром и драматургом А. Зенефельдером, который искал быстрый и недорогой способ размножать ноты для театральных постановок. Мастер-литограф рисует специальным жирным карандашом или краской по гладкой поверхности камня. Затем камень с готовым изображением подвергают действию кислоты. Кислота воздействует только на те части поверхности камня, где нет изображения, так как жир отталкивает кислоту. Затем валиком наносится жирная типографская краска. Она, наоборот, удерживается только в тех местах, где кислота не коснулась поверхности, то есть как раз там, где нанесено изображение. Затем литографию отпечатывают на специальном станке. Эта техника была особенно востребована в периодической печати, в создании репродукций произведений искусства. В литографии особенно удаются мягкие, воздушные сочетания пятен, тональные переходы, широкая штриховка. Эту технику особенно любили романтики Э. Делакруа и Т. Жерико во Франции, А. О. Орловский в России. Литография широко применяется в иллюстрировании детской книги (В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.).
У. Бредли. Обложка журнала «The Chap-Book». Цветная литография. 1894 г.
Литография
Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Под литографией понимают:
Содержание
Возникновение литографии
Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) была создана в 1796 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.
Печать изображения
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.
Различные техники подготовки изображения и печати
Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.
Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.
Русская литография XIX в
В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А.А.Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский, А.А.Тон
Художники, использовавшие технику литографии
Примечания
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Литография» в других словарях:
литография — литография … Орфографический словарь-справочник
Литография — (от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу;… … Художественная энциклопедия
ЛИТОГРАФИЯ — (гр., от lithos камень, и grapho пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. е. литографским способом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТОГРАФИЯ … Словарь иностранных слов русского языка
литография — и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС 1. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790 х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и… … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛИТОГРАФИЯ — жен., греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить … Толковый словарь Даля
литография — автография, размывка, олеография, эстамп Словарь русских синонимов. литография сущ., кол во синонимов: 11 • автография (2) • … Словарь синонимов
ЛИТОГРАФИЯ — (от лито. и. графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в… … Современная энциклопедия
ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, литографии, жен. (от греч. lithos камень и grapho пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, и, жен. 1. Печатание с поверхности камня, на к рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень.… … Толковый словарь Ожегова
Литография — разновидность графики и шедевр искусства
Литография — это вид графики, основанный на технике плоской печати. Наименование термина происходит от двух греческих слов «литос» — «камень» и «графо» — «пишу». Литографией также принято называть саму технику печати и произведение искусства, созданное на ее основе.
Особенности литографии
Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа (оттиска на бумаге с печатной матрицы). Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографические шедевры — с помощью плоских печатных форм.
Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом (литографическим карандашом, тушью или кистью). Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.
Виды литографии
Постепенно, с развитием полиграфических технологий, появилось большое количество видов литографии. Среди них наиболее известны:
По сравнению с другими видами графики у литографии есть очевидные преимущества:
История развития литографии
В отличие от гравюры, которую изобрели еще в XV веке, история литографии насчитывает немногим более 200 лет. В 1796 году Алоизий Зенефельдер (Johann Alois Senefelder) в Мюнхене в собственной небольшой типографии случайно открыл новую технику. Он же спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую. Новый вид полиграфии быстро завоевал популярность благодаря низкой себестоимости производства по сравнению с офортной печатью.
Изначально ее использовали в книгопечатании для создания монохромных иллюстраций высокого качества. Чтобы сделать цветное изображение, иллюстраторам приходилось вручную раскрашивать оттиски акварелью.
В начале 30-х годов XIX столетия во Франции была изобретена техника многоцветной плоской печати — хромолитография. С этого времени значительно возрос интерес к ней со стороны профессиональных художников. А технологию начали массово применять для создания:
К классической литографической технике обращались многие выдающиеся живописцы того времени:
Во второй половине XIX века литографию часто использовали в своем творчестве известные импрессионисты:
К концу XIX века новое дыхание в развитие популярного вида графики вдохнул основатель современного постера Жюль Шере (Jules Chéret). В своей мастерской он усовершенствовал технологию плоской печати и научился делать с одного камня одновременно два оттиска разными красками. В то время поражал своим умением рисования афиш гениальный Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), творили и другие мастера плаката:
В ХХ веке литография с развитием новых средств живописи, появлением революционных стилей и направлений постепенно утрачивает популярность среди художников. Но к ней периодически обращались в своем творчестве выдающиеся личности в сфере искусства:
В наши дни художники редко используют традиционную литографическую технику для создания произведений. Большинство современных мастеров отдают предпочтение более простым в исполнении средствам живописи и графики в своем творчестве.
Портал Very Important Lot предоставляет посетителям из любого уголка мира уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах, чтобы приобрести шедевры мировой культуры. На сайте также можно напрямую купить картины современных художников.
Литография: подробное описание и особенности
Подробное описание и особенности
Литография — это разновидность оттиска на бумаге, которую часто путают с гравюрой. Но между этими направлениями есть принципиальное различие. Для создания литографии используют печатные плоские формы. На гладкую поверхность камня создают оттиск, который переносят на бумаге. Его подвергают особой обработке, благодаря которой удается использовать специальную краску.
Литография получила широкое распространение в XIX веке. Стало возможным сделать много копий одного изображения. В этой технике делали плакаты, афиши и рекламные объявления. Литографии можно было увидеть на страницах газет и журналов.
Изготавливали и цветные изображения. Каждый цвет наносят на отдельный камень. Оттиски мастер делает поочередно. Но он строго следит, чтобы получились плавные переходы оттенков. В современной печати используют пластины из цинка и алюминия, потому что их проще обрабатывать.
История литографии – XIX век
1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций.
Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали.
Новый метод распространился с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, — всё это создавали в форме литографии. Гойя был первым художником, который исследовал возможности данного художественного средства. Вскоре за ним последовали Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В попытке изобразить каждую птицу в Северной Америке натуралист и художник Джон Джеймс Одюбон выпустил труд «Птицы Америки», который приобрел огромную популярность, будучи переизданным ограниченным тиражом в виде хромолитографии в 1844 году.
Плакаты Тулуз-Лотрека для Фоли Бержер и Мулен Руж, созданные в 1890-х годах, остаются знаковыми образами декаданса эпохи «конца века». В то же время, элегантные композиции Альфонса Мухи являются воплощением гламура в стиле модерн.
Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке
Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом.
I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, — все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения.
Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.
Литография, технология создания изображений
Литография появилась много позже гравюры и сразу потеснила ее. Расширившиеся возможности делали изображение более похожей на уникальный рисунок, на написанную художником картину. Отлично сохранившиеся антикварные образцы литографической полиграфии позволяют судить о высоком качестве и художественной ценности изображений и сегодня. Литография, как антиквариат, является интереснейшим и обширным сегментом области старинной графики.
Одной из самых дорогих литографий мира является «Мадонна» Эдварда Мунка 1895 года. В 2010 году ее купили за 1,9 миллионов долларов США.
Камень для литографии.
Щадящее воздействие кислоты на поверхность камня создает пробельные участки, которые отталкивают краску. На контур рисунка, нанесенный жирным инструментов, краска ложится легко. Для литографии используют олифосодержащие краски. Для того, чтобы изготовить цветное литографическое изображение, каждый цветовой слой рисуют на новом камне, отпечатывая затем поочередно на каждом оттиске. Печать производится под давлением на специальном станке.
Визуальные отличия изображения — равномерность распределения краски, сходство литографии с рисунком кистью или пером, при этом отсутствует разнородная толщина краски, которая неизбежна при рисовании от руки.
Литография может изготавливаться с помощью специального камня (лито- камень, лат.) или алюминиевых пластин — альграфия.
В конце 19века литография утратила свое лидерство, как самого современеного метода цветной полиграфии, и была вытеснена фотомеханической печатью. Однако она не ушла в небытие, а переселилась в мастерские художников, которые творили в технике литографии на протяжении нескольких десятилетий. Камней для лиографии касались руки великого Пабло Пикассо, Матисса и Марка Шагала.
Что такое олеография
Методику цветной печати путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным.
Для каждого цвета подготавливается отдельный литографский камень. Печать каждого цвета наносится поочередно на один лист бумаги. В печатных мастерских за создание и нанесение рисунка на бумагу отвечает художник, обработкой камней занимается подмастерье.
Разновидности литографии
В современном мире литография — это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением.
Существует оптическая, электронная и рентгеновская литография. Рентгеновская литография представляет собой современную методику, при которой пучок рентгеновских лучей пропускают через специальную заготовку, которая экспонирует мельчайшие детали рисунка на специальную подложку. Оптическую литографию используют, когда появляется необходимость переноса рисунка электронной схемы со специального шаблона на подложку из полупроводника.
Электронная литография — это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.
Литографская печать как предмет коллекционирования
Несмотря на появление всё новых революционных технологий, литография глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства.
К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., — и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом.
Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996.
Категория «А» означает, что художник создал матрицу и напечатал работу, в то время как Категория «F» и последующие за ней указывают на представителя художника, которого уполномочили создать отпечаток существующего произведения искусства, без дополнительного участия художника. Учитывая всё это, литография, несомненно, является увлекательным и разноречивым явлением, как для деятеля изобразительного искусства, так и для коллекционера.
Литография в современном мире
В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.
Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.