Литография гравюра офорт в чем разница
Чем отличается:: гравюра и литография
Гравюра и литография, хоть и чем-то похожи в методе исполнения, тем не менее являются абсолютно разными видами техник создания художественных изображений.
Гравюра
Определение
Гравюра — вид графического искусства (графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. Классифицируются таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в техниках высокой и глубокой печати.
Оттиски гравюры получают с «досок» (печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с рельефных поверхностей, в цветной гравюре — нескольких досок. Каждый оттиск считается авторским произведением (даже если доску вырезал гравер по рисунку художника). Иногда литографию и шелкографию ошибочно относят к гравюре.
История 
Гравюра возникла в Европе в средние века. Интерес к ней существенно возрастает в начале эпохи Возрождения, так как она давала возможность легко тиражировать различные изображения. В России интерес к гравюре возник в первой половине XVIII века, когда гравюра являлась своеобразным орудием пропаганды и агитации для прославления России. Обычно на гравюрах воспроизводятся сюжеты уже написанных картин.
Классификация
В зависимости от способа получения оттиска, выделяют «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае, краска наносится на поверхность с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов.
В зависимости от материала печатной формы, гравюры делятся на гравюры на металле, линогравюры, ксилографию, гравюры на картоне, воске и т. п.
Форма гравюры на металле, в зависимости от способа обработки, подразделяется на следующие виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.
Автогравюра — гравюра, в которой печатная форма выполняется самим художником — автором рисунка, с которого делается оттиск.
Литография
Определение
Литография— способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.
Техника
Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.
Широко распространена цветная литография. В это случае, для каждого цвета рисунок выполняется на отдельном камне. Оттиски на бумаге делаются последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков: от светлых тонов к темным.
Конечно, различать эти техники должны лишь художники. Но, согласитесь, иногда приятно блеснуть эрудицией в разговоре. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.
Гравюра и литография, техники, история антиквариата
Сегодня каждое творение, созданное с помощью техники, мы воспринимаем, как тиражный массовый, не ценный продукт. Но только дилетант может перенести это восприятие на гравюры и литографии. На первый взгляд, эти антикварные листочки не слишком отличаются от привычных нам репродукций. Разве что необычная бумага выдает несовременное происхождение, старинные сюжеты позволяют предположить некоторую ценность этих предметов.
А ценность их как раз достаточно серьезна. Изображения, созданные в такой технике, сейчас антиквариат, уместный для коллекционирования за закрытыми дверями, для украшения интерьеров. Каждая литография считалась подлинником, на ней часто ставилась собственноручная подпись художника. Так свет увидели произведения Франциска Гойи, Эжена Делакруа, многих других гениев. А в технике гравюры работали знаменитые, прославленные художники минувших веков: Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель-старший, Джованни Пиранези, Гюстав Доре. Сейчас периодически на антикварных рынках, аукционах всплывают новые образцы старинной полиграфии от великих мастеров.
Питер Брейгель «7 смертных грехов»
Гравюра: технология нанесения изображений, ее особенности и знаменитые работы
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Гюстав Доре «Синяя Борода»
Как изготавливалась гравюра
Поверхность, окрашиваемая краской, может относиться к разноуровневой печати:
В любой из этих техник рисунок вырезался или вытравливался на деревянной доске, либо на металлической пластине. Формы затем приходили в негодность, уничтожались, что делает антикварную полиграфию уникальной, еще более ценной.
Джон Джеймс Одюбон Цветная гравюра 19 века Луизианская цапля
Цветная гравюра изготавливалась нечасто, технологии применялись разные, но ни одна не смогла заменить своеобразную выразительность монохрома.
Основные техники и особенности рисунка
Офортный станок для изготовления гравюр.
Офорт И. Шишкин. «Лес». Около 1890 г.
Литография, технология создания изображений
Литография появилась много позже гравюры и сразу потеснила ее. Расширившиеся возможности делали изображение более похожей на уникальный рисунок, на написанную художником картину. Отлично сохранившиеся антикварные образцы литографической полиграфии позволяют судить о высоком качестве и художественной ценности изображений и сегодня. Литография, как антиквариат, является интереснейшим и обширным сегментом области старинной графики.
Одной из самых дорогих литографий мира является «Мадонна» Эдварда Мунка 1895 года. В 2010 году ее купили за 1,9 миллионов долларов США.
Камень для литографии.
Щадящее воздействие кислоты на поверхность камня создает пробельные участки, которые отталкивают краску. На контур рисунка, нанесенный жирным инструментов, краска ложится легко. Для литографии используют олифосодержащие краски. Для того, чтобы изготовить цветное литографическое изображение, каждый цветовой слой рисуют на новом камне, отпечатывая затем поочередно на каждом оттиске. Печать производится под давлением на специальном станке.
Литографическая печать с 9 камней
В конце 19века литография утратила свое лидерство, как самого современеного метода цветной полиграфии, и была вытеснена фотомеханической печатью. Однако она не ушла в небытие, а переселилась в мастерские художников, которые творили в технике литографии на протяжении нескольких десятилетий. Камней для лиографии касались руки великого Пабло Пикассо, Матисса и Марка Шагала.
Старинные гравюры для ценителей камерного интерьера
Делакруа «Алжирские женщины»
Со временем количество оттисков из и без того сильно ограниченного тиража уменьшается, из-за этого растет их цена. Тематика коллекций гравюр и литографий может быть ограничена собранием наследия конкретного художника, временным периодом, либо сюжетной линией. Собрание работ с портретами знаменитых людей своего времени, политических событий или библейских сценок, размещенное на стенах дома, вносит в интерьер нотки камерности, благородного постоянства и необычного дизайна с дыханием предметов ушедших эпох.
Ценность гравюры и литографии в 21 веке
Сохранившиеся до наших дней работы, эстампы и литографии стали настоящими антикварными ценностями. Значение их для ценителей старины определяется тем, что из-за особенностей технологии нельзя было изготавливать неограниченное количество абсолютно идентичных изображений. Количество их было лимитировано. Авторская форма использовалась для изготовления 100-300 копий. При истирании оттиска на форме или камне выпуск изображения завершался. Поэтому каждый экземпляр можно считать уникальным лимитированным выпуском.
Особенно ценны для знатоков старинных станковых техник первые оттиски с форм, изготовленных великими мастерами собственноручно. Цена работы, входящей в первую десятку оттисков сопоставима с подлинником картины художника. Так, на аукционе Кристи гравюра Дюрера «Носорог» была продана за 866,5 тысячи долларов.
Носорог. Одна из самых дорогих гравюр Дюрера
Гравюры и литографии в антикварном магазине
Наш антикварный магазин предлагает большой выбор графических изображений на широкую тематику. Представлена большая коллекций изображений замков, дворцов, пейзажей Англии, по теме Мода, гордостью нашей коллекции является собрание гравюр об истории России.
Литография гравюра офорт в чем разница
Графика делится на два вида:
Печатная графика бывает разных видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов;
2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;
Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.
Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Линогравюра — гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.
Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.
Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).
Одноцветная монотипия – диатипия. На стекло наносят слой краски, верху накладывают лист и начинают рисовать. На стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой.
Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом ри
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1
Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69
Последние новости
Предметы быта русских крестьян: Уникальная коллекция Александра Ильина
В Ярославле живет интересный человек — коллекционер и этнограф Александр Ильин. Несмотря на.
Рекордная цена не всегда гарантия ценности
Четыре года назад произведение живописи «Спаситель мира», написанное самим Леонардо да Винчи.
Советское агитационное искусство
Агитационное искусство появилось достаточно давно. Ещё в Древнем Риме, когда живописец не мог.
Наша рассылка
Чем отличается гравюра от литографии?
Несмотря на то, что гравюра и литография имеют некоторые схожие черты в методике выполнения, это совсем разные виды техник, с помощью которых создаются изображения.
Гравюра представляет собой вид графического искусства, в процессе которого создаются изображения с помощью печатных оттисков. Все оттиски гравюр делают с помощью так называемых печатных форм, которые в последствии используют для того, чтобы тиражировать изображения. При этом все оттиски относятся к авторским произведениям. Иногда по незнанию литографию относят к данному типу искусства.
На самом деле, литография — это отдельный вид искусства. Это такой способ печати, когда краска с помощью особой плоской формы наносится на бумагу. В данной технике используются оттиски, которые создаются на гладкой поверхности камня. Его подвергают специальной обработке, которая позволяет на тех или иных участках принимать особую литографическую краску.
По сравнению с другими техниками, литография отличается дешевизной. Работать с таким материалом как камень намного проще, чем, например, при аналогичной работе с медной доской. Именно в литографии есть возможность вносить некоторые поправки в изображение. Кроме того, готовые оттиски можно использовать повторно.
Довольно популярна цветная литография. Для этого каждый цвет делают на отдельных камнях. Оттиски делают на бумаге поочередно с каждого камня. При этом очень важно следить за тем, что каждый оттиск строго совмещался и придерживаться переходов от менее светлых тонов к более темным. Конечно, отличить одну технику от другой могут только настоящие художники и профессионалы.
Гравюры, гравюры. Это интересно!
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.