Литовцы что за народ
Литовцы — как появился народ “новой Италии”?
Литовцы — народ, что остаётся сложным в вопросе своего изучения даже для именитых учёных. Почему? Дело в том, что литовский язык, жители Литвы и литовцы как национальность — три составляющих, которые развивались по совершенно разным направлениям.
Конечно, в первую очередь, нас интересует сам литовский народ. Как утверждают исторические источники, его предки появились на исконных землях ещё за много веков до нашей эры. Им предстояло пройти долгий процесс преобразования и формирования, в результате чего появились новые племена, названные позднее литовцами.
Литва — страна с интересной и богатой историей, что вершил её народ. Именно с ним я и предлагаю познакомиться. Какие же они — литовцы?
Первые поселения в Литве
Первые люди появились на территории современной Литвы приблизительно за девять тысячелетий до нашей эры. Как вы понимаете, называть их литовцами некорректно и неверно — это были лишь первые племена, что заняли выбранные земли. В конце неолита начинает складываться культура балтийских народностей, что по праву считаются предками нынешних литовцев.
Основные их территории проживания охватывали долины Вислы и Западной Двины. Разрастающиеся племена балтов постепенно проводили захватнические набеги на соседей, оттесняя менее многочисленные и слабые племена. Итогом стало расширение земель балтийских общин — они продвинулись вниз по течению Немана, к Дубисе и Невяже.
Литовцы Виленской губернии / Паули Густав-Федор Христианович «Этнографическое описание народов России»
Предки литовцев и тайна названия
Одним из первых упоминаний о балтах являются труды римского историка Тацита Германия. Он отмечал, что народности, проживающие неподалёку от Вислы, имеют необычную культуру. Римлянам казались дикостью многие обычаи балтийских воинов.
Например, погибших в сражении балты хоронили вместе с останками коня этого человек. Рядом с усопшим помещали не само тело животного, а его прах, что значительно отличает эту культуру от подобных обычаев кочевников, занимавших европейские и азиатские территории.
Фрагмент рукописи «Кведлинбургских анналов»
Впервые название “Литва” встречается в Кведлинбургских анналах, датированных 1009 годом. Но почему использовался именно такой этноним? На этот вопрос нет достоверного ответа. Как считают одни учёные, здесь может идти речь о заимствовании наименовании небольшой реки Летаука, у которой жили предки литовцев.
Но, на мой взгляд, это весьма туманное объяснение. В своей книге “Литва” В. Нисевич высказывает ещё одно предположение: название народа и места его проживания могло быть взято от реки Лавата, рядом с которым располагалось одноимённое литовское городище. Не исключено, что роль этого поселения некогда была особенной.
О происхождении названия литовцев существует немало легенд. Одной из самых интересных версий мне показалась гипотеза, высказанная польским историком Яном Длугошем. Он отмечает, что ещё при правлении Юлия Цезаря литовские и самогитские племена покинули Римскую империю, считая, что та неизменно погибнет в распрях и междоусобных войнах.
Вместе со своими семьями они переселились на новые земли, в “северную страну, которую они, по отчему и древнему имени [Италия] назвали Литалией, племени же они дали имя литалов, добавив впереди одну только букву «л», что еще и ныне прибавляют итальянцы в своем народном языке”.
Литовцы / «Энциклопедия костюма» Худ. Д.Чалтыкьян
Появление государства литовцев
В X-XI веках происходит формирование нескольких племён, которые стали известны под названием летыгола или латгалы. Именно их учёные считают “официальными” предками современных литовцев.
Стремительно развивающаяся культура начинает разделяться на несколько различных направлений, среди которых позднее выделились родственные племена. В Средние века авторы отмечают не только особенности быта и народа Литвы, но и его нрав. Они писали, что в жизни это мирные и добродушные люди, однако литовские воины отличаются отчаянной смелостью и даже жестокостью.
Карта расселения балтийских племён ок. 1200 года. Коричневый цвет — восточные балты, зеленый — западные балты / Лобачев Владимир / ru.wikipedia.org
Несмотря на все сильные стороны, о государственности у литовцев не шло речи до XIII века. Конечно, прежде существовали отдельные разрозненные княжества, однако они не могли выступать в качестве полноценных игроков на исторической арене. Изменить ситуацию удалось старшему правителю Миндовгу, что стал объединителем литовских земель.
Он правил в 1253-1263 годах, и это время можно считать первыми шагами литовцев к созданию собственного независимого государства, что охватывало территории современной Литвы и части Белоруссии. Немалую роль в становлении литовского народа и его страны сыграли и немецкие крестоносцы, что вовлекались в междоусобные войны. Стремление короля Миндовга к единоличной власти стало причиной его гибели от рук врагов, после чего Литва погружается в распри князей.
Коронация Миндовга. Гравюра из книги Леонарда Ходько «Полония», 1824
Падения и взлёты Литвы
После победы России в ряде войн Литва попадает под влияние могущественной империи. Русские правители стремились ограничивать использование литовского языка и развитие местной культуры (долгие годы противостояний негативно сказались на взаимоотношениях народов). Несмотря на это, литовцы не переставали бороться за свои права, а за пределами власти Российской империи печатались и издавались книги на родном для жителей Литвы языке.
Границы Великого Княжества Литовского в период наивысшего расцвета / Koryakov Yuri / ru.wikipedia.org
За один только прошлый век литовцам довелось пережить немало бедствий и периодов восстановления. Войны и смена власти, новые политические направления развития и эпоха технического прогресса значительно отразились и на менталитете народа.
Современные литовцы уже мало напоминают своих предков, являясь представителями одного из европейских народов. Несмотря на это, и сегодня литовцы сохраняют основные качества прошлых поколений: дружелюбие и решимость, стойкость и открытость всему новому.
Как появились латыши, эстонцы и литовцы
Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.
Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.
Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.
Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.
Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.
Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.
Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.
Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.
В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.
По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.
Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.
То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.
Литовцы — дружелюбные обитатели Прибалтики
Литовцы — народ, проживающий на территории Литвы — государства в Северной Европе. Столица Литвы — город Вильнюс. Литовцы представляют собой потомков балтов — индоевропейских племен, живших на восточном побережье Балтийского моря. Родственными им являются латыши.
Численность
Общее количество литовцев в мире составляет примерно 3 600 000 человек. К ним относятся этнические литовцы, не говорящие на родном языке. Около 85% этого народа живет в Литве.
Где живут
Кроме своей родины, литовцы проживают в соседних государствах, а также на других материках. Ареал расселения распределяется таким образом:
Оставшееся количество проживает в Дании, Польше, Белоруссии, Украине, Италии, составляя небольшой процент от числа местных жителей.
Литовцы общаются на литовском языке. Он относится к балтийской группе балто-славянской ветви индоевропейской семьи. Является государственным языком Литвы и одним из официальных Евросоюза.
Религия
Официальной религией является христианство. Большая часть граждан — католики. Остальные — православные, протестанты.
История
Литовцы с древних времен населяли берега Балтийского моря. О литовских племенах упоминал еще Птолемей. Русские летописи начинают описывать их к 10 веку. В то время они были язычниками и приняли христианство только в 14-15 веках. Тогда Литва была на вершине могущества, ее границы простирались до Черного моря. 16 век ознаменовался образованием Речи Посполитой, в которую входила Литва вместе с Польшей. Двумя столетиями позже государство попало под влияние России. После одной из войн Российская империя присоединила литовские земли к себе. Независимость Литва получила только к началу 20 века. Сейчас она является членом Евросоюза и НАТО. Государственный строй — президентская республика.
Название
Самоназвание литовцев — lietuviai. У историков есть несколько версий происхождения названия Литвы. По одной из самых распространенных, наименование страны образовалось по имени речки, протекающей на этой территории: Летавка. Другая версия относится к этнониму lietuvis. Оно проистекает от названия «лейты», которым обозначали литовцев соседние племена. Евреи, проживающие на территории этой страны, именовали ее «Литэ», а самих себя — «литваки».
Жизнь
Издревле занятиями литовцев были скотоводство, пашенное земледелие. Земледельческая система была трехпольная. Культивировали такие зерновые, как: овес, пшеница, ячмень, рожь. Для ткачества выращивали лен, коноплю. Вплоть до 20 века применялись деревянные орудия труда, сделанные из еловых, орешниковых палок. Бороны, сохи крестьяне делали самостоятельно. Для изготовления железных наконечников обращались к кузнецам. Тягловыми животными были лошади, волы. Также разводили овец, коз, свиней. Некоторые крестьяне имели огород, где выращивали морковь, свеклу, огурцы, лук, картофель. Охота не имела большого значения, ей в основном занимались в помещичьих усадьбах ради развлечения. Летом жители деревень рыбачили на местных водоемах. Многие жители были пчеловодами. Тогда существовала система общего владения пасекой. Заготовка меда превращалась в праздник, ей занимались всем селом, делали угощение.
К 19 веку у литовцев сложился мелкий тип семьи (родители с детьми). Главным фактором при заключении брака служила материальная обеспеченность. Союз заключался при одобрении отца, самовольная женитьба, несогласованная с родителями, могла закончиться лишением наследства и уходом из дома. Старший сын был обязан содержать престарелых родителей, ему передавалось их имущество. В семье всем распоряжался мужчина, жена была помощницей.
У литовцев было 2 типа приданого: созданное своими руками (одежда, постельные, кухонные принадлежности, утварь) и имущество отца. Первое считалось личной собственностью невесты, с которым она приходила в дом жениха. Вторым являлись: земельный надел, скотина, денежные средства. Их давал отец по своему желанию. При заключении брака жених старался получить побольше приданого второго типа, поэтому на сватовстве были распространены торги за невесту. Встречался такой тип брака, когда жених приходил в дом к будущей супруге и жил у нее. Обычно так поступали бедные крестьяне, не имевшие имущества.
При рождении ребенка устраивали обряды. Женщине дарили подарки, ее муж угощал гостей вином. Предпочтительным всегда считалось появление сына, особенно, если это был первенец. Когда ребенку давали имя, устраивался праздник Крещения. Он проводился с участием священнослужителя. Родственники приносили подарки, деньги.
В литовских поселениях была распространена взаимопомощь. Если хозяин заболевал, случался пожар, ему выделяли необходимые вещи, средства. Также помогали при уборке урожая, строительстве жилья. У женщин был обычай совместного пользования ткацким станком. Соседи часто делились едой друг с другом, приносили угощения. При забое скота раздавали части туши, угощали колбасой.
Многие литовцы были народными умельцами. С древних веков развивались такие ремесла:
Жилище
Со средних веков литовцы строили срубные избы. Жилье отапливалось русской печью. Крышу выстилали соломой, пол делали из деревянных досок. При входе в жилище ставили сени для сохранения тепла. Во дворе ставили клети и хлев для скота. Это были прочные строения из бревен. Кроме них, устраивали помещение для хранения зерна, баню. Весь участок огораживался забором. Фасад дома украшали резьбой, перед ним разводили клумбы с цветами.
Поселения раннего периода отличались скученностью. Жилища располагали хаотично, где придется. Потом стали делать деревни с длинной прямой улицей, вдоль которой ставили дома. Другим типом селений являлись хутора, состоящие из одного или нескольких домов.
Внешность
Как представители славянского этноса, литовцы в основном являются светлокожими блондинами. Мужчины среднего роста, со стройными фигурами. Молодые девушки имеют хрупкое телосложение, в пожилом возрасте они раздаются, приобретают пышные формы. У большинства литовцев голубые, серо-голубые глаза, тонкие светло-русые волосы. Они могут похвастаться красивым молочным оттенком кожи, который в сочетании со здоровым румянцем придает девушкам свежесть и привлекательность.
Одежда
Одежду для всей семьи изготавливали женщины. У мужчин костюм состоял из рубахи, штанов, безрукавки, в холодную погоду надевался кафтан. Грудь и манжеты рубашки украшались вышивкой. Штаны шили из холста летом, зимой — из сукна. Они были однотонными, а также в полоску или в клетку. Безрукавку делали из такого же материала, как и штаны. Праздничный вариант отделывали тесьмой, растительными орнаментами. Кафтаны шили длиной до колен, приталенными, полочки и воротник обрабатывали бейкой. Зимняя одежда изготавливалась из меха овцы. Летом мужчины носили соломенные шляпы, зимой — шапки из овчины. У крестьян обувью служили лапти, кожаные поршни.
Женский костюм имел такие детали:
Женский национальный наряд состоит из блузки-туники с широкими рукавами. Полочки и рукава расшивают цветами, веточками, украшают кружевом, шитьем. Литовские искусницы использовали цветные нитки, вышивая гладью или крестом. Юбки кроили широкими, длиной почти до пола, у пояса собрали в сборку. Девушки надевали по несколько юбок одновременно: под верхнюю 3-4 нижних. Использовали ткани с орнаментом, полосатые, клетчатые. Фартук также был цветным или расшитым цветами. Короткий цветной жилет носили на праздники, он выполнял декоративную функцию. Юбка подпоясывалась многоцветным поясом, плетеным или тканым. Концы отделывали бахромой. Замужние женщины покрывали голову чепцом или платком. Молодые девушки надевали венок, украшенный цветами, лентами, тесьмой. Наряд дополнялся коралловыми, янтарными бусами.
Литовской кухне присущи славянские черты. Она имеет много общего с кухнями соседних стран, а также российской. На ее особенности оказали влияние местоположение страны, климат. Современная литовская кухня характеризуется простыми рецептами, обилием муки и крахмала, небольшим содержанием специй. В рационе литовцев много овощей, молочных продуктов, а также ягод, грибов. Популярным гарниром является картофель. Из него делают множество блюд типа запеканок, клецек, оладий, блинов. Распространены такие супы, как борщ, свекольник, щи, грибница. Из мяса применяется свинина, иногда баранина. На столах литовцев популярна кровяная колбаса, вареники, пельмени. Другие интересные блюда национальной кухни:
Из напитков литовцы любят квас, травяные чаи, кофе. Популярные алкогольные напитки: пиво, медовуха, Зубровка — водка, настоянная на травах, крупникас — ликер с добавлением меда, специй.
Характер
Литовцы слывут аккуратной, бережливой нацией с рациональным мышлением. Они проявляют сдержанность в разговоре и манерах. Агрессивность им не свойственна. При этом они любители поспорить, когда находится предмет для этого, будут долго отстаивать свою точку зрения. Эти люди высоко ценят себя, являются патриотами своей страны. Они могут обидеться, если кто-то перепутает их с латышами или эстонцами. Жители Литвы характеризуются ответственностью, на работе они учтивы и сосредоточены. Не зазорным считается доложить начальнику о проступке сослуживца.
Несмотря на такие особенности, литовцы веселы и общительны, легко знакомятся, поддерживают разговор. Они обожают песни, пляски, во время народных гуляний танцуют на улице. Представители этого народа отличаются жизнелюбием и романтичностью среди других прибалтийских стран. К русским туристам они относятся с большой доброжелательностью. Многие из них разговаривают на русском языке или хотя бы понимают его, поэтому общаться с ними легко и приятно.