Лицензия фстэк что это такое
Как получить лицензию ФСТЭК?
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязывает организации получать лицензию ФСТЭК России на оказание услуг в области технической защиты конфиденциальной информации. Для этого необходимо подготовить обширный пакет документов и выполнить ряд требований. Что следует принять во внимание, чтобы лицензирование прошло максимально безболезненно и эффективно?
Какие документы требуются для получения лицензии ФСТЭК?
Процесс лицензирования подробно описан в Постановлении Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». В документе детально указано, какие документы в каком виде и порядке требуется представлять лицензирующему органу (ЛО).
На бумаге все выглядит достаточно просто.
Однако в реальности все сложнее. Лицензирующий орган один на всю страну, и находится он в Москве, рассмотрением заявлений занимаются несколько человек, а число организаций, желающих получить лицензию, растет с каждым годом. По телефону задавать вопросы можно, для этого дается два часа два раза в неделю, не более пяти минут на один сеанс связи, много выяснить не получится. Все это означает, что в считанные дни и даже недели провести лицензирование практически невозможно, особенно если есть недопонимания в правилах лицензирования или затруднения с выполнением хотя бы одного из требований. Кроме того, по некоторым видам услуг один только перечень правовых актов, которые должны быть приложены к заявлению, может состоять из 15 страниц.
К заявлению на получение лицензии необходимо приложить:
Те, кто впервые получает лицензию, должны представить нотариально заверенные учредительные документы организации.
Камни преткновения
Во время работ по лицензированию организации сталкиваются с тремя основными сложностями:
Комплекс услуг по подготовке организаций к лицензированию ФСТЭК
Лайфхак по успешному лицензированию
Для того чтобы получить лицензию, а затем успешно проходить в случае необходимости плановые проверки ФСТЭК на соблюдение требований, предлагаем учесть ряд моментов:
Первичное получение лицензии и плановая проверка: отличия
Когда соискатель впервые получает лицензию, то связь с лицензирующим органом дистанционная: стороны обмениваются документами и общаются по телефону. Никаких личных визитов контролирующие органы соискателю не наносят.
Плановая проверка может проводиться через три года после получения лицензии. В этом случае представители ФСТЭК изучают, существуют ли в реальности кадры, помещения, оборудование и ПО, которые были заявлены при получении лицензии. В том числе проводится оценка знаний и компетенций кадров, заявленных в документах на получение лицензии. Проверяющие могут запросить перечень аттестатов, которые выдала аттестующая организация (в случае если такой виде деятельности есть в лицензии), а также перечень клиентов, которым выданы эти аттестаты. Таким образом контролирующие органы удостоверяются, действительно ли аттестующая организация оказала эти услуги и насколько они качественные.
Возможна также внеплановая проверка, которая проводится в любое время по заявлению граждан, юридических лиц, прокуратуры или по решению суда.
Работы по лицензированию: цена вопроса
С 1 января 2015 года госпошлина за первичное получение лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации составляет 7 500 рублей, за продление — 3 500 рублей. Это неизбежные расходы и наименее затратная часть работ.
В соответствии с требованиями регламента по лицензированию необходимо провести аттестации и разработку документов по аттестации защищаемого помещения и автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации. Эти услуги оказывают лицензиаты ФСТЭК, например представители проекта Контур.Безопасность.
В комплекс услуг входят:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Лицензия ФСТЭК России: почему большинству компаний она не нужна
В России в некоторых случаях нужно получать лицензии ФСТЭК на разработку программного обеспечения и технических средств для защиты персональных данных. Разбираемся, что это за документы и почему вам они, скорее всего, не нужны.
Что именно лицензирует ФСТЭК
ФСТЭК — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. У этой службы много обязанностей, одна из которых — контроль защиты персональных данных и гостайны.
Юридические требования к защите данных прописаны в 152-ФЗ, а вот технические устанавливает именно ФСТЭК в своих приказах и инструкциях. И именно ФСТЭК проверяет, соблюдают ли компании эти технические требования, в том числе выдает следующие документы:
Лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации. Разрешает компании оказывать услуги по хранению персональных данных других организаций, устанавливать и настраивать оборудование и программы, предназначенные для защиты данных. Например, компания с такой лицензией может построить защищенное облако или помочь другой компании организовать защищенную инфраструктуру.
У VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации
Лицензия на разработку средств защиты конфиденциальной информации. Разрешает компании разрабатывать ПО и технические средства для защиты информации: антивирусы, межсетевые экраны и другие.
Лицензия на разработку средств защиты у VK Cloud Solutions (бывш. MCS) тоже есть
Лицензия на охрану гостайны. Разрешает компании хранить сведения, которые относятся к государственной тайне, а также разрабатывать средства для их защиты.
Кому нужна лицензия ФСТЭК
Этот документ нужен только IT-компаниям, которые:
Если компания просто хранит персональные данные клиентов и сотрудников, лицензия ей не нужна — это подтверждается специальным разъяснением ФСТЭК. То есть ФСТЭК не выдает никакой лицензии на обработку персональных данных, потому что она для этой деятельности не требуется.
Если компания разрабатывает ПО, не связанное с защитой информации, о получении лицензии ФСТЭК думать тоже не надо.
Чем лицензия отличается от аттестата и сертификата ФСТЭК
Кроме лицензий ФСТЭК выдает еще аттестаты и сертификаты. Сравним эти три документа, чтобы понять отличия:
Получается, что если организации нужна лицензия ФСТЭК, в будущем ей наверняка понадобятся сертификаты на разработанные продукты. А аттестат может понадобиться любой организации, но обычно нужен только крупным компаниям, которые хранят много разных персональных данных.
Сертификация и аттестация ФСТЭК: разбираемся, что нужно компаниям по 152-ФЗ
Закон о персональных данных нужно соблюдать всем, кто хранит и обрабатывает данные сотрудников и клиентов. В самом законе нет технических требований к программному обеспечению и IT-системам — технические требования устанавливают приказы ФСТЭК. Расскажем, кому и зачем нужны сертификация и аттестация ФСТЭК.
Сертификат и аттестат ФСТЭК
Приказ №21 ФСТЭК России — Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, устанавливает технические требования по защите персональных данных. Он определяет, насколько конкретные программы и IT-системы соответствуют 152-ФЗ.
Для подтверждения соответствия у ФСТЭК есть два документа: сертификат и аттестат. Давайте разберемся, чем они отличаются, когда выдаются и кому нужны.
Сертификат ФСТЭК: что это такое и для чего нужен
Возьмем компанию — разработчика программного обеспечения, и представим, что она разработала свой антивирус и хочет продавать его организациям, которые работают с персональными данными. Для этого нужно доказать, что этот антивирус безопасен и соответствует требованиям 152-ФЗ.
В России проверку на соответствие 152-ФЗ проводит ФСТЭК. Чтобы доказать безопасность нового антивируса, компании нужно получить на него сертификат ФСТЭК. Для этого нужно обратиться в представительство службы, после чего начинается долгий и сложный процесс сертификации: программу изучают, тестируют, проверяют на уязвимости и наличие недекларируемых возможностей.
Зачем нужна сертификация ФСТЭК
Если антивирус пройдет проверку, компания получит на него сертификат ФСТЭК. И разработчик ПО сможет гарантировать, что его антивирус безопасен и соответствует техническим требования ФСТЭК.
Так выглядит сертификат ФСТЭК
Получается, что сертификат соответствия ФСТЭК нужно получать, если вы разрабатываете средства защиты, например антивирусные программы, межсетевые экраны и так далее. То есть он нужен только разработчикам ПО, которые хотят подтвердить безопасность своих программ и предлагать их компаниям для защиты персональных данных.
На сайте ФСТЭК есть реестр, в который включены все сертифицированные системы защиты. Любой может зайти и проверить, прошла ли программа сертификацию. Например, сертификат ФСТЭК есть у антивируса от «Лаборатории Касперского».
Кому и зачем нужна аттестация ФСТЭК
Сертификат соответствия по требованиям безопасности информации выдают только на сами средства защиты, например антивирусные системы. Однако кроме средств защиты, ФСТЭК проверяет и IT-системы, в которых хранятся персональные данные: серверы и сети компаний или облачные хранилища. Такая процедура проверки называется не сертификацией, а аттестацией.
Аттестация по требованиям ФСТЭК нужна не всем компаниям. Вы можете не проходить аттестацию, если:
Если вы храните другие персональные данные, например, биометрические — характеризующие биологические и физиологические данные человека и позволяющие по ним установить его личность, то обязаны обеспечивать уже третий уровень защищенности. И систему, в которой вы храните такие данные, нужно аттестовать в органах аттестации ФСТЭК.
Процесс аттестации немного проще, чем процесс сертификации. Для аттестации у ФСТЭК есть четкий порядок и требования, которые нужно соблюсти. Также пройти аттестацию проще, если использовать средства защиты информации с сертификатом ФСТЭК России.
Так выглядит аттестат ФСТЭК
Получается, что для работы любой компании нужен не сертификат, а аттестат ФСТЭК. А сертификаты должны быть у программного обеспечения, которое вы используете, но о сертификации должны позаботиться производители этого ПО.
У облака VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть аттестат безопасности ФСТЭК. В публичном облаке VK можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.
Сведения о государственных функциях (услугах), исполняемых (предоставляемых) ФСТЭК России, и порядке их исполнения (предоставления)
Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации
ФСТЭК России информирует:
пройти лицензионные процедуры и получить лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации возможно собственными силами. Подробнее
Государственная функция по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации исполняется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1);
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, N 30, ст. 3616);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1746);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;
Иными нормативными правовыми актами, нормативно-методическими и методическими документами, регламентирующими деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1);
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, N 30, ст. 3616);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140);
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»
«Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации» 2002 г.
«Сборник временных методик оценки защищенности конфиденциальной информации» 2002 г.
Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации является государственной функцией, исполняемой ФСТЭК России (1 управлением ФСТЭК России) и представляет собой:
— мероприятия, связанные с предоставлением лицензий на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
— переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
— приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;
— возобновление или прекращение действия лицензий;
— контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;
— ведение реестров лицензий;
— предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации предоставляется сроком на 5 лет.
Лицензионными требованиями и условиями являются:
— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
— наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;
— использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;
— наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным ФСТЭК России.
Административные процедуры по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по ТЗКИ:
информирование по процедурам исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации:
Информация по процедурам исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте ФСТЭК России ( www.fstec.ru )
Место нахождения ФСТЭК России: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: ул. Старая Басманная, д. 17, Москва, 105066, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Место нахождения экспедиции: г. Москва, Большой Козловский пер., д. 6, 4-ый ОФПС.
Часы работы экспедиции:
Телефон справочной службы экспедиции: (495) 604-33-18.
Телефон справочной службы структурного подразделения ФСТЭК России: (495) 632-14-48, (495) 693-68-68.
Консультации по процедурам исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации могут предоставляться:
— в письменной форме;
При консультировании по письменным обращениям ответ направляется почтовым отправлением по адресу, указанному в обращении, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в ФСТЭК России. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен директором ФСТЭК России или его заместителем, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием об этом автора обращения и указанием причин продления.
При консультировании по телефону должностные лица
ФСТЭК России предоставляют следующую информацию:
— о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства ФСТЭК России заявления по вопросам лицензирования;
— о принятии решения по конкретному заявлению по вопросам лицензирования;
— о нормативных правовых актах по вопросам лицензирования (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
— о необходимых документах для получения лицензии;
— о размещении на Сайте информации из реестра лицензий, а также справочных материалов по вопросам лицензирования;
— о фамилии, имени, отчестве ответственного исполнителя по рассмотрению заявления о предоставлении (переоформлении, продлении срока действия) лицензии и прилагаемых к нему документов.
прием и рассмотрение заявления:
Основанием для начала исполнения ФСТЭК России государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации является получение от соискателя лицензии заявления и документов, указанных в подпункте 9.2 Административного регламента.
В заявлении указывается:
— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
— фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
— идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, а также адрес налогового органа;
— лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
— (исключен в соответствии с приказом от 30 сентября 2011 г. N 515);
— копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов по защите информации (дипломов, удостоверений, свидетельств);
— копии правоустанавливающих документов на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— копии аттестатов соответствия защищаемых помещений требованиям безопасности информации;
— копии технического паспорта автоматизированной системы с приложениями, акта классификации автоматизированной системы по требованиям безопасности информации, плана размещения основных и вспомогательных технических средств и систем, аттестата соответствия автоматизированной системы требованиям безопасности информации или сертификата соответствия автоматизированной системы требованиям безопасности информации, а также перечень защищаемых в автоматизированных системах ресурсов с документальным подтверждением степени конфиденциальности каждого ресурса, описание технологического процесса обработки информации в автоматизированной системе;
— копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;
— сведения о наличии производственного и контрольно-измерительного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с приложением копий документов о поверке контрольно-измерительного оборудования;
— сведения об имеющихся у соискателя лицензии нормативных правовых актах, нормативно-методических и методических документах по вопросам технической защиты информации.
Государственная пошлина за предоставление лицензии, за продление срока действия лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины и внесения платы за предоставление сведений из реестра лицензий размещаются на Сайте.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в ФСТЭК России регистрируются и принимаются должностным лицом по описи, копия которой с отметкой о дате регистрации указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
После регистрации заявление и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней передаются в установленном порядке в отдел лицензирования 2 управления ФСТЭК России (далее – отдел лицензирования).
Начальник отдела лицензирования в течение одного дня с момента поступления документов назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя сообщаются соискателю лицензии по его письменному (устному) обращению.
Ответственный исполнитель в течение 5 дней осуществляет проверку полноты и достоверности сведений.
Проверка полноты заключается в проведении проверки соответствия представленных сведений и документов сведениям и документам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» и приложениями N 1 и N 2 к Административному регламенту.
Проверка достоверности проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в представленном соискателем лицензии заявлении, сведениям, полученным ФСТЭК России из федеральных органов исполнительной власти по каналам межведомственного электронного взаимодействия.
В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», или в составе представленных документов (сведений) отсутствуют документы (сведения), предусмотренные подпунктом 9.2 Административного регламента, соискателю лицензии в срок, не превышающий 15 дней, направляется (вручается) уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления недостающих документов (сведений).
проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий:
После окончания проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в предоставленных соискателем лицензии заявлении и документах, отделом лицензирования проводится проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, указанных в пункте 5 Административного регламента, в срок до истечения 40 дней со дня окончания проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии.
Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится путем анализа содержания представленных документов (сведений) и их соответствия требованиям нормативных и методических документов по технической защите конфиденциальной информации.
По результатам проверки в течение одного рабочего дня составляется Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, содержащий выводы о возможности предоставления (об отказе в предоставлении) лицензии по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту. Акт в установленном порядке представляется на утверждение начальнику 2 управления ФСТЭК России.
принятие решения о предоставлении лицензии:
Должностное лицо ФСТЭК России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В случае положительного решения ответственный исполнитель отдела лицензирования готовит проект приказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и проект документа, подтверждающего наличие лицензии, которые вместе с заявлением и приложенными к нему документами представляются на правовую экспертизу в юридическую службу ФСТЭК России.
Правовая экспертиза проводится в срок не более 3 дней. Согласованные и прошедшие правовую экспертизу проекты приказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и документа, подтверждающего наличие лицензии, представляются на подпись директору ФСТЭК России либо в соответствии с решением директора ФСТЭК России одному из его заместителей. Ответственным исполнителем оформляется уведомление о предоставлении лицензии по форме согласно приложению N 5 к Административному регламенту, которое направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.
В случае отрицательного решения ответственный исполнитель готовит уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа явилась невозможность выполнения соискателем указанных требований и условий. Уведомление оформляется по форме согласно приложению N 6 к Административному регламенту и направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:
— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
выдача документа, подтверждающего наличие лицензии:
Выдача документов, подтверждающих наличие лицензий, производится начальником 1 управления ФСТЭК России (в случае его отсутствия – заместителем начальника 1 управления или уполномоченным должностным лицом 1 управления) по вторникам и четвергам в 14.00 по адресу: ул. Старая Басманная, дом 17, г. Москва.
Заявка на получение документа, подтверждающего наличие лицензии, подается по тел. (499) 263-30-57, 263-32-45 (отдел лицензирования) до 15.00 понедельника – для получения документа во вторник, и до 15.00 среды – для получения документа в четверг.
выдача дубликата и копий документа, подтверждающего наличие лицензии:
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение его дубликата. Лицензиат имеет право на получение заверенных ФСТЭК России копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Заявление о предоставлении дубликата (копии) документа о предоставлении лицензии оформляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Административному регламенту.
Дубликат или копия документа, подтверждающего наличие лицензии, предоставляются лицензиату в течение 10 дней с даты получения ФСТЭК России заявления. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой «дубликат» в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) лицензиату, другой хранится в лицензионном деле.
продление срока действия лицензии:
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, оформленному по форме, указанной в приложениях N 9 и N 10 к Административному регламенту, с приложением документов, предусмотренных подпунктом 9.2 Административного регламента, в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Указанные заявление и документы должны поступить в ФСТЭК России не позднее, чем за 10 дней до окончания срока действия лицензии.
Уведомление о продлении срока действия лицензии оформляется по форме согласно приложению N 11 к Административному регламенту и направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии:
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, по форме, указанной в приложениях N 12 и N 13 к Административному регламенту.
В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в ФСТЭК России не позднее, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.
В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности их правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется ФСТЭК России в течение 10 дней со дня получения заявления. Уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется по форме согласно приложению N 14 к Административному регламенту и направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.
В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, не производится при отсутствии оснований для переоформления, указанных в подпункте 18.1 настоящего Административного регламента.
Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с указанием причин отказа оформляется по форме, указанной в приложении N 15 к Административному регламенту, и направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме.
контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий:
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в пункте 5 Административного регламента, осуществляется ФСТЭК России в ходе плановых и внеплановых проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом плановой проверки является соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий в процессе осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может быть проведена не чаще одного раза в три года.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана осуществления центральным аппаратом ФСТЭК России и управлениями ФСТЭК России по федеральным округам контроля за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – ежегодный план), являющегося составной частью общего плана осуществления проверочных мероприятий ФСТЭК России, утверждаемого директором ФСТЭК России.
В ежегодном плане указываются следующие сведения:
— наименования лицензиатов-юридических лиц, фамилии, имена, отчества лицензиатов-индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановой проверке;
— цель и основание проведения каждой плановой проверки;
— дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
— наименование структурного подразделения центрального аппарата ФСТЭК России или управления ФСТЭК России по федеральному округу, осуществляющих конкретную плановую проверку.
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
— государственной регистрации лицензиата;
— окончания проведения последней плановой проверки лицензиата.
Плановая проверка проводится в форме:
О проведении плановой проверки лицензиат уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
— истечение срока исполнения ранее выданного лицензиату предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований и условий;
— поступление в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства;
б) причинение вреда безопасности государства.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме:
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте «б» пункта 19.5, лицензиат уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности лицензиата причинен или причиняется вред безопасности государства предварительное уведомление лицензиата о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им лицензионных требований и условий, исполнением предписаний ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу).
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения лицензиата-юридического лица, месту осуществления деятельности лицензиата-индивидуального предпринимателя и (или) месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) документах лицензиата;
— оценить соответствие деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
При проведении проверки уполномоченные лица ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) не вправе: (см. п. 19.12. Регламента).
При проведении проверки уполномоченные лица ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) обязаны: (см. п. 19.17. Регламента).
В случае выявления в результате проверки нарушений лицензионных требований и условий соответствующее должностное лицо ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) обязано:
— выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения по форме согласно приложению N 16 к Административному регламенту;
— принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда безопасности государства, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
приостановление, возобновление действия лицензии и аннулирование лицензии:
Приостановление действия лицензии осуществляется ФСТЭК России в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 5 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий является невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «в»-«д» пункта 5 Административного регламента.
При выявлении у лицензиата в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований и условий ФСТЭК России направляет соответствующие материалы в суд для решения вопроса о приостановлении деятельности лицензиата.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий ФСТЭК России в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом ФСТЭК России, и уведомляет об этом лицензиата в письменной форме согласно приложению N 17 к Административному регламенту.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме ФСТЭК России об устранении им нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, в срок не позднее 30 дней со дня устранения нарушений.
ФСТЭК России проводит проверку устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, в соответствии с правилами, установленными п.19 Административного регламента.
Действие лицензии возобновляется на основании приказа ФСТЭК России со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, о чем лицензиату направляется соответствующее письменное уведомление по форме согласно приложению N 18 к Административному регламенту.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, ФСТЭК России обязана обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В этом случае лицензиату направляется в письменной форме уведомление о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии согласно приложению N 19 к Административному регламенту.
Лицензия аннулируется решением суда.
Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия ФСТЭК России решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в ФСТЭК России письменного заявления лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Прекращение действия лицензии оформляется приказом ФСТЭК России. Уведомление о прекращении действия (аннулировании) лицензии направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) по форме согласно приложениям N 20 и N 21 к Административному регламенту.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ведение реестра лицензий:
ФСТЭК России вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия ФСТЭК России решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Соответствующие записи в реестр лицензий вносятся ответственным исполнителем.
Информация, относящаяся к лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, установленная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на Сайте в течение 30 дней с даты:
— официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
— принятия решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия;
— получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
— вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Доступ к указанной информации является свободным и безвозмездным.
предоставление информации из реестра лицензий:
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах по форме согласно приложениям N 22 и N 23 к Административному регламенту предоставляется юридическому (физическому) лицу на основании письменного заявления по форме согласно приложению N 24 к Административному регламенту и документа о внесении платы за предоставление указанной информации в размере 10 рублей в течение трех дней со дня поступления в ФСТЭК России заявления и документа о внесении платы.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Результаты исполнения государственной функции:
Результатами исполнения государственной функции являются:
— осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— принятие мер административного воздействия к нарушителям лицензионных требований и условий;
— предоставление, переоформление лицензий в установленном порядке;
— продление срока действия лицензий в установленном порядке;
— приостановление действия лицензий в установленном порядке;
— возобновление действия лицензий в установленном порядке;
— прекращение действия лицензий в установленном порядке;
— аннулирование лицензий в установленном порядке;
— формирование и ведение реестра лицензий.
Запрос документов (содержащихся в них сведений) в рамках межведомственного электронного взаимодействия:
В случае если в представленных заявителем документах отсутствуют документы, указанные в пунктах ….. Регламента, ответственный исполнитель подготавливает и передает сотруднику Управления, ответственному за осуществление межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственной услуги (далее – ответственный за межведомственное взаимодействие), сведения о заявителе, необходимые для формирования запроса в федеральный орган исполнительной власти, в распоряжении которого такие документы (содержащиеся в них сведения) находятся.
Ответственный за межведомственное взаимодействие в срок, не превышающий 2 рабочих дней, формирует и направляет по электронным каналам взаимодействия запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на предоставление указанных документов (содержащихся в них сведений).
Ответственный за межведомственное взаимодействие передает полученные по электронным каналам взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения) ответственному исполнителю в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
В случае самостоятельного представления заявителем указанных в пунктах ….. Регламента документов, копии данных документов или содержащиеся в них сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия не запрашиваются.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФСТЭК России и решений, принятых (осуществленных) ими в ходе исполнения государственной функции:
Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обратиться с запросом (жалобой) на действия (бездействие) и решения должностных лиц, исполняющих государственную функцию, к директору ФСТЭК России или заместителю директора ФСТЭК России (в соответствии с распределением обязанностей). При этом запрос (жалоба) подается в письменной форме.
Рассмотрение запроса (жалобы) осуществляется в срок до 30 дней с момента поступления запроса (жалобы) в ФСТЭК России.
По результатам рассмотрения запроса (жалобы) направляется ответ в письменной форме.
Действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы и в судебном порядке.