Лицеприятие что это в православии

Не взирая на лица

Мы живем в мире, в котором нас окружают разные люди. Некоторых мы уважаем за ум, образование, богатство, влияние, умение решать вопросы. К другим относимся без уважения и любви: они ничего собой не представляют, не могут нам что-то дать.
Такие отношения — это грех лицеприятия.

Лицеприятие — человекоугодничество, когда предпочитаешь одного другому в зависимости от личной выгоды; и в то же время это унижение людей по своим личным соображениям, своему выбору, суждению, оценкам.

Заискивание перед людьми

Такое отношение можно наблюдать в семье — «любимый-нелюбимый» ребенок, на работе — «начальник-подчиненный», в обществе — «бедняк-богач».

В основе предвзятости лежит некая выгода и тщеславие. Мы ищем славы от людей, наделенных властью, их особого одобрения; боимся бесславия и того, как нас оценят люди. Лицеприятие — не боязнь Бога, а трепет перед значимыми людьми. Мнение окружающих становится важнее законов Божьих. Человек боится того, что о нем другие скажут, особенно сильные и авторитетные.

В каждом есть доля самомнения, гордости; каждый считает, что он достоин особой участи, особого уважения, особого отношения; каждый жаждет одобрения и почитания.

Сказано «возлюби», но из-за греха лицеприятия мы мало кого можем возлюбить. Все судим и оцениваем, пытаемся окружить себя людьми важными, нужными.

Перед Богом все равны

Но всегда важнее человеческих отношений — наши отношения с Богом, а перед Ним мы все равны. Апостол Павел писал: «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11). Он один судит справедливо, по истине. Для Него нет различий между богатым и бедным, ученым и необразованным, популярным и не очень…

У Бога нет любимчиков и привилегированных. Бог против лицеприятия: «Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его» (Иов.34:19). «Но если проявляете лицеприятие, то совершаете грех, ибо закон обличает вас как преступников» (Иак.2:9).

Что лежит в основе лицеприятия

Обычно спортсмен уважает другого спортсмена за достижения; творческий человек уважает другого за написанную музыку, картину, книгу; человек богатый уважает другого богача по причине его капиталов; женщина-домохозяйка оценивает человека по тому, насколько чисто вымыт пол в его квартире, как блестят окна. И даже если перед ней будет стоять Александр Сергеевич Пушкин, она может осудить того за плохо вымытую тарелку. То есть люди судят окружающих по своим стандартам и разумению и таким образом берут на себя функцию Бога.

Лицеприятие тесно связано с осуждением и оценочным восприятием. Мы судим тех, кто не вписывается в наши представления, кто отличен от нас. Мы судим тех, кого не понимаем, чье поведение, или даже внешний вид, не отражает нашей якобы правильной позиции.

Собственному эго очень трудно смириться с тем, что другой человек, не подходящий под твои стандарты, столь же ценен, как и ты, то есть имеет право на уважение, любовь, приятие.

Заискивая перед богатым, человек надеется получить от него какие-либо блага, чем-то у него воспользоваться, что-то попросить.

Иногда с большой гордостью кто-нибудь заявляет: «Мой брат у премьер-министра в помощниках служит!» А ведь ценность человека — не в связях с сильными мира сего, а в отношениях с Богом. Почему-то мы мало полагаемся на Бога, надеясь больше на помощь от людей.

Человек надеется, что о нем скажут хорошо, если увидят с известной личностью; считает, что знакомство или дружба с нею поднимет его в глазах окружающих.

Но вспомните, что о себе говорит Апостол Павел: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3-4).

Посеем – пожнем

Неравноценное, несправедливое, лицеприятное отношение к людям есть большой грех, противоречащий Божьим заповедям. Господь создал всех людей по Своему образу и подобию. Все мы — Его любимые дети и все равны перед ним. Бог всегда смотрит на сердце, а мы, не видя сердца человека, как можем судить его? «Смотрите не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

Нет вообще никаких оснований быть лицеприятными, так как мы одинаково грешны перед Богом, мы потомки Адама и Евы, у нас одни прародители, один на всех первородный грех.

Если же поступаем плохо по отношению к человеку — не по любви, с высокомерием, то Бог обязательно даст нам пережить такие же чувства, какие пережил тот, с кем мы плохо поступили. Мы так же почувствуем боль, унижение, страдание: «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него (ред. Бога) нет лицеприятия» (Кол.3:25).

Иисус Христос и лицеприятие

Правосудие Бога всегда нелицеприятно, Его закон распространяется на всех. Бог отдал своего Сына за искупление наших грехов. Без этой искупительной жертвы невозможно спасение: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф.2:4-5). Мы стали живы духовно, приняв Иисуса Христа в сердце.

У Христа не было лицеприятия, Он — самый яркий пример равного отношения к людям. Он относился и к бедным, и к богатым, и к родственникам, и к друзьям, и к врагам, и к грешникам, и к пророкам с одинаковой любовью. Христос даже Иуду, о котором знал, что тот предатель, не гнал. Такое отношение Христа к людям снискало к Нему любовь окружающих, и даже высокомерный Понтий Пилат заметил, что Христос — необыкновенный.

Поэтому, беря пример с Христа, давайте строить отношения с людьми на основе нелицеприятной принципиальности и любви!

Библия говорит

* «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Римлянам 2:11)

* «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими, и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Ефесянам 6:9)

* «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колосянам 3:25)

* «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде» (Притчи Соломона 18:5)

* «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Левит 19:15)

* «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Матфея 7:24)

* «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте, не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Второзаконие 1:17)

* «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; «Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:17)

* «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деяния 10:34,35)

Источник

Лицеприятие что это в православии

Весьма распространенными в различных сферах человеческой деятельности видами активного соучастия в неправедных делах являются лицеприятие (т. е. человекоугодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть, и пристрастное отношение к чему-либо или кому-либо) и лицемерие (т. е. прикрытие истинных мотивов своего поведения, или своей неискренности и злонамеренности, притворной чистосердечностью, добродетелью, доброжелательностью и т. д.) *.

___________________________________
* ВОТ ЧТО, В ЧАСТНОСТИ, ГОВОРИТСЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ О ЛИЦЕПРИЯТИИ И ЛИЦЕМЕРИИ: «не угождай лицу великого» (Лев. 19: 15); «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор. 1: 17); «Итак … действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19: 7); «…а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее» (Езд. 4: 39); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов. 27: 8); «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс. 81: 1, 1); «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Прит. 28: 21); «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 19); «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6: 5); «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян. 10: 34); «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9); «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1: 22); «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16); «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 11); «Бог не взирает на лице человека (Гал. 2: 6)»; «над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6: 9); «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол. 3: 25); «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1 Фес. 2: 5).
____________________________________

Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага — превосходит желание получать от Бога блага небесные, а надежда на них — превосходит надежду на Бога и веру в Него. Однако хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7) **.
_________________________________
** Приведем и другие цитаты по данному вопросу: «чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него» (Цар. 22: 31); «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26: 14); «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117: 8, 9); «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения … Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145: 3, 5); «надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя, тот глуп» (Прит. 28: 25-26); «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2: 22).
__________________________________

Кроме того, и в Новом Завете ясно сказано, что лицеприятие является грехом: «если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4).

ТАКЖЕ ОТМЕТИМ, ЧТО ЛИЦЕПРИЯТИЕ ВСЕГДА И ЛИЦЕМЕРНО, А ОДИН ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВИДОВ ЛИЦЕПРИЯТИЯ — ЛЕСТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ТРОЙНЫМ ГРЕХОМ:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве или лжи, изобретателем которых является дьявол ***;
● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя ****, ввести в соблазн (искушение)*****, или подтолкнуть к греху******, того, кому предназначена лесть;
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству (лжи) льстеца, воспринял лесть, как истину и впал в соблазн*******.

___________________________________
*** А) Дьявол при соблазнении Евы использовал весьма хитрое изобретение — ЛУКАВСТВО — ПОЛУЛОЖЬ, ИЛИ ПОЛУПРАВДУ. Правда заключалась в том, что прародители, в соответствии с (Быт. 3: 22), стали знать добро и зло. Ложь же заключалась в словах, что они при этом не умрут (Быт. 3: 4). Иными словами, дьявол, прикинувшись доброжелателем и используя свое коварное изобретение, подтолкнул прародителей на путь греха и смерти. Здесь, — как отмечает прот. Н. Иванов, — «человекоубийца притворяется человеколюбцем». Прп. Симеон Новый Богослов говорит: «диавол так делает, что, будучи врагом, принимает вид друга и, будучи тьмою, представляется светом».
Б) «Диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8: 44).

**** Лесть и корысть — связаны между собой. Ведь, как очевидно, лестью часто можно добиться определенных и немалых выгод для себя.

***** «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 6, 7).

****** Лесть способствует увеличению самомнения у людей, для которых она предназначена. А это, в свою очередь, приводит к появлению у них грехов тщеславия, гордости, славолюбия, и совершению ими поступков, обусловленных этими грехами. Именно поэтому льстецы и ответственны за все неправедные поступки, сделанные под влиянием их лести. Вообще, «низкие царедворцы, готовые все оправдать ради улыбки господина, во все времена представляют главных виновников их преступлений» (Солон, Перикл, Александр Великий // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира). С. 173).

******* «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18: 8, 9).
____________________________________

Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — ЛЕСТЬ, является весьма коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн********. Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий*********. Как сказано в Священном Писании: «…обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24: 25) и «обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).

________________________________________
******** «…сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15). «…грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5: 12). «…возмездие за грех — смерть» (Рим. 6: 23). Св. прав. Иоанн Кронштадтский сравнивает гибельное действие греха на сердце с действием моли на одежду: «Есть моль для одежды, есть и для сердца человеческого. Это — грех» (св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее
священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003. С. 206). То есть, как моль разъедает и уничтожает одежду, так и грех разъедает и умерщвляет душу.

Источник

Лицеприятие

Лицеприя́тие – (Иак 2:9) — пред­по­чте­ние одного чело­века дру­гому (одних людей другим) по при­чине при­страст­ного к нему (к ним) отно­ше­ния»

У Бога нет лице­при­я­тия

Апо­стол прямо ука­зы­вает на то, что у Бога нет лице­при­я­тия ( Рим 2:11 ). Об этом же в своей льсти­вой речи сви­де­тель­ствуют и враги Гос­пода Иисуса Христа: «Учи­тель! мы знаем, что Ты спра­вед­лив, и истинно пути Божию учишь, и не забо­тишься об уго­жде­нии кому-либо, ибо не смот­ришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? поз­во­ли­тельно ли давать подать кесарю, или нет?» ( Мф 22:16-17 ).

Лице­при­я­тие – грех

Тем, кто допус­кает в своих поступ­ках лице­при­я­тие (напри­мер, заис­ки­вает перед бога­тым и вли­я­тель­ным чело­ве­ком, игно­ри­руя бед­ного и незна­ча­щего), адре­со­вано стро­гое апо­столь­ское пре­ду­пре­жде­ние: «Если посту­па­ете с лице­при­я­тием, то грех дела­ете, и перед зако­ном ока­зы­ва­е­тесь пре­ступ­ни­ками» ( Иак 2:9 ). Апо­стол прямо гово­рит о недо­пу­сти­мо­сти лице­при­я­тия в жизни по вере: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Гос­пода славы, не взирая на лица» ( Иак 2:1 ).

Опас­ность лице­при­я­тия

Духов­ные при­чины лице­при­я­тия

Суще­ствуют не только внеш­ние и доста­точно оче­вид­ные при­чины лице­при­я­тия (такие как корысть, мало­ду­шие, тще­сла­вие и проч.), но и более глу­бо­кие (напри­мер, недо­ста­ток любви, ослаб­ле­ние в вере). Среди послед­них выде­ля­ется потеря остроты духов­ного зрения. Сщмч. Игна­тий Бого­но­сец под­чер­ки­вает, что мы при­званы «не по плоти взи­рать на ближ­него, но во Христе любить друг друга» (Сщмч. Игна­тий Бого­но­сец. Посла­ние к маг­не­зий­цам. 62). «Взи­рать по плоти» про­ти­во­по­ложно под­лин­ному духов­ному зрению, кото­рое всегда во Христе.

В отли­чие от чело­века, кото­рому не так часто открыт внут­рен­ний мир ближ­него и кото­рый нико­гда не может пол­но­стью поло­житься на свое духов­ное зрение, Бог – един­ствен­ный Серд­це­ве­дец, зна­ю­щий о каждом всю пол­ноту правды. Яркое сви­де­тель­ство об этом есть еще в Ветхом Завете: «не смотри на вид его и на высоту роста его… ибо чело­век смот­рит на лице, а Гос­подь смот­рит на сердце ( 1Цар. 16:7 )».

Как избе­жать лице­при­я­тия

При­ме­ча­ния:

1 Слово 93. О том, чтобы не отно­ситься с лице­при­я­тием // пре­по­доб­ный Антиох Пале­стин­ский. Все­объ­ем­лю­щее собра­ние (Пан­декты) Бого­дух­но­вен­ных Святых Писа­ний.

3 Любовь // пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский (Грен­ков). Сим­фо­ния по тво­ре­ниям пре­по­доб­ного Амвро­сия, старца Оптин­ского.

Источник

«Христианство и борьба со злом». Грех лицеприятия, лицемерия, лести и лжи


§1.
Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, или ошибочного понимания морально-нравственных и духовных аспектов борьбы со злом и действующих при этом ограничений, — представляет собой широкий спектр пассивного потакания и соучастия в неправедных делах.

Прп. Паисий Святогорец говорит: «…мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна, потому что мы делали то, что могли … Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то [разорители] обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают … Христос претерпел распятие, для того чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны. » (1).

А.С. Пушкин в своём письме П.Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…» (2).

Наряду с этим отметим и весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности такие виды активного потакания и соучастия в неправедных делах, как лицеприятие и лицемерие, о которых так много говорится в Священном Писании и святоотеческом учении [1].

Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага превосходит желание получать от Бога блага небесные; надежда на них превосходит надежду на Бога и веру в Него. При этом понятия «начальство, власть» превалируют над понятиями «совесть, заповеди Божьи, Родина».

Однако, хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7). И «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117: 8, 9)

Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь, и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4). Лицеприятие, лицемерие и лесть, — принося плоды, доставляющие греховные удовольствия, — духовно иссушают человека, направляя его на путь погибели. Ибо, «всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5: 17).

§2. Лицеприятие также может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это различные и противоположные по своим причинам понятия. Лицеприятие — всегда лицемерно, обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Нежелание человека обидеть своего ближнего, — наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих — возлюбить ближнего своего, как самого себя (Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31, 33; Лк. 10: 27). Кстати говоря, и любовь Божья, в отличие от страха Божьего — боязни наказания, — является нежеланием или боязнью человека огорчить Бога своим непослушанием, или грехом.

При этом Любовь к Богу и ближнему вовсе не следует воспринимать, как всеобщую любовь. Здесь следует отличать безграничную любовь (т. е. очень сильную любовь к кому-либо) от любви без границ (т. е. любви ко всем подряд). Последний вид любви внутренне противоречив, т. к. здесь придется полюбить одновременно и Бога, и дьявола, что, как очевидно, невозможно! [2]. Поэтому, в искаженным грехом падшем мире, не все подряд следует любить. Апостол Иоанн Богослов учит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. » (1 Ин. 2: 15).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «…Даже самое малое заигрывание “со слугами Антихриста и угождение им с какой бы то ни было благовидной целью — уже преступно и не пройдет даром. Не напрасно старая русская поговорка гласит: “Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков!” … Наше время — время исповедничества Истины, и оно требует прямолинейности, полной искренности и соответствия дел словам. А если мы будем вилять, и говоря одно, а делая другое, то очень легко соскользнем с пути исповедничества Истины на путь ее предательства.

Никакого “заигрывания” с сатаной, даже по самым “высоким” дипломатическим соображениям, у нас, христиан, быть не может. “Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме?” (2 Кор.6:14) и напрасны все попытки найти какой-то компромисс между служением Христу и Велиару. Хорошего из этого ничего не может выйти, кроме все большего и большего низвержения в бездну падения, что приведет, в конце концов, к геенне огненной, где будет всецелая власть и служение одному Велиару…» (3).

§3. Один из самых распространённых видов лицеприятия — лесть [3], является тройным грехом:

● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве и/или лжи [4], изобретателем которых является дьявол [5];

● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя [6], ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху [7], того, кому предназначена лесть;

● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству и лжи льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.

Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — лесть, является коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн. Ведь «льстивые уста готовят падение» (Прит. 26: 28) и «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8).

Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и социальный характер, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий, а «обличающий человека найдет после большей приязни, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).

§4. Ранее у нас была общепринятая несвятая «молитва»: «слава КПСС», которая была развешена в виде плакатов по всей стране. Поэтому, — для продвижения по партийной линии с целью получения власти, различных привилегий и благ, — нужно было льстиво делать вид поклонения этому псевдобогу — КПСС, и восхищения лично «дорогим генсеком».

Затем этот псевдобог был удалён и запрещён к использованию на законодательном уровне. А те, кто ранее критиковал этого псевдобога и его действия, — подвергаясь гонениям, преследованиям, лживым упрёкам, и кого именовали отщепенцами, провокаторами, изгоями, непатриотами и пр., — стали называться борцами за свободу и справедливость, правозащитниками, истинными патриотами, героями. Имена некоторых из них даже были присвоены различным территориям, как в России, так и за рубежом. Так, например, имя А.Д. Сахарова только в России носят около 60 проспектов, площадей и улиц. Его именем также названы и зарубежные площади, проспекты, школа, мост, бульвары, улицы. А много ли было названо именами его основных гонителей и приблудных льстецов этих гонителей, которым было всё равно кого гнать, кому прислуживать — лишь бы получать за это сытный и вкусный корм?!

Вообще, лесть широко распространена в различных сферах деятельности человека. Но иногда она принимает столь гипертрофированные формы, что не только не приносит пользы объекту подхалимства, а, наоборот, может даже нанести вред его имиджу! Это, так называемая, медвежья услуга! И здесь количество восхваления может оказаться совсем не пропорциональной ожидаемому количеству получения материальных благ!

Но что не сделает льстец ради попытки легко увеличить степень собственного материального благополучия в обмен на уменьшение собственного духовного достоинства!
Поэтому степень лести всегда пропорциональна степени духовного невежества, или духовного падения, или духовной деградации!

И святой апостол Петр «отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34, 35). И святой апостол Павел призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 22-25). Ибо, «блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105: 3) и «блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5: 5).

1. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 1. Ч. 1. Ответственность Любви. 1. Равнодушное поколение.

2. Ст. «Пушкин – Чаадаеву: “Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество”». Сайт «Православие и мир». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravmir.ru/pushkin-chaa. remenit-otechestvo-ili-imet-druguyu-istoriyu/, свободный.

3. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём?

4. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

5. Прп. Симеон Новый Богослов. Слово тринадцатое.

6. Солон, Перикл, Александр Великий. // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира).

7. Михаил Пришвин. Из дневников 1930 года, 24 января. // «Отечественные записки. Журналъ Литературный, политический и учёный. 1818 – 1884, 2001 – 2018».

[1] «Итак … действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19: 7). «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов. 27: 8). «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс. 81: 1, 1). «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Прит. 28: 21). «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 19). «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6: 1-2). «Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12: 1). «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16). Свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов, – тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу» (см. «Поучения» свт. Игнатия Брянчанинова) и др.

[2] Любовь к Богу предполагает выполнение Его заповедей и стремление к спасению, поскольку Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Любовь же к дьяволу, наоборот, — означает нарушение заповедей и стремление к погибели, поскольку «диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *