Лицевой счет арестован на дебет налоговым органом что это значит
Налоговая может наложить арест на расчетный счет, собственником которого числится гражданин России или коммерческая компания. Такое решение может быть вызвано подозрительными финансовыми операциями или наличием задолженности. Аналогичные последствия ожидают предпринимателя, если он проигнорировал требования предоставить отчетные документы в контролирующие государственные органы.
Арест или блокировка налоговой службой означает, что банк перестал выполнять расходные операции по счету, кроме первоочередных платежей — перечисления налогов, заработной платы, алиментов.
Это полностью парализует работу коммерческой компании. Что делать, если счет арестовали? Как оперативно отменить наложенные санкции? Об этом читайте в нашей статье. В нестандартной ситуации рекомендуем для ускорения процесса обратиться за консультацией к опытному специалисту.
Арест счетов налоговой: возможные причины
Чаще всего налоговая служба накладывает арест на банковский счет юридических лиц, чьи финансовые операции вызвали подозрение в мошеннических действиях. Арест также может быть связан с наличием задолженности по налогам и другим штрафам у собственника банковского счета.
К крайней мере налоговый орган может прибегать, если организация не предоставила важные отчетные документы — например, годовую декларацию о доходах — что привело к неуплате налогов и появлению штрафов.
Аналогичные последствия ожидают работодателя, который не предоставил расчет по форме 6-НДФЛ и страховым взносам.
О том, что расчетный счет арестован, финансовая организация сообщает налогоплательщику по телефону, электронной почте или другим каналам связи. Но к тому времени обладатель банковского аккаунта, скорее всего, уже в курсе происходящего. ФНС (Федеральная налоговая служба) перед арестом счета всегда предварительно высылает налогоплательщику разъяснения или письмо с требованиями предоставить документы, отсутствие которых может привести к блокировке.
Неосведомленность собственника банковского аккаунта может быть связана только с тем, что он не получил уведомление от надзорных органов.
Последствия ареста налоговой банковского счета
Налоговая служба может заблокировать все или только часть денежных средств. От чего это зависит? Если решение арестовать счет было вызвано игнорированием требования о предоставлении документов, то предприниматель теряет доступ ко всем финансам.
В случае, когда заблокированный аккаунт — результат задолженности, государственные органы накладывают арест на ту сумму, которой достаточно для погашения налогов и штрафов. Если налоговая служба ограничила доступ только к части денежных средств, владелец счета может проводить любые расходные операции с оставшимися ресурсами.
Чем грозит арест счета? Любые расходные операции на заблокированном банковском профиле будут запрещены. Пока наложен арест, все банки будут вынуждены отказывать бизнесмену в открытии нового счета. Должник не сможет открыть депозит и вклад на свое имя в финансовой организации.
Что делать, если налоговая наложила арест на счет?
Для снятия ареста со счета необходимо выяснить конкретную причину блокировки и устранить ее. Узнать, в чем заключается проблема, можно по телефону или во время личного визита в налоговую службу. Другой вариант — связаться с банком, которому передается копия решения от контролирующих государственных органов. В документе должна быть отображена информация, почему аккаунт налогоплательщика арестован.
Если целью мероприятия было устранение задолженности по налогам и штрафам, то надзорные органы отменят санкции после выполнения собственником банковского профиля всех обязательств. Если предприниматель не предоставил в налоговую службу по запросу форму 6-НДФЛ или годовую декларацию, то арест снимут после передачи необходимых документов.
На снятие ареста с банковского счета требуется некоторое время. Отмена ограничений на заблокированном аккаунте оформляется в виде приказа от представителя налоговой службы.
Срок восстановления работы банковского счета зависит от причины ареста. Если налоговая превышает период, установленный законом, она несет ответственность в виде выплаты процентов.
Как ускорить снятие ареста, наложенное налоговой службой?
Заблокированный налоговой службой банковский бизнес-аккаунт буквально парализует работу юридического лица. Предприниматель начинает искать пути, как оперативно снять арест со счета. Ускорить процесс можно следующим образом:
Российское законодательство в некоторых случаях предусматривает автоматическое восстановление работоспособности арестованного счета. Речь идет о юридических лицах, которые находятся на этапе конкурсного производства, ликвидации или признаны банкротом.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Что делать, если заблокирован расчетный счет?
В некоторых случаях налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации или ИП. Чтобы продолжать вести деятельность, им необходимо как можно быстрее выяснить причину блокировки и устранить ее. Как это правильно сделать?
Причины блокировки счета
Налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет в трех случаях:
Рассмотрим каждый случай подробнее.
Блокировка расчетного счета организации или ИП по причине неисполнения требований об уплате налога
При невыполнении требований об уплате налогов (п.2 ст.76 НК РФ) инспекция имеет право заблокировать расчетный счет в пределах суммы неуплаченного налога, указанного в требовании. Причем налоговая блокирует все счета, которые есть у организации или ИП, из-за чего у них могут возникнуть некоторые проблемы.
Допустим, у компании имеется несколько счетов, на каждом из которых есть денежные средства в размере 10 000 руб. Сумма требования составляет 7 000 руб., но инспекция блокирует все счета на эту сумму. Получается, что у организации или ИП есть возможность воспользоваться по каждому счету суммой, которая превышает сумму блокировки, то есть с каждого счета снять 3 000 руб. Таким образом, происходит перекос: сумма требований — 7 000 руб., а у организации фактически заблокировали 21 000 руб. В этом случае налогоплательщик может быстро разблокировать излишне заблокированные счета, написав заявление в ИФНС с соответствующей просьбой.
Почему имеет смысл обращаться с таким заявлением? Потому что даже если налогоплательщик смог произвести платеж в текущий момент, это не означает, что налоговая инспекция в этот же день разблокирует расчетный счет. Следует иметь в виду, что процесс поступления платежей достаточно длительный, так как переводы идут через казначейство, и платежи в ИФНС могут поступать в течение трех рабочих дней. Таким образом, налоговая инспекция увидит этот платеж через 2-3 дня. А если деньги нужны прямо сегодня, то можно обратиться в ИФНС и попросить разблокировать хотя бы оставшиеся счета в текущий день.
Блокировка расчетного счета по причине несвоевременного представления декларации
Если вы вовремя не сдали декларацию, налоговая имеет право через 10 дней в течение трех лет заблокировать расчетный счет (п.3 ст.76 НК РФ). Такое действие ИФНС касается только случая с декларацией, непредставление каких-либо других отчетов не может привести к блокировке расчетного счета.
Арест расчетного счета производится полностью на всю сумму. Стоит также подчеркнуть, что блокировка счета не означает невозможность совершения налогоплательщиками каких-либо платежей. Он может совершать уплату налогов и платежи, очередность которых выше очередности налоговых платежей.
Надежный бухгалтерский аутсорсинг. Восстановление бухучета, аудит, бухучет, кадровый учет и др.
Блокировка расчетного счета в случае, если в инспекцию не передана квитанция о приеме электронных документов
С 1 января 2015 года налогоплательщики обязаны подтверждать получение от налоговой инспекции документов, высылаемых в ходе контроля (п.5.1 ст.23 НК РФ). Квитанция о приеме таких документов оправляется в инспекцию через телекоммуникационные каналы связи в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
Квитанция направляется при получении от ИФНС следующих документов: требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган.
Решение о блокировке расчетного счета в случае нарушения требования выносится в течение 10 рабочих дней по истечении 6 дней для направления квитанции.
Что делать при блокировке расчетного счета
Схема действий включает всего два шага, при этом нужно действовать оперативно, чтобы разблокировать счет как можно быстрее.
1. Выяснение причины ареста расчетного счета
Самый простой способ — уточнить в отделении своего банка номер и дату решения налоговой инспекции. Затем необходимо связаться с налоговой инспекцией, отделом камеральных проверок, назвать специалисту номер и дату решения, чтобы он сообщил причину блокировки счета. Это необходимо в том случае, если решение о блокировке не дошло к вам по почте или по специализированным каналам связи.
2. Устранение причины блокировки
Если вы не исполнили требование налоговой инспекции по уплате налога, то нужно уплатить налог. Существует практика представления налоговой инспекции копии платежного поручения с отметкой банка или отправки этой копии по специализированным каналам связи. После получения денежных средств налогового платежа налоговая инспекция в течение суток разблокирует счет.
С ситуации с представлением декларации действует такая же схема: для разблокировки счета нужно представить декларацию, самый удобный способ для этого — специализированные операторы Экстерн или Бухгалтерия. В течение суток расчетный счет будет разблокирован.
Чтобы разблокировать счет в ситуации, когда в инспекцию не передана квитанция о приеме электронных документов, нужно передать квитанцию в инспекцию и представить истребованные документы.
Раньше разблокировка занимала более длительное время, потому что решение налоговой инспекции в банк доставлялось курьерами. Сейчас это происходит быстрее — по специализированным каналам связи, и во взаимоотношениях между налоговой инспекцией и банком налогоплательщику принимать участие не нужно.
Случаи из практики
– Налогоплательщик произвел налоговую оплату, а счет все равно заблокировали.
Это происходит из-за разрыва между моментом платежа и поступлением средств в налоговую инспекцию, на что уходит до трех дней. В этом случае не нужно паниковать. Надо просто связаться с налоговой инспекцией и представить доказательства уплаты налога, например, оригинал платежного поручения с отметкой банка. Многие налоговые идут в этом случае навстречу налогоплательщику и оперативно отменяют решение о блокировке.
– У налогоплательщика нет долгов перед инспекцией, а счет заблокировали.
Плательщик совершил платеж, а ему на следующий день приходит уведомление о блокировке счета — такая ситуация опять же объясняется разрывом платежей и не означает, что деньги до налоговой не дошли. В этом случае нужно связаться с налоговой инспекцией, сверить платежи, чтобы она быстро разблокировала счет.
– У организации арестовали расчетный счет, и налогоплательщик хочет открыть еще один счет, чтобы продолжать вести деятельность.
Раньше, когда у организации блокировали счет, налогоплательщик мог оперативно открыть еще один счет и пускать платежи через него. С 2014 года ситуация изменилась: если у организации или ИП есть заблокированные счета, то банки новые счета им не открывают. Об этом необходимо помнить тем налогоплательщикам, которые сознательно идут на неуплату налога по требованию. Теперь при блокировке расчетного счета пустить денежные потоки через вновь открытые счета уже не получится.
Павел Тимохин, эксперт компании Фингуру
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Арест расчетного счета налоговой: основания и как снять?
Арест счета налоговым органом
По решению налоговой инспекции на расчетный счет налогоплательщика может быть наложена блокировка (иногда ее называют арестом) — прекращение выполнения банком расходных операций по счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Исключения составляют первоочередные платежи (оплата труда, алименты, налоги).
Что спишут раньше с заблокированного счета: зарплату или налоги? Ответ вы найдете по ссылке.
Арест счета налагает следующие ограничения:
Какие операции доступны при заблокированном счете, см. здесь.
Может ли налоговая наложить арест на счет
Для того чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько:
Как действует инспекция при выявлении недоимки по налогу, вы во всех подробностях можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
Важно! С 1 июля 2021 года налоговики вправе уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке счета — не позднее чем в течение 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения. Заметим, что это право, а не обязанность инспекции, поэтому могут и не сообщить.
Однако заблокировать можно не все счета налогоплательщика, а только открытые по договору банковского счета, который заключается также при открытии валютного счета. Следовательно, налоговая инспекция имеет право на блокировку как рублевых, так и валютных расчетных счетов (п. 2 ст. 11, абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Возможно также приостановление операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (с 01.06.2018 — см. закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).
В отношении процентов, начисляемых на основании гл. 9 НК РФ, следует заметить, что ст. 46, 76 не содержат прямого указания на право приостановления операций по расчетным счетам. Однако оно вытекает из того, что проценты взыскиваются в том же порядке и в те же сроки, что и недоимки, в то время как приостановление операций по счетам — обеспечительная мера взыскания недоимки.
Срок принятия налоговиками решения о блокировке счета разнится в зависимости от основания, по которому эта мера применяется. Вы можете не утруждать себя подсчетами, а получить бесплатный доступ к КонсультантПлюс и увидеть эти сроки там. Эксперты К+ уже все рассчитали.
Отмена ареста счета
Арест счета может быть отменен после устранения его причины (абз. 2 п. 3, п. 8 ст. 76 НК РФ). Если арест накладывался с целью обеспечения средств для взыскания недоимки, то после уплаты задолженности по налогам, пеням, штрафам и процентам арест счета будет снят по решению налоговых органов.
Если арест связан с непредставлением налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ, РСВ то снятие произойдет после того, как документы будут представлены в налоговую службу. То же относится и к пропуску срока представления квитанции о приеме документов.
На снятие ареста по решению налоговиков потребуется определенное время, срок зависит от основания ареста. При этом инспекция несет ответственность за нарушение сроков снятия ареста со счета в виде процентов (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене имеет установленную форму, утвержденную приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.
Как снять арест с расчетного счета
Если у вас нет возможности ожидать отмены ареста счета, то можно ускорить процесс:
Для снятия ареста предусмотрены иные основания, регламентированные федеральными законами. Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом. При этом инспекция не выносит соответствующего решения (письма Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179, от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534 (п. 1), постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 № 09АП-11202/2011-АК).
Возможны ли выплаты по судебному решению, если счет заблокирован за несдачу декларации, узнайте по ссылке.
Итоги
Чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько: компания не исполнила требование ИФНС об уплате налога (пеней, штрафов), не представила налоговую декларацию и/или расчет 6-НДФЛ и др.
Арест счета может быть отменен после устранения его причины (уплаты недоимки (пени, штрафа), представления налоговой отчетности и т. д.).
Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом.
АРЕСТ СЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
По результатам налоговой проверки налоговый орган вправе применить такую обеспечительную меру, как приостановление расходных операций по счетам в банке. Поскольку данное обременение чревато крайне негативными последствиями для ведения бизнеса, налоговое законодательство четко регламентирует процесс приостановления операций по счету. О том, какова процедура блокировки счета, в каком хронологическом порядке накладываются обеспечительные меры, а также чем ограничены действия налоговиков, читайте в статье.
Хронология применения обеспечительных мер
по результатам налоговой проверки
В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ приостановление операций по счетам в банке является одной из обеспечительных мер по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговый орган вправе приостановить операции по счету в банке по результатам налоговой проверки как до вступления в силу решения о привлечении к ответственности, так и после. Эти две процедуры регулируются разными нормами налогового законодательства.
Приостановление операций до вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Результатом проведения налоговым органом контрольных мероприятий является вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). После этого у налогового органа возникает право на принятие обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения соответствующего решения (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Примечание. Обеспечительные меры применяются, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
В случае если после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения, то налоговый орган вправе приостановить операции по счету в банке.
Приостановление операций после вступления в силу решения о привлечении к ответственности. После вступления в силу такого решения, выставления на его основании требования об уплате задолженности, неисполнения данного требования и последующего вынесения решения о взыскании налога принимаются меры в порядке ст. 76 НК РФ. То есть решению о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке предшествует не исполненное налогоплательщиком требование об уплате налога, пени или штрафа. Целью приостановления является обеспечение исполнения решения о взыскании налога.
Приведем сравнительную характеристику приостановлений операций по счету, накладываемых после налоговой проверки.
Цель приостановления операций по счету
До вступления в силу решения о привлечение к ответственности
Решение о привлечении к ответственности
Предотвращение отчуждения (вывода) налогоплательщиком своих активов
После вступления в силу решения о привлечение к ответственности
Решение о взыскание налога
Обеспечение исполнения решения о взыскании налога
Таким образом, по результатам налоговой проверки налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика, последовательно применив положения пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ (до вступления в законную силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) и п. 1 ст. 76 НК РФ (после вступления решения в законную силу).
Теперь рассмотрим обеспечительные меры в целом и блокировку счета в частности на основании ст. 101 НК РФ.
Особенность обеспечительных мер в порядке ст. 101 НК РФ
Обеспечительные меры в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ принимаются до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем носят исключительный характер. Применение данных мер должно быть обоснованным и обусловленным действиями налогоплательщика, направленными на препятствование в дальнейшем исполнению решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением КС РФ от 23.07.2020 N 1694-О была подтверждена конституционность п. 10 ст. 101 НК РФ: в данной норме предусмотрены условия, основания, порядок и сроки реализации соответствующего права, не предполагающие его произвольного осуществления. Этим обеспечивается безусловное выполнение всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов при правомерном характере деятельности налоговых органов.
По своему назначению обеспечительные меры, указанные в п. 10 ст. 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднительно либо невозможно исполнить принятое решение налогового органа из-за отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 10765/12 по делу N А64-6176/2011).
Руководитель налогового органа вправе принять решение об отмене или замене обеспечительных мер. Обеспечительные меры могут быть заменены в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 101 НК РФ. К таким случаям относятся предоставление банковской гарантии, залог ценных бумаг или иного имущества налогоплательщика, поручительство за него (Определение ВС РФ от 30.08.2018 N 304-КГ18-12767 по делу N А75-14080/2017). Несмотря на то что ст. 101 НК РФ не содержит основания для отмены обеспечительных мер, а также условия и порядок принятия решения, инспекция обязана это сделать при наличии объективных условий на досрочную отмену обеспечительных мер (Постановление АС ДВО от 14.06.2017 N Ф03-1463/2017 по делу N А16-1960/2016).
Обоснованность применения обеспечительных мер
Поскольку обеспечительные меры затрагивают права и законные интересы налогоплательщика, решение об их принятии должно отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, мотивированности и законности. Смысл обеспечительных мер по п. 10 ст. 101 НК РФ состоит в сохранении положения на то время, пока решение по результатам проверки не вступило в силу, но при этом не могла быть излишне ограничена деятельность проверенного налогоплательщика (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу N А79-4867/2015).
Основания для принятия обеспечительных мер
Критерии установления обстоятельств для принятия обеспечительных мер нормы НК РФ не содержат, они определяются по усмотрению должностного лица налогового органа. Из-за высокой субъективности суждения (а фактически законодательство требует от налогового органа предвидеть будущие последствия) суды не всегда разделяют позицию контролеров. Анализ судебных споров позволяет в целом сориентироваться в том, какие доказательства риска неисполнения решения признаются судами обоснованными, а какие нет, хотя о полном единообразии арбитражной практики говорить не приходится. Перейдем к рассмотрению конкретных оснований.
Высокий размер доначислений. Наличие самого решения о взыскании с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафа не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем его исполнения, а также сам размер сумм налогов, штрафов и пеней, начисленных по решению, послужившему основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер, не свидетельствует о невозможности и затруднительности в будущем исполнения такого решения (Постановление АС ПО от 17.10.2018 N Ф06-38717/2018 по делу N А12-4848/2018). Тем не менее отсутствие достаточных средств и активов для исполнения решения, превышение размера начисленных сумм совокупной стоимости имущества часто признаются судами как надлежащие доказательства (Постановления АС ЗСО от 08.02.2018 N Ф04-6394/2017 по делу N А75-6220/2017, АС ПО от 30.01.2020 N Ф06-57050/2019 по делу N А12-3102/2019, от 25.03.2019 N Ф06-44511/2019 по делу N А06-4652/2018, АС МО от 24.04.2018 N Ф05-4375/2018 по делу N А40-134170/2017, от 09.02.2018 N Ф05-18970/2017 по делу N А40-241976/2016).
Умышленное уклонение от уплаты доначисленных налогов. Такое нарушение однозначно свидетельствует о необходимости обеспечительных мер. К умышленным действиям, в частности, относятся:
— действия, направленные на сокрытие выручки (Определение ВС РФ от 18.05.2015 N 308-КГ15-4364 по делу N А53-16108/2014, Постановление АС СЗО от 27.10.2016 по делу N А21-5397/2015 );
— воспрепятствование налоговому контролю (Постановление АС УО от 25.06.2019 N Ф09-1492/18 по делу N А34-9757/2017);
— действия по воспрепятствованию исполнения решения в принудительном порядке (Определение ВС РФ от 28.10.2016 N 305-КГ16-13705 по делу N А40-134467/2015);
— отчуждение имущества после проведения налоговой проверки (Постановления АС ДВО от 27.10.2016 N Ф03-5092/2016 по делу N А59-6080/2015, АС ЗСО от 25.07.2018 N Ф04-2116/2018 по делу N А02-1164/2017);
— непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности (Постановление АС ПО от 25.03.2019 N Ф06-44511/2019 по делу N А06-4652/2018).
Такое действие, как изменение места нахождения, приводящее к затруднению администрирования налогоплательщика, рассматривается как умышленное в совокупности с другими доказательствами (Постановления АС ПО от 05.12.2019 N Ф06-55325/2019 по делу N А12-16129/2019, от 07.09.2017 N Ф06-23813/2017 по делу N А12-69880/2016, АС МО от 28.06.2016 N Ф05-8381/2016 по делу N А40-134467/2015).
Снижение экономических показателей (падение чистой прибыли, рост кредиторской задолженности). Это нарушение само по себе не считается обстоятельством для принятия обеспечительных мер (Постановление АС ПО от 17.10.2018 N Ф06-38717/2018 по делу N А12-4848/2018). Однако при наличии иных факторов такие признаки, как снижение величины активов (Постановление АС ПО от 09.08.2016 N Ф06-11312/2016 по делу N А55-22620/2015), уменьшение объема денежных средств (Постановление АС СЗО от 14.12.2017 N Ф07-14326/2017 по делу N А56-84641/2016), снижение доходов и прибыли (Постановление АС УО от 08.05.2018 N Ф09-1087/18 по делу N А76-8836/2017), принимаются судами в качестве обоснованного основания обеспечительных мер.
Агрессивные способы налоговой оптимизации. Использование налогоплательщиком незаконных схем налогового обогащения, выявленных в результате проверки, мотивирует налоговый орган на применение обеспечительных мер. Логика вполне понятна: если налогоплательщик действовал умышленно ранее, то вряд ли станет законопослушным в ближайшем будущем.
Более того, в Постановлении АС МО от 21.10.2019 N Ф05-17320/2019 по делу N А40-163666/2018 прямо указано, что уже сложилась судебная практика, согласно которой такое основание, как применение схем уклонения от налогообложения с использованием фирм-«однодневок», признается судами в качестве основания для принятия налоговыми органами обеспечительных мер. В другом деле обстоятельства, свидетельствующие об уходе налогоплательщика от налогообложения путем разделения бизнеса, суд посчитал для обеспечительных мер недостаточными (Постановление АС ПО от 30.01.2020 N Ф06-57050/2019 по делу N А12-3102/2019).
Особенности блокировки счета в порядке ст. 101 НК РФ
Когда приостановление операций по счетам в банке применяется в качестве обеспечения возможности исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности на основании п. 10 ст. 101 НК РФ, действуют ограничения. Согласно абз. 2 пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению или передаче в залог (абз. 3 пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Из анализа положений ст. 101 НК РФ и Постановления N 57 следует, что при принятии обеспечительных мер для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в любом случае обязан соблюсти два условия:
1) наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества;
2) совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета должна быть меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о доначислении налогов, пеней и штрафов.
Несоблюдение данной очередности влечет недействительность решения об обеспечительных мерах в виде наложения ареста на счета (Постановления АС ПО от 19.02.2019 N Ф06-42891/2019 по делу N А12-17616/2018, АС ВСО от 05.04.2017 N Ф02-969/2017 по делу N А33-5516/2016, АС ЗСО от 03.02.2017 N Ф04-6916/2016 по делу N А75-4874/2016, АС ЦО от 12.12.2017 N Ф10-5091/2017 по делу N А54-1517/2017, АС УО от 07.07.2017 N Ф09-3317/17 по делу N А47-10832/2016).
Руководитель налогового органа не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, направленное на обеспечение возможности исполнения решения, принятого по итогам выездной налоговой проверки, если общая стоимость имущества (активов) организации превышает размер доначисленной суммы налогов, пеней и штрафов (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 N 18АП-12140/2016 по делу N А76-28781/2015). Равно как и отсутствие оценки товарных остатков по правилам ст. 101 НК РФ исключает наложение ареста на денежные средства (приостановление операций по счетам в банке), поскольку в этом случае неизвестна сумма, на которую может быть наложен арест на счетах в банке (Постановление АС ПО от 01.02.2016 N Ф06-24322/2015 по делу N А65-23601/2014). Аналогично высказываются и другие суды (см. Постановления АС СКО от 11.08.2016 N Ф08-5415/2016 по делу N А63-12160/2015, АС ЗСО от 30.06.2015 N Ф04-20528/2015 по делу N А27-19559/2014).
1) не провоцировать своими действиями налоговый орган на применение обеспечительных мер;
2) аккумулировать все денежные средства на одном счете, чтобы превысить размер потенциальной обеспечительной меры и иметь хоть какие-то средства в оперативном управлении.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Определением ВС РФ от 31.01.2017 N 307-КГ16-19481 отказано в передаче дела N А21-5397/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Определением ВС РФ от 18.06.2020 N 308-ЭС20-9499 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Вывод основан на неприменимости положений п. 9 ст. 76 НК РФ для отмены обеспечительных мер, принятых в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ.
Аналогичный вывод сделал ВС РФ в Определении от 30.08.2018 N 304-КГ18-12767 по делу N А75-14080/2017.