Лицейный класс что это
Лицеи
Экскурс в историю
Слово «лицей» восходит к древнегреческому «Λύϰειον». Так называлась философская школа, созданная в IV веке до нашей эры неподалеку от Афин самим Аристотелем и просуществовавшая порядка 8 столетий. Нарекли ее в честь храма Аполлона Ликейского. Чуть позднее учебные заведения с тем же названием появились в Древнем Риме, а уже во времена Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В начале XIX века во Франции лицеи были учреждены указом Наполеона как средние учебные заведения, созданные по лекалам иезуитских коллегий (колледжей), но финансировались, в отличие от них, не религиозными общинами, а самим государством. В ряде других стран лицеи стали полными аналогами гимназий, хотя не везде. Например, в Германии, начиная с 1912 года эти учебные заведения были сугубо женскими, причем давали воспитанницам высшее образование. В Италии же лицеями именовали 3 последних класса гимназии.
Особую роль сыграли лицеи в истории отечественного образования. В XIX веке на территории Российской Империи существовало 6 подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Их программа была рассчитана на срок от 6 до 11 лет, охватывала материал как средней, так и высшей школы, а готовили по ней в основном будущих государственных чиновников. К Октябрьской революции в стране осталось всего 3 лицея – Царскосельский, Демидовский, Катковский, – и все они были ликвидированы новым правительством как пережитки самодержавия. Понятие «лицей» вернулось в отечественный педагогический обиход лишь в 1992 году, с принятием первого в новой России закона об образовании. Непосредственно после развала СССР, в 90-е, подобные учебные заведения открывались повсеместно, хотя и в новом качестве – как средние общеобразовательные учреждения с техническим профилем. Кроме того, лицеями нередко стали именовать профтехучилища – те самые ПТУ, где можно было получить начальное профессиональное образование, то есть освоить специальность рабочего или служащего.
Юридический статус лицеев сегодня
До 2013 года лицей фигурировал в законе как отдельный вид образовательного учреждения, а для получения соответствующего статуса нужно было пройти аккредитацию и множество проверок. С точки зрения права положение дел изменилось в конце 2012-го, с выходом обновленного закона «Об образовании в РФ». В нем была представлена иная, упрощенная по сравнению с предыдущей классификация учебных заведений, и все лицеи формально перестали существовать, превратившись, наряду с гимназиями, в так называемые общеобразовательные организации. Многие лицеи при этом сохранили свое название, но на юридическом уровне разница между учреждениями среднего общего образования (школами) исчезла.
Как работают современные российские лицеи
Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.
Особенности учебного процесса
Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.
Расширенные программы
Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.
Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.
Профили
Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:
Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.
Ранняя профориентация
Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
Интернаты
Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.
Качество образования
Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.
Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.
Условия поступления
Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.
Материальное оснащение
Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.
Плата за обучение
Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.
В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:
Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.
Профессиональные лицеи
В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.
Итак, на вопрос, что такое лицей сегодня и какое образование он дает, ответов может быть 2, но основная масса этих учебных заведений относится к разряду общеобразовательных. Поступать туда стоит, если есть интерес к конкретному направлению и вообще желание учиться, поскольку программа будет насыщенной. Также следует соблюдать осторожность и помнить, что сегодня элитарность лицеев – это дань традициям, и закон не обязывает администрацию их чтить. Но так как объективные сведения о большинстве школ сегодня есть в открытом доступе, найти их и проверить репутацию интересующего учреждения не составит труда.
Положение о лицейских классах в общеобразовательной школе
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.09 г.
Директор ГОУСОШ № 000
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССАХ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, с Законом Российской Федерации « Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 000 и от 01.01.01 года № 38.
Основные цели и задачи лицейских классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность лицеев:
— лицейские классы предоставляют наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования,
— дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам,
— осуществляют раннюю профилизацию,
— создают условия для развития творческих способностей учащихся,
— обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования.
1.3. Школа, имеющая лицейские классы, несет ответственность перед учащимися, родите-лями (законными представителями), органами управления за реализацию конститу-ционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психолого-педагогическим особенностям детей. Качественное обучение, воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
1.4. Лицейские классы открываются на базе классов, спрофилированных на ВУЗ, показавших высокую результативность.
1.5. Лицейские классы открываются приказом по Департаменту образования г. Москвы на основании представления окружного управления образования и заключения экспертной комиссии округа о результативности работы в соответствии с заявленным статусом.
1.6 Лицейские классы организуются на третьей ступени основного общего и среднего (полного) общего образования в составе старших классов: 10-11 кл.
2. Порядок приема и выпуска учащихся лицейских классов.
Комплектование лицейских классов проводится на конкурсной основе независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня.
Для организации приема учащихся приказом директора создается приемная комиссия, которая организует свою деятельность в соответствии с положением о приемной комиссии, утверждаемым коллегиальным органом образовательного учреждения. В состав комиссии могут входить преподаватели ВУЗов, с которыми сотрудничает образовательное учреждение. Сроки и порядок приема учащихся определяются данной комиссией.
Порядок приема своевременно доводится до сведения родителей (законных представителей).
Преимущественным правом при зачислении в лицейские классы пользуются учащиеся, с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов и т. д.
За учащимися, обучающимися в лицейских классах, остается право перехода в параллельный класс школы, работающий по типовой программе.
Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по общегосударственной программе, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем (полном) образовании.
В случае несогласия родителей (законных представителей) с результатами аттестации обучающегося вопрос об уровне подготовки по общеобразовательной программе решает независимая аттестационная комиссия.
Повторный курс обучения в лицейских классах возможен в случае неуспеваемости учащегося по болезни, при условии его хорошей систематической успеваемости в предыдущие годы обучения.
При наличии свободных мест приемная комиссия может принять решение о зачислении обучающихся в 10-11 лицейские классы. Приоритетным правом при зачислении пользуются обучающиеся, поступающие из других общеобразовательных школ с лицейскими классами.
Выпускникам лицейских классов, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдается документ о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
З. Организация учебно-воспитательного процесса.
3.1. Обучение в лицейских классах осуществляется на повышенном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов. Содержание образования в лицейских классах ориентировано на формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ в отдельных областях знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
3.2. Лицейские классы работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающий углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированного на подготовку обучающегося к поступлению в ВУЗы определенной направленности.
3.3. Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы. Учащимся предоставляется право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам
3.4. Развитие творческих способностей учащихся лицейских классов во внеурочное время осуществляется в научных обществах, факультативах, кружках, на кафедрах ВУЗов.
3.5. Личностная ориентация учащихся лицейских классов обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при поддержке психологической службы.
3.6. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на 2 группы при проведении уроков и практических занятий по профильным дисциплинам. Деление на подгруппы по другим дисциплинам производится по решению школы в пределах имеющихся ассигнований.
4. Управление школой, имеющей лицейские классы.
4.1. Деятельность лицейских классов, открытых в общеобразовательной школе, организуется в соответствии с Законодательством Российской Федерации, уставом школы и правилами внутреннего распорядка и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются методический совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выбора органов самоуправления и их компетенция определяются уставом школы.
4.2. Директор школы с лицейскими классами несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом за свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы.
4.3. По усмотрению руководства школы в штатном расписании может быть предусмотрена должность заместителя директора, курирующего работу лицейских классов. С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в лицейских классах корректируется положение о педагогическом совете, вносятся изменения в его состав.
4.4. С целью осуществления коррекции поведения учащихся с учетом психофизиологического состояния и для изучения специфики развития в штатном расписании должна быть предусмотрена ставка психолога
4.5. Педагогический коллектив для работы в лицейских классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин могут привлекаться преподаватели ВУЗов.
5. Правовое положение и финансовая деятельность.
5.1. Финансирование общеобразовательной школы с лицейскими классами осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг, в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента или новых курсов и предметов. Школа вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые ресурсы за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.5. Финансирование определяется органом управления в индивидуальном порядке после издания приказа Департамента образования.
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.09 г.
Директор ГОУСОШ № 000
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ.
Разработано на основании положения о лицейских классах и положения о наборе. Директор школы приказом ежегодно определяет персональный состав приемной комиссии и ее функционал. Функционал приемной комиссии.
§ Прием заявлений учащихся, поступающих в лицейские классы, осуществляется в июне
после получения учащимися документа об окончании основного общего образования, при формировании 10 классов.
§ Для учащихся, поступающих из других ОУ города Москвы проводятся конкурсные испытания (собеседования по физике и математике )в устной или в письменной форме.
§ Проведение конкурсных испытаний (собеседования) до 25 июня.
§ Итоги каждого вступительного испытания заносятся в протокол не позднее 3-х дней после проведения испытания.
§ По окончании вступительных испытаний рассматриваются их итоги и производится зачисление в лицейские классы, что оформляется протоколом, являющимся основой для издания приказа о зачислении в лицейские классы.
§ Приемная комиссия знакомит с итогами вступительных испытаний не позднее 3-х дней после проведения испытаний (собеседования).
§ Приемная комиссия принимает и рассматривает аппеляции в спорных случаях.
§ Учащиеся и их родители (законные представители) знакомятся с итоговым протоколом приемной комиссии спустя 3 дня после окончания работы приемной комиссии.
§ Учащиеся и их родители (законные представители) знакомятся с приказом о зачислении в лицейские классы.
Положение лицейских классах государственного образовательного учреждения
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
государственного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 546
Лицейские классы создаются с целью:
обеспечить овладение учащимися содержания образования на повышенном уровне в определенной области знаний;
подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
создать условия для творческой деятельности в области профильных дисциплин;
максимально использовать возможности естественнонаучных дисциплин для формирования интеллектуальной сферы личности;
обеспечить непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования;
Лицейские классы могут функционировать в составе 8 – 11 классов (II и III ступени образования), формируются в 8 и 10 параллелях.
1.1 Настоящее положение регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственного образовательного учреждения с естественнонаучным профилем № 546 с лицейскими классами.
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением «Об общеобразовательной школе России», Положением «О статусе лицейских классов в общеобразовательной школе», Уставом школы.
1.2 Школа в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Законом РФ «Об образовании», указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, решениями Департамента образования г. Москвы, распоряжениями и приказами Южного окружного управления образования.
1.3 Школа, имеющая лицейские классы, несет ответственность перед учащимися, родителями, органами управления за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психолого-педагогическим особенностям детей, качественное обучение, воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
1.4 Лицейские классы открываются на базе классов, показавших высокую результативность и спрофилированных на ВУЗ.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразователь- ная школа с естественнонаучным профилем № 546:
осуществляет образовательный процесс на принципах уровневой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых программ;
обеспечивает потребность учащихся в обучении на повышенном уровне сложности и получении дополнительного образования;
создает условия для раскрытия творческих способностей детей; их ранней профилизации;
формирует у учащихся навыки самостоятельной жизни, способность к осознанному выбору профессии;
Лицейские классы организуются на второй и третьей ступени среднего (полного) общего образования в составе старших классов (8-11 классов).
2. Порядок приема, выпуска и отчисления учащихся лицейских классов:
2.1 Комплектование лицейских классов осуществляется на основании Положения о зачислении учащихся в лицейские классы государственного образовательного учреждения с естественнонаучным профилем.
Для комплектования лицейских классов создается приемная комиссия, в которую входят представители ВУЗа, утверждаемая приказом директора школы.
Комиссия организует свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии по зачислению учащихся в лицейские классы школы № 546.
Комиссия определяет сроки и порядок приема учащихся в лицейские классы.
Порядок приема обучающихся в лицейские классы должны быть доступными для общественности и своевременно доводиться до сведения родителей (или законных представителей).
При приеме обучающихся в лицейские классы должны учитываться результаты итоговой аттестации претендентов, окончивших 7,9-ый класс
В особых случаях комиссия вправе освободить их от вступительного конкурсного отбора.
Комплектование лицейских классов проводится на конкурсной основе независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны способствовать зачислению учащихся, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня.
За учащимися лицейских классов сохраняется право перехода в общеобразовательные классы школы № 546 или любой другой школы.
При условии неуспеваемости обучающихся лицейских классов по профильным дисциплинам, они могут быть аттестованы по общеобразовательной программе и переведены в общеобразовательный класс средней школы.
В случае несогласия родителей (или законных представителей) с результатами аттестации обучающихся, вопрос об уровне их подготовки
Решает независимая аттестационная комиссия.
Повторный курс обучения в лицейских классах возможен в случае неуспеваемости обучающихся по болезни, при условии их хорошей успеваемости в предыдущие годы.
Выпускникам лицейских классов, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдается документ о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов профильных дисциплин.
Одновременно с документом об образовании выпускникам лицейских классов могут быть вручены квалификационные удостоверения о профессии, освоенной в ходе обучения в школе.
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
Особенностью обучения в лицейских классах является создание максимально благоприятных условий для осознанного выбора будущей профессии, что дает возможность подвести ученика к самостоятельному изучению наук.
3.1Образовательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы.
Учащимся лицейских классов предоставляется право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам.
Лицейские классы реализуют принцип личностно-ориентированного развивающего обучения. Основные цели и задачи лицейских классов:
предоставить наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (основного и полного) общего образования:
дать повышенную подготовку по профильным дисциплинам;
осуществить раннюю профилизацию;
создать условия для развития творческих способностей учащихся;
обеспечить непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования;
Процесс обучения строится с использованием гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности учащихся и их развитие через различные виды деятельности.
Используются системы опережающих поисковых и проблемных методик. Применяются технологии, связанные с использованием в учебном процессе вычислительной техники.
Личностная ориентация учащихся лицейских классов обеспечивается социально-психологической службой школы.
Лицейские классы работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим расширенное или углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на ВУЗ.
Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает базовую подготовку по непрофильным предметам, отвечающую образовательному государственному стандарту.
В учебном плане выделяется базово-инвариативная часть (обязательная к изучению область знаний), которая включает в себя предметы, изучаемые углубленно.
В инвариативной части плана выделяется область знаний «Естественнонаучный цикл», куда включены личностно-ориентированные спецкурсы, позволяющие осуществлять допрофессиональную подготовку.
В учебном плане выделяется блок предметов по выбору естественнонаучной направленности.
Учебная нагрузка инвариативной профильной части учебного плана складывается из часов, обозначенных в базовом компоненте регионального московского учебного плана, и необходимого количества часов школьного компонента.
Учебные занятия в лицейских классах проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторных и практических работ, конференций, поточных лекций, зачетных уроков.
Классы наполняемостью 25 человек и более делятся на две подгруппы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным дисциплинам. Деление на подгруппы по другим дисциплинам производится по решению Совета школы в пределах имеющихся ассигнований.
Развитие творческих способностей учащихся лицейских классов во внеурочное время осуществляется в научных обществах, факультативах, кружках, студиях, на кафедрах высших учебных заведений.
Программы внеурочной деятельности по профильным предметам связаны с учебными программами повышенного уровня и создают условия для самоопределения учащихся и реализации их творческих способностей.
4. Управление и кадровое обеспечение школы, имеющей лицейские классы:
Деятельность лицейских классов организуется в соответствии с настоящим Положением, Уставом школы и правилами внутреннего трудового распорядка.
Управление лицейскими классами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Директор школы несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом за свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом школы.
С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в лицейских классах корректируется Положение о педагогическом совете, вносятся изменения в его состав.
С целью осуществления коррекции поведения учащихся с учетом психофизического состояния и для изучения специфики развития, для обеспечения психолого-педагогической поддержки образовательного процесса, в лицейских классах предполагается создание социально-психологической службы, в штатном расписании должна быть предусмотрена ставка психолога.
Ставки заработной платы учителей, работающих в лицейских классах, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из которых 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
Педагогический коллектив для работы в лицейских классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели ВУЗов.
Отношения работника и администрации школы должны регламентироваться трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству.
Учебные планы, программы, количество обучающихся по данным программам рассматриваются и утверждаются методическим советом школы.
Контроль за выполнением программ осуществляется администрацией школы.
Организационная структура управления должна обеспечивать все уровни, звенья развития школы и ее жизнедеятельности, вовлекая каждого члена коллектива в процесс самоуправления.
5. Финансово-экономическое и правовое обеспечение деятельности:
5.1 Финансирование лицейских классов осуществляется в порядке, установленном Закон Российской Федерации «Об образовании», Положением об общеобразовательной школе, Положением «О статусе лицейских классов в общеобразовательной школе», нормативными документами и приказами Департамента образования г. Москвы и Южного окружного управления образования.
5.2 Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования, выделяемые по нормативам на учащегося, установленным вышестоящими организациями, а также средства от дополнительной образовательной деятельности по оказанию услуг населению и организациям по договорам, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и частных лиц.
Наряду с бюджетным финансированием деятельность лицейских классов может осуществляться за счет целевых ассигнований ВУЗов и других организаций, что должно быть отражено в договоре между сторонами.
Школа может осуществлять предпринимательскую деятельность, доход от которой может использоваться только на развитие школы.
Ставки заработной платы учителей, работающих в лицейских классах, повышаются на 15%.
Для организации работы лицейских классов могут быть дополнительно выделены две ставки учителей для занятий кружков, клубов, научных обществ и 0,5 ставки учителя для оплаты отдельных лекций, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации.
6. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность школы с лицейскими классами:
6.2 Настоящее положение;
6.3 Приказы директора;
6.4 Годовой учебный план;
6.5 Положение о Педагогическом совете;
6.6 Положение о методическом совете;
6.7 Положение о методических объединениях;
6.8 Положение о приемной комиссии;
6.9. Положение о порядке приема учащихся в лицейские классы;
6.10 Правила внутреннего трудового распорядка;
6.11 Коллективный трудовой договор;
6.12 Инструкции по технике безопасности;
6.13 Должностные инструкции;
6.14 Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся;
6.15Договора с Лицеем № 1580 и ВУЗами.
6.16 Положение о научном обществе лицеистов.
7. Реорганизация и ликвидация лицейских классов:
7.1 Ликвидация и реорганизация лицейских классов осуществляется приказом Департамента образования г. Москвы на основании представления Южного окружного управления образования.
При закрытии лицейских классов данное Положение утрачивает свою силу.
8. Внесение изменений и добавлений в Положение:
8.1 Дополнения и изменения к настоящему Положению принимаются на Совете школы.