Лизинг персонала: основные отличия от аутсорсинга и аутстаффинга
Кадровая сфера российских компаний с каждым новым годом терпит большие изменения, связанные с наймом и оформлением внештатных сотрудников. Руководители, которые используют внешние способы найма, должны быть знакомы с аутстаффингом, аутсорсингом и лизингом. В данной статье мы попробуем разобраться во всех и понятиях.
Что такое лизинг персонала?
Многие руководители для снижения издержек производства в кадровой сфере прибегают к сокращению штата сотрудников и используют аренду сотрудников у других компаний. Именно из-за временной аренды персонала возникло понятие “лизинг персонала”.
Для чего нужен лизинг персонала
Руководитель может использовать лизинг для достижения разных целей. В зависимости от нужд организации, выделяется две основных цели:
Правовая база лизинга
До 2019 года в ТК РФ отсутствовали основы регулирования не только лизинга, но и аутсорсинга с аутстаффингом. Однако с начала 2019 года начал действовать специальный нормативный акт, регулирующий использование наемной рабочей силы. Федеральный закон №116 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет ограничения, касающиеся аренды сотрудников:
Ограничения связанные с использованием лизинга персонала
Законодательство РФ не содержит конкретных запретов на аренду сотрудников. Но в нем содержатся определенные ограничения, запрещающие нанимать сотрудников в следующих условиях:
В чем отличие лизинга, аутсорсинга и аутстаффинга?
Лизинг персонала
Под лизингом представляется правовое сотрудничество и заключение трудового договора между сотрудником и частным агентством. В договоре регламентируется сроки, порядки и задачи сотрудника. В основном, лизинг используется для привлечения работников с узкой специализацией.
Аутстаффинг
При аутстаффинге используется повторное оформление трудового договора для выведения персонала за пределы штата.
Аутсорсинг
При использовании аутсорсинга, предполагается делегирование определенных задач сотрудникам другой компании. В отличие от лизинга и аутстаффинга, аутсорсинг подразумевает собой не аренду сотрудников, а аренду услуг.
Преимущества и недостатки лизинга персонала
Лизинг персонала включает в себя три стороны сотрудничества:
Заключение договора лизинга имеет собственные плюсы и минусы для каждой из сторон отношений.
Плюсы и минусы лизинга для работника
Плюсы и минусы лизинга для работодателя
Плюсы и минусы лизинга для рекрутингового агентства
Лизинг, аутсорсинг, аутстаффинг: сводная таблица
Для наглядности, в таблице ниже представлены особенности трёх типов найма.
Аутсорсинг
Аутстаффинг
Лизинг
Оформление отношений
Договор подрядных работ
Договор аутстаффинга
Договор аутстаффинга либо возмездного оказания услуг
Виды задач
В основном применяют для долгосрочного сотрудничества в непрофильных задачах компании. Например:
Какие специальности распространены в сфере лизинга персонала
В нашей стране лизинг персонала используется крайне редко. Связано это с тем, что оплата труда наемных рабочих в России значительно ниже, чем оплата штатных сотрудников. Наиболее часто лизинг используют в следующих организациях:
Особенности оформления лизинга
Как говорилось ранее, до 2019 года наемный труд не регулировался трудовым законодательством Российской Федерации. Данный регламент позволяет временно нанимать сотрудников без нарушения Российского законодательства. Главное правило – оформление договора о временном трудоустройстве работников частным агентством. Также в зону ответственности агентства попадают следующие задачи:
При оформлении лизинга сотрудничество между тремя сторонами должно подтверждаться двумя договорами.
В связи с подписанием федерального закона, в 2019 году лизинг персонала в России является официальным способом снижения издержек и сокращения персонала для многих компаний. Закон четко регулирует правила и ограничения использования лизинга. Сегодня лизинг – это совокупность долгосрочной аренды сотрудника и финансового сотрудничества.
Правовое регулирование предоставления персонала и ограничение заемного труда
Российское законодательство в вопросах предоставления персонала в аренду имеет достаточно жесткие ограничения.
Рассматривается обозначенная проблематика рядом нормативно-правовых документов, к которым можно отнести:
Аутсорсинг персонала только начинает набирать обороты в России. Некоторые относятся к нему насторожено и считают, что лучше все делать собственными силами. Но аутсорсинг – это перспективное направление: он экономит деньги на содержание штата персонала, время на погружение в незнакомую задачу, средства на обучение кадров новому навыку.
Как и у любого явления, у аутсорсинга есть свои тонкости, плюсы и минусы. Расскажем о них подробнее.
Что такое «аутстаффинг» и «аутсорс»
До недавнего времени понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг» подменяли друг друга и стали чуть ли не синонимами. Однако их следует различать, все просто:
Давайте рассмотрим на конкретном примере. Допустим, есть небольшое предприятие, которое производит свою линейку косметики: шампуни, мыло, гели для душа, скрабы. Предприятие направляет все свои силы на разработку новых формул, повышение качества, увеличение объемов производства и так далее, а проблемы логистики и маркетинга делегирует сторонней организации. Это аутсорсинг. Причем компании-производителю не обязательно знать в лицо конкретных сотрудников, которые занимаются логистикой и маркетингом.
Продолжим тему косметической продукции: есть парфюмерно-косметический салон, в котором решили устроить предновогодние распродажи. В такой период ажиотажа не хватает работников: консультантов, супервайзеров, продавцов. Салон решает обратиться за помощью к сторонней организации и берет в «аренду» недостающий персонал на определенный срок. Таким образом, нанятые работники трудятся на территории компании-заказчика, но при этом они связаны трудовым договором со своей организацией. Это аутстаффинг.
Обратите внимание, что договор аутстаффинга не может быть заключен больше, чем на 9 месяцев.
Таким образом, когда требуется выполнить разовые, временные работы, когда не хватает трудовых ресурсов – выручает аутстаффинг. Аутсорсинг же подходит для более длительных задач. Ниже мы еще вернемся к видам аутсорсинга и, рассмотрим, где его чаще всего применяют.
Законодательные основы
Только с 2016 года аутсорсинг и аутстаффинг начали регулироваться законодательно. До этого момента их свободно применял крупный и малый бизнес.
1 января 2016 года в Трудовой кодекс РФ было внесено изменение – новая глава №53.1. Внесены поправки и в другие нормативно-правовые акты. Теперь договоры аутстаффинга и понятие аренды персонала запрещены. Однако появился другой термин – «деятельность по предоставлению труда персонала». Это понятие практически легализует аутстаффинг, но с некоторыми ограничениями.
Право на осуществление деятельности по предоставлению труда персонала принадлежит аккредитованным частным агентствам занятости и некоторым другим организациям.
Руководитель частного агентства занятости «Кадровичек» решает оказывать услуги аутстаффинга – для этого нужно пройти аккредитацию. И вроде бы «Кадровичек» соответствует всем требованиям:
Но вот приходит юрист, проверяет документы и находит неприятный момент: «Кадровичек» использует упрощенную систему налогообложения. С 2016 года в Налоговом кодексе РФ четко написано, что частным агентствам занятости нельзя использовать «упрощенку», если хотят осуществлять услуги по предоставлению труда персонала.
Тогда руководитель агентства дает указание перейти на общий режим налогообложения, проходит аккредитацию и начинает оказывать запланированные услуги.
Кроме частных агентств занятости, предоставлять труд работников могут юридические лица в следующие компании:
С аутсорсингом дела обстоят легче. Когда руководитель маркетингового агентства решил отдать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, он обратился к ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Там ясно прописано: «юрлица свободны в заключении договора». Руководитель агентства связался с компанией-исполнителем, и они заключили договор «возмездного оказания услуг». Также они могли заключить договор подряда.
Обратите внимание, в договорах нельзя использовать следующие формулировки: «аутсорсинг персонала», «аутстаффинг», «предоставление или аренда персонала».
Возможно, у вас возникнет вопрос: почему столько ограничений? Напомним, что в России крепостное право отменили в 1861 году. С тех пор нельзя «продавать», «арендовать», «предоставлять» людей – можно только их услуги. Государство таким образом защищает права и интересы работников.
Виды аутсорса
Аутсорсинг персонала бывает следующих видов:
Мы рассмотрели самые распространенные виды. Кроме них существуют кадровый, финансовый, аутсорсинг обучения кадров и другие. Возьмите любую сферу деятельности – и найдете предложения аутсорсинга.
Интересный факт. Многим известно, что компания Apple отдает на аутсорсинг в Китай производство своей продукции, но к таким услугам прибегают не только корпорации, крупные и мелкие компании, но и страны: в США и Великобритании государство делегирует даже сбор налогов.
Плюсы и минусы аутсорсинга
Мы подскажем, на что обращать внимание, чтобы снизить риски:
Мы не стали включать в список заключение договора – это само собой разумеется. Нет договора – считайте, что вам никто ничего не должен.
Интересный факт. Согласно исследованиям 2016 года, треть представителей малого и среднего бизнеса в России не считают нужным привлекать сторонних специалистов. Однако в Европе, Израиле и США до 95% представителей бизнеса пользуются услугами аутсорсинговых компаний.
Основы заключения договора на предоставление услуг персонала
На примере IT-организации рассмотрим, как заключать договор на возмездное оказание услуг.
Руководитель IT-компании желает повысить эффективность своей организации, поэтому он решил обратиться к HR-аутсорсингу. Он хочет, чтобы HR-специалист подобрал сотрудников в отдел связи и технической поддержки, рассчитал зарплаты персонала, а также занялся их мотивацией и обучением.
Встречаются руководители IT-компании и аутсорса, садятся за стол переговоров. Им нужно решить и прописать в договоре следующие моменты:
Таким образом, в договоре четко прописаны обязанности сторон, сроки и ответственность, поэтому руководитель IT-компании спит спокойно и не переживает о возможных проблемах аутсорсинга.
Интересный факт. Компания финансовых услуг First American одна из первых поручила подбор кадров на аутсорсинг. За 5 лет они сэкономили 12,3 млн долларов.
Почему вам стоит перестать использовать термин «лизинг персонала»?
Зачастую в сфере кадров можно услышать о такой услуге как лизинг персонала. Термин прижился наряду и с другими вариантами названий — «аренда персонала», «предоставление персонала».
Однако «лизинг» — не совсем уместное слово в данном случае и часто путает клиентов. Давайте разберёмся, почему.
«Лизинг персонала» — выгодное предложение или просто красивая фраза?
Лизинг в его изначальном значении — это долгосрочная аренда чужого имущества, специально приобретенного для дальнейшей сдачи аренду с возможностью последующего выкупа по остаточной стоимости.
Согласно ФЗ № 164-ФЗ от 29.10.1998 (ред. От 16.10.2017), «предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество».
При этом в кадровой сфере под «лизингом персонала» подразумевается предоставление персонала на время для осуществления каких-либо работ. Это скорее «аренда», так как заказчик берёт сотрудников у специализированной компании и платит за часы их работы.
Да и понятие «остаточная стоимость» сложно применить по отношению к сотрудникам. Безусловно, их никто не «выкупает» впоследствии. Поэтому аренду персонала заведомо нельзя назвать лизингом, так как мы говорим про людей, а не про имущество.
И, конечно, сотрудники не становятся штатными единицами у заказчика. Их предоставляют компании-заказчику без оформления в штат. Сотрудники остаются оформленными у компании-подрядчика и арендуются на время по договору предоставления персонала между заказчиком и исполнителем.
Важно уточнить, что именно договор предоставления персонала, а не оказания услуг является гарантом честности компании-подрядчика, ведь такой тип договора вправе заключать юрлица, имеющие аккредитацию Роструда. Подробнее об этом мы писали в этой статье.
«Лизинг» звучит дороже и профессиональнее, но создаёт путаницу в сфере кадровых услуг, которая и без того переполнена множеством сложных видов взаимодействия заказчика и исполнителя: аугментинг, аутсорсинг, аутстаффинг и пр.
Как работает аренда персонала?
В итоге вы получаете квалифицированных работников, которые выйдут на объект в определенный срок и выполнят все необходимые поручения.
Аутстаффинг персонала: что это такое и когда выгодно
Из этого материала вы узнаете:
Аутстаффинг персонала требуется в том случае, когда работодатель не видит смысла в оформлении сотрудников в собственную компанию, однако имеет потребность в рабочей силе. При таком раскладе ему необходимо найти посредника, который сможет предоставить необходимое количество человек.
На первый взгляд может показаться, что этот подход более сложен, ведь посредник тоже имеет свою выгоду. На практике выходит так, что использование аутстаффинга позволяет существенно сэкономить. В нашей статье мы разберем механизм работы такой услуги, рассмотрим правовые аспекты заемного персонала и разберемся во всех плюсах и минусах аутстаффинга сотрудников.
Описание работы аутстаффинга
Аутстаффинг по сути — это возможность привлечения к работе в компании сотрудников без оформления их в штат. То есть работодатель на совершенно законных основаниях использует внештатную рабочую силу. Именно такая форма отношений между нанимателем и работником называется аутстаффингом персонала.
С какой целью предприятию может понадобиться услуга аутстаффинга? Это позволяет оптимизировать деятельность компании, потому что:
Компании, предоставляющие услуги аутстаффинга персонала, подбирают для предприятия-заказчика сотрудников, которым поручаются определенные работы (постоянные, на сезон или конкретный проект).
Эти сотрудники состоят в штате именно компании-аутстаффера.
То есть юридически в роли работодателя здесь выступает фирма, осуществляющая услуги аутстаффинга. Но по факту персонал работает в компании, заказавшей услугу. Заказчик определяет для сторонних сотрудников круг обязанностей, руководит процессом, контролирует выполнение работ.
Вы заключаете договор об аутстаффинге персонала, по которому получаете в свое распоряжение необходимых работников. Оформлять их в собственный штат не нужно. По этому договору вам будет выставлен счет, в который войдет и зарплата нанятых таким образом сотрудников. Получается, что это просто расход (а не расход на заработную плату), а значит, вам полагается существенный налоговый вычет по прибыли и возврат по НДС. Выгода налицо.
Отличия аутстаффинга от аутсорсинга
Под аутсорсингом понимается поручение (делегирование) другим исполнителям некоторых функций, не являющихся для предприятия профильными. По большей части это какие-то задачи юридического плана или связанные с кадровыми вопросами, ведением бухгалтерии. Иногда на аутсорсинг передается часть производственных процессов (по изготовлению вторичных или дополнительных продуктов, например) или даже продажи.
Многим может показаться, что аутсорсинг и аутстаффинг — это в принципе одно и то же. Но эти услуги очень отличаются и по своей функциональности, и с юридической и правовой точек зрения.
Полезные материалы для увеличения продаж с вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства интернет-маркетинга TFA, автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Компании, осуществляющие услуги аутстаффинга персонала, предоставляют фирмам-заказчикам необходимых сотрудников на срок от 9 месяцев и более. Важный юридический нюанс: этот наемный персонал официально входит в штат компании-аутстаффера. Она лишь заключает с заказчиком временный договор, в котором описаны предстоящие к выполнению работы и сумма к оплате.
В случае с аутсорсингом на стороннюю компанию возлагается выполнение некоторой части бизнес-процессов. В аутстаффинге такого нет, и в этом основное различие данных понятий. Но не единственное. Нанятому через аутстаффинг сотруднику предоставляется рабочее место, он выполняет ряд должностных обязанностей и получает за это заработную плату. То есть как и любой штатный сотрудник, только в течение оговоренного срока. А если человек сотрудничает с вами через аутсорсинг, то его задача — выполнить лишь порученный участок работы. Все остальные дела фирмы его не касаются.
В таблице отличия аутсорсинга и аутстаффинга смотрятся нагляднее:
Поручение сторонним фирмам выполнения некоторых бизнес-процессов или функций своего предприятия.
Удаленное сотрудничество. Заказчику предоставляется готовый результат (проект, товар, услуга). Всю работу сотрудники выполняют на территории компании, предоставляющей услуги аутсорсинга.
Все работы ведутся в компании заказчика. Нанятые сторонние сотрудники (наряду с остальными членами коллектива) подчиняются уставу и правилам внутреннего распорядка.
Об оказании услуг и о сохранности данных (конфиденциальность).
О предоставлении наемного персонала.
Выполненная работа (с учетом ее объема и качества исполнения). На заказчика не возлагаются расходы по зарплатам, налогам, премиям, больничным и отпускам.
Оплачивается конечный результат. График работы сотрудников и прочие нюансы заказчику не интересны, для него на первом месте — качество исполнения.
Предоставленный от фирмы-аутстаффера персонал. На заказчика не возлагаются расходы по зарплатам, налогам, премиям, больничным и отпускам.
Нанятые сотрудники работают в компании, заказавшей услугу аутстаффинга. Все от начала до конца подконтрольно заказчику. Он устанавливает правила работы и следит за их исполнением. И, собственно, платит за весь трудовой процесс.
Утечка ценной информации.
Убытки в случае, если услуга оказана некачественно.
Нарушение централизации в расходовании бюджетных средств.
Необходимость пересмотра ценообразования.
Проблемы с налогообложением расходов.
Вопросы со стороны трудовой инспекции.
Снижение расходов на 20–30 %.
Высокий уровень качества выполнения узкоспециализированных, непрофильных для заказчика работ.
Уменьшение расходов по заработным платам до 50 %.
Наличие сотрудников даже для низко востребованных специальностей.
Снижение текучки кадров.
Более простая система налогообложения.
Заказчик платит только за услугу. Диктовать какие-то условия привлеченным специалистам — не в его полномочиях.
В распоряжение заказчика поступают именно сотрудники (их число указано в договоре). В качестве исполнителя договора может выступать любая компания и кадровое агентство в том числе.
Действующие в данной сфере законы
Контракт на предоставление услуг заключается в соответствии со статьей 779 п. 1 Гражданского кодекса РФ.
А в письме УФНС № 20-12/066875 сказано, что соглашение представляет собой договор на оказание услуг.
Запрет заемного труда прописан в статье 56 п. 1 Трудового кодекса РФ (редакция 2016 г.).
Ст. 18.1 п.6 ФЗ № 1032-1 разрешает выводить сотрудника из штата, если он отвечает определенному ряду требований.
Есть еще различие по спецификации работ, выполняемых при аутсорсинге и при аутстаффинге. В первом случае это чаще некий интеллектуальный труд. А во втором ограничений по типам работ нет.
Преимущества и риски аутстаффинга
В рамках аутстаффинга персонала специалист приходит работать в компанию, но не зачисляется в ее основной штат. Юридически он не работник данной фирмы, но выполняет в ней все возложенные на него обязанности. Какие в этом есть положительные моменты? Единственное, что можно назвать,— это точное соблюдение всех требований Трудового кодекса (если речь идет об ответственном провайдере по аутстаффингу). Большинство подобных фирм заботятся о своей репутации, поэтому нарушений не допускают.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
А вот для компаний-заказчиков в такой форме сотрудничества плюсов значительно больше. Например:
Аутстаффинг персонала уже больше 50 лет очень популярен в Японии и США. Там давно поняли, что это выгодно. Расходы (и постоянные, и временные) на привлечение и обслуживание персонала становятся меньше. Как результат, снижается стоимость человеко-часа, а значит, и себестоимость производимого продукта. А это непременно ведет к росту фактической прибыли предприятия.
Для сотрудника работать по аутстаффу — это скорее минус. Подобный подход не дает достаточной уверенности в завтрашнем дне. Такого сотрудника могут уволить в любой момент, если в его услугах больше не нуждаются. Впрочем, хороший аутстаффер быстро подыщет новое место.
Тут вообще многое зависит от опытности и грамотности компании, предоставляющей услуги аутстаффинга персонала.Случается, к примеру, такое, что для сотрудничества выбирается аутстаффер, практикующий черные зарплаты (зато предлагающий самые выгодные цены за свои услуги). В результате работники теряют свои права, защиту и не получают прибавлений к будущей пенсии. При этом и заказчик рискует, потому что у него работают люди без какого-либо оформления.
Правовые аспекты аутстаффинга в 2020 году
На сегодняшний день многие полагают, что в России аутстаффинг в 2016 году был запрещен и наем сотрудников через компании-аутстафферы стал незаконным.
Да, разговоры на эту тему велись. И даже создавались проекты нормативно-законодательных актов, в которых впервые использовалось такое понятие, как заемный труд.
1 января 2016 года в силу вступил закон (многими он был воспринят как закон о запрете аутстаффинга) об использовании заемного труда.
Правовые аспекты аутстаффинга
Но в действительности там вовсе не шла речь о запрете. Новый закон не запрещал ни аутстаффинг в целом, ни использование заемного труда в частности. Речь идет о Федеральном законе № 116 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 05.05.2014. И он не налагал с 2016 года запрет на аутстаффинг, а привел официальное определение для заемного труда, а также порядок его использования на территории России.
То есть закон не запретил аутстаффинг персонала, а регламентировал для юридических лиц условия его использования и предоставления как услуги.
Стоит еще раз подчеркнуть, что в России нет полного запрета на аутстаффинг. Но и предоставлять, и использовать его разрешается лишь с соблюдением установленного законом порядка и с учетом определенных ограничений.
Об этом можно поговорить чуть подробнее, чтобы ни у кого не осталось сомнений по поводу запрета аутстаффинга с 2016 года.
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.