Лоббирование что это означает простыми словами
Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.
Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.
С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».
Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).
Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).
В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.
То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).
Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.
Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.
Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.
Методы лоббистской деятельности:
Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.
Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.
Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).
В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):
Разрешено ли лоббирование в РФ
Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.
Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).
Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.
Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.
Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.
В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.
После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.
Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Впервые слышу такое понятие, но тоже интересно узнать. Такими терминами как «Лобби» в основном пользуются дизайнеры или сотрудники музеев, скорее всего.
А вот лоббизмом я не прочь бы и позаниматься во благо народа.
Хоть одна петиция получила в нашей стране зелёный свет? У меня такое чувство, что глас народа только тогда находит поддержку власти, когда этот глас совпадает с мнением власти.
Лоббизм (Лоббирование) — что это такое, и как работает. Кто такой Лоббист.
Лоббизм (Лоббирование) – это практика поощрения, противодействия или любое другое воздействие или попытка повлиять на принятие, опубликование, изменение или исключение регулирующих положений в любом регулирующем органе.
Что такое ЛОББИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Лоббизм (Лоббирование) – это любая деятельность, осуществляемая с целью прямо или косвенно повлиять на формулирование или реализацию политики и процесс принятия решений в отношении законодательной или регулирующей деятельности.
Это сложная область, и от тех, кто ее практикует (лоббистов), часто требуется хорошее знание политики, бизнеса, коммуникации, права и этики.
Лоббирование включает продвижение или попытку повлиять на предоставление гранта или контракта с любым отделом или агентством исполнительной, законодательной или судебной ветви власти страны.
Лоббирование – это инструмент, который позволяет нам изменить ситуацию, изменить законы и оказать давление на правительство. Он включает в себя использование убедительных усилий, чтобы убедить законодателей и политиков в необходимости влиять на политические изменения, решения и политику правительства.
Действующая нормативно-правовая база Европейского Союза определяет лоббирование как «всю деятельность, осуществляемую с целью прямого или косвенного влияния на формулирование или реализацию политики и процессы принятия решений в учреждениях ЕС, независимо от того, где они осуществляются и используют канал или средство коммуникации, например, через аутсорсинг, средства массовой информации, контракты с профессиональными посредниками, аналитические центры, платформы, форумы, кампании и массовые инициативы».
Лоббирование – это деятельность, которая осуществляется на разных уровнях, от компаний до небольших ассоциаций. На уровне бизнеса лоббирование обычно осуществляется в наиболее регулируемых секторах.
Политический лоббизм.
Работа политиков – способствовать политическим изменениям, которые могут принести пользу тем, кого непосредственно затрагивают проблемы государства. Политики полагаются на лоббистов, которые знакомят их с фактами, проблемами и обоснованием своих аргументов, чтобы помочь им прийти к осознанному и справедливому решению, касающемуся проблемы. Эти вопросы могут относиться к таким темам, как
В политике лоббизм – это профессиональная деятельность, направленная на защиту законных интересов в различных областях принятия политических решений. Он стремится передать положение и интересы организации государственной администрации и различных политических партий. Таким образом, эти интересы становятся частью дискуссии и принимаются во внимание, чтобы гарантировать, что законы приносят пользу и не наносят вред интересам организации, группы ил партии.
Каковы цель лоббирования?
Кто такой лоббист?
Лоббист – это
Понятие «лоббист» не включает в себя следующее:
Итак, лоббист пытается влиять на решения правительства, подавая петиции государственным чиновникам и законодателям. Лоббирование инициируется избирателями, другими законодателями или различными группами. Лоббистские фирмы, похожие на фирмы по связям с общественностью, представляют клиентов политикам и правительственным законодателям.
Проблемы лоббизма.
Хотя лоббирование может быть положительной силой в демократии, оно также может быть механизмом, позволяющим влиятельным группам влиять на законы и постановления в ущерб общественным интересам.
Это может привести к чрезмерному влиянию, недобросовестной конкуренции и захвату политики в ущерб эффективной политике.
Хотя многие страны обращаются к рискам, связанным с лоббированием, практика влияния на государственную политику вышла за рамки лоббирования, и многим странам еще предстоит устранить риски, связанные с взаимодействием лоббистских групп с государственными должностными лицами.
Функции лоббиста.
Виды лоббирования.
Существует два основных вида лоббирования:
Прямое лоббирование
Пытаясь добиться изменения политики, правозащитные группы или отдельные лица могут предпринять усилия, чтобы повлиять на представителей избирательного округа посредством прямого лоббирования. Это мощный и четкий подход, основанный на построении рабочих отношений с законодателем посредством личных встреч, электронных писем или контактов с влиятельными участниками и представителями и облегчения связей между ними в попытке мобилизовать других для внесения изменений.
Этот подход требует стратегии и должной осмотрительности до, во время и после процесса, чтобы оказать нужное давление, придерживаться лучших практик лоббирования и получить наиболее благоприятный результат.
Косвенное лоббирование
Косвенное лоббирование происходит через другие каналы, такие как СМИ, и поэтому происходит более публично.
Цель непрямого лоббирования – мобилизовать других и повлиять на позицию законодателя, агитируя вопрос, заставляя законодателей и представителей действовать.
Повышая осведомленность общественности о проблеме и пытаясь повлиять на общественное мнение, лоббирование привлекает всеобщее внимание и заставляет политиков отреагировать и принять меры. Косвенное лоббирование может осуществляться через СМИ, телевидение или даже социальные сети.
Формы лоббирования.
Существуют различные формы лоббирования: попытки повлиять на политиков изнутри (совместная работа с ними по вашему вопросу), консультации, конференции, общественные собрания, лоббирование на личных встречах, а также письменное или телефонное общение. Это кратко объясняется ниже.
Работа с политиками (инсайдерское лоббирование)
Если вы умеете работать внутри системы, вы можете оказывать значительное влияние на политику. Вы можете развивать эти отношения, работая над предоставлением услуг по данному вопросу или участвуя в консультативных форумах (например, правительственных комитетах или рабочих группах). По мере того как ваша организация накапливает опыт, вы начнете получать признание в качестве «экспертов» и в качестве ресурса для лиц, определяющих политику. Работа «изнутри» позволяет вам познакомиться с политиками и, таким образом, оказывать на них более эффективное влияние.
Пример инсайдерского лоббирования:
После пропаганды Европейского союза, направленной на прекращение экспериментов на животных, было назначено представителя в комитет Европейского союза (ЕС), который проводил этический обзор экспериментов на животных, финансируемых ЕС. Представитель смог представить исследования и документы, в которых одобрялись альтернативы экспериментам на животных, а также повлиять на мнения по отдельным исследовательским проектам.
Однако такой подход не лишен недостатков:
Инсайдер должен быть признанным экспертом, но также иметь сильную личность и приверженность обсуждаемой проблеме и ценностям.
Консультации
Во многих странах сейчас существует множество групп по интересам, которые имеют свое мнение по вопросам политики. Правительство может начать «консультацию» для сбора мнений по теме. Постарайтесь присутствовать на этих консультациях или поделиться своим мнением, отправив короткий, хорошо написанный документ. Важный навык адвокации, который вам следует развить, – это способность анализировать и комментировать стратегии, политику и законодательство. Этому способствуют соответствующие знания в области политики и тщательное знание определенной проблемы с практической точки зрения.
Личные встречи
Личные встречи играют важную роль в лоббировании.
Это может занять много времени, но будьте настойчивы. Перед встречей с человеком, принимающим решения, хорошо подготовьтесь. Обычно хорошо работать с одним или двумя коллегами, и у каждого из вас должна быть своя роль. Вероятно, это будет короткая встреча. Постарайтесь составить расписание и придерживаться его. Составьте небольшое количество замечаний, которые вы хотите высказать, и убедитесь, что вы их говорите. Не отвлекайтесь.
Презентации
Проведение презентаций по вашей проблеме может помочь повлиять на различные аудитории политиков. Это может быть подкреплено фотографиями или плакатом. В вашей лоббистской группе вам нужен кто-то, кто может красноречиво говорить, и кто-то, кто может сделать короткую презентацию на компьютере (PowerPoint – лучший инструмент).
Конференции, семинары, публичные встречи и т. д.
Вы можете лоббировать свою проблему на любых соответствующих конференциях, семинарах, встречах с общественностью или других соответствующих мероприятиях. Такая форма лоббирования имеет большое преимущество в том, что ключевые политические мыслители по вашей проблеме будут присутствовать в одном месте и сосредоточены на обсуждении вопросов.
Сделать это можно такими способами:
ЛОББИРОВАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ЛОББИРОВАНИЕ» в других словарях:
лоббирование — пробивание, лоббистирование Словарь русских синонимов. лоббирование сущ., кол во синонимов: 2 • лоббистирование (1) • … Словарь синонимов
ЛОББИРОВАНИЕ — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Лоббирование — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия
лоббирование — ср. 1. процесс действия по гл. лоббировать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лоббирование — лобб ирование, я … Русский орфографический словарь
лоббирование — (2 с), Пр. о лобби/ровании … Орфографический словарь русского языка
ЛОББИРОВАНИЕ — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений … Большой экономический словарь
Лоббирование — (lobbying), деят ть отд. лиц или групп давления, стремящихся добиться поддержки со стороны депутатов политиков, мин. или иных руководящих работников, либо общ ва посредством прямых контактов или с помощью ср в массовой информации. Термин Л.… … Народы и культуры
Лоббирование — LOBBYING Способ воздействия на членов парламента и государственных чиновников с целью принятия решений, которые выгодны тем или иным заинтересованным группировкам … Словарь-справочник по экономике
Лоббирование — (от англ. lobbi кулуары) совокупность действий частных, публичных, облеченных властью лиц, общественных организаций, оказывающих воздействие на принятие решений законодательной или исполнительной властью … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз
Лоббирование
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.
Лобби́зм — практика отстаивания интересов в парламенте неправительственными объединениями и финансово-промышленными группами. Иногда ассоциируется с коррупцией во власти или служит её эвфемизмом. Депутаты, представляющие интересы этих группировок, называются лоббистами, а их группы — лобби. Они участвуют в продвижении нужных законопроектов.
Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.
В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.
Под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли. И легализация этой деятельности позволяет сделать прозрачными взаимоотношения власти и бизнеса, чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик.
Лобби́зм (англ. lobbyism, от lobby — кулуары) — давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует во всех демократических странах. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.||
Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён, т.о., с коррупцией) и неформальный. Лоббизм связан с развитием партийной системы и корпоративизма, но обратной связью.
Содержание
Формы (технологии) лоббизма
Регламентация лоббизма в западных странах
Международный опыт регулирования лоббистской деятельности: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция [1]
Соединенные Штаты Америки
В Соединенных Штатах лоббизм осуществляется в соответствии с принятой в 1789 году первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. В 1876 году был принят закон, согласно которому все, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента — палате представителей (the House), у клерка нижней палаты парламента (the clerk of the House).
Долгое время под лоббизмом в США понималось лоббирование, прежде всего, определенных внешнеполитических интересов, и именно этот смысл был вложен в закон 1938 года о регистрации иностранных агентов (ФАРА), обязывающий их регистрироваться и отчитываться в своей деятельности. Нормы закона применяются, если одна из сторон действует от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного субъекта или другого так называемого иностранного принципала, который занимается лоббистской деятельностью или является частью представительства этого иностранного клиента. Интересным является тот факт, что данный закон был принят в качестве меры по предотвращению нацистской и коммунистической пропаганды в США. Только в 1966 году в него были внесены поправки, сместившие акцент с пропагандистской на политическую и экономическую деятельность.
В 1946 году в США приняли специальный закон о регулировании лоббизма, в котором было установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. Рассмотрим ключевые нормы данного закона.
Кто является лоббистом. В § 266 закона сказано, что его действие распространяется на любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: а) принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта;
б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».
На какие ветви власти распространяется закон. Закон распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США.
Порядок регистрации лоббистов. В § 267 закона подробным образом описана процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты. Согласно закону лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма, сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств; подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале; лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименование каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно согласно договору о найме должно препятствовать либо оказывать поддержку.
Правовые ограничения лоббизма. В § 269 закона указаны правовые ограничения лоббизма. Взятки и откровенный подкуп, например, членов Палаты представителей и Сената запрещены. Меры ответственности были установлены следующие: штраф до 5000 долларов, либо тюремное заключение на срок не более 12 месяцев, или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры — лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.
Мощное наступление на лоббизм было предпринято в 70-е годы прошлого века. Именно в это время были приняты нормы, косвенно регулирующие деятельность лоббистов, хотя потребность в новом законе для многих уже тогда была очевидной. В 1971 году вступил в силу Закон о федеральных избирательных кампаниях, гарантировавший государственное финансирование кандидатов в президенты от двух основных партий. Закон нацелен на ограничение влияния групп давлений, желающих провести своего президента к власти. Известно, что за каждым из первых лиц стоят, как правило, определенные силы влияние: за Эйзенхауэром — военное лобби, за Джонсоном — нефтяники Техаса, за Рейганом — «калифорнийская группа», за Джорджем Бушем младший — компания «Халибертон» и т. д.
В 1974 году была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц и Комитетов Политического Действия, через которые шли деньги лоббистов. По замыслу поправки Комитеты политического действия должны были аккумулировать средства граждан, групп, объединений и ввести в сбор средств на выборы в конгресс некоторое единообразие. Но действие поправки не привело к желаемым результатам, так как на практике крупная корпорация просто имеет не один Комитет политического действия, а столько, сколько потребуется, что бы «рассовать» нужную сумму.
В 1979 году была создана профессиональная ассоциация лоббистов — Американская лига лоббистов. Организация издает ежемесячный бюллетень, занимается пропагандой особой роли профессии лоббиста, подчеркивая ее значимость и важность в объективном принятии государственных решений.
В 1995 году Президент США Билл Клинтон подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. Его действие распространилось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти, было введено много новых терминов, а также перечислены 19 видов действий, не подпадающих под понятие «лоббизм». Штрафы за нарушение закона увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозит. В новом законе появилось положение о том, что все иностранные лоббисты, представляющие коммерческие интересы, регистрируются наравне с их американскими коллегами, а иностранными агентами, подпадающими под действие ФАРА, считаются теперь только агенты влияния иностранного государства в целом (работники посольств, межгосударственных организаций и т. д.). Произошло это в связи с глобализацией бизнеса в мире, в результате чего усилилась степень влияния иностранного лобби в США. Необходимость принятия нового закона также объяснялась тем, что только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов и т. п.
Порядок регистрации и отчетности в Lobbying Disclosure Act. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны зарегистрироваться у секретаря (Secretary) Офиса Сената по общественным записям (Senate Office of Public Records), который доводит всю информацию о лоббисте до общественной инспекции (public inspection). Существует две формы для регистрации: LD-1, форма для тех, кто регистрируется впервые, и форма LD-2, для тех, кто уже был зарегистрирован ранее.
Каждые полгода (не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные) лоббисты и лоббистские фирмы обязаны послать детальный отчет о своей деятельности (согласно запросам в указанных формах) в Офис по общественным записям (the Office of Public Records). Допускается два варианта заполнения: бумажное заполнение (Paper Filing) и электронное заполнение (Electronic Filing), которое потом может быть отправлено по электронной почте.
Бумажное заполнение (Paper Filing) требуемых форм отсылается через почту Соединенных штатов, службу Federal Express (FedEx) или UPS. Отчеты, доставленные в Офис по общественным записям (the Office of Public Records), на которых будет стоять почтовый штемпель с датой не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные, считаются пришедшими вовремя. Для ручной доставки документов можно использовать только правительственных курьеров со специальным удостоверением личности, разрешенным Федеральным Правительством (Federal Government). При электронном заполнении (Electronic Filing) требуемых форм лоббисту присваивается регистрационный номер и пароль, после чего он может заполнить форму с помощью специальной программы.
Кто является лоббистом по Lobbying Disclosure Act. Лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев.
На какие ветви власти распространяется Lobbying Disclosure Act. Действие закона распространяется на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти.
Сегодня в США выходят несколько информационных бюллетеней, посвященных вопросам лоббизма. Самыми авторитетными из них являются сборник «Вашингтонские представители» и «О’Двайерс Вашингтон рипорт».
Справочник «Вашингтонские представители» выходит ежегодно, содержит около 1000 страниц текста и стоит порядка 100 долларов. В справочнике содержатся данные о годовой деятельности лоббистов, будь то юридические консультанты, сотрудники различных учреждений со штаб квартирой по связям с органами государственной власти в Вашингтоне. В опубликованном в 1993 году ежегодном сборнике было официально зарегистрировано 15 тысяч лоббистов.
Бюллетень «О’Двайерс Вашингтон рипорт» издается с 1992 года сначала ежемесячно, а затем — из-за большого количества информации — два раза в месяц. Стоимость подписки на год составляет 95 долларов. Бюллетень в основном предназначен для лоббистов, представляющих иностранных компании и государства в США и содержит данные о различных контактах иностранных лоббистов, их цели и гонорары за предоставленные услуги.
Все недостатки, связанные с лоббизмом американским политикам, юристам и политологам хорошо известны. Но лоббистов принято сравнивать с комаром, вьющимся над быком (Конгрессом) и заставляющим его энергично пахать, или с дыханием, которое необходимо организму независимо от того, чистое оно или нет. Никому и в голову не придет запретить лоббизм или поставить лоббистов в чрезвычайно жесткие рамки, что объясняется тем положительным потенциалом, который свойствен лоббизму.
В дополнение к опубликованным законам, применяемым к лоббистам и лоббистской деятельности в Конгрессе США, существуют парламентские правила как в Палате представителей, так и в Сенате, которые, однако, не применяются вопреки этим федеральным законам или же прямо применимы к частным лицам, лоббирующим Конгресс, и которые могут серьезно повлиять на деятельность и поведение таких лоббистов. Эти правила устанавливают этические директивы и правила поведения для депутатов и служащих Конгресса. Кроме того, имеются этические директивы и профессиональные нормы для лоббистов, установленные добровольными организациями профессиональных лоббистов.
21 января 2009 года новоизбранный президент США Барак Обама ужесточил правила для лоббистов. Он запретил администрации Белого Дома принимать от них подарки: «Для лоббистов будут введены самые жесткие ограничения за всю историю президентских администраций США. Подарки от лоббистов сотрудникам администрации будут также запрещены».
Канада
Закон о регулировании лоббистской деятельности (Lobbyists Registration Act) был принят сравнительно недавно — в 1988 году. Закон LRA не распространяется на следующих лиц, действующих строго в рамках своих компетенций: члены законодательных или исполнительных органов власти провинций; члены дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств; члены представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии;
Лоббизмом согласно закону LRA не считается:
Классификация лоббистов, согласно LRA:
Рассмотрим каждый из видов более подробно. Лоббисты-консультанты определяются как лица, которые за плату в интересах любой организации или частного лица:
Во-первых, обращаются к госслужащему с целью:
а) разработки проекта закона; б) введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта; в) разработки любого регламента; г) разработки или изменения государственной политики или программы; д) получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.
Во-вторых, организуют встречу госслужащего и третьего лица. Лоббисты-консультанты не позднее, чем через 10 дней после начала любого из вышеописанных действий должен отправить в регистрирующий орган следующую информацию:
Корпоративные «встроенные лоббисты» — это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, значительную часть (20 % и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилированной компании (если работодатель не физическое лицо) по вопросам:
Корпоративный «встроенный лоббист» должен в течение двух месяцев отправить в регистрирующий орган следующую информацию:
«Встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)) — это лица, которые являются сотрудниками организации, и любую часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах компании-работодателя по вопросам:
Регистрацией «встроенных лоббистов» от организации занимается компания-работодатель, в том случае, если общее количество времени, в течение которого все работники организации заняты лоббистской деятельностью, составляет не менее 20 процентов общего времени занятости всех сотрудников. Если это условие выполняется, компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской деятельностью меньше 20 процентов).
Органом, регистрирующим лоббистов в Канаде, является Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada), которое каждый год публикует финальный (итоговый) отчёт.
За соблюдением требований закона LRA следит специально назначаемый советник по этике (Ethics Counsellor). Советник по этике руководит работой по составлению «Кодекса поведения лоббиста» (LOBBYISTS’ CODE OF CONDUCT). При нарушении лоббистом правил LRA или кодекса советник по этике организует расследование инцидента. По завершении расследования отчет, включающий сведения обо всех полученных лоббистом сумм, и совершенных им расходах, отправляется в Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada) и в каждую из палат парламента, которые на основе отчета выносят заключение.
Канадская система регулирования лоббистской деятельности более либеральна, чем американская, что вызывает множество нареканий со стороны общественности. Чаще всего предметом критики становится то, что в Канаде:
Таким образом, несмотря на то, что за нарушение правил регистрации и кодекса лоббистов могут налагаться штрафы, реестр лоббистов в Канаде носит, скорее, информативный характер.
Великобритания
Великобритания является страной с одним из самых либеральных подходов к вопросам лоббизма. Недаром исследователь Сэм Блэк, анализируя опыт работы консалтинговых фирм в области связей с общественностью в Великобритании, отмечает особую полезность лоббирования для ускорения или, наоборот, противодействия процессам принятия решений парламентом.
В Великобритании нет закона о лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов (основной документ — Civil Service Code, на основе его каждый департамент принимает свой Management Code). Тем не менее, эти нормативные акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления.
Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов занимается Комитет по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданном в 1994 г. при премьер-министре Джоне Мейджоре.
В первом докладе Комитета утверждалось, что лоббировать в парламенте и министерствах — неотъемлемое право каждого. С самого начала своей деятельности Комитет исходил из того, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых. Это решение объяснялось тем, что создание единого реестра лоббистов, помимо очевидных организационных сложностей, будет способствовать созданию имиджа «закрытой» власти, закупорке каналов вертикальной коммуникации в обществе (не важно — реальной или воображаемой).
Лоббисты же, по мнению сотрудников Комитета, могут самостоятельно объединяться в сообщества, создавать «правила игры» и самостоятельно следить за их исполнением. Так, в Великобритании созданы следующие профессиональные организации: The Association of Professional Political Consultants (APCC), The Public Relations Consultants Association (PRCA), The Institute of Public Relations (IPR). Явно намечается тенденция унификации внутренних правил этих ассоциаций. APCC и IPR ведут собственные списки лоббистов.
Говоря о рынке профессиональных лоббистских услуг в Великобритании, стоит отметить его чрезвычайную развитость. Годовой объем этого рынка оценивается в более чем 500 миллионов фунтов стерлингов. Услугами самой крупной лоббистской компании «Чайм коммьюникейшенз» пользуются не только крупные газетные и промышленные магнаты, иностранные представители (бывшее политическое руководство ЮАР и султан Брунея), но и Маргарет Тэтчер. Говоря о самой «Железной леди» стоит отметить, что, известны случаи, когда Маргарет Тэтчер представляла British Petroleum. «Если это делается официально, и с этого платятся налоги, то ничего дурного в том нет, напротив, одно хорошее», — утверждает британский депутат.
Переходя к лоббизму на законодательном уровне в Великобритании, стоит отметить, что в палате общин и в палате лордов ведется подробный реестр финансовых интересов членов парламента, который содержит подробные сведения обо всех договорах, заключенных с консультантами, представители юридических фирм и лоббистских организаций. Ответственным за ведение этого реестра является парламентский уполномоченный по стандартизации сэр Гордон Доуни. Помимо этого в его обязанности входит консультирование членов парламента по вопросам этики поведения, разъяснение положений Этического кодекса членов парламента, а также всевозможные расследования в неподобающем поведении.
Члены палаты общин и палаты лордов, имеющие финансовую заинтересованность в предстоящих дебатах по вопросу, должны заявить об этом в своем выступлении. Если рассматриваемый вопрос носит явный, непосредственный и личный характер, член парламента не имеет права голосовать по данному вопросу. Принимая участие в различных сторонах деятельности палаты, и, поддерживая деловые контакты с другими членами парламента, а также министрами, должностными лицами, члены парламента обязаны заявить о своей возможной заинтересованности.
Подводя итог к требованиям, предъявляемым членам Парламента Великобритании можно выделить:
Помимо требований, предъявляемых к «лоббируемым» Членам Парламента выделяются ряд общих требований к «лоббируемым» иным государственным служащим. Среди них можно выделить следующие:
Кроме списка интересов Членов Парламента, ведутся также: Список Интересов Журналистов, в котором журналист, имеющий доступ в Парламент обязан указать все финансовые поступления, превышающие 575 фунтов стерлингов в год, за деятельность, связанную с его нахождением в парламенте; Реестр межпартийных групп (Register of All-Party Groups).
Другой особенностью британского законодательства является регулирование лоббистской деятельности в избирательных компаниях. В законодательстве Великобритании предусмотрена ежегодная финансовая поддержка из государственных фондов партий. Она оказывается только тем партиям, от которых, по крайней мере, два кандидата были избраны на предыдущих всеобщих выборах или избран один кандидат, если за него проголосовали минимум 150 тысяч избирателей. Каждое полученное место в парламенте оценивается в 3743 фунта стерлингов плюс 7,48 фунта стерлингов на каждые 200 поданных голосов.
Общественный лоббизм и контроль в Великобритании. Работа обеих палат, за редким исключением, проходит открыто. Заинтересованные лица имеют доступ в здание и могут наблюдать за повседневной деятельностью парламента с галерей, имеющихся в помещениях обеих палат. Хансард (Hansard) — официальный отчет о дебатах в парламенте — выходит ежедневно, в нем содержатся протоколы заседаний и речи членов парламента. В каждый такой отчет включены также ответы на парламентские запросы. Хансард (Hansard), еженедельный информационный бюллетень, а также отчеты специальных парламентских комитетов и судебные решения палаты лордов можно найти на подробном сайте парламента Великобритании, расположенном по адресу: www.parliament.uk
Кроме этого, палата общин издает еженедельный информационный бюллетень, в котором излагаются подробности парламентской деятельности. Свободные доступ заинтересованных лиц предусмотрен и в Государственный архив палаты лордов, в котором можно получить архивные документы палаты лордов, начиная с 1497 года и палаты общин — начиная с 1547 года.
Тем не менее, полностью исключить случаи коррупции и злоупотребления служебным положением не удается, свидетельством чему скандальный «лоббигейт» от 1998 года и «шотландский лоббигейт» от 1999 года. В последние два года правление консервативной партии Великобритании стали известны случаи лоббирования политиками интересов некоторых фирм. Скандал вызвали, прежде всего, сообщения о том, что бывший депутат Нил Гамилтон в обмен на солидную плату заботился о процветании знаменитой сети магазинов «Харродс».
После этих случаев ужесточились требования к государственным служащим, работающим в исполнительных органах власти. В июле 1998 года Секретарь кабинета Sir Richard Wilson выпустил «Руководство для государственных служащих: контакты с лоббистами», где были детально прописаны правила поведение госчиновников при общении с лоббистами.
Стоит констатировать, что на данный момент тема лоббизма и методов его регулирования находится на периферии общественной «повестки дня». В докладах, описанного выше Комитета по стандартам публичной сферы лоббизм не упоминался с 1999 года, когда были ужесточены требования к государственным служащим после «лоббигейтского» скандала.
Германия
Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии закреплены в статье 17 Конституции, которая гласит «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент». В Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд документов, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам в первую очередь следует отнести: «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности Бундестага», «Кодекс поведения члена Бундестага», «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге». Рассмотрим подробнее каждый из них:
При регистрации германский лоббист должен представить следующие сведения: название и адрес союза (в немецком языке термин «союз» эквивалентен термину «группа интересов»); состав правления; область интересов союза; количество членов союза; имя представителя союза и адрес представительства при Бундестаге и Федеральном Правительстве. На основании сведений о руководстве, количестве членов и области интересов союза германский депутат может судить об авторитетности и репрезентативности зарегистрированного лоббиста.
В соответствии с данным положением в палатах германского парламента представлены несколько сотен лоббистских структур федерального уровня. Благодаря регистрации лоббистские структуры получают официальную возможность принять участие в работе профильных комитетов, открыто формулировать свои мнения на открытых слушаниях и т. п.
К недостаткам германской практики регулирования лоббизма, по общему мнению, является произвол германских чиновников при отборе групп интересов, участвующих в разработке законопроектов в министерствах, и отсутствие гласности на стадии обсуждения законопроектов в государственных органах.
Франция
Во Франции лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы. Только с начала 1980-х годов к легитимному лоббированию интересов среди законодателей появляется интерес. Однако, как верно замечает Татьяна Лебедева в книге «Искусство обольщения. Паблик рилейшнс по-французски», не стоит думать, что практика лоббизма во Франции сошла не нет, где «политика влиятельных друзей» всегда являлась существенным фактором в решении дел.
В январе 1991 года во Франции создается ассоциация советов по лоббизму, призванная ввести в определенную систему отношения государства и представителей заинтересованных групп.
На основании Конституцией 1958 года во Франции также действует Социально-экономический совет. Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и призван давать правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Таким образом, он исполняет роль своеобразного «лоббистского парламента». Подобные органы, кстати, действуют также в Австрии и Голландии.
Недостатками французского подхода являются запрет лоббирования в органах законодательной власти и возникновение проблем, связанных с формированием Социально-экономического совета, обеспечения в нем равномерного представительства различных профессиональных групп. Однако существующие ограничения не мешают специально созданным организациям выступать посредниками для продвижения различных интересов в органах государственной власти. При этом это одинаково верно для заказов как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Показателен в данной связи документ, который приводит в своей книге руководитель ведущей консалтинговой фирмы в сфере паблик рилейшенс Жан-Пьер Бодуан. В этом документе описываются конкретные виды услуг, которые оказывают консалтинговые фирмы в области взаимодействия с органами государственной власти. Среди них можно выделить — продвижение идей заинтересованной стороны в органах власти, теоретическая разработка и практическое применение коммуникационных стратегий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти для принятия или изменения решения, внесение нужных изменений в законодательство и т. п. Приводятся также классический набор услуг для продвижения интересов внешнего заказчика при проведении взаимоотношений с органами государственной власти Франции: консультирование и содействие иностранным государствам, иностранным компаниям, государственным или негосударственным организациям и пр.