Лоббирование интересов что это
Что такое лоббизм. Объясняем простыми словами
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — это влияние на чиновников и законодателей, направленное на принятие выгодного для определённой группы решения.
Используя налаженные деловые контакты и финансирование, лоббист влияет на принятие решений госорганов в пользу интересов «своих» клиентов. Это могут быть социальные группы, объединения компаний, общественные движения, целые отрасли или конкретные лица.
Если компания считает полезным или, напротив, опасным для себя появление каких-то нормативно-правовых актов или иных решений властей, ей приходится просить о содействии депутатов или чиновников, либо выносить вопрос на публичное обсуждение через бизнес-омбудсмена, союзы предпринимателей и пр. Это одно из проявлений лоббизма.
Инструмент, которым лоббисты пользуются постоянно, — донесение нужной позиции через встречи или брифинги с участием отраслевых объединений и бизнес-ассоциаций. В то же время для влияния на принятие решения могут использоваться и более агрессивные способы: митинги, демонстрации, проплаченные статьи, эфиры на телевидении, компании по изменению общественного мнения в социальных сетях.
При этом методы лоббизма могут быть как законными, так и незаконными (как правило, это коррупция, то есть подкуп чиновников).
Благодаря лоббированию можно донести до властей важность определённых проблем и предостеречь их от принятия неоптимальных решений. При этом стоит признать, что любое продвижение чьих-либо интересов чаще всего будет сопровождаться ущемлением прав других групп.
Пример употребления на «Секрете»
«В Костромской области разрешили не закрывать цветочный бизнес на время карантина, позволив продолжить работу в апрельские нерабочие дни. Борцы с коррупцией усмотрели в этом лоббизм: цветы выращивает Елена Ситникова — жена депутата Госдумы от региона Алексея Ситникова».
Ошибки в употреблении
В России термины «лоббизм» и GR (government relations — «связи с государством») зачастую используют как синонимы: и в том, и в другом случае речь идёт о людях, которые помогают наладить взаимоотношения с чиновниками. Впрочем, в профессиональной среде принято считать, что GR больше относится к менеджменту, связанному с коммуникационной функцией, тогда как лоббисты более подкованы в юридических тонкостях. Специалисты по «связям с государством» чаще работают на официальных должностях в компаниях, в то время как лоббисты остаются в тени и трудятся на аутсорсе.
Нюансы
Лоббистов в России до сих пор ассоциируют с коррупцией и «решалами» из 1990-х. Таких персонажей действительно тоже можно встретить — речь идёт о людях, торгующих связями: некоторые из них заносят взятки нужным людям, а некоторые — откровенные мошенники. Однако к реальным лоббистам подобные дельцы не имеют никакого отношения.
Несмотря на «теневой» статус лоббизма, практически у каждой крупной отечественной компании есть собственный GR-отдел, взаимодействующий с представителями власти, а в крупных вузах страны представлены программы обучения принципам лоббистской деятельности и GR. К тому же, по мнению экспертов, по существу российский лоббизм мало чем отличается от общемирового, несмотря на отсутствие официального регулирования.
«Официального лоббизма в России нет (что плохо, строго говоря), но негласно он всегда процветал пышным цветом», — говорил в 2015 году Сергей Иванов, занимавший тогда пост главы администрации президента.
Несмотря на это, лоббизмом, как правило, занимаются вовсе не те, кто получил профильное образование. В России лоббистами (как в GR, так и на аутсорсе) нередко становятся бывшие аппаратчики (выходцы из Госдумы, Совета Федерации, министерства или ведомства, администрации президента или аппарата правительства), поскольку важны не только личные контакты и знакомства с представителями госорганов, но и знание регламента, процедуры принятия решения, умение встраиваться в эти процессы.
Например, Валерий Драганов работал в правительстве и Госдуме, после чего занял пост вице-президента «Русала» по связям с госорганами, а затем снова стал парламентарием.
Практика
Считается, что лоббисты взаимодействуют со всеми госструктурами, а основным полем деятельности выступает Госдума. На деле же ключевые решения принимаются выше — в правительстве (особенно в ФАС и профильных министерствах) и администрации президента. «Задача — так подобрать аргументы, чтобы это было прежде всего выгодно представителю власти. Если ты работаешь чиновником из Минфина — речь идёт о бюджете, если ты работаешь с Минздравом — ты так подбираешь аргументы, чтобы доказать, что твоё решение выгодно прежде всего Минздраву, потому что это окажет положительное воздействие на продолжительность жизни, сокращение числа заболеваний и так далее», — пояснял «Коммерсанту» руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
Зарубежная практика
В США лоббизм попал под официальное регулирование ещё в 1946 году. При этом для американских лоббистов введена процедура регистрации в специальном реестре и обязанность отчитываться о договорах с каждым клиентом, а также о полученных гонорарах. Несоблюдение этих правил чревато штрафами или уголовной ответственностью.
За последние годы лоббистские практики всё чаще переводятся в официальное поле. Если в 2010 году они подпадали под регулирование лишь в восьми странах ОЭСР, то в 2020-м такая деятельность в той или иной степени регулировалась уже в 23 государствах, в том числе в Австрии, Германии, Словении, Перу, Литве, Великобритании, Австралии, Венгрии, Исландии, Латвии, Румынии, Канаде, Франции.
Лоббизм
Из Википедии — свободной энциклопедии
Лоббизм осуществляется на уровне межгосударственных образований и международных организаций — например, в органах Евросоюза, ВТО, ЕАЭС и т. д.
На уровне государства, лоббизм чаще всего распространён в органах законодательной власти, где депутаты реализуют своё право на представительство интересов своих избирателей и сторонников.
В ряде стран и организаций лоббизм легализован. В некоторых государствах лоббизм законодательно запрещён и считается проявлением коррупции. Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях законным методом лоббизма является оказание финансовой поддержки государственному политику — например, путём финансирования его избирательной кампании или не запрещённое законом внесение средств в благотворительные и иные проекты, которые связаны с ним. К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и иное их финансирование, прямо запрещённое законом. Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчинённых им структур. Например, Совет Европейского союза, члены которого получают необходимую информацию от национальных экспертных органов, намного менее подвержен лоббизму, чем депутаты Европарламента, которые такой возможностью не обладают. Фактором, облегчающим лоббизм, является выборность должностных лиц населением, так как выборное лицо нуждается в финансировании своей кампании и в обеспечении благоприятного имиджа среди избирателей.
Лоббизм также присутствует в судебных органах. Лоббисты подают суду свои заключения в качестве «друзей суда», спонсируют стороны по нужным им делам, а также оказывают влияние на назначение (или избрание) судей.
По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Канада, США) лоббизм жёстко регламентирован законодательством, а лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. Во второй группе (некоторые страны Европы) лоббизм полностью (или только в отдельных органах власти) регулируется в рамках мягкого права, регистрация лоббистов необязательна. В третьей группе стран (к ней относится большинство современных государств) лоббизм не регламентирован специальным законом. Однако в большинстве стран (вне зависимости от того, есть ли в их национальном законодательстве понятие «лоббизм») правовой основой лоббизма является закреплённое конституционным актом право на подачу петиции в орган власти.
Как лоббируют законы
«Представители банков объединились в ассоциацию, пришли на круглый стол в Госдуму и рассказали, какие проблемы есть в их бизнесе». Это нормальная тема для статьи в газете, никого не удивит и мало кого заинтересует.
А вот другая тема: «Владельцы крупных банков пролоббировали выгодный для себя закон». Она привлекает больше внимания. Хотя в обоих случаях речь о лоббизме — деятельности общественных организаций и компаний по продвижению своих интересов в органах власти.
В целом лоббизм не несет вреда, а наоборот, позволяет обществу и бизнесу говорить с властью и заявлять о своих потребностях. Сложности начинаются, когда лоббизм не регулируется законом и работает сам по себе, как в России.
Лоббизм в России считают коррупцией
Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:
По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.
Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.
На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.
Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.
Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.
Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.
И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.
Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают.
По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.
За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше
Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:
В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.
GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.
Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.
Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.
Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.
За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.
Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.
Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.
Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.
В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.
Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.
В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.
В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.
Какие законы могли пролоббировать
Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.
Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.
Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.
Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.
К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.
Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.
В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.
Ольга С., бывший менеджер пиар-агентства
Я работала на проекте по продвижению тахографов и системы «Платон».
Тахографы — приборы контроля за скоростью автобуса, временем в пути и работы водителя. Требования к установке тахографов действуют приказом Минтранса с января 2018 года.
Система «Платон» — это система взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. Сбором этой платы занимается компания, которая принадлежит крупнейшим российским предпринимателям. За это ей платят ежегодно десять миллиардов рублей.
В мои обязанности входила работа со СМИ: я договаривалась, чтобы газеты и журналы публиковали заказные статьи под видом редакционных — без пометки о рекламе или партнерстве. Насколько я помню, за определенную сумму удалось договориться со многими известными изданиями.
Моя роль в агентстве была маленькой, я не знаю деталей, но нам перечисляли деньги на публикацию таких статей, а значит, были заинтересованные в этом люди.
Лоббизм (Лоббирование) — что это такое, и как работает. Кто такой Лоббист.
Лоббизм (Лоббирование) – это практика поощрения, противодействия или любое другое воздействие или попытка повлиять на принятие, опубликование, изменение или исключение регулирующих положений в любом регулирующем органе.
Что такое ЛОББИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Лоббизм (Лоббирование) – это любая деятельность, осуществляемая с целью прямо или косвенно повлиять на формулирование или реализацию политики и процесс принятия решений в отношении законодательной или регулирующей деятельности.
Это сложная область, и от тех, кто ее практикует (лоббистов), часто требуется хорошее знание политики, бизнеса, коммуникации, права и этики.
Лоббирование включает продвижение или попытку повлиять на предоставление гранта или контракта с любым отделом или агентством исполнительной, законодательной или судебной ветви власти страны.
Лоббирование – это инструмент, который позволяет нам изменить ситуацию, изменить законы и оказать давление на правительство. Он включает в себя использование убедительных усилий, чтобы убедить законодателей и политиков в необходимости влиять на политические изменения, решения и политику правительства.
Действующая нормативно-правовая база Европейского Союза определяет лоббирование как «всю деятельность, осуществляемую с целью прямого или косвенного влияния на формулирование или реализацию политики и процессы принятия решений в учреждениях ЕС, независимо от того, где они осуществляются и используют канал или средство коммуникации, например, через аутсорсинг, средства массовой информации, контракты с профессиональными посредниками, аналитические центры, платформы, форумы, кампании и массовые инициативы».
Лоббирование – это деятельность, которая осуществляется на разных уровнях, от компаний до небольших ассоциаций. На уровне бизнеса лоббирование обычно осуществляется в наиболее регулируемых секторах.
Политический лоббизм.
Работа политиков – способствовать политическим изменениям, которые могут принести пользу тем, кого непосредственно затрагивают проблемы государства. Политики полагаются на лоббистов, которые знакомят их с фактами, проблемами и обоснованием своих аргументов, чтобы помочь им прийти к осознанному и справедливому решению, касающемуся проблемы. Эти вопросы могут относиться к таким темам, как
В политике лоббизм – это профессиональная деятельность, направленная на защиту законных интересов в различных областях принятия политических решений. Он стремится передать положение и интересы организации государственной администрации и различных политических партий. Таким образом, эти интересы становятся частью дискуссии и принимаются во внимание, чтобы гарантировать, что законы приносят пользу и не наносят вред интересам организации, группы ил партии.
Каковы цель лоббирования?
Кто такой лоббист?
Лоббист – это
Понятие «лоббист» не включает в себя следующее:
Итак, лоббист пытается влиять на решения правительства, подавая петиции государственным чиновникам и законодателям. Лоббирование инициируется избирателями, другими законодателями или различными группами. Лоббистские фирмы, похожие на фирмы по связям с общественностью, представляют клиентов политикам и правительственным законодателям.
Проблемы лоббизма.
Хотя лоббирование может быть положительной силой в демократии, оно также может быть механизмом, позволяющим влиятельным группам влиять на законы и постановления в ущерб общественным интересам.
Это может привести к чрезмерному влиянию, недобросовестной конкуренции и захвату политики в ущерб эффективной политике.
Хотя многие страны обращаются к рискам, связанным с лоббированием, практика влияния на государственную политику вышла за рамки лоббирования, и многим странам еще предстоит устранить риски, связанные с взаимодействием лоббистских групп с государственными должностными лицами.
Функции лоббиста.
Виды лоббирования.
Существует два основных вида лоббирования:
Прямое лоббирование
Пытаясь добиться изменения политики, правозащитные группы или отдельные лица могут предпринять усилия, чтобы повлиять на представителей избирательного округа посредством прямого лоббирования. Это мощный и четкий подход, основанный на построении рабочих отношений с законодателем посредством личных встреч, электронных писем или контактов с влиятельными участниками и представителями и облегчения связей между ними в попытке мобилизовать других для внесения изменений.
Этот подход требует стратегии и должной осмотрительности до, во время и после процесса, чтобы оказать нужное давление, придерживаться лучших практик лоббирования и получить наиболее благоприятный результат.
Косвенное лоббирование
Косвенное лоббирование происходит через другие каналы, такие как СМИ, и поэтому происходит более публично.
Цель непрямого лоббирования – мобилизовать других и повлиять на позицию законодателя, агитируя вопрос, заставляя законодателей и представителей действовать.
Повышая осведомленность общественности о проблеме и пытаясь повлиять на общественное мнение, лоббирование привлекает всеобщее внимание и заставляет политиков отреагировать и принять меры. Косвенное лоббирование может осуществляться через СМИ, телевидение или даже социальные сети.
Формы лоббирования.
Существуют различные формы лоббирования: попытки повлиять на политиков изнутри (совместная работа с ними по вашему вопросу), консультации, конференции, общественные собрания, лоббирование на личных встречах, а также письменное или телефонное общение. Это кратко объясняется ниже.
Работа с политиками (инсайдерское лоббирование)
Если вы умеете работать внутри системы, вы можете оказывать значительное влияние на политику. Вы можете развивать эти отношения, работая над предоставлением услуг по данному вопросу или участвуя в консультативных форумах (например, правительственных комитетах или рабочих группах). По мере того как ваша организация накапливает опыт, вы начнете получать признание в качестве «экспертов» и в качестве ресурса для лиц, определяющих политику. Работа «изнутри» позволяет вам познакомиться с политиками и, таким образом, оказывать на них более эффективное влияние.
Пример инсайдерского лоббирования:
После пропаганды Европейского союза, направленной на прекращение экспериментов на животных, было назначено представителя в комитет Европейского союза (ЕС), который проводил этический обзор экспериментов на животных, финансируемых ЕС. Представитель смог представить исследования и документы, в которых одобрялись альтернативы экспериментам на животных, а также повлиять на мнения по отдельным исследовательским проектам.
Однако такой подход не лишен недостатков:
Инсайдер должен быть признанным экспертом, но также иметь сильную личность и приверженность обсуждаемой проблеме и ценностям.
Консультации
Во многих странах сейчас существует множество групп по интересам, которые имеют свое мнение по вопросам политики. Правительство может начать «консультацию» для сбора мнений по теме. Постарайтесь присутствовать на этих консультациях или поделиться своим мнением, отправив короткий, хорошо написанный документ. Важный навык адвокации, который вам следует развить, – это способность анализировать и комментировать стратегии, политику и законодательство. Этому способствуют соответствующие знания в области политики и тщательное знание определенной проблемы с практической точки зрения.
Личные встречи
Личные встречи играют важную роль в лоббировании.
Это может занять много времени, но будьте настойчивы. Перед встречей с человеком, принимающим решения, хорошо подготовьтесь. Обычно хорошо работать с одним или двумя коллегами, и у каждого из вас должна быть своя роль. Вероятно, это будет короткая встреча. Постарайтесь составить расписание и придерживаться его. Составьте небольшое количество замечаний, которые вы хотите высказать, и убедитесь, что вы их говорите. Не отвлекайтесь.
Презентации
Проведение презентаций по вашей проблеме может помочь повлиять на различные аудитории политиков. Это может быть подкреплено фотографиями или плакатом. В вашей лоббистской группе вам нужен кто-то, кто может красноречиво говорить, и кто-то, кто может сделать короткую презентацию на компьютере (PowerPoint – лучший инструмент).
Конференции, семинары, публичные встречи и т. д.
Вы можете лоббировать свою проблему на любых соответствующих конференциях, семинарах, встречах с общественностью или других соответствующих мероприятиях. Такая форма лоббирования имеет большое преимущество в том, что ключевые политические мыслители по вашей проблеме будут присутствовать в одном месте и сосредоточены на обсуждении вопросов.
Сделать это можно такими способами: