Лодка чья наша чем подчеркивается
Как подчёркивается местоимение в предложении
Местоимение подчёркивается определённой линией в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
В тексте, чтобы избежать повтора одних и тех же слов, широко используются местоимения, которые, как известно, могут заменять собой слова разных частей речи:
Заменяя слова других частей речи, местоимение может быть любым членом предложения, и тогда оно подчёркивается определенной линией в соответствии с его синтаксической ролью.
Местоимение — подлежащее
Определить местоимение в роли подлежащего не составит труда. Подлежащим чаще всего являются личные местоимения, хотя могут употребляться местоимения других разрядов. Местоимение-подлежащее заменяет собой существительное, имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?
Подъезжая к деревне какого-либо помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную церковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мы в деревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать; для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава (Лев Толстой. Анна Каренина).
Местоимение, выполняющее роль подлежащего, подчёркивается одной прямой линией.
Местоимение — сказуемое
В роли этого главного члена предложения местоимение используется, если находится после подлежащего, причем, как правило, в сообщении нет глагола-сказуемого, и отвечает на вопрос: что говорится о предмете?
Сказуемое-местоимение подчёркивается двумя параллельными прямыми линиями.
Как подчёркивается местоимение-определение
Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?
В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.
У него была своя собственная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Этот домик с примыкающим к нему палисадником находился в черной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.
Каморка (чья?) его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила больше на шкаф, чем на квартиру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Вдруг лицо (чьё?) её исказилось от ужаса (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Взъерошенная шерсть (чья?) их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре (Джек Лондон. Белый Клык).
Местоимение в роли дополнения
Просто я хочу показать (кому?) вам свою квартиру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Я спрашиваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненужном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Тогда он открыл (кому?) ей тайну, (за что?) за которую всякий из вас дорого бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).
Местоимение «за которую», являющееся дополнением в зависимой части сложноподчинённого предложения, является союзным словом.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли обстоятельства в предложении принадлежит к синтаксической группе сказуемого. От сказуемого задаем обстоятельственный вопрос к местоимению или, чаще, к лексически неделимому словосочетанию, содержащему в своем составе местоимение. Обстоятельство подчёркивается линией «штрих-точка-штрих-точка» ( ), например:
По улице в это время проходил учитель танцев (Ю. Олеша. Три толстяка).
Проходил (когда?) в это время.
Сижу (где?) у себя, то есть дома.
Проплакал (как долго?) весь день.
Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕвгений Шувалов
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Словосочетание. Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Словосочетание. Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
2 Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: Любить животных. Дождь или снег.
3 Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово в той или иной степени подчиняется главному, может стоять как перед ним, так и после него.
4 По характеру связи между словами словосочетания делятся на: подчинительные и сочинительные.
5 Словосочетание в котором одно слово является главным, а остальные зависимые называется подчинительным. От одного слова к другому в нем можно задать вопрос: хочу чего? – спать.
6 В сочинительном – слова связаны интонационно и по смыслу, но нельзя задать вопрос от одного слова к другому: хочу и буду.
7 Способ связи в подчинительных словосочетаниях.
8 Согласование: зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе или падеже;
9 Красивый пруд; Красивое озеро; Красивые места; Девушка- красавица.
10 При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Сравните: этой опустевшей липовой аллеи, этим опустевшим липовым аллеям.
11 При согласовании зависимое слово является: прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, по форме сходное с ним.
12 Укажите неправильный вариант Согласование 1. говорить о главном 2. решающий матч 3. о главном свидетеле 4. на главном направлении
13 Укажите неправильный вариант Согласование 1. говорить о главном 2. решающий матч 3. о главном свидетеле 4. на главном направлении
14 Управление: главное слово управляет падежом зависимого слова: Читают книгу; Отдыхал в санатории; Вера в победу.
15 При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Сравните: встретил друга, встретить друга, встретив друга, встретивший друга.
16 При управлении зависимое слово является существительным или местоимением, по форме сходное с ним.
17 При примыкании зависимое слово является: наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола.
18 Неизменяемые слова – это инфинитивы, деепричастия, наречия, несклоняемые существительные, прилагательные в сравнительной степени, три притяжательных местоимения (его, ее, их)
19 Укажите неправильный вариант Примыкание 1. громко лаял 2. брюки в полоску 3. летая на самолете 4. стоять близко
20 Грамматическое значение словосочетаний связано с их строением. В словосочетании выявляется три грамматических значения: определительное, обстоятельное и дополнительное (объектное).
23 Зависимое слово отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и др. Бегать быстро(как?), жить в деревне(где?).
24 Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей. Например: читать повесть (что?), разрезать яблоко (что?), увидеть соседа (кого?).
26 1. Замените словосочетание пешей прогулки (Все это дает день пешей прогулки в лес….), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
27 1. Замените словосочетание мой подарок (Это будет мой тебе подарок.), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
28 Замените словосочетание стены кремлевской построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
29 2. В языке есть словосочетания, которые, которые образуют один член предложения. Их называют неделимыми, например: Я хочу работать. Сегодня надо почитать. В этих словосочетаниях не определяется грамматическое значение.
30 Грамматичес- кое значение. Каким членом предложения является зависимое слово Вид связи слов. Примеры. 1. Признак предмета (определи тельное) Определение (какой? чей?) Согласование. Управление. Примыкание. Свежий ветер. Ветер с севера. Кофе по- турецки.
31 2. Признак действия или другого признака. Обстоятельство (как? в какой степени? где? куда? когда? почему?). Примыкание Управление. Работать хорошо, совсем рядом. Трудиться с удовольствием, заниматься с утра. 3. Предмет, на который направлено действие или признак. Дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) Управление.Говорить с другом, коснуться руки, сказать товарищу, добрый к детям.
32 1) Надежный друг, интересная книга, хороший врач, подлинный документ; 2) очень интересный, по- весеннему свежий; 3) построить поликлинику, преодолеть трудности, отвечать на вопросы.
33 Словосочетание. Урок 2
34 НАРУШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ Закон : для построения предложения важно правильно выбрать падеж и предлог.
35 Ошибка: употребление предложного сочетания вместо беспредложных конструкций. НАПРИМЕР : разъяснение о допущенных ошибках
36 Найдите ошибку в управлении : Показатели по использованию электроэнергии. Оперировать с точными фактами.
37 При выборе предлога следует учитывать его оттенки значения: ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др.
38 Ввиду предстоящего отъезда ( а не «вследствие предстоящего отъезда» т.к. отъезд еще не состоялся), но вследствие прошедших дождей, т.к. явление относится к прошлому.
39 Предлог благодаря употребляется когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам; благодаря помощи товарища.
40 Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляется с дательным падежом: согласно приказу.
41 Укажите правильный ответ Докладчик оперировал (непроверенными – с непроверенными) данными.
42 Укажите правильный ответ Преподаватель указал (о том – на то), что в реферате имеется ряд ошибок.
43 Укажите правильный ответ Ответ ( по заявлению – на заявление) был получен немедленно.
44 Укажите правильный ответ Движение по дороге было прервано (благодаря – из-за) неосмотрительности стрелочника.
45 Глагольное и именное управление в русском языке. Аргументировать – что чем. Возложить – на кого-что и к чему. Гордиться – кем-чем и за кого. Заплатить – за что и что. Заявление – о чем и на что.
46 Превосходить – кого-что чем, в чем и по чему. Рассказать – что, о чем, про что. Рекомендовать – для чего, на что, к чему, в кого. Страх – чего, к чему и перед чем. Устойчивый – в чем, к чему и против чего.
47 Запомните. В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто : играть роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть(кого либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предложения.
48 Согласование определений и приложений.
49 Нарушение согласования З А К О Н : определяемое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже:
50 Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:
51 При словах м.р. и ср.р. определение, стоящее между стоящему между числительным и существительным, становится в форме Р.п. мн.числа: два больших дома; три громадных окна.
52 Укажите правильный ответ При словах ж.р. определение ставится в форме И.п. мн.числа: две большие комнаты.
53 Укажите правильный ответ Три (соседние – соседних) здания были построены недавно.
54 Укажите правильный ответ Три соседних здания были построены недавно.
55 Укажите правильный ответ Первых два места поделили опытный гроссмейстер и юный мастер.
56 Если существительное имеет два или более предшествующих определения, перечисляющие разновидности предметов, то оно может стоять:
57 1) в форме ед.ч – подчёркивается связь определяемых предметов, их терминологическая близость: Головной и спинной мозг, Сыпной и брюшной тиф, Дипломы первой и второй степени.
58 2) в форме мн. числа- подчеркивается наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области, Биологический и химический методы, В западной и восточных частях страны
59 Укажите правильный ответ Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторон- стороны)
60 Укажите правильный ответ Город был открыт для ветров с северной и восточной сторон
61 Укажите правильный ответ И первая и вторая (половина – половины) матча прошли в исключительно быстром темпе.
62 Укажите правильный ответ И первая и вторая половина матча прошли в исключительно быстром темпе.
63 Укажите правильный ответ Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов)
64 Укажите правильный ответ Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического факультетов
65 Словосочетание. Урок 2
66 Согласование: зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе или падеже;
67 Управление: главное слово управляет падежом зависимого слова: Читают книгу; Отдыхал в санатории; Вера в победу.
68 Примыкание: зависимое слово является неизменяемым и просто примыкает к главному слову, связано с ним только по смыслу.
69 Найдите лишнее. Быть рядом; Красивый плащ; Строительная площадка.
70 Найдите лишнее. Быть рядом; Красивый плащ; Строительная площадка.
71 Найдите лишнее. Играть на балалайке; Строить дом; Ведущий строитель.
72 Найдите лишнее. Играть на балалайке; Строить дом; Ведущий строитель.
73 Найдите лишнее. Сказочно красивый; Гордиться результатом; Продолжает двигаться.
74 Найдите лишнее. Сказочно красивый; Гордиться результатом ; Продолжает двигаться.
75 Найдите лишнее. Не передать словами; Обещал передать; Прочесть книгу.
76 Найдите лишнее. Не передать словами; Обещал передать ; Прочесть книгу.
77 Найдите лишнее. Бесцветная жидкость; Полный сборник; Самый полный.
78 Найдите лишнее. Бесцветная жидкость; Полный сборник; Самый полный.
79 Найдите лишнее. Чрезвычайно важно; Прошлогодний абонемент; Пять зубов.
80 Найдите лишнее. Чрезвычайно важно; Прошлогодний абонемент; Пять зубов.
81 Найдите лишнее. Без усилий и воли; Слышащийся по сторонам; Придти и победить.
82 Найдите лишнее. Без усилий и воли; Слышащийся по сторонам ; Прийти и победить.
83 Словосочетание. Урок 2
84 1. Из предложения ( В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами..), выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи примыкание.
85 1. Из предложения ( В первой же комнате нас встречают книги Толстого, которые затем сопровождают на протяжении всей экскурсии по дому.), выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи согласование.
86 1. Из предложения ( Весь Лицей знал их наизусть.), выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи примыкание.
87 1. Из предложения ( Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает.), выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи примыкание.
88 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Скульпторы готовились к новому конкурсу.
89 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Скульпторы готовились к новому конкурсу.
90 Из предложения выпишите подчинительное(ые) словосочетание(я) со связью согласование И, держась подальше от такого рода макулатуры, люди чураются вообще всякой книги.
91 Из предложения выпишите подчинительное(ые) словосочетание(я) со связью согласование. И, держась подальше от такого рода макулатуры, люди чураются вообще всякой книги.
92 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Когда Сафронов вошел в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое- где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветки обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
93 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Когда Сафронов вошел в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей ; кое- где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветки обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
94 Из предложения выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(я) со связью согласование. А может быть, для женщины, чья жизнь связана с моею многими годами тяжести, радости и нежности так крепко, что теперь уже ничто нас не страшит.
95 Из предложения выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(я) со связью согласование. А может быть, для женщины, чья жизнь связана с моею многими годами тяжести, радости и нежности так крепко, что теперь уже ничто нас не страшит.
96 Определите тип подчинительной связи в словосочетании в случайно слышанной в предложении: Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радио передаче.
97 Определите тип подчинительной связи в словосочетании в случайно слышанной в предложении: Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радио передаче. в случайно слышанной – примыкание.
98 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Он ездил в Оксфорд получать почетное звание доктора литературы.
99 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Он ездил в Оксфорд получать почетное звание доктора литературы.
100 Определите тип подчинительной связи в словосочетании точка сближения в предложении: Они – точка сближения незнакомых прежде людей, место встречи их во времени и пространстве.
101 Определите тип подчинительной связи в словосочетании точка сближения в предложении: Они – точка сближения незнакомых прежде людей, место встречи их во времени и пространстве. точка сближения – управление.
102 Из предложений выпишите словосочетание со связью примыкание. Мне скажут: и это нужно. Соглашусь. Но именно – «и это»! А – не только это. Не только свадьбы, разводы, измены и примирения звезд, широко известных в городе Урюпинске, на Садовой улице.
103 Из предложений выпишите словосочетание со связью примыкание. Мне скажут: и это нужно. Соглашусь. Но именно – «и это»! А – не только это. Не только свадьбы, разводы, измены и примирения звезд, широко известных в городе Урюпинске, на Садовой улице.
104 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Он доходил до этого места площади и сворачивал на улицу, начинающуюся отсюда.
105 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Он доходил до этого места площади и сворачивал на улицу, начинающуюся отсюда.
106 Из предложений выпишите подчинительные словосочетания со связью примыкание. Нет сил так поступить? Пусть первым, считаете вы, окажется другой – тогда вы его простите.
108 Из предложения выпишите словосочетания со связью примыкание. Зачастую же денег именно на содержание и не хватает.
109 Из предложения выпишите словосочетания со связью примыкание. Зачастую же денег именно на содержание и не хватает.
110 Из предложения выпишите словосочетание(я) со связью управление. Чуждый морально- этическим проблемам гуманитарий профессионально непригоден.
111 Из предложения выпишите словосочетание(я) со связью управление. Чуждый морально- этическим проблемам гуманитарий профессионально непригоден.
112 Из предложения выпишите подчинительные словосочетания со связью примыкание. И беда наступает тогда, когда в силу внутренней убогости человек, имеющей возможность купить что-то, приобретает, скажем, пианино не как предмет культуры, а как вещь.
113 Из предложения выпишите подчинительные словосочетания со связью примыкание. И беда наступает тогда, когда в силу внутренней убогости человек, имеющей возможность купить что-то, приобретает, скажем, пианино не как предмет культуры, а как вещь.