Лодочный слип что это
Как правильно спустить лодку на воду с прицепа или трейлера
Спуск лодки на воду с прицепа или трейлера, с помощью которого происходит транспортировка судна до берега, представляет собой непростой процесс, требующий знания некоторых нюансов. Компания Лодки Поволжья в данной статье предоставит несколько простых рекомендаций для тех, кто возит лодку на прицепе.
Стоит сразу отметить, что практически все рекомендации о правильном спуске лодки на воду с прицепа или трейлера, призваны обеспечить безопасность погружаемого в воду судна, создать безопасные условия для автомобиля на берегу и экипажа.
Казалось бы, что нет ничего проще, чем отвезти лодку к водоему и спустить ее на воду. Но практика показывает, что на берегу из года в год случаются различные происшествия с утоплением лодки, автомобиля, прицепа или всего вместе.
Рассмотрим самые главные пункты безопасного и правильного спуска лодки на воду с прицепа или трейлера.
Слип для лодок (от англ. slip — скольжение) представляет собой подъемно-спусковое сооружение для управляемого, механизированного подъема и спуска лодок на судовозных тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводные и подводные части.
Подводная часть обеспечивает погружение судовозных тележек на глубину, достаточную для постановки на них плавучего судна (или для всплытия судна с тележек). Подъем судовозных тележек осуществляется с помощью соответствующего тягового оборудования (лебедок, шпилей и др.). В зависимости от того, как расположено судно по отношению к направлению спуска (подъема), различают продольные и поперечные слипы.
На практике по берегам акватории можно встретить бетонные слипы. Если рельсовые подъемно-спусковые сооружения встречаются по берегам акватории довольно редко, то закатанные в бетон или асфальт слипы вполне вероятно можно отыскать. Работать с прицепом на бетонном слипе намного проще, а требования к автомобилю при такой форме берегового покрытия намного меньше. Вовсе не обязательно иметь полный привод и внедорожную резину.
В то же время, спуск лодки в необорудованных местах наносит вред природе. Владельца прицепа с лодкой, спускаемой на необорудованной территории, может ожидать штраф.
Перед спуском лодки на воду проверяются сливные пробки
Как правило, после рыбалки или прогулки лодочный кокпит моют. Этот процесс требует выкручивания сливных пробок. Поставить на место пробки многие владельцы лодок просто забывают. По этой причине лодки часто тонут. И момент проверки сливных пробок весьма важный.
Навык езды с прицепом тренируется заблаговременно
Спуск лодки на воду с прицепом и трейлером подразумевает езду задним ходом. В этом навыке многие автовладельцы испытывают трудности, особенно, если машина нагружена прицепом. Для езды задним ходом имеется один полезный совет. Если вы путаетесь, в какую сторону крутить руль, то рекомендуем положить руку вниз рулевого колеса. В какую сторону будет двигаться рука, в такую сторону будет поворачивать прицеп с лодкой.
После спуска на воду лодка привязывается к причалу
После спуска прицепа в воду важно не забыть привязать лодку к причальной стенке, если такая функция предусмотрена и оборудована на слипе. Многие владельцы лодок в спешке забывают это сделать. В этом случае непривязанная лодка благополучно отплывает, пока хозяин паркует машину.
Лодка снаряжается багажом перед спуском
Рекомендуется заблаговременно снаряжать лодку перед спуском. В яркие, солнечные выходные дни на слипе может скопиться большое количество желающих отправиться на прогулку по воде, поэтому накапливается очередь. Сопутствующие вещи и рыболовное снаряжение загружается в лодочный кокпит заблаговременно на берегу. Это позволит не задерживать очередь к спуску и не забыть взять в водное путешествие все необходимое. Цените свое и чужое время.
Сила тяги автомобиля подбирается по габаритам лодки
Очень важно выбирать мощность автомобиля в соответствии с лодочными габаритами. Перед тем как погрузить лодку на прицеп или трейлер, необходимо адекватно оценить возможности автомобиля. С перевозкой лодки по трассе справится практически любой автомобиль, а вот на спуске лодки с прицепа или трейлера недостаточная тяга автомобиля грозит поломкой автоматической коробки передач, сцепления и прочими неисправностями авто.
Итак, подведем итог. Для безопасного спуска лодки на воду с прицепа или трейлера необходимо спускать лодку только в оборудованных местах, проверять комплектацию судна и загружать багаж на берегу, привязывать лодку после погружения на воду и заблаговременно оценивать возможности автомобиля для спуска/подъема к воде и обратно.
Придерживайтесь этих простых рекомендаций, чтобы спуск лодки на воду с прицепа или трейлера был только удачным!
Слипы для спуска и подъёма судов
Слип ― классическое судоподъёмное/судоспусковое устройство наклонного типа, предназначенное для управляемого автоматизированного спуска и подъёма судов и подводных лодок.
В большинстве случаев, слип представляет собой наклонную береговую площадку с рельсовыми путями для спуска судов с уровня стапеля на воду или подъёма судна из воды. Спуск судов осуществляется на специализированных рельсовых тележках с помощью лебёдок.
ООО «ЗПТО им. С.М. Кирова» разработало современный комплект унифицированного оборудования для оснащения поперечных и продольных слипов.
ПРОДОЛЬНЫЕ СЛИПЫ
Продольный слип ― судоподъёмное сооружение, имеющее только наклонную плоскость* без горизонтальной части. При этом судно поднимают и спускают носом или кормой вперед, а ось судна располагается вдоль рельсовых путей. В настоящее время этот тип слипов используется для судов малого водоизмещения до 2000 т.
Тележка подъемно-спусковая спаренная г/п 1060 т
* В отдельных случаях возможно проектирование и строительство продольного слипа, позволяющего осуществлять спуск/подъем с выходом на горизонтальную часть стапеля.
Состав базового комплекта оборудования продольного слипа:
• автоматизированная система управления;
ПОПЕРЕЧНЫЕ СЛИПЫ
Поперечный гребенчатый слип может представлять собой поперечный эллинг, расширенный за счёт горизонтального продолжения наклонной плоскости. При этом судно поднимают или спускают бортом к воде. Данная конструкция позволяет работать с судами среднего водоизмещения до 10000 т.
Оборудование поперечного слипа
Состав базового комплекта оборудования поперечного слипа:
• автоматизированная система управления;
• лебедка слиповая фрикционная типа ЛФ;
• тележка косяковая типа ТК;
Автоматизированная система управления
• климатизированная кабина электрооборудования (КЭО)
• центральный пост управления
• местный пост управления лебёдкой (по кол-ву лебёдок)
• комплект технологического видеонаблюдения /ОПЦИЯ/
Автоматизированная система управления обеспечивает выполнение следующих базовых функций:
• автоматизированное управление спуском/подъёмом судна;
• независимое управление каждой связкой «лебёдка слиповая + тележка косяковая»;
• плавный набор и снижение скорости спуска/подъёма, с ускорением, не превышающим заданное оператором;
• автоматический контроль и выравнивание перекоса спускаемого/поднимаемого судна
• ручное выравнивание спускаемого/поднимаемого судна;
• регулировка скорости спуска/подъёма в пределах 10-100%;
• автоматический контроль скорости спуска/подъёма;
• управление торможением при аварии питания;
• работа предпусковой, пусковой, рабочей и аварийной световой и звуковой сигнализации.
Система управления обеспечивает автоматизированный контроль следующих параметров:
• абсолютное удаление тележек косяковых от опорных точек;
• фактическая скорость перемещения спускаемого/поднимаемого судна;
• токи потребления, скорость вращения и температуры электродвигателей слиповых лебёдок;
• температуры редукторов и подшипниковых узлов;
• натяжение каната каждой лебедки;
• контроль обрыва канатов лебедок;
• контроль работы оптических датчиков.
Система управления построена на базе программируемого логического контроллера (ПЛК). Управление электродвигателями (ЭД) слиповых лебедок и канатоукладчиков производится с помощью частотно-регулируемых преобразователей (ЧРП) с микропроцессорным управлением. Для обеспечения точности управления все ЭД оборудуются энкодерами. Взаимодействие ЧРП и ПЛК производится с помощью промышленного интерфейса CANopen.
В системе управления предусмотрена поддержка двух пультов управления, дистанционного (по радиоканалу) и местного (со станции управления).
Пост управления представляет собой помещение, в котором располагается пульт управления.
Пульт управления оснащается мониторами, на которых в виде мнемосхем показано спусковое оборудование слипа и в реальном времени отображаются данные. Разработка и согласование мнемосхем производятся в процессе рабочего проектирования. Так же станция управления оборудована постом технологического видеонаблюдения, обеспечивающим обзор рабочей зоны. Для обеспечения связи оператора со спусковой командой и бригадой обеспечения станция управления оборудована системой радиосвязи, работающей на частоте 433МГц.
В качестве опции, возможно оснащение системы управления слипом дистанционным пультом управления.
Для обеспечения безопасности работы комплекса системой управления производится постоянный мониторинг связи с дистанционным пультом управления. В случае обрыва связи происходит аварийная остановка. Зона уверенного приема радиосигнала дистанционного пульта покрывает всю территорию спускового комплекса.
Силовое оборудование системы управления находится в климатизированном контейнере (кабина электрооборудования, КЭО), поставляемом комплектно. Вся сборка оборудования КЭО производится на заводе поставщика.
Станция управления и КЭО оборудуются системой пожарной сигнализации и технологического видеонаблюдения.
Система управления обеспечивает регистрацию всех событий в процессе работы, и хранение ее в энергонезависимой памяти.
Лебедки фрикционные слиповые типа ЛФ разработаны для замены серии лебёдок типа ЛГ.
Базовые лебедки серии | ||||
№ п/п | Наименование | Тяговое усилие, т на канате/на полиспасте | Канат, мм | Базовая канатоёмкость вьюшки, м |
1 | ЛФ 15/30 | 15/30 | 28 | 400 |
2 | ЛФ 20/40 | 20/40 | 32 | 400 |
3 | ЛФ 30/60 | 30/60 | 39 | 400 |
4 | ЛФ 15/45 | 15/45 | 28 | 400 |
5 | ЛФ 30/90 | 30/90 | 39 | 400 |
Предназначены для передвижения косяковой тележки по рельсовым путям наклонного участка поперечного слипа.
Лебёдка состоит из:
• двух фрикционных перематывающих барабанов с кольцевыми канавками;
• открытой зубчатой передачи привода фрикционных барабанов;
• цилиндрического четырехступенчатого редуктора привода фрикционных барабанов;
• электродвигателя со встроенным нормально-закрытым дисковым тормозом (опционально – с контролем срабатывания и износа) привода фрикционных барабанов;
• барабана канатосборника с независимым приводом от мотор-редуктора;
• канатоукладчика с независимым приводом от мотор-редуктора;
• блочной обоймы полиспаста
Лебедка слиповая фрикционная типа ЛФ
Рама лебедки сварная, состоит из листового металлопроката, а также стандартных профилей – двутавров и швеллеров. Рама является основанием для крепления всех деталей и сборочных единиц, входящих в состав лебедки.
Передача усилий от барабана к канату происходит за счет сил трения.
Привод барабанов осуществляется от электродвигателя через цилиндрический четырехступенчатый редуктор и открытую зубчатую передачу.
Скорости вращения барабанов синхронизированы.
Электродвигатель оснащен электромагнитным дисковым нормально замкнутым тормозом, а также вентилятором принудительного охлаждения.
В процессе спуска судна торможение осуществляется электродвигателем. Дисковый тормоз используется в приводе в качестве стояночного, что обеспечивает минимальный износ элементов тормоза в процессе эксплуатации и повышение надежности привода в целом.
Опционально привод может оснащаться дополнительным тормозом колодочного типа с электрогидравлическим толкателем.
Барабан канатосборника предназначен для многослойной навивки перемотанного каната и выполнен с гладкой цилиндрической поверхностью и высокими ребордами.
Барабан канатосборника приводится во вращение от собственного мотор-редуктора. Скорость вращения барабана канатосборника автоматически изменяется системой управления в зависимости от текущего слоя наматываемого каната, что обеспечивает постоянное равномерное натяжение каната вне зависимости от наматываемого на барабан слоя и исключает необходимость использования фрикционных муфт, требующих регулярного обслуживания.
Для правильной укладки каната предусмотрен винтовой канатоукладчик.
Канатоукладчик также оснащен своим собственным независимым приводом от мотор-редуктора с автоматически изменяемой скоростью, что обеспечивает постоянный шаг укладки каната на барабане вне зависимости от наматываемого на барабан слоя.
Подобная реализация механической части приводов, а также примененный в системе управления алгоритм управления всеми приводами исключают возможность неправильной укладки каната на барабан канатосборника (перехлест ветвей каната, закусывание верхних слоев каната между нижними и пр.), что в свою очередь исключает возможность повреждение каната, уменьшает износ и, как следствие, повышает срок его службы.
Тележка косяковая типа ТК
Тележки косяковые типа ТК разработаны для замены серии тележек типа СГ.
Базовые косяковые тележки серии | ||||
№ п/п | Наименование | Грузоподъёмность, т | Исполнение 1 (балансиры) | Исполнение 2 (резинометаллические амортизаторы) |
1 | ТК-150 | 150 | + | + |
2 | ТК-300 | 300 | + | + |
3 | ТК-600 | 600 | + | + |
Платформа спусковая косяковая
В качестве альтернативы раздельным тележкам косяковым, в составе поперечного слипа можно использовать спусковую платформу (как одинарную, так и модульную).
Спусковая косяковая платформа слипа
Тележка стапельная
Тележка стапельная приводная электрогидравлическая | ||||||
№ п/п | Наименование | Грузоподъемномсть, т | Колея | Количество колёс | Привод перемещения | Питание гидроцилиндра подъема/опускания |
1 | ТС-75/1520Э | 75 | 1520 | 4 | Электрический | Автономная гидростанция |
2 | ТС-125/1520Э | 125 | 1520 | 6 | Электрический | Автономная гидростанция |
Стапельная тележка слипа
Данные тележки являются аналогом тележек типа ТГ
Тележка стапельная приводная гидравлическая | |||||||
№ п/п | Наименование | Грузоподъёмность, т | Колея | Количество колёс | Возможность поворота на 90° | Привод перемещения | Питание гидроцилиндра подъема/опускания |
1 | ТС-75/1520Г | 75 | 1520 | 4 | Нет | Гидравлический с питанием от централизированной ГНС | Централизированная ГНС |
2 | ТС-125/1520Г | 125 | Опция | ||||
3 | ТС-250/1520Г | 250 | Опция |
Современные тележки с полностью гидравлическим питанием от централизованной гидравлической насосной станции (ГНС) с автоматизированной системой управления.
ГНС изготавливаются по индивидуальному проекту и могут иметь автономный привод гидронасосов (дизель)
Тележка кабельная
Тележка кабельная предназначена для совместной работы в составе систем транспортирования судов, сформированной из стапельных тележек с электроприводом перемещения.
Кабельная тележка слипа
Прочее оборудование
Основные характеристики стандартных поперечных слипов
Полная грузоподъёмность, т
Скорость передвижения по наклонной плоскости, м/мин
Количество подъёмных механизмов, шт.
Грузоподъёмность одной лебедки, т
Для проведения ремонта или модернизации существующих объектов, мы готовы изготовить как стандартные, так и модернизированные узлы и механизмы как продольных, так и поперечных слипов.
Спуск лодки на воду с прицепа: выбираем удобный способ
Всем привет! Как вы уже наверняка догадались, обсуждать мы будем с вами спуск лодки на воду с прицепа.
Разумеется, всегда хочется все делать по закону. Но далеко не всегда, ввиду тех или иных обстоятельств, это становится возможным.
Потому и хочется рассмотреть этот вопрос, и понять, что и как можно делать в той или иной ситуации.
Доступные способы
Перед тем как спускать на воду водный транспорт, то есть лодку, нужно разобраться с существующими вариантами решения такой задачи.
Фактически можно выделить несколько вариантов:
Как вы догадались, именно последние 2 варианта наиболее предпочтительные и оптимальные в такой ситуации.
О чем говорит закон
Имея в распоряжении автоприцеп типа МЗСА или Водник, к примеру, а также обычную или ПВХ лодку, для эксплуатации последней потребуется выполнить спуск.
Нюанс в том, что подъем и спуск, согласно действующему законодательству, возможен только в специально отведенных для этого местах.
А вы знаете, как называется такое место? Это слип. Именно на слипах по закону разрешено выполнять спуск и подъем, поскольку это специально оборудованные участки дороги. Особенность в том, что на слипах бетонное покрытие частично уходит под воду. Это позволяет подъехать туда на машине с прицепом, и спокойно выгрузить плавсредство в виде катера или той же лодки.
Но проблема в том, что такое устройство как слип есть далеко не на всех водоемах, и даже не во всех городах, где имеются реки, озера, выходы в море и пр. Если есть кто-то из Спб, Москвы или Тольятти, допустим, расскажите, как обстоят дела со слипами у вас.
Если нарушить это требование, и вас поймают за спуском лодки в неположенном месте, можно заплатить штраф в размере от 500 до 4500 рублей.
Процедура спуска
Теперь отдельно обсудим спуск лодки на воду с прицепа именно по всем правилам безопасности. Увы, говорить об обязательном использовании слипа не приходится. Таковые встречаются не так часто, как хотелось бы.
Для начала нужно выбрать оптимальное место, где можно выполнить спуск и последующий подъем. Спуск должен быть пологим с достаточно плотным грунтом. На песке спускать лодки весом более 2500 кг будет трудно.
Дно в месте спуска лучше заранее очистить от камней, коряг и прочих потенциальных преград.
Все, после этого можно приступать к спуску. Процедура следующая:
Отчалив от прицепа, следует выгнать машину полностью на берег, и дать автоприцепу просушиться. Только после этого можно вернуть электрику на место, если плавсредство не скоро собираетесь возвращать обратно.
Процедура подъема
Знак аварийной остановки нового образца: требования установки, штраф
Теперь к вопросу о том, как затащить лодку обратно.
Здесь тоже есть своя последовательность в действиях. Выглядит она примерно следующим образом:
После схода с лодки ее обязательно нужно зафиксировать, используя стяжные ремни.
Подводим итоги
Велокрепление Montblanc Barracuda на крышу: обзор, отзывы владельцев
К сожалению, в большинстве случаев законно спустить плавсредство с прицепа не получится. Объяснить это предельно просто. Не везде есть специальные участки дорог и слипы, которые предполагают правильную и безопасную процедуру спуска.
Потому зачастую люди идут против закона. Но это вовсе не означает, что теперь вас всегда будут штрафовать на солидную сумму. Банально такие процедуры редко контролируется. Должно сильно не повезти, чтобы по приезду на рыбалку вдруг появился инспектор, и зафиксировал факт нарушения правил спуска плавсредства.
А вот вероятность встретить представителя правоохранительных органов, который не при исполнении, и так же как и вы приехал на рыбалку с лодкой, спустив ее буквально возле вас, намного выше.
О спуске лодки нужно думать не с прицелом на то, чтобы вас не оштрафовали. Акцент следует делать на безопасности и возможности не только выгрузить плавательное средство, но потом еще и загрузить его обратно в автоприцеп.
Кстати, кому интересно, по этой ссылке представлен подробный материал о выборе рыбацкой лодки. Думаю, многим будет полезно его почитать.