Логбук яхтсмена что это
Логбук яхтсмена
Что такое логбук и как его правильно заполнять
Начиная учебу в яхтенной школе с начального уровня, постепенно проходя один этап обучения за другим, вы совершенствуете и повышаете свои знания и умения. Можно проходить обучение яхтингу в один этап, а можно в несколько. После прохождения каждого модуля обучения, инструктор отмечает в логбуке яхтсмена какой курс пройден, указывается дата прохождения, наименование яхтенной школы и ставится подпись инструктора. Это позволяет следующему инструктору понимать, какими знаниями и умениями вы владеете и что вам необходимо преподавать дальше.
Когда пройдены и сданы все необходимые модули, проводятся теоретический и практический экзамены, по результатам которых в логбук вносятся соответствующие записи с подписью инструктора-экзаменатора.
Все дополнительные курсы, обучение, участие в регатах также вносятся в соответствующие таблицы яхтенного логбука. Это также является подтверждением вашего яхтенного опыта и морской практики. При аренде яхты, в некоторых странах, чартерные компании могут запросить копию таблицы плавательного ценза не только у шкипера, но и одного из членов экипажа. Это означает, что для хождения в территориальных водах этой страны на чартерной яхте, кроме шкипера, требуется наличие как минимум одного опытного матроса. Поэтому ведение и заполнение яхтенного логбука полезно не только шкиперам, но и активным матросам-любителям.
Кто знает что такое ЛОГБУК?
Всегда мы привозим из путешествия сувениры. Какие-то из них радуют глаз, какие-то пылятся на полке, про какие-то со временем забываем. Иногда мы их находим, чаще покупаем.
А можно привезти домой такой сувенир, которому обзавидуются все, потому, что просто так его не купишь, его можно только получить из рук капитана парусной яхты и выписан он будет на ваше имя. Это — необыкновенная вещь — Логбук.
Яхтенный опыт определяется количеством пройденных морских миль, поэтому каждый яхтсмен фиксирует свои плавания в личном вахтенном журнале, называемом logbook (логбук). Обычно логбук вручается уже после обучения, одновременно с сертификатом на управление парусной яхтой.
Вы можете прийти на борт парусной яхты Средиземноморского Парусного Клуба,
получить свой персональный логбук и начать учитывать свои морские мили! А уж идти вам после в парусную школу или нет — вы решите потом.
Если член экипажа в первом плавании понял, что ему это интересно, и он хочет продолжить свое знакомство с яхтингом, то после второго плавания ему выдается его логбук, где будут записаны морские мили первого и второго плавания, а также, в случае его участия в ночных плаваниях — и часы ночных вахт.
Количество пройденных миль и ночных часов, указанных в логбуке, учитывается при поступлении в любую парусную школу — по всему миру.
Я уже представляю, как вы торжественно достаете из чемодана логбук и гордо предъявляете его друзьям и близким. А они смотрят на вас восхищенными глазами! И вам действительно есть чем гордиться — Вы сделали первый шаг в яхтинг!
Как получить лицензию Yachtmaster Coastal Skipper
Сертификат Bareboat Skipper — первая ступень яхтинга. После него можно учится дальше и стать настоящим профессионалом. Следующий этап — лицензия Yachtmaster Coastal Skipper. Что дает этот сертификат, кому стоит его получать и что для этого нужно — читайте в этой статье.
Что даёт лицензия Coastal Skipper
Лицензия Coastal Skipper расширяет возможности для самостоятельных путешествий на яхте — с ней можно ходить под парусом даже ночью и уходить в более отдаленные регионы, например, дойти от Греции до Италии.
Напомним, что первая ступень морских прав — Bareboat Skipper — позволяет уходить от берега на 20 миль и только в дневное время. Если вы мечтаете о многочасовых переходах, открытом море и настоящих путешествиях — надо учиться дальше. Подробно про все этапы обучения яхтингу можно прочитать в нашей статье про морские права.
Лицензия Coastal Skipper позволяет удалятся до 60 миль от берега в любое время суток — этого достаточно для практически любых переходов по Средиземному морю.
Обязательно идти на этот курс?
Курс Coastal Skipper — это логичное продолжение обучения яхтингу. В первую очередь наши студенты идут учиться, чтобы получить лицензию, которая позволит ходить на яхте дольше и дальше. Но ценны не столько документы, сколько крутая практика — знания и навыки, приобретенные на обучении, расширяют кругозор яхтсмена и дают больше уверенности в море.
Полученный опыт позволяет самостоятельно управлять яхтой даже в очень сильный ветер — до 8 баллов по шкале Бофорта. Курс учит принимать самостоятельные решение и полностью контролировать ситуацию на борту даже в критических условиях.
Что надо, чтобы получить лицензию
Чтобы попасть на курс Coastal нужно:
С сертификатом Bareboat все просто — он либо есть, либо нет. А остальные требования мы разберем подробно.
Не менее 600 миль в логбуке
Логбук — книжка, которая должна быть у каждого яхтсмена. В этой книжке записано где, когда, сколько и в каких условиях человек ходил на яхте. Обычно ее выдает школа, которая проводила первое обучение. Самая главная информация из логбука — количество пройденных морских миль.
Записывает информацию в логбук капитан яхты, если вы ходили в море в составе экипажа, или вы сами, если ходили самостоятельно. Каждая запись подтверждается печатью — её может поставить либо чартерная компания, у которой брали яхту в аренду, либо организаторы регаты, если мили были набраны в ходе соревнования.
Если яхтсмен ходит на своей лодке, то теоретически он может написать в логбук сколько угодно миль, но на собеседовании всегда будет понятен опыт и навыки человека, поэтому хитрить не стоит.
Чтобы получить допуск к экзамену на Coastal необходимо 800 миль. Но, чтобы попасть на курс достаточно иметь не менее 600 — остальные 200 миль вы пройдете во время самого обучения.
Лучше всего, если эти 600 миль или хотя бы большую их часть, яхтсмен ходил в роли капитана. Но это не строго обязательно — «Парусная Академия» за индивидуальный подход к каждому ученику. Окончательное решение инструктор принимает после собеседования — на основе реальных знаний, навыков и опыта.
Знать английский на базовом уровне
Обучение проходит на русском, но базовый уровень английского все равно необходим. В обучение входит процесс общения с береговыми станциями и вы должны быть в состоянии понять, что они вам говорят, и правильно ответить.
Еще важно знать базовые яхтенные термины на английском — как называются паруса, веревки, запчасти яхты и двигателя. Что-то из этого вы сможете почерпнуть в процессе обучения на практике, но базу лучше выучить заранее. Курс Coastal не предполагает теоретической части — в плавании нет времени сидеть за учебниками.
Как проходит обучение
Обучение на Coastal Skipper — это спортивный поход на яхте, чистая практика. В курсе есть план рекомендации, которые должны быть выполнены, но нет фиксированных маршрутов и программы — все зависит от местности, где проходит обучение и метеоусловий.
Маршрут похода обязательно включает длинные переходы и переходы в темное время суток, чтобы практиковать и отрабатывать ночную навигацию.
В «Парусной Академии» мы проводим это обучение в зимне-осенний период, чтобы застать сильный ветер и суровые морские условия. С октября по февраль в Турции дует крепкий ветер, периодически до 25-30 узлов, бывают шторма и другие метеоопасности. Это важная часть обучения, потому что она готовит ученика к самостоятельным переходам в серьезных условиях — инструктор показывает, как правильно определять обстановку, прокладывать безопасный маршрут и что делать в критических условиях.
Курс не предполагает теоретического обучения — все знания преподаются прямо на практике в формате демонстрации, объяснений, самостоятельных попыток и вопросов-ответов. Инструктор расширяет яхтенный кругозор учеников — рассказывает, как действовать в тех или иных ситуациях, как принимать решения.
Как проходит экзамен
Оплата курса и участие в плавание не гарантируют 100% получение лицензии — для этого нужно сдать экзамен. Он состоит из нескольких этапов.
Первый этап. В процессе похода инструктор «Парусной Академии» ведет специальную карту каждого ученика, в которой отмечает выполненные элементы. Прием каждого элемента идет прямо в процессе похода — показали, объяснили, вы потренировались, научились, сами выполнять задачу — инструктор отмечает элемент пройденным и ставит оценку.
В конце похода инструктор «Парусной Академии» с каждым проводит финальное собеседование, по которому определяет уровень ученика. После этого ученик переходит на следующий этап.
Второй этап. Второй экзамен принимает инструктор из другой школы системы IYT — это гарантирует, что итоговая оценка будет непредвзятой. С вторым инструктором вы встречаетесь в первый раз уже после окончания похода — экзамен проходит либо в городе финиша, либо в Москве по договоренности. Экзамен состоит из письменной части и собеседования.
Письменная часть — решение задач по навигации, метеорологии, приливам и отливам, развернутые ответы на сложносочиненные вопросы. Ученик записывает развернутые ответы, потом инструктор из другой школы их проверяет и в процессе задает вопросы — это собеседование. После этого инструктор принимает решение, и если оно положительное, выдает сертификат, подтверждающий лицензию Yachtmaster Coastal Skipper.
Что входит в обучение:
Личный опыт: Александр Сафонов, отучился в «Парусной Академии» на Bareboat и Coastal Skipper
Я занимаюсь круизным яхтингом уже три года. Началось всё совершенно случайно — однажды на отдыхе мы арендовали лодку на весь день и за этот день изнасиловали мозг капитана: «А что? А как? А почему?»
Захотелось самим иметь возможность брать подобные суда. И капитан ещё оказался крутым человеком, он дико нас замотивировал, и вернувшись в Москву, мы решили пойти учиться. Прошли курс теории, а практику проходили у того же самого капитана, который нас тогда катал. Сдали экзамен на Bareboat, получили удостоверения, и начались чартеры — все отпуска теперь мы проводим на море.
«Парусную Академию» выбрали, потому что очень удобная локация для Москвы и удобное время занятий. Есть возможность индивидуального обучения, можно договориться про ускоренный формат теоретических курсов. У всех преподавателей серьезный опыт, видно, что ребята не первый день этим занимаются и понимают, о чем они говорят — они практики».
Съездив в несколько путешествий, мы подумали, что ходить только вдоль берега — это не самая интересная история, нужно расширение акватории. И еще в ряде стран есть ограничения на чартер, если у тебя только категория Bareboat. Например, в Хорватии катамараны дают только по удостоверению Coastal. Поэтому мы решили получить лицензию Coastal Skipper, конечно, тоже в «Парусной Академии».
Обучение длилось неделю, мы жили в Турции на катамаране, у каждого была своя каюта. Каждый день начинался в 8 утра, преподаватель с вечера назначал дежурного шкипера и обозначал, куда мы должны прибыть к завтрашнему дню. У нас отобрали все электронные приборы, дали карту и сказали: «Ходите по ней». Нас было четверо, и каждый одну или две вахты таким образом проводил. И продовольствие, и вода, и горючее, и работа с экипажем, и построение лоцманских проводок — всё это было на дежурном шкипере в последующие сутки.
Каждый вечер ходили в местные ресторанчики, благо наш инструктор Андрей Ухин очень хорошо знает эту акваторию — мы во многих местах побывали благодаря ему. Получился и отдых, и обучение, два в одном — очень круто. Вообще, яхтинг предусматривает такую идеологию. А здесь под руководством такого опытного преподавателя — это, конечно, вдвойне приятно.
«Я понял, что мое управление лодкой вышло на новый уровень. Я стал увереннее во всех аспектах, появилось понимание, как управлять лодкой, как управлять парусами, как рассчитывать время в походе, как правильно понимать погоду».
Обучение дало очень много в плане знаний, опыта и навыков. Во-первых, когда ты разговариваешь с человеком, у которого 40 лет стажа в яхтинге, в яхтенном спорте — это всегда интересно. Такое общение всегда полезно. А, во-вторых, конечно же, когда человек условно 800 миль отходил — это одно, а когда человек трансатлантику переходил, это же обмен опытом безумный. Учитывая, что у нас уже был какой-то базис — вопросов было очень много. Я считаю, когда Bareboat отходил какой-то свой период, ему нужно повышать квалификацию и растить скиллы. В противном случае он так и останется в своем ритме без общения, без ответов на вопросы, и потом начнет делать ошибки.
После этого обучения я сразу пошел в самостоятельный круиз — у нас была снята чартерная лодка и мы на следующие же сутки пошли в очередной поход в Черногорию. Я понял, что мое управление лодкой вышло на новый уровень. Я стал увереннее во всех аспектах, появилось понимание, как управлять лодкой, как управлять парусами, как рассчитывать время в походе, как правильно понимать погоду. Интернет не скажет однозначно, как правильно читать метеорологию — это только человек может объяснить. Каким приложением лучше всего пользоваться, что означает изолиния. Это всё должен рассказывать преподаватель. А когда ты это делаешь на практике, это усваивается вдвойне интенсивнее, чем нежели сидя за партой.
Как попасть на курс Coastal Skipper?
Обучение проходит в Турции несколько раз в год и длится неделю. Ближайшая морская практика — с 28 сентября по 5 октября. В один экипаж входит не больше трёх учеников.
Стоимость — 1 100 евро. В нее входит входит обучение, проживание на лодке, транзит лог, оплата стоянок в маринах, финальная уборка.
Сертификат оплачивается отдельно после сдачи экзамена — 175 евро.
RYA или IYT, вот в чем вопрос?
RYA или IYT, вот в чем вопрос?
Сегодня на повестке дня разбор самых популярных систем выдачи прав на управление яхтой: RYA, IYT и ВФПС. Рассмотрим под микроскопом каждую из систем обучения и выберем самую удобную.
Итак, вы приняли волевое решение получить права на управление яхтой. Первый (и самый важный!) рубеж между вами и заветной лицензией – выбор школы и системы обучения. Для начала необходимо определиться, где планируется ходить под парусами. Загвоздка в том, что заграницей российские права не действительны и наоборот.
Существует несколько крупнейших систем обучения шкиперов, каждая из которых имеет свои преимущества. Особенности обучения, легитимность за рубежом, «подводные камни» – все о яхтенных правах – в нашем материале. Приступим!
International Yacht Training
International Yacht Training (IYT) – американская школа, которая широко распространена в России и странах СНГ за счет максимально комфортных условий обучения: занятия и практика проводится на многих национальных языках, в том числе и на русском. Лицензия YIT повсеместно признается чартерными компаниями. В этой системе нет разделения обучения для зон приливов-отливов и неприливных зон, а сам сертификат выдается с правом выходить в прибрежные зоны в любой точке мира. Кроме того, в школах с американской системой можно параллельно получить сертификат ICC, который позволяет брать в чартер лодки в Европе. Практические курсы IYT рассчитаны на срок не менее 7 дней, что дает достаточное количество часов для обучения искусству управления парусной и моторной яхтой.
Рассмотрим программы обучения на каждый из уровней подготовки яхтсмена в системе IYT
International Crew Certificate IYT
Курс рассчитан для тех, кто только начинает знакомиться с искусством хождения под парусом. Курсанты изучают теорию управления судном, строение яхты, разбирают особые случаи, учатся вязать морские узлы, учат основы навигации. Получение звания International Crew позволяет участвовать в путешествиях под парусом в составе экипажа под руководством шкипера и даже принимать участие в любительских регатах в качестве матроса.
International Watchkeeper/Basic Flotilia Certificate IYT
Для получения этого сертификата необходимо, помимо теоретического курса, пройти медкомиссию, закончить занятия по радиосвязи и уметь держаться на воде. Обладая Basic Flotilia Certificate, курсант имеет право управлять судном при условии наличия экипажа и шкипера, находясь в прибрежных водах днем при отсутствии штормовых условий.
International Bareboat Skipper Certificate IYT
Для получения сертификата Bareboat Skipper необходимо, помимо теории и курса радиооператора, необходимо предоставить индивидуальный журнал учета пройденных миль (Logbook) с записью о прохождении не менее 200 морских миль, а также время пребывания в море не менее 7 дней. Такой документ дает право брать яхту в чартерной компании, быть на ней капитаном и удаляться от береговой зоны не более 20 миль.
Yachtmaster Coastal IYT
Этот сертификат – вторая ступень карьеры яхтсмена, который решил расширить горизонты. Прежде, чем сдавать экзамен на этот уровень, необходимо пройти 800 морских миль, провести не менее 30 дней на яхте, 2 из которых – обязательно в качестве шкипера или начальника вахты. Кроме того, 12 часов должны быть пройдены в темное время суток. Курсант в течение 7 дней учится уверено управлять яхтой в темное время суток, сложных погодных условиях, оттачивает уже имеющиеся навыки дневного плавания. Кроме того, в курсе идет упор на изучение погодных систем и современных средств прогноза, разбираются важные моменты при подготовке к самостоятельным дальним походам, в том числе обслуживание судовых агрегатов, организация быта и вахт на яхте. Сертификат IYT Yachtmaster Coastal дает право управлять парусной яхтой до 24-х метров, уходить не дальше 60 миль от берега, ходить под парусом в любое время суток при умеренной погоде (до 8 баллов по шкале Бофорта).
Yachtmaster Offshore IYT
Шкипер, который решил дальше повышать свою квалификацию и желает уходить все дальше от береговой линии, должен обладать сертификатом IYT Yachtmaster Offshore. Этот документ позволяет удаляться от берега от 60 до 150 миль, а управлять яхтой в открытом море можно в любых погодных условиях, подходящих для безопасного управления парусным судном. Для получения сертификата необходимо провести на море в составе экипажа не менее 50 суток, 30 часов из которых – в качестве вахтового в ночное время суток (из них – не менее 6 часов в качестве капитана). В логбуке должна быть запись о прохождении 3000 морских миль, 2000 из которых – в прибрежном плавании. Кроме того, у кандидата должны быть в наличии сертификаты Yachtmaster Costal и VHF Radio Operator, а также справка о прохождении медицинского осмотра. Минимальная продолжительность курса составляет 5 дней теоретических занятий и 6 дней морской практики.
Yachtmaster Ocean IYT
Самый последний рубеж перед тем, чтобы гордо называть себя «морским волком» и совершить кругосветное путешествие на парусной яхте – это получение сертификата Yachtmaster Ocean IYT. Курс включает в себя минимум 6 дней теоретических занятий с углубленным изучением астронавигации и метеорологии. По итогам обучения проводится письменный экзамен. Документ подтверждает, что шкипер обладает всеми необходимыми навыками для самостоятельного выхода в открытое море, командования яхтой длиной до 24-х метров в любой точке мирового океана во всех погодных условиях.
Royal Yachting Association
В системе RYA также существуют свои уровни подготовки яхтсменов.
RYA Competent Crew
Сильных отличий в подготовке начинающих яхстменов по системе RYA от IYT нет. Курс также рассчитан на тех курсантов, кто только начинает знакомиться с искусством хождения под парусом и делится на теорию и практику. Однако, как уже говорилось выше, практические занятия проходят всего пять дней, что не достаточно для полного понимания основ управления парусной яхтой. Права после получения сертификата такие же, как в IYT – выполнение всех задач матроса в составе экипажа.
RYA Day Skipper
Этот сертификат подтверждает, что курсант умеет управлять яхтой в благоприятных условиях в прибрежных водах, однако, требования для его получения отличаются от системы IYT: необходимо пройти всего 100 морских миль в течение 5 дней, 4 часа из которых – в ночное время суток. Кроме того, в системе RYA идет разделение на приливно-отливные (tidal) акватории и акватории, где нет приливов и отливов (non-tidal). Получивший этот документ яхтсмен может управлять яхтой до 24-х метров в условиях отдаления от начальной точки маршрута не более, чем на 20 миль при благоприятной погоде.
RYA CoastalSkipper
Сертификат, как и International Bareboat Skipper Certificate IYT, позволяет самостоятельно управлять парусной яхтой. Однако, только на удалении не более 20 морских миль от безопасной бухты в любую подходящую погоду и в любое время суток. Требования также отличаются: необходимо иметь опыт хождения под парусом минимум 15 дней, 2 суток из которых – в качестве капитана и 8 часов –в ночное время. Кроме того, в логбуке должна быть запись о пройденных 300 миль. Также имеется разделение на tidal и non-tidal акватории.
RYA Yachtmaster Offshor, RYA Yachtmaster Ocean, RYA Yachtmaster Coastal существенных отличий в процессе получения от системы IYT не имеют, кроме основных.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КУРСОВ IYT и RYA
International Sailing School Association
Подробнее о том, как выбрать надежную школу с хорошей практической составляющей, расскажем чуть ниже.
Теперь стоит упомянуть и российские системы обучения шкиперов, но напомним, что действует такие сертификаты только в пределах территориальных вод России.
Всероссийская Федерация Парусного Спорта
Программа этой российской системы рассчитана в большей степени на тех, кто готов посвятить себя непосредственно парусному спорту, а не круизному яхтингу. ВфПС предлагает обучение на шкотового парусной яхты, рулевого парусной яхты и шкипера прибрежного плавания. Лицензия федерации позволяет принимать участие в регатах, матч-рейсах, а все обучение нацелено на то, чтобы в совершенстве овладеть навыками управления спортивного парусного судна.
Государственная Инспекция по маломерным судам
Для круизов по внутренним водам России просто необходима лицензия от Государственной инспекции по маломерным судам – даже если на руках есть сертификаты от RYA или IYT.
С 2018 года в сертификатах ГИМС прописано прямо – действуют только на территории РФ.
Заграницей этот сертификат признают, только если он переведен на английский язык, но в чартер лодки дают крайне неохотно.
Как выбрать школу яхтинга и парусного спорта и не попасть к мошенникам?
Итак, выбор системы обучения сделан, настрой задан, планы построены – время выбрать школу! Приводим список того, на что нужно обратить внимание при выборе места обучения.
Яхтенная Школа обязательно должна иметь собственный флот и базу в каком-либо яхт-клубе. Иначе тренировки и практические занятия могут быть недоступны по причине отсутствия яхт.
Обращайте внимание на преподавателей – каждый из них должен иметь подтвержденную лицензию, большое количество миль за плечами и хорошую репутацию.
Обязательно проверьте расписание занятий и список лекций. Теоретические занятия во всех сертифицированных яхтхенных школах одинаковое, как и время, отведенное для каждого из курсов (навигация, метеорология, устройство яхты и т.д). Теоретический Курс International Bareboat Skipper IYT по регламенту должен длиться как минимум две недели. Если школа предлагает «ускоренный» курс в неделю за ту же цену – официально заявляем, что это влечет за собой не знание тем и как следствие плохую подготовку яхтсмена. За такое малое количество времени невозможно полностью изучить теорию управления парусного судна. Кроме того, практическая часть для сертификата Bareboat Skipper должна проходить не менее 7 дней, по итогам которой в журнале учета пройденных миль (Logbook) курсанта должно быть зафиксировано не менее 200 пройденных на яхте морских миль. «Парусная академия» придерживается стандартов, подтверждение чего можно найти здесь (ссылка на регламент обучения)
Не лишним будет проверить школу на наличие лицензии на официальном сайте IYT. Обратите внимание, что юридический адрес учебного центра должен находиться в стране, гражданином которой вы являетесь. Помимо этого, яхтенная школа должна иметь оборудованные учебные классы, в которых проводятся лекции и семинары.
Ну и напоследок проверьте отзывы выпускников и действующих учеников, чтобы убедиться в своем выборе. Кстати, у «Парусной Академии» отзывы очень хорошие, а преподаватели – мастера своего дела.