Логика что это такое для детей
Логика — это основа и законы правильного мышления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В течение дня самого обычного человека посещает тысячи мыслей. Мы думаем о реальных объектах и явлениях, о гипотетических ситуациях (кто победит, если Годзилла сразится с Кинг-Конгом?).
Но все мысли формируются одними и теми же способами по определенным принципам. Логика как раз изучает формы, методы и законы мышления.
Что такое логика?
Этот термин имеет греческие корни. Он образовался от слова «логос», что переводится как «рассуждение, разум, мысль, смысл». Это не случайно, ведь основы современной логики заложил древнегреческий философ Аристотель.
Толковый словарь Даля дает определение: «логика — это наука здравомыслия, наука о том, как правильно рассуждать». Ее основной задачей является поиск пути перехода от предпосылок к выводу, получение достоверного знания о предмете исследования.
На самом деле, интуитивное понимание логики впитывается в нас с молоком матери. Маленький ребенок рассуждает: «Если не слушаться родителей, можно понести наказание». С детства мы учимся строить свои высказывания правильным образом, делать верные выводы, поступать логично – адекватно ситуации.
Толковый словарь Ожегова предлагает 3 значения для слова «логика»:
Основы логики — формы логического мышления
Форма мышления – это оболочка для наших мыслей, способ по которому они строятся.
Существует всего 3 формы:
Все бесконечное пространство мыслей выражается этими тремя формами.
В нашей голове хранятся миллиарды понятий, которые мы объединяем в суждения, а потом делаем из них умозаключения. И все за доли секунды, даже не осознавая этого.
Законы логики (логического познания)
Законы логики — это принципы, следуя которым из истинных суждений можно гарантированно извлечь правильный вывод.
Существуют 4 закона. Порой их нарушают случайно, тогда получается ошибочное умозаключение — паралогизм. Иногда специально, с целью запутать собеседника и подвести его к ложной мысли. Тогда возникают софизмы – недостоверные выводы, которые кажутся логически правильными.
Закон тождества
Для тех, кто прогуливал в школе математику, уточню: тождество — это равенство.
Звучит закон так: понятие должно сохранять свой изначальный смысл на всем протяжении логического рассуждения.
Язык — многогранен, почти у любого слова есть несколько смыслов. Если в процессе подменить одно значение другим, получится ложный логический вывод.
Покажу на примере известной шуточной загадки: «Зачем вода в стакане?». Конечно, чтобы ее выпили. Но нет, она за стеклом. Тут как раз идет игра смыслов, нет тождества (однозначности). Понятия нельзя смешивать понятия и обязательно нужно избегать двусмысленности.
Закон непротиворечия
Два высказывания, которые несовместимы друг с другом, не могут быть одновременно истинными. Одно из них — ложное, а, возможно, и оба.
Вот Вася говорит, что Петя украл яблоко. Петя утверждает, что это сделал Вася. Эти высказывания противоречат друг другу. Значит, они не могут быть одновременно истинными. Но оба утверждения способны оказаться ложными, если есть третий вариант — на самом деле яблоко просто упало и закатилось под стол.
Логические противоречия бывают:
Контактные противоречия сразу бросаются в глаза, а вот дистантные отследить сложно. Например, неопытный оратор начинает речь с одной идеи, потом путается и в конце сам себя опровергает.
Закон исключенного третьего
Если из двух суждений одно является отрицанием другого, то они не могут быть одновременно ложными. Хотя бы одно должно быть истинным.
Этот закон тесно связан с предыдущим. Они похожи, но есть разница. Здесь рассматриваются высказывания, отрицающие друг друга («А» и «не А»), а не противоречия.
Вот пример: Вася говорит, что Петя украл яблоко. Петя утверждает, что он этого не делал. Тут нет никакого третьего варианта, одно из высказываний должно быть истинным. Это и есть пример использования закона исключенного третьего.
Закон достаточного основания
Всякое утверждение, чтобы считаться истинным и справедливым, должно быть доказано. Подтверждение можно получить эмпирическим (опытным) или теоретическим способами.
Вот ученый заявляет, что есть элементарные частицы, которые могут двигаться быстрее скорости света. Но никто не поверит, пока он не предоставит достаточно доказательств.
Основатель закона — немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц. В повседневной жизни часто встречается нарушение этого правила.
Подробнее о законах логики:
Формальная и математическая логика
Логика разделяется на 2 направления – формальное и математическое.
Формальная логика концентрируется на форме мышления, способах и методах перехода от предпосылок к правильным умозаключениям. Содержание мыслительного процесса ее не касается.
С точки зрения формальной логики, доказательство существования черных дыр ничем не отличается от обоснования необходимости взять с собой зонт в дорогу. Отцом-основателем этой ветви науки является древнегреческий мыслитель Аристотель.
Математическая логика занимается проблемой применения математических методов для решения логических задач и создания алгоритмов логического вывода.
В ней используется строгий символический язык, который позволяет уйти от проблемы нарушения закона тождества из-за ошибочного толкования отдельных терминов.
Поясним на примере:
Символ математического языка | Значение |
---|---|
p | выражение «черепахи летают» |
0 | ложь |
1 | истина |
¬ | отрицание |
Вот так на языке математической логики можно описать выражение «черепахи могут летать»: |p|=0. А вот так выглядит фраза «черепахи не летают»: |¬p|=1.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Уметь мыслить логически — очень полезный навык, который сильно помогает в жизни. Жаль, что его почти не развивают в процессе обучения. Школьники и студенты просто зазубривают данные, не создавая логических связей между ними.
Значение логики сильно переоценивают. Многие гении часто принимали интуитивные и нелогичные решения, которые в последствии оказались судьбоносными. Не стоит возводить логику в культ.
Ну так черепахи летают или нет, что на сей счет думает математика? Я вот думаю, что летают, ведь если подбросить черепаху вверх, она будет лететь до тех пор пока не столкнется с Землей, а уберите силу тяжести и черепаха будет летать вечность.
Всё, что я понял из статьи, так только то, что никакого логического мышления у меня нет и никогда не было, вот так и живу, без логики.
Развиваем логическое мышление
Ребёнок с развитой логикой выгодно выделяется среди сверстников. Ему легче учиться, понимать и запоминать материал. На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями, полноценный учебный комплекс для развития логики.
Логика это хайп или мастхэв?
Люди верят новостям, совершают дорогие покупки в кредит, сильнее обычного нажимают на кнопку пульта, хотя понимают, что пришло время заменить батарейки.
Большинство людей необъективны, в основе их мыслей и слов — предубеждение, гордыня, подозрительность и страхи. Даже самые умные люди нередко принимают важные для них решения абсолютно нелогично.
Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. А логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.
Популярная идея: без логического мышления не обойтись программисту, инженеру, топ-менеджеру.
Но разве есть люди, которым не нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения?
Наш вывод — логика жизненно необходима любому человеку! Как только мы это поняли, пришла идея создать продукт, который принесёт ощутимую пользу любому человеку.
С какого возраста развивать логику?
Для развития детей с первых лет жизни разработали сотни авторских методик, выпустили десятки тысяч журналов, пособий и обучающих мультфильмов. Все игрушки для детей с 1 года стали развивающими, а настольные и онлайн игры теперь содержат в описании длинный список навыков, которые они тренируют. Наружная реклама детских центров призывает развивать логическое мышление с 3 лет. Как родителям не запутаться?
Стоит ли заниматься логикой в 4-5 лет?
Научные работы в области педагогики говорят о важности и необходимости целенаправленно развивать логику у школьников, особенно в начальных классах.
С первыми трудностями родители и дети, как правило, сталкиваются уже в школе. На первоклассника наваливается огромный объемом новой информации, которую нужно усвоить.
В четыре-пять лет большинство детей уже способны освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификация. Заставлять не нужно! Но стоит ли упускать этот прекрасный возраст, когда можно просто попробовать?
Попробуйте наши задания и упражнения на логическое мышление:
Ребенку 6+, готовитесь к школе или уже учитесь?
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.
Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.
Как развивать логическое мышление школьника?
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?
Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?
Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.
Чтобы решать, нажимайте Начать!
Выбери предмет, который не подходит к остальным по форме:
Чтобы решать, нажимайте Начать!
Интерактивные элементы активируют образное мышление, вовлекают детей в игру. Посмотрите наши нестандартные задачи на логику и мышление, начните занятия с подходящей по возрасту подборки развивающих игр:
Увлекательные упражнения и задания с ответами и комментариями. Чтобы просто посмотреть примеры заданий на логику, выбирайте возраст ребёнка:
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
«Когда ребенок знает, что ему помогут, то он будет браться за сложные задачи и не бояться их»: как развивается логическое мышление и при чем тут родители
СПЕЦПРОЕКТ | 30 ноября 2021
Логическое мышление:
как оно появляется у ребенка, зачем нужно и при чем тут родители
Когда мы становимся родителями, нам выпадет шанс наблюдать настоящее волшебство: мы можем увидеть, как буквально у нас на глазах развивается, растет и становится сложнее новая жизнь. Ребенок не только изменяется внешне — он трансформируется и изнутри, прокачивая интеллектуальные навыки, эмоциональность и мышление. Как устроено когнитивные развитие, что ему помогает, а что — сдерживает?
Об этом и многом другом мы поговорили с эксперткой по детской психологии и игровой терапии Марфой Бусевой в прямом эфире в нашем Инстаграм-аккаунте. Представляем вам выжимку из этой трансляции.
1. Что такое когнитивные способности, и какие факторы влияют на их развитие
1. Что такое когнитивные способности, и какие факторы влияют на их развитие
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности — это навыки, которые помогают нам перерабатывать информацию: мышление, память и внимание. А в дальнейшем они способствуют успешному усвоению школьной программы, да и реализации в жизни, потому что человек учится главному — думать.
Интересное по теме
Мозг ребенка и взрослого «синхронизируется» во время игры: удивительные результаты нового эксперимента
Активнее всего КС развиваются у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте: они задают за день десяток вопросов (если мы их не останавливаем, конечно) и постоянно узнают что-то новое, учатся выстраивать логические цепочки из полученной информации. Даже если мы не развиваем мышление целенаправленно, оно все равно активно развиваться само по себе, без нашего вмешательства.
Что играет определяющую роль в развитии когнитивных навыков: наследственность или социальное окружение?
Простого ответа нет — все составляющие важны, ведь человек не может быть умен по какой-то одной причине. Интеллектуальную сферу невозможно развивать отдельно от остальных, поэтому на уровень развития когнитивных способностей влияет сочетание всех факторов, в том числе и социальное окружение.
Во-первых, важно отношение родителей. Если мама или папа делают с ребенком задания спокойно, не кричат на него за каждую ошибку и не требует делать все самостоятельно, а всегда готовы помочь и объяснить, то малыш будет усваивать информацию быстро и легко. Во-вторых, важен естественный интерес: когда ребенку не нравится задание и ему скучно, он не сможет усваивать материал, ведь процесс обучения должен строится именно на интересе и мотивации.
В-третьих, важна поддержка, которая вселяет в ребенка веру в свои силы и способности. То, как ребенок к себе относится, сказывается на том, как он себя реализует в любой деятельности, в том числе интеллектуальной. Когда ребенок знает, что ему помогут, он не будет бояться сложных задач.
Как окружающее пространство влияет на развитие ребенка?
Если мы хотим, чтоб окружающее пространство влияло на развитие, то оно должно соответствовать тем потребностям, которые есть у ребенка в определенном возрасте. Если ребенок в младенчестве завален огромным количеством игрушек — он не в состоянии обработать такое внушительное количество информации.
Конечно, здорово, что появилось больше развивающих предметов, чем в нашем детстве, но это все должно ребенка интересовать, он должен пользоваться игрушками. Если ребенок не обращает на них внимания, значит он помещен в избыточную среду. Попробуйте убрать часть игрушек или купить что-то необычное. Когда ребенок увлечен определенной темой, например, машинками, и вы видите, что больше он ни с чем не играет, попробуйте предложить ему что-то новое. Можете купить конструктор и даже начать играть самостоятельно, чтобы показать малышу, что эта игра не менее интересна.
Вопрос, который волнует многих родителей: не вредят ли развитию современные технологии?
Если мы говорим про тот случай, когда ребенок развит в соответствии с нормой, то на личные способности, которые уже есть, это не влияет. Основной минус гаджетов в том, что они позволяют ребенку достигать целей без особых усилий. Когда он решает какую-то головоломку, логическую задачку, строит что-то из конструктора, ему нужно приложить усилия, чтобы получить результат: подумать, покрутить деталь. Для того, чтобы порадоваться достижению, ему нужно что-то сделать. В этот момент тренируются его мозги, волевая сфера, он учится переживать неудачи, радоваться своим успехам, также может разделить эти эмоции с другим человеком.
А если ребенок с утра до вечера смотрит мультики или играет в легкие игры, то прилагается очень мало усилий (и это мы еще о малой подвижности сейчас молчим). Поэтому девайсы должны быть только небольшой частью жизни ребенка.
Гаджеты не портят ничего сами по себе. Но если мы видим, что после них ребенок агрессивный, раздраженный, хуже концертирует внимание, то они оказывают отрицательное воздействие. Но такой же эффект может быть и из-за других факторов: например, он может поссориться с друзьями в садике или расстроиться из-за конфликта в семье. Нужно постоянно следить за тем, какой эмоциональный фон окружает ребенка и спрашивать, от чего зависит его настроение в текущий момент, а уже потом решать, что с этим делать.
Логика для младших и старших дошкольников
Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.
Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте
В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:
Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.
Общие правила развития логики у ребенка
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.
Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:
«Разложи по порядку»
Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.
«Закончи цепочку»
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.
Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.
«Чей предмет?»
В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:
«Убери лишнее»
Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.
Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.
«Ранжирование»
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.
«Общее и частное»
К старшему дошкольному возрасту в понятийном аппарате ребенка уже в полной мере сформированы представления об общем и частном. Поэтому ему уже можно предлагать выполнять задания на эту тему.
Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.