Логист с нуля что нужно знать
Как построить карьеру в логистике будущего: 6 советов
1. Выбирайте перспективное направление и место работы
По мере изменения роли логистики трансформируются профессиональная деятельность логистов и сложившиеся вокруг профессии стереотипы. У большинства из нас логистика ассоциируется с перевозкой товаров, комплектацией заказов, хранением товаров на складе. Но, если погрузиться в изучение того, как товары попадают от компании-производителя к конечному потребителю, начинаешь понимать, что все намного сложнее и интереснее.
Сегодня перед логистикой появляются новые вызовы: развиваются каналы продаж (например, бурно растет рынок электронной коммерции), клиенты становятся более требовательными, меняется наше покупательское поведение. И от того, насколько эффективным будет управление каждой частью цепочки поставок, зависит конечная удовлетворенность клиентов.
Сегодня логистика влияет на стратегию развития компании, на разработку и внедрение управленческих решений, на выбор и интеграцию ИТ-технологий. Конечно же, молодой специалист, пришедший на стартовую позицию, не может сразу ощутить всю важность логистики в бизнесе. Зато увидит, насколько интересно и перспективно выбранное направление. Легче всего ощутить это, если первым местом работы становится крупный и современный логистический объект, в котором реализованы все инновации и процесс оптимизации не прекращается никогда.
2. Приходите в логистику сразу после колледжа
Чтобы начать работать на операционной позиции на одной из таких инновационных площадок, достаточно получить среднее профессиональное образование. Российские колледжи предлагают специализированные программы обучения в области логистики, например: «Организация перевозок и управление на транспорте», «Операционная деятельность в логистике» и другие. Однако начать карьеру в логистике может и выпускник колледжа с другой специальностью. Многие службы HR логистических центров организуют обучение для тех, кто приходит на стартовые должности без опыта. В зависимости от выбранной должности новички учатся работать на технике и с системой WMS, получают базовое представление об устройстве складского комплекса и организации складских процессов. Важно, чтобы молодой специалист был технически грамотным, имел навыки работы с информационными системами, был готов осваивать новые технологии (например, голосовой отбор, отбор по световому сигналу) и работать с системами автоматизации.
3. Начинайте со стартовой позиции
Оптимальное начало карьеры в логистике — это работа на стартовых операционных позициях, то есть сотрудником склада, водителем или диспетчером. Такой старт позволяет будущему менеджеру или аналитику на практике понять основные логистические процессы и понять, в каком направлении ему интересно развиваться дальше. Это может быть складская, локальная или международная транспортная логистика, а также специализация на таможенных операциях, планировании поставок или снабжении. Следующим этапом может стать профильное высшее образование и изучение всей цепочки поставок.
4. Приобретайте навыки практической работы на пути к управленческим позициям
Если говорить о работе на складе, то следующей ступенью в развитии может стать позиция бригадира. Для успешной работы понадобятся навыки управления командой и эффективной организации работы.
По мере увеличения зоны ответственности необходимо развивать новые навыки и компетенции. Например, начальник смены должен обладать следующими компетенциями:
Как правило, в полной мере этими качествами владеет не тот, кто только что покинул стены университета, а человек, имеющий опыт работы и определившийся со своим интересом именно к логистике. Безусловно, важно подкреплять практические знания изучением теории. Поэтому получение высшего образования для таких сотрудников становится естественной ступенью на пути к повышению до управленческой позиции, такой как руководитель склада.
5. Выбирайте крупные компании для построения карьеры в логистике
Дополнительные преимущества в развитии карьеры предоставляют крупные компании, особенно те, которые оперируют сетями с разветвленной географией. К примеру, в сетях ретейла всегда есть логистические площадки разного уровня — от складов магазинов до центральных распределительных центров, расположенных в разных регионах. В таких компаниях налажена процедура перевода сотрудников в другой регион, в команду открывающейся новой площадки. Для человека, начавшего путь в логистике, это отличная возможность получить повышение до позиции менеджера. Главное, не бояться браться за новые сложные проекты.
Другое преимущество работы в крупной компании — возможность расти и развиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Например, объектом амбиций сотрудника может быть не карьера управленца, а возможность специализироваться на интересных ему направлениях. Кроме того, в крупной компании, благодаря большому количеству объектов, всегда существует возможность перехода в новую сферу деятельности, например из складской логистики в транспортную. Кроме того, нередко механизмы релокации позволяют сотрудникам решать свои личные глобальные задачи, например, переехать в Москву и перейти на работу в центральный офис.
6. Демонстрируйте заинтересованность в развитии
При поиске подходящего кандидата специалисты по подбору персонала и нанимающие менеджеры гораздо больше интересуются не профилем образования, а желанием кандидата расти и развиваться, приобретать новые знания в интересной для него сфере. В наше время, когда появляется много новых технологий, знания и опыт быстро устаревают, важно постоянно учиться новому. Одной из ключевых компетенций также становится гибкость и адаптивность к изменениям. Для многих компаний общей тенденцией является создание среды для развития сотрудников в рамках одной организации. Логистические объекты в этом отношении не будут исключением. Команда HR, работающая на объекте, продемонстрирует вам все возможности и перспективы на примерах реальных историй успеха. От вас потребуется желание воспользоваться этими возможностями, быстрая обучаемость и готовность получать знания и навыки. Причем это желание необходимо начать демонстрировать уже на первом телефонном интервью.
Как стать логистом?
Квалифицированные кадры в сфере логистики сейчас на вес золота, поскольку эта специальность только начинает развиваться в стране как отдельная сфера. Она требует серьёзных знаний в разных областях, начиная с географии и заканчивая развитыми коммуникативными навыками. Многозадачность и востребованность профессии логиста, а также возможность заниматься этой работой удалённо, мотивируют людей на получение этой специальности.
Насколько реально освоить её с нуля и как стать успешным логистом с достойной заработной платой?
Успешность в логистике, как и в других сферах человеческой деятельности, обусловлена опытом работы и отточенными профессиональными навыками, которые нужно постоянно развивать. Компании ценят людей с опытом работы в логистике от трёх лет и более. Также успех логиста зависит от того, владеет ли он английским языком и умеет ли оперировать информацией о разных видах грузоперевозок. Кроме основной специализации, хорошие логисты должны разбираться в специфике процесса закупки товара и складской деятельности.
Профессию логиста можно получить на базе университета, а опыт работы человек приобретает уже в компании или фирме. Срок, в течение которого компания может «вырастить» ценного специалиста, составляет, как минимум, два года.
Что нужно, чтобы стать логистом?
Безусловно, необязательно учиться на базе профильного университета, чтобы получить хорошее образование логиста. При желании освоить эту профессию с нуля всегда есть возможность записаться на курсы профессиональной переподготовки. Частные курсы предлагают учебные заведения, предоставляющие услуги в сегменте дополнительного профессионального образования. Так, учиться можно на базе Современной научно-технологической академии. Поскольку речь идёт об удалённой форме обучения, стоимость таких курсов вполне приемлема, если сравнивать с очными формами обучения, а учёба длится не более нескольких месяцев.
Кроме базовых знаний, нужно будет обязательно получить ряд вспомогательных навыков с целью быстрого и качественного выполнения всех логистических задач:
Кроме обучения на курсах профессиональной переподготовки или в компании, специалисту предстоит постоянно повышать свой уровень с помощью изучения методик, правил и основ законодательства, которые время от времени подлежат изменениям. Без регулярного общения в профессиональных сообществах этого сделать невозможно, следовательно, нужно всегда мониторить информационный фон в интернете, общаясь с коллегами и задавая им интересующие вопросы. Обычно профессионалы охотно делятся с другими своим опытом.
Также необходимо регулярно читать специализированные журналы и издания по логистике и тренировать личные коммуникативные навыки. Хорошо поставленная манера общения и умение чувствовать клиентов на расстоянии — ценные качества, приобретаемые логистами в процессе практики.
Стать профессионалом в области логистики может каждый, кто настроен постоянно учиться, выполняя ряд чётко поставленных задач безошибочно, эффективно и своевременно.
Как стать логистом по грузоперевозкам на дому
Острая нехватка квалифицированных кадров является одной из основных проблем отечественной логистики. И поскольку эта сфера предусматривает возможность работать удаленно, многие задумываются о том, как стать логистом по грузоперевозкам на дому. Для этого необходимо выбрать вид деятельности, изучить основы профессии и решить организационные вопросы по обустройству рабочего процесса и поиску вакантного места.
Какими видами деятельности в сфере логистики можно заниматься дома
Основным достоинством работы логистом является высокий доход профессии. С другой стороны, и нагрузка в сфере грузоперевозок достаточно большая. А потому, задумываясь о том, как стать логистом, с чего начать и сколько вы сможете зарабатывать, вам необходимо сделать выбор каким видом деятельности вы планируете заниматься. Это могут быть следующие должности:
Как обучиться транспортной логистике
Отечественное образование предлагает мало возможностей для обучения логистике и большую часть навыков вы можете получить практическим способом или на частных курсах. Прежде всего необходимо ознакомиться с теоретическими знаниями, куда входит изучение всех направлений логистики, видов транспорта, классификации грузов и методик расчета маршрутов.
Для работы на дому вы можете пройти дистанционные курсы логистики:
Помимо самой профессии также потребуется получить вспомогательные навыки, что позволит вам выполнять работу быстро и профессионально, а также в перспективе построить серьезную карьеру:
Как правило, диспетчеров по грузоперевозкам обучает компания наниматель. И если вы ищете варианты как стать логистом без материальных вложений, начните именно с этой должности.
График работы и доходы логиста на дому
Оценивая возможный уровень заработка, необходимо представлять, что такое логистика на практике. Это довольно тяжелый труд по обработке большого объема информации с целью поиска наиболее оптимального (экономичного) маршрута по доставке груза.
Профессия логист позволяет новичку получать доход от 200 долларов за месяц. С другой стороны, заработок опытного специалиста нередко достигает 4000 долларов. Конечно, такой высокий уровень зарплаты вы сможете получить только при условии постоянной, а не удаленной работы. При работе на дому, заработок может составлять примерно треть от этих сумм. Средние статистические показатели дохода начинающих логистов по странам представлены в следующей градации:
Реальный заработок логиста на дому зависит и от формата его деятельности. К примеру, стандартный график работы для диспетчера по грузоперевозкам: одни сутки работы и двое суток выходных. Это означает что фактически вы будете работать около 10 суток в месяц. Оплата труда в среднем от 15 долларов в сутки. Таким образом, диспетчер может зарабатывать от 150 долларов за месяц.
Менеджер по продаже логистических услуг работает за процент, который составляет до 30% общей суммы сделки. Его работа имеет постоянный график, но заключение сделок носит переменный характер. При этом суммы договоров также могут быть различными. К примеру, если вы сумели заключить договор на сумму 400 долларов (перевозка груза весом 10 тонн на расстояние около 1000 км), вы сможете получить до 120 долларов от сделки. Грамотный менеджер способен заключать от 10 подобных договоров за месяц, что обеспечивает доход от 1200 долларов.
Непосредственно логист может зарабатывать суммы от 2000 долларов и выше. Но работать на дому он может только в формате аутсорсинга. А это значит, что потребуется постоянно искать новые проекты. Вашими клиентами могут быть небольшие производства, которые не могут содержать специалиста в собственном штате, а работа с крупными логистическими компаниями невозможна по некоторому ряду причин.
Оборудование и подготовка рабочего места
Знания это не все, что нужно чтобы стать логистом. Эта работа предполагает оперативность действий, а потому вам необходимо иметь оборудование, работающее без сбоев. В этот перечень входит:
Для работы следует организовать комфортное место с минимальным количеством посторонних шумов. Подберите для себя удобное кресло и просторный рабочий стол, поскольку вам может потребоваться проводить много времени в сидячем положении при расчетах маршрутов и планировании по снижению расходов (для логистов, работающих на условиях аутсорсинга).
Как найти работу логистом на дому
Существует множество способов как стать логистом по грузоперевозкам на дому, но, чтобы не тратить свое время впустую необходимо понимать, как правильно искать такую работу. В каких сферах требуются специалисты по логистике:
Вакансии логистов на дому можно разделить на две группы:
Второй вариант позволит вам получить нужные навыки и опыт, с которыми в будущем вы сможете перейти на более высокооплачиваемый уровень. Найти подходящую вакансию можно следующими способами:
Важным моментом при поиске удаленной работы логистом является грамотное составление резюме. Если вы начинающий специалист, обязательно укажите какие курсы вы заканчивали и почему решили начать работу в этой сфере.
Советы как стать хорошим логистом с достойной оплатой
Современная транспортная логистика постоянно развивается — внедряются новые методики, правила и законы, а потому вам необходимо постоянно обучаться. В этом вам поможет общение в профессиональных сообществах, мониторинг информации, представленной в сети интернет, электронных библиотеках и специализированных периодических изданиях – журналы:
С другой стороны, чтобы ваш труд оплачивался достойно, вам потребуется с первого дня научиться грамотно общаться с клиентами и работодателем. Если вы трудоустраиваетесь как новичок на минимальную оплату с целью получить опыт работы, требуйте официального оформления удаленно или по совместительству. Выполняйте работу только в рамках своей должности, стараясь избегать дополнительных неоплачиваемых задач.
Преимущества и недостатки работы логиста на дому
Основным недостатком работы логистом на дому являются:
С другой стороны, обдумывая как стать логистом на дому, стоит знать, что такая работа имеет перечень привлекательных преимуществ:
Получив достаточно опыта и добившись результатов в этой сфере, вы сможете также создать собственную логистическую компанию, обучив как стать логистом по грузоперевозкам на дому других. Это позволит вам снизить нагрузку и получать пассивный доход от собственного бизнеса.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию Версия для печати
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.
Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю
Содержание статьи
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :
«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.