Логопед говорит что ребенок не готов к школе

Консультация учителя-логопеда «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе Наталья Репш
Консультация учителя-логопеда «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Готовность к школе, это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:

— общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;

— знаний и представлений об окружающем мире;

— умственных операций, действий и навыков;

-произвольной регуляцией деятельности и поведения;

— познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

— речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,

-связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость

-представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе:

— складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера;

– а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Основные показатели готовности ребенка к школе

Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения.

1. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию.

Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию.

Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.

2. Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата.

Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.

3. Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее.

4. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.

Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.

Опросник «Готов ли ваш ребенок к школе»

1. Знает ли он свое полное имя? Фамилию?

2. Знает ли он свой возраст, число, месяц и год рождения?

3. Знает ли он свой домашний адрес?

4. Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу от их труда?

5. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

6. Что знает о школе, о труде учителя?

7. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение, чем возможность больше узнать и многому научиться?

8. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

9. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?

10. Способен ли ваш ребенок хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону?

11. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

12. Всегда ли убирает игрушки и личные вещи на место?

13. Умеет ли считать до 20 и обратно?

14. Может ли сравнивать числа и предметы?

15. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

16. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?

17. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья?

18. Может ли обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь?

20. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

21. Знает ли все буквы?

22. Умеет ли печатными буквами писать свое имя и фамилию?

23. Декламирует стихи и рассказывает сказки с трудом и без всякого удовольствия.

24. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

25. Умеет ли печатными буквами писать свое имя и фамилию?

26. Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?

27. Называет ли последовательно дни недели?

28. Умеет ли ориентироваться в пространстве:

_относительно заданного объекта;

29. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

30. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

31. Может ли ваш ребенок собрать картинку, разрезанную на несколько частей?

33. Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?

Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школеФотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Спортивный праздник «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов». В нашем саду прошел спортивный праздник ГТО среди детей разновозрастных.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму» Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школеВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Источник

Ребенок не готов к школе

Как родителям определить, что ребенок не готов к школе? И так уж ли это важно? Ну пойдет в школу, там его и научат! Обязаны научить! Не так ли?

К сожалению, уважаемые мамы и папы, это не так. Было когда-то так. Но, увы, сейчас требования к 1 классу усложнились.

И хотим мы или нет: если ребенок плохо готов к школе — ему будет трудно учиться.

Школьная программа ускоряется, усложняется, и ребенок начнет отставать от одноклассников. Это происходит потому, что незрелость мозговых структур, участвующих в овладении чтением и письмом, не позволяет ему быстро и безошибочно усваивать новый материал. А времени на усиленное индивидуальное внимание к такому ученику у учителя начальных классов попросту нет. Вот и приходят потом родители грустных первоклассников с вопросом:

Поскольку эта статья для тех, кто только готовится к школе, кратко расскажу о симптомах, которые указывают на проблемы при подготовке к школе и требуют занятий с логопедом.

Ребенок с трудом осваивает чтение и письмо (печатными буквами).

Он не запоминает или путает буквы. При написании букв часто допускает ошибки, переворачивает буквы и т.п.

Что делать?

Сначала необходимо заняться развитием внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики. И только потом, когда эти функции станут более натренированными, начинать обучение грамоте, параллельно тренируя звуко-буквенный анализ и синтез.

Только в таком порядке, если же ребенок слаб в звуковом анализе и имеет нарушения памяти и восприятия, говорить об успешном овладении письмом и чтением невозможно. Логопед подскажет, какие упражнения желательно выполнять с вашим малышом исходя из его особенностей развития, задача родителей – вовремя обратиться за консультацией и начать заниматься с ребенком именно подготовкой к чтению заблаговременно. Тогда никто не огорошит Вас неожиданным приговором: «Ваш ребенок не готов к школе! Где Вы были раньше?»

А если уже пришло время учиться читать, а ребенку тяжело освоить чтение, надо обязательно проконсультироваться с логопедом, чтобы специалист подобрал необходимые методы и упражнения, которые помогут малышу освоить грамоту. Ребенку надо лишь правильно помочь и все наладится.

Страдает звуко-буквенный анализ:

ребенок путает понятия «слог», «звук» и «слово», не знает разницы между гласным и согласным звуком, твердым и мягким согласным, звонким и глухим согласным звуком.

Не может найти положение заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова), посчитать правильно количество слогов в слове, последовательно назвать все звуки, из которых состоит слово. Такое положение свидетельствует о том, что ребенок еще не готов к школе.

Что делать?

Обязательно с помощью логопеда или самостоятельно (если Вы уверены, что точно понимаете все тонкости этих терминов) объясните малышу различия в таких понятиях, как звук, слог, слово, звонкость-глухость, твердость-мягкость звуков речи.

Необходимо предлагать ряд игр и упражнений на закрепление этих навыков у ребенка, чтобы к школе все эти характеристики были понятны и легко различимы. Ошибки или недоработки этой области чреваты ошибками на письме – это проверено.

Так что обращайтесь к логопеду, получайте рекомендации и занимайтесь. Нередко всего нескольких занятий (в легких случаях) или курса логопедических занятий бывает достаточно, чтобы избежать существенных проблем в будущем.

У ребенка плохая зрительная и слуховая память, страдают восприятие, внимание и логическое мышление, недостаточно развита мелкая моторика

Он плохо запоминает стихи, с ошибками запоминает ряд из слов или картинок, не находит всех различий в похожих рисунках, с трудом решает логические задачи, устает при рисовании и письме и неправильно держит ручку и т.д.

Что делать?

Как можно раньше надо начать работу по тренировке этих функций у малыша! Дорогие родители, такие проблемы не бывают неожиданными!

Обычно эти явления дают о себе знать еще в 4-5 –ти летнем возрасте. И именно тогда нужно начинать коррекцию выше перечисленных функций. А уж если о сложностях со вниманием, памятью, логическим мышлением и мелкой моторикой Вы узнали незадолго до школы, заниматься надо всю весну и лето перед школой, оставив пару недель перед 1 сентября для отдыха.

Есть действенные и многократно апробированные успешные методики, устраняющие вышеперечисленные симптомы. Но, как и все в обучении, поддаются коррекции эти функции постепенно, от простого к сложному, и нужна система упражнений, которую подберет для вас логопед. А выполнять эти упражнения могут и родители, сами задания всегда даются в игровой форме и всегда очень увлекают детей. Проблемы при подготовке к школе решаются не за один месяц, поэтому сделайте свои занятия систематичными.

Попробуйте и поймете, какое это увлекательное занятие – заниматься перед школой со своим ребенком. Главное – «не переборщите», не наседайте на малыша и не ругайте за ошибки! Иначе отобьете охоту учиться и потеряете контакт с ребенком, а пользы не получите.

На занятиях нужно соблюдать меру и запастись терпением и любовью. А чтобы занятия стали интересными, логопед подскажет игровые приемы и интересные задания в форме соревнования, сказки или захватывающих игр.

У ребенка есть дефекты звукопроизношения, когда он заменяет один звук на другой

(например, звук [Ш] меняет на [С] и вместо «шкаф» говорит «скаф» или звук [Р] меняет на [Й] и произносит «йобот» вместо «робот»).

Что делать?

В этом случае надо срочно поставить правильный звук, чтобы такое ущербное произношение не отразилось на письме в школе.

Если логопед выявит нарушения произношения или различения звуков, то необходимо до школы исправить эти проблемы и тем самым избежать бОльших проблем в обучении.

У ребенка не сформированы необходимые для дошкольника лексико-грамматические категории и связная речь

Что делать?

Если вместо «5 собак» ребенок говорит «5 собаков», вместо «жеребенок» скажет «конёнок», вместо «сливовое» варенье – «сливочное» или «сливное», то так он и будет потом писать. Если таких ошибок много, это говорит о недоразвитии лексико-грамматических категорий речи, а значит он в зоне риска по возникновению нарушений письма и чтения (аграмматической дисграфии и дислексии). Понятно, что устранять такие нарушения нужно до школы, потому что в школе эти заниматься будет некогда. И существует целый пласт упражнений, с помощью которых в игровой форме ребенок легко запомнит и натренируется в правильном словообразовании и словоизменении. Также, хорошо бы поучиться составлять рассказы по картинке и серии сюжетных картин, упражнения по развитию связной речи тоже сейчас доступны для родителей и очень хорошо тренируют навык составления рассказа и развернутого высказывания. Ведь в дальнейшем ученику понадобится этот навык для умения развернуто объяснять свои мысли и отвечать на вопросы, написания изложений и сочинений. И если он не будет в полной мере обладать подобными речевыми навыками, он окажется не готов к школе так, как хотелось бы родителям, ему будет сложнее учиться.

Какой же вывод? Очень простой: все навыки, которые Вы заложите в малыша перед школой, очень помогут ему хорошо учиться. И чтобы быть уверенными в том, что будущий школьник готов к школе, лучше показаться логопеду за год или полгода до поступления в 1-ый класс.

А если не успели заранее, то уже обязательно побывайте у логопеда весной перед первым школьным учебным годом, чтобы было время «подтянуть» отстающие функции. Выяснить основные «зоны риска» и устранить проблемы при подготовке к школе, поможет статья Как определить готовность к школе?

И не оставляйте самостоятельных занятий с ребенком перед поступлением в школу.

И результат будет очень хорошим!

Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог

Источник

Логопедическая консультация «Готов ли ребёнок к школе»

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе Наталья Самойлова
Логопедическая консультация «Готов ли ребёнок к школе»

Точка зрения логопеда

Готовность ребенка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.

Начало обучения в школе – это важное событие, как для ребенка, так и для его родителей. Нередко мамы и папы переживают по поводу готовности их малыша к школе, опасаются, сможет ли он влиться в коллектив и выдержать школьную нагрузку.

Как определить готовность ребенка к школе?

Большинство родителей делает одну и ту же ошибку, считая, что главное – это интеллектуальная готовность. Мамы и папы уверены, что их ребенок должен уметь читать, писать, считать и т. д., т. е. иметь конкретные навыки.

Конечно, они важны, но это не значит, что именно такие умения являются приоритетными. Не менее важно, чтобы ребенок был эмоционально зрелым. С первого учебного дня ему нужно уметь спокойно сидеть на уроках по 45 минут, не разговаривать во время занятий, отвечать на вопросы учителя. Малыш должен понимать, что он стал учеником, а значит, имеет свои обязанности, которые нужно выполнять.

Большим плюсом будет мотивация, если ребенок сам хочет пойти в школу, то ему будет легче адаптироваться к новому распорядку дня.

Попадая в школу, малыш оказывается в социуме, и очень важно, чтобы у него были социально-коммуникативные навыки. Ребенок будет постоянно взаимодействовать с учителями, сверстниками и старшеклассниками.

Почему так важны речевые навыки?

Для общения необходимо наличие именно речевых навыков. Как уже говорилось, общение с другими людьми играет огромную роль в школьной жизни. Ребенок должен уметь выражать свои мысли, составлять предложения, в противном случае он будет отставать по учебе.

Дефекты речи также необходимо исправлять в дошкольном возрасте. Если ваш ребенок в возрасте 5 – 6 лет говорит невнятно, не выговаривает сложные звуки, то его срочно нужно отвести к логопеду. До этого возраста формируется звуковой строй речи, после будет гораздо сложнее научить ребенка правильно говорить. Именно поэтому и иностранному языку начинают обучать уже с детского сада.

Еще одной важной причиной подготовки ребенка к школе является то, что это поможет предотвратить образование комплексов, которые могут появиться из-за того, что ребенок отстает от своих сверстников.

В современном мире множество профессий связано с общением, умение четко и внятно говорить необходимо многим, в том числе и для карьеры.

Что необходимо уметь ребенку к школе, по мнению логопедов.

Устная речь – основа обучения ребенка. При ее помощи, а также за счет письменной речи ребенок получает и усваивает новые знания, поэтому необходимо, чтобы у него была развита речь до школы. В таком случае ученик быстро научится читать и писать.

К 5 – 6 годам ребенок уже должен быть способен различать звуки, важно, чтобы он мог произносить звуки в отдельных словах и целых фразах, не пропуская их и не искажая. Признаком готовности к школе является и то, что для ребенка не составит труда произношение сложных слов, состоящих из нескольких слогов.

К 7-ми летнему возрасту словарный состав ребенка должен составлять около 2000 слов. Важно, чтобы ребенок в своей речи мог свободно выражать свои мысли, используя разные части речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь пересказывать сказки, рассказы, уметь описывать картинки, отвечать на вопросы по тексту.

Не менее важно его умение общаться с окружающими. Ребенок в дошкольном возрасте должен понимать, как следует разговаривать со старшими людьми и с ровесниками. Важно, чтобы ребенок мог ясно и четко выразить свои мысли и знал правила этикета (уважительно обращался к взрослым, не грубил, не кричал и т. д.).

Если вы заметили, что ваш ребенок в возрасте 5 – 6 лет не умеет выговаривать все звуки, не способен построить предложения и с трудом выражает свои мысли, то не стоит пускать дело на самотек. Детям с речевыми проблемами гораздо сложнее учиться, они начинают отставать от сверстников, что может привести к негативным последствиям. Лучше заранее подготовить своего ребенка к школе, чтобы обучение в ней давалось ему легче.

К 7 годам ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

6. Кем работают твои родители?

7. У тебя есть сестра, брат?

8. Как зовут твоих друзей?

9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

11. Назови дни недели, времена года.

12. Какое сейчас время года?

13. Чем отличается зима от лета?

14. В какое время года на деревьях появляются листья?

15. Как называется планета, на которой мы живем?

16. Как называется спутник Земли?

17. Каких домашних животных ты знаешь?

19. Чем отличается город от деревни?

20. Чем отличаются дикие животные от домашних?

21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?

22. Ты хочешь учиться в школе?

23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?

24. Зачем надо учиться?

25. Какие профессии ты знаешь?

27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

А теперь попробуйте оценить ответы вашего ребенка.

• Правильными считаются ответы,соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школеФотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Спортивный праздник «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов». В нашем саду прошел спортивный праздник ГТО среди детей разновозрастных.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. «Ребенок капризничает» – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Ребёнок и гаджеты» Консультация для родителей. Тема: «РЕБЁНОК И ГАДЖЕТЫ». GAME OVER… С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир.

Консультация для родителей «Ребёнок и книга» Екатерина Орленко Консультация для родителей «Ребёнок и книга» (С. Маршак) О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию.

Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть фото Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Смотреть картинку Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Картинка про Логопед говорит что ребенок не готов к школе. Фото Логопед говорит что ребенок не готов к школеКонсультация для родителей «Ребёнок за столом» Уважаемые, родители! Очень хочется дать добрые и нужные советы о том, как должен себя вести ребёнок за столом. Мы знаем, что время еды должно.

Источник

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *