Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Логопед и дефектолог: в чем разница?

Помощь дефектолога: когда она необходима?
Обратиться к такому специалисту, как дефектолог, рекомендуется как можно раньше, тогда и процесс коррекции будет проходить проще и результативнее. Обычно дефектологи принимают малышей с самого раннего возраста – от года и старше.
Помощь дефектолога нужна в первую очередь деткам с нарушением зрения и/или слуха; задержкой развития и/или интеллектуальной недостаточностью.
Проконсультироваться и пройти диагностику желательно и детям с родовыми травмами, психологическими или неврологическими расстройствами.

Специализации дефектолога
Хороший логопед-дефектолог сейчас на вес золота, потому что, к сожалению, в современном мире все больше и больше детей имеют различные нарушения развития, а в будущем – проблемы с речью.
Главными направлениями в дефектологии считаются:
— логопедия (изучает языковые трудности);
— сурдопедагогика (изучает особенности слабослышащих или глухих детей);
— тифлопедагогика (изучает особенности детей со зрительными нарушениями);
— олигофренопедагогика (изучает особенности детей с умственной неполноценностью).

Что делает дефектолог?
Круг обязанностей дефектолога крайне велик и напрямую зависит от его сферы деятельности. Дефектолог всегда специализируется на ведущем нарушении у конкретного ребенка. Для каждой патологии – своя методика и коррекция.
Главные задачи дефектолога:
— развитие сенсорных навыков;
— формирование гигиенических умений;
— обучение игровым приемам;
— развитие речи через знакомство с окружающей средой;
— обучение навыкам письма;
— формирование элементарных математических представлений;
— совершенствование мелкой моторики и действий.

Логопед: как и с кем он работает?

При обнаружении языковых недостатков у ребенка родители обычно обращаются к специалисту в области логопедии.
Работают логопеды на основе существующего диагноза. Врачи обнаруживают «первоисточник» языкового нарушения, а логопеды уже классифицируют его и выбирают действенные инструменты для исправления патологии.
Так, логопеды:
— формируют связную речь у ребенка;
— помогают накопить словарный запас;
— совершенствуют фонематический слух;
— развивают грамматические навыки;
— обучают умению словоизменения;
— исправляют произношение звуков.

Более того, ещё одним эффектом от логопедических занятий можно считать предупреждение письменных расстройств, усовершенствование психологических процессов (память, мышление), развитие точной моторики и правильного восприятия пространства.

Очень важно вовремя обращать внимание на особенности развития ребенка, и если вам кажется, что-то не так, то лучше лишний раз показаться врачу. Не откладывайте визиты к «узким» специалистам в долгий ящик, помните: чем раньше выявят проблему, тем скорее Ваш малыш ее преодолеет!

Источник

Занятия с логопедом или дефектологом: в чем разница?

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия — это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

Таким образом, сфера ответственности логопеда — речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности — это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Логопед и дефектолог в чем разница?

Большинство людей знают о том, кто такой логопед и чем он занимается. Он помогает исправить различные нарушения речи у детей и взрослых, например, такие как:

К логопеду нужно обращаться и том случае, если ребенок отстает от сверстников в речевых навыках, имеет плохой фонематический слуг (путает звуки).

А вот о том, кто такой дефектолог, представление имеют немногие. Этот специалист оценивает физическое и психическое развитие ребенка и его соответствие возрастным нормам, помогает решить проблемы, связанные с поведением, особенностями развития, эмоциональным фоном. К этому специалисту нужно обращаться, если родителей что-то тревожит в поведении ребенка, например:

Также дефектолога нужно посетить после травм головы (полученных в процессе родов или в раннем детстве).

Логопед-дефектолог

Этот специалист не только оценивает уровень развития речи и проводит коррекцию нарушений, но и работает с первопричинами проблем, делая все для того, чтобы подготовить мозговые центры и психику к становлению речи.

Услуги детского логопеда-дефектолога на определенном этапе нужны всем детям – к такому специалисту желательно привести даже нормально развивающегося ребенка в возрасте 2-3 лет, затем перед школой и в начальных классах (это позволяет выявить дислексию и дисграфию).

Помимо этого, поводом для визита могут быть речевые и не только проблемы:

Детский логопед-дефектолог – это специалист, соединяющий две функции, благодаря чему он помогает решить гораздо больше проблем, чем просто логопед. Есть еще одно отличие: логопеды работают с уже подросшими детьми, с трех, а иногда и четырех-пяти лет (особенно в легких случаях, когда нарушено произношение отдельных звуков). Пациентами дефектологов могут быть и годовалые малыши, ведь чем раньше начинается коррекция, тем больших результатов удается добиться и тем успешнее ребенок сможет адаптироваться в обществе.

Главное – не надеяться, что все пройдет само собой

В любом случае, если родителям кажется, что с ребенком «что-то не так», он говорит плохо (мало, неразборчиво), есть проблемы с развитием (умственным и физическим), особенно если в анамнезе есть родовые травмы, тяжелые заболевания в раннем детстве, осложненная беременность, следует обратиться за консультацией логопеда-дефектолога, который поможет оставить индивидуальную программу адаптации, развития и обучения.

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Дефектология (или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает процесс обучения и адаптации детей, имеющих определенные особенности развития. Она разрабатывает методики, которые помогают скорректировать имеющиеся нарушения.

Она делится на несколько отраслей:

Логопед-дефектолог – это специалист, который занимается коррекцией тяжелых речевых нарушений у детей, возникающих на фоне психических и генетических патологий, с детьми после черепно-мозговых травм и т.д.

В коррекционном учреждении данный специалист может быть закреплен за определенной группой воспитанников либо курировать всех детей. В большинстве случаев это детский специалист, но в некоторых случаях он работает с подростками и со взрослыми.

Данную специальность можно получить на дефектологическом факультете педагогического университета на кафедрах логопедии и дефектологии, или же на факультете коррекционной педагогики и психологии.

Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть картинку Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Картинка про Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Разница между логопедом и логопедом-дефектологом

Большинство родителей детей с особенностями развития интересует, в чем отличие логопеда от логопеда-дефектолога? Для начала нужно сказать, что у этих специалистов есть много общего. В частности, их специализация находится на стыке педагогики, психологии и медицины, но они не являются врачами. Другой момент, который их объединяет – оба специалиста помогают детям в преодолении их речевых и иных нарушений, чтобы они были более адаптированы к окружающему социуму.

Если говорить об отличиях, то логопед-дефектолог специализируется на помощи детям с особенностями психофизического развития. Его функционал очень широк, поэтому кроме развития речевых навыков, он корректирует и другие ВПФ.

Логопед же работает с детьми с сохранным интеллектом, когда требуется коррекция звукопроизношения, дикции. Он учит их правильному построению предложений и т.д. Логопед необходим, если проблема сводится к индивидуальным особенностям речевого развития при отсутствии сопутствующих патологий развития.

Другое отличие заключается в том, что логопед-дефектолог может начинать работу с ребенком в достаточно раннем возрасте – примерно с 1-1,5 лет. Большинство же логопедов начинает работать с детьми с 3-4 лет, когда становится понятно, какие именно нарушения необходимо корректировать.

Показания для обращения к логопеду-дефектологу

Логопед-дефектолог необходим для детей, у которых диагностированы следующие отклонения от нормы в физическом и психическом развитии:

В ряде случаев при сохранном интеллекте, но при неустойчивости эмоционально-волевой сферы и поведения, ребенку может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.

Важно понимать, что данный специалист не занимается лечением вышеуказанных нарушений, а оказывает помощь в компенсации и корректировки дефектов развития, которые возникают на их фоне.

Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть картинку Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Картинка про Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Проблемы, с которыми работает логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог специализируется на решении проблем вторичных нарушений у детей с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, ДЦП, глубокой задержкой психического развития, а также задержкой речевого развития различного генеза.

Работа специалиста бывает осложнена в следующих случаях:

Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть картинку Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Картинка про Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Логопед-дефектолог в ДОУ и школе: основные обязанности специалиста данного профиля

Специалист данного профиля может работать в дошкольном образовательном учреждении, школе, либо различных медицинских и реабилитационных учреждениях. Он проводит:

В список его должностных обязанностей входит:

Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Смотреть картинку Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Картинка про Логопед и логопед дефектолог в чем отличие. Фото Логопед и логопед дефектолог в чем отличие

Для диагностики психоречевого развития используются различные невербальные и вербальные методики, которые направлены на оценку параметров и показателей общения у детей, их инициативности, познавательной активности и т.д.

После диагностики специалист подбирает оптимальные методы и приемы коррекции, а также разрабатывает подробный план дальнейшей работы. Он проводит специальные упражнения, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к социальной адаптации и обучению.

Что нужно для того, чтобы работать дефектологом?

Профильное образование для логопеда-дефектолога – это базовое требование, необходимое для трудоустройства.

Обучение на дефектолога проводится на психолого-педагогическом факультете. Обучение на кафедре коррекционной педагогики и психологии по данному направлению позволяет получить диплом бакалавра или магистра. Иными словами, это специальность, которой нужно учиться в высшем учебном заведении, т.е. недостаточно пройти обычные курсы.

Чтобы работать этим специалистом, необходимо наличие определенных профессиональных и личностных качеств:

Источник

Первое знакомство: дефектолог или логопед, найди 10 отличий

Уважаемые родители, коллеги и все интересующиеся данным материалом, в данной статье хотелось бы прояснить

некоторые вопросы, возникающие практически при каждой встрече и беседе с Вами. И вопрос этот звучит так:

« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. В программу обучения дефектологов входят такие основы, как неврология и психиатрия, психология и педагогика, педиатрия, офтальмология и др.

Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, который занимается их воспитанием, обучением и адаптацией к жизни в обществе.

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий направленных на развитие проблемного ребенка. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

-сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

-олигофренопедагогика – обучение детей с интеллектуальным недоразвитием;

-тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

-логопедия – обучение ребят, интеллектуальное развитие которых практически в пределах возрастной нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении, нарушения фонематического восприятия.

Профессия дефектолога: цели и задачи.

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

Вызвать желание учиться посредством мотивации .

Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, конструированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.

Осуществляет обследование детей с целью идентификации структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

Проводит занятия, которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.

Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

Проводит консультации и беседы с родителями детей.

Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.

Когда отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

Развивает коммуникативные способности детей.

Так, для компенсации в развитии дошкольников, дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Мифы о работе дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с усвоением материала. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если отклонения носят временный характер, то коррекционные мероприятия заканчиваются тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях, для детей со сложной структурой дефекта разрабатывается дальнейший образовательный маршрут.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия:

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с детьми с сохранным интеллектом, которые имеют проблемы с речью. Нарушения могут быть от легких (нарушения фонетико-фонематического восприятия) до тяжелого недоразвития речи.

Цель занятий. Дефектолог в школе стремится помочь ребенку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции интеллектуального развития. Логопед же работает в основном над развитием общей речевой активности, накоплением словаря, развитием физического и речевого слуха, грамматической стороны речи, обучением навыкам словообразования и словоизменения, развитием артикуляционной моторики, развитием связной речи.

Ограничения в возрастной категории детей. Дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.

Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией логопеда, но между ними значительная разница. Так же она близка и с профессией учителя, психолога, врача, воспитателя детского сада. Очень надеюсь, что после прочтения данной статьи уже никто не спросит дефектолога :

« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…

Учитель-дефектолог Умнова Т.В.

Для статьи использованы материалы:

Т. Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога»

Е.А. Стребелева «Педагогическое сопровождение семьи,

воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *