Логотерапия в психологии что это
Логотерапия в психологии что это
Когда человек заходит в кабинет врача, то врач не редко видит перед собой диагноз, который нужно вылечить. Однако, перед врачом не диагноз, перед врачом человек с диагнозом, а это совсем не то же самое. Человек больше чем его физиология, и даже больше чем его психика. Если бы это было не так, то человека можно было бы сравнить с представителями животного мира. Неужели врач ничем не отличается от ветеринара?
К этим духовным ресурсам человека, врач может обращаться за помощью в лечении или поддержки качества жизни человека, если отсутствует перспектива полного излечения. Каким образом это возможно?
Что такое логотерапия
Согласно Франкла, стремление к смыслу является фундаментальной мотивационной, движущей человека силой. Даже оглянувшись вокруг можно увидеть, что человек всегда и везде стремится к обнаружению смысла. Для человека критично понимание своего направления в жизни, не случайно Франкл упоминает в своей великой книге «Сказать жизни ДА», представляющей читателю его опыт пребывания в концентрационных лагерях, что «самым тяжелым страданием, выпавшем на долю заключенных являлось отсутствие «завтрашнего дня». При этом, смысл уникален для каждого человека и каждого из нас окружает бесконечное количество возможностей его обнаружить.
Две другие фундаментальные уникальные и особенные способности человека как духовного существа, лежат в основе логотерапевтической помощи: это способность человека к самодистанцированию и способность к самотрансценденции.
Самодистанцирование –это способность человека дистанцироваться от самого себя, отодвинуться от своей психофизики. Посредством такого самодистанцирования создается «пространство внутренней свободы», дающее человеку возможность вступить в диалог, полемизировать со своим телесным измерением. Такой диалог позволяет человеку занять позицию по отношению к болезни, стать «рулевым своей психофизической лодки».
Вторая способность, самотрансценденция, означает способность человека быть обращенным к чему-то большему чему он сам, прикасаться к ценностям мира, «выходить за пределы себя».
К этому кладезю с уникальными ресурсами человека, который является «медицинской аптечкой» логотерапии, и обращается специалист помогающей профессии, чтобы помочь человеку.
В широком смысле задача логотерапии заключается в содействии развития осознанной ответственности людей за свою жизнь. Как существо, способное принимать решения, человек в каждый момент времени решает за то, какой будет его жизнь, и даже в ситуациях неизбежного страдания у человека остается свобода для принятия решения: как обходиться со своим страданием. Такие решения человека открывают для него возможности обнаружения смысла в болезни, боли, страдании. «Кто знает зачем, преодолеет любое как»: смысл обнаруженный человеком в страдании не только позволяет сделать страдание переносимым, но и превратить его в триумф человеческого духа.
Логотерапия как психотерапия имеет широкий спектр применения: ситуации потерь или болезней, депрессия, зависимости, ОКР, фобии, панические атаки, бессонница, сексуальные дисфункции, паллиативная помощь, поддержка при психотических расстройствах, жизненные кризисы, ситуации когда человек испытывает неудовлетворенность жизнью, ощущение пустоты, бессмысленности.
Вместе с тем, значение логотерапии не исчерпывается психотерапевтическими интервенциями. Логотерапия является и теорией личности, и психотерапией, и мировоззрением. В практике врача-терапевта именно логотерапевтическое мировоззрение может находить самое широкое применение. Опираясь на логотерапевтическую платформу, врач-терапевт может добиться выдающихся результатов в работе с Человеком. Данная статья предлагает рассмотреть возможные направления применения принципов логотерапии в медицинской практике врача-терапевта.
Логотерапия как психологическая помощь физически больному человеку
Пожалуй, каждый человек стремится к благополучию, счастью и здоровью. Однако, жизнь человека в той или иной мере сопряжена с болезнями, а рядом с болезнью тела может находить место страдание души, сопряженное с отчаянием, тоской, потерей смысла. Если человека можно вылечить, то это нужно сделать. Стоит ли обращать внимание на боль душевную? Этот вопрос не имеет вариантов ответов, ведь боль душевная может привести человека к неблагоприятным решениям. Логотерапевтическая интервенция в данном случае направлена на то, чтобы, учитывая имеющиеся ограничения, помочь человеку, как существу, ответственному за свою жизнь, обнаружить смысл в болезни, в страдании.
Еще одна иллюстрация из практики доктора Франкла. Молодая девушка 18-ти лет получила огнестрельное ранение в позвоночник и оказалась полностью парализованной. Но болезнь ее не сломила. Она узнавала из газет и телепередач о людях, нуждающихся в помощи, и писала им письма ободрения, при этом сама набирала буквы писем ротовым стилусом. Свой смысл она обнаружила в помощи другим. Эта пациентка чувствовала себя счастливой от возможности помогать людям. Качество жизни вопреки травме стало ее победой.
Многочисленные современные научные исследования показывают взаимосвязь между эффективностью медицинского лечения и настроенностью человека на выздоровление, его мотивацией. Эти исследования показывают, что человек имеет больше шансов вернуться если не к здоровой жизни, то к жизни с качеством, если у него есть «зачем» выздоравливать.
Логотерапия как врачебное душепопечительство
К сожалению, не каждая болезнь поддается излечению, но и в этом случае перед нами находится все тот же самый Человек, возможно лишь с большими переживаниями жизни и себя, беспокойствами и страхами. В случае, когда излечение не возможно, то задачей врача становится утешение такого больного, в терминах логотерапии это означает душепопечительство. Вот как Виктор Франкл поясняет это понятие: «Душепопечительство — это одна из профессиональных обязанностей любого практикующего медика. Любой врач, будь то терапевт, старающийся облегчить страдания неизлечимых больных, врач-гериатр, заботящийся о немощных стариках, дерматолог, занимающийся лечением обезображенных людей, ортопед, оказывающий медицинскую помощь калекам, или хирург, нередко вынужденный проводить ампутации, сталкивается в своей практике с пациентами, которые стали заложниками своей судьбы и которым зачастую уже ничем нельзя помочь. А когда врач уже ничем не может помочь пациентам, ему не остаётся ничего иного, как утешать их».
В Вене, на родине Виктора Франкла, над главным входом в Общую венскую больницу, учреждённую императором Иосифом II, красуется трогательная надпись «saluti et solatio aegrorum » («лечи и утешай больных»), которая напоминает нам о том, что, утешая страдающих людей, врач выполняет свой долг. Об этом же говорится в уставе Американской медицинской ассоциации: «Врач должен утешать больного, облегчать его душевные страдания. Это входит не только в обязанности психиатра, но и в обязанности любого практикующего врача». Конечно, врач может лечить пациентов, не обращая внимания на их душевное состояние. Но такого врача. можно отличить от ветеринара разве что по клиентуре».
Логотерапия как помощь в достижении комплаенса
Успех в лечении пациента связан со многими факторами, включающими верный диагноз и предписание курса лечения. Не менее важным фактором для результата лечения является установление комплаенса, т.е добровольное согласие пациента на следование режиму лечения: правильности приема лекарств, точности выполнения нелекарственных процедур, следования диете, ограничения вредных привычек, формирования здорового образа жизни. Особого внимания эта задача требует в случае хронической патологии, когда медицинские рекомендации долгосрочны и успех лечения достигается только при длительной терапии.
Формально в реализации комплаенса сочетаются четыре основных фактора: своевременность приема лекарства, соответствие принимаемой дозы назначенной врачом, соблюдение схемы питания и образа жизни и четвертый компонент, условно назовем его «отношение к болезни».
Можно предположить, что определяющим фактором в достижении комплаенса является выбор, который осуществляет пациент как личность, и это есть стратегический компонент комплаенса, а остальные компоненты при этом реализуются по умолчанию.
Таким образом, если пациент знает, для чего ему лечение, к каким смыслам и возможностям оно открывает двери, если он знает, для чего он хочет быть здоровым, то он способен это лечение принять даже в самом неудобном и труднопереносимом формате. Этот принцип отлично иллюстрирует тезис Ницше: человек, знающий “зачем”, может выполнить любое “как”.
Логотерапия как способ укрепления воли к здоровью
Жизнь каждого без исключения человека является богатством сама по себе и наполнена ценностями. Если одна ценность, такая как здоровье, теряет возможность реализации, то мы можем напомнить пациенту о многочисленных ценностях, которые по-прежнему актуальны в его жизни: его семья, его увлечения, способность и возможность воспринимать красоту мира и т.д, и о том, что богатство и ценность жизни не сможет перечеркнуть никакая болезнь.
Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим
Логотерапия помогает преодолевать страдания, жить ярче и смелее. Этот метод разработал психотерапевт Виктор Франкл в начале прошлого века. Проверить его на практике Франклу пришлось в тяжелейших условиях нацистских концлагерей.
Терапия смыслом
В 1930-х годах Франкл возглавил отделение по предотвращению самоубийств в одной из венских клиник. Когда к власти пришли нацисты, он спасал евреев от гитлеровской программы эвтаназии.
В 1942 году вся семья Франкла, включая его самого, была депортирована в концентрационный лагерь. Пережили войну только двое — он сам и его сестра. В тяжелейших условиях Франкл продолжал втайне от СС заниматься делом своей жизни: предотвращал самоубийства и помогал другим узникам сохранить себя несмотря ни на что.
В книге «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере» Франкл описывает, как меняется внутренняя жизнь человека в непереносимых условиях. Голод и холод, недосып и болезни, изнурительный труд, побои и издевательства, постоянная близость смерти делали людей раздражительными и безразличными. Узники не боялись погибнуть. Постепенно все мысли сводились к примитивным потребностям.
«Даже газовая камера уже через несколько дней не вызывает у него страха. В его глазах это просто нечто, что избавляет от заботы о самоубийстве».
В книге Франкл снова и снова подводит к мысли: даже у узника концлагеря есть выбор. Он может пытаться выжить любой ценой или впасть в окончательное оцепенение и сложить руки. А может бороться за то, чтобы не выживать, а продолжать жить вопреки всему. Образ любимой и мысленный разговор с ней, незаконченное дело, которое ждет на воле, освещённые закатом стволы деревьев, помощь другим узникам, юмор — всё может стать точкой духовного «побега», тайной жизни, неподвластной ужасным условиям.
Франкл быстро обнаружил, что вопрос «выживем ли мы здесь» не так значим, как другой вопрос: «имеют ли смысл наши страдания». Потому что если в них нет смысла, то и выживать незачем. Оставаться человеком — значит найти этот смысл и поддерживать в себе стремления, которые с ним связаны.
Вот что открыл и проверил в экстремальных условиях психолог Виктор Франкл. Логотерапия и означает «терапия смыслом».
Логотерапия как часть экзистенциальной психологии
Идеи Франкла органично влились в уже существовавшее к тому времени направление экзистенциальной психологии. Та, в свою очередь, выросла из экзистенциальной философии. Её родоначальниками можно считать Блеза Паскаля, Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова, Мартина Хайдеггера. Среди психологов, разрабатывавших экзистенциальное направление, можно упомянуть Карла Ясперса, Ролло Мэя и Ирвина Ялома.
В центре внимания экзистенциальной философии и психологии — особенность и смысл жизненного пути человека. Этот путь понимается как непрерывное становление, «вырастание», череда кризисов и противоречий. Кризис рассматривается не как проблема, а как естественное и свойственное человеку состояние.
Виктор Франкл занимает важнейшее место в ряду экзистенциальных психологов: именно он начал говорить о том, что человек является человеком, когда принимает решения и берёт на себя ответственность.
Главная характеристика человека — свобода, даже когда кажется, что тот полностью её лишен, например, в концлагере. Свобода, по Франклу, — это возможность выбирать, перед кем и перед чем мы несём ответственность.
Если же смысла жизни нет, человек может переживать «ноогенный невроз», «экзистенциальный вакуум» — фрустрацию естественного стремления к смыслу. Проявления этого вакуума многообразны:
Под неврозом Франкл имеет в виду внутренний конфликт, связанный с утратой духовных ценностей. Поэтому и процесс, который должен привести к обретению смысла и мотивации к жизни, Франкл называет не психо-, а логотерапией: «лечить» здесь нужно не психику, а сферу духовности.
«Мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением».
Ответы могут быть разными: это и осмысленный труд, такой, к которому человек подходит творчески, и переживание любви и красоты. Если всё это по каким-то причинам невозможно — остаётся находить смысл в страдании.
Франкл приводит пример: однажды к нему пришел доктор, который был в отчаянии от смерти любимой жены. В разговоре Франкл предложил ему представить, что это он умер, а она осталась его оплакивать. Доктор согласился, что не хотел бы заставлять её страдать так, как сейчас страдает он. Это и внесло смысл в его переживание горя.
Метод парадоксальной интенции
В рамках небольшой статьи невозможно поговорить обо всех находках Франкла, но нельзя не упомянуть об одной из самых забавных — методе парадоксальной интенции. Он был взят на вооружение психотерапевтами экзистенциального направления и многими другими психологами, коучами и даже сексологами.
Метод заключается в том, чтобы не избегать того, чего боишься, а, наоборот, постараться всячески к этому стремиться. Говорят, что метод хорошо работает в терапии заикания и эректильной дисфункции: пациент старается заикаться как можно сильнее или тщательно следит за тем, чтобы, несмотря на ласки и прикосновения, эрекция ни в коем случае не возникла. Результат не заставляет себя ждать.
Кажется, что метод далёк от основной проблематики книг Франкла, но на самом деле он лежит в том же русле: не прятаться от своего страха или страдания, а выходить ему навстречу, спокойно принимая его как данность.
Что дает логотерапия
Логотерапия имела много последователей, но ее методология не так хорошо разработана, как, например, методология гештальт-терапии. Это понятно: сама суть экзистенциальной терапии предполагает большую роль личности, и в исполнении разных терапевтов процесс будет выглядеть по-разному. Общей остается концепция: серьёзная и парадоксальная, романтичная и одухотворяющая. Она позволяет дать ответы на самые трудные вопросы человеческого существования:
Конечно, эти вопросы время от времени заботят каждого из нас. И ответы на них — в книгах и трудах Виктора Франкла.
Книги Виктора Франкла про смысл жизни
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.
Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.
Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.
Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.
Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.
Принята к публикации: 12.12.2017
DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0203
Разделы журнала: Психология здоровья
Ключевые слова: экзистенциальный анализ; методология; методы; принцип воздействия; психотерапия; методы психотерапии
Доступно в on-line версии с 01.08.2018
Данная статья представляет собой обзор и анализ терапевтических возможностей методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Это необходимо подчеркнуть, поскольку в разных логотерапевтических сообществах имеются серьезные расхождения в применяемых методах работы и в способах преподавания.
Цель данной работы – не просто перечислить ряд методов логотерапии и экзистенциального анализа, но и попытаться объяснить, почему они работают. В первой части статьи это будет сделано посредством соотнесения методов ЭА с антропологической концепцией экзистенциального анализа, а во второй – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.
Мы делаем попытку прояснить логику экзистенциально-аналитических методов и их соотнесение с антропологией ЭА и методологией.
Структура экзистенциального анализа и логотерапии с точки зрения антропологии
Вначале рассмотрим темы и принципы терапевтической работы в логотерапии и в экзистенциально-аналитической терапии. В работе А. Лэнгле «Фундаментальные экзистенциальные мотивации» (Langle А., 2003) описана структурная модель экзистенциального анализа. Автор формулирует цель современной экзистенциально-аналитической терапии как достижение способности жить в состоянии внутреннего согласия с собой, что значит – определить внутри себя «да» по отношению к тому, что ты делаешь. Внутреннее согласие можно описать как возможность действовать и разрешать сложные ситуации так, чтобы это приводило к принятию себя и ответственности за собственные действия, к экзистенциальной свободе.
Доступ к свободной воле человека становится фундаментом зрелой, осмысленной жизни, характеризующейся одобрением себя, других и принятием ответственности. Поэтому все методы логотерапии и экзистенциального анализа объединены общей целью достижения личной, экзистенциальной свободы, свободы Person.
Это общее направление психотерапевтической работы. Чтобы более подробно охарактеризовать структуру методов, необходимо глубже взглянуть на содержание экзистенциально-аналитической антропологии.
Антропология классической логотерапии (В.Э. Франкл)
Какие шаги и процессы Person приводят нас к жизни в состоянии экзистенциальной свободы? Классический экзистенциальный анализ, основанный на антропологии, сформулированной В.Э. Франклом (Frankl, 1959, 1985, 1986, 1991), постулирует две базовые способности духовного человека: самодистанцирование (СД) и самотрансценденцию (СТ). Они являются базовыми условиями экзистенциального бытия (бытия с качеством экзистенции). Франкл описывает эти состояния как специфический способ существования в экзистенциальном, духовном (ноэтическом) измерении, которому он противопоставляет психическое и соматическое (или биологическое) измерения.
Самодистанцирование подчеркивает способность духовного человека действовать вопреки собственным психологическим и биологическим механизмам. Как писал Франкл: «Человек свободен подняться над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования. Этим он открывает новое измерение. Человек проникает в измерение духовного порядка, которое резко отличается от соматических и психических феноменов. Он становится способным занять твердую позицию по отношению к миру, равно как и по отношению к самому себе» (Frankl, 1985, P. 19).
Поскольку быть Person – значит быть способным дистанцироваться от условий жизни и себя самого, мобилизуя волю к свободе, непременно встает следующий вопрос: «На что будет направлена воля?» Ответ лежит в понятии самотрансценденции.
Приведем собственное описание Виктора Франкла, поскольку оно кратко и четко объясняет, что такое логотерапия. «Установка логотерапии основана на том, что самотрансценденция является самой сутью экзистенции. Эта установка означает, что экзистенция аутентична только в той степени, в которой она направлена на нечто, отличное от себя … Человек, я бы хотел сказать, реализует и актуализирует ценности. Он находит себя лишь в той мере, в которой он первоначально теряет себя, будь это ради кого-то или чего-то, ради человека, идеи или “ради Бога”. Стремление человека пробиться к себе и собственной идентичности обречено на провал, если оно не является актом преданности и посвящения себя чему-то за собственными пределами, чему-то, что выше него» (Frankl, 1985, P. 87).
Франкл подчеркивает, что люди не являются пленниками своих чувств или окружения, но они могут подняться над эгоцентризмом и взглянуть на свою ситуацию с другой точки зрения. Люди свободны в выборе и принятии решения о том, куда им свернуть, или посвятить себя чему-то или кому-то за пределами себя. Но, с точки зрения Франкла, только процесс «оставления себя позади ведет к экзистенциональному бытию и воплощению Person.
Развивая концепцию психо-духовного антагонизма, Франкл подчеркивает, что необходимо «оставить позади» психосоматическое измерение и условия, выйти за пределы этих ограничений. Формулировка антропологии Франкла ведет к двусмысленной односторонности, которая может быть связана с отношением человека к себе. Эта тема, например, касается роли самопознания в программе подготовки психотерапевтов (Langle S., 2001, P. 20 etc.; Langle А., 1996c).
Антропология персонального экзистенциального анализа (А. Лэнгле)
Франкл воспринимал антагонизм психического и духовного как стартовую точку любой психотерапии (Frankl, 1959, P. 686). Но в современном экзистенциальном анализе эта парадигма претерпела значительные изменения. Односторонняя открытость человека миру дополняется «поворотом к человеку», который, как следует из названия, является поворотом к условиям человеческого существования, а также «поворотом к эмоциональности» (Langle А., 1999a,b). Здесь появляется большое отличие от первоначальной логотерапии Франкла. Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА) в равной мере учитывает важность, как рефлексии, разума, совести, так и человеческой импульсивности, инстинктивных стремлений и физической стороны существования. Эти аспекты подробнее обсуждаются в работе Лэнгле по ПЭА (Langle А., 1993).
Важно отметить, что модель ПЭА не рассматривает духовное и психофизическое измерения как непременно и априори антагонистические. Духовное не имеет превосходства над психологическим и физическим измерениями (и не замещает их). Напротив, в первом приближении они едины.
Человек несет в себе внутреннюю способность переживать новые впечатления и воздействия на себя посредством ощущений, чувств, импульсов. Его спонтанные реакции доказывают единство духовного с психологическим и соматическим измерениями. То же относится и к активным самовыражениям человека. Здесь духовное так же существует в гармонии с психологическими и физическими силами и с реальными условиями мира. Только когда человеческие существа принимают осознанное решение, они выходят за пределы этого психофизического единения. Занятие позиции относится к духовности (которая в данном контексте понимается не в религиозном смысле), находящейся за пределами ситуационных ограничений. Это означает (когда речь идет о ресурсах Person), что, в дополнение к СД и СТ, человеческие существа умеют преодолевать антагонизм, и именно эта способность охраняет и защищает человеческую идентичность, указывает на принятие себя.
Принятие себя возникает из открытости перед собой, что, в свою очередь, означает принятие внешней реальности, а также того, что происходит у человека перед внутренним взором, переходит во внутреннее движение – я посвящаю себя и тому, и другому с равной серьезностью. Вследствие этого человек находится в постоянном диалоге с внешним и внутренним миром.
Занятие такой позиции открывает возможность диалога, который осуществляется в двух направлениях: вовне и вовнутрь. Как следствие единства Person, диалог представляет собой процесс взаимообмена между внутренним и внешним.
Рис. 1. Двойная открытость Person как результат двойного соотнесения (вовне и вовнутрь).
Таким образом, в современном экзистенциальном анализе в дополнение к человеческой способности к самодистанцированию и самотрансценденции, которые указываются в традиционной логотерапии, добавляется еще один ресурс Person – способность к самопринятию (СП). Это три столпа, которые делают возможным постоянный внутренний диалог. Person вовне и вовнутрь. Ведение такого диалога указывает на наличие буберовских отношений «Я–ТЫ» (Buber, 1973), являющихся основой жизненной, экзистенциальной Встречи и отношений. Этот экзистенциальный образ жизни всегда является актуализацией свободы Person каждого посредством пребывания открытым по отношению к ситуации и выработки собственных ответов на вопросы (запросы ситуации). Актуализация свободы Person является целью экзистенциальной терапии и консультирования.
Актуализация свободы человека как Person – общая цель любых экзистенциально-аналитических интервенций – фокусируется главным образом на СД, СТ и СП, как на человеческих ресурсах, которые приводят к персональной свободе. Если посмотреть на эти три способности Person, можно увидеть первое структурное отличие методов ЭА. Методы отличаются в зависимости от того, нацелены они на СД, СТ или СП. Например, хорошо известно, что «парадоксальная интенция» нацелена на СД, а «дерефлексия» – на СТ.
Методологическая структура экзистенциального анализа и логотерапии с позиции уровня психотерапевтической работы
В нашем распоряжении имеется весьма широкий набор методов, посредством которых можно достичь вышеуказанных целей. Большинство из них разработаны А. Лэнгле в 1980-е годы и в начале 1990-х опубликованы в Германии. Далее мы рассмотрим эти методы с точки зрения антропологии и методологии.
Если внимательно рассмотреть методы ЭА и ЛТ, то можно обнаружить три различных уровня или слоя, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы.
Первый уровень: ориентация на ресурсы
На первом уровне мы находим классические методы в том виде, как они были разработаны В. Франклом: «парадоксальная интенция» (ПИ), «дерефлексия» (ДР) и «метод изменения позиции» (МИП) (Frankl, 1970, P. 100 etc.; Frankl, 1985, P. 140 etc.). Здесь интервенции выстраиваются в соответствии с классической франкловской логикой – мы напрямую обращаемся к ресурсам Person. Подобные интервенции по умолчанию предполагают, что пациент имеет необходимые персональные способности. Консультант или терапевт подводит пациента к диалогу вовне и вовнутрь, основываясь на предположении, что он самостоятельно найдет нужные ответы и таким образом приобретет непосредственный опыт компетентности и умений. Пациент сам находит свой путь. Это означает, что он осознает опыт, который был забыт, и становится открытым для нового опыта. События, составляющие этот опыт, заставляют пациента почувствовать собственную целостность и подлинность.
В отличие от психотерапии, которая предполагает длительный процесс роста, данные методы работают там, где пациент может обратиться к опыту самостоятельно или относительно самостоятельно – с помощью поддерживающего и побуждающего к работе консультанта. В результате у пациента может поменяться перспектива, либо появится свежий взгляд на прошлый опыт, что означает открытие и расширение полученного впечатления. Экзистенциально-аналитические терапевты могут применять парадоксальную интенцию, дерефлексию или метод изменения позиции, если у пациента не нарушены персональные способности, но из-за переживаний, связанных с проблемой, свободный доступ к персональным ресурсам закрыт. В таких случаях пациент оказывается неспособным к внутреннему диалогу и размышлению на некоторые темы, при том, что его общая способность или компетентность не повреждены. Чтобы получить доступ к ресурсам Person, пациенту необходим импульс, который как раз и дают терапевтические отношения, полные эмпатии. Методы, направленные на активизацию доступа к ресурсам, имеют одну общую основную идею – они прерывают замкнутый круг тревожности и приводят к установлению феноменологической открытости по отношению к ситуациям, которые воспринимаются как угрожающие.
Франкл продемонстрировал, что защитные механизмы устроены по принципу замкнутого круга, который усиливает установку избегания (Frankl, 1985, P. 143 etc.; Frankl, 1970, P. 102 etc.). Появление симптома как отправная точка порочного замкнутого круга оказывает дестабилизирующее воздействие на пациента. Переживание неуверенности или тревоги приводит к повышенному вниманию и ожиданиям, что, в свою очередь, усиливает симптом.
Рис. 2. Круг тревожности
Порочный круг оказывается дестабилизирующим и фиксирует тревогу, но ее можно ослабить, если обратиться к упомянутым выше ресурсам Person:
Страх ожидания указывает на переживание экзистенциальной угрозы в определенных ситуациях (например, покраснение на людях). В этом случае СД может помочь осознать, что человек продолжает существовать, несмотря на наличие страха. Подходящий метод: парадоксальная интенция.
Компульсивное самонаблюдение или гиперрефлексия возникает из-за страха потери контроля. Пациенты с такого рода навязчивостью склонны к чрезмерной концентрации на чем-либо с целью все проконтролировать и обезопасить себя. СТ приводит к открытости для нового опыта тем же способом, что применяется в дерефлексии.
Фиксированные установки часто указывают на страх перемен по отношению к тому, что воспринимается как угроза для жизни. СП ведет к более открытому взгляду на жизнь – можно осмелиться продолжать жить, оставаясь собой, и позволить жизни идти своим чередом, даже если ее нельзя контролировать. Здесь требуется метод изменения позиции.
Все эти методы активируют способность пациента повернуться лицом к собственной неуверенности, призывают его больше не быть жертвой собственного страха ожидания или фиксированных установок.
Табл. 1. Методы первого уровня в их связи с экзистенциально-аналитической антропологией
Первый уровень Ориентация на ресурсы
Приведем классический пример, описанный Франклом.
«В нашу клинику пришел молодой врач, страдающий от сильной гидрофобии. Уже долгое время его беспокоили нарушения вегетативной нервной системы. Однажды ему случилось повстречать на улице своего начальника, и когда молодой человек протянул ему руку, он заметил, что вспотел обильнее обычного. В следующий раз, когда он попал в подобную ситуацию, он ожидал, что снова начнет потеть, и его предчувствующее беспокойство вызвало обильное потоотделение. Начался замкнутый круг: гипергидроз вызвал гидрофобию, а та, в свою очередь, провоцировала гипергидроз. Мы посоветовали пациенту в том случае, если возникнет страх ожидания, намеренно показать людям, с которыми он в это время общается, как обильно он может вспотеть. Через неделю он вернулся и рассказал, что, стоит ему повстречаться с кем-то, кто провоцирует в нем страх ожидания, он говорит себе: «Из меня до сих пор вышел только литр пота, ну а сейчас это будет как минимум десять литров!». Каков же результат такого парадоксального решения? После четырехлетних мучений, вызванных фобией, он быстро сумел, в результате всего одной сессии, полностью избавиться от своей проблемы, благодаря новой процедуре» (Frankl, 1985, P. 143).
Приведенные выше методы не работают с обстоятельствами возникновения проблемы и таким образом игнорируют источник ее возникновения. Вместо этого они направлены на пробуждение фундаментальных способностей Person, что приводит к стабилизации. Они дают поддержку и приводят к свободному диалогу с внутренним и внешним миром.
Задача на первом ресурсно-ориентированном уровне – восстановление опоры, защиты и пространства. Неуверенности пациента противопоставляется его опыт соотнесения с фактами, с тем, что есть. Эта процедура приостанавливает дальнейший рост неуверенности в соответствии с порочным кругом.
В экзистенциально-аналитическом понимании, активизация СД, СТ и СП является необходимым условием для существования любой способности обхождения с реальностью. Здесь речь идет о содержании первой фундаментальной мотивации – мочь-быть-в-мире (Langle A., 2003). Условием этого является включение всех трех способностей Person. Опыт обретения почвы в экзистенциальном смысле индуцируется при переживании пациентом способности быть, несмотря на наличие дефицитов, как показано в описанных выше методах.
Второй уровень: ориентация на проблему
Методы второго уровня отличаются от ресурсно-ориентированных методов тем, что они уделяют больше внимания переживанию пациентом проблемы и травматического опыта.
В ходе реализации шагов метода, направленных на углубление переживания и обеспечивающих поддержку, вырисовывается логика суждений пациента – то, как он выносит оценку, обнаруживаются установки избегания, склонность принимать желаемое за действительное. Выявляются ситуации, в которых пациент оказывается беспомощным, бессильным. В ходе такой работы у пациента улучшается эмоциональное состояние, проясняется точка зрения, установки, появляется понимание, куда двигаться дальше. То есть пациент сначала размышляет, анализирует, а потом обращается к собственным ресурсам и способностям. Все это происходит в форме беседы, в поддерживающей атмосфере таким образом, что скрытые ресурсы в итоге активизируются и укрепляются.
Если сформулировать более точно: на втором уровне мы имеем дело с методами, предоставляющими пациенту возможность в проблемной ситуации наладить отношения с самим собой и окружающим миром. В процессе работы с применением данных методов соотнесение пациента с внутренним и внешним миром становится более прочным. Таким образом, эти методы приводят к близости с собой и другими, а иногда даже к чувству глубокой благодарности. Это может привести к тому, что ориентиром для человека станет переживание самоценности, а не ожидания, желания или воображаемые идеи.
В экзистенциально-аналитическом понимании этот процесс соответствует углублению и развитию на уровне второй базовой мотивации (Langle A., 2003).
Преданность чему-то или кому-то за пределами себя приводит к опыту отношений и близости с другими, но, что важнее всего, с самим собой, а это, в свою очередь, позволяет работать со своими эмоциями на глубоком уровне и может способствовать укреплению «да» жизни, укреплению связи с жизнью. Наконец, наслаждение жизнью и «да» жизни создают основу для любого переживания ценности (внутренняя ценность), делают пациента открытым для чувствования ценностей, а это означает, что человек оказывается целиком затронут переживанием ценностей.
Вот пример психотерапевтической работы на втором уровне.
При прохождении лечения в больнице после попытки самоубийства пациентке предложили поработать с психотерапевтом. На первой встрече 25-летняя женщина рассказала о причинах, толкнувших ее к отчаянному шагу. Она пристрастилась к наркотикам с 14 лет, в 16 лет прошла первый курс терапии. К сожалению, под влиянием химически зависимого парня она снова начала принимать наркотики. Себя она считала неудачницей. За последние два года она все чаще помышляла о самоубийстве, но ни с кем об этом не разговаривала. Теперь она рада, что ей не удалось покончить с собой, и чувствовала себя так, словно тысяча ангелов уберегла ее, когда она спрыгнула с моста под проходящий внизу поезд. В последние годы ее жизнь определяли наркотики, хотя она помнила удачный двухлетний период, в течение которого после работы с терапевтом она их не употребляла. Она была счастлива получить новый шанс на жизнь и одновременно боялась сорваться снова. Она сомневалась, что самостоятельно сможет отказаться от наркотиков, но только такая жизнь была желанна для нее, лишь так стоило жить.
Хотя это и было идеальным началом для терапии, в данной ситуации наблюдались осложняющие факторы. У пациентки был ряд тяжелых переломов, в результате чего она вынуждена была остаться в больнице на несколько недель, после чего ее должны были перевести в реабилитационный наркологический центр. Это ограничивало количество сессий до 10. Что следовало (и что можно было сделать) за этот срок? Без сомнения, в первую очередь, следовало стабилизировать и укрепить ее желание жить. Она не знала, как осуществить свои желания и субъективно ощущала это как отсутствие силы воли. В результате этого женщина стала считать себя слабым человеком, жертвой обстоятельств и неспособности быть твердой. Она сомневалась, что сможет достичь цели, страдала из-за низкой самооценки, переживала, как будут дальше развиваться отношения с ее парнем, но надеялась, что мама поможет ей. Более того, она чувствовала вину за то, что сделала, и это еще больше подрывало ее самооценку.
В экзистенциальном анализе цель психотерапевтической интервенции – заново утвердить автономию Person. Достигается это с помощью того, что человек встает лицом к лицу с собственным намерением. В случае этой молодой женщины мы воспользовались методом укрепления воли (МУВ) (Langle A., 2000b), который применяется следующим образом.
Первый шаг состоит в описании намерений пациента и положительных последствий, ожидаемых от психотерапии. Желание пациентки жить без наркотиков в тот момент было предельно ясно. Она хотела начать новую, нормальную жизнь, быть способной бороться и переносить трудности, с которыми могла столкнуться. Жизнь с наркотиками изматывала ее. Второй шаг МУВ – прояснение контраргументов, осознание того, что препятствует реализации намерения. Чего она лишится, живя без наркотиков? От чего ей придется отказаться? Наркотики были ее надежным методом справляться с проблемами. Ей придется научиться стойкости и найти другие способы переносить эмоционально трудные ситуации. «Я принимала наркотики, чтобы закрыться». Что с ней произойдет, когда она больше не сможет закрываться? На этом втором этапе мы должны были внимательно присмотреться к ее способности ожидать немедленного облегчения от наркотиков, избегая таким образом проблем и страданий. Есть ли у нее достаточно мужества? Сможет ли она обрести достаточно мужества? На кого и на что она может опереться? Отказавшись от наркотиков, ей придется отказаться и от знакомого окружения, которое подпитывало ее привычку. Цель второго этапа – помочь пациенту осознать препятствия, причины, работающие против ее намерений. Мы должны отнестись к ним так же серьезно, как и к положительным последствиям. Эти вопросы вызвали у женщины сильное беспокойство, поскольку под тонкой оболочкой знакомого стиля жизни скрывалась пустота. Жизнь без наркотиков была ей незнакома, у нее не было почвы под ногами. На этом этапе мы не просто обсуждаем, как справиться с препятствиями – это огромный шаг навстречу себе, развитие осознания не только положительных, но и негативных чувств, приближение к себе. Было тяжело столкнуться с чувством фрустрации, осознать, насколько она одинока. Но то, что она, по крайней мере, до сих пор жива, давало ей мощное основание и силы цепляться за жизнь. То, что пациентка смогла выразить свои чувства и серьезно отнестись к себе, продвинуло ее растущее ощущение уверенности и мужества. Первоначальная ориентация на нечто за пределами ее была возвращена обратно к ней: «Как мои планы связаны со мной самой?» Развитию воли способствовало пошаговое решение проживать свою жизнь по своим собственным правилам. Чувствовать силу воли – значит быть готовым посвятить свою жизнь поставленной цели. Желание жизни без наркотиков стало теперь не просто очевидной, простой целью, это было ее личное решение, касающееся ее собственной жизни, со своими личными причинами и основаниями. В этом случае пациентка сумела поставить перед собой вопросы и столкнуться с сомнениями. Было важно не предаваться иллюзиям по поводу будущего или прошлого. Чем больше получалось конкретизировать надежды и страхи, тем более сильное облегчение она испытала, почувствовав, что способна жить своей новой жизнью.
Теперь она была готова к третьему шагу – усилению положительной стороны. В экзистенциальном анализе это усиление осуществляется за счет приближения к чувствам, возникающим в связи с намерением. Это в свою очередь приводит к тому, что намерение становится собственным, внутренне ощущаемым. Пациентка снова получила подтверждение желания жить без наркотиков в процессе исследования того, какие последствия будет иметь для ее жизни данное решение. На этом последнем шаге она воссоздала в памяти свою предыдущую ситуацию – для нее отказ от наркотиков изначально подразумевал решение: за жизнь или против жизни. Но сейчас она чувствовала себя ближе к себе, стала лучше знакома с собой. Это придало женщине уверенности перед началом длинного и сложного пути. Ее страх перед неудачей ослаб, и она решила, что быть одной, возможно, и не столь ужасно, она смогла довериться себе. В конце концов, это доверие перешло в фундаментальную способность выйти за пределы себя, суметь посвятить свою жизнь чему-то или кому- то, и это решение наполнило ее жизнь смыслом. В той мере, в какой она сможет реализовать способность к самотрансценденции, в той мере она сможет обнаружить вновь силу собственного воления.
Процесс на втором уровне – исследовании проблемы – требует определенной силы «Я». Если пациент не может преодолеть этот вызов, подвергнуть сомнению собственную цель, нам придется идти вглубь и развивать личностную автономность и ресурсы, как это обычно делается в ПЭА.
Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры (Langle S., 1996).
Интересно отметить, что в этой группе мы также используем три метода, каждый из которых относится к фундаментальным личным способностям СД, СТ или СП:
Метод нахождения персональной позиции (ПП) (Langle A., 1994a) – это трехшаговый метод для обнаружения персональной позиции по отношению к какой-либо конкретной ситуации. Он предшествует более глубокому процессу СД, позволяет устранить ограничения, узость, которые возникают из-за того, что человек недостаточно оценил положение дел (не занял позицию) в запутанной ситуации. Проблемы в отношениях часто указывают на наличие подобной спутанной структуры – человек запутался или не знает, что делать. В подобных случаях показан данный метод.
Метод укрепления воли (МУВ) (Langle A., 1994a) – пошаговый метод, который работает с волей к смыслу. Развитие воления осуществляется в процессе диалога, направленного вовне и вовнутрь, в ходе которого наступает ясность, цели становятся осознанными, укрепляется СТ. Показаниями к применению этого метода являются разные виды зависимостей, а также возникновение фрустрации от неспособности завершить некоторое действие, связанное, например, с учебой или работой.
Метод нахождения смысла (МНС) (Langle A., 1998, Drexler, 2000) – этот метод возвращает нас к способности принимать себя, являющейся основанием для осознания человеком вопроса о смысле.
Четыре шага МНС соответствуют четырем основным мотивациям экзистенциального анализа. Данный метод показан, если человек находится в состоянии, когда смысл утрачен, либо же поиски смысла не дают результатов. Такое часто случается в ситуации переезда или при серьезных утратах.
Теперь мы можем дополнить нашу схему (см. табл. 2).
Табл. 2. Методы первого и второго уровней в их связи с ЭА-антропологией