Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это

Когда человек заходит в кабинет врача, то врач не редко видит перед собой диагноз, который нужно вылечить. Однако, перед врачом не диагноз, перед врачом человек с диагнозом, а это совсем не то же самое. Человек больше чем его физиология, и даже больше чем его психика. Если бы это было не так, то человека можно было бы сравнить с представителями животного мира. Неужели врач ничем не отличается от ветеринара?

К этим духовным ресурсам человека, врач может обращаться за помощью в лечении или поддержки качества жизни человека, если отсутствует перспектива полного излечения. Каким образом это возможно?

Что такое логотерапия

Согласно Франкла, стремление к смыслу является фундаментальной мотивационной, движущей человека силой. Даже оглянувшись вокруг можно увидеть, что человек всегда и везде стремится к обнаружению смысла. Для человека критично понимание своего направления в жизни, не случайно Франкл упоминает в своей великой книге «Сказать жизни ДА», представляющей читателю его опыт пребывания в концентрационных лагерях, что «самым тяжелым страданием, выпавшем на долю заключенных являлось отсутствие «завтрашнего дня». При этом, смысл уникален для каждого человека и каждого из нас окружает бесконечное количество возможностей его обнаружить.

Две другие фундаментальные уникальные и особенные способности человека как духовного существа, лежат в основе логотерапевтической помощи: это способность человека к самодистанцированию и способность к самотрансценденции.

Самодистанцирование –это способность человека дистанцироваться от самого себя, отодвинуться от своей психофизики. Посредством такого самодистанцирования создается «пространство внутренней свободы», дающее человеку возможность вступить в диалог, полемизировать со своим телесным измерением. Такой диалог позволяет человеку занять позицию по отношению к болезни, стать «рулевым своей психофизической лодки».
Вторая способность, самотрансценденция, означает способность человека быть обращенным к чему-то большему чему он сам, прикасаться к ценностям мира, «выходить за пределы себя».

К этому кладезю с уникальными ресурсами человека, который является «медицинской аптечкой» логотерапии, и обращается специалист помогающей профессии, чтобы помочь человеку.

В широком смысле задача логотерапии заключается в содействии развития осознанной ответственности людей за свою жизнь. Как существо, способное принимать решения, человек в каждый момент времени решает за то, какой будет его жизнь, и даже в ситуациях неизбежного страдания у человека остается свобода для принятия решения: как обходиться со своим страданием. Такие решения человека открывают для него возможности обнаружения смысла в болезни, боли, страдании. «Кто знает зачем, преодолеет любое как»: смысл обнаруженный человеком в страдании не только позволяет сделать страдание переносимым, но и превратить его в триумф человеческого духа.

Логотерапия как психотерапия имеет широкий спектр применения: ситуации потерь или болезней, депрессия, зависимости, ОКР, фобии, панические атаки, бессонница, сексуальные дисфункции, паллиативная помощь, поддержка при психотических расстройствах, жизненные кризисы, ситуации когда человек испытывает неудовлетворенность жизнью, ощущение пустоты, бессмысленности.

Вместе с тем, значение логотерапии не исчерпывается психотерапевтическими интервенциями. Логотерапия является и теорией личности, и психотерапией, и мировоззрением. В практике врача-терапевта именно логотерапевтическое мировоззрение может находить самое широкое применение. Опираясь на логотерапевтическую платформу, врач-терапевт может добиться выдающихся результатов в работе с Человеком. Данная статья предлагает рассмотреть возможные направления применения принципов логотерапии в медицинской практике врача-терапевта.

Логотерапия как психологическая помощь физически больному человеку

Пожалуй, каждый человек стремится к благополучию, счастью и здоровью. Однако, жизнь человека в той или иной мере сопряжена с болезнями, а рядом с болезнью тела может находить место страдание души, сопряженное с отчаянием, тоской, потерей смысла. Если человека можно вылечить, то это нужно сделать. Стоит ли обращать внимание на боль душевную? Этот вопрос не имеет вариантов ответов, ведь боль душевная может привести человека к неблагоприятным решениям. Логотерапевтическая интервенция в данном случае направлена на то, чтобы, учитывая имеющиеся ограничения, помочь человеку, как существу, ответственному за свою жизнь, обнаружить смысл в болезни, в страдании.

Еще одна иллюстрация из практики доктора Франкла. Молодая девушка 18-ти лет получила огнестрельное ранение в позвоночник и оказалась полностью парализованной. Но болезнь ее не сломила. Она узнавала из газет и телепередач о людях, нуждающихся в помощи, и писала им письма ободрения, при этом сама набирала буквы писем ротовым стилусом. Свой смысл она обнаружила в помощи другим. Эта пациентка чувствовала себя счастливой от возможности помогать людям. Качество жизни вопреки травме стало ее победой.

Многочисленные современные научные исследования показывают взаимосвязь между эффективностью медицинского лечения и настроенностью человека на выздоровление, его мотивацией. Эти исследования показывают, что человек имеет больше шансов вернуться если не к здоровой жизни, то к жизни с качеством, если у него есть «зачем» выздоравливать.

Логотерапия как врачебное душепопечительство

К сожалению, не каждая болезнь поддается излечению, но и в этом случае перед нами находится все тот же самый Человек, возможно лишь с большими переживаниями жизни и себя, беспокойствами и страхами. В случае, когда излечение не возможно, то задачей врача становится утешение такого больного, в терминах логотерапии это означает душепопечительство. Вот как Виктор Франкл поясняет это понятие: «Душепопечительство — это одна из профессиональных обязанностей любого практикующего медика. Любой врач, будь то терапевт, старающийся облегчить страдания неизлечимых больных, врач-гериатр, заботящийся о немощных стариках, дерматолог, занимающийся лечением обезображенных людей, ортопед, оказывающий медицинскую помощь калекам, или хирург, нередко вынужденный проводить ампутации, сталкивается в своей практике с пациентами, которые стали заложниками своей судьбы и которым зачастую уже ничем нельзя помочь. А когда врач уже ничем не может помочь пациентам, ему не остаётся ничего иного, как утешать их».

В Вене, на родине Виктора Франкла, над главным входом в Общую венскую больницу, учреждённую императором Иосифом II, красуется трогательная надпись «saluti et solatio aegrorum » («лечи и утешай больных»), которая напоминает нам о том, что, утешая страдающих людей, врач выполняет свой долг. Об этом же говорится в уставе Американской медицинской ассоциации: «Врач должен утешать больного, облегчать его душевные страдания. Это входит не только в обязанности психиатра, но и в обязанности любого практикующего врача». Конечно, врач может лечить пациентов, не обращая внимания на их душевное состояние. Но такого врача. можно отличить от ветеринара разве что по клиентуре».

Логотерапия как помощь в достижении комплаенса

Успех в лечении пациента связан со многими факторами, включающими верный диагноз и предписание курса лечения. Не менее важным фактором для результата лечения является установление комплаенса, т.е добровольное согласие пациента на следование режиму лечения: правильности приема лекарств, точности выполнения нелекарственных процедур, следования диете, ограничения вредных привычек, формирования здорового образа жизни. Особого внимания эта задача требует в случае хронической патологии, когда медицинские рекомендации долгосрочны и успех лечения достигается только при длительной терапии.
Формально в реализации комплаенса сочетаются четыре основных фактора: своевременность приема лекарства, соответствие принимаемой дозы назначенной врачом, соблюдение схемы питания и образа жизни и четвертый компонент, условно назовем его «отношение к болезни».
Можно предположить, что определяющим фактором в достижении комплаенса является выбор, который осуществляет пациент как личность, и это есть стратегический компонент комплаенса, а остальные компоненты при этом реализуются по умолчанию.

Таким образом, если пациент знает, для чего ему лечение, к каким смыслам и возможностям оно открывает двери, если он знает, для чего он хочет быть здоровым, то он способен это лечение принять даже в самом неудобном и труднопереносимом формате. Этот принцип отлично иллюстрирует тезис Ницше: человек, знающий “зачем”, может выполнить любое “как”.

Логотерапия как способ укрепления воли к здоровью

Жизнь каждого без исключения человека является богатством сама по себе и наполнена ценностями. Если одна ценность, такая как здоровье, теряет возможность реализации, то мы можем напомнить пациенту о многочисленных ценностях, которые по-прежнему актуальны в его жизни: его семья, его увлечения, способность и возможность воспринимать красоту мира и т.д, и о том, что богатство и ценность жизни не сможет перечеркнуть никакая болезнь.

Источник

Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

Логотерапия помогает преодолевать страдания, жить ярче и смелее. Этот метод разработал психотерапевт Виктор Франкл в начале прошлого века. Проверить его на практике Франклу пришлось в тяжелейших условиях нацистских концлагерей.

Терапия смыслом

В 1930-х годах Франкл возглавил отделение по предотвращению самоубийств в одной из венских клиник. Когда к власти пришли нацисты, он спасал евреев от гитлеровской программы эвтаназии.

В 1942 году вся семья Франкла, включая его самого, была депортирована в концентрационный лагерь. Пережили войну только двое — он сам и его сестра. В тяжелейших условиях Франкл продолжал втайне от СС заниматься делом своей жизни: предотвращал самоубийства и помогал другим узникам сохранить себя несмотря ни на что.

В книге «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере» Франкл описывает, как меняется внутренняя жизнь человека в непереносимых условиях. Голод и холод, недосып и болезни, изнурительный труд, побои и издевательства, постоянная близость смерти делали людей раздражительными и безразличными. Узники не боялись погибнуть. Постепенно все мысли сводились к примитивным потребностям.

«Даже газовая камера уже через несколько дней не вызывает у него страха. В его глазах это просто нечто, что избавляет от заботы о самоубийстве».

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

В книге Франкл снова и снова подводит к мысли: даже у узника концлагеря есть выбор. Он может пытаться выжить любой ценой или впасть в окончательное оцепенение и сложить руки. А может бороться за то, чтобы не выживать, а продолжать жить вопреки всему. Образ любимой и мысленный разговор с ней, незаконченное дело, которое ждет на воле, освещённые закатом стволы деревьев, помощь другим узникам, юмор — всё может стать точкой духовного «побега», тайной жизни, неподвластной ужасным условиям.

Франкл быстро обнаружил, что вопрос «выживем ли мы здесь» не так значим, как другой вопрос: «имеют ли смысл наши страдания». Потому что если в них нет смысла, то и выживать незачем. Оставаться человеком — значит найти этот смысл и поддерживать в себе стремления, которые с ним связаны.

Вот что открыл и проверил в экстремальных условиях психолог Виктор Франкл. Логотерапия и означает «терапия смыслом».

Логотерапия как часть экзистенциальной психологии

Идеи Франкла органично влились в уже существовавшее к тому времени направление экзистенциальной психологии. Та, в свою очередь, выросла из экзистенциальной философии. Её родоначальниками можно считать Блеза Паскаля, Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова, Мартина Хайдеггера. Среди психологов, разрабатывавших экзистенциальное направление, можно упомянуть Карла Ясперса, Ролло Мэя и Ирвина Ялома.

В центре внимания экзистенциальной философии и психологии — особенность и смысл жизненного пути человека. Этот путь понимается как непрерывное становление, «вырастание», череда кризисов и противоречий. Кризис рассматривается не как проблема, а как естественное и свойственное человеку состояние.

Виктор Франкл занимает важнейшее место в ряду экзистенциальных психологов: именно он начал говорить о том, что человек является человеком, когда принимает решения и берёт на себя ответственность.

Главная характеристика человека — свобода, даже когда кажется, что тот полностью её лишен, например, в концлагере. Свобода, по Франклу, — это возможность выбирать, перед кем и перед чем мы несём ответственность.

Если же смысла жизни нет, человек может переживать «ноогенный невроз», «экзистенциальный вакуум» — фрустрацию естественного стремления к смыслу. Проявления этого вакуума многообразны:

Под неврозом Франкл имеет в виду внутренний конфликт, связанный с утратой духовных ценностей. Поэтому и процесс, который должен привести к обретению смысла и мотивации к жизни, Франкл называет не психо-, а логотерапией: «лечить» здесь нужно не психику, а сферу духовности.

«Мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением».

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Ответы могут быть разными: это и осмысленный труд, такой, к которому человек подходит творчески, и переживание любви и красоты. Если всё это по каким-то причинам невозможно — остаётся находить смысл в страдании.

Франкл приводит пример: однажды к нему пришел доктор, который был в отчаянии от смерти любимой жены. В разговоре Франкл предложил ему представить, что это он умер, а она осталась его оплакивать. Доктор согласился, что не хотел бы заставлять её страдать так, как сейчас страдает он. Это и внесло смысл в его переживание горя.

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Метод парадоксальной интенции

В рамках небольшой статьи невозможно поговорить обо всех находках Франкла, но нельзя не упомянуть об одной из самых забавных — методе парадоксальной интенции. Он был взят на вооружение психотерапевтами экзистенциального направления и многими другими психологами, коучами и даже сексологами.

Метод заключается в том, чтобы не избегать того, чего боишься, а, наоборот, постараться всячески к этому стремиться. Говорят, что метод хорошо работает в терапии заикания и эректильной дисфункции: пациент старается заикаться как можно сильнее или тщательно следит за тем, чтобы, несмотря на ласки и прикосновения, эрекция ни в коем случае не возникла. Результат не заставляет себя ждать.

Кажется, что метод далёк от основной проблематики книг Франкла, но на самом деле он лежит в том же русле: не прятаться от своего страха или страдания, а выходить ему навстречу, спокойно принимая его как данность.

Что дает логотерапия

Логотерапия имела много последователей, но ее методология не так хорошо разработана, как, например, методология гештальт-терапии. Это понятно: сама суть экзистенциальной терапии предполагает большую роль личности, и в исполнении разных терапевтов процесс будет выглядеть по-разному. Общей остается концепция: серьёзная и парадоксальная, романтичная и одухотворяющая. Она позволяет дать ответы на самые трудные вопросы человеческого существования:

Конечно, эти вопросы время от времени заботят каждого из нас. И ответы на них — в книгах и трудах Виктора Франкла.

Книги Виктора Франкла про смысл жизни

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены

Источник

Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.

Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.

Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.

Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.

Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.

Принята к публикации: 12.12.2017

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0203

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: экзистенциальный анализ; методология; методы; принцип воздействия; психотерапия; методы психотерапии

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Данная статья представляет собой обзор и анализ терапевтических возможностей методов логотера­пии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), в том виде, в котором они на насто­ящий момент применяются в психотера­певтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психоте­рапии и консультированию Международ­ного общества логотерапии и экзистен­циального анализа (GLE-International). Это необходимо подчеркнуть, поскольку в разных логотерапевтических сообще­ствах имеются серьезные расхождения в применяемых методах работы и в спо­собах преподавания.

Цель данной работы – не просто пе­речислить ряд методов логотерапии и экзистенциального анализа, но и попы­таться объяснить, почему они работают. В первой части статьи это будет сделано посредством соотнесения методов ЭА с антропологической концепцией экзистенциального анализа, а во второй – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотера­певтическая работа.

Мы делаем попытку прояснить логи­ку экзистенциально-аналитических ме­тодов и их соотнесение с антропологией ЭА и методологией.

Структура экзистенциального анализа и логотерапии с точки зрения антропологии

Вначале рассмотрим темы и принци­пы терапевтической работы в логотера­пии и в экзистенциально-аналитической терапии. В работе А. Лэнгле «Фундамен­тальные экзистенциальные мотивации» (Langle А., 2003) описана структурная мо­дель экзистенциального анализа. Автор формулирует цель современной экзи­стенциально-аналитической терапии как достижение способности жить в состо­янии внутреннего согласия с собой, что значит – определить внутри себя «да» по отношению к тому, что ты делаешь. Вну­треннее согласие можно описать как воз­можность действовать и разрешать слож­ные ситуации так, чтобы это приводило к принятию себя и ответственности за собственные действия, к экзистенциаль­ной свободе.

Доступ к свободной воле челове­ка становится фундаментом зрелой, ос­мысленной жизни, характеризующейся одобрением себя, других и принятием ответственности. Поэтому все методы логотерапии и экзистенциального ана­лиза объединены общей целью достиже­ния личной, экзистенциальной свободы, свободы Person.

Это общее направление психотерапев­тической работы. Чтобы более подробно охарактеризовать структуру методов, не­обходимо глубже взглянуть на содержа­ние экзистенциально-аналитической ан­тропологии.

Антропология классической логотерапии (В.Э. Франкл)

Какие шаги и процессы Person приво­дят нас к жизни в состоянии экзистен­циальной свободы? Классический эк­зистенциальный анализ, основанный на антропологии, сформулированной В.Э. Франклом (Frankl, 1959, 1985, 1986, 1991), постулирует две базовые способ­ности духовного человека: самодистан­цирование (СД) и самотрансценденцию (СТ). Они являются базовыми условиями экзистенциального бытия (бытия с каче­ством экзистенции). Франкл описывает эти состояния как специфический спо­соб существования в экзистенциальном, духовном (ноэтическом) измерении, ко­торому он противопоставляет психиче­ское и соматическое (или биологиче­ское) измерения.

Самодистанцирование подчеркивает способность духовного человека дейст­вовать вопреки собственным психоло­гическим и биологическим механизмам. Как писал Франкл: «Человек свободен подняться над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования. Этим он открывает новое из­мерение. Человек проникает в измерение духовного порядка, которое резко отли­чается от соматических и психических феноменов. Он становится способным занять твердую позицию по отношению к миру, равно как и по отношению к са­мому себе» (Frankl, 1985, P. 19).

Поскольку быть Person – значит быть способным дистанцироваться от условий жизни и себя самого, мобилизуя волю к свободе, непременно встает следующий вопрос: «На что будет направлена воля?» Ответ лежит в понятии самотрансцен­денции.

Приведем собственное описание Вик­тора Франкла, поскольку оно кратко и четко объясняет, что такое логотерапия. «Установка логотерапии основана на том, что самотрансценденция является самой сутью экзистенции. Эта установка озна­чает, что экзистенция аутентична только в той степени, в которой она направле­на на нечто, отличное от себя … Человек, я бы хотел сказать, реализует и актуали­зирует ценности. Он находит себя лишь в той мере, в которой он первоначально теряет себя, будь это ради кого-то или чего-то, ради человека, идеи или “ради Бога”. Стремление человека пробиться к себе и собственной идентичности об­речено на провал, если оно не является актом преданности и посвящения себя чему-то за собственными пределами, че­му-то, что выше него» (Frankl, 1985, P. 87).

Франкл подчеркивает, что люди не являются пленниками своих чувств или окружения, но они могут подняться над эгоцентризмом и взглянуть на свою си­туацию с другой точки зрения. Люди сво­бодны в выборе и принятии решения о том, куда им свернуть, или посвятить себя чему-то или кому-то за пределами себя. Но, с точки зрения Франкла, только процесс «оставления себя позади ведет к экзистенциональному бытию и воплоще­нию Person.

Развивая концепцию психо-духовного антагонизма, Франкл подчеркивает, что необходимо «оставить позади» психосо­матическое измерение и условия, вый­ти за пределы этих ограничений. Фор­мулировка антропологии Франкла ведет к двусмысленной односторонности, ко­торая может быть связана с отношени­ем человека к себе. Эта тема, например, касается роли самопознания в програм­ме подготовки психотерапевтов (Langle S., 2001, P. 20 etc.; Langle А., 1996c).

Антропология персонального экзистенциального анализа (А. Лэнгле)

Франкл воспринимал антагонизм психического и духовного как старто­вую точку любой психотерапии (Frankl, 1959, P. 686). Но в современном экзистен­циальном анализе эта парадигма пре­терпела значительные изменения. Од­носторонняя открытость человека миру дополняется «поворотом к человеку», ко­торый, как следует из названия, являет­ся поворотом к условиям человеческо­го существования, а также «поворотом к эмоциональности» (Langle А., 1999a,b). Здесь появляется большое отличие от первоначальной логотерапии Франкла. Персональный экзистенциальный ана­лиз (ПЭА) в равной мере учитывает важ­ность, как рефлексии, разума, совести, так и человеческой импульсивности, ин­стинктивных стремлений и физической стороны существования. Эти аспекты подробнее обсуждаются в работе Лэнгле по ПЭА (Langle А., 1993).

Важно отметить, что модель ПЭА не рассматривает духовное и психофи­зическое измерения как непременно и априори антагонистические. Духовное не имеет превосходства над психологи­ческим и физическим измерениями (и не замещает их). Напротив, в первом при­ближении они едины.

Человек несет в себе внутреннюю спо­собность переживать новые впечатле­ния и воздействия на себя посредством ощущений, чувств, импульсов. Его спон­танные реакции доказывают единство духовного с психологическим и сомати­ческим измерениями. То же относится и к активным самовыражениям человека. Здесь духовное так же существует в гар­монии с психологическими и физиче­скими силами и с реальными условиями мира. Только когда человеческие сущест­ва принимают осознанное решение, они выходят за пределы этого психофизиче­ского единения. Занятие позиции отно­сится к духовности (которая в данном контексте понимается не в религиозном смысле), находящейся за пределами си­туационных ограничений. Это означает (когда речь идет о ресурсах Person), что, в дополнение к СД и СТ, человеческие су­щества умеют преодолевать антагонизм, и именно эта способность охраняет и защищает человеческую идентичность, указывает на принятие себя.

Принятие себя возникает из открытости перед собой, что, в свою очередь, означает принятие внешней реальности, а также того, что происходит у человека перед внутренним взором, переходит во внутреннее движение – я посвящаю себя и тому, и другому с равной серьезностью. Вследствие этого человек находится в по­стоянном диалоге с внешним и внутрен­ним миром.

Занятие такой позиции открывает воз­можность диалога, который осуществ­ляется в двух направлениях: вовне и во­внутрь. Как следствие единства Person, диалог представляет собой процесс взаи­мообмена между внутренним и внешним.

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Рис. 1. Двойная открытость Person как результат двойного соотнесения (вовне и вовнутрь).

Таким образом, в современном эк­зистенциальном анализе в дополнение к человеческой способности к самоди­станцированию и самотрансценденции, которые указываются в традиционной логотерапии, добавляется еще один ре­сурс Person – способность к самоприня­тию (СП). Это три столпа, которые дела­ют возможным постоянный внутренний диалог. Person вовне и вовнутрь. Ведение такого диалога указывает на наличие бу­беровских отношений «Я–ТЫ» (Buber, 1973), являющихся основой жизненной, экзистенциальной Встречи и отношений. Этот экзистенциальный образ жизни всегда является актуализацией свободы Person каждого посредством пребыва­ния открытым по отношению к ситуации и выработки собственных ответов на во­просы (запросы ситуации). Актуализация свободы Person является целью экзистен­циальной терапии и консультирования.

Актуализация свободы человека как Person – общая цель любых экзистенциально-аналитических интервенций – фо­кусируется главным образом на СД, СТ и СП, как на человеческих ресурсах, которые приводят к персональной свободе. Если посмотреть на эти три способности Person, можно увидеть первое структурное отличие методов ЭА. Методы отли­чаются в зависимости от того, нацелены они на СД, СТ или СП. Например, хорошо известно, что «парадоксальная интенция» нацелена на СД, а «дерефлексия» – на СТ.

Методологическая структура экзистенциального анализа и логотерапии с позиции уровня психотерапевтической работы

В нашем распоряжении имеется весь­ма широкий набор методов, посредством которых можно достичь вышеуказанных целей. Большинство из них разработаны А. Лэнгле в 1980-е годы и в начале 1990-х опубликованы в Германии. Далее мы рас­смотрим эти методы с точки зрения антропологии и методологии.

Если внимательно рассмотреть мето­ды ЭА и ЛТ, то можно обнаружить три различных уровня или слоя, отличающи­еся друг от друга принципами психотера­певтической работы.

Первый уровень: ориентация на ресурсы

На первом уровне мы находим класси­ческие методы в том виде, как они были разработаны В. Франклом: «парадоксаль­ная интенция» (ПИ), «дерефлексия» (ДР) и «метод изменения позиции» (МИП) (Frankl, 1970, P. 100 etc.; Frankl, 1985, P. 140 etc.). Здесь интервенции выстраиваются в соответствии с классической франклов­ской логикой – мы напрямую обращаем­ся к ресурсам Person. Подобные интер­венции по умолчанию предполагают, что пациент имеет необходимые персональ­ные способности. Консультант или тера­певт подводит пациента к диалогу вовне и вовнутрь, основываясь на предположе­нии, что он самостоятельно найдет нуж­ные ответы и таким образом приобретет непосредственный опыт компетентно­сти и умений. Пациент сам находит свой путь. Это означает, что он осознает опыт, который был забыт, и становится откры­тым для нового опыта. События, состав­ляющие этот опыт, заставляют пациента почувствовать собственную целостность и подлинность.

В отличие от психотерапии, которая предполагает длительный процесс ро­ста, данные методы работают там, где пациент может обратиться к опыту са­мостоятельно или относительно самостоятельно – с помощью поддерживающего и побуждающего к работе консультанта. В результате у пациента может поменять­ся перспектива, либо появится свежий взгляд на прошлый опыт, что означа­ет открытие и расширение полученно­го впечатления. Экзистенциально-аналитические терапевты могут применять парадоксальную интенцию, дерефлек­сию или метод изменения позиции, если у пациента не нарушены персональные способности, но из-за переживаний, свя­занных с проблемой, свободный доступ к персональным ресурсам закрыт. В та­ких случаях пациент оказывается неспо­собным к внутреннему диалогу и раз­мышлению на некоторые темы, при том, что его общая способность или компе­тентность не повреждены. Чтобы полу­чить доступ к ресурсам Person, пациен­ту необходим импульс, который как раз и дают терапевтические отношения, пол­ные эмпатии. Методы, направленные на активизацию доступа к ресурсам, имеют одну общую основную идею – они пре­рывают замкнутый круг тревожности и приводят к установлению феномено­логической открытости по отношению к ситуациям, которые воспринимаются как угрожающие.

Франкл продемонстрировал, что за­щитные механизмы устроены по прин­ципу замкнутого круга, который усили­вает установку избегания (Frankl, 1985, P. 143 etc.; Frankl, 1970, P. 102 etc.). Появление симптома как отправная точка порочного замкнутого круга оказывает дестабилизирующее воздействие на па­циента. Переживание неуверенности или тревоги приводит к повышенному вни­манию и ожиданиям, что, в свою очередь, усиливает симптом.

Логотерапия в психологии что это. Смотреть фото Логотерапия в психологии что это. Смотреть картинку Логотерапия в психологии что это. Картинка про Логотерапия в психологии что это. Фото Логотерапия в психологии что это

Рис. 2. Круг тревожности

Порочный круг оказывается дестаби­лизирующим и фиксирует тревогу, но ее можно ослабить, если обратиться к упо­мянутым выше ресурсам Person:

Страх ожидания указывает на пере­живание экзистенциальной угрозы в определенных ситуациях (например, покраснение на людях). В этом случае СД может помочь осознать, что чело­век продолжает существовать, несмо­тря на наличие страха. Подходящий метод: парадоксальная интенция.

Компульсивное самонаблюдение или гиперрефлексия возникает из-за страха потери контроля. Пациенты с тако­го рода навязчивостью склонны к чрез­мерной концентрации на чем-либо с целью все проконтролировать и обез­опасить себя. СТ приводит к открыто­сти для нового опыта тем же способом, что применяется в дерефлексии.

Фиксированные установки часто ука­зывают на страх перемен по отноше­нию к тому, что воспринимается как угроза для жизни. СП ведет к более от­крытому взгляду на жизнь – можно ос­мелиться продолжать жить, оставаясь собой, и позволить жизни идти своим чередом, даже если ее нельзя контролировать. Здесь требуется метод изме­нения позиции.

Все эти методы активируют способ­ность пациента повернуться лицом к собственной неуверенности, призывают его больше не быть жертвой собственно­го страха ожидания или фиксированных установок.

Табл. 1. Методы первого уровня в их связи с экзистенциально-аналитической антропологией

Первый уровень Ориентация на ресурсы

Приведем классический пример, опи­санный Франклом.

«В нашу клинику пришел молодой врач, страдающий от сильной гидрофобии. Уже долгое время его беспокоили нарушения вегетативной нервной системы. Однажды ему случилось повстречать на улице сво­его начальника, и когда молодой человек протянул ему руку, он заметил, что вспо­тел обильнее обычного. В следующий раз, когда он попал в подобную ситуацию, он ожидал, что снова начнет потеть, и его предчувствующее беспокойство вызвало обильное потоотделение. Начался замкну­тый круг: гипергидроз вызвал гидрофо­бию, а та, в свою очередь, провоцировала гипергидроз. Мы посоветовали пациенту в том случае, если возникнет страх ожида­ния, намеренно показать людям, с которы­ми он в это время общается, как обильно он может вспотеть. Через неделю он вер­нулся и рассказал, что, стоит ему повстре­чаться с кем-то, кто провоцирует в нем страх ожидания, он говорит себе: «Из меня до сих пор вышел только литр пота, ну а сейчас это будет как минимум десять ли­тров!». Каков же результат такого парадок­сального решения? После четырехлетних мучений, вызванных фобией, он быстро сумел, в результате всего одной сессии, полностью избавиться от своей пробле­мы, благодаря новой процедуре» (Frankl, 1985, P. 143).

Приведенные выше методы не рабо­тают с обстоятельствами возникновения проблемы и таким образом игнорируют источник ее возникновения. Вместо это­го они направлены на пробуждение фун­даментальных способностей Person, что приводит к стабилизации. Они дают под­держку и приводят к свободному диалогу с внутренним и внешним миром.

Задача на первом ресурсно-ориенти­рованном уровне – восстановление опо­ры, защиты и пространства. Неуверенно­сти пациента противопоставляется его опыт соотнесения с фактами, с тем, что есть. Эта процедура приостанавливает дальнейший рост неуверенности в соот­ветствии с порочным кругом.

В экзистенциально-аналитическом понимании, активизация СД, СТ и СП яв­ляется необходимым условием для су­ществования любой способности обхо­ждения с реальностью. Здесь речь идет о содержании первой фундаментальной мотивации – мочь-быть-в-мире (Langle A., 2003). Условием этого является вклю­чение всех трех способностей Person. Опыт обретения почвы в экзистенциальном смысле индуцируется при пере­живании пациентом способности быть, несмотря на наличие дефицитов, как по­казано в описанных выше методах.

Второй уровень: ориентация на проблему

Методы второго уровня отличают­ся от ресурсно-ориентированных мето­дов тем, что они уделяют больше внима­ния переживанию пациентом проблемы и травматического опыта.

В ходе реализации шагов метода, на­правленных на углубление переживания и обеспечивающих поддержку, вырисо­вывается логика суждений пациента – то, как он выносит оценку, обнаруживаются установки избегания, склонность при­нимать желаемое за действительное. Выявляются ситуации, в которых пациент оказывается беспомощным, бессильным. В ходе такой работы у пациента улучша­ется эмоциональное состояние, прояс­няется точка зрения, установки, появля­ется понимание, куда двигаться дальше. То есть пациент сначала размышляет, анализирует, а потом обращается к соб­ственным ресурсам и способностям. Все это происходит в форме беседы, в под­держивающей атмосфере таким образом, что скрытые ресурсы в итоге активизируются и укрепляются.

Если сформулировать более точно: на втором уровне мы имеем дело с ме­тодами, предоставляющими пациен­ту возможность в проблемной ситуа­ции наладить отношения с самим собой и окружающим миром. В процессе рабо­ты с применением данных методов соот­несение пациента с внутренним и внеш­ним миром становится более прочным. Таким образом, эти методы приводят к близости с собой и другими, а иногда даже к чувству глубокой благодарности. Это может привести к тому, что ориенти­ром для человека станет переживание са­моценности, а не ожидания, желания или воображаемые идеи.

В экзистенциально-аналитическом понимании этот процесс соответствует углублению и развитию на уровне вто­рой базовой мотивации (Langle A., 2003).

Преданность чему-то или кому-то за пределами себя приводит к опыту отно­шений и близости с другими, но, что важ­нее всего, с самим собой, а это, в свою очередь, позволяет работать со своими эмоциями на глубоком уровне и может способствовать укреплению «да» жизни, укреплению связи с жизнью. Наконец, наслаждение жизнью и «да» жизни со­здают основу для любого переживания ценности (внутренняя ценность), дела­ют пациента открытым для чувствования ценностей, а это означает, что человек оказывается целиком затронут пережива­нием ценностей.

Вот пример психотерапевтической работы на втором уровне.

При прохождении лечения в больнице после попытки самоубийства пациентке предложили поработать с психотерапев­том. На первой встрече 25-летняя женщи­на рассказала о причинах, толкнувших ее к отчаянному шагу. Она пристрастилась к наркотикам с 14 лет, в 16 лет прошла первый курс терапии. К сожалению, под влиянием химически зависимого парня она снова начала принимать наркоти­ки. Себя она считала неудачницей. За по­следние два года она все чаще помышля­ла о самоубийстве, но ни с кем об этом не разговаривала. Теперь она рада, что ей не удалось покончить с собой, и чувство­вала себя так, словно тысяча ангелов убе­регла ее, когда она спрыгнула с моста под проходящий внизу поезд. В последние годы ее жизнь определяли наркотики, хотя она помнила удачный двухлетний период, в течение которого после работы с терапевтом она их не употребляла. Она была счастлива получить новый шанс на жизнь и одновременно боялась сорвать­ся снова. Она сомневалась, что самостоя­тельно сможет отказаться от наркотиков, но только такая жизнь была желанна для нее, лишь так стоило жить.

Хотя это и было идеальным началом для терапии, в данной ситуации наблю­дались осложняющие факторы. У па­циентки был ряд тяжелых переломов, в результате чего она вынуждена была остаться в больнице на несколько недель, после чего ее должны были перевести в реабилитационный наркологический центр. Это ограничивало количество сес­сий до 10. Что следовало (и что можно было сделать) за этот срок? Без сомне­ния, в первую очередь, следовало стаби­лизировать и укрепить ее желание жить. Она не знала, как осуществить свои же­лания и субъективно ощущала это как от­сутствие силы воли. В результате этого женщина стала считать себя слабым че­ловеком, жертвой обстоятельств и неспо­собности быть твердой. Она сомневалась, что сможет достичь цели, страдала из-за низкой самооценки, переживала, как бу­дут дальше развиваться отношения с ее парнем, но надеялась, что мама поможет ей. Более того, она чувствовала вину за то, что сделала, и это еще больше подрывало ее самооценку.

В экзистенциальном анализе цель психотерапевтической интервенции – заново утвердить автономию Person. До­стигается это с помощью того, что чело­век встает лицом к лицу с собственным намерением. В случае этой молодой жен­щины мы воспользовались методом укрепления воли (МУВ) (Langle A., 2000b), ко­торый применяется следующим образом.

Первый шаг состоит в описании на­мерений пациента и положительных по­следствий, ожидаемых от психотерапии. Желание пациентки жить без наркоти­ков в тот момент было предельно ясно. Она хотела начать новую, нормальную жизнь, быть способной бороться и пе­реносить трудности, с которыми могла столкнуться. Жизнь с наркотиками из­матывала ее. Второй шаг МУВ – прояс­нение контраргументов, осознание того, что препятствует реализации намере­ния. Чего она лишится, живя без нарко­тиков? От чего ей придется отказаться? Наркотики были ее надежным методом справляться с проблемами. Ей придется научиться стойкости и найти другие спо­собы переносить эмоционально трудные ситуации. «Я принимала наркотики, что­бы закрыться». Что с ней произойдет, ког­да она больше не сможет закрываться? На этом втором этапе мы должны были внимательно присмотреться к ее способно­сти ожидать немедленного облегчения от наркотиков, избегая таким образом про­блем и страданий. Есть ли у нее достаточ­но мужества? Сможет ли она обрести до­статочно мужества? На кого и на что она может опереться? Отказавшись от нарко­тиков, ей придется отказаться и от знако­мого окружения, которое подпитывало ее привычку. Цель второго этапа – помочь пациенту осознать препятствия, причи­ны, работающие против ее намерений. Мы должны отнестись к ним так же се­рьезно, как и к положительным послед­ствиям. Эти вопросы вызвали у женщи­ны сильное беспокойство, поскольку под тонкой оболочкой знакомого стиля жиз­ни скрывалась пустота. Жизнь без нарко­тиков была ей незнакома, у нее не было почвы под ногами. На этом этапе мы не просто обсуждаем, как справиться с пре­пятствиями – это огромный шаг навстре­чу себе, развитие осознания не только положительных, но и негативных чувств, приближение к себе. Было тяжело столк­нуться с чувством фрустрации, осознать, насколько она одинока. Но то, что она, по крайней мере, до сих пор жива, дава­ло ей мощное основание и силы цеплять­ся за жизнь. То, что пациентка смогла вы­разить свои чувства и серьезно отнестись к себе, продвинуло ее растущее ощуще­ние уверенности и мужества. Первона­чальная ориентация на нечто за преде­лами ее была возвращена обратно к ней: «Как мои планы связаны со мной самой?» Развитию воли способствовало пошаго­вое решение проживать свою жизнь по своим собственным правилам. Чувство­вать силу воли – значит быть готовым по­святить свою жизнь поставленной цели. Желание жизни без наркотиков стало те­перь не просто очевидной, простой це­лью, это было ее личное решение, касаю­щееся ее собственной жизни, со своими личными причинами и основаниями. В этом случае пациентка сумела поста­вить перед собой вопросы и столкнуть­ся с сомнениями. Было важно не преда­ваться иллюзиям по поводу будущего или прошлого. Чем больше получалось кон­кретизировать надежды и страхи, тем бо­лее сильное облегчение она испытала, почувствовав, что способна жить своей новой жизнью.

Теперь она была готова к третьему шагу – усилению положительной сторо­ны. В экзистенциальном анализе это уси­ление осуществляется за счет приближения к чувствам, возникающим в связи с намерением. Это в свою очередь при­водит к тому, что намерение становит­ся собственным, внутренне ощущаемым. Пациентка снова получила подтвержде­ние желания жить без наркотиков в про­цессе исследования того, какие послед­ствия будет иметь для ее жизни данное решение. На этом последнем шаге она воссоздала в памяти свою предыдущую ситуацию – для нее отказ от наркотиков изначально подразумевал решение: за жизнь или против жизни. Но сейчас она чувствовала себя ближе к себе, стала луч­ше знакома с собой. Это придало женщи­не уверенности перед началом длинного и сложного пути. Ее страх перед неуда­чей ослаб, и она решила, что быть одной, возможно, и не столь ужасно, она смогла довериться себе. В конце концов, это до­верие перешло в фундаментальную спо­собность выйти за пределы себя, суметь посвятить свою жизнь чему-то или кому- то, и это решение наполнило ее жизнь смыслом. В той мере, в какой она сможет реализовать способность к самотранс­ценденции, в той мере она сможет обна­ружить вновь силу собственного воления.

Процесс на втором уровне – исследо­вании проблемы – требует определенной силы «Я». Если пациент не может преодо­леть этот вызов, подвергнуть сомнению собственную цель, нам придется идти вглубь и развивать личностную автоном­ность и ресурсы, как это обычно делает­ся в ПЭА.

Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с дру­гой, – ориентированные на процесс тера­певтические процедуры (Langle S., 1996).

Интересно отметить, что в этой груп­пе мы также используем три метода, каж­дый из которых относится к фундамен­тальным личным способностям СД, СТ или СП:

Метод нахождения персональной по­зиции (ПП) (Langle A., 1994a) – это трехшаговый метод для обнаружения персональной позиции по отноше­нию к какой-либо конкретной ситуации. Он предшествует более глубокому процессу СД, позволяет устранить ограничения, узость, которые возникают из-за того, что человек недостаточно оценил положение дел (не занял пози­цию) в запутанной ситуации. Пробле­мы в отношениях часто указывают на наличие подобной спутанной структу­ры – человек запутался или не знает, что делать. В подобных случаях пока­зан данный метод.

Метод укрепления воли (МУВ) (Langle A., 1994a) – пошаговый метод, который работает с волей к смыслу. Развитие воления осуществляется в процессе диалога, направленного вовне и во­внутрь, в ходе которого наступает яс­ность, цели становятся осознанными, укрепляется СТ. Показаниями к приме­нению этого метода являются разные виды зависимостей, а также возникно­вение фрустрации от неспособности завершить некоторое действие, связан­ное, например, с учебой или работой.

Метод нахождения смысла (МНС) (Langle A., 1998, Drexler, 2000) – этот метод возвращает нас к способности принимать себя, являющейся основа­нием для осознания человеком вопро­са о смысле.

Четыре шага МНС соответствуют че­тырем основным мотивациям экзистен­циального анализа. Данный метод пока­зан, если человек находится в состоянии, когда смысл утрачен, либо же поиски смысла не дают результатов. Такое часто случается в ситуации переезда или при серьезных утратах.

Теперь мы можем дополнить нашу схему (см. табл. 2).

Табл. 2. Методы первого и второго уровней в их связи с ЭА-антропологией

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *