Логотип воз что означает
Логотип ВОЗ не содержит зловещих символов
Сатанинские символы заметили пользователи соцсетей на логотипе Всемирной организации здравоохранения. Обвивающая посох змея на гербе организации напомнила некоторым обвитый змеями посох демона Бафомета, которому поклоняются последователи Церкви Сатаны. На самом деле связи между символами нет.
Логотип ВОЗ был утвержден еще в 1948 году, на первой Всемирной ассамблее здравоохранения. За основу решили взять символ ООН и дополнить его посохом, обвитым змеей.
Такой посох называется посохом Асклепия, или Эскулапа. Асклепий, согласно легенде, – сын Аполлона, воспитанный кентавром Хироном. Еще при жизни он овладел навыками врачевания и даже научился воскрешать людей, однако делал он это лишь за деньги. Такая меркантильность возмутила богов Олимпа, и Асклепия убили, но позже вернули к жизни, превратив его в бога.
Древнегреческие храмы Асклепия были своего рода больницами, куда приходили нуждающиеся в лечении люди. Жрецы храмов, асклепиады, выступали в роли лекарей. Одним из них был и Гиппократ, основоположник современной медицины как науки. Посох, обвитый змеей, является символом Асклепия, так как считалось, что именно с его помощью он мог воскрешать усопших. В XVIII веке такой посох стал использоваться в качестве символа медицины.
Также в качестве символа медицины иногда используется кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями. Легенда о его появлении связана с древнегреческим богом Аполлоном. Предание гласит, что бог Солнца подарил посох своему брату Гермесу в знак примирения. Тот, решив проверить свойства подарка, воткнул его в землю между двумя борющимися змеями. Они мгновенно прекратили сражение и обвили посох. Зрелище настолько впечатлило Гермеса, что он обездвижил змей и сделал их частью самого посоха. Кадуцей часто использовали алхимики, помещая этикетки с его изображением на склянки с различными веществами.
Символ, который сторонники теории заговора увидели на статуе Бафомета, напоминает кадуцей. Однако этот жезл изображает половой орган демона, а обвитые вокруг него черная и белая змеи — объединение мужской потенции с четырьмя алхимическими элементами и интеллектом. Изначально Бафомет не являлся самим дьяволом ни в одной из религий. Впервые это имя упоминается в июле 1098 года в письме крестоносца. При этом в тексте нет намеков на демоническую сущность обладателя имени: «На рассвете следующего дня они громко позвали Бафомета; и мы молились в наших сердцах Богу, затем мы атаковали и вытеснили всех их за городские стены», — сказано в письме.
Своим возрождением в современной культуре и внешним обликом Бафомет обязан Элифасу Леви. Оккультист изобразил демона на аркане Таро, соответствующем дьяволу во второй половине XIX века. Не исключено, что при создании облика демона Леви вдохновлялся уже существующими символами. Это подтверждается и тем, что на руках демона таролог написал своеобразный девиз алхимиков: SOLVE (РАСТВОРЯЙ) и COAGULA (СГУЩАЙ). Поскольку кадуцей, обвитый двумя змеями посох, также использовался алхимиками, Леви вполне мог позаимствовать для создания образа демона и его. Именно по образу Бафомета Леви и была создана знаменитая скульптура, которая сейчас используется в обрядах Церкви Сатаны.
Таким образом, несмотря на внешнее сходство символов, изображенных на статуе демона и эмблеме ВОЗ, они имеют различное происхождение и толкование.
Эмблемы Всемирной организации здравоохранения
Анализ символов медицины. История возникновения и значения. Подразделение на общие и частные. Исследование понятий эмблема и кадуцей. Изучение знаков Всемирной организации здравоохранения. Рассмотрение изображений, характеризующих медицинские направления.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.10.2015 |
Размер файла | 998,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие о эмблемах
Основные эмблемы ВОЗ
Медицинские эмблемы делятся на общие и частные.
К общим медицинским эмблемам относятся: змея; змея, обвивающая посох (посох Асклепия); змея, обвивающая чашу, треножник Аполлона, зеркало; змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник); горящий факел или горящая свеча; сердце на ладони.
Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.
Общеисторическое значение символов и эмблем велико потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.
Понятие о эмблемах
В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи.
Существует ряд общих медицинских эмблем:
1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом;
2) изображение сердца на ладони;
3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины:
в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ.
Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные.
К общим медицинским эмблемам относятся:
2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
3. змея, обвивающая чашу, треножник Аполлона, зеркало;
4. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
5. горящий факел или горящая свеча;
6. сердце на ладони и др.
К частным медицинским эмблемам относятся:
1. изображение ландыша;
2. флорентийского младенца;
5. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;
6. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля)
9. военно-медицинские эмблемы и др.
Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.
Основные эмблемы ВОЗ
Охрана эмблемы ВОЗ
Эмблема ВОЗ является частью интеллектуальной собственности Организации и не может использоваться кем бы то ни было без специального письменного разрешения.
Кроме того, что эмблема является опознавательным знаком ВОЗ, она также является ее официальной печатью. В этом качестве она означает одобрение ВОЗ материала, на котором она используется.
Использование эмблемы ВОЗ регулируется резолюцией первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, в которой говорится, что «необходимо принять соответствующие меры по предотвращению использования эмблемы, официальной печати, а также названия Всемирной организации здравоохранения и его аббревиатуры, в частности, в коммерческих целях на товарных знаках или коммерческих этикетках, без разрешения Генерального директора». В большинстве Государств-членов ВОЗ впоследствии были приняты соответствующие законы об охране эмблемы, печати и названия Организации. Эмблема, название и аббревиатура ВОЗ также охраняются от их регистрации в качестве товарного знака в соответствии со Статьей 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Использование эмблемы ВОЗ в публикациях
Поскольку использование эмблемы ВОЗ должно быть одобрено ВОЗ, эмблема может быть использована на публикациях (печатных, электронных или на веб-сайтах) только при наличии специального разрешения, только при участии ВОЗ в подготовке текста или финансировании публикации (или работы, благодаря которой она осуществляется) и только при условии, что текст не противоречит политике и приоритетам ВОЗ. Эмблема ВОЗ не может быть использована там, где дается реклама или приводятся названия патентованных продуктов.
Использование эмблемы ВОЗ в качестве иллюстрации (например, в журнальной статье о ВОЗ) часто не приемлемо, так как некоторые читатели могут расценить это в качестве одобрения ВОЗ. Журналистам и другим авторам рекомендуется использовать другие иллюстрации (такие как фотографии), которые привлекают внимание к деятельности ВОЗ. Использование эмблемы ВОЗ на других сайтах (не на сайтах ВОЗ) обычно также не разрешается, так как оно может быть неправильно истолковано как одобрение ВОЗ этих сайтов.
Данная классификация условна, так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.
К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.
Лишь с ХV-ХVI вв. кадуцей стал символом медицины. С ХIХ в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи и Салуты. Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж. эмблема здравоохранение кадуцей
Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций. В 1864 г. в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле). Этот символ служит эмблемой обществ Красного Креста. Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах является красный полумесяц. Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки. Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 г. (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.
Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея.
Если же обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость.
В Египте змея была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей. А вот Богиня здоровья и жизни (Изида) изображалась со змеями, которые олицетворяли вечную жизнь.
Медицинская эмблема: чаша со змеей
В наиболее древних изображениях медицинской эмблемы змея фигурирует без чаши. Чаша появилась позже. Она символизировала рождение жизни, саму жизнь, охрану жизни и борьбу за жизнь. Болезни в древности лечили водой, травами и продуктами животного происхождения. Чаша при этом выступала как предмет, имевший магическую целебную силу, символизировала присутствие доброго исцеляющего начала. В рабовладельческих государствах чаша играла главную роль в ритуальных жертвоприношениях. В Древнем Египте, Древней Греции чаша символизировала защиту здоровья и утверждение жизни. В античной мифологии из чаши богов пили напиток бессмертия. Вначале чаша и змея изображались отдельно, затем в начале XVII века были Соединены воедино. В современной медицинской эмблеме змея олицетворяет мудрость, знание, бессмертие, а чаша сосуд для лекарственного яда. В эмблеме ведущее место: принадлежит змее, а чаша имеет дополнительное значение и отдельно служить не может эмблемой медицины.
Самой частой современной эмблемой травматологии и ортопедии является надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 16-19). Такое изображение было предложено еще в 1741 году французским хирургом Н. Андрэ (он первым ввел термин «ортопедия», от греч. “прямой” и “воспитание”).
Международным символом борьбы со СПИД является красная лента, которая присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Этот значок украшал лацкан костюма принцессы Дианы, принимавшей участие не только в благотворительных вечерах и Днях борьбы со СПИД, но и в судьбах отдельных ВИЧ-инфицированных. Ленточку цвета крови, свернутую петелькой, надевают участники митингов и процессий в память умерших от СПИД. Этот символ всемирного антиспидовского движения придумал художник Франк Мур в апреле 1991 года. Первоначально алая ленточка, приколотая к груди, означала принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИД. В ноябре 1991 года в Великобритании на концерте, посвященном памяти Фреди Меркьюри, алую ленточку надели 70 тысяч поклонников музыканта. Очень скоро красная ленточка стала всемирным символом борьбы со СПИД и солидарности с теми, кого затронула данная проблема.
Возникшая путаница в терминологии медицинской символики проникла в литературные источники США, Англии и Франции, где встречаются ненаучные положения, утверждающие как символ Асклепия кадуцей и именно в форме двух извивающихся змей вокруг посоха.
Аналогичные высказывания имеют место и в литературе нашей страны. Так, Ф.Р. Бородулин (1961) писал: «Как известно, медицинская эмблема изображает кадуцей (жезл), обвитый змеей». Такая формулировка превращает змеиный посох в кадуцей. Явное смешение кадуцея и змеиного посоха имеется и в тех случаях, когда кадуцеем называется чаша, обвитая змеей.
В медицине, превратившейся в самостоятельную отрасль знаний, его вытеснили змеиный посох Асклепия и другие атрибуты этого древнегреческого бога.
Символ медицины
Оригинал взят у uncle_doc в Символ медицины
Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.
Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды
Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.
«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей. Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь. На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».
Из абиссинской легенды
Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.
Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.
Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.
Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.
Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?
Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.
В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.
Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.
Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.
Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).
Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе
Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.
Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.
«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»
Амвросий Медиоланский (III в.)
Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.
Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.
Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.
Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.
Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.
Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.
P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.
Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24