Локальная контрастотермия в логопедии для чего
Логомаг
Логопедический массаж
Искусственная локальная контрастотермия → Логопедический массаж
Метод искусственной локальной контрастотермии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии.
Метод искусственной локальной контрастотермии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных (термомассаж) агентов. В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой трав.
Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепло-массаж) можно применять поочередно или избирательно. Существуют различные варианты их применения:
— только гипотермия (криомассаж);
— только гипертермия (тепломассаж);
— гипотермия, затем гипертермия;
— попеременное использование крио- и теплоаппликаций.
Искусственная локальная гипотермия осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).
Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия — от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.
Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры). При этом можно использовать теплоэлектромассажер.
Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).
Локальная контрастотермия и ледяная аппликация для затормаживания гиперкинезов и саливации
Презентация к уроку
Вопросы коррекции дизартрии остаются актуальными и по сей день.
Значительное время (12 лет) я проработала в реабилитационном центре школы-интерната для детей ДЦП. Поэтому, мой опыт работы с дизартриками, безусловно, помог мне в логопедической практике с дошкольниками, где встречаются дети с легкой и средней степенью выраженности дизартрии.
Мой метод прост в использовании, не требует дорогостоящих материалов и специально оборудованного помещения. Практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.
Применение метода искусственной локальной гипотермии позволит значительно повысить эффективность логопедических приемов в условиях специализированных детских учреждений, детских садов и школ-интернатов.
Я познакомлю вас с методикой искусственной локальной гипотермии.
Этот метод осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной салфетке (марле, бинт, несколько слоев) накладывают поочередно на определенные мышцы речедвигательного аппарата:
Продолжительность ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 5 минут.
Одномоментное наложение льда на одну из зон от 5 до 30 сек.
Курс лечения: от 10 до 15 сеансов, проводимых ежедневно или через день, зависит от степени выраженности симптоматики.
Ледяную аппликацию начинать детям с 3 лет. Сразу после сеанса проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.
После ледяной аппликации отмечалось: значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата; снижение гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре; увеличилась работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата; увеличились амплитуда и объем активных движений губ, языка; ускорилась переключаемость артикуляционных движений; прослеживалась позитивная динамика произносительной стороны речи.
При гипотонусе мышц эффективен метод контрастной аппликации
Для этой процедуры необходимы 2 прорезывателя с наполнителем.
Один предмет замораживают в морозильной камере, второй опускают в кастрюлю с горячей водой и удерживают 15 минут. Перед массажем положить логоинструменты на салфетку и можно проводить наложение по определенным точкам. Продолжительность контрастной аппликации от 2 до 4 минут. Одномоментное наложение на одну из зон от 5 до 30 сек. Курс лечения от 10 до 20 сеансов, перерыв 11,5 мес. При необходимости курс повторить.
Накладывание контрастной аппликации по определенным точкам
Комплекс упражнений и точечного массажа по устранению саливации
Полоскание полости рта настоем из трав: крапивы, подорожника, бессмертника, тысячелистника (1:1). Заварить 1 ст. ложку на 200 гр. кипятка на 12 часов в термосе. Держать во рту горячим, если аллергия заменит чаем.
Запрокинуть голову и выполнить жевательные движения.
С усилием глотать слюну, если не получается то покапать на кончик языка из пипетки.
Вывод: этот комплекс упражнений помогает устранить не только саливацию, но и носовой оттенок голоса.
Устранение саливации
Находим две парные точки двумя указательными пальцами под челюстью и выполняем легкими вращательными движениями по часовой стрелке 9 раз, затем против часовой.
Производим вибрацию пальцами (указательными или большими) по этим же точкам до 9 раз и обратно до 1
Вывод
Практический опыт показал, что сочетание специальных массажных упражнений для детей с дизартрией, позволяют нормализовать мышцы артикуляционного аппарата, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произношения звуков речи, и что самое главное сократить сроки постановки звуков.
Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (контрастотермия)
Разделы: Логопедия
Особое место у детей с детским церебральным параличом занимают расстройства речи. Степень выраженности этих расстройств зависит от локализации и тяжести поражения мозга, от вида церебрального паралича. Для детей с ДЦП, имеющих дизартрические расстройства, характерны повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы язычной и мимической мускулатуры. Проявление артикуляционной (оральной) диспраксии затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Значительно усложняет работу логопеда гиперсаливация. Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики.
В последние годы многие логопеды для снятия спастичности мышц и уменьшения саливации у таких детей успешно применяют метод искусственной локальной контрастотермии.
При криомассаже мышц артикуляционного аппарата «ледяную крошку в марле накладывают поочерёдно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка, удерживаем его стерильной марлевой салфеткой. Воздействуем на корень, спинку, кончик, боковые края языка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.
Необходимо сочетать логопедическую работу по формированию управления артикуляционным праксисом с развитием функции рук и общей моторики ребенка.
Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей (особенно кисть правой руки).
Игры со льдом очень нравятся детям. Мы берем пластмассовый лоток, в который высыпаем шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки, раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.
Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день.
Хотим привести пример практического применения метода искусственной локальной контрастотермии в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения на фоне органического поражения ЦНС.
Логопедическое занятие проведено на базе Уссурийского социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.
У обеих девочек, Леры П. и Вики Т., системное недоразвитие речи (I уровень) на фоне органического поражения ЦНС (ДЦП), дизартрия.
Состояние артикуляционного аппарата:
Словарь у обеих девочек значительно ниже возрастной нормы, находится в зачаточном состоянии, особенно у Вики. Но уже заметны позитивные сдвиги. Лера начинает говорить предложениями. Фразы пока короткие, из 2-3 слов, но даже из таких фраз мы уже рассказываем короткие рассказы.
Вика начала говорить словами: она уже называет имена всех членов своей семьи, детей в Центре, имена воспитателей, специалистов Центра.
Конспект логопедического занятия
Тема: Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (контрастотермия).
— Дети, давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу свое хорошее настроение и начнем заниматься.
— Посмотрите, что это такое? (лед)
— Лед из чего сделан? (из воды)
— А как его сделали? (заморозили воду в холодильнике. Сейчас осень, льда нет, будет зимой, когда наступят холода).
— Лед какой? (холодный)
1. Игровое упражнение на формирование тактильных ощущений «Угадай, где дотронулись?»
Дети закрывают глаза, логопед дотрагивается кубиком льда до щеки, лба, носа, уха. Дети должны показать и назвать место, до которого дотронулись.
2. ИЛК (искусственная локальная контрастотермия: гипотермия и гипертермия).
Логопед выполняет массаж языка и губ кусочком льда и горячей ложкой. Делается вывод, что от холода язычку хочется спрятаться в свой домик-ротик, согреться там; а от тепла язычку хорошо, он спокойно лежит, ему приятно, тепло.
3. Мимическая гимнастика
(Руки к груди, съежились, показали как холодно: ой, ой, ой!)
(Развели руки в стороны, улыбнулись, нам тепло, хорошо: ах:)
4. «Пальчиковый бассейн»
На столе мисочки с водой, в которых плавают шарики льда. Дети перебирают пальцами лед в воде: двумя пальцами, щепотью (тремя пальцами).
Мы научимся ледок между пальцами катать.
Это в школе нам поможет буквы ровные писать.
5. Игра-наблюдение «Где быстрее растает лед»
На столе две миски: с холодной и горячей водой. Дети ложечкой берут лед и опускают в каждую миску.
Делается вывод, что в горячей воде лед растает быстрее.
6. Сюрприз «Вкусный лед»
На столе сок и замороженные цветные кубики из сока.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, высунуть язычок и дотронуться кончиком языка до цветного кубика.
— Какой на вкус лед? (сладкий)
— А как же мы сделали такой лед? (заморозили сок).
III. Окончание занятия «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать эстафету рукопожатий.
Логопед: «Я передаю вам свою дружбу. Она идет от меня к Лере, от Леры к Вике и возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше. Пусть она никогда не покидает Вас. До свидания!».
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием метода искусственной локальной контрастотермии
Тема: Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с нарушениями речи (контрастотермия).
Цель:
• Формирование навыков речевого общения.
• Активизация и обогащение словаря.
• Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; координация слова с движением.
• Регуляция мышечного тонуса с использованием искусственной локальной контрастотермии (формирование кинестетических и тактильных ощущений)
• лёд (цветные и прозрачные кубики);
• подносы, пластиковое покрытие;
• чайные ложечки, соломинки;
• салфетки: стерильные, бумажные, тканевые;
• чашки для горячей и холодной воды;
Ход занятия
— Лиза, давай улыбнемся, подарим друг другу свое хорошее настроение и начнем заниматься.
— Посмотри, что это такое? (лед)
— Лед из чего сделан? (из воды)
— А как его сделали? (заморозили воду в холодильнике. Сейчас осень, льда нет, будет зимой, когда наступят холода).
— Лед какой? (холодный)
1. Игровое упражнение на формирование тактильных ощущений «Угадай, где дотронулись?»
Лиза закрой глаза, логопед дотрагивается кубиком льда до щеки, лба, носа, уха. Девочка должна показать и назвать место, до которого дотронулись.
2. ИЛК (искусственная локальная контрастотермия: гипотермия и гипертермия).
Логопед выполняет массаж языка и губ кусочком льда и горячей ложкой. Делается вывод, что от холода язычку хочется спрятаться в свой домик-ротик, согреться там; а от тепла язычку хорошо, он спокойно лежит, ему приятно, тепло.
3. Мимическая гимнастика
(Руки к груди, съежились, показали как холодно: ой, ой, ой)
(Развели руки в стороны, улыбнулись, нам тепло, хорошо: ах:)
4. «Пальчиковый бассейн»
На столе мисочки с водой, в которых плавают шарики льда. Лиза перебирает пальцами лед в воде: двумя пальцами, щепотью (тремя пальцами).
Мы научимся ледок между пальцами катать.
Это в школе нам поможет буквы ровные писать.
5. Игра-наблюдение «Где быстрее растает лед»
На столе две миски: с холодной и горячей водой. Лиза ложечкой берёт лед и опускает в каждую миску.
Делается вывод, что в горячей воде лед растает быстрее.
6. Сюрприз «Вкусный лед»
На столе сок и замороженные цветные кубики из сока.
Логопед предлагает девочке закрыть глаза, высунуть язычок и дотронуться кончиком языка до цветного кубика.
— Какой на вкус лед? (сладкий)
— А как же мы сделали такой лед? (заморозили сок).
III. Окончание занятия «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать эстафету рукопожатий.
Логопед: «Я передаю тебе свою дружбу. Она идет от меня к Лизе, от Лизы ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше. Пусть она никогда не покидает нас. До свидания!».
Применение метода искусственной локальной контрастотермии позволяет достичь достоверно положительной динамики в чувствительности и двигательной активности рук и обусловливает формирование новых двигательных навыков у детей с ДЦП.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Играем с Гномом» с использованием Су-джок-терапии Задачи: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные множественного числа в Именительном падеже; 2. Тренировать умение детей.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Опыт применения искусственной локальной контрастотермии для восстановления чувствительности и двигательной активности рук
Особое место у детей с детским церебральным параличом занимают расстройства речи. Степень выраженности этих расстройств зависит от локализации и тяжести поражения мозга, от вида церебрального паралича. Для детей с ДЦП, имеющих дизартрические расстройства, характерны повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы язычной и мимической мускулатуры. Проявление артикуляционной (оральной) диспраксии затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Значительно усложняет работу логопеда гиперсаливация. Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей, мелкой и речевой моторики.
В последние годы для восстановления чувствительности и двигательной активности рук я применяю метод искусственной локальной контрастотермии. Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять на мышцы верхних конечностей (особенно кисть правой руки).
Игры со льдом очень нравятся детям. Я беру пластмассовый лоток, в который высыпаю шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки, раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.
Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день.
Этот метод позволяет получить поразительные результаты. Ведь от холода сосуды сужаются, а от тепла расширяются, что в результате улучшает питание тканей. А еще такое воздействие стимулирует рецепторные ощущения кожи.
Хочу привести пример практического применения метода искусственной локальной контрастотермии в работе с детьми с ДЦП, имеющими речевые нарушения.
У девочки Лизы К. фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрическим компонентом, ДЦП.
Состояние артикуляционного аппарата:
Рациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.
Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.
Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.
Оснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.
Паспорт центра двигательной активности «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.
Снежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.