Ломаная дека на гармони что такое

Ломаная дека в язычковых инструментах, многотембровая гармонь: что это и зачем это нужно?

С момента создания гармони и до наших дней многие мастера пытаются различными способами и средствами улучшить её звуковые качества и исполнительские возможности. Одним из таких способов является применение такого конструктивного элемента, как ломаная дека. Давайте в этой небольшой статье разберемся, что это такое и какие преимущества имеет гармонь с ломаной декой перед обычными инструментами.

В чём разница между ломаной и обычной декой

Для начала напомню, что дека в гармони(и других язычковых инструментах) – это перегородка с отверстиями для подачи воздуха, отделяющая меховую камеру от внешней среды. Со стороны меховой камеры на этой перегородке установлены резонаторы с голосовыми планками, а с наружной стороны её находятся клапана, открывающиеся при нажатии кнопок(они прикрыты декоративной решёткой).

Как мы видим, гармонь с ломаной декой имеет излом – выступ под прямым углом к основной деке, уходящий в глубину корпуса. На этом самом выступе, также, как и на традиционно расположенном участке деки, установлены резонаторы с голосовыми планками. К этому участку деки также подведены рычаги с клапанами(каждый рычаг имеет специальный дополнительный отвод, открывающий клапан на «ломаном» участке одновременно с клапаном на «прямом» участке).

В случае, если гармонь четырёхголосая(а меньшую голосность нет смысла применять при такой конструкции), она имеет, четыре резонатора, два из которых стоят «как обычно», и два – под прямым углом к ним на «ломаном» участке деки. Таким образом, при нажатии одной кнопки, из четырёх звучащих в этот момент голосов, два – расположены в глубине корпуса и несколько приглушаются в дополнительном резонаторном канале, образованном ломаным участком деки и её крышкой.

К тому же, такое расположение создаёт другие условия для пересечения и взаимодействия звуковых волн от планок, расположенных под разными углами, да ещё и отделенных друг от друга препятствием, нежели в обычных инструментах.

Зачем нужна ломаная дека

Во–вторых, именно такая конструкция позволяет наиболее полноценно осуществить, если так можно выразиться, многотембровость, когда с помощью специальных регистровых переключателей можно отключать некоторые голоса и комбинировать их в различных сочетаниях, невероятно точно имитируя тембр различных музыкальных инструментов. Недаром некоторым таким сочетаниям голосов даны названия музыкальных инструментов: кларнет, фагот, гобой. Конструкция с обычной, прямой, декой не способна обеспечить такое многообразие тембров и настолько чёткое их отличие друг от друга.

Почему ломаная дека не делает из гармони баян

Такое конструктивное решение уже давно применяется в профессионально ориентированных баянах и аккордеонах.
Некоторые считают, что гармонь с ломаной декой это уже вовсе не гармонь, а почти баян, с чем я категорически не соглашусь по нижеописанным причинам.

Немногие, наверное, помнят, что почти такая же, только более простая, конструкция применялась задолго до появления не только многотембрового, но и «просто баяна», в саратовской и ливенской гармонях.

Многотембровые гармони с ломаной декой сейчас делает на заказ фабрика «Тульская гармонь» и на подобных инструментах играют такие профессионалы, как Павел Уханов, Сергей Громов, Лия Брагина.

Московский мастер А.Сизов также изготовил немало инструментов подобной конструкции. На его гармонях играют Геннадий Калмыков, Дмитрий Панаскин(у него аж шестиголосая гармонь с расширенным звукорядом) и другие.

Послушать звучание многотембровой гармони с ломаной декой можно в обзоре от Павла Уханова:

Источник

Устройства для смягчения звука гармони,баяна и аккордеона(ломаная дека,ступенчатая дека,тембровая камера)

Звукоизвлечение с помощью свободно проскакивающего металлического язычка, бесспорно, имеет много положительных качеств, но может давать некоторый дребезжащий оттенок, а при сильной подаче воздуха — крикливый и пронзительный звук. Над смягчением этого недостатка — в поисках разнообразия окраски звуков гармоники талантливые русские музыкальные мастера работали еще в 70-х годах 19-го века (см. Н.И.Белобородов и его гармоника, Ливенская гармонь), и весьма удачно.

В наше время для изменения тембра звука в аккордеонах и баянах употребляются три основные конструкции: ступенчатая дека, ломаная дека и тембровая камера.

Ступенчатая дека

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такоеСхема правой части аккордеона со ступенчатой декой: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — резонаторы,5 — голосовые планки, 6 — ступенчатая дека, 7 — плоский щиток, перекрывающий ряды клапанов, 8 — дополнительная воздушная
камера.

Преимуществами ступенчатой деки является ее технологичность в производстве и удобство при ремонте,связанном с деталями клавиатурной механики. При этом конструкции деки и расположение резонаторов таково, что достаточно отделить правую часть инструмента от меховой рамки — и доступ к любому из них свободен, а голосовые планки легко обозреваются.

Ломаная дека

Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал(за рубежом данное устройство общепринято называется Casotto(с итальянского)). Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в 19-м веке на саратовских и ливенских гармониках.

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такоеГармонь-ливенка в разрезе(виден резонаторный канал)

В 30-х годах резонаторный канал(Casotto) начинают применять и в аккордеонах (особенно широко в послевоенные годы), а позже — в баянах.

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такоеСхема правой части баяна с ломаной декой — резонаторным каналом; 1 — гриф, 2 — кнопки правой клавиатуры, 3 — резонаторы, 4 — голосовые планки, 5 — клавиатурные клапаны, 6 — ломаная дека (резонаторный канал)

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90 градусов к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны резонаторам, установленным в обычном положении.

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такоеСовременный аккордеон с ломаной декой(Casotto)

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно прислушаются, а самые высокие несколько ослабевают.

Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, инструменты с резонаторным каналом(Casotto) выпускаются серийно в большом количестве.

Тембровая камера

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглашения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки.Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки.

Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом),с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу звука, но и несколько изменяет тембр).

Источник

Устройство для изменения тембра и смягчения звука

Ступенчатая дека. Дека имеет в разрезе вид ступеньки. На нижней плоскости ее, как и на верхней, внутри инструмента смонтированы резонаторы. С наружной части деки над нижней ступенью укреплен плоский щиток, перекрывающий два ряда нижних клапанов и образующий дополнительную камеру в виде углубления, ограниченного с трех сторон стенками деки и щитком. Плоский щиток, преломляя поток звуковых волн, приглушает звучание голосовых язычков, укрепленных на резонаторах (расположенных на нижней ступени деки), и, выполняя роль сурдины, изменяет тембр звучания инструмента.

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такое

Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал. Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в прошлом веке на саратовских и ливенских гармониках (см. схемы соответствующих разделов).

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90° к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны к резонаторам, установленным в обычном положении.

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно приглушаются, а самые высокие несколько ослабевают.

Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, и инструменты с резонаторным каналом выпускаются серийно в большом количестве.

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такое

Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такое

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглушения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки. Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки. Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом), с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу, но несколько изменяет тембр).

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Cassotto — ломаная дека и другие инновации

О каких же инновациях пойдёт речь в статье

Итак разберём некоторые из них, применяемые в современном производстве аккордеонов и баянов.

Cassotto это конечно не изобретение фирмы Beltuna, просто я посмотрел в интернете, и ничего не найдя об этом на русском языке, решил восполнить этот пробел, тем более что затрагиваю в этой статье тему об инновациях.
Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть фото Ломаная дека на гармони что такое. Смотреть картинку Ломаная дека на гармони что такое. Картинка про Ломаная дека на гармони что такое. Фото Ломаная дека на гармони что такое

Аккордеон с ломаной декой

Звучание инструментов с Cassotto /ломаной декой существенно отличается от обычных баянов и аккордеонов, ломаная дека меняет тембр, голоса помещённые в ней имеют гораздо более мягкий, округлый и богатый звук, но это усложненяет конструкцию и, к сожалению, приводит к увеличению веса инструмента в среднем на 800 – 1000 грамм и его удорожанию.

А для тех кто хочет большей точности то дополню, что звуки амплитудой от 500 и до 1000 герц в общем-то усиливаются (но не равномерно), а в диапазоне от 1000 и выше – скорее приглушаются.

Как звучит аккордеон Leader V фирмы Beltuna с системой двойного Cassotto Amplisound можно послушать на этом Video, где инструмент демонстрирует торговец аккордеонами и баянами из Германии Hermi Baur.

Все инструменты серии Leader (англ. Лидер, ведущий) оснащены серийно этой функцией.

Итак подведём итог.

Источник

Моя пятая гармонь

Здравствуйте, уважаемые гармонисты и просто любопытствующие!
Да-да, всё-таки я её сделал… И несмотря на печальную судьбу моей четвёртой гармони, решил назвать её «пятой».

Эту гармонь решено было изготовить для себя, любимого, а заодно опробовать «на своей шкуре» некоторые технические решения(о которых будет чуть ниже). Хотя допускаю, что когда-нибудь продам её, если кто-то соизволит проявить такой интерес и, конечно же, если я сам пожелаю с ней расстаться…

По поводу компактности: да, я по-прежнему считаю и не устаю повторять, что гармонь должна быть КОМПАКТНОЙ и при изготовлении стремлюсь не увеличивать размеры корпуса без явных причин. Ведь компактность-главное преимущество гармони перед хроматическими инструментами, типа баяна и аккордеона(зачем нужна гармонь размером с баян, если она безнадёжно проигрывает ему по исполнительским возможностям?).

Размеры корпуса данной гармони 300х160 мм. Справа-23 клавиши(без двух самых нижних в сравнении со стандартной хромкой). Слева-16 клавиш(отсутствует дополнительный ряд басов опять же в сравнении с обычной гармонью 25х25). Мех-17 рабочих борин. Масса гармони-4,9кг(не так уж и мало… корпус из бука внёс свою лепту)… Тональность-до-мажор.

Теперь чуть подробнее о внутреннем устройстве.

Голосовые планки и резонаторы

Голосовые планки в данной гармони-стандартные, кусковые, из старых запасов. Всё, что я сделал-произвёл так называемую сбивку, то есть, уменьшение зазоров между голосами и стенками голосовых проёмов. Собственно, этим я и занимался в период с сентября по март включительно(с перерывами и очень медленно). Сама гармонь изготовлена летом 2017-го года(включая резонаторы).

Резонаторы в прямой деке пришлось делать ну очень компактными, чтобы всё влезло в ограниченное пространство. Средники сделал из шпона толщиной 0,6 мм… То, есть, все камеры каждой стороны резонатора имеют одинаковую-и очень маленькую-глубину(напомню, что «по науке» средник должен быть клинообразным, чтобы глубина камер уменьшалась от низких голосов к высоким). Влияния на звук я не заметил(хотя, честно говоря, заметить особо и не пытался).

Правая часть,механика,ломаная дека

Кто давно меня знает и общался со мной, возможно, помнит, что я давно изъявлял желание изготовить гармонь с ломаной декой(как-то даже писал об этом на форуме). Вот и сбылось… Зачем? Да просто ради интереса(хотелось попробовать свои силы, послушать, что за «зверь» такой, ну и немного выпендриться…).

Что касается клавиатуры, то здесь почти ничего необычного нет-традиционный деревянный гриф с деревянными-же клавишами. Из особенностей только то, что клавиши с латунными втулками. Ну и-по два рычага от каждой клавиши: один-в ломаную деку, второй-в прямую). Сами пуговицы я делал своими руками.

Пришлось повозиться с изготовлением крышки ломаной деки. Нужно было сделать её абсолютно герметичной, компактной и при этом-съёмной(делал из листовой нержавейки). Но компрессия получилась настолько хорошей, что я сам немало удивился.

Как вы уже видите, по внешнему оформлению данный инструмент сильно смахивает на мою третью гармонь. Особо рассказывать тут не о чем, всё видно на фото.

Левый полукорпус

Левая решётка получилась не совсем «в тон» окантовки корпуса, потому что шпона нужной породы не было и я решил применить имеющийся шпон ореха и морилку. Но выглядит это вполне гармонично.

Весной 2021 года дошли руки модернизировать левую механику, а конкретнее-способ фиксации толкателей в отверстиях стоек. Выглядит она теперь вот так(пусть вас не смущают нитки, которые держат пружинки-будучи пропитанными цианакрилатным клеем, они превращаются в прочнейший армированный композит, который держит не хуже пайки, за это я ручаюсь)

Прочее

Что ещё? Гармонь настроил в равномерно-темперированном строе…

Корпус покрыт средством «Wipe-on-poly». Это, по сути, полиуретановый лак, адаптированный для нанесения тампоном. Очень удобная штука в плане лёгкости нанесения, хотя покрытие получается довольно тонким.

Правая решётка отделана полиуретановым лаком-спреем и слегка затёрта стальной ватой, чтобы сбить очень уж сильный глянец.

Гриф на этот раз сделал с фигурными вырезами и металлической накладкой на торце грифа, а не как в третьей своей гармони(так сказать, учёл критику).

Ну и всё, наверное… Если что-то забыл, спрашивайте в комментариях или в этой теме на форуме).

Ещё немного фото, а в конце-видео со звучанием гармони и слайдшоу из фотографий, сделанных в процессе работы над этой гармонью(там же можно увидеть внутреннее устройство).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *