Лоно авраамово что это

Где находится «лоно Авраамово»?

Сегодня мы предлагаем вам отрывок о том, куда попадает душа после смерти.

Куда неслась огненная колесница

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова — в аду или в раю?

На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду. Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада всех, кто оказался достоин спасения.

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11).

Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников?

Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников.

И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Загадочное место

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона». Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев):

«После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа.

Но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников

Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его».

Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках».

Здесь снова возникает неопределенность — богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако…не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство.

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» — некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?

Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое — Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека.

И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях — как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными. Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Преподобный Исаак Сирин пишет: Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами. Но удивительное дело — рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад — это действие божественной любви:

Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания.

По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности — любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.

Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией. Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова:

Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению.

У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.

В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит:

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. (Пс 138:8) А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».

Однако не стоит видеть в различии судеб Лазаря и богача лишь принцип голой симметрии по принципу: «страдал в земной жизни — наслаждаешься в загробной, и — наоборот».

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того — в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия.

Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе — почему бы Бог дал ему это богатство?

Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других — в утешение?

Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения. Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно.

Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.

Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей.

И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение. В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства — абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…

Согласно преподобному Григорию Синаиту:

. огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха.

Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь — зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других — своим злополучием.

Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего: что может быть гнуснее этого?

Источник

Лоно авраамово

Ло́но авраа́мово — 1) место упо­ко­е­ния пра­вед­ни­ков до Вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Выра­же­ние встре­ча­ется в Библии лишь в Притче о богаче и Лазаре ( Лк.16:22 ); 2) образ­ное выра­же­ние, ука­зы­ва­ю­щее на Небес­ные (Рай­ские) оби­тели; 3) ико­но­гра­фи­че­ский образ, встре­ча­ю­щийся, в част­но­сти, на кано­ни­че­ских иконах Страш­ного Суда.

Лоно авраамово что это. Смотреть фото Лоно авраамово что это. Смотреть картинку Лоно авраамово что это. Картинка про Лоно авраамово что это. Фото Лоно авраамово что это

Лоно в данном случае бук­вально пере­во­дится как грудь, пазуха.

«Лоном Авра­амо­вым назы­вают сово­куп­ность тех благ, какие пред­ле­жат пра­вед­ни­кам по входе их от бури в небес­ные при­стани; поскольку и в море зали­вами (лоном) мы обык­но­венно назы­ваем места удоб­ные для при­стани и успо­ко­е­ния».
блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский. «Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Луки»

“По смерти Лазаря, душа его была отне­сена Анге­лами на лоно Авра­амово. Не ска­зано «в рай», потому что рай был отверзт только стра­да­нием и вос­кре­се­нием Гос­пода Иисуса Христа, но выра­жа­ется лишь та мысль, что Лазарь, как истин­ный сын Авра­ама, раз­де­лил с Авра­амом его посмерт­ный жребий, улучив состо­я­ние, полное уте­ши­тель­ных надежд на буду­щее бла­жен­ство, ожи­да­ю­щее всех пра­вед­ни­ков.”
архим. Авер­кий (Таушев)

Почему если выра­же­ние «лоно Авра­амово» исполь­зу­ется в отно­ше­нии посмерт­ного место­пре­бы­ва­ния вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, его же исполь­зуют и для обо­зна­че­ния Рай­ских оби­те­лей?

Лоном Авра­амо­вым и дей­стви­тельно названо место загроб­ного пре­бы­ва­ния пра­вед­ных душ времён Вет­хого Завета, когда чело­век ещё не был искуп­лен и Рай для него был закрыт. Выра­же­ние «лоно авра­амово», исполь­зу­е­мое в при­ло­же­нии к Рай­ским оби­те­лям, имеет смыс­ло­вую связь с ино­ска­за­тель­ным выра­же­нием «дети Авра­ама» ( Лк.3:8 ), под кото­рыми могут пони­маться пра­вед­ники, как духов­ные пре­ем­ники Авра­ама ( Ин.8:3 ), могут пони­маться хри­сти­ане. Таким обра­зом, лоно авра­амово может пони­маться и как лоно — посмерт­ное оби­та­лище хри­сти­ан­ских святых, то есть Небес­ные или Рай­ские оби­тели.

Вопрос 67. Какое место назна­чено соб­ственно для душ тех людей, кои уми­рают с бла­го­да­тию Божиею?

Ответ. Души тех людей, кото­рые отхо­дят от мира сего с бла­го­да­тию Божиею и с пока­я­нием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Свя­щен­ное Писа­ние так гово­рит: «Пра­вед­ных же души в руце Божией, и не при­кос­нется их мука». Назы­ва­ется также место их раем как Хри­стос Гос­подь сказал на кресте к раз­бой­нику: «аминь гла­голю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Оно име­ну­ется и лоном Авра­амо­вым, как напи­сано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авра­амле» ( Лк.16:22 ), и Цар­ствием Небес­ным, по слову Гос­пода: «Гла­голю же вам, яко мнози от восток и запад при­и­дут и воз­ля­гут со Авра­амом и Иса­а­ком и Иако­вом во Цар­ствии Небес­нем» ( Мф.8:11 ). Посему каким бы кто именем из числа упо­мя­ну­тых нами ни назвал место сие, не погре­шит: только бы знал, что души пре­бы­вают в бла­го­дати Божией в Цар­ствии Небес­ном, и, как гласят Цер­ков­ные песни, «на небеси».
свт. Петр (Киев­ский). «Пра­во­слав­ное Испо­ве­да­ние»

“…поелику тер­пе­нием стра­да­ний на целом поприще жизни сохра­нил себя непад­шим, по раз­ру­ше­нии на нем этой скинии после победы над боров­шимся с ним на жиз­нен­ном поприще, немед­ленно ока­зался среди Анге­лов; ибо ска­зано: «бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы» ( Лк.16:22 ). Вот лико­ва­ние — совер­ше­ние пути с Анге­лами, и лоно пат­ри­арха, при­ем­лю­щее на себя Лазаря, и само пред­став­ля­ю­ще­еся не чуждым сего радост­ного согла­сия с ликом. Ибо не погре­шит, кто, услы­шав слово: «лоно», пред­ста­вит себе, что это ПОЛ­НОТА БЛАГ, какою наиме­но­ван пат­ри­арх, подобно какому-то обшир­ному объему моря, и в ней-то пре­бы­вает Лазарь; — потому что у отли­чив­шихся подоб­ными подви­гами ни у кого нет ничего соб­ствен­ного, но благо общим дела­ется для всех, одною и тою же доб­ро­де­те­лью достиг­ших рав­ного блага.”
Свт. Гри­го­рий Нис­ский. «О над­пи­са­нии псал­мов, книга 2., гл. 6.»

“…лоно Авра­амово есть страна живых, жилище вечно весе­ля­щихся, обилие вечных благ”.
свт. Гри­го­рий Палама. «Омилия на 22‑е вос­крес­ное Еван­ге­лие».

“Гово­рят, по учению свя­того Еван­ге­лия и святых отцов, греш­ники, нахо­дя­щи­еся в аду, видят пра­вед­ных, нахо­дя­щихся в раю, через это еще более уси­ли­ва­ется мука греш­ни­ков. Спра­ши­ва­ется: как же греш­ники могут видеть пра­вед­ных на столь без­мерно вели­ком рас­сто­я­нии, кото­рое отде­ляет рай от ада? … Если это воз­можно для чув­ствен­ного зрения, то тем более воз­можно для духов­ного, ибо для духов­ного зрения про­стран­ство как бы вовсе не суще­ствует, так же, как не суще­ствуют про­стран­ство и время для нашей мысли.”
св. Вар­са­но­фий Оптин­ский. «Келей­ные записки»

“…будем молить Бога, чтобы Он удо­стоил всех нас, по отше­ствии отсюда придти туда так, чтобы нам не с бога­чом, а с Лаза­рем успо­ко­иться в лоне пат­ри­арха и насла­ждаться веч­ными бла­гами”.
свт. Иоанн Зла­то­уст. «Слово 3 о Лазаре»

«Еван­ге­лие не упо­ми­нает ни о какой доб­ро­де­тели нищего Лазаря; гово­рит только о его стра­даль­че­ской жизни и о том, что ангелы отнесли душу его в отде­ле­ние рая, име­ну­е­мое лоном авра­амо­вым».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). «Беседа в два­дцать вторую неделю»

«Авраам отве­чал, что вели­кая про­пасть утвер­ди­лась между ним и страж­ду­щим в муках бога­чом, пока­зы­вая раз­ли­чие между пра­вед­ными и греш­ными. Ибо Авраам был стран­но­лю­бив и нище­лю­бив, при­ни­мал при­хо­дя­щих изда­лека, а богач неми­ло­сердно отвра­щался от лежа­щего в язвах при вратах его. Посему, как рас­по­ло­же­ния про­ти­во­по­ложны, так и места пере­се­ле­ния РАЗ­ДЕЛЬНЫ ОДНИМ — ПОКОЙ, другим — муче­ние.
св. Исидор Пелу­сиот. «171. Архон­тию. На ска­зан­ное Авра­амом бога­тому: между нами и вами про­пасть велика утвер­дися»

“Поскольку Авраам был слуга Хри­стов […] то посему лоно его, гово­рится, есть как бы некая тихая при­стань и место невоз­му­ти­мого упо­ко­е­ния пра­вед­ни­ков”.
Свт. Асте­рий Ама­сий­ский. «Беседа на притчу из еван­ге­лия от Луки, О богаче и Лазаре»

«А пра­вед­ные, кото­рые содер­жатся ныне в аду, но не в том же месте, что и непра­вед­ные, достиг­нут нетлен­ного и неоску­де­ва­ю­щего Цар­ства. Ибо в эту область [ведет] одна дорога, и мы верим, что у ее врат стоит Архан­гел с воин­ством. Те, кто [сюда] при­во­дятся анге­лами, при­став­лен­ными к [их] душам, пройдя эти врата, направ­ля­ются не одной и той же доро­гой. Ибо пра­вед­ные, кото­рые ведутся направо, оза­ря­е­мые ярким светом, и вос­пе­ва­ются анге­лами, сто­я­щими вдоль нее, направ­ля­ются в свет­лую область (χωρίον φωτεινόν). В ней от начала живут пра­вед­ные, кото­рые [уже] не нахо­дятся под вла­стью закона (υπ’άνάγκης κρατούμενοι), но всегда в удо­воль­ствии созер­цают доступ­ные взору всех блага (δρωμένων αγαθών) и насла­жда­ются ожи­да­нием всякий раз новых, считая, что они [будут] лучше этих. Это место не при­но­сит им уста­ло­сти и изну­ре­ния. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улы­ба­ется созер­ца­е­мый [Богом] лик (όρωμένη όψις) пра­вед­ных отцов, кото­рые ожи­дают после этого упо­ко­е­ния и веч­ного вос­кре­се­ния (άναβίωσις) на небе. [Место] же это мы назы­ваем лоном авра­ам­вым…
Вот слово об аде, в кото­ром содер­жатся души всех до вре­мени, опре­де­лён­ного Богом, когда он совер­шит вос­кре­се­ние всех, не пере­во­пло­щая (μετενσωματών) души, но вос­кре­шая тела».
свмч. Иппо­лит Рим­ский. «Слово против элли­нов» или «О все­об­щей при­чине. Против Пла­тона»

«Что значит лоно Авра­амово, если не тайное успо­ко­е­ние отцов? О нем Истина гово­рит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном ( Мф.8:11,12 ). Ибо одетый в пор­фиру и виссон спра­вед­ливо назы­ва­ется сыном цар­ствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что невер­ные, нахо­дясь в нижнем месте своего осуж­де­ния, обра­щают вни­ма­ние до послед­него дня суда на нахо­дя­щихся над ними в покое всех верных, коих радо­стей после нико­гда не могут видеть»
Гри­го­рий Двое­слов. «Сорок бесед на Еван­ге­лия, XL».

Источник

Где оказывались умершие праведники до воскресения Христа — в аду или в раю?

Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай или в ад?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Куда неслась огненная колесница

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова — в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду.

Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения. Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:19-31).

И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Загадочное место

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона».

Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев):

После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и вокресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках.

Здесь снова возникает неопределенность — богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако… не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство.

По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» — некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?

Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое — Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека. И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях — как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными.

Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Преподобный Исаак Сирин пишет: Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами. Но удивительное дело — рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад — это действие божественной любви: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви.

И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания.

По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности — любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.

Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией.

Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова: Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению.

У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога.

Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.

В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».

Например, Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие.

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того — в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия.

Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе — почему бы Бог дал ему это богатство?

Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других — в утешение?

Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.

Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно. Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.

Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение.

В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства — абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…

Согласно преподобному Григорию Синаиту, огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха. Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.

Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь — зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других — своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего: что может быть гнуснее всего?

…Только удали его от блаженства

Богач просит Авраама: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой.

Но ведь совершенно очевидно, что это не принесет ему облегчения, капля воды на пальце Лазаря не сможет утолить его жажды к чувственным наслаждениям, которых он оказался лишен. В чем же причина такой странной просьбы?

Святитель Илия Минятий объясняет это следующим образом: «…И вот почему он требует, чтобы пришел Лазарь к нему хотя бы на время, чтобы и Лазарь пришел разделить с ним муки, чтобы он удалился от лона Авраамова. И если бы удалось ему это, он, вероятно, почувствовал бы некоторую отраду. Чтобы удостовериться в этом, обратите внимание на следующее: когда богач услыхал от Авраама, что Лазарю идти в ад к нему нельзя, ибо между ними установлена великая пропасть, он стал говорить: молю тя убо, отче, да пошли его в дом отца моего (Лк 16:27). Этими словами он как бы говорил: если нельзя прислать его сюда, чтобы он стал участником моих мучений, то пошли его хотя бы в мой дом, то есть в мир, в прежнюю жизнь, в прежние несчастья, только удали его от блаженства в твоем лоне. Да, повторяю, завистью он распаляется более, нежели геенной.

Казалось бы, богачу следовало скорее проситься самому на лоно Авраамово, а не Лазаря привлекать на муку.

Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти — видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет — сознавать, что навеки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».

Понятно, что человек с таким страшным устроением души и Любовь Божию воспринимал как неугасимый огонь, опаляющий его совесть.

Небо и ад

Так было ли лоно Авраамово частью Рая? В христианском понимании — нет.

Дело в том, что Рай, Царство Божие, — это та полнота единения твари и Творца, к которой призваны все люди. А всю высоту этого призвания прекрасно выразил святитель Афанасий Великий в своей знаменитой формуле: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Но до исправления Христом человеческого естества больная природа человека в принципе была не способна к столь тесному единению со своим Создателем. Поэтому никакое состояние человека в дохристианский период невозможно считать в полной мере — райским. И Авраам, и Илия, и Лазарь, и все прочие праведники Ветхого Завета в посмертном своем бытии уповали на пришествие Спасителя, после которого они смогли бы, наконец, соединиться с Господом в той мере, которую Евангелие называет — Царствием Небесным. Но и «филиалом ада» однозначно считать лоно Авраамово все же не следует. Линейная логика здесь вообще неприменима, поскольку в данном случае мы говорим не о пространстве, а скорее — о состоянии души умершего человека.

Вот как писал об этом Блаженный Феофилакт: “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предложат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения.

Поэтому на вопрос: «является ли лоно Авраамово частью ада или Рая?» можно ответить лишь парадоксом: часть Неба всегда находится в аду. По слову святителя Иоанна Златоуста, рассуждавшего о темницах адовых: Они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости и не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *