Лоренц нобелевская премия за что

КОНРАД ЛОРЕНЦ

Конрад Захариас Лоренц родился 7 ноября 1903 года в Альтенберге, близ Вены, в семье преуспевающего врача Адольфа Лоренца. Детство его прошло в богатом особняке, но большую часть времени мальчик проводил, бродя по окрестностям Альтенберга. Тогда, по словам Лоренца, он проникся «чрезмерной любовью к животным». Он собирает коллекцию птиц и млекопитающих, а дома устраивает настоящий зоопарк, где изучал особенности поведения животных.

В тридцатые годы Лоренц стал одним из признанных лидеров биологии, и вокруг него сложилась группа учеников. В 1930 году Конрад познакомился со своим будущим учеником и единомышленником, голландским биологом Николасом Тинбергеном. Их взгляды, как сказал потом Лоренц, «совпали до неправдоподобной степени».

Перед самым началом мировой войны они высказали революционную гипотезу о том, что инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное находить определенный набор стимулов, обусловленных средой или окружением.

После оккупации Австрии гитлеровской Германией Лоренц остался без работы. И хотя благодаря помощи друзей Конрад получил приглашение в Кенигсбергский университет, престижная кафедра Канта не позволила ему работать с животными.

Во время войны ученого мобилизовали и отправили врачом в военный госпиталь в Белоруссии. В 1944 году, при отступлении немецкой армии, Лоренц попал в плен. Он находился в лагере для военнопленных в Армении. Пленных водили на работы, во время которых он сделал одно из своих решающих открытий: «Наблюдая полудиких коз армянского нагорья, я заметил однажды, как уже при первых отдаленных раскатах грома они отыскивали в скалах подходящие пещеры, целесообразно готовясь к возможному дождю. То же они делали, когда поблизости раздавался грохот взрывов. Я вполне отчетливо помню, что при этом наблюдении я внезапно осознал: в естественных условиях образование условных реакций лишь тогда способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным».

Вряд ли подобное наблюдение вызвало бы столь глубокие выводы у обыкновенного ученого.

Работы для него на родине не было, и ученый отправляется в ФРГ, где вместе с физиологом Э. фон Гольстом он возглавил институт в Зеевизене, в Баварии. Только теперь он получил достойные условия для исследовательской работы.

В 1963 году вышла книга «Так называемое зло: о природе агрессии», принесшая Лоренцу мировую известность. В этой книге исследователь рассказал о внутривидовой агрессии и ее роли в образовании высших форм поведения.

В конце шестидесятых годов Лоренц по приглашению Австрийской академии наук возвратился на родину. Академия организовала для него Институт сравнительного изучения поведения.

В последние годы жизни Лоренц, как всегда, много работал. Сознавая свою ответственность перед людьми, ученый выступал по венскому радио с популярными лекциями о биологическом положении в современном мире, опубликованными затем под названием «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Лоренц с тревогой говорил о перенаселении, опустошении жизненного пространства, генетическом вырождение и разрыве с традициями…

В возникновении всех органических форм наряду с процессами мутации и рекомбинации генов важнейшую роль играет естественный отбор. В процессе отбора вырабатывается то, что мы называем приспособлением: это настоящий познавательный процесс, посредством которого организм воспринимает содержащуюся в окружающей среде информацию, важную для его выживания, или, иными словами, знание об окружающей среде».

При этологическом подходе становится очевидным, что каждый акт познания есть взаимодействие между некоторой частью мира, внешней по отношению к организму, и самим организмом или теми его органами, функцией которых является познание.

Удивительно, как Лоренц, уже будучи в зрелом возрасте, смог проникнуться идеями основателя кибернетики Винера. Применение кибернетического подхода привело к образованию новой науки: теоретической биологии.

В 1973 году Лоренцу совместно с Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».

Лоренц всегда был оптимистом, он верил в человеческий разум и в человеческие инстинкты, контролируемые разумом. В последней главе книги «Так называемое зло» Лоренц писал: «Я верю… в силу человеческого разума, верю в силу отбора и верю, что разум осуществит разумный отбор».

Умер Лоренц в Альтенбурге 27 февраля 1989 года.

Читайте также

ГЕНДРИК ЛОРЕНЦ

ГЕНДРИК ЛОРЕНЦ (1853–1928)В историю физики Лоренц вошёл как создатель электронной теории, в которой синтезировал идеи теории поля и атомистики.Гендрик Антон Лоренц родился 18 июля 1853 года в голландском городе Арнеме. Шести лет он пошёл в школу. В 1866 году, окончив школу лучшим

ГЕНДРИК ЛОРЕНЦ

Конрад II

Конрад II Немецкий король и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший в 1024 – 1039 гг.Ж.: Гизела, вдова герцога Швабского Эрнста (ум. 14 февр 1043 г.).Ум. 14 июня 1039 г.После кончины императора Генриха II, не оставившего наследников, немецкие вельможи и

Конрад III

Конрад III Немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Гогенштауфенов, правивший в 1138-1152 гг.Ж.: Гертруда, дочь графа Сулзбах Беренгара II (ум. 1146 г.),Род. 1093 г. ум. 15 февр.1152 г.После смерти императора Лотаря II, не оставившего сыновей, немецкие князья должны

Конрад IV

Конрад IV Из рода Гогенштауфенов. Иерусалимский король в 1228-1243 гг. Немецкий король в 1237-1254 гг. Король Сицилии в 1250-1254 гг. Сын Фридриха II и Иоланты.Ж.: с 1246 г. Елизавета, дочь герцога Баварского Оттона II (род. 1227 г. ум. 1273 г.).Род. 1228 г. ум. 21 мая 1254 г.Время правления Конрада в Германии

Виц Конрад

Виц Конрад Виц (Witz) Конрад (р. после 1400, Ротвейль, Вюртемберг, — умер до 1446, Женева или Базель), швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве. Переходя от принципов готики к искусству Возрождения, В. достиг большой пластической убедительности в изображении фигур,

ЛОРЕНЦ, Хендрик

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989)

ЛОРЕНЦ, Хендрик

ЛОРЕНЦ Хендрик (Lorentz, Hendrik Antoon, 1853—1928), нидерландский физик

ЛОРЕНЦ Хендрик (Lorentz, Hendrik Antoon, 1853—1928), нидерландский физик 286 ** Моя нация, по счастью, слишком мала, чтобы делать большие глупости. Слова, сказанные Альберту Эйнштейну после начала Первой мировой войны

КОНРАД

КОНРАД Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженевский) (1857–1924) – английский писатель, по национальности поляк.* * *• Я не люблю работать – никто не любит работать, но мне нравится то, что есть в работе, – возможность найти себя. Свою собственную реальность – для себя, не

Источник

Лоренц, Конрад

Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть фото Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть картинку Лоренц нобелевская премия за что. Картинка про Лоренц нобелевская премия за что. Фото Лоренц нобелевская премия за что

Ко́нрад Цахариас Ло́ренц (нем. Konrad Zacharias Lorenz ; 7 ноября 1903, Вена — 27 февраля 1989, Вена) — выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973, совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном).

Содержание

Биографические вехи

Окончив медицинский факультет Венского университета, он получил диплом врача, но не занимался медицинской практикой, а посвятил себя исследованию поведения животных. В 1920-е годы прошёл стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли. Затем приступил к самостоятельным исследованиям в Австрии. [1]

Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть фото Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть картинку Лоренц нобелевская премия за что. Картинка про Лоренц нобелевская премия за что. Фото Лоренц нобелевская премия за что

Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть фото Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть картинку Лоренц нобелевская премия за что. Картинка про Лоренц нобелевская премия за что. Фото Лоренц нобелевская премия за что

Помимо научных исследований Конрад Лоренц занимался литературной деятельностью. Его книги пользуются большой популярностью и сегодня.

Основные научные результаты и научные взгляды

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.

Ниже приведены некоторые выводы Лоренца.

Спонтанность агрессии

Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу. [4]

Переадресация агрессии

Если агрессия все-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплескивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевленным предметам. [4]

Равновесие между вооружением и моралью

Авторский взгляд на современность

Лоренц указывает на то, что человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе (что видно уже из того, что трудно запомнить более двух-трёх десятков людей и поддерживать с ними близкие отношения) в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примеров двух крайностей приводится гостеприимность людей, живущих вдали от городов и взрывоопасная нервозность концлагерей, где неосторожный взгляд может привести к драке. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах.

Главным мотивом бизнеса является получение мгновенной финансовой выгоды. Таким образом общество и, следовательно, каждый человек теряет долгосрочные цели и вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем, кроме трудоспособности человека не ограничивается, так что он приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который сопровождается рядом хронических болезней у самых активных граждан. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с дискомфортом. По мнению Лоренца, современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.

Средства массовой информации вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Многие из них, несмотря на их возможное противоречие научным взглядам, сложились эволюционно, то есть доказали свою незаменимость для общества и поэтому, согласно Лоренцу, не могут быть безнаказанно забыты. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям (в том числе криминальным элементам) ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению. [источник не указан 677 дней]

Философские взгляды

В 1941 году Лоренц опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой изложил свою «эволюционную теорию знания». Вступая в заочный диалог с Кантом, Лоренц утверждает, что априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрел свою целесообразную видосохраняющую форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох.

С 1970-х годов эти эпистемологические идеи Лоренца получили развитие в работах представителей австро-германской школы исследования эволюции познания. [6]

Развернутое изложение своих взглядов на проблемы познания Лоренц дает в книге «Оборотная сторона зеркала». В ней он последовательно рассматривает жизнь как процесс познания, сочетая широкий обзор поведения животных и человека с общей картиной современной биологии и выходя на проблемы когнитивной деятельности, формирования и развития культуры как живой системы.

Книги

Конрад Лоренц был выдающимся популяризатором науки. На его научно-популярных книгах («Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся»), имевших и имеющих большой успех, воспитаны поколения биологов.

Источник

Конрад Лоренц

Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть фото Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть картинку Лоренц нобелевская премия за что. Картинка про Лоренц нобелевская премия за что. Фото Лоренц нобелевская премия за что

Биографические вехи Конрада Лоренца

Родился Конрад Лоренц в Вене. Его отцом был известный ортопед. Конрад был поздним ребёнком в семье – отцу в момент его рождения было почти пятьдесят.

В детстве Лоренц дружил с Карлом Поппером, который в будущем стал известным социологом. Конрад Лоренц ходил в народную школу, потом в Шотландскую гимназию, после чего поступил в Венский университет. Там он изучал медицину и готовился стать врачом, по настоятельному совету отца. Однако гораздо большей его страстью являлась биология. В особенности он увлёкся зарождающейся тогда этологией – наукой о поведении животных. Любовь к дикой природе у Лоренца пробудилась с детства, позднее он даже называл её «чрезмерной».

Тем временем к власти пришли нацисты, которые захватили и Австрию. Конрад, уже являвшийся естествоиспытателем и врачом, с удовольствием вступил в нацистскую партию. В своих воспоминаниях он, однако, называл этот шаг роковой ошибкой. Ему нравились «напористость» фашистских властей и их стремление к активным действиям, и ему казалось, что своими исследованиями он в будущем сможет наставить этих людей «на истинный путь». Будучи молодым биологом, он разделял некоторые идеи нацистского учения, однако впоследствии отрёкся от них.

Когда началась война, нацисты отправили его на Восточный фронт в качестве военного врача. Лоренц, естественно, в боях не участвовал, он лишь работал в лазаретах. Тем не менее, перелом в Великой Отечественной войне привёл к массовым захватам немцев в советский плен; стал военнопленным и Лоренц.

Оказавшись в лагере, учёный увидел самое «дно» войны, что ещё сильнее заставило его пересмотреть свои взгляды. Однако медицинское образование и добросовестное поведение обеспечили ему гораздо лучшую участь, чем можно было ожидать. В советской армии наблюдался острый недостаток врачей, и Конрада определили лагерным медиком.

Даже сотрудники армянского лагеря были людьми добродушными и интеллигентными. Среди них выделялись ортопед Осип Григорьян и капитан Карапетян – штатный переводчик. Они стали настоящими друзьями. С их помощью Лоренц составил прошение о помиловании, благодаря которому он и был отпущен на свободу в 1947 году. Осип Григорьян, кроме того, был знаком с трудами отца Лоренца.

Через много лет состарившийся уже Лоренц, спокойно живя в своём доме в Вене, получил на день рождения ворох поздравительных телеграмм. И автором одной из них был тот самый капитан Карапетян.

Этология по Лоренцу

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть фото Лоренц нобелевская премия за что. Смотреть картинку Лоренц нобелевская премия за что. Картинка про Лоренц нобелевская премия за что. Фото Лоренц нобелевская премия за что

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Главной проблемой современного человека, считал Лоренц, является его отрыв от природы. Городская цивилизация ХХ века, по его словам, не соответствует природным механизмам существования человека. Этому он посвятил отдельную книгу, в которой перечислил «восемь грехов» современного человека:

Каждый из этих «грехов» порождает массу проблем. К примеру, перенаселение приводит к необходимости поддерживать близкие контакты с большим числом людей, но человеческая память не рассчитана на запоминание более чем нескольких десятков людей. Современная цивилизация призывает к проявлению сострадания ко всем без исключения, а это может оказаться губительным, поскольку сострадание проявляется и к криминальным элементам.

Слишком большое количество информации приводит к тому, что человек утрачивает критическое мышление и начинает верить всему подряд. В традиционном обществе неким противовесом этому были хотя бы традиционные убеждения – религия, мифология. С утратой религии человек утратил и критерии выбора информации.

Религия, по мнению Лоренца, противоречит научному познанию, однако в своё время она оказалась эволюционно необходима человечеству, поскольку позволяла выжить. Поэтому учёный считал, что полный отказ от неё нежелателен.

Теория Лоренца позволяет объяснить явление сублимации. Так психологи называют перевод негативных переживаний в общественно приемлемую форму – творчество, физические упражнения, спортивные состязания и др. Таким образом, присущая индивиду внутренняя агрессия находит выход, не причиняя время тем, кто в ней не виноват.

Объясняет она и увлечение психоактивными веществами, в том числе наркотиками. Ведь одна из главных причин их употребления – стремление осилить и обработать огромное количество информации.

Награды и знаки отличия

В 1973 году Лоренц удостоился Нобелевской премии по физиологии или медицине, которую он получил совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном. Также он имел звание почётного доктора Зальцбургского университета; однако в 2015 году его посмертно лишили этого звания из-за его «приверженности идеологии нацизма».

Источник

ЛОРЕНЦ (Lorenz), Конрад

7 ноября 1903 г. – 27 февраля 1989 г.

Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1973 г.
совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном

Австрийский зоолог и этолог Конрад Захариас Лоренц родился в Вене, он был младшим из двух сыновей Эммы (Лехер) Лоренц и Адольфа Лоренца. Дед Л. был мастером по изготовлению конских сбруй, а отец, помнивший голодное детство, стал преуспевающим хирургом-ортопедом, который построил в Альтенберге возле Вены нарядное, хотя и несколько аляповатое поместье, украшенное огромными художественными полотнами и римскими статуями. Бродя по полям и болотам вокруг Лоренц-холла, Л. заразился тем, что позже назовет «чрезмерной любовью к животным».

Выращивая домашних уток, юный Л. впервые обнаружил импринтинг, специфическую форму обучения, наблюдающуюся на ранних этапах жизни, с помощью которой животные устанавливают социальные связи и опознают друг друга. «У соседа, – вспоминал позднее Л., – я взял однодневного утенка и, к огромной радости, обнаружил, что у него развилась реакция повсюду следовать за моей персоной. В то же время во мне проснулся неистребимый интерес к водоплавающей птице, и я еще ребенком стал знатоком поведения различных ее представителей».

Вскоре мальчик собрал замечательную коллекцию животных, не только домашних, но и диких, которые жили в доме и на обширной территории вокруг него, как в настоящем частном зоопарке. Это позволило Л. познакомиться с разными видами животных, и теперь он не склонен был видеть в них просто живые механизмы. Как исследователь, стоящий на позициях объективности в науке, он был далек от мысли интерпретировать поведение животных по образу и подобию человеческих мыслей и чувств. Его более интересовали проблемы инстинкта: как и почему поведение животных, не обладающих человеческим разумом, характеризуется сложными и адекватными обстоятельствам моделями?

Получив начальное образование в частной школе, которой руководила его тетка, Л. поступил в «Шоттенгимназиум» – школу с очень высоким уровнем преподавания. Здесь привычки Л. к наблюдению были подкреплены обучением зоологическим методам и принципам эволюции. «По окончании средней школы, – писал впоследствии Л., – я был по-прежнему увлечен эволюцией и хотел изучать зоологию и палеонтологию. Однако я послушался отца, который настаивал на моих занятиях медициной».

В 1922 г. Л. был зачислен в Колумбийский университет Нью-Йорка, но спустя 6 месяцев вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Хотя у него было мало желания становиться врачом, он решил, что медицинское образование не повредит его любимому призванию – этологии, науке о поведении животных в естественных условиях. Л. вспоминал об университетском преподавателе анатомии Фердинанде Хохштеттере, который дал «прекрасную подготовку по методическим вопросам, научив отличать черты сходства, вызванные общим происхождением, от таковых, обусловленных параллельной адаптацией». Л. «быстро понял. что сравнительный метод должен быть так же применим к моделям поведения, как и к анатомическим структурам».

Работая над диссертацией для получения медицинской степени, Л. начал систематически сопоставлять особенности инстинктивного поведения животных. В это же время он служил лаборантом кафедры анатомии Венского университета. После получения в 1928 г. медицинской степени Л. перешел на должность ассистента кафедры анатомии. Однако его все же интересовала этология, а не медицина. Он начал работать над диссертацией по зоологии, одновременно читая курс по сравнительному поведению животных.

До 1930 г. в науке об инстинктах преобладали две установившиеся, но противоположные точки зрения: витализм и бихевиоризм. Виталисты (или инстинктивисты) наблюдали за сложными действиями животных в естественной среде обитания и поражались той точности, с которой инстинкт животных соответствовал достижению поставленных природой целей. Они либо объясняли инстинкты расплывчатым понятием «мудрость природы», либо считали, что поведение животных мотивируется теми же факторами, которые лежат в основе деятельности человека. Сторонники бихевиоризма, напротив, изучали поведение животных в лаборатории, проверяя способности животных к решению экспериментальных задач, например поискам выхода из лабиринта. Бихевиористы объясняли поведение животных цепочками рефлекторных реакций (наподобие тех, которые описывал Чарлз С. Шеррингтон), связанных воедино посредством классического кондиционирования, изученного Иваном Павловым. Бихевиористов, исследования которых были сконцентрированы в основном на действиях, приобретенных путем обучения, приводило в замешательство само понятие инстинкта – сложного набора врожденных, а не приобретенных реакций.

Первоначально Л. склонялся к бихевиоризму, полагая, что инстинкты основываются на цепи рефлексов. Однако в его исследованиях росло число доказательств в пользу того, что инстинктивное поведение является внутренне мотивированным. Например, в норме животные не проявляют признаков связанного со спариванием поведения в отсутствие представителей противоположного пола и далеко не всегда проявляют эти признаки даже в их присутствии: для активизации инстинкта должен быть достигнут определенный порог стимуляции. Если животное долго находилось в изоляции, порог снижается, т.е. воздействие раздражителя может быть слабее, пока в конце концов животное не начинает проявлять признаков связанного со спариванием поведения даже в отсутствии раздражителя. Л. сообщил о результатах своих исследований в серии статей, опубликованных в 1927. 1938 гг.

Лишь в 1939 г. Л. признал важность своих собственных данных и встал на ту точку зрения, что инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. Позднее в этом же году Л. встретил на симпозиуме в Лейдене Николаса Тинбергена; их «взгляды совпали до неправдоподобной степени», скажет впоследствии Л. «В ходе наших дискуссий оформились некоторые понятия, которые позже оказались плодотворными для этологических исследований». Действительно, концепция инстинкта, которую разработали Л. и Тинберген в течение последующих нескольких лет, легла в основу современной этологии.

Л. и Тинберген высказали гипотезу, согласно которой инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор обусловленных средой, или социальных, стимулов. Это, так называемое ориентировочное, поведение часто в высшей степени изменчиво; как только животное встречает некоторые «ключевые» стимуляторы (сигнальные раздражители, или пусковые механизмы), оно автоматически выполняет стереотипный набор движений, называемый фиксированным двигательным паттерном (ФДП). Каждое животное имеет отличительную систему ФДП и связанных с ней сигнальных раздражителей, которые являются характерными для вида и эволюционируют в ответ на требования естественного отбора.

В 1937 г. Л. начал читать лекции по психологии животных в Вене. Одновременно он занимался изучением процесса одомашнивания гусей, который включает в себя утрату приобретенных навыков и возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Л. был глубоко обеспокоен вероятностью того, что такой процесс может иметь место у человека. Вскоре после присоединения Австрии к Германии и вторжения в нее немецких войск Л. сделал то, о чем позже будет вспоминать так: «Послушавшись дурного совета. я написал статью об опасностях одомашнивания и. использовал в своем сочинении худшие образцы нацистской терминологии». Некоторые из критиков Л. называют эту страницу его научной биографии расистской; другие склонны считать ее результатом политической наивности.

Через два года после получения должности на кафедре психологии Кенигсбергского университета (ныне г. Калининград) Л. был мобилизован в германскую армию в качестве военного врача, несмотря на то что никогда не занимался медицинской практикой. Посланный на Восточный фронт в 1942 г., он попал в плен к русским и долгие годы работал в госпитале для военнопленных. Репатриирован лишь в 1948 г., когда многие друзья и родственники считали его давно погибшим.

В первые годы после возвращения в Австрию Л. не мог получить никакой официальной должности, но все же благодаря финансовой помощи друзей продолжал свои исследования в Альтенберге. В 1950 г. он и Эрих фон Холст основали Институт физиологии поведения Макса Планка.

В течение следующих двух десятилетий Л. занимался этологическими исследованиями, сконцентрировавшись на изучении водоплавающих птиц. Его статус основоположника современной этологии был неоспоримым, и в этом качестве он играл ведущую роль в диспутах между этологами и представителями других научных дисциплин, в частности психологии поведения животных.

Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. была разделена между Л., Тинбергеном и Карлом фон Фришем «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Его достижением считалось, в частности, то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Более любого другого исследователя Л. способствовал растущему пониманию того факта, что поведение возникает на такой же генетической основе, как и всякая другая характеристика животных, и, следовательно, подвержено действию естественного отбора.

После ухода на пенсию в 1973 г. из Института Макса Планка Л. продолжает вести исследования в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге, где он живет и по сей день.

В 1927 г. Л. женился на Маргарет (Гретль) Гебхардт, с которой дружил с детства; у супругов родилось две дочери и один сын.

Среди наград и знаков отличия, которыми удостоен Л., золотая медаль Нью-Йоркского зоологического общества (1955), Венская премия за научные достижения, присуждаемая Венским городским советом (1959), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1970). Л. является иностранным членом Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *