Лось в сравнении с авто
1 Покупка Малахитового Лося
После выбора конкретной модели авто, Вольво ХС90 V8, начались долгие поиски хорошего варианта. Девяностиков первого покаления живых очень мало, а с V8 в продаже всего 25 по всей России. Хотелось кузов светлых тонов — красный, белый, серый, комплектация Executive, салон не черный — бежевый, рыжий, серый. Это все очень сокращало количество вариантов, практически до 2-3 экземпляров.
Посмотрел два варианта в СПб: серый на бежевом салонев Рольфе (убитый со скрученным пробегом) и черный на черном одноклубника ХС90 Сергея (хороший по технике). Но это все не то…
Начал искать по объявлениям на Автору. Через автоподборщиков (Автопрагмат) посмотрел два авто в Москве: черный на рыжем салоне (стоимость 700тр, но убитый в хлам и с запретом на регдействия) и серый на бежевом салоне Якутский Бриллиант от камрада VOLVO-maniac3 (переуплотненный двигатель, салон после химчистки, из Якутии и совершенно без ржавчины). Роман, спасибо за полную информацию по авто! С тобой приятно общаться по делу.
И тут выскочило объявление в Екатеринбурге: белый на белом салоне, пробег 196ткм, полная комплектация Executive с вентиляцией и массажем сидений, BLISом, мониторами в подголовниках, 7 мест, адаптивный ксенон, переуплотненный двигатель, музыка Dynaudio и тд. А самое главное — ВЕСЬ в родной краске! Хоть и есть сколы на передних дверях, болезнь ХС90 первого покаления. Ржавчины совершенно нет, ни снизу ни по кузову. Новым в 2008 году он стоил 2,9 млн рублей, поэтому ПТС уже дубликат и в нем лизинговая компания, юрлица и тд. Но по факту продавал третий собственник.
Сразу созваниваюсь с собственником и договариваюсь на осмотр автоподборщиком. В Екатеринбурге есть филиал Ильдара Авто-подбор.рф. Подборщик Александр выполнил разовый осмотр очень профессионально и быстро. Как всегда фотоотчет, проверка по всем базам и грамотное заключение. ХС90 действительно оказался в очень хорошем состоянии, из рекомендаций — запотевание по заднему сальнику коленвала и химчистка салона.
Немного поторговались с собственником по телефону и мы с супругой (у нее был отпуск) берем билеты в Екатеринбург на вечерний рейс. Переночевали в гостинице Лайнер около аэропорта (кафе очень хорошее, но ремонт с советских времен не делался) и на утро встретились с собственником в соседнем отделении Сбера. ДКП у нас был подготовлен заранее, передача деньги-ключи и я счастливый обладатель ХС90 V8!
В Екатеринбурге с разу переобули на летние диски 19″ новую зимнюю шипованную резину Michelin X-Ice North SUV 255/50 R19 и оформили ОСАГО. Но возвращаться домой из столицы Урала без подарков никак нельзя! Поэтому накупили сережек и колец из малахита и яшмы для жены, дочки и тещи))) Особенно поразил камень малахит — очень красивый и натуральный зеленый цвет.
Вот так мы и купили нашего Малахитового Лося в Екатеринбурге. Далеко он забрался от родного Гетеборга!
Ближе к вечеру выехали в сторону дома. 2500 км, остановки-ночевки в Перми и Чебоксарах, и через три дня мы уже были дома в Петербурге.
Первые эмоции — восторг, V8 это просто сказка! Очень эластичный и приятный. Средний расход 13,4 л.
За 2500 км сразу получилось прочувствовать авто по полной. По сравнению с Маздой СХ-9 2019г и Рендж Ровером 2011г :
— Тормозов после 100 км/ч явно не хватает;
— Свет ксенон за 13 лет весь выгорел, не хватает. Нужно менять на светодиоды;
— Карманы в картах дверей очень маленькие, только поставить бутылку с водой и положить тряпку;
— Двигатель V8 зверь, расход на удивление приемлимый. Но показался излишне шумным;
— Веерные омыватели лобового стекла очень удобные;
— Руль под дерево — необычно, слишком тонкий, не скользит;
— Кресла передние не очень удобные, расчитаны на упитанных американцев. Но это нас Мазда избаловала)))
— Поддержки боковой сиденья нет, но не критично по трассе;
— Комфортная скорость у СХ90 примерно 120-140, при 150 козлит и мелкие неровности чувствуются очень четко. У Мазды база длинее, устойчивости и комфорта больше;
— Бак 80л, достаточно;
— BLIS, интересная и полезная система, хоть и реализована через видео камеру. Глючит;
— Панель приборов катастрофически не информативна, серое кольцо вокруг циферблата очень мешает разглядеть кончик стрелки и сопоставить его с циферблатом. Буду менять на приборку с черными шкалами. Хоть и планировал менять на модную синюю)))) Но это опять меня избаловала Мазда с проеккцией на стекло;
— Подлокотникочень не удобный, не хватает длинны вперед;
— Обзорность намного лучше чем у СХ-9, посадка капитанская как у Ренджа;
— Зеркала большие, но бестолковые.Самые лучшие зеркала конечно у Ренджа))))
— В поворотах кренится приемлимо, почти как СХ-9. Я ожидал что будет намного хуже! Возможно хорошая устойчивость из-за амортизаторов нивоматов сзади;
— Очень темно в салоне ночью, не хватает подсветки. Будем добавлять)))
— Колее не подвержен, перестроения на скорости очень безопасны;
— На R19 намного устойчивей и управляемось лучше чем на R18. На лето будем переходить на R20.
Общее впечатление — оооочень достойный авто. И если учесть что ему 13 лет, то альтернативы за миллион рублей сейчас точно нет. Безопасность, комфорт, надежность и V8! Супруга спокойно провела около 800 км, ей тоже очень понравилось)))
Дальше будем доводить Лося до идеала по внешке, салону и технике.
Почему лоси выходят на дороги и бросаются под колеса машин
Конструктивная особенность лося — длинные ноги и тяжелое туловище с головой, увенчанной мощными рогами — делает его особенно опасным для пассажиров и водителя. При аварии с участием этого животного люди в салоне автомобиля фактически беззащитны: все технологические барьеры автомобиля находятся ниже тела лося, поэтому при столкновении 600-килограммовая туша летит прямиком в салон.
Что же делать, когда вы увидели лося на дороге? Ни в коем случае нельзя пользоваться клаксоном и дополнительными световыми приборами: есть шанс, что животное спокойно пересечет магистраль и отправится по своим делам, даже не обратив на вас внимание. Если лось стоит на обочине и «злоупотребляет» солью, то надо постараться объехать его стороной: будьте аккуратны, совершайте маневр на небольшой скорости, при этом необходимо иметь возможность резко ускориться. Если животное расценит автомобиль, как опасность или как конкурента, то рогатый может решиться на атаку. Чем больше животных на обочине — тем больше вероятность такого развития событий. Особенно, если в стаде преобладает молодняк.
Точной инструкции, позволяющей избежать конфликта с «сохатым», нет и никогда не будет. Лось — дикое животное, нрав которого не позволяет точно спрогнозировать его поведения даже профессионалу. Будьте аккуратны, внимательны и сосредоточены, не пропускайте знаки, которые информируют о большой популяции лосей и старайтесь отводить на поездку светлые часы — ночью лоси активнее выходят на дорогу.
«Лосиный тест»: рейтинг лидеров и перед какими авто лосям лучше не бегать
Считается, что впервые понятие «лосиный тест» появилось в СМИ 1997-ом году, когда корреспонденту шведского журнала «Teknikens Varld» удалось перевернуть свежеиспеченный Mercedes-Benz A-Class в кузове W168. Это событие вызвало широкий резонанс и когда у журналиста спросили, зачем он это сделал, он ответил «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В результате немецкая марка потратила 250 миллионов долларов на доработки конструкции Mercedes-Benz A-Class и в качестве извинения каждому покупателю этого автомобиля дарили плюшевого лося. С тех пор понятие «лосиный тест» обрело всемирную славу, хотя подобные тесты на маневренность автомобилей проводились еще с 70-х годов. В этом материале мы расскажем, что же такое тест «на лося», какие есть стандарты по его проведению и назовем лучшие и худшие автомобили, протестированные таким способом.
1.
Что такое «лосиный тест»
«Лосиный тест» (на англ. «moose test») — серия экстремальных маневров, с помощью которых проверяется поведение автомобиля в случае внезапного появления препятствия на пути следования. Водителю нужно сделать двойную смену полосы движения (также это называют «двойная перекладка») по заданной траектории, ограниченной конусами. Данный тест одновременно демонстрирует устойчивость, маневренность и работу систем стабилизации автомобиля.
Стандартизированный трек для прохождения «лосиного теста»
Считается, что подобные тесты изобрели в Швеции, где остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Так, по данным Национального совета по охране дикой природы Швеции, в 2019-ом году в стране произошло более 47 тысяч ДТП с оленями, более 5 тысяч с лосями, более 3 тысяч с ланью и более 7 тысяч с дикими кабанами. Печальная статистика повторяется из года в год.
Шведская марка Saab даже проводила специальные испытания на столкновение с чучелом лося, как итог — у всех автомобилей этого бренда стоит упрочненное лобовое стекло. Оно должно не дать туше лося попасть в салон после столкновения.
2.
Применяемые стандарты
Первым международным стандартом, который определяет размеры испытательного трека для прохождения «лосиного теста» на легковых автомобилях и легких коммерческих авто полной массой до 3,5 тонн стал разработанный в 1975-ом году ISO 3888: 1975. В 2002-ом году появился стандарт ISO 3888-2: 2002, в 2011-ом году вышла его новая редакция ISO 3888-2: 2011. Этот стандарт применяется и сегодня.
Как видно из схемы действующего стандарта, габариты первых двух секций меняются в зависимости от размеров автомобиля (секция «a» = 1,1 ширины автомобиля +0.25 метра, секция «b» = ширина автомобиля плюс 1 метр), а размеры финишной секции «c» всегда фиксированы (ширина = 3 метра). Длина испытательного трека не меняется.
Испытание должно проводиться на сухом асфальтовом покрытии. В момент пересечения первых двух конусов дроссельная заслонка должна быть закрыта (отпущена педаль газа) — разгон осуществляется заранее. Тест проводится до тех пор, пока не будет найдена максимальная входная скорость, при которой автомобиль не задевает конусы. Это может быть 62 км/ч, а может быть и 82 км/ч — стандарта нет, поскольку тест сравнительный. Чем выше скорость — тем лучше.
Раньше скорость в 69 км/ч считалась хорошим показателем, поскольку редкий автомобиль мог пройти тест «на лося» лучше. Для современных машин такой результат является посредственным.
3.
Рейтинг лучших авто
Лидером по количеству проведенных «лосиных тестов» является авторитетный шведский журнал «Teknikens Värld», который испытывает автомобили таким способом с 1970-го года. Всего им удалось протестировать более 700 автомобилей на момент подготовки этого материала. Результаты всех тестов журнала доступны по ссылке (на шведском языке). Мы же приведем только лидеров рейтинга.
Лось на автомобильной дороге
Условия тестирования, применяемые шведским журналом, следующие: в автомобиле находится столько пассажиров, сколько есть сидячих мест, грузом в багажнике добирают максимальную снаряженную массу, давление шин рекомендованное производителем, асфальт сухой, испытательный трек соответствует международному стандарту.
Вместо ТОП-10 у нас получился Топ-14. Список из десяти лучших машин закрывала McLaren 570S со скоростью в 81 км/ч, а есть и другие авто с таким же результатом — поэтому мы добавили в рейтинг их тоже.
35 фото животных в сравнении, которые показывают, насколько они огромны
Животные в сравнении с человеком, и не только (35 фото).
Мы часто видим в Сети самых больших животных, которые больше людей в дважды, в трижды, а некоторые крупней в десятки раз. Но насколько они велики на самом деле? Для того чтобы понять истинные размеры многих животных, недостаточно внимательно изучить их размеры. Проще это сделать, если сравнить больших животных с человеком, с другими животными или с ними самими, когда они были маленькими. И только тогда их огромные габариты действительно произведут на вас впечатление.
Например, давайте возьмем синего кита, который в настоящий момент является самым большим современным животным в мире. Он весит 150 тонн, а его длина может достигать 33 метров.
Если вас это не удивляет, тогда представьте, что размеры этого кита сопоставимы с двумя американскими школьными автобусами, каждый из которых вмещает 40 человек. Взрослый синий кит длиннее, чем 18 взрослых мужчин ростом 1,83 метра (если они лягут друг за другом).
Теперь, согласитесь, впечатлений от размеров кита намного больше. Ниже мы собрали для вас коллекцию животных, осознать размеры которых вам помогут фотографии, сделанные в перспективе. Итак, усаживайтесь поудобней — мы подготовили крупных животных, начиная от больших мейн-кунов до гигантских сибирских тигров.
Вместо Форда и Мерседеса: тест-драйв вездехода BV-206 «Лось» с дизелем Iveco
Я уже два раза рассказывал про BV-206. Вроде хватит – накатался. Но нет. Первый раз мне на тест попался вездеход с бензиновым мотором Ford, во второй раз – с дизельным Mercedes ОМ606, и у меня сложилось стойкое ощущение, что это разные машины. Не совсем, конечно, но разные. Третий раз за руль «Лося» меня затянула интрига: впервые на этот старый вездеход поставили новый мотор и автоматическую коробку передач с электронным управлением. Ну как тут устоять? И я поехал посмотреть, как живёт «Лось» с новым сердцем.
Кому НАТО, а кому нет
Как вы наверняка знаете, наш «Лось» – это старый и всем давно известный шведский гусеничный сочленённый снегоболотоход Hаgglunds BV 206. В России силами альянса «Восток-Запад» списанные импортные машины восстанавливают и перестраивают. Как раз два таких обрусевших «Лося» и были у нас на тестах. Теперь в наших руках машина от другого производителя – компании «Специальные вездеходные решения». Они решили зайти в вопросе модернизации старых шведских «Лосей» ещё дальше, поставив современный силовой агрегат, причем не восстановленный, а новый.
Конструкция «Лося», мягко говоря, далеко не новая: выпуск BV 206 начался ещё в 1980-м году, а с 1981 года он уже стоял на вооружении у НАТО. Несмотря на то что родословной машины пошёл уже пятый десяток лет, она до сих пор востребована, причём не только в России. Этот вездеход популярен и в северных, и в южных условиях: машины работают в Норвегии, Великобритании, США, Франции, Финляндии, Канаде, Испании, Израиле, Малайзии и даже Сингапуре (хотя откуда, казалось бы, бездорожье в одном из самых современных городов мира?).
Корпус вездехода состоит из двух частей, причём задняя – это не просто прицеп. Через сочленение между двумя половинами в заднюю часть проходит кардан, в ней самой стоит ещё одна главная передача, и от них момент через ведущие звёздочки передаётся на гусеницы. В качестве опции может стоять и межгусеничный дифференциал, но на нашем сегодняшнем испытуемом его нет.
Поворот осуществляется с помощью поворота сочленённых половин относительно друг друга. Рулевое управление гидростатическое, с помощью насоса-дозатора рабочая жидкость поступает к исполнительным механизмам в зависимости от угла поворота руля.
Разумеется, на вездеходе есть двухступенчатая раздаточная коробка. А вот коробка передач обычно – это что-то от Мерседеса: либо 722.2, либо 722.3. Моторы – V-образный 6-цилиндровый двигатель Ford или рядные 5- или 6-цилиндровые дизели Mercedes. Но это – обычно, у нас сегодня всё по-другому.
Особенно интересно у «Лося» сделана ходовая часть. Каждый из отсеков имеет хребтовую раму, к которой через рессоры крепятся балки гусениц. К этим балкам в свою очередь крепятся опорные катки на балансирах, причём для этого используются резиновые торсионы. Ну а кузов каждой половины стоит на раме через резиновые «подушки». Для конструкции конца семидесятых – вполне неплохо. Сегодня, конечно, комфорта тут кому-то может не хватать, но зато вполне надёжно.
Гусеницы – тоже вид искусства. Любители природы в первую очередь отметят очень низкое удельное давление на грунт – около 0,12 кг/см² (человек топчет землю суровее – около 0,35 кг/см²) и очень бережное отношение гусениц к грунту на поворотах. И это нормально: если поворот осуществляется с помощью излома вездехода, а не торможения одним бортом, то и разрывать землю гусеницами ему не требуется. Кстати, и слетают они очень редко. Правда, тут дело не только в сочленённой конструкции вездехода, но и в ширине самих гусениц – почти две трети вездехода. Одним словом, гусеницы на «Лосе» прекрасные. Только если их порвать, то новый комплект обойдётся в сумму около миллиона рублей.
Грузоподъемность вездехода составляет 2,2 тонны, а вместимость – до 17 человек.
Официально выпуск BV 206 был завершён в 1993 году. На смену ему пришёл BV-206S, шасси которого осталось прежним, но кузов стал новым – более современным с ярко выраженным полукапотом. Последнее поколение BV 206 существенно изменилось. Там уже и шасси другое, и кузов, и это уже совсем другая история.
Хочу новый!
Наш конкретный экземпляр – один из самых ранних BV 206. Он построен ещё в начале 80-х, но до сих пор находится в строю. Некоторые спросят: как он ещё не сгнил-то? Ответ простой: гнить особо нечему. Кузов у него не металлический, а сделанный из армированного стеклопластика по технологии, которую называют «сэндвич». Тут между двух стеклопластиковых панелей устанавливается пенопласт, так что кузов не только прочный и не гниёт, но и лёгкий – то что надо плавающему вездеходу.
Больное место любой возрастной машины – это мотор. Конечно, мерседесовские дизели – вещь прекрасная. При должном уходе они служат неприлично (по мнению современных маркетологов) долго. Но время не щадит не только Анджелину Джоли, но и почти неубиваемые моторы. Усталость металла, многолетние циклы нагрева-остывания – всё это постепенно губит мотор, каким бы хорошим он не был. Понятно, что многое можно отремонтировать, но искать запчасти становится всё сложнее, а вездеходы обычно используют не ради развлечения, а для работы. Простаивающая в ремонте машина – это всегда плохо. Особенно если она простаивает где-нибудь в тундре. В силу этих причин нет ничего удивительного в том, что владелец вездехода обратился в «Специальные вездеходные решения» с нестандартной просьбой: поставить на «Лося» новый мотор. А готовых решений на такой запрос не было.
После некоторых раздумий мотор был выбран. Им стал трёхлитровый судовой дизель Iveco S30. В зависимости от экологического класса этот мотор может иметь разную мощность. На вездеходе стоит дизель класса Евро 3 (198 л.с.).
Установка этого мотора потребовала вмешательства в электрику. Штатно бортовая сеть «Лося» 24-вольтовая, а мотор – 12-вольтовый. Переделать вездеход на 12 вольт оказалось проще, чем дизель на 24 вольта. Но в целом установка нового мотора сложностей не вызвала. Пришлось, конечно, здорово поковыряться с косой проводки и поиском всех нужных проводов. Дело осложнялось тем, что у проводов очень неудобная двойная маркировка, а коса неразборная. Резать её очень не хотелось.
С коробкой мороки было больше. Выбрать её оказалось сложнее, чем мотор. Была мысль поставить мерседесовскую 722.6, но этот автомат для вездехода показался слишком сложным. В итоге выбор пал на пятиступенчатую коробку Aisin, знакомую многим по Тойотам и Лексусам. Точную модель коробки называть не буду – это небольшая коммерческая тайна. Не буду рассказывать и о том, как технически решён вопрос стыковки дизеля Iveco и АКП Aisin – это тоже небольшой секрет фирмы (кстати, мне всё-таки показали, как они состыкованы. Очень изящно и красиво, но увы. Молчу).
Как ни странно, новый дизель встал на место старого мотора хорошо. Конечно, пришлось переделывать интеркулер (родной слишком широкий, а мотор стоит в сравнительно узком пространстве между водительским и пассажирским сиденьями), но в итоге всё получилось и надёжно, и даже красиво.
Сложность использования японского автомата заключается в том, что у него электронное управление. Напомню, что у старых мерседесовских коробок 722.2 и 722.3, которые всегда стояли на BV 206, всё решали вакуум и давление масла. С одной стороны, это надёжно, с другой, на Aisin было проще настраивать работу (не только пороги переключения, но и блокировку ГДТ). К настройке нужно было особенно трепетное отношение хотя бы по одной причине: если в Лексусе важно, чтобы коробка переключалась максимально плавно (пусть даже и долго), то в вездеходе задача стояла обратная – переключения должны быть максимально быстрыми, пусть и с небольшими толчками. Объяснение простое: тут нет большого выбега, накатом гусеничный сочленённый снегоболотоход практически не едет. Так что скорость переключения очень важна.
Конечно, пришлось придумывать и дополнительное охлаждение для АКП. Штатный теплообменник остался, но к нему добавились дополнительный радиатор со своим термостатом. Этого оказалось вполне достаточно.
Старый конь…
Говорят, что старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. Но между конем и лосем разница всё-таки есть. Лезем в кабину и проверяем, как это всё работает.
Я уже как-то говорил, что в кабину проще всего попасть, наступив на гусеницу – она высоковата. Так что ставим одну ногу на «гусянку», другую заносим в вездеход.
Внешне тут всё точно так же, как и в других «Лосях», бывших у нас на тест-драйвах. Сразу же вспоминается особенность посадки: некуда деть левую руку. С непривычки это кажется неудобным, но чуть позже всё встаёт на свои места (почему – расскажу чуть ниже).
На приборной панели появились новые приборы. Во-первых, теперь тут стоит новый штатный ивековский тахометр. Справа от руля стоит новый комбинированный прибор (тоже от Iveco), который оказался избыточным: на нём слишком много лишних лампочек, которые в вездеходе не нужны, а времени на монтаж забирают очень много. На других «Лосях» с этим мотором его, скорее всего, не будет.
Интересная история произошла с отечественными тумблерами (включение помп, подогрева топливозаборников и пр.): они стали ломаться ещё в процессе установки. Пришлось заранее перебирать новые… Вот такое у нас бывает качество.
Что сразу заметно, так это уровень шума. В снегоболотоходе, да ещё и в плавающем, о шумоизоляции обычно беспокоятся меньше, чем владельцы устройств на Андроиде об успехе Clubhouse. Поэтому тут обычно всё ревёт и трясётся даже на сравнительно низких оборотах. Но новый мотор – он на то и новый, чтобы работать заметно тише и без излишней вибрации.
Педаль тормоза осталась совершенно такой же, какой и была на других «Лосях» – тупой до невозможности. У неё нет свободного хода, есть только положение вкл/ выкл. Что там насчёт информативности и дозирования усилия? Ха-ха, даже не начинайте!
Давим на тормоз и включаем D селектором коробки. Поехали!
У меня есть возможность сравнить вездеход с фордовским бензиновым V6, мерседесовским рядным дизелем (катался и там, и там), а теперь – и с дизелем Ивеко. Чем были хороши старые моторы? Бензиновый Форд объёмом 2,8 л наверняка понравился бы тем, кто ездит по снегу и ровной тундре. С ним «Лось» легко бежит со скоростью до 50 км/ч, что для вездехода очень много. Но вот момента этому мотору немного не хватало, и для езды по сильно пересечённой местности дизель (особенно топовый 2,7-литровый на 177 л.с.) подходит намного больше. Кроме того, при езде по местности с крутыми склонами и уклонами есть вероятность оставить поплавковую камеру бензинового мотора (да, он карбюраторный) без топлива. В этом случае пляски с бубном обеспечены.
С другой стороны, даже с самым мощным дизелем «Лось» не способен передвигаться достаточно быстро по тому же глубокому снегу или песку (хотя дизели у Мерседеса довольно оборотистые). И вот как раз тут очень хочется бензиновый мотор.
С мотором Ивеко получается самый сбалансированный вариант. К сожалению, мы не рискнули проводить тест в сложных условиях (тут, если что, трактор не поможет, и лучше для таких тестов иметь под рукой хотя бы один запасной BV 206), но некоторые выводы сделать удалось. По прямой вездеход едет очень бодро – те же самые 40-45 км/ч выдаёт легко. То есть, не хуже бензиновой версии. А переезд некоторых горок и преодоление подъёмов практически на холостом ходу (и на пустом вездеходе) дают понять, что рядом с водителем стоит всё-таки турбодизель, моменту которого позавидует любой бензиновый атмосферник.
В остальном это обычный BV 206. Левая рука, которая никак не могла себе найти места в состоянии покоя, на ходу отправилась на «грибок» руля, а правая покоилась на кожухе мотора. Без этого «грибка» управлять было бы сложно: 4,5 оборота в одну сторону до упора – это много, крутить обод пришлось бы очень быстро. А с «грибком» – легко. Но тут важно не переборщить. Руль очень лёгкий, крутится одним пальцем, но сразу не всегда понятно, насколько сильно его надо крутить. На месте этого делать вообще не стоит (можно порвать гусеницу), а на ходу… Хм, сложно. Если ехать со скоростью за 40 км/ч, то ощущения от рулёжки не очень приятные. «Лось» елозит всем телом как уж на сковороде, и резкие движения рулём ему противопоказаны. То есть на этой скорости он даже слишком отзывчивый на движения руля. А вот на каких-то более сложных участках иногда надо крутить рулём довольно активно. Сначала это немного напрягает, но привыкаешь быстро. Главное, до наступления привычки ничего не сломать. Ни внутри вездехода (что сложно), ни снаружи (что проще – я чуть забор не сломал).
Пока сложно сказать, как поведёт себя эта машина в реальной жизни. Понятно, что никакой статистики нет: пока что это единственный «Лось» с таким мотором. Со временем, конечно, это стадо пополнится новыми экземплярами. Теоретически обслуживать такой вездеход должно быть проще, расход топлива ожидается ниже, а поломки – реже. Ремоторизация, правда, штука недешёвая, но право на жизнь однозначно имеет.