Лоскут шагрени что это
Лоскут шагрени что это
Шагрень — кожа с рисунком-мереей, полученная из козьих или овечьих шкур.
Фото с сайта www.fashionstylist.kupivip.ru
Шагрень — это вид кожи, обладающей характерной мереей с зернистыми возвышениями. Истоки названия — во франц. chagrin (кожа), позаимствованного с тюрк. sagri, что в буквальном переводе означает «спина лошади». Вероятно, изначально ее получали только из этого участка кожи животного. В русском языке этот термин распространился в XVIII веке. Но сегодня шагрень выделывают не только из шкур лошадей, но и ослов, мулов, козлов (но не коз), баранов и других молодых животных. После обработки она становится мягкой, красивой, прочной, но при этом тонкой. Лицевая поверхность имеет шероховатую текстуру. Мерею шагрени образует сосочковый слой, который в верхней части имеет углубления от волосяных сумок и очень тонкие и сложно сплетенные между собой волокна. Этот вид кожи ценится очень высоко.
Такие шкуры используют в скорняжном производстве. Для изготовления шагреневой кожи хребтовую часть шкуры выдерживают в воде, пока волос не пойдет и не образуется сильный нажор. Затем очищенная шкура набивается в деревянную рамку и густо посыпается семенами дикой лебеды. Затем сырье накрывают полотном до полного высыхания. Вследствие этого на коже образуются шероховатости в виде возвышений и углублений. Бугорки срезают ножом, придавая коже однородную толщину. Затем шкуру размягчают в воде и додубливают преимущественно квасцами. Не срезанные участки образуют мерею, по которой идентифицируют шагрень. Данный вид кожи могут окрашивать анилиновыми красками, после крашения шагрень сушится. Далее следует этап отделки — дальнейшего облагораживания кожи, при этом сохраняются ее основные свойства (мягкость, эластичность).
Фото с сайта www.teremok.org/
Раньше настоящую качественную шагрень ввозили из Персии и Малой Азии. Ее делали из шкур диких ослов — куланов, которые в то время были широко распространены в Азии и северной Африке. В начале XX века шагрень производили на больших польских заводах. Из этого вида кожи получались самые мягкие перчатки, поэтому ее еще называли галантерейным шевро. Сегодня настоящую шагрень встретить очень сложно. Рисунок, выдаваемый за естественную мерею, на таких кожах наносят тиснением. Подобным способом также скрывают дефекты.
Оноре де Бальзак посвятил этому материалу роман «Шагреневая кожа» (фр. La Peau de Chagrin), который, по его словам, стал отправной точкой его карьеры.
Кожа шагреневая это материал с необычной фактурой: ее изготовление и применение
Как материал, натуральная кожа известна давно, но никогда не теряла своей актуальности. В зависимости от выделки шкур получают различные виды материала. Один из них, шагреневая кожа – мягкая, с шероховатой поверхностью.
Шагрень получают из акульих рыб, выделывают из конских, бараньих, козлиных шкур или изготавливают теснением из шкур с дефектами.
Историческая справка
Корни слова «шагрень» связывают с турецким «сагри» и персидским «сагари» – названиями обработанной особым образом лошадиной кожи с крупа. Материал имеет зернистую мерею – рисунок на поверхности кожи, который формируют тиснением.
В Европу шагрень попала в XVII веке, как экзотика стран Востока. Красивая прочная шагреневая кожа быстро вошла в моду, а к XVIII веку достигла такой популярности, что появилась даже гильдия мастеров шагрени (Голландия).
Во Франции Жан Клод Галюша, придворный кожевник Луи XVI, вместе с сыном Дени Клодом в 1774 году представил изделия, в которых использовалась кожа ската. Шкатулки для ювелирных изделий, рамы для зеркал, вставки на мебели покорили двор, а выделанная под шагрень кожа акульих рыб получила название «галюша».
Из галюша делали переплеты для дорогих книг, футляры для столового серебра, часов, микроскопов и телескопов.
Перфеттини в своей книге «Le Galuchat» утверждал, что шагрень рыб использовалась еще в Древнем Египте при погребальных ритуалах, а в средневековой Японии галюша вознеслась в ранг искусства, ее почитали как дорогой, благородный материал.
Интересно! Изделия из шагреневой кожи эластичны и выглядят настолько красиво, что их часто выдают (вероятно, по незнанию) за змеиную или кожу ящерицы.
Искусственная шагрень
В Персии и Малой Азии, родине шагрени, зернистый эффект получали по следующей технологии:
После удаления семян на поверхности оставался тисненый отпечаток, имеющий зернистую фактуру.
Натуральная шагрень
Акулья кожа обладает природной мереей – узором из плакоидной чешуи. Натуральная акулья шагрень красива, долговечна и обладает высокой прочностью (в 2,5 раза крепче воловьей).
Акулья шагрень известна со времен Древней Греции, где использовалась как абразив для твердой древесины. На парусном флоте кожей акулы чистили палубы и оборачивали в нее весла (часть, которая вставляется в уключины), чтобы служили дольше.
Ею обтягивали рукояти мечей, кинжалов, изготавливали щиты, защитные фартуки для кузнецов, книжные переплеты, тамбурины, использовали как абразивный материал для шлифовки металла, дерева и камня. В странах Океании в наше время из кожи акулы делают отличные наждаки и напильники.
В Европе шагрень из акульих рыб получила название галюша.
Свойства материала
Шагрень обладает всеми свойствами натуральной кожи.
Обычная натуральная кожа | Свойства шагрени |
---|---|
мягкость | особо высокая прочность |
гигроскопичность | высокая износостойкость |
прочность | не растягивается |
обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха | не усыхает |
необычный внешний вид за счет зернистой структуры | |
широкий диапазон использования |
Технология образование эффекта
Для получения зернистой структуры в Персии, Древнем Китае и Японии шкуру посыпали семенами лебеды, их вминали или вколачивали в шкуру молотками, оставляя шкуру сохнуть. После срезали выступающие части, быстро додубливали. Для получения более мелкой фактуры использовали семена проса.
На смену кустарному производству пришла шагреневальная нарезная машина. Тиснение выполнялось медным гравировальным валиком с нанесенным на него рисунком.
В век пара и электричества нарезную машину сменил шагреневальный прокатный пресс. Ширина – 3, 5 м., производил 170 пар голенищ/час.
Следующим шагом эволюции стала машина с ровными станинами, оснащенными плитами с подогревом вместо валиков. Такое технологическое решение позволило усложнить рисунок теснения, делая его еще красивее.
Современные методы получения шагреневой кожи не претерпели принципиальных изменений, совершенствовалась только техническое выполнение пресса.
Интересно! Оноре Бальзак в своем романе «Шагреневая кожа» ошибся – прочная зернистая фактура физически не способна усохнуть.
Сферы использования
Основные потребители шагреневой кожи – это производители обуви и кожгалантереи. Туфли, сумочки, ремни, футляры, шкатулки – прочная, красивая шагрень не теряет своей популярности.
Портфели, как своеобразный символ чиновников, адвокатов и банковских работников, начиная с XX века, набирает популярность. Их делают черными, темно-зелеными или коричневыми с тиснением.
В станах Юго-Восточной Азии из акульей шагрени делают сумочки, бумажники, портфели и легкие элегантные туфли. Считается, что такие туфли легче потерять, чем сносить.
Среди сокровищ Эрмитажа можно встретить ножны, несессеры, табакерки, рукояти кинжалов из галюша́. В начале XX века ее использовали как отделку аксессуаров – пудрениц, щеток для волос, портсигаров, вечерних сумочек.
Галюша и бриллианты
Основатель мирового ювелирного бренда de Grisogono Фаваз Груози весной 2003 года представил ювелирную коллекцию, в которой шагреневая кожа ската, галюша, сочетается с бриллиантами и цветным золотом.
Центральная фигура коллекции – браслет из галюша, с белым и желтым золотом, инкрустированный «коготками» из черных и белых бриллиантов, парный к часам de Grisogono.
К браслету есть длинные серьги из мягко свисающей галюша и колье-ошейник. Кольца странно закручены и похожи на сушеный инжир.
На фото представлен один из браслетов коллекции, из галюша с серыми бриллиантами круглой огранки, сапфирами кабошонами и белым золотом:
Хотя шагреневая кожа очень прочная и износостойкая, как любой коже ей противопоказан перегрев, прямые солнечные лучи и вода. Для очистки изделий рекомендуется использовать сухую или чуть влажную мягкую ткань. Масляные пятна с шагрени удаляют кукурузным крахмалом.
Для ухода за тиснеными изделиями не используют крема, их чистят специальной эмульсией, которая помогает сохранять фактуру.
Важно! Для сохранения зернистой структуры изделий из шагрени ее необходимо обрабатывать специальными увлажняющими средствами.
Заключение
Шагреневая кожа – это плотный и прочный материал с характерным зернистым рисунком. В XXI веке сочетание прочности, эластичности и красота мереи, а также новые технологии обработки, вернули шагрени утраченную популярность.
Что такое шагрень когда она необходима а когда нет?
В общем понимании эффект шагрень – это заметные глазу неровности и шероховатости окрашенной поверхности, возникающие вследствие использования некачественных материалов или поверхностей с дефектами. Шагрень при покраске напоминает своеобразную «апельсиновую корку», появляющуюся при покраске стен, дверей или автомобилей. В ряде случаев появления такого эффекта стараются избегать.
Вот так выглядит эффект шагрень
Классификация эффекта
Проявление эффекта шагрень может быть классифицировано по величине шероховатостей и неровностей.
В первом случае размер отдельных дефектов может достигать нескольких сантиметров. Шероховатости же, как уже было сказано, лишь слегка различимы. Их размер составляет десятые и сотые доли миллиметра.
Так почему же при покраске возникает эффект шагрень? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Вот самые распространенные из них.
Если при покраске используются материалы с недостаточной степенью качественности, то при выходе из краскопульта вещество может мгновенно засыхать, образуя отдельный кластер. Сгусток летит дальше и попадает на нужный предмет. Сверху все это фиксируется неслипшимися микрочастицами красящего вещества. Большое количество таких кластеров и создает шероховатость на окрашиваемой поверхности.
При послойной покраске изделия, когда красящее вещество наносится на слои лака и грунтовочного материала, также может возникнуть эффект шагрень. Особенно ярко это может проявиться при использовании материалов от разных фирм и производителей. Проблема несовместимости веществ является одной из самых острых в современном производстве.
В любом случае шагрень после покраски образуется оттого, что красящие микрочастицы не сливаются и не образуют на поверхности покрытие с нужной степенью гладкости.
Советы для недопущения возникновения эффекта
Можно сказать, что эффект шагрени, или «апельсиновой корки», присущ абсолютно всем окрашенным поверхностям. Вопрос лишь в том, насколько заметна эта шероховатость, и уместна ли она в том или ином случае. Чаще всего бывает, что шагрень стараются не допустить или убрать с окрашиваемого предмета.
Для этого нужно обращать особое внимание на качество наносимого материала и фирму-производителя. Каждый слой, будь то грунтовка, лакирование или непосредственная покраска, необходимо выполнять чрезвычайно тщательно и аккуратно. Перед использованием нужно проверить и настроить все используемые в работе инструменты.
Необходимая шероховатость
Но бывают ситуации, когда желательно или даже необходимо добиться эффекта шагрень на окрашиваемой поверхности. Стены, декорированные под шагреневую кожу, смотрятся очень эстетично и привлекательно. Это направление стало довольно модным в последнее время.
Эффект шагрени, созданный намеренно
Кроме того, с помощью шагреневых красящих веществ можно скрыть некоторые дефекты стен и других поверхностей. Так, например, сварочные швы, изломы, небольшие углубления или локальная шероховатость с легкостью декорируются путем использования краски шагрень. В этом случае все дефекты становятся менее заметны, и кажутся интересным дизайнерским ходом. В то время как при покраске без шагрени неровности останутся на виду, и будут портить общую картину интерьера.
Самой популярной шагренью считается полимерная порошковая краска. Поверхность, для покраски которой используется порошковая шагрень, может быть любой. Это и отштукатуренная или загрунтованная плоскость стен, и различные трубы и коммуникации.
Шагрень имеет хорошее сцепление с металлическими поверхностями. Поэтому краска может применяться для декорирования дверей, сейфов, а также предметов и оборудования из металла. Кроме приятной глазу текстуры, шагреневая краска обладает защитными свойствами и призвана сохранять поверхности от неблагоприятных условий окружающей среды.
Поверхности или предметы, окрашенные шагренью, имеют очень эстетичный вид. Кроме того, они чрезвычайно приятны на ощупь. И как уже говорилось выше, краска такого типа помогает скрыть многие дефекты и неровности, превращая их в задуманный дизайнерский ход.
Виды порошковых красящих веществ
Состав шагреневой краски может различаться в зависимости от направленности применения. В первую очередь, шагрень различают по типу основного компонента. Краска может быть:
Полиэфирная шагреневая краска предназначена для покрытия предметов и поверхностей, подвергающихся непосредственному воздействию природных факторов: дождя, снега, ветра, морозов и прямых солнечных лучей. Если же окрашиваемому предмету будут угрожать кислоты или щелочи, то лучше выбрать эпоксидную краску. Для поверхностей, постоянно находящихся в закрытом помещении, подойдет полиэфирно-эпоксидная шагреневая краска.
На рынке лакокрасочных материалов часто встречается полиэфирно-эпоксидная шагреневая краска с эффектом градации цвета. Это означает, что верхняя часть получаемых «зерен» – шероховатостей – будет отличаться по цвету от основного оттенка. Так, например, можно получить серебристые вершины на белом фоне, или золотистые – на черном. Название краски в таком случае говорит за себя. Шагрень типа «антик», иллюстрирующая приведенные выше примеры:
Различают шагрень и по величине получаемых шероховатостей. В зависимости от этого краска может быть крупно и мелкозернистой. В этом случае выбор шагрени определяется лишь качеством и видом желаемого покрытия. Однако стоит помнить, что для получения крупнозернистого рисунка расход порошковой краски будет гораздо больше, чем для мелкозернистого узора.
Эстетика и защита
Но вне зависимости от целей и внешнего вида покрытия, порошковая шагреневая краска станет отличной защитой для окрашиваемой поверхности. Качество защитно-декоративного слоя определяется свойствами входящих в состав веществ. Поэтому лучше выбирать краску, производителями которой являются известные на рынке фирмы.
Использование порошковой краски, в частности, шагреневой, позволяет получить стойкое, надежное и прочное покрытие. Кроме того, гамма оттенков краски, представленная в магазинах, может удовлетворить любой, даже самый взыскательный, вкус. Защитные свойства краски таковы, что она может выдержать довольно высокие температуры, а также способна не поддаваться воздействию некоторых видов растворителей.
В связи с этим шагрень бывает сложно убрать с поверхности, если результат не удовлетворяет заявленным требованиям.
Заключение
Чаще всего появление эффекта шагрень нежелательно при покраске изделий и поверхностей. Но нередко вид «апельсиновой корки» делает стены и предметы гораздо более привлекательными, скрывая мелкие недостатки. В любом случае необходимо тщательно выбирать красящие вещества и обращать внимание на состав и фирму-производителя.
Шагреневая кожа
Шагреневая кожа
С французского: Le peau chagrin.
Выражение стало популярным после выхода в свет одноименного романа (1830—1831) французского писателя Опоре де Бальзака (1799— 1850). Герой романа становится обладателем куска волшебной шагреневой кожи, которая, подобно волшебной палочке, выполняет любую его волю — дает богатство, молодость, наслаждения и т. д. Но после каждого выполненного желания шагреневая кожа необратимо уменьшается в размерах, соответственно уменьшаются и возможности героя романа.
Шагреневая кожа в прямом смысле слова — хорошо обработанная кожа из козлиной (не козьей) шкуры, которая используется в скорняжном производстве.
Иносказательно: о том, что необратимо и постоянно уменьшается, исчезает (время, ресурсы и пр.).
Смотреть что такое «Шагреневая кожа» в других словарях:
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА — «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА», Россия, СПиЭФ (Ленфильм)/ЛЕНФИЛЬМ, 1992, цв., 39 мин. Экспериментальный игровой фильм. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталья Фиссон (см. ФИССОН Наталья Владимировна), Сергей Щербин. Режиссер: Игорь… … Энциклопедия кино
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА — 1992, 39 мин., цв., “Ленфильм”, ПиЭФ. жанр: экспериментальный фильм. реж. Игорь Безруков, сц. Игорь Безруков, опер. Валерий Ревич, комп. Юрий Ханин. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталия Фиссон, Сергей Щербин … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Шагреневая кожа (значения) — Шагреневая кожа (фр. Peau de chagrin, chagrin): Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр. chagrin) мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с… … Википедия
Шагреневая кожа (Бальзак) — Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Жанр: Роман Автор: Бальзак, Оноре де Язык оригинала: французский Год написания: 1831 … Википедия
Шагреневая кожа (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия
Шагреневая кость (фильм) — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кост … Википедия
Шагреневая Кость — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кость Жанр авангард Режиссёр Игорь Безруков Продюсер Алексей Грохотов … Википедия
Шагреневая кость — «Шагреневая кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра … Википедия
КОЖА — КОЖА, кожи, жен. 1. Наружный покров животных (иногда растительных) организмов. От холода потрескалась кожа. Вся кожа сморщилась. Змеи меняют кожу. Счищать кожу с яблока. 2. Выделанная шкура животного, освобожденная от шерсти. Чемодан из свиной… … Толковый словарь Ушакова
Роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа»: краткое содержание
Меню статьи:
Оноре де Бальзак: особенный литературный почерк
Бальзак считается отцом-основателем такого направления, как реализм в литературном искусстве Европейских стран. 1831 год можно считать знаковым для творческой жизни прозаика, ведь именно в этот период писателю на ум приходит глобальная идея – создать эпопею под названием «Человеческая комедия». Это не просто произведение, это масштабный литературный труд, который является не чем иным, как картиной нравов периода, в который жил писатель. Это своеобразная художественная хроника – очерк о послереволюционной французской истории, искусстве, повседневности и философии. Вся последующая жизнь прозаика будет посвящена реализации вышеобозначенного глобального замысла. В итоге эпическое творение, озаглавленное автором «Человеческой комедией» (слегка иронично, не правда ли?), будет включать три части:
«Шагреневая кожа» входит в часть с философскими размышлениями автора. Центральная тема бальзаковского произведения касается проблем жизни наивного, неиспорченного человека в обществе, кишащем пороками и грехами. Любопытно, что с «Шагреневой кожи» начинается замысел эпопеи, так как автор печатает фрагмент романа еще в 1830-м году.
Писатель вошел в историю литературы как новатор. В период, когда писатель только начинал свой творческий путь, во Франции господствовал романтизм. Что касается романа, то во времена, когда творил Бальзак, этот жанр разделялся на несколько условных подвидов:
Французский писатель-новатор, автор интересующего нас романа не работает ни в рамках романов личности, ни в поле исторических романов. Цель автора – продемонстрировать читателю действия «индивидуализированного типа». То есть речь идет не о некой выдающейся, героической личности, а о персонаже – носителе типичных черт определенного (в данном случае – буржуазного) общества.
«Шагреневая кожа» – один из самых знаменитых романов титана французской прозы Оноре де Бальзака. Произведение было опубликовано в двух томах в августе 1831 года и позднее включено в грандиозный цикл «Человеческая комедия». Автор поместил «Шагреневую кожу» во второй раздел под названием «Философские этюды».
Читатель частично уже был знаком с «Шагреневой кожей» до выхода официального двухтомника. Отдельные эпизоды романа сперва публикуются в журналах «Карикатура», «Ревю де Де Монд», «Ревю де Пари». Реалистичная фантастика Бальзака пришлась по душе поклонникам. «Шагреневая кожа» имела сумасшедший успех и только при жизни писателя переиздавалась семь раз.
Еще одна звезда «Человеческой комедии» – банкир Тайфер, он же «утопающий в золоте убийца». Образ Тайфера красочно выведен на страницах романов «Отец Горио» и «Красная гостиница».
Композиционно-смысловая структура романа представлена тремя равновеликими частями – «Талисман», «Женщина без сердца» и «Агония».
Часть первая: «Талисман»
В последний раз прогуливаясь по парижским улицам, наш герой забрел в лавку древностей. Ее владелец – сухой сморщенный старик со зловеще-кривой усмешкой – показал позднему гостю самый ценный товар в своей лавке. Это был кусок шагреневой кожи (прим. – мягкая шершавая кожа (баранья, козлиная, конская и т. п.). Лоскут был небольшим – размером со среднюю лисицу.
По словам старика-владельца, это не просто шагрень, а мощнейший магический артефакт, способный изменить судьбу своего обладателя. На оборотной стороне имелась надпись на санскрите, древнее послание сообщало: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне… Желай и твои желания будут исполнены. Однако соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она – здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Да будет так».
До сих пор никто не решался стать обладателем этого лоскута шагрени и негласно подписать договор, подозрительно напоминающий сделку с дьяволом. Однако что терять обездоленному бедняку, который только что хотел расстаться с жизнью?!
Рафаэль приобретает шагреневую кожу и тут же произносит два желания. Первое, чтобы старик-лавочник влюбился в танцовщицу, второе, чтобы он, Рафаэль, принял этой ночью участие в вакханалии.
На глазах кожа заметно сжимается до таких размеров, что ее можно положить в карман. Пока что это лишь забавляет нашего героя. Он прощается со стариком и выходит в ночь.
Не успел Валентен перейти через Мост Искусств, как повстречал друга Эмиля, который предложил ему работу в своей газете. Отметить радостное событие было решено на вечеринке в доме банкира Тайфера. Здесь Рафаэль встречается с различными представителями парижского общества: продажными деятелями искусства, скучающими учеными, тугими кошельками, элитными проститутками и многими другими.
Часть вторая: Женщина без сердца
Вместе с Рафаэлем де Валентеном мы уносимся на много лет назад, когда он еще был совсем юным парнишкой и умел мечтать. Валентен вспоминает о своем отце – жестком и суровом человеке. Он никогда не проявлял своей любви, в которой так нуждался его чувственный сын. Де Валентен-старший был скупщиком заграничных земель, которые были доступны в результате успешных военных кампаний. Однако золотой век наполеоновских завоеваний проходит. Дела Валентенов начинают идти плохо. Глава семейства умирает, а сыну больше ничего не остается, кроме как быстро распродать земли для расплаты с кредиторами.
В распоряжении Рафаэля остается скромная сумма, которую он решает растянуть на несколько лет. Этого должно хватить на то время, пока он будет становиться знаменитым. Валентен хочет быть великим писателем, он чувствует в себе талант, а потому снимает мансарду в дешевой парижской гостинице и принимается денно и нощно работать над своим литературным детищем.
Хозяйка гостиницы госпожа Годен оказалась очень доброй и милой женщиной, но особенно хороша ее дочь Полина. Валентену нравится юная Годен, он с радостью проводит время в ее обществе, но женщина его грез другая – это светская дама с отменными манерами, блистательными нарядами и солидным капиталом, что придает ее обладательнице определенный шарм.
Вскоре Валентену посчастливилось познакомиться именно с такой женщиной. Ее звали графиней Феодорой. Это двадцатидвухлетняя красавица была обладательницей восьмидесятитысячного дохода. К ней безуспешно сватался весь Париж и Валентен не стал исключением. На первых порах Феодора проявляет благосклонность к новому ухажеру, но вскоре выясняется, что ею движет вовсе не амурное чувство, а расчет – графине нужна протекция дальнего родственника Валентена герцога де Наваррена. Оскорбленный молодой человек открывает мучительнице свои чувства, но она заявляет, что никогда не опустится ниже своего уровня. Ее мужем станет только герцог.
Любовное фиаско заставляет Валентена вновь сблизиться со своим авантюрным другом Эженом де Растиньяком (именно он познакомил Рафаэля с графиней). Друзья начинают кутить, играть в карты, выиграв крупную сумму денег, они безудержно просаживают ее. А когда от солидного выигрыша осталось всего ничего, Валентен понял, что находится на социальном дне, его жизнь кончена. Тогда он вышел на улицу и принял решение сброситься с моста.
Но, как известно, этого не произошло, потому что на его пути встретилась лавка древностей… Рассказчик приостанавливает повествование. Он совсем забыл о волшебной шагрени, исполняющей желания. Нужно проверить ее на деле! Валентен достает кусочек кожи и загадывает желание – получать 120 тысяч годового дохода. На следующий день Рафаэля извещают о том, что скончался его дальний родственник. Он оставил Рафаэлю огромное состояние, которое насчитывает ровно 120 тысяч в год. Достав кусок шагрени, новоиспеченный богач понял – волшебство действует, шагрень уменьшилась, а значит сократился срок его земного существования.
Часть третья: Агония
Теперь Рафаэль де Валентен больше не должен ютиться в темной сырой мансарде, он живет в просторном богато обставленном доме. Правда, его настоящая жизнь – это постоянный контроль собственных желаний. Стоит Рафаэлю произнести фразу «я хочу» или «я желаю», как лоскут шагрени тотчас уменьшается.
Однажды Рафаэль отправляется в театр. Там он встречает сухонького старика с прекрасной танцовщицей под руку. Это тот самый лавочник! Но как изменился старик, его лицо по-прежнему покрывают морщины, зато глаза горят, как у молодого парня. В чем причина? – удивляется Рафаэль. Все дело в любви! – поясняет старик, – Единый час истиной любви стоит дороже долгой жизни.
Рафаэль наблюдает за разряженной публикой, вереницей дамских плеч, перчаток, мужских фраков и воротничков. Он встречает графиню Феодору, такую же блистательную, как и прежде. Только она больше не вызывает в нем былого восхищения. Она такая же искусственная и безликая, как все великосветское общество.
Внимание Валентена привлекает одна дама. Каким же было удивление Рафаэля, когда этой светской красавицей оказалась Полина. Та самая Полина, с которой он просиживал долгие вечера в своей убогой мансарде. Оказывается, девушка стала наследницей огромного состояния. Вернувшись домой, Валентен пожелал, чтобы Полина в него влюбилась. Шагрень вновь предательски съежилась. В порыве гнева Рафаэль выбрасывает ее в колодец – будь что будет!
Последнее желание Рафаэля де Валентена
Молодые люди начинают жить душа в душу, строят планы на будущее и буквально купаются в любви друг друга. Однажды садовник приносит лоскуток кожи – он случайно выловил его из колодца. Валентен мчится к лучшим парижским ученым с мольбой уничтожить шагрень. Но ни зоолог, ни механик, ни химик не находят способа уничтожить диковинный артефакт. Жизнь, с которой Валентен когда-то хотел добровольно расстаться, теперь кажется ему самым большим сокровищем, ведь он любит и любим.
…А Полина остается жить. Правда, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно.