Ловля фигуры в шахматах что это
Шахматный учебник онлайн
Правила, стратегия и тактика в шахматах, дебюты, эндшпиль. Всё для обучения и совершенствования в игре.
Страницы
2016/08/22
Ловля фигуры
Следует быть очень осторожным, отправляя ферзя глубоко в тыл противника. Типичная ситуация, когда ферзь ловится в капкан, съев пешку b2 (b7).
В дебюте и середине игры часто страдает из-за своей неповоротливости ладья. Уже в начальной позиции она уязвима. Например, если пешку g7 съест белый ферзь или слон при неразвитом коне g8, и пешке h7, то ладье будет некуда идти. А следующий пример взят из эндшпиля:
Чёрная ладья только что уничтожила пешку g2. 1. Крf1 Лh2 2. Kpg1 и дальше бежать некуда.
Лёгкие фигуры частенько теряются после нападения пешек. Вот типичная схема поимки слона:
В следующем примере не повезло коню.
Хуже всего конь расположен на краю доски, где у него меньше всего доступных полей. В эндшпиле это может сказаться.
Слон полностью ограничивает коня. Чёрные играют просто Кре6-d5-c6-b6:a6, и белые ничего не могут с этим поделать.
Потренируйтесь в решении упражнений на ловлю фигуры во вьювере (фигуры можно двигать мышкой):
Что такое капкан в шахматах?
День добрый, дорогой друг!
Скажу откровенно, слово капкан в житейском понимании мне не очень нравится. Вернее сам предмет и его предназначение.
Однако мы говорим о шахматах, а это всего лишь игра. Итак, что же такое капкан в шахматах?
Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках Классическую программу обучения школы Шахматы с Жориком. А также наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры.
А также наш сборник шахматных ловушек.
Что это за термин?
Не будем мудрствовать лукаво и воспользуемся общепринятым определением:
«Капкан» — ловушка, приводящая к выигрышу фигуры. Или, соответственно, потере фигуры другой стороной.
Речь идет о ферзе, ладье, коне или слоне. По отношению к королю и пешке данный термин не применяется.
Давайте посмотрим примеры
Примеры
Ловля ферзя
Поскольку ферзь является самой ценной фигурой, его ловля является весомым достижением. В подавляющем большинстве случаев выигрыш ферзя решает исход партии.
Типичный пример:
Предыдущим ходом белые напали на ферзя ходом 1.а3
Черные не удержались от искушения откушать пешку — 1. Ф:b2??
И после 2.Ка4 ферзь в капкане — полей для отступления нет. Белые выигрывают ферзя, а вместе с ним и партию.
Ладьи
Ладья «заблудилась» в лагере белых. К её ловле приступает самолично белый король.
После 1.Крf1 Лh2 (после 1. g4 2.Кр:g2 gf 3.Кр:f3 белые выигрывают в пешечном окончании) 2.Крg1 — ладья поймана.
Слона
Пример поимки слона в конце статьи в упражнении. Надеюсь, вы решите его самостоятельно.
Коня
Еще одна типичная ситуация — ловля коня на краю доски:
Конь «стреножен» черным слоном, — у него нет полей для отхода. Король черных просто подходит и забирает белого коня.
Иногда капкан является «гибридным». То есть выигрыш фигуры связан со вскрытым шахом или угрозой мата.
Пара несложных примеров выигрыша ферзя:
Ход 4.h3?? — импульсивный и. наихудший из возможных в этой позиции.
На 5.fe естественно последует Фh4+ и Ф:g3 мат
Надо ли ставить капканы?
Капкан является не чем иным, как разновидностью ловушек.
Если риск не велик, а то и вовсе отсутствует, — что называется «флаг в руки». Ставим ловушку. Если соперник не попадается, — продолжаем игру, как ни в чем не бывало.
Если же в результате неудавшейся ловушки мы понесем серьезные потери, то есть риск достаточно велик, — надо соизмерить несколько факторов при принятии решения: квалификацию соперника, текущее положение на доске, альтернативные возможности.
В целом, стиль игры, основанный исключительно на постановке ловушек, в том числе капканов, — не самый эффективный. Ибо постановка ловушек часто связана с позиционными и другими уступками.
Если со слабыми соперниками это еще как-то будет прокатывать, то соперники посильнее намного реже будет попадаться. А чаще наказывать вас, выбирая лучшие ходы и обходя ловушки.
То есть, ваши риски не будут оправдываться.
Впрочем, каждый сам кузнец своего шахматного счастья, так что выбор за вами.
Как не попадать в капканы?
Здесь также рекомендации имеются. И они схожи с советами, как не попадать в ловушки, которые изложены в статье о ловушках. Повторяться не будем – пожалуйста, кликаем по ссылке
И в заключение, — небольшая тренировка:
Упражнение
Черные начинают и ловят белого слона:
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
План-конспект занятия по шахматам «Комбинация Капкан (ловля фигуры)»
педагога дополнительного образования Елисеевой Д.А.
Тема: Комбинация «Капкан» (ловля фигуры)
Цель: знакомство с миром комбинаций
2. Повторение. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала – «Капкан»
В практических партиях нередко происходит ловля фигуры. Это случается в результате «зевков», комбинаций или позиционных маневров.
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере фигуры. Обычно в «капкан» попадается тяжёлая фигура, ладья или ферзь, так как для его построения, как правило, требуются лёгкие фигуры.
Иногда не обязательно проводить хитрую комбинацию, чтобы добиться материального перевеса. Если фигуре соперника некуда уходить, то достаточно простого нападения на неё. Посмотрим позиции, где одной из сторон удалось поймать неприятельскую фигуру в капкан.
Начнём с примеров, где в ловушку попадает ферзь. Все остальные фигуры слабее, а значит защитить ферзя невозможно, приходится только убегать.
Если присмотреться к позиции, то можно заметить, что у чёрного ферзя почти нет свободных полей. 1. Kh4! и он теряется.
А здесь ферзю чёрных доступны только поля на диагонали d8-h4. 1. Сg5!
Следует быть очень осторожным, отправляя ферзя глубоко в тыл противника. Типичная ситуация, когда ферзь ловится в капкан, съев пешку b2 (b7).
А следующий пример взят из эндшпиля:
Чёрная ладья только что уничтожила пешку g2. 1. Крf1 Лh2 2. Kpg1 и дальше бежать некуда.
Лёгкие фигуры частенько теряются после нападения пешек. Вот типичная схема поимки слона:
Хуже всего конь расположен на краю доски, где у него меньше всего доступных полей. В эндшпиле это может сказаться.
Слон полностью ограничивает коня. Чёрные играют просто Кре6-d5-c6-b6:a6, и белые ничего не могут с этим поделать.
Следите за подвижностью фигур, как своих, так и противника!
4. Самостоятельное решение задач
Поймать в ловушку Коня: 1. f4! Поймать в ловушку Ферзя: 1. С:с4 bc 2. Cb6! Фb4 3. a3!
Поймать в ловушку Коня e 5 Поймать в ловушку Ладью g 3 Поймать в ловушку Ферзя а5
___________________ 1.__________ _________ 1.__________ _________
2.__________ 2.__________ _________
Поймать в ловушку Коня e 5 Поймать в ловушку Ладью g 3 Поймать в ловушку Ферзя а5
___________________ 1.__________ _________ 1.__________ _________
2.__________ 2.__________ _________
Поймать в ловушку Коня e 5 Поймать в ловушку Ладью g 3 Поймать в ловушку Ферзя а5
___________________ 1.__________ _________ 1.__________ _________
Пойманная фигура
Что такое пойманная фигура?
На диаграмме мы видим позицию из первой партии матча на Первенство мира 1972 года, где Роберт Фишер встречался с Борисом Спасским. Слон Фишера пойман на поле h2, и ему некуда отступить, не подвергаясь опасности взятия.
Черный слон пойман на поле h2.
Важно находить пойманные фигуры на доске, потому что такие фигуры легко выиграть. В этой позиции мы видим, что черному коню некуда отступить с поля h5, не подвергаясь опасности взятия.
Коню некуда отступить с поля h5.
Белые выигрывают пойманного коня!
Не забываем, что фигуру важно не только поймать, но и атаковать!
Примеры пойманных фигур
Как уже упоминалось, поймать можно любую фигуру. Мы уже видели пойманного слона и коня, а как насчет ферзя? Пойман ли один из ферзей в этой позиции?
Пойман ли один из ферзей?
Да! У черного ферзя нет полей для отступления, поэтому он пойман! Теперь сделаем следующий шаг: как белым выиграть ферзя, пойманного на b2? Конечно, напав на него!
Ходом Лa2 белые выигрывают пойманного ферзя!
Белые могут напасть ходом Ra2 на ферзя, пойманного на поле b2, и выиграть его! Мы обсуждали, как обнаружить и атаковать пойманную фигуру, но не каждую пойманную фигуру легко выиграть. С другой стороны, пусть мы не можем выиграть пойманную фигуру, она все равно является слабостью. Посмотрим на следующую позицию:
Черный слон пойман на h7!
Слон пойман и заблокирован на h7, но белым трудно его выиграть. С другой стороны, белые «играют с лишней фигурой», потому что белопольный слон черных не участвует в игре.
Проверим себя
Вы знаете, как узнать пойманную фигуру, и как выиграть ее. Пора решить несколько заданий! В этой позиции черные только что сыграли Кe4. У какой фигуры не осталось безопасных ходов?
У какой фигуры нет безопасных ходов?
Все верно! Черной ладье некуда отступить с поля a8, потому что белые слоны держат под боем поля b8 и c8! Мы знаем, что делать дальше—каким ходом белые могут атаковать и выиграть ладью a8?
У ладьи на a8 нет безопасных полей для отступления!
Да! Ходом на b7 слон нападает на ладью a8, и черным приходится ее отдать! Здорово!
Ходом Сb7 белые выигрывают ладью!
Во многих этюдах Анри Ринка кони, дальнобойные слоны и даже ферзь ловятся на пустой доске. Разберем эти удивительные окончания в курсе интерактивных уроков.