Ловушка для мотоцикла в фургон
Битый небитого: 5 способов перевезти мотоцикл
Зима – лучшее время для эндуро-покатушек, визита в сервис, а то и вовсе повод бросить всё и отправиться к морю, прихватив с собой пару байков. Но как, а главное на чём их везти? В этом обзоре мы расскажем обо всех известных способах транспортировки мотоциклов, методах их крепления и устройствах, помогающих это сделать.
Микроавтобус
Микроавтобус Ford Transit VR46, адаптированный для перевозки мотоциклов
Вне всякого сомнения, фургон – лучшее, что может случиться в жизни мотоциклиста. Микроавтобусы бывают грузовыми, грузопассажирскими и пассажирскими и даже в последний, при определенной трансформации салона, влезет мотоцикл, а грузовой легко примет на борт хоть один люкс-турер вроде BMW K1600GTL, хоть пару среднекубатурных аппаратов. В любом случае, небольшая высота погрузки и удобство крепления позволят играючи закатить и безопасно транспортировать мотоцикл на любое расстояние.
Пикап
В отличие от США, где пикапы используются повсеместно, в России этот сегмент рынка практически не представлен
Вторым другом мотоциклиста, вне всякого сомнения, является пикап. Как и фургоны, они делятся на три основных типа, отличающиеся типом кабины и длиной кузова: одинарная кабина (Single cab), полуторная кабина (Club cab), а также, самая популярная в России, двойная кабина (Double cab). Чем больше кабина, тем короче кузов, но закатить практически любой мотоцикл можно даже в пикап с самым коротким кузовом, если ставить заднее колесо на открытый борт.
Это допустимо по ПДД, да и в конструкцию борта, производители, как правило, закладывают достаточный запас прочности. Помимо этого пикапы бывают как с полным приводом, так и с задним – последние для мотоциклистов предпочтительнее из-за меньшей погрузочной высоты.
Прицеп
На рынке представлено огромное количество прицепов всех размеров и назначений
Фургоны и пикапы – удобны, вот только для пары перевозок в год покупать их нет никакого смысла и нужны они лишь тем, кому необходимо возить мотоциклы регулярно. А вот прицеп, напротив, лучше подойдет для редких выездов. Прицепов на рынке чрезвычайно много, впрочем, владельцам одной лишь категории B, доступны только лёгкие, массой до 750 килограмм.
Но даже такого прицепа будет достаточно для перевозки сразу трёх средних мотоциклов, вдобавок, в продаже существуют специальные мотоциклетные прицепы, уже оборудованные всем необходимым для крепления байка. Современные низкорамные прицепы удобны для погрузки, но стоит учесть, что без специального тента до места мотоцикл доберется грязным, да и езда с прицепом, особенно задним ходом, требует определенных навыков.
Крепление на фаркоп
При установке площадки для мотоцикла на фаркоп необходимо убедится в читаемости номера
Помимо прицепа, существует ещё один вполне легальный способ перевезти мотоцикл на легковом автомобиле – специальная площадка. Она устанавливается на место фаркопа и позволяет перевозить лёгкий мотоцикл или скутер прямо за машиной. Это наиболее простой, но далеко не самый удобный способ захватить на покатушки питбайк или эндуро. Главное – убедиться, что мотоцикл не загораживает номерной знак и световые приборы автомобиля, в противном случае придется озадачиться дополнительной светотехникой и выносным кронштейном номерного знака.
Частичная погрузка
Частичная погрузка – один из простейших способов перевозки мототехники
Метод перевозки, хорошо известный по автомобильной эвакуации, доступен и для мотоциклистов. В продаже таких устройства встречаются нечасто, но ничего не мешает заказать его в какой-нибудь компании, занимающейся изготовлением металлоконструкций. Это удобно, когда вам нужно перевезти мотоцикл с коляской или пару эндуро, а прицеп кажется излишней роскошью.
Единственный подводный камень, о котором догадываются далеко не все – трансмиссия мотоцикла, которая может оказаться неготовой к таким поездкам. Например, на мотоцикле Урал смазка КПП осуществляется посредством масла, разбрызгиваемого первичным валом. На заглушенном моторе он не двигается, в то время, как другие шестерни вращаются следом за движением машины. В любом случае, перед перевозкой методом частичной погрузки, цепь или кардан лучше снять, от греха подальше.
Это основные и самые распространённые способы, следом за которыми идут и другие, более экзотические, вроде отправки мотоцикла транспортной компанией в пункт назначения, поездка на мотоэвакуаторе или попытки впихнуть невпихуемое в салон легковушки, разобрав мотоцикл до гайки. Но какой бы вы не выбрали способ, главное – надёжно зафиксировать мотоцикл.
Самым удобным способом, помогающим зафиксировать мотоцикл в кузове фургона, пикапа или прицепа – ловушка для колеса. Она прикручивается к полу кузова и надёжно фиксирует переднее колесо мотоцикла. В продаже есть дорогие и сложные конструкции, а есть и попроще, в виде выгнутой по форме колеса трубы, но с ней надо быть особенно осторожным, если не хотите загнуть тормозные диски.
Крепление для переднего колеса мотоцикла в кузове пикапа или микроавтобуса
Но даже с самой продвинутой ловушкой вам будет необходимо закрепить мотоцикл в кузове. Для этого можно использовать всё, от верёвок до ремней безопасности, однако, лучше запастись специальными тросами – именно они обеспечат самую крепкую фиксацию. Мотоцикл, перевозимый с использованием ловушки для колеса, достаточно растянуть с двух сторон так, чтобы исключить его падение на бок, а заодно дополнительно упереть его передним колесом.
А если ловушки нет – достаточно выставить боковую подставку, упереть колесо в угол кузова и притянуть мотоцикл парой стяжных ремней так, чтобы байк не пытался откатиться из угла. В любом случае, ваша задача сделать так, чтобы подвески мотоцикла сжались под давлением стяжек и не играли во время движения, а сам мотоцикл не пытался кататься вперед-назад.
Несколько тросов, растянутых с двух сторон мотоцикла обеспечат надёжную фиксацию
Главное не переусердствовать – алюминиевые боковые подставки, а с ними и конструкции, где подставка крепится непосредственно к мотору, не любят высоких нагрузок. Внимание стоит уделить и самим ремням, которые не должны касаться пластика и проводки, иначе есть риск привезти мотоцикл с потертостями или оборванной проводкой.
В любом случае, закрепив мотоцикл, стоит проверить его через километр-другой – если ремни натянуты как следует и мотоцикл стоит надёжно, скорее всего, ничего с ним не случится ни через сто, ни через тысячу километров. А если наоборот – подтяните ремни или вообще попробуйте привязать мотоцикл иначе, любое время потраченное на фиксацию будет дешевле ремонта из-за разболтавшихся ремней и падения мотоцикла.
Через несколько километров необходимо произвести проверку надёжности крепежа
Это всё, что нужно знать тем, кто собирается перемещать свою технику в пространстве. Но, вероятно, есть и другие, менее распространенные способы. Расскажите в комментариях, как перевозите свои мотоциклы вы?
Фотографии в статье принадлежат их авторам
Про перевозку мотоциклов на пикапе(и не только).
Одной из основных причин выбора именно пикапа, а не классического внедорожника, была необходимость перевозки мотоциклов — есть у меня такое маленькое хобби.
Прицеп мне видится лютым геморроем, который не несет никаких благ, поэтому его я отмёл сразу. Далее была опробована перевозка мотоциклов на арендованных бусиках(правда, категория «Б» у меня тогда ещё не была открыта, так что про микроавтобусы и фургоны мои познания скорее теоретические и происходили в основном с пассажирского места). Из всего выходило так: фургон как правило обладает эргономикой маршрутки, что в целом неплохо, но делает его гораздо менее удобным в тех случаях, когда не нужно возить мотоциклы(а это 90% времени) — ряд сидений один(обратное неприятно скажется на габаритах), впереди, как правило, 1+2, то есть пассажира взять можно, но будет не сильно удобно(втроём — так тем более), шмурдяк складывать только в кузов — даже появление фото-кофра в кабине заметно. При этом же перегородка не спасает от запаха топлива, если вдруг герметичность топливной системы мотоциклов не идеальна. Проходимость такая, что однажды нам удалось застрять прямо на дачном участке — после этого с асфальта съезжали ещё более неохотно и с двойной осторожность. Да, есть варианты с полным приводом, но предыдущих вопросов это не снимает, а вот ценник увеличивает заметно.
Из плюсов — закрытый кузов, за внутренности которого можно особо не переживать и где можно переодеться или переждать дождь, низкий пол и высокие стены, что позволяет легко закинуть мотоцикл внутрь без трапа, облокотить и только потом начинать вязаться. Хороший вариант для того, чтобы брать в аренду, но в роли основной машины — точно не для меня.
У пассажирских бусиков всё несколько иначе — салон более приспособлен к гражданскому использованию, от части сидений в большинстве случаев можно быстро избавиться, варианты с полным приводом встречаются чаще, но он, как правило, все так же не особо полезен(а Делики, первые Старексы, Буханки и Соболи я не рассматривал). Проблема газенвагена в салоне остаётся открытой, а так же к этому прибавляется ещё две: более низкий потолок(хотя в тот же Vito без проблем влезло 3 полноразмерных хард-эндуро) и то, что при частой перевозке мотоциклов «гражданский» бус начинает активно превращаться в мото-фургон т.к. перевозка такого добра для салона бесследно не проходит.
Так, немного взгрустнув, что в ближайшее время мне не светит быть водителем маршрутки, я обратил свой взор на пикапы.
На самом деле, с точки зрения перевозки мотоциклов здесь, всё ещё хуже, но суммарно вариант показался мне наиболее универсальным из возможных. В случае перевозки мотоцикла про кунг можно забыть(но останутся варианты установки каркаса), да и борт будет открытым(если это не фулл-сайз пикап, а фулл-сайз это скорее всего категория «С» и отдельная песня «Он водитель Камаза») — мотоцикл и барахло в кузове будут доступны для всех желающих. Пол находится весьма высоко, а высота борта напротив позволит при совсем уж неаккуратном обращении выронить мотоцикл на улицу, да и закинуть мотоцикл в кузов уже не так легко(хотя всё ещё не вызывает проблем у одного человека, если говорить про среднестатистического дрища и мотоцикл весом в 115 кг). Места для переодевания нет, поэтому если вы вдруг решили выехать на кроссовую трассу зимой — надеваете термик в салоне, а потом пляшете с остальным экипом на улице. К слову о месте: при перевозке мотоцикла(-ов) вы внезапно обнаружите, что его стало сильно меньше и часть барахла теперь едет в салоне. Из хороших новостей — скорее всего у вас будет честная раздатка, гораздо более приятный клиренс относительно предыдущих вариантов и непаханое поле для строительства экспедиционника…и в этот экспедиционник влезет 2-3 мотоцикла. Звучало интересно.
Про покупку Хайлюкса я писал отдельно, поэтому сконцентрируюсь на том, что делалось:
1. Резьба в точках крепления внезапно оказалась под М11, родные «уши» были только под заказ, а надо было срочно — прошли метчиком до М12, это значительно облегчило поиск рым-болтов.
2. Первый опыт перевозки мотоцикла оказался не очень успешным — в кузов забросили KTM SX85, сзади прибили прицеп и поехали в Карелию. В пути внезапно обнаружили, что закладные квадраты в точках крепления на задних арках стремятся нас покинуть(болячка 7-го поколения Хайлюксов) — до дома в итоге доехали без потерь, но стало ясно, что два более тяжелых мотоцикла так возить не получится. В итоге я поехал в Пикап-Сервис и попросил ребят вырезать старые крепежные точки на арках и вварить вместо них новые более крупные. Фотки нет, но результатом я более, чем доволен.
3. Имеющихся четырех точек крепления было недостаточно, поэтому в Фургон-Комплекте заказал такелажные рейки и 10 ушей к ним.
4. Далее была заливка в Line-X в Тойота-Сокол т.к. пришивать рейки поверх вкладыша мне решительно не хотелось. Собственно, там же рейки прибили к полу.
5. В Сорокине взял два складных трапа.
Какими способами можно перевозить мотоцикл?
Перевозка мотоцикла, как задача, появляется перед пилотом в случаях:
Давайте разберем способы перевозки мотоцикла своими силами и несколько важных мелочей, которые могут пригодиться.
На чем перевозят мотоциклы?
Мотоэвакуатор/эвакуатор
В нашем мире почти все проблемы можно решить деньгами. Если вы застряли по пути из-за поломки или нужно перевезти байк, а нет рабочей лошадки — мотоэвакуатор всегда вам рад. Транспорт у них может быть любой, от обычного эвакуатора, до приспособленного фургона.
Даже обычный эвакуатор вызвать ничего не мешает. Не в любом районе можно отыскать свободный мотоэвакуатор, тогда почему бы не обратиться к простому, главное предупредить, что вы хотите перевезти именно мотоцикл. На эвакуаторе он займет скромное место и его нужно будет надежно закреплять особым образом, чтобы его не опрокинуло. В исключительных случаях получается разместить байк сразу за кабиной водителя и прикрепить его в заветрии.
Внутри автотранспорта
Вот где размах для фантазии! На чем только не возят мотоциклы. Легко рассуждать о перевозке, когда у тебя пикап или газель, из который ты выкидываешь сиденья ради мотоцикла. Но нужно признаться, не каждый мотоцикл помещается в пикап. Здесь есть одна тонкость: соотношение размеров кабины машины к размерам кузова. Не всегда пикап такой вместительный, как платяной шкаф из «Нарнии». А вот микроавтобусы и фургончики полюбились водителям. Мотоцикл находится в безопасности, дальше фургона не уйдет и не нужно боятся, что выпадет или что-то потеряется по дороге. Кроме того, внутри фургона мотоциклу не страшны погодные условия.
При перевозке мотоциклов внутри автотранспорта хорошо бы иметь крепление под колесо (ловушка), они монтируются к полу и не дают переднему колесу болтаться. Дополнительная фиксация ремнями так же необходима. Но о ремнях и ловушках мы поговорим чуть позже, так как вопрос актуальный для всех типов перевозки.
Перевозка мотоциклов доступна даже при наличии легковой машины, если вы не Honda GL1800 в Kia Picanto утрамбовать пытаетесь конечно. В разумных соотношениях возможно уместить скромный мотоцикл, если подготовить машину и убрать все лишнее, демонтировать сиденье. Иногда приходится частично разбирать мотоцикл, если перевозка внутри легковой машины ограничена рабочим пространством. Но все это частные случаи и рассматриваются отдельно.
Перевозка с внешней стороны на платформе
Удачный способ перевозить технику, чтобы не занимать место в салоне. Почему бы и нет? При этом выбор платформ довольно большой, от части их еще называют багажником на форкоп. Платформы могут иметь разные конструкции и способы крепления. При этом на такую платформу порой умещают несколько мотоциклов!
Изначально вы крепите самый крупный и тяжелый мотоцикл, а после него более легкий. Таким образом вы распределяете вес. Чем ближе мотоцикл к кузову автомобиля, тем меньше нагрузка на крепление платформы, потому что если вы разместите легкий вес ближе к кузову, а только потом на край закрепите тяжеловеса, то во время движения колебания могут излишне раскачивать всю конструкцию.
Некоторые установки предусматривают усиление каркаса, так как штатного строения кузова может быть недостаточно. Крепления позволяют распределить вес равномерно, чтобы не перегружать отдельные части автомобиля.
При наличии сварочника, трубогиба и рук из плечевого пояса многие проявляют смекалку и варят платформы самостоятельно. Зачем платить больше, если в гараже валяются лишние трубы?
Кстати, а кто сказал, что крепление может быть только в задней части авто? С помощью платформы размещают мотоциклы и впереди, но это редкие индивидуалы. Кстати, ходят устойчивые легенды, что автомобили легче переносят установку платформы с мотоциклом со стороны привода автомобиля: на заднем приводе установка сзади предпочтительнее, а на переднем задняя установка воспринимается машиной труднее.
При установке платформы под мотоцикл приходится следить за видимостью номерных знаков и состоянием световых приборов.
Есть форма крепления мотоцикла за двигатель. Платформа предусматривает крепление без подставки колес. Мотоцикл держится на раме под двигателем. Тяжелые мотоциклы так перевозить очень трудно, зато с техникой для кросса, эдуро и питбайками все просто!
Метод частичной погрузки
Название говорит само за себя. Вы крепите переднее колесо, надежно фиксируя его, можно даже снять само колесо, а то и разобрать вилку. Мотоцикл следует за автомобилем, опираясь на заднее колесо. Встречаются способы крепления за заднее колесо. Тогда необходимо дополнительно фиксировать рулевое управление, но этот метод довольно странный. Не стоит так делать.
Во время перевозки методом частичной погрузки мотоцикл находится под наклоном (из-за чего мотоциклы с длинной базой трудно перевозить этим способом, а так же другие виды тяжелых мотоциклов). Все технические жидкости соответственно перетекают и не всегда мотоцикл этому рад по завершении путешествия.
Дополнительным минусом можно назвать опасность подобной перевозки, ведь если неровности дороги пропустить между колесами автомобиля, то вероятность посадить в яму колесо мотоцикла 50/50. Так себе джекпот.
Перевозка в прицепе
Банальный, простой способ транспортировки. Подходит для объемных мотоциклов или перевозки нескольких байков. Для маленького и легкого мотоцикла логичнее установить платформу. У прицепа одинаковое количество сторонников и противников, просто каждый выбирает то, что удобнее лично ему. Кто-то даже возит прицеп на мотоцикле.
Перевозка в боковом прицепе мотоцикла
У мотоциклов с коляской определенно есть свои плюсы. При доле извращения боковой прицеп меняют на платформу, на которую собственно и ставят мотоцикл для перевозки. Но нужно помнить о распределении веса. Такой фокус срабатывает с легкими моделями и скутерами, если перевозимый вами мотоцикл окажется тяжелее, то проблемы в дороге неизбежны.
Транспортная компания
Все ваши проблемы решают за вас другие люди. Иной раз вы вообще односторонний участник, который только принимает или отправляет мотоцикл в путь, а вот как его доставят, уже проблемы перевозчика. У транспортных компаний широкий выбор услуг. Удобный способ, когда вам нет необходимости сопровождать мотоцикл в дороге.
Тонкости перевозки мотоцикла – что еще полезно знать?
О перевозке мотоцикла разными способами мы говорили в предыдущей статье, но к этому моменту полезно учитывать инструментарий, который для этого пригодится и несколько технических действий.
Ловушка для колеса
Ловушка колеса, она же фиксатор переднего колеса, требуется практически для любого способа перевозки. Это конструкция, часто разборная, имеет строение под колесо, которая прикручивается к поверхности пола и не дает мотоциклу упасть. Она может быть как самостоятельный элемент, так и с продолжением полосы под всю длину мотоцикла (обычно доделывают сами пилоты).
Ловушку используют для частичной погрузки, когда нет другой удобной возможности зафиксировать мотоцикл. Просто монтируют ловушку к кузову, закрепляют колесо и вот вам частичная погрузка мотоцикла! Ловушек полно, это могут быть конструкции заводские и самодельные. Главное, чтобы она надежно удерживала мотоцикл и не травмировала колесо.
Часто ловушки дополняют подкатами для заднего колеса и конечно же стяжками из ремней, так как если поворот при перевозке окажется слишком крутым, то задняя часть мотоцикла может перевесить по инерции, если не будет иметь дополнительной опоры, заскользить в сторону и повредить переднее колесо. Не всегда, но раз в год даже такая палка стреляет.
Дополнительные стойки фиксации
Можно не мучиться с ловушкой колеса и сделать по всей длине прицепа, пикапа, кузова автомобиля стойки под колеса. Их варят из труб, собирают из деревянных балок. Очень удобно для перевозки нескольких мотоциклов. Крепите две параллельных трубы и делите ее на части под размер колеса, чтобы оно не поворачивалось. В итоге имеем символические ловушки, к которым возможно зацепиться шнурами или стяжками.
У сборки из древесины есть одно интересное преимущество: вместо отдельного напольного покрытия люди используют деревянные полеты. Метод можно подглядеть у перевозки мотоциклов в производственных масштабах, но для себя брать облегченный формат. Кроме того, дерево легче по весу, сварочник ему тоже не нужен, главное, чтобы гвозди не торчали.
Жгуты, шнуры и ремни для крепления
Чем..чем еще крепить мотоцикл, чтобы он не упал? Простые жгуты или шнуры брать под час очень страшно, потому что округлые, плетеные, рельефные шнуры любят оставлять царапины/потертости на корпусе байка. Один-два скромных наклона мотоцикла и вот вам просека на новом покрытии!
В идеале использовать плоские ремни, так как из-за их ширины они равномерно распределяют нагрузку. Лично мне вообще нравится тема с автомобильными ремнями безопасности. Даже когда их нет в гараже, то на любой авторазборке вам их на сдачу отдадут просто так, скорее всего. Уж если они разрабатывались, чтобы не навредить человеку, то и мотоциклу не должны: широкие, плотные, длинные – великолепно.
Существуют специализированные ремни с петлями и крючками. Вам выбирать, покупать готовые или делать самому.
Натяжение должно быть таковым, чтобы мотоцикл не шатался. Крепить ремни следует за надежные части, такие как рама или дуги безопасности.
Карабины или кольца под крепежи
— Хорошо, у меня есть ремни, а к чему кроме мотоцикла их крепить?
Как показывает практика, многие, кто не задается вопросом мощной подготовки транспорта под перевозки, крепят к чему придется. Но когда вы перфекционист и раз начали, то должно быть по фен-шую… Карабины удобны тем, что вы можете их открыть и прицепить к любой другой поверхности, которая будет удобна. Они мобильны. Однако, есть очевидный минус, их мобильность +5 к подвижности конструкции, когда не хватает силы натяжения. Всяческие кольца, особенно строительные, которые вы вкручиваете в пол или в отдельную пластину, которую постелите вниз – статичны. Они малоподвижны. Вы цепляете ремень и все, вопрос исчерпан!
Существует третий вариант, для любителей поломать голову, но сделать идеально. Торчащие из кузова детали порой раздражают и мешают, залезаешь в кузов и спотыкаешься. А что если сделать конструкцию, которая не будет выпирать? Одно дело, когда кузов авто позволяет зацепиться за боковые стенки, чтобы ничего не мешало. А когда нет такой возможности?
Возвращаемся к покрытию, которое стелется на пол перед перевозкой. Это выгодно с точки зрения чистоты, так как мало ли что из технических жидкостей прольется по пути? И вот вы выбираете покрытие потолще и монтируете внутрь. Делаете техническое отверстие с внутренним креплением, или вставляете там что-то типа крючков или внутренних колец, только направляете их не вертикально, а в отверстие в горизонтальную плоскость. Здесь кто на что горазд. Главное расположить крепежи так, чтобы ремни можно было зацепить внутри пластины и сверху торчал только узел ремня. А потом можно ездить дальше с покрытием и возить там что-либо еще, не цепляясь за торчащие кольца.
Чехол или пленка
Когда перевозка осуществляется на открытом воздухе, без тента или кузова вы рискуете получить по приезду горы пыли и грязи. Оно вам надо? Все же спокойнее везти мотоцикл, накрытый чехлом. На крайний случай можно обернуть его пленкой. Хоть какая-то дополнительная защита. И да, если вы где-то случайно зацепите придорожную растительность, защитное покрытие здесь так же сыграет на руку!
Демонтаж хрупких и выступающих частей
Очевидно, но повторим на всякий случай. Выступающие части, которые страшно повредить или отломать по дороге следует или совсем снять или ослабить болт и прижать к мотоциклу, допустим зеркала. Навесные сумки тоже снимайте. Зачем они вам сейчас? Мучиться затаскивать мотоцикл в прицеп груженым вообще оригинальный план мазохиста. Все лишнее и ненужное снимайте перед перевозкой.
Отключение аккумулятора и сигнализации
Дабы по пути не останавливаться из-за неожиданных трелей сигнализации, которая может сработать по каким-то своим внешним причинам, ее рекомендуют отключать на время перевозки. И аккумулятор тоже вынимают частенько, потому что в данный момент он не является столь важной частью.
Изоляция выступающих тросов и проводов
Все выступающие провода притяните хомутами или чем-либо. Очень неприятно зацепиться тросом, когда завозишь мотоцикл на его законное место для дальнейшего путешествия. А еще обиднее зацепиться самому за этот трос, когда казалось бы дело в шляпе. Аналогично для электропроводки.