Лпз что такое в дефектологии
Рабочая программа учителя-дефектолога, вариант 1
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха в учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 6 класс и 8 класс Бородулин Александр
Чирков И – 1 раз в неделю
7 класс – Петров Кирилл,
форма организации индивидуальные и групповое занятие.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность:
развитие и совершенствование навыка словообразования; накопление, уточнение и активизация словаря.
Система оценки достижения планируемых результатов.
входящая диагностика (1-15 сентября);
итоговая диагностика (15-30 мая);
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных дефектологических занятиях по протоколу дефектологического обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.
Программа дефектолога 3,5 класс
Дефектологическая программа составлена на 2018-1019 учебный год для учащихся 3,5 классов с ОВЗ. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы:
Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание учебных тем.
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач.
Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план,
составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
5 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки
логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие внимания
Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.
Развитие памяти
Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.
Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
строить простейшие обобщения;
складывать узоры по образцу и памяти;
стремиться к размышлению и поиску;
переключаться с одного действия на другое.
5класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;
классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;
находить логические ошибки;
запоминать и хранить в памяти несложные инструкции; переключиться с одного действия на другое.
Календарно-поурочное планирование
Содержание коррекционно- воспитательного процесса
«Найди отличия». ЛПЗ.РР.Осень. Зарисовки на листе.
ЛПЗ. М.Ориентировка: правая, левая, верх, низ.
Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий
осенних месяцев, их последовательности Формирование навыков
Сентябрь, октябрь, ноябрь. Право, лево, верх- низ
Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря. Развитие пространственной
ориентировки, развитие общей моторики
Труд людей осенью. ЛПЗ. РЯ.Предложение. «Зашифрованный
рисунок».ЛПЗ.М.Впереди, сзади, между
Формирование знаний о
том, чем занимаются люди осенью. Формирование навыков пространственной ориентировки
Сборка урожая, жатва. Впереди, сзади, между
Развитие речи, пополнение словарного запаса. Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики
ЛПЗ. Ч.Чтение по слогам. «Исключи лишнее». ЛПЗ.М.Цифры от 1 до 10
Формирование знаний о школе. Формирование математических
навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10,
Класс, парта, доска и т.д. Один, два, три, … девять, десять
Развитие речи, пополнение
словарного запаса, социально- бытовая ориентировка. Развитие мыслительных операций, развитие математических
«Дом» зарисовки. ЛПЗ. Геометрические фигуры. «Найди отличия» ЛПЗ.
Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь,
домашнем адресе. Формирование навыков
Город, улица, дом, адрес. Десяток
Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка. Развитие вычислительных навыков,
развитие мыслительных операций
«Угадай слово». ЛПЗ.РР.
Формирование знаний и
представлений о членах семьи
Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям
«Сходство и различие». ЛПЗ.Нумерация
Формирование знаний порядкового счёта
Первый, второй и т.д.
Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций
«Сгруппируй предметы». ЛПЗ.Словарь.Одежда, обувь
Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние,
назначение, уход за ними
Женская, мужская, детская, осенне- весенняя, зимняя, летняя
Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка
Развитие памяти, развитие
Содержание коррекционно- воспитательного процесса
«Дорисуй девятое». ЛПЗ.М.Состав двузначного числа. «Исключи лишнее». ЛПЗ.РЯ.
Формирование знаний состава двузначного
числа 10-15. Формирование знаний об овощах.
Десять, одиннадцать и т.д. Картофель, морковь и т.д.
Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение
словарного запаса, развитие речи.
«Что перепутал художник».
ЛПЗ.М.Состав двузначного числа. «Зрительный диктант». ЛПЗ.РР.Фрукты
Формирование знаний состава двузначного
числа 15-20. Формирование знаний о фруктах.
Пятнадцать, шестнадцать и т.д. Яблоко, груша и т.д.
Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Расширение представлений об
окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи
«Запутанные дорожки». ЛПЗ.М.Единицы
Формирование знаний о различных единицах
измерения. Формирование навыков классификации и
понятий овощи и фрукты
Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания. Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса
ЛПЗ.М.Единицы длины. См. «Снежный ком». ЛПЗ.Ч.Зима. Зимние забавы
Формирование знаний о единице длины см. Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о
зимних видах спорта, о детских зимних играх
Сантиметр. Декабрь, январь,
Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти. Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти
Формирование знаний об единице длины см. Формирование знаний
безопасности на дорогах в зимнее время года
Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка
длины. Дм. «Продолжи логический ряд».
«Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Второй десяток. «Что перепутал художник?».
ЛПЗ.РЯ.Жизнь зверей зимой
Формирование знаний состава двузначного
числа 20-29. Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года,
формирование знаний как им помочь
Двадцать один, двадцать два и т.д. Кормушка
Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Развитие речи, социально-бытовая ориентировка, социализация личности
Шнуровочки ЛПЗ.М. Сложение чисел. «Составление рассказа».
Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать. Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход
Бант, шнурок, узел. Клён, тополь и т.д.
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие
«Продолжи логический ряд».
ЛПЗ.М.Числа 11, 12, 13. «Найди отличия».
Формирование знаний чисел 11, 12, 13. Формирование знаний о
комнатных растениях, их названия, польза, уход
Бегония, фиалка и т.д. полив, питание
Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора