Лпз в дефектологии что это
Чем логопед отличается от дефектолога?
Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.
Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.
Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?
Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.
Дефектология делится на несколько отраслей:
Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.
На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).
Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).
Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).
Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).
Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.
В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.
Какие выводы можно сделать?
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.
Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
1 Комментарий
К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.
Рабочая программа учителя-дефектолога, вариант 1
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха в учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 6 класс и 8 класс Бородулин Александр
Чирков И – 1 раз в неделю
7 класс – Петров Кирилл,
форма организации индивидуальные и групповое занятие.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность:
развитие и совершенствование навыка словообразования; накопление, уточнение и активизация словаря.
Система оценки достижения планируемых результатов.
входящая диагностика (1-15 сентября);
итоговая диагностика (15-30 мая);
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных дефектологических занятиях по протоколу дефектологического обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.
Дефектологическая программа 2016-2017 гг.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кошурниковская основная общеобразовательная школа №22
на заседании МО учителей, работающих по адаптированным программам
от «__»____________2015 г.
Заместитель директора по УВР МБОУ Кошурниковская ООШ №22
____________Н. А.Степанова «__»____________2015 г.
Директор МБОУ Кошурниковская ООШ №22
от «__»___________2015 г.
Учитель-дефектолог: Домнич Анастасия Владимировна
2016 – 2017 учебный год
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори ”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Продолжительность дефектологических занятий 45 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание учебных тем.
2 класс (Федоркова Тамара)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы. ”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
3 класс (Долгих Никита)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
3 класс (Пексялев Алексей, Поляков Артем)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.
4 класс (Гологузенко Татьяна)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха”; игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы. ”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
5 класс (Филипп Юлия)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом. Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— анализировать простые закономерности;
— выделять в явлении разные особенности;
— вычленять в предмете разные качества;
— сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— анализировать простые закономерности;
— выделять в явлении разные особенности;
— вычленять в предмете разные качества;
— сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— строить простейшие обобщения;
— складывать узоры по образцу и памяти;
— стремиться к размышлению и поиску;
— переключаться с одного действия на другое.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
— сравнивать и отличать от несущественных признаков;
— строить простейшие умозаключения.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— ориентироваться в пространстве;
— называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
— полно отвечать на поставленные вопросы;
— составлять простые нераспространенные предложения;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;
— классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;
— находить логические ошибки;
— запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;
переключиться с одного действия на другое.
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006
2 класс (Федоркова Тамара)
Игра «Разомнем кулачки».
ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине
Научиться различать предметы и находить одинаковые
ЛПЗ.Осень. Обведение листьев по трафарету.
Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года
Знакомство с частями суток, с их последовательностью
Знакомство с классом
Развитие навыков каллиграфии.
ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10.
Определение порядка при счете, количества предметов.
Формирование знаний и представлений о членах семьи
Закрепление знание правила написания предложения.
ЛПЗ. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус.
ЛПЗ. Рисование прямых
Вертикальные и горизонтальные прямые линии
ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
Формирование навыка тактильно узнавать предметы
Знакомство с геометрической фигурой круг
Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет
«Запоминание предметов» ЛПЗ.Числа от 10 до 16.
Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ. Большая буква в именах и фамилиях людей
Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ Правописание парных звонких и глухих согласных.
Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли
ЛПЗ.Числовой ряд от 16 до 19.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ. Правописание парных согласных.
Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов.
«Угадай, какой формы?»
«Угадай, какого цвета?»
ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш
Различать и выделять на письме ж-ш
ЛПЗ.Нахождение суммы и остатка.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ.составление рассказа «Зимние забавы».
Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой
ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Состав числа, порядок числа,, решение примеров.
«Определение расположения предмета».
ЛПЗ. Различение парных согласных З-С
Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.
ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на».
Составные части задачи.
ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные
Уметь составлять и записывать слова с гласными
Формировать умение складывать звуки в слоги
ЛПЗ. Написание слогов.
Знакомство с видами одежды, уход
«Продолжи числовой ряд»
ЛПЗ. Переместительное свойство сложения
Сложение удобным способом.
ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов.
«Сходство и различие».
ЛПЗ. Нахождение разности
Уменьшение числа на несколько единиц.
ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что?
Правильная постановка вопроса Что?
ЛПЗ.Приемы сложения и вычитания.
Овладение приемами сложения и вычитания.
ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов.
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета
ЛПЗ.Увеличение и уменьшение чисел.
Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц.
ЛПЗ. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета
«Продолжи числовой ряд»
ЛПЗ.Решение примеров на сложение и вычитание.
Состав числа, порядок числа,, сложение и вычитание.
ЛПЗ.Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и кто?
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета
ЛПЗ. Действия с числами в пределах 20.
Состав числа, порядок числа,, действия с числами.
ЛПЗ.Строчная буквы ы, й
Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы
«Продолжи числовой ряд».
ЛПЗ.Решение задач в одно действие.
Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.
«Что перепутал художник?»
ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.
Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов
ЛПЗ. Решение примеров.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ. Большая буква в именах людей и кличках животных
Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания.
«Продолжи логический ряд».
ЛПЗ. Геометрические фигуры.
Закрепление знаний о геометрических фигурах
ЛПЗ. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ. Действие и его название.
Правильная постановка вопроса что делает?
«Продолжи логический ряд».
ЛПЗ.Прямой и обратный счет в пределах10.
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание
ЛПЗ. Предлог как отдельное слово
ЛПЗ. Разложение двузначного числа на десятки и единицы.
Состав числа, порядок числа,, операции с числами.
ЛПЗ. Слова с непроверяемыми гласными.
Правописание словарных слов
ЛПЗ. Простая арифметическая задача.
ЛПЗ. Написание гласных в словах-родственниках
Формирование навыков звукоподражания.
Умение подбирать родственные слова.
«Качественные признаки предметов».
ЛПЗ. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.
Закрепление навыков выполнения действия вычитания.
«Сходство и различие».
ЛПЗ. Правила записи предложения
Дифференциация предложений, их начало и конец.
ЛПЗ. Геометрические фигуры
Закрепление знаний о геометрических фигурах
Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта