Лрт в казахстане что это
Как строили и не достроили «Астана LRT»
В Нур-Султане продолжается суд по делу о миллиардных хищениях во время строительства «Астана LRT». Этот легкорельсовый транспорт строят уже 10 лет и до сих пор не достроили. В народе проект называют памятником казахстанской коррупции. Zakon.kz рассказывает историю скандального проекта.
Проект «Астана LRT» – это система легкорельсового транспорта, которая должна была стать основной платформой транспортной системы Нур-Султана и объединить все виды общественного транспорта.
В 2011 году была создана подведомственная акимату ТОО «Астана LRT». Эта структура отвечала за проектирование и строительство ЛРТ.
В том же году в день рождения столицы состоялась церемония закладки капсулы в честь начала строительства проекта. Стоимость проекта тогда оценивали в 2,3 млрд долларов. Но нужны были дополнительные источники финансирования.
Планировалось, что маршрут будет пролегать от аэропорта Нур-Султана, через комплекс Абу-Даби Плаза до железнодорожного вокзала и обратно до высотки. Сдать проект в эксплуатацию планировали в 2014 году.
В 2015 году был подписан договор между «Астана LRT» и консорциумом китайских компаний. Таким образом, было принято решение отказаться от строительства BRT и вернуться к проекту LRT.
Проект на этот раз оценили в 1,9 млрд долларов. С учетом затрат на обслуживание займа Банка развития Китая проект обошелся бы в 2,6 млрд долларов. Проект включал в себя 22 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов.
Но стройку пришлось заморозить в апреле 2019 года из-за лопнувшего «Банка Астаны», в котором застряли 257 млн долларов, выделенных на LRT.
Казахстан отказался от кредита Банка развития Китая из-за дороговизны проекта. Страна досрочно погасила займ китайского банка – 344 млн долларов. К тому моменту освоить успели 313 млн долларов, а выполнить всего лишь 15% строительно-монтажных работ.
Летом того года президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал проект LRT. Он сказал, что в столице по схожему маршруту пассажиропоток составляет 2 тысячи человек, а акимат прогнозирует пассажиропоток на LRT до 146 тысяч человек в сутки. Как власти города будут увеличивать поток пассажиров в 70 раз он не понимает. Тем не менее, останавливать проект с учетом понесенных затрат уже нельзя, говорил глава государства.
В итоге власти приняли решение сократить число станций LRT до 11 (строительство 7 станций перенесли на будущее) и стали искать дополнительные источники финансирования. Стоимость проекта сократилась до 1,5 млрд долларов.
Тогда же по поручению президента Антикоррупционная служба провела проверку обоснованности расходов на строительство LRT. Следствие вскрыло схему миллиардных хищений. В организации хищений Антикор заподозрил экс-главу ТОО «Astana LRT» Талгата Ардана и экс-заместителя акима Нур-Султана Каната Султанбекова. Но к тому моменту оба успели бежать из страны и вот уже два года находятся в международном розыске.
В октябре 2020 года в суде Нур-Султана начали рассматривать дело о хищениях в «Астана LRT». На скамье подсудимых семь человек. Их обвиняют в хищениях 5,7 млрд тенге, совершенных при строительстве легкорельсовой трассы. Уголовное дело состоит из 155 томов и 8 эпизодов. Приговор по этому делу еще не вынесли.
Что касается самого проекта LRT, то теперь его планируют достроить до конца 2022 года. А в июле 2023 года намечается ввод линии в коммерческую эксплуатацию. Пока что власти ищут инвесторов, которые готовы вложиться в скандальный проект.
Время идет, а LRT в столице все еще не достроен. Опоры LRT огорожены забором. В народе их уже называют памятником казахстанской коррупции.
«Слишком далеко зашли»: Что будет со скандальным LRT в столице Казахстана
У властей Нур-Султана есть план, где найти источники финансирования злополучного недостроенного LRT: руководитель управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационной работы Комитета транспорта Амангельды Мешитбаев сообщил об «определенном плане мероприятий», которые помогут найти эти источники. Бывший председатель «Астана LRT» Талгат Ардан всё еще находится в международном розыске.
Фото: Лолита Канафина, из открытых источников в инернете
Миллиардные хищения в LRT
Летом 2018 года было начато расследование по подозрению в злоупотреблениях должностными полномочиями в отношении бывшего председателя правления «Астана LRT» Талгата Ардана. Тогда следователи Антикоррупционной службы выявили, что четырьмя годами ранее из бюджетных средств «Астана LRT» было перечислено более 300 миллионов тенге на счет одной из подрядных организаций, что превысило действующий лимит на 125 миллионов тенге.
Талгат Ардан / фото: facebook.com/AstanaLRT
В период произведения финансовых переводов должность председателя правления «Астана LRT» занимал Талгат Ардан, который был отстранен от должности в июле 2017 года.
Помимо Ардана, в розыск были объявлены бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и один из руководителей подрядной организации Абдухамитов (в компанию которого были перечислены деньги из бюджета «Астана LRT» — прим. ред.). Был арестован секретарь городского маслихата Жанат Нурпиисов.
В июле 2019 года президент страны Касым-Жомарт Токаев раскритиковал строительство LRT, заявив, что не верит в его окупаемость. Но отметил, что его придется реализовать, ибо «слишком далеко зашли». Он обратился к Агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование.
«Нужно идти не по верхам, не констатируя бегство одних, не замечая других, в частности руководителей акимата, которые когда-то принимали решения. Их подписи наверняка есть. Это проблема, которая не фокусируется на одном исполнителе, даже если он руководитель компании ЛРТ. Решение принимал акимат. Пойдите глубже», — поручил Токаев.
В декабре 2019 руководитель второго департамента Агентства по противодействию коррупции Сергей Перов сообщил о ходе расследования по делу о проекте LRT в Нур-Султане.
«Антикоррупционной службой завершается расследование уголовного дела по фактам хищения при строительстве LRT. Следствием раскрыты миллиардные схемы хищений, в которые были вовлечены должностные лица акимата Астаны, „Астана LRT“ и директора частных компаний. Преступная схема была организована заместителем акима Астаны Султанбековым и руководителем „Астана LRT“ Арданом при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. Указанные должностные лица при участии руководителей управления акимата Аманжулова, Нурпиисова утвердили затраты с завышением на 24 миллиарда тенге. В эту сумму вошли расходы по разработке проектно-сметной документации, на консультационные услуги и технический надзор».
Перов также заявил, что директора подрядных организаций заключали мнимые договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичивали деньги через лжепредприятия. Государству причинен ущерб в размере более 5 миллиардов тенге.
Переименование «Астана LRT»
В феврале 2020 года ТОО «Астана LRT» сменило название на City Transportation Systems, сокращенно CTS.
«Текущее название „Астана LRT“ не отражает в полной мере всю деятельность компании», — сообщил глава компании Бекмырза Игенбердинов.
На вопрос о том, не связано ли переименование с коррупционным скандалом, Игенбердинов ответил:
«Ни в коем случае. Я в своем докладе озвучил, что наша компания первоначально была создана под организацию линейных транспортных систем. Со временем, конечно, потенциал расширился, и сегодня строительство линейных транспортных систем — это один из проектов, которым занимается наша компания.
Сегодня основные направления — это работа с общественным транспортом, парковочным пространством, организацией дорожного движения, с внедрением интеллектуальной транспортной системы, диспетчеризацией с другими проектами. Мы уже имеем намного больше функционала, соответственно, линейная транспортная система — уже один из элементов деятельности нашей компании. Поэтому и назрело это время, когда мы должны переходить уже в ребрендинг, должны соответствовать деятельности, которой занимаемся».
Транспортные карты жителей столицы со старым логотипом будут работать, как и раньше. На выпущенных с сегодняшнего дня появится уже новый логотип.
Что будет с LRT?
По словам руководителя управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационной работы Комитета транспорта Амангельды Мешитбаева, на данный момент акимат Нур-Султана прорабатывает вопрос нахождения источников финансирования для завершения строительства LRT в столице.
«Учитывая, что система LRT — городской вид транспорта, администратором проекта в настоящее время является акимат Нур-Султана. В прошлом году акиматом проводилась работа по корректировке параметров проекта, определенные изменения вносились в части уменьшения стоимости строительства», — сказал Мешитбаев в ходе брифинга 5 августа текущего года.
Мешитбаев заверил, что у акимата есть «определенный план мероприятий».
«Мы располагаем информацией о том, что „Астана LRT“ в начале года начала реализовывать облигации на внутреннем рынке, сейчас по их плану мероприятий они продолжают работу по реализации облигаций на внешнем рынке. К сожалению, учитывая, что все соглашения, расчеты, параметры осуществляются акиматом, здесь в рамках своей компетенции мы более точную информацию не предоставим. За развернутой информацией, особенно о цифрах, точных планах, датах — в акимат города Нур-Султан», — заключил представитель ведомства.
Ранее в столичном Управлении транспорта сообщили, что в городе не планируется демонтировать сваи на объектах.
Отметим, что строительство LRT планировали завершить к 31 декабря 2019 года, запуск был намечен на лето 2020 года. Но из-за проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов в апреле строительство было приостановлено. Сообщалось, что на счетах ликвидированного «Банка Астаны» «замороженными» остаются порядка 200 миллионов долларов США.
Новости
Проект Астана LRT, родившийся в середине 2000-х, и сегодня, спустя полтора десятилетия, остается памятником коррупции и безответственности
С этого времени утекло много времени и денег, в столице сменились семь акимов: Шукеев, Мамин, Тасмагамбетов, Джаксыбеков, Исекешев, Султанов, Кульгинов. Сменились и несколько генеральных подрядчиков проекта.
Сменился президент страны: вместо Нурсултана Назарбаева теперь руководит Касым-Жомарт Токаев.
Сама столица поменяла название с Астаны на Нур-Султан. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Жителей и гостей столицы и сегодня ужасают недостроенные конструкции того, что должно было стать частью «умного города».
И уже мало кто помнит, что кардинальным образом менялся даже сам проект ЛРТ: ведь изначально его планировали провести от вокзала густонаселенного правого берега к центру города, однако в 2011 году передумали и решили тянуть от аэропорта на левом берегу. Этот вариант стал популярным во многом и потому, что с 2012 года Казахстан начал готовиться к выставке «ЭКСПО-2017». И он же оказался в конечном итоге абсолютно нерентабельным.
Строить нельзя отказаться
Стоимость завершения проекта составит более 1,3 миллиарда долларов.
Городские власти позднее утвердили схему финансирования, согласно которой на казахстанском внутреннем рынке были размещены облигации проекта. Объем облигационного займа составил 1,5 миллиарда долларов. Облигации на 400 миллионов долларов под гарантию министерства финансов Казахстана приобрел Народный банк.
На отчетной встрече в феврале 2021 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов признал: «Да, на самом деле все эти строения, которые остались, не красят облик города». Градоначальник заверил жителей, что работа по привлечению средств, приостановленная на время пандемии, продолжается, и многострадальное наземное метро все-таки планируется достроить. Правда, о каких сроках и объемах идет речь, Кульгинов рассказать не смог.
А воз и ныне там.
По этому маршруту и стоят недостроенные железобетонные конструкции, создающие постапокалиптический пейзаж в Нур-Султане.
Если говорить о сроках и километрах, то более 90 лет назад в Казахстане за три года построили 1 145 километров легендарного Турксиба. Это при том, что казахстанцы прокладывали рельсы через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески, противостоя пронизывающим ветрам и бешеному перепаду температур, практически без техники, вручную.
На третьем десятке третьего тысячелетия новая столица страны уже несколько лет изуродована железобетонными опорами, которые постепенно разрушаются, мешают развитию дорог и раздражают жителей.
Astana LRT: проект или авантюра?
Проект «Astana LRT» стал довольно широко известен даже за пределами Казахстана не только из-за спорности самой идеи проекта, но и из-за многочисленных скандалов, сопровождающих его реализацию.
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!
Рельсовые пути проекта “Астана LRT”. Фото из официального сайта проекта clrt.kz
Строительство «Astana LRT»–LightRailtransport, что в переводе означает – легкорельсовый транспорт, началось еще в 2011 году, и должно было завершиться к концу июня 2020 года, а в августе этого же года, планировался запуск электропоезда. Проект надземного транспорта должен был включить в себя 18 станций, 19 единиц подвижного состава и депо, которое расположится в районе международного аэропорта Астаны. Проект «Astana LRT» стал довольно широко известен даже за пределами Казахстана не только из-за спорности самой идеи проекта, но и из-за многочисленных скандалов, сопровождающих его реализацию.
Линии ЛРТ раскинулись по 53 странам на всех континентах и в общей совокупности ежедневно перевозят 45 миллионов пассажиров в 388 городах. В 1950-1970 годах, пока одни страны совершили катастрофическую ошибку, избавляясь от трамвайных линий под давлением волны автомобилезации, другие занялись модернизацией подвижного состава и обособлением трамвайных путей. Так и родились проекты по созданию ЛРТ.
Легкорельсовый транспорт в Южной Корее. Фото: wikiwand.com
Вторая волна развития ЛРТ началась в середине 1980-х годов, когда частично разобранные линии, в особенности в странах Европы и Северной Америки, начали собирать вновь. Только в 2000-2015 гг. было открыто 70 новых ЛРТ систем. При этом в одном только 2016 г. было создано 289 км.линий в 19 странах мира. Новые системы открылись в Рио-де-Жанейро, Циндао, Быдгоще, Канзас-Сити, Сиэтле и Вашингтоне.
Легкорельсовый транспорт в Южной Корее. Фото: wikiwand.com
С начала 2000-х годов линии ЛРТ также появились на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. В минувшем году две новые линии появились в Латинской Америке: Медельине (Колумбия) и между городами Сан-Висенте и Сантос (Бразилия).
Легкорельсовый транспорт г. Онтарио, Канада. Фото: everest.ua
ЛРТ может играть роль транспортной магистрали между средними городами (200-600 тысяч жителей), но также может служить в качестве подвозящих линий для метрополитенов с большей пропускной способностью или служить для транспортировки приезжающих на работу жителей пригородов в более крупных агломерациях.
Первый этап строительства ЛРТ в Астане еще не закончен, и есть сомнения в том, закончат ли его вообще. Мало того, развернулись дискуссии вокруг того, а нужно ли этот проект достраивать. Идея строительства легкорельсового транспорта в столице Казахстана – тогда городе Астане – родилась у первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Поскольку Астану с самого начала называли детищем Назарбаева, все проекты по обустройству главного города республики всегда были прерогативой первого президента.
Итак, история проекта LRT в Астане началась в 2005 году, когда акимат (мэрия) города, исполняя поручение президента Назарбаева, заговорил о необходимости создания нового вида городского транспорта для решения проблем транспортной инфраструктуры быстро растущей столицы Казахстана.
В 2006 году тогдашний аким (мэр) Астаны Умирзак Шукеев представил ТЭО (Технико-экономическое обоснование) проекта. Однако в том же году он был переведен в акимы (губернаторы) своей родной Южно-Казахстанской области.
В 2008 году новый аким столицы Аскар Мамин предложил отказаться от LRT и реализовать проект BRT (Busrapidtransit) – систему скоростных автобусов. Как Мамин приступил к реализации своего предложения, на его место в том же 2008 году назначили Имангали Тасмагамбетова.
Новый мэр Тасмагамбетов возродил идею LRT и даже предпринял целый ряд конкретных действий. Он создал товарищество с ограниченной ответственностью «Astana LRT» со 100-процентным участием акимата, которое и выступало заказчиком строительства LRT.
Правительство Франции выделило грант в 570 тысяч евро на реализацию проекта. Видимо, в благодарность, подрядчиком 1-й очереди проекта определили французскую компанию “Alstom” вместе с двумя казахстанскими фирмами.
Рельсовые пути проекта “Астана LRT”. Фото: clrt.kz
Нурсултан Назарбаев накануне Дня столицы в июле 2011 года принял участие в закладке капсулы в честь начала строительства LRT. Озвучивалась стоимость проекта в 2,3 млрд. долларов США. Причем это были не все расходы по проекту.
До 2013 года искали дополнительные источники финансирования. Азиатский банк развития, который Казахстан рассматривал как один из вариантов финансирования, выдал заключение о чрезмерной дороговизне проекта и отказался от участия в нем.
Назарбаев поручил отказаться от дорогого проекта и рассмотреть альтернативу. В 2014 году мэр Астаны Тасмагамбетов вынужден был вспомнить о проекте BRT, который, согласно расчетам, был значительно дешевле. Однако в том же 2014 году Имангали Тасмагамбетов покинул пост акима Астаны, его сменил Адильбек Джаксыбеков. Он приостановил создание системы BRT и предложил вернуться к строительству легкорельсового транспорта. Нурсултан Назарбаев это одобрил.
Рельсовые пути проекта “Астана LRT”. Фото: clrt.kz
Спустя пару месяцев после назначения Джаксыбекова, заместителем к нему пришел работать Нурали Алиев, сын Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой, внук Нурсултана Назарбаева. Именно он презентовал проект «Новая транспортная система Астаны», по которому власти столицы Казахстана снова возрождали идею строительства LRT.
Нурали Алиев, выступая перед депутатами маслихата – представительного органа столицы, так обосновал возврат к легкорельсовому транспорту: «Перед акиматом стояла иная задача: построить современную линейную систему пассажирского транспорта без значительного воздействия и нагрузки на улично-дорожную сеть. В условиях быстрого роста столицы в будущем LRT минимизирует влияние на улицы и дорожную ситуацию»,- сказал Н. Алиев.
Проект надземной станции “Астана LRT”. Фото: clrt.kz
Накануне проведения всемирной выставки ЭКСПО-2017 в столице Казахстана, в 2016 году заместитель акима Астаны Нурали Алиев представил программу модернизации транспортного комплекса города на 2015–2019 годы. Согласно этой программе, изучение мирового опыта позволило выяснить, что LRT станет «идеальным решением для столицы».
«Это система легкого метро, маршрут которого пролегает по эстакадному пути, над землей, тем самым практически исключая нагрузку на традиционную транспортную систему. Помимо этого, LRT обеспечит безопасность, мобильность, комфорт пассажироперевозок, а также существенно сократит время передвижения», – говорил Нурали Алиев.
Подвижной состав проекта “Астана LRT”. Фото: clrt.kz
LRT обещали запустить к ЭКСПО. Протяженность в очередной раз сократили до 22,4 километра (первоначальная протяженность – 61,1 км, затем – 41,8 км). Эстакада должна была соединить Международный аэропорт Астаны, выставку ЭКСПО, строящийся уже много лет многофункциональный комплекс “Абу-Даби Плаза” и новый железнодорожный вокзал “НұрлыЖол”.
Уже в марте 2016 года Нурали Алиев покинул должность заместителя акима Астаны. А в мае того же года был открыт доступ к документам «Панамского досье», где фигурировало имя Нурали Алиева, его отца – тогда уже покойного Рахата Алиева и его матери – Дариги Назарбаевой. После ухода внука президента Назарбаева с должности в акимате Астаны один из заместителей акима столицы сообщил, что LRT построить к ЭКСПО не успеют.
События 2013-2014 годов наводят на мысль, что возврат к проекту LRT был подготовлен. В период поиска источников финансирования строительства проекта в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин приезжал с визитом в Астану и встречался с Нурсултаном Назарбаевым и тогдашним премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.
В конце 2014 года новым акимом столицы Джаксыбековым объявлено о возрождении проекта LRT. А уже в 2015 году премьер-министр Карим Масимов едет в Пекин и договаривается о сотрудничестве по строительству LRT с консорциумом китайских компаний.
После длительных переговоров в том же 2015 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и председатель КНР Си Цзиньпин подписали первую часть ЕРС-контракта (Engineering-Procurement-Construction) и кредитное соглашение на финансирование проекта.
ЕРС-контракт предусматривает реализацию проекта на условиях проектирования, снабжения и строительства подрядчиком. Консорциум китайских компаний должен был выполнить работы на 1,6 млрд. долларов, это 80% стоимости проекта. Банк развития Китая по кредитному соглашению предоставлял эту сумму на 20 лет под 2,5% годовых. Остальные 20% (более 200 млн. долларов США) должна оплачивать казахстанская сторона.
Депо проекта “Астана LRT”. Фото: clrt.kz
Тезис о подготовленности возвращения к реализации проекта LRT может быть подтвержден еще и тем фактом, что строительство легкорельсового транспорта в столице Казахстана включено в перечень приоритетных зарубежных проектов китайской программы “Один пояс – один путь” наряду с другими 11 проектами в разных странах. А то, как основательно готовят госпрограммы в Китае, известно давно и всем.
Касательно финансирования строительства LRT в Астане чрезвычайно интересно то, что впервые государственную гарантию получила компания квазигосударственного сектора (то самое ТОО «Astana LRT» со 100-процентным участием акимата).
А также то, что выплата средств Банком развития Китая производилась на счета казахстанской компании (все тому же ТОО «Astana LRT»).
Это – из ряда вон выходящий прецедент, т.к. в Китае действует хоть и негласный, но жесткий принцип – «все деньги должны оставаться в стране», т.е. обычно китайские банки перечисляли деньги даже по международным кредитным соглашениям только на счета китайских компаний, участвующих в проектах. Таким образом, выплаты по кредитному соглашению между Казахстаном и Китаем обычно должны были перечисляться на счета китайских компаний, входящих в консорциум по строительству LRT. В этом проекте все происходило иначе.
Как уже упоминалось выше, с самого начала проект LRT сопровождался скандалами, связанными с финансовыми нарушениями.
Еще в 2014 году Национальное бюро по противодействию коррупции обнаружило, что созданное акиматом столицы ТОО «Астана LRT» из бюджетных средств перечислило более 300 миллионов тенге (около 2 млн. долларов США по курсу 150 тенге/доллар) на счет одной из подрядных организаций, превысив действующий лимит на 125 миллионов (833,3 тыс. долларов по курсу 150 тенге/доллар). Всего год спустя были выявлены финансовые нарушения уже на 9 млрд. тенге (48,7 млн. долларов США по курсу 185 тенге/доллар).
В 2017 году проектом занялся заместитель премьер-министра Аскар Мамин, в бытность акимом Астаны предлагавший реализовать другой транспортный проект – скоростных автобусов (BRT). Мамин создал «Дирекцию по строительству LRT» в форме государственного ТОО, которое и начало стройку.
Новый аким столицы Асет Исекешев сообщил о пересмотре основных пунктов договора — изменении стоимости проекта, расширении колеи рельсов и сокращении территории депо. Исекешев сначала объявил выговор директору ТОО «Astana LRT» Талгату Ардану, а затем освободил его от должности.
Из-за невыполненных обязательств предыдущего руководства начались судебные разбирательства. Было начато досудебное расследование по уголовному делу в отношении Талгата Ардана. Его объявили в международный розыск.
Китайские подрядчики пожаловались Нурсултану Назарбаеву, что новые условия контракта неприемлемы, а действия ТОО «Дирекция по строительству LRT» воспринимаются как препятствование началу строительства. Они назвали условия неприемлемыми и пригрозили не только разрывом договора, но и штрафными санкциями. Тем не менее, строительство началось. Консорциум китайских компаний привлек в Астану 1414 человек, из которых больше половины – простые рабочие. На 17 октября 2017 года они успели возвести 1 974 буронабивных свай, 143 ростверка, 38 опор и шесть сборных балок.
Конструкции проекта “Астана LRT” установленные на сегодняшний день. Фото CABAR.asia
26 июня 2018 года из госбюджета Казахстана на строительство LRT было выделено 16,2 млрд. тенге (более 87,5 млн. долларов США по курсу 185 тенге/доллар). А уже 27 июня стало известно, что 258 млн. долларов бюджетных денег, в т.ч. деньги из китайского кредита, «застряли» на депозите в «Астана Банке», у которого Нацбанк отозвал лицензию из-за финансовых проблем.
По данным ТОО «Астана ЛРТ», на 1 августа 2019 года Банк развития Китая выделил 343 млн. долларов.
Выполнено 15% строительно-монтажных работ. В целом консорциум китайских компаний оказал услуги на 313 млн. долларов, из которых оплачено только 86 млн. долларов.
Таким образом, долг подрядчикам составляет 203 млн. долларов.
Помимо этого, по поручению президента Касым-Жомарта Токаева антикоррупционное ведомство Казахстана провело проверку обоснованности расходов на проект.
Озвученная сумма ущерба бюджету составляет более 5 млрд. тенге (около 13 млн. долларов по курсу 386 тенге/доллар). Следствие вскрыло схему миллиардных хищений, организованную, по данным Агентства по противодействию коррупции, руководителем ТОО «Astana LRT» Талгатом Арданом, уже объявленным в международный розыск, и бывшим заместителем акима Астаны Канатом Султанбековым (10.2009 – 12.2014 гг.).
Конструкции проекта “Астана LRT” установленные на сегодняшний день. Фото CABAR.asia
В хищениях, по версии следствия, также участвовали бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов и бывший начальник управления экономики и бюджетного планирования Астаны Жанат Нурпиисов. Всеми перечисленными чиновниками были утверждены завышенные на 24 млрд. тенге (почти 130 млн. долларов по курсу 185 тенге/доллар) расходы на строительство LRT.
В 2017 году Канат Султанбеков, будучи председателем правления национальной компании «Казахстан Инжиниринг» – подведомственной организации Министерства обороны Казахстана, уже был осужден за взятки на 10 лет лишения свободы.
Впоследствии срок заключения был заменен на штраф в сумме более 2 млрд. тенге (более 6 млн. долларов по курсу 322 тенге/доллар), выплаченные Султанбековым в феврале 2018 года. Рашид Аманжулов, как посредник при передаче взяток, был арестован по делу Султанбекова в апреле 2017 года. Но информация о приговоре в отношении него в открытых источниках отсутствует.
По делу о хищениях при строительстве LRT Рашида Аманжулова опять арестовали. Вместе с ним арестован Жанат Нурпиисов, с марта 2016 года избранный секретарем маслихата Нур-Султана (выборный представительный орган столицы). Каната Султанбекова, как и Талгата Ардана, объявили в международный розыск.
Правительство Казахстана и акимат Нур-Султана (так теперь называется столица Казахстана) решили изыскать другие источники финансирования строительства проекта, отказавшись от кредита Банка развития Китая.
Для этого ТОО «Астана LRT» выпустило облигации на 1,5 млрд. долларов. Ценные бумаги на 525 млн. долларов уже разместили на бирже AIX Международного финансового центра «Астана». На 400 млн. долларов этих бумаг приобрел Народный банк Казахстана, для чего ему пришлось продать на рынке 5% своих акций.
Остальное предлагают приобрести Национальному управляющему холдингу «Байтерек», в который входят все казахстанские институты развития, такие как Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана и т.п. Из полученных от размещения облигаций 420 млн. долларов был полностью погашен займ Банка развития Китая в 343 млн. долларов.
Помимо этого, в консорциуме подрядчиков проекта одну из 3-х китайских компаний, к которой у казахстанской стороны были претензии по качеству производимых работ, сменило казахстанское ТОО «Integra Construction» (бывшее ТОО «Жол Жондеуши» – дочерняя компания ENRC Logistics).
Учредителем казахстанской строительной компании выступает ТОО «PRIME System KZ», которое в свою очередь учредили Орифджан Шадиев и Садыр Махмутов. Орифджан Шадиев – племянник гражданина Бельгии Патоха Шодиева, одного из акционеров ENRC (Eurasian Natural Recources Company, ныне – ERG, Eurasian Recources Group), партнера Александра Машкевича и Алиджана Ибрагимова.
До июля 2019 года Орифджан Шадиев был 100-процентным владельцем казахстанских банков «Asia Credit Bank» и «Capital Bank». В июле 2019 года оба финансовых института объединились с «Tengri Bank», стратегический акционер которого – индийский Punjab National Bank. Орифджан Шадиев владеет долей в объединенном банке.
Конструкции проекта “Астана LRT” установленные на сегодняшний день. Фото CABAR.asia
По всей видимости, предпринимаемые правительством Казахстана и акиматом города Нур-Султан меры позволят закончить 1-ю очередь строительства LRT, хоть и в сильно сокращенном виде.
Правда, в какие сроки это произойдет, прогнозировать никто не берется.
«Стройка века» заморожена и о «прекрасном будущем» Нур-Султана сейчас напоминают только уродливые конструкции на левобережье столицы, которые жители уже окрестили «виселицами».
Данное расследование подготовлено в рамках проекта «Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.