Лубочная живопись что это такое

Лубочная картинка

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Содержание

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В России

В России XVI века, начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».

В XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Источник

Лубок — древнее русское искусство с заграничными корнями: суть, виды, жанры, история

Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.

История возникновения и развития лубка

Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке. В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию. Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки. Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения. Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.

Типы, жанры и отличительные особенности лубка

Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся:

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим отличную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. Здесь же можно напрямую купить картины, иконы, скульптуры у современных художников.

Источник

Лубок

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Содержание

История

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В России

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

Типы лубков

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских [2] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

Эволюция развития русского лубка

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такое

Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

Источник

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такоеeponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Что такое лубок?

Лубочная живопись что это такое. Смотреть фото Лубочная живопись что это такое. Смотреть картинку Лубочная живопись что это такое. Картинка про Лубочная живопись что это такое. Фото Лубочная живопись что это такоеИ русское слово «буква», и английское слово «book», и немецкое «das Buch» связано с названием дерева бук. Дерева твердого. Это его свойство использовали первые печатники. На твердых буковых досках гравировали (в зеркальном отражении) страницу книги, с которой потом делали многочисленные оттиски. Твердое дерево успешно сопротивлялось давлению печатного пресса (слово «пресса» как раз и происходит от «presso», «давить») и позволяло напечатать множество экземпляров книги, в первую очередь Библии. Вырезать цельные страницы было сложно, к тому же при таком способе производства книг во множестве могли возникнуть опечатки. Поэтому довольно скоро печатники придумали собирать печатаемый текст из отдельных букв. В Европе первопечатником считается Иоганн Гутенберг. О нем было написано в статье от 08.05.2013.

Но существовала и другая технология печати. На доске из мягкого дерева, чаще всего, из липы, рисовали рисунок. Там, где на рисунке должен был быть белый цвет, дерево вырезали, делая углубления. Черные части рисунка оставались выпуклыми. Затем полученную доску мазали густой черной краской (такой, чтобы она не стекала в углубления), накладывали сверху лист бумаги и прокатывали по листу валиком. На бумаге образовывался отпечаток. После чего бумагу снимали с доски и давали краске высохнуть. В ходе этого процесса печати валик не оказывал большого давления на липовую доску, она не разрушалась, и с одной доски можно было сделать множество оттисков. Поскольку в процессе участвовала липовая доска, которая называлась «луб», отпечатанные с нее рисунки назывались «лубком».

Липа – дерево, растущее по всей Европе и известное всем живущим здесь народам. Поэтому и названия этого дерева во многих центрально-европейских языках похожи: лiпа по-украински и по-белорусски, liepa по-литовски и по-латышски, linden по-немецки. Кстати, по-эстонски липа называется pärn. Так что эстонский город Пярну – это Липовый город. Так же, как латвийский порт Лиепая. Ну, а главная, парадная, улица Берлина называется «Unter den Linden» – «Под липами». Слово «луб» происходит от индоевропейского корня «lip» или «lib», которым называли и дерево и то, что с этого дерева получают. «Лубом» называли не только липовые доски, но и мягкую липовую кору, из которой плели рогожи и лапти. Так что для своей пользы люди обдирали липовое дерево настолько, что «ободрать, как липку» вошло в поговорку. Да, и слово «палуба» – тоже родственник лубка. Ее ведь настилали из липовых досок, луба.

Но вернемся к лубку. Липа – материал мягкий, в отличие от бука. Изготовить липовую доску было проще, поэтому в конечном счете лубок стоил дешевле книги. Это было массовое чтение, вроде нынешних листовок. А может быть, даже и газет.

Темы лубков были достаточно разнообразны. Во-первых популярное изложение библейский сказаний и проповедей, во-вторых, попросту сказки и забавные истории, в-третьих информационные статьи (говоря нынешним языком) на темы географии, политики, и всякого рода полезные советы. Думается, что большая часть темника topauthor.ru могла бы послужить темой для лубка. Кстати, а не попробовать ли?

Впрочем, идея не новая. В этом стиле, например, работает современный художник Андрей Кузнецов.

Технология изготовления лубка определяла технику его рисунка. Мягкая доска позволяла делать изогнутые фигурные контуры. Острые углы получались плохо, поэтому рисунок лубка состоял из плавных линий. Пояснительный текст иногда служил узором и фоном для картинки.

Печать лубков была массовым производством. Массовое производство предполагает разделение работ. Были художники, наносившие карандашом рисунок на деревянную доску. Их называли знамёнщиками. Гравировали рисунок на доске граверы. Полученные черно-белые лубки назывались простовики. Их отвозили в специальные артели, где работали цветальщики, в основном женщины и дети. Таких артелей много было в подмосковных и владимирских селах и деревнях. Один цветальщик за неделю раскрашивал тысячу лубочных листов-простовиков и получал за эту работу рубль. По старым ценам – неплохо. А уж раскрашенные лубки торговцы распродавали тысячами на ярмарках и в городских магазинах.

Вплоть до 19-го века в Москве большая торговля лубяными изделиями была на площади, которая так и называлась, Лубянка. Кроме дров, саней, возов, а также коробов и лаптей, здесь торговали и лубками. Неподалеку, на углу Рождественского бульвара был район, который назывался Печатники. В этом районе жили мастера, изготавливавшие лубки. Здесь до сих пор находится знаменитая церковь «Успения в Печатниках». А неподалеку находится еще одна церковь с «лубочным» названием «Троицы в Листах». Около ограды этой церкви по праздникам продавали лубочные картинки.

Лубки стоили недорого, на порядок дешевле книги. Поэтому их охотно покупали. К тому же такая красочная картина вешалась на стену и украшала собой избу. Помните фильм «Операция Ы», где Г.Вицин продает на рынке лубочного вида гобелены? «Граждане новоселы, внедряйте культурку. Вешайте коврики на сухую штукатурку. Никакого импрессионизма, никакого абстракционизьма!» Так что это искусство было любимо народом аж до революционного 1917 года. А после роль лубков взяли на себя плакаты. Причем многие послереволюционные плакаты даже не слишком таили свое родство с простонародным лубком. Даешь народу народное искусство!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *