Лучи побледнели зефиры ушли что значит

Листья Фёдора Тютчева

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Источник

Смысл произведения «Листья» Тютчева

Природа вдохновляла Ф. И. Тютчева. Через неё он рассматривал философские вопросы: размышления о смысле жизни, её цикличности, хаосе и порядке, бессмертия и смертности, единства человека с природой, его свободы и противоборства характеров. Всё это раскрывается через аллегорию и противопоставление, обыгрывается в чётких, запоминающихся образах.

Стихотворение «Листья» было написано Ф. И. Тютчевым в 1830 г. в Германии, когда он заинтересовался философией Шиллинга. В основе воззрений философа лежало единство противоположностей и свободы человека. Поэт тесно общался с немецкой интеллигенцией того времени, поэтому размышления Шиллинга нашли своё отражение в его поэтике.

Композиция «Листьев» представлена монологом, главным лирическим героем выступают листья. В стихотворении выделяются две смысловые части: в первой листва размышляет о «тощей зелени» сосны и ели, а во второй, проведя небольшой анализ безжизненного существования вечнозелёных растений, решает улететь, подхваченная ветром, чтобы не коротать оставшийся век на ветвях. В стихотворении четыре октавы (восьмистишья), размер представлен двустопным амфибрахием с перекрестной рифмой по схеме АВАВ.

Стихотворение является синтезом философской и пейзажной лирики, также его относят к романтизму, так как «Листья» содержат характерные черты данного направления: интерес к природе, индивидуальный взгляд лирического героя на окружающий мир, отличающийся таинственностью, склонностью к философским размышлениям и внутреннему протесту. Жанровая принадлежность – элегия.

Смысл стихотворения заключён в жажде свободы, возможности выбора собственного жизненного пути. Однако в философской основе «Листьев», помимо рвения к свободе, противоборства мятежного молодого духа духу старости и цикличности, также лежит вопрос бытия: жизнь-отсутствие жизни, обыгрываемый с позиции её полноты и ущербности. Лирический герой – листья – выражает свою неприязнь к «тощей зелени», кутающейся в холодный снег. Она некрасива, не живёт полной, бурной жизнью, не радует глаз человека так, как «лёгкое племя», цветущее и блестящее под лучами летнего солнца. Хвоя предстаёт перед глазами листвы в неприглядном виде: она стара, неизменна, немощна. Она кутается в холодный снег, сохраняя вечную зелень, подобную «иглам ежа», не может цвести и блестеть так же, как молодые побеги листвы.

Но наступает осень – пора увядания. Листья, скоротав свой недолгий, но яркий и насыщенный век, прожив полную, с их точки зрения, жизнь, молят ветер сорвать их с ветвей и унести прочь. Они не желают уподобиться несвежей зелени еловых ветвей, жухнуть, чахнуть и стареть. Позиция «лёгкого племени» заключена в нежелании даром «висеть и желтеть». У листьев нет ни капли сожалений: они были прекрасны всё лето, радовали глаз и питались росой, а теперь, подобно птицам, готовы покинуть «докучные ветви». Паря в объятиях ветра, они успеют оттянуть приближение неизбежного увядания на дереве.

Рисуя противоположные образы, поэт показывает нам только одну позицию – бойкую, живую, осознанно выбирающую свою судьбу. В этом и заключается тема свободы, также раскрывающаяся в этом стихотворении.

Несмотря на тяжелую тему, стихотворение не создаёт печального настроения. Бойкий монолог листвы, как уже отмечалось выше, не полон сожалений, вызванных скорейшим увяданием, а скорее выражает протест. Жизнь продолжится в полёте, пока ветерок не уложит листву на промозглую осеннюю землю, после зимы наступит весна, и на тонких ветвях деревьев снова заблестит «лёгкое племя», радуя человеческий взор.

Поэт тщательно подбирает средства выразительности, наполняя стихотворение живыми образами: метафоры позволяют представить дремучие замерзшие ели («закутавшись, спят»), эпитеты наделяют героев особенными чертами («тощая зелень» и «докучные ветви»), олицетворение создает атмосферу наступающей осени («лучи побледнели» и «зефиры ушли»), сравнения выражают пренебрежительное отношение листьев к хвое («зелень, как иглы ежа»), аллитерация используется для выражения настроения листьев через чередование словосочетаний с согласными звуками «с», «ж» и «р», а риторическое восклицание («не лучше ль за ними и нам улететь!»), как и лексический повтор («скорее, скорей» и «летите, летите») — для выражения буйной натуры листьев.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 5

Источник

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть картинку Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Картинка про Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть картинку Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Картинка про Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть картинку Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Картинка про Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит

История создания

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, а опубликовано лишь в 1879.

В 1821 году Федора Ивановича приглашают за границу в роли сверхштатного чиновника. Поэт соглашается и уже в 1822 году уезжает в Мюнхен. В Россию он вернётся лишь в 1844 году, но его стихи будут публиковаться на родной земле всё это время, так как Александр Сергеевич Пушкин заверил его в этом.

Творчество Федора Ивановича можно разделит на три условных периода.

Стихотворение «Листья» было опубликовано спустя 6 лет после смерти поэта.

«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления» (И. С. Тургенев)

Жанр, направление, размер

Жанр разбираемого стихотворения «Листья», безусловно, философская лирика. Часто стихотворения данной жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснение одних предметов или явлений с помощью других.

Тютчеву характерен пантеизм, то есть одухотворение природы. Частым явлением бывает принятие тютчевских произведений за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через природу, поэтому справедливо будет считать данное произведение «природно-философским».

Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных черт данного направления считается следование природе, а лирический герой таких произведений отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.

Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители этого течения считали, что назначение поэзии — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.

Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.

Условно произведение относится к пейзажной лирике, поскольку характеризуется описанием природы и отсутствием лирического героя в привычном виде. На самом же деле, стихотворение принадлежит жанру философской лирики.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

«…Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!»

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

«О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!»

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

средства художественной выразительности в стихах фета и тютчева

Средства художественной выразительности: метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы». Эпитет — «жестокая пора». Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют). Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей. Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни». Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего. В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны. Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих переживания

Образы и символы

Стихотворение «Листья» интересно тем, что лирический герой представлен в образе одного из множества листьев. То есть он один из многих, из многих «простых», один из «легкого племени». Охарактеризовать его можно как жизнерадостного и авантюрного.

Всё произведение построено на простых образах. Можно предположить, что хвойные иголки – это люди «консерваторы», живущие «по накатанной», без возможности, или даже желания, что-либо изменить, рискнуть, без желания как-то «украсить» свою жизнь, жизнь окружающих. Поэт пишет, что «их тощая зелень…ввек не желтеет, но ввек не свежа», то есть они выглядят так же, как и все, но жизненного огонька в них нет, он утерян.

Листья же – это другая категория людей, которые не бояться перемен, людей рискованных, стремящихся к лучшему, ищущих приключения. Автор называет таких людей «племенем», то есть объединением, не связанным территориально, но связанных родовыми отношениями, в данном случае идейным началом.

Также интересно то, что автор признает «быструю» жизнь таких персонажей, но также он пишет о том, что они «краткое время на сучьях гостят», то есть уйдут одни «листья», но на их месте обязательно появятся другие, такие же яркие, «живые», стремящиеся улететь.

«Всё красное лето Мы были в красе»

«Красный» и «красе» — слова, с общим смыслом. Символика данного цвета многообразна, но положительна со всех сторон. Красный – символ власти и мудрости, символ влюбленности, символ красоты, символ огня, символ радости и полноты жизни. Выбранные метафоры не случайны, можно предположить, что данные строки обозначают нахождение «лиственничных» людей на «передовой» жизни, такие люди в курсе всех происходящих событий, они полны жизни.

«Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли.»

Эти строки можно перевести как смена подходящей, «воинствующей» обстановки, или же смена собственной точки зрения. После таких перемен в голову «авантюрным» листьям приходит мысль:

«Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!»

То есть смена окружающей обстановки, смена устоя требует смены «листьев», требует новых взглядов, новых смельчаков, которые обязательно появятся на освободившихся местах.

« О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!»

Ветер – это символ времени, скорости и пространства, а также возрождения. Неспроста лирический герой в произведении Тютчева просит ветра «сорвать» его с надоевших «ветвей». Данная строфа, данные строки передают готовность к самопожертвованию лирического героя ради лучших перемен, ради скорейших перемен, ради светлого будущего.

Анализ стиха Листья Тютчева 6 класс

Главными героями стихотворения Федора Ивановича Тютчева выступают непосредственно листья. Их век контрастен, ярок, однако, весьма недолог. Тютчев сравнивает их с хвойными иголками. Лист меняет твой цвет в зависимости от времени года, хвоя же зимой и летом одного цвета. Но автор, все-таки, принимает сторону короткой, но яркой жизни.

Стихотворение самобытно, потому что многие слова уже сейчас являются архаизмами. Так, например, Тютчев использует слово «зефиры», которым раньше поэты называли теплые ветра.

Возникает главный вопрос всего произведения. Если сравнивать жизнь людей и листьев, что лучше? Жить ярко и быстро или же принять сторону размерной и спокойной жизни. Зачастую, жизнь поэтов и писателей сродни судьбе листьев, в то время, как большая часть общества живет в стиле иголок.

Одушевленные листья именуют себя «легким пламенем». Они глаголят о легкой и веселой жизнедеятельности, цветут и играют красками, будто гости на ветках деревьев. Летом они купаются в утренней росе, напоминая молодежь, которая полна сил и желания жить.

Но вот в стихотворении автор переходит к осени. Юность листьев закончилась, цветы отцвели и птички улетели в теплые края. Подобно людям, и желто-багровые листья вспоминают о счастливых теплых деньках.Во второй половине стихотворения перед читателем изображаются скудные картины завершающейся прекрасной поры и печаль от приближающейся зимы. Именно в этот момент листья просят сорвать их с деревьев как можно скорее. Приближение метелей и снегов кажется печальной авантюрой. Именно в этом мы слышим нотки уверенности и страсти.

Отрадно заметить, что стихотворение было написано Федором Ивановичем в семнадцатилетнем возрасте. Но юноше удалось поставить себя на место человека в возрасте и взглянуть сверху на молодые годы, приняв на душу все тяготы старчества. Это лирическое и немного философское произведение.

Кратко по плану 6 класс

Темы, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.

Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.

Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.

Темы и проблемы

Одной из главных проблем данного произведения можно выделить то, что человеческая жизнь проходит очень быстро. Данную проблему поднимали очень многие авторы, но чем хороша философская лирика – взгляды всех людей различны. Благодаря этому, мы имеем возможность лучше узнать каждого из них.

В стихотворении «Листья» Федор Иванович заставляет задуматься о том, как именно мы проживаем свою жизнь. Будем ли мы сидеть на одном месте, как это делают хвойные иголки, или же будем стремиться к новому и неизведанному, беря пример с листьев?

Каждый человек сам кузнец своего счастья. Кому-то ближе жизнь консерватора, который весь отмеренный век будет сидеть на одном месте, так и не решившись на что-то. Другие же всю жизнь горят, пытаясь успеть узнать и попробовать все. Не стоит судить людей за их выбор. Каждый из нас это индивидуальность, именно благодаря этому и интересно жить. Ведь если бы все люди жили и мыслили одинаково – это бы было очень скучно и не интересно.

Федор Иванович на примере описания разного вида деревьев умудрился поднять очень острый и важный вопрос быстротечности жизни. Это и является основной темой и проблемой произведения, а вот как кто к этому отнесется – это уже второй вопрос.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Листья» — это свобода выбора собственного жизненного пути каждого человека. Каждый человек сам выбирает, в какие краски раскрасить ему день, какое место он будет занимать в обществе, насколько ярко и заметно пройдет отмеренное время, каждый человек сам решает, попробовать ли изменить что-то к лучшему или не предпринимать ничего.

Смысл стихотворения «Листья» выражен в этой известной цитате:

«Неважно, сколько дней в твоей жизни, — важно, сколько жизни в твоих днях.»

Средства выразительности

Работ стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.

Автор: Кристина Асаулова

Направленность и образы в стихотворении

Стоит отметить, что Тютчев в произведении выбирает олицетворения неслучайно. Структура стихотворения тоже поражает не меньше. Это монолог, песнопение листьев, желающих подчиниться непокорному ветру. Описываются их чувства и намерения. Это и есть лирические персонажи творения. Федору Ивановичу и читателям остаётся лишь безмолвно наблюдать за происходящим.

Жанром произведения является элегия, поскольку внимание уделяется не только ландшафту, но и описанию переживаний. Во второй части прослеживается драматичность, хоть мечтающие о путешествии листья и воодушевлены. Стихотворение написано двустопным амфибрахием. Федор Иванович отдал предпочтение перекрестной рифмовке.

Источник

Стихотворение и анализ «Листья»

Хоть ввек не желтеет,

Так что же нам даром

Не лучше ль за ними

Скорей нас сорвите

Краткое содержание

Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Смотреть картинку Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Картинка про Лучи побледнели зефиры ушли что значит. Фото Лучи побледнели зефиры ушли что значит

Г. Геркен. Осеннее великолепие. 2012

Ели и сосны на протяжении холодных зимних месяцев крепко спят, укутанные в снежные шубы. Их листва, внешне напоминающая ежовые иголки, никогда не пожелтеет, но и никогда не будет восхищать своей свежестью.

В сравнении с ними, существуют другие листья, представляющие собой «иное племя», способное цвести и благоухать. К сожалению, жизнь их недолговечна: едва отзвучат последние птичьи трели и умчатся тёплые порывы ветров, листья не желают продолжать висеть на ветках, желтеть и умирать. Они умоляют буйный ветер их сорвать, чтобы вместе умчаться в дальнее путешествие.

История создания

Будучи дипломатом, Тютчев, начиная с 1821 г., служил в Мюнхене. Там он проникся философией Шеллинга, утверждавшей идею единства противоположностей в природном мире. Через девять лет проживания за пределами России поэт написал данное стихотворение. В нём наглядно отражена ключевая философия Шеллинга, с которым Тютчев познакомился лично. Стихотворение увидело свет в журнале «Русская беседа» в 1879 г. Оно остаётся и по сей день блистательным образцом пейзажно-философской лирики в отечественной литературе.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет жанр «элегия»: в нём через пейзажную зарисовку раскрываются глубокие мысли философского толка. В стихах второй части заметны ноты грусти и тоски, несмотря на то, что листья вдохновенно радуются предстоящему путешествию.

Стихотворный размер – двухстопный амфибрахий, рифма перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог листьев. С формальной точки зрения оно состоит из четырёх октав. В смысловом аспекте выделяются две части:

Часть первая – это раздумья листьев о всемирном хаосе.

Часть вторая – сравнение «тощей зелени» хвойных иголок со своей красотой, принятие решения лететь вместе с ветром в дальнее путешествие.

Образы и символы

В стихотворении представлено три ключевых образа, позволяющих нам понять основную смысловую идею произведения:

образ листьев – именно листья играют роль лирического героя и рассказчика. Всё повествование ведётся от их лица. В образе листьев прослеживается человеческая натура. Они символизируют людей, не способных долго сидеть на одном месте, ожидая старость. Такие активные люди постоянно стремятся к новым горизонтам и личной свободе;

образ сосновых/еловых игл – это «тощая» зелень, которая «век не желтеет». Хвойные иглы символизируют иную категорию людей, которым свойственны такие качества, как: косность, узость мировоззрения, нежелание меняться и развиваться. Иглы хотят жить однообразно, не стремясь к открытию новых горизонтов;

образ ветра символизирует надежды и возможности, которые даются человеку мирозданием, но которыми он не всегда пользуется. Ветер – это символ решимости, активного начала, стремления к переменам.

Темы и настроение

Основная тема произведения – раздумье листьев о собственной судьбе, а также противопоставление холодного разума мятежной душе. С целью более полного раскрытия темы Тютчев развивает одновременно два направления: размышление листьев о своей «жизни» и противопоставление мятежной натуры холодному спокойствию. Для раскрытия души природы поэт активно применяет приём очеловечивания листьев.

Основная идея

Главную идею Тютчев выразил единственной строкой: «…так что же нам даром висеть и желтеть?». Поэт доносит до нас следующую идею: лучше прожить недолгую жизнь, но яркую и достойную. Достойная человеческая жизнь, с точки зрения Тютчева, это активное нежелание унижаться, погрязнуть в обыденности и скуке. Хвойные иголки олицетворяют собой людей, не желающих открыто высказывать собственное суждение.

Средства выразительности

Интерпретируя по-своему философию Шеллинга, Тютчев использует определённые выразительные средства. С помощью них он мастерски создаёт природные образы и переживания:

эпитеты – «красное лето», «докучные ветви», «тощая зелень», «буйные ветры»;

метафоры – «мы ж, лёгкое племя», «сосны и ели…в снега и метели, закутавшись, спят»;

единственное сравнение – «зелень, как иглы ежа»;

аллитерация – грустное настроение листьев передаётся с помощью согласных «с» и «ж»: «так что же нам даром висеть и желтеть?». Решимость листьев передаётся путём нанизывания слов с согласным звуком «р»: «Скорее, скорее! …скорее сорвите нас…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *