Лучшая коаксиальная акустика для авто
Коаксиальная автомобильная акустика против компонентной: что лучше?
Содержание
Содержание
Сделать музыку в авто задача нехитрая, кажется на первый взгляд. Аудиосистемы в автомобиле бывают двух типов — коаксиальные и компонентные. Но в чем между ними разница? Какая звучит качественнее? Какую проще монтировать? Что придется докупать? Какой вариант обойдется дешевле? Попробуем разобраться.
Отличия в конструкции
В конструкции все просто. Компонентная система состоит из нескольких компонентов. Как правило это два типа отдельных динамиков: высокочастотные, именуемые твитерами, и широкополосные, отвечающие за средние и высокие частоты. Бывает и трехкомпонентная акустика — в ней дополнительно есть среднечастотный динамик.
В коаксиальные динамики в один общий корпус встроен и высокочастотный, и широкополосный динамик. Бывают и трех, и четырехполосные коаксиальные динамики, но все они собраны в единое целое.
И в коаксиальной, и в компонентной акустике разные динамики воспроизводят разные наборы частот, только в первой эти динамики смонтированы в единое устройство, а во второй состоят из нескольких компонентов. Смысл такого деления очевиден, ведь чем у́же полоса частот, которую ему «скармливает» усилитель, тем меньше он нагружается, и тем чище и качественнее он воспроизводит предназначенный ему диапазон.
Чтобы автомагнитола преподнесла каждому из динамиков частоты, предназначенные именно для него, используется кроссовер. В коаксиальную систему он чаще всего встроен, причем представляет собой довольно простую конструкцию — нередко это обычный конденсатор.
В компонентной акустике кроссовер — отдельное устройство, которое чаще всего качественнее встроенного, как минимум, в нем будет защита от перегрузок. Продвинутые модели предоставляют большие возможности. Например, они позволяют скорректировать разницу в расстоянии от динамика до слушателя — ведь водитель сидит в автомобиле не по центру. Чтобы это компенсировать, в некоторых кроссоверах есть переключатель, позволяющий на 1-2 Дб убавить громкость одной из сторон. Топовые модели также умеют настраивать фазу и другие специфические опции, позволяющие скорректировать звучание аудиосистемы.
Нередко динамики компонентной акустики настолько мощные, что обычная автомагнитола не справляется с ними — звук хрипит. В этом случае понадобится отдельный усилитель. Если усилитель обладает достаточным количеством фильтров и каналов, то подключить компонентную акустику к нему можно и без кроссовера. Например, к четырехканальному усилителю можно подключить сразу четыре динамика, каждый канал будет усиливать свой.
Динамики должны быть очень точно подобраны под усилитель, поскольку из-за разницы в сопротивлении или неверной настройке среза фильтров они могут сгореть. Усложняет дело то, что для каждой модели значения индивидуальны.
Однако если усилитель достаточно продвинутый и обладает нужными настройками, либо есть аудиопроцессор — открываются большие возможности. Например, можно полностью управлять фильтрами, то есть настраивать диапазоны частот, которые подаются на динамики. Также можно управлять крутизной среза фильтра и временными задержками, чтобы еще точнее компенсировать разницу в расстоянии динамиков до слушателя. Опытный автомеханик может очень точно настроить звуковую сцену, создав ощущение, будто источник звучания находится не сбоку, а спереди от водителя.
Отдельно стоит сказать про сабвуфер. Он воспроизводит саббас от 20 до 80 Гц — с такими частотами плохо справляются динамики диаметром меньше 8 дюймов. Подключить сабвуфер можно в дополнение и к коаксиальной, и компонентной системе.
Активные сабвуферы уже имеют встроенный усилитель, их достаточно просто подключить к магнитоле, но для этого в магнитоле должно быть минимум три линейных стереовыхода. К пассивному сабвуферу вообще понадобится отдельный усилитель.
Разница в качестве звучания
По качеству звучания компонентная акустика в автозвуке выигрывает у коаксиальной. И причина не в самой конструкции, не в кроссоверах и даже не в точности их настройки. Доказательством тому служит факт, что коаксиальные динамики изначально использовались в Hi-Fi-аппаратуре — они впервые были представлены компанией Tannoy еще в 1947 году. Фирма эта была настолько популярна среди аудиофилов того времени, что «танно́ями» часто называли вообще любую Hi-Fi-акустику. Главным преимуществом новинки стало отсутствие фазовых сдвигов при работе высокочастотного и среднечастотного динамиков. Звук исходит из одной точки, поэтому область комфортного прослушивания более четкая. Коаксиальная акустика и поныне широко используется в профессиональной аудиотехнике — студийных мониторах, порталах и т.п.
Но то, что является плюсом для студийных и домашних Hi-Fi-систем, становится минусом для автозвука. Объясняется это достаточно просто: коаксиальные динамики, вмонтированные в дверь, излучают звук не по направлению к ушам слушателя. А это значит, что высокие частоты, которые излучаются твитером довольно кучно и направленно, будут улавливаться ухом только после их многократных отражений от элементов салона авто. Так звучание становится размытым, неточным и глухим. Хоть некоторые и модели оборудуются поворотными твитерами, это не особо помогает.
Правильное расположение динамиков — один из ключевых фактор для получения хорошего звука.
Не важно, сколько стоит аудиосистема и ее компоненты, если динамики не направлены на слушателя. Именно возможность правильно расположить динамики — ключевое преимущество компонентной аудиосистемы. Например, твитеры будут установлены на уровне ушей и повернуты в сторону слушателя. Как правило, их монтируют в уголках зеркал или в стойках лобового стекла. Только так можно получить максимально качественный звук.
Угол распространения звука в среднечастотных динамиках больше, поэтому нет проблемы, если они установлены в двери. Но все равно для максимального качества и лучшей детализации среднечастотник направляют на слушателя, для чего в двери конструируется специальный подиум. Очевидный минус такой конструкции — сложность монтажа. Потребуется модификация корпуса автомобиля.
Разница в монтаже
Несомненным плюсом коаксиальных динамиков является простота их установки в автомобиле. Пару таких динамиков легко вмонтировать в двери или в полку багажного отделения — в предусмотренные конструкцией авто штатные места. Профессионалы советуют монтировать их в задние двери, поскольку при установке в передние высоких частот почти не будет слышно из-за узконаправленности твитеров.
Чтобы оборудовать авто коаксиальной акустикой, потребуется лишь пара динамиков, провода и автомагнитола достаточной мощности. Останется лишь смонтировать и подключить — система готова!
В компонентной акустике больше элементов — как минимум 4 динамика, пара кроссоверов и значительно больше проводов. При этом далеко не у каждой автомагнитолы достаточная номинальная мощность, чтобы справиться с такой системой. Поэтому нередко требуется еще и усилитель, а для тонкой настройки и максимального качества звучания — звуковой процессор. Монтаж всего этого великолепия также представляет собой нетривиальную задачу. Потребуется вмешаться в конструкцию салона и создать подиумы для динамиков, развести проводку и грамотно все подключить. Кроме того, рекомендуется сделать шумо- и виброизоляцию салона, чтобы избежать шума улицы и различных скрипов кузова или салона.
Лучшая коаксиальная акустика для автомобиля
Акустические системы сегодня являются неотъемлемой частью многих транспортных средств. Естественно, практически любой автолюбитель желает, чтобы его автоакустика не только обладала неплохим качеством звучания, но и не сильно ударила по его карману, в плане финансовых растрат.
Для приведения этих двух важнейших факторов в гармонию между собой, специалисты рекомендуют обращать внимание на качественную коаксиальную акустику.
Что это такое и в чем особенность подобных систем
Сегодня подобное оборудование для авто, в основном, представлено в двух вариантах:
Естественно, что коаксиальный вариант несколько хуже, в плане звучания, поэтому любому автолюбителю важно знать, какие колонки и от какого производителя лучше, чтобы добиться идеального сочетания качества и стоимости.
Лучшие коаксиальные автомобильные колонки
Средняя цена лучших коаксиальных колонок для транспортного средства колеблется в районе пяти тысяч рублей. Так что, если правильно выбрать модель, то можно наслаждаться неплохой передачей звука за достаточно небольшие деньги.
Итак, рейтинг лучшей коаксиальной акустики для автомобиля, составленный на основе мнений профессионалов и обычных автолюбителей:
Morel Tempo Coax 6
Цена модели на рынке – почти пять с половиной тысяч рублей. Это – двухполосный вариант с возможностью настройки положения динамика, что позволяет делать звучание более качественным. Мягкая оболочка купола позволяет воспроизводить больше ВЧ частот. Основные преимущества этой модели:
Единственный минус – низкие частоты воспроизводятся не достаточно емко, теряется бархатность звука.
Pioneer TS-1339
Один из самых доступных сегодня вариантов, причем, от очень известного производителя в мире акустических систем. Стоимость – менее двух тысяч рублей. Особенности модели:
К сожалению, но есть и несколько недостатков: отсутствует решетка, защищающая динамики на других моделях от повреждений. Кроме того, очень ограниченное количество низких и высоких частот, поэтому некоторые музыкальные произведения будут воспроизводиться не достаточно качественно.
JBL GTO-938
Цена этого варианта немного не доходит до четырех тысяч рублей. Какие плюсы дает эта модель своему владельцу:
Минус один – наличие импенданса в 2 Ом. Это практически требует дополнительной покупки усилителя, для эффективной работы модели, но, с другой стороны, является одной из причин быстрого сгорания не самых качественных усилков.
Sony XS-FB1330
Неплохой вариант, предлагаемый сегодня примерно по две тысячи рублей. Из достоинств этой модели можно выделить следующие:
К сожалению, но при воспроизведении высоких частот возникают определенные проблемы в их качестве и естественности.
JBL GT7-6C
Очень приемлемый вариант, при средней стоимости модели – четыре тысячи рублей. Произведен умельцами из США. Его достоинства:
Практически единственный недостаток – низкая мощность: номинальная всего 50 Вт, пиковая нагрузка – 150 Вт.
Заключение
Естественно, коаксиальная акустика – вариант, который подходит людям, не желающим вкладываться в подобные системы, но хотят обеспечить себя приемлемым качеством звучания. Тем же автовладельцам, которые мечтают о идеальной передаче звука, придется раскошелиться на более дорогие типы акустического оборудования для своих транспортных средств.
Большой тест «эстрадной» коаксиальной акустики
Все привыкли, что «эстрадный» фронт – это отдельно СЧ-динамики с высокой чувствительностью и отдельно твитеры, в большинстве случаев рупорные. На коаксиальной акустике громкие системы почти не строятся. Да и подходящих коаксиалов на самом-то деле очень немного. А те, которые есть, сильно отличаются от обычных. Мне удалось собрать на измерения сразу пять таких моделей и изучить их подробнее.
Полностью статью выложил, как всегда, на carmus.ru, здесь пришлось сократить из-за ограничений по количеству картинок.
Итак, в обычных автомобильных коаксиалах твитер имеет небольшие размеры и обычно крепится на ножке перед диффузором. А в «эстрадных» твитер как бы встроен в СЧ-динамик. Вернее, даже «пронзает» его насквозь.
Дело в том, что здесь применяется не обычный высокочастотник, а, как и полагается для громких систем, компрессионный рупорный ВЧ излучатель, который состоит из двух основных частей – драйвера и самой «дудки» рупора. Похожие конструкции уже были у меня на измерениях. К примеру, вот или вот. И скоро ещё будут несколько подобных.
Драйвер во всех моделях сегодняшнего теста «пристроился» к основному динамику с его задней стороны и излучает в буквальном смысле сквозь него – через осевое отверстие в керне. Оно является для него рупорным горлом. В передней части выход закрыт защитной сеткой и продолжен пластиковой «дудкой».
Поехали смотреть, что может каждый из таких «агрегатов» СЧ/ВЧ:
GROUND ZERO GZCF 200COAX (8 ДЮЙМОВ)
Когда первый раз берёшь в руки этот динамик, то первая мысль – он явно не предназначен для работы в качестве мидбаса. Во-первых, верхний подвес диффузора очень узкий и практически не даёт никакой свободы перемещения. К тому же «конус» диффузора имеет выгнутый профиль, и если катушка будет толкать диффузор слишком сильно, то он не будет двигаться как единое целое, а будет просто гнуться. Так что это чистый среднечастотник с малым ходом, без вариантов.
Подключение твитера и среднечастотника раздельное. Их можно подключить как поканально, так и к одному каналу. Твитер в этом случае подключается через конденсатор 5,6 мкФ из комплекта. Не перепутайте, клеммы твитера – внизу, а клеммы СЧ динамика – на корзине.
Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе
Fs (собственная резонансная частота) – 152 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,4 л
Qms (механическая добротность) – 10,34
Qes (электрическая добротность) – 0,66
Qts (полная добротность) – 0,62
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ
Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
SOUNDSTREAM SP2.804 (8 ДЮЙМОВ)
В отличие от Ground Zero, здесь СЧ динамик построен иначе – диффузор и верхний подвес совсем другие. Это привело к тому, что резонансная частота получилась немного ниже. Но это по-прежнему среднечастотник без малейшего намёка даже на верхний бас.
Подключение твитера и СЧ динамика тоже раздельные, правда, никакого разделительного фильтра в комплекте не идёт. Так что либо динамик используем в поканалке, либо подбираем фильтр самостоятельно. Обычный конденсатор для этого вполне подойдёт. Можно использовать такой же, как у Ground Zero, но я бы лучше взял поменьше – 3,3 или 2,2 мкФ.
Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
Qms (механическая добротность) – 11,31
Qes (электрическая добротность) – 0,74
Qts (полная добротность) – 0,70
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4 дБ
Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
MAGNUM MPS 8.0-4AB (8 ДЮЙМОВ)
Динамик практически полностью повторяет конструкцию Ground Zero – узкий верхний подвес диффузора и сильно выгнутый профиль самого диффузора. Единственное внешнее отличие (разумеется, кроме цвета «дудки» и логотипа) – это одинарные клеммы подключения СЧ динамика, как у Soundstream. Правда, в отличие от последнего, конденсатор в комплекте тут всё же есть – он заботливо припаян к клеммам твитера. Его номинал – 3,3 мкФ.
А вот внутри отличий от GZ оказалось немного больше. Во-первых, резонансная частота ниже. И причина тому – не диффузор (параметр Mms совпал с точностью до сотых), а, скорее всего, чуть другие подвесы. Да и твитер, судя по всему, тоже отличается – резонансы выражены не так сильно.
Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе
Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
Qms (механическая добротность) – 11,85
Qes (электрическая добротность) – 0,62
Qts (полная добротность) – 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,3 дБ
Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
MAGNUM MPS 6.5-4AB (6,5 ДЮЙМОВ)
Этот динамик, по сути, представляет собой уменьшенную копию своего 8-дюймового старшего брата. Здесь использованы всё те же решения – короткоходный подвес и сильно выгнутый профиль диффузора. Разве что выход рупора имеет несколько другую геометрию, иначе он просто перекрывал бы половину диффузора. Катушка имеет размер 1,5 дюйма (у более крупных динамиков используются 2 дюймовые катушки). Конденсатор для подключения твитера имеет номинал 3,3 мкФ.
Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе
Fs (собственная резонансная частота) – 161 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 3,6 л
Qms (механическая добротность) – 10,80
Qes (электрическая добротность) – 0,60
Qts (полная добротность) – 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,9 дБ
Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
У этого динамика концепция абсолютно та же, что и у остальных, но конструктивно он заметно отличается. Здесь использована другая корзина. Диффузор и тканевый подвес здесь не такие экстравагантные, а более традиционные. Защитная сетка несъёмная, приклеена хорошо, на попытки снятия не поддавалась. Поскольку динамик брал с возвратом, особо настаивать не стал.
Катушка тут тоже 1,5-дюймовая, охлаждается через большие окна под центрирующей шайбой. Несмотря на то, что резонансная частота оказалась самой низкой из всех, ниже 100 Гц, мидбасовым динамиком я бы его тоже не назвал – длина звуковой катушки здесь небольшая. Так что это среднечастотник. Для подключения твитера в комплекте идёт конденсатор номиналом 2,2 мкФ.
Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе
Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л
Qms (механическая добротность) – 9,20
Qes (электрическая добротность) – 0,52
Qts (полная добротность) – 0,49
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,7 дБ
Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
Все динамики являются чистейшими СЧ/ВЧ с адской чувствительностью. Об использовании их в качестве мидбасов даже нет и речи, ход диффузора у всех очень маленький. Поэтому подрезать их снизу нужно минимум на 500 Гц, а лучше выше. Иначе искажений будет не избежать.
Динамики могут спокойно работать в тесных объёмах. Это полезное свойство, потому что устанавливать мидбас и СЧ в один объём ну никак нельзя, надо изолировать их друг от друга. 6,5-дюймовые будут работать уже литрах в двух-трёх, 8-дюймовым можно отводить от 4-5 литров на каждый динамик. Нормально.
Конструкция у всех такова, что рупор неизбежно перекрывает часть диффузора. Это стало причиной довольно кривой АЧХ у некоторых динамиков. Но учитывая, что это всё же не аудиофильские модели, и в первую очередь от них требуется высокая громкость, к этому можно особо не придираться. Да и если уж честно, то большинство систем на «разнесённых» СЧ и ВЧ имеют АЧХ ни разу не лучше.
Среднечастотный динамик и твитер можно включать поканально. Хуже от этого точно не будет – появится возможность поиграть с частотами и порядками фильтров на их стыке. Если их вешать на один канал, то можно обойтись и одним конденсатором на твитер в качестве фильтра. Тем более, что у всех кроме Soundstram такой уже есть в комплекте. Правда, у Ground Zero его номинал великоват – 5,6 мкФ, я бы заменил его хотя бы на 3,3 мкФ.
В общем, если коротко, то главное достоинство таких динамиков перед раздельными СЧ и ВЧ – компактность. Тут у нас всё в одном динамике, да ещё и с возможностью работать в маленьких объёмах. Так что для многих «эстрадных» систем, работающих на открытое пространство, они могут оказаться вполне рациональным выбором. Главное, не забывать, что между ними и сабвуфером ещё мидбас должен быть.