Лучшие автомобили начала 20 века
Лучшие легковые автомобили начала двадцатого века
Самарский государственный технический университет
Самарский государственный технический университет
NovaInfo27
Опубликовано 11 ноября 2014
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC
Аннотация
В статье приведен обзор лучших легковых автомобилей начала двадцатого века, в которых было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях; автомобиль выпускался длительное время, его конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации; автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени. Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.
Ключевые слова
Текст научной работы
Легковой автомобиль давно уже является удобным средством транспорта и элементом престижа. Чем лучше автомобиль, тем престижнее им владеть.
Понятие «лучший автомобиль» можно трактовать не однозначно. Например, в Википедии лучший автомобиль (best car) понимается как наиболее хорошо продаваемый (best-selling car) [1].
В предлагаемом обзоре воспользуемся следующими разумными критериями лучшего автомобиля:
Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.
Информация для составления обзора в большом объеме представлена в Интернете, например в [1], в журналах для специалистов автомобильного транспорта Automotive Engineering International, издаваемых в США, например в [2], рекламных проспектах прошлых лет, например в [3].
1900 — 1909: Ford T 1908 года
Модель Т (рис.1,2) была выпущена 1 октября 1908 года [2, с.129]. Это был первый автомобиль, предназначенный для массового выпуска с взаимозаменяемыми деталями. Первоначально цена Форда Т была 850 долларов, постепенно сниженная за счет рационализации производства до 260 долларов.
Рисунок 1. Автомобиль Форд Т 1908 года
Рисунок 2. Шасси автомобиля Форд Т 1908 года
Конструкция двигателя автомобиля Форд Т (рис 3,4) стала стандартом для автомобильной промышленности.
Рисунок 3. Двигатель автомобиля Форд Т
Рисунок 4. Разрез двигателя автомобиля Форд Т
Крутящий момент от двигателя на задний мост передавался не цепью, как у большинства автомобилей того времени, а уже карданным валом, что было несомненным новшеством. Задний мост не имел дифференциала, а износ шин у легкой машины массой всего 550 килограммов был невелик.
Как и у большинства современных автомобилей, у Форда Т было три педали. При нажатии на левую педаль включалась первая передача, при отпускании — вторая, а нейтральная была посередине. Центральная педаль включала задний ход. Правая педаль — ножной тормоз. Акселератором управляла рукоятка, которая находилась под рулем с правой стороны и называлась сектором газа
Фары были электрическими вместо ацетиленовых фонарей, что также было нововведением, и получали ток от генератора только при работающем двигателе. Судя по рекламному буклету [3] в те годы половина продававшихся в США легковых автомобилей и почти все грузовики имели ацетиленовые фары, а не электрические.
Автомобили в основном красили в черный цвет, т.к. черная эмаль сохла быстрее и сокращалось время производства.
В 1914 году, проведя предварительные эксперименты по сборке отдельных узлов, Форд начал серийное производство машин на подвижном конвейере. Это позволило за два года увеличить выпуск автомобилей с 308 до 533 тысяч штук, а в 1916 году — до 785 тысяч. Форд, в отличие от других производителей автомобилей, никогда не повышал цены, а непрерывно снижал их. В первые годы конвейерного производства стоимость машины составляла 360 долларов, в 1925 году она уменьшилась до 290 долларов, что не превышало месячный заработок среднего рабочего.
Форд Т выпускался до 1927 года, всего было произведено более 15 000 000 штук. Модель Т имела 9 различных кузовов в соответствии с меняющейся модой, но конструкция шасси за все эти годы не изменилась. Мощность двигателя возросла лишь на 4 л. с., а вес машины, в зависимости от исполнения, колебался от 500 до 900 кг. В то время как первые образцы Форда Т имели максимальную скорость в 80 км/час, более поздние не намного опережали их, увеличив скорость до 90 км/час. Только облегченные 2-местные варианты Форд Т развивали скорость до 110-115 км/час. Расход топлива на 100 км пробега по тем временам был невысоким и составлял 10-18 литров.
В России до Октябрьского переворота продавали две модели Форда Т с разными кузовами за 2750 и 3550 рублей с доставкой к покупателю. Хорошо известные в Советском Союзе тракторы Фордзон собирались на платформе Форд Т.
В 1914 году 90% мирового парка легковых автомобилей имели марку Форд. Производство автомобиля Форд Т сделало Генри Форда миллионером и принесло его компании всемирную известность
1910 — 1919: Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года
В фирме Rolls-Royce эта модель имела обозначение 40/50 (Рис.5) [5]. 40 — это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах, рассчитанная по специальной формуле по диаметру цилиндра. Налог на мощность двигателя начислялся именно на это значение. Фактическая мощность была 50 лошадиных сил. С 1906 по 1925 год было выпущено 6173 автомобиля, некоторые используются до сих пор.
Рисунок 5. Автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost
Название Silver Ghost (серебряный призрак) появилось в 1907 году, когда коммерческий директор Rolls-Royce Клод Джонсон распорядился на одном из автомобилей посеребрить некоторые металлические части и покрасить корпус серебрянкой. «Серебряным» фактически был только один автомобиль, но название прижилось.
Модель 40/50 успешно выступала на гонках. В 1910 году Rolls-Royce организовал автошколу и обслуживание автовладельцев на дому.
Двигатель Rolls-Royce Silver Ghost был шестицилиндровым с линейным расположением цилиндров, по две свечи в каждом, объем 7.4 л, диаметр цилиндра 114.3 мм, ход поршня 120.7 мм, степень сжатия 3.2:1, охлаждение водяное, имелся насос и вентилятор. По мере совершенствования автомобиля мощность двигателя выросла с 48 л. с. при 1250 об/мин до 80 л.с. при 2250 об/мин.
Фары Silver Ghost сначала были ацетиленовые или масляные, с 1914 г. опционно начали применяться электрические световые приборы, ставшие стандартом в 1919 г.
Коробка передач 4-х скоростная, передаточные отношения6 для 1-й скорости — 7.67:1, для 2-й — 4.51:1, для 3-й — 2.708:1, для 4-й — 2.174:1 и 9.93:1 для задней. Колесная база 3442 мм, ширина колеи 1422 мм, сухой вес 1492 кг.
Rolls-Royce Silver Ghost — надежная, популярная машина представительского класса для своего времени, на них ездили советские руководители в 20-х годах прошлого века [6].
Автомобиль века: лучшие автомобили 20-го столетия
Двадцатый век — золотой век развития автомобилестроения. Пройдя путь от примитивных повозок, к концу века автомобиль превратился в быстрый, комфортный и самый массовый вид транспорта. За 100 лет, было выпущено множество моделей, но только пять из них удостоились почетного звания — Автомобиль века (Car of the Century). Рейтинг был составлен в декабре 1999 года, исходя из голосования журналистов и экспертов из более чем тридцати стран мира.
Porsche 911
Porsche — великая немецкая компания, которая выпустила немало замечательных автомобилей. Но известна она прежде всего по спортивному купе Porsche 911.
В начале 1960-х немцы возлагали большие надежды на свою новую модель. И они оправдались! Вместо запланированных 15 лет, 911-й первого поколения, практически без изменений выпускался 25 лет. При этом, даже под конец жизненного цикла, спрос на него был огромен. И только новые требования по безопасности и экологии, заставили завершить производство автомобиля.
Как бы то ни было, вслед за Porsche 911 первого поколения, получившее название Classic, последовало еще семь. Таким образом, Порше 911 выпускается до сих пор, причем сохранная традиционную заднемоторную компоновку и оппозитный двигатель.
Самая массовая спортивная машина, занимает пятое место в рейтинге Автомобиль века.
Volkswagen Beetle
Еще один автомобиль из Германии в этом рейтинге — Volkswagen Beetle. Автомобиль был разработан в 1938 году, по личному указанию Адольфа Гитлера. Но выпуск удалось организовать, только после окончания войны.
Volkswagen Beetle — стал самым массовым автомобилем в истории. Секрет его популярности довольно прост. Немцам удалось создать простой, надежный, а главное дешевый автомобиль. С минимальными изменениями Beetle выпускался до 2003 года.
Великолепная машина и заслуженное четвертое место в рейтинге Автомобиль века.
Citroën DS
Для кого то станет неожиданностью увидеть это автомобиль на третьем месте. Но те, кто хоть немного интересуются автомобилями, поймут почему он занял такую высокую позицию.
Между тем, Citroën DS это выдающаяся машина. Французам удалось создать передовой автомобиль с великолепным дизайном, надолго опередивший свое время. DS стал первым серийным автомобилем с поворотным светом фар и дисковыми тормозами всех колес. Кроме того, фирменная гидропневматическая подвеска обеспечивала небывалый комфорт и управляемость.
За передовую конструкцию и дизайн, DS или как ее нежно называли «Богиня», получила от журналистов третье место.
Мини — компактный малолитражный автомобиль из Великобритании. Он был создан British Motor Corporation в 1958 году.
Перед инженерами Mini стояла очень сложная задача: разработать максимально компактный, но при это полноценный 4-местный автомобиль. Но несмотря на все трудности, это им удалось. Более того, благодаря оригинальной компоновке, салон занимал 80% всего внутреннего пространства машины. Другими словами, Мини был маленьким снаружи и большим внутри.
После старта продаж в 1959 году, Мини моментально завоевал популярность. Он был надежен, доступен и не занимал много места на парковке. То есть идеально подходил для послевоенной Европы.
Для закрепления коммерческого успеха, в 1961 году BMC выпустила специальный Mini Cooper, с мощным двигателем и дисковыми тормозами.
Мини получился выдающимся автомобилем с богатой историей, так что заслуженное второе место.
Автомобиль века — Ford Model T
Даже далекий от автомобилей человек хоть раз слышал про Форд Т. Он навсегда изменил автомобильную индустрию, одним своим появлением. Благодаря использованию конвейера и оптимизации производства, удалось снизить стоимость автомобиля, сделав его доступным для многих людей среднего достатка. Кроме того, Ford T позволил США стать ведущей автомобильной державой, по крайней мере в первой половине 20-го века.
Между тем, нельзя сказать, что Model T был самым передовым автомобилем на то время. Но этого и не требовалась, он был прост, а от того и надежен. За 19 лет производства выпущено 16,5 млн. автомобилей Ford Model T.
Ни одного японского
Процесс голосования на звания автомобиля века, проходил довольно сложно. В голосовании участвовало 135 человек. Каждый из них вносил автомобиль в общий список исходя из таких критериев как: дизайн, историческая значимость, технические характеристики и инновации.
На первом этапе, который прошел в 1996 году, было отобрано 700 автомобилей. Из них к финалу голосования добралось только 27, причем ни одного из Японии. По слухам, японские журналисты были весьма раздражены этим фактом.
Как бы то ни было, у японских автопроизводителей есть еще 80 лет, чтобы создать автомобиль, достойного звания автомобиль века, на этот раз 21-го. Как думаете это им удастся?
«Эпохальные» машины. Модели-символы десятилетий автомобильной истории
Мы задумались над тем, какие автомобили могли бы представлять разные десятилетия, в наилучшей степени демонстрируя приоритетные ценности и направления инженерной мысли представляемого периода. Вышло местами предсказуемо, местами неожиданно, но, наш взгляд, довольно интересно!
1890-е: пионеры автопрома и Benz Velo
Первые автомобили появились в конце XIX века. Стилистически и конструктивно они во многом повторяли конные экипажи: большие по диаметру, но тонкие спицованные колеса, рессорные подвески, характерные формы кузова. Двигатель, как правило, располагался под или за высоко установленным диваном, на котором восседали шофер и пассажир. Привод осуществлялся ремнем или цепью на задние колеса, органы управления кардинально отличались от того, к чему мы привыкли сейчас.
Эта эпоха, безусловно, связана с именем Карла Бенца и его ранними моделями. Одной из наиболее знаменитых машин того времени является четырехколесный Benz Velo (1894-1901 гг.), во многом благодаря тому, что было освоено его серийное производство, – для многих «первенцев» автопрома это оказалось недостижимым уровнем!
1900-е, монархи и Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost
Первые автомобили были, безусловно, роскошью в том смысле, что в силу конструктивной сложности и штучного производства стоили очень дорого. Но по-настоящему комфортными, впечатляющими своими техническими характеристиками они стали лишь в ХХ веке. Это уже не «самобеглые» коляски, похожие на легкие кареты без лошадей, а по-настоящему шикарные транспортные средства, достойные первых лиц государств. Безусловно, одним из символов здесь является Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost (1906-1926 гг.).
1910-е, трудящиеся и Ford Model T
Ford Model T стал первым по-настоящему массовым автомобилем: в 1908-1927 годах было выпущено свыше 15 миллионов экземпляров этой модели. Одна из причин успеха (помимо, в общем-то, удачной конструкции) – невероятно низкая для столь технологичного продукта цена. Именно «Жестянка Лиззи» стала первым по-настоящему доступным автомобилем. Также появление Model T прочно ассоциируется с внедрением конвейерного производства в автомобильной промышленности.
1920-е, гонщики-аристократы и Bugatti Type 35
Автомобиль быстро стал опасной, но увлекательной игрушкой аристократов. 20-30-е годы ХХ века отметились расцветом автомобильных соревнований и, как следствие, появлением гоночных болидов. И как здесь не вспомнить легендарное семейство Bugatti Type 35 (1926-1930 гг.), представители которого принесли немало побед на гоночных трассах.
1930-е, инженеры-экспериментаторы и Citroёn Traction Avant
Предвоенные годы – это время смелых экспериментов, проб и ошибок. И очень интересных как со стилистической, так и с технической точки зрения автомобилей. Достаточно вспомнить американский Cord 810/812 или восточноевропейскую Tatra 87. Но все же на роль символа того времени в большей степени претендует более известный широким массам Citroёn Traction Avant (1934-1957 гг.). В нем также немало технических изюминок и прогрессивных решений: несущий кузов, передний привод, торсионно-рычажная подвеска. А также «быстросъемный» передний модуль: весь силовой агрегат с передней подвеской отсоединялся от кузова менее чем за час.
1940-е: военные и Jeep Willys, народы и Volkswagen Beetle
Да, две модели. Легкий армейский вездеход Willys MB (1941-1945 гг.), являющийся, по сути, прародителем всех внедорожников, напоминает нам о Второй мировой войне.
А самый узнаваемый автомобиль всех времен и народов – Volkswagen Beetle (1946-2003 гг.) – символизирует уже послевоенную эпоху, когда восстанавливающимся странам был нужен по-настоящему народный автомобиль. И для многих им стал как раз «Жук», хотя в национальных масштабах у разных народов – свои народные. Вспомнить те же Citroёn 2CV, Rover Mini, Fiat 500 и 600…
1950-е: рок-н-ролл, Элвис и Cadillac Eldorado
Спустя всего лишь десятилетие мир оправился от прежних невзгод. Это время больших дорогих автомобилей. Советские граждане получили «Волгу», немцы – Mercedes SL, а американцы – Cadillac Eldorado. Причем с каждым модельным годом и поколением «плавники» становились все больше, а дизайн все вычурнее. Но именно такие машины стали символом Америки 1950-х!
1960-е: молодежь и Ford Mustang
Еще один культовый американский автомобиль, который стал новым маркетологическим чудом и подарил миру еще один узнаваемый образ, – Ford Mustang (1964-1968 гг.). Вот что бывает, когда заурядную техническую начинку оборачивают в яркую упаковку и предлагают по шокирующе низкой цене!
1970-е: энергетический кризис и Honda Civic
В 1973 году в мире разразился энергетический кризис, но к тому моменту у японцев уже был ответ – Honda Civic! Компактный, экономичный и удивительно надежный автомобиль, который спас немало семейных бюджетов от катастрофы и сделал важный вклад в имидж японского автопрома. Первое поколение Civic увидело свет в 1972-м – за два года до Volkswagen Golf. Вот и думайте, кто тут основатель класса.
1980-е: семейные ценности, Renault Espace в Европе и Chrysler Voyager в США
Хэтчбеки, седаны, универсалы, внедорожники – в 1980-х этот набор пополнился минивэнами, они же однообъемники или УПВ (универсалы повышенной вместительности). На несколько десятилетий они стали главной мечтой и выбором больших семей. Одним из родоначальников современных минивэнов считается Renault Espace (1984-1991 гг.), рожденный в сотрудничестве французского производителя с компанией Matra.
Но было бы несправедливо отдавать титул первопроходца только ему, ведь в том же 1984 году в США появился знаменитый Voyager, изначально под маркой Plymouth. И очень символично, что именно ему была уготована значительная роль в истории спасения концерна Chrysler от краха.
1990-е: доступные высокие технологии и Audi A8
80-90-е годы ХХ века называют золотыми десятилетиями в автомобильной истории. Это мы вздыхаем с ностальгией про ресурс, кроме этого, в тот период времени наблюдается активное внедрение высокотехнологичных решений в массовые сегменты рынка. «Легковой» полный привод, высокоэффективные дизельные моторы, подушки безопасности, система курсовой устойчивости – все это постепенно становится доступно не только для богатых покупателей. Символ внедрения высоких технологий – Audi A8 с алюминиевым кузовом (1994-2001 гг.). Спустя несколько лет немцы «оденут» в «крылатый металл» и куда более доступную модель А2.
2000-е: всеобщая забота об экологии и Toyota Prius
Про гибриды начали говорить еще в конце 1990-х, но – давайте начистоту – тогда они воспринимались не более чем транспорт для помешанных на экологии фриков. Все изменилось в 2000-х, а нынче любой уважающий себя производитель вынужден иметь в модельном ряду гибридные версии. Но до сих пор при словах «гибридный автомобиль» перед глазами возникает… Да-да, одно из первых поколений Toyota Prius!
2010-е: возвращение «электричек» и Tesla Model S
Возвращение? Разумеется! Ведь в начале ХХ века электромобили на равных соперничали с машинами, оснащенными паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания. Последние тогда победили, но, похоже, наступает время реванша. И ознаменовала новую эру Tesla и ее Model S. Можно сколько угодно говорить о том, что весь гений Маска заключался лишь в том, чтобы запихнуть в свою «электричку» батарею побольше. Может, и так, но по крайней мере именно он придумал, как сделать электромобиль интересным для сотен тысяч покупателей, да еще и угадал с моментом. В общем, браво!
«Двадцатые» только начинаются, а значит, все еще впереди! Есть идеи, какие технологии определят начавшееся десятилетие, какие серийные или концептуальные модели в наибольшей мере их отражают? Поделитесь своим мнением в комментариях.
1960-2020. Реальная история автомобилестроения в базе объявлений Автобизнеса
Автомобили начала XX века
Здесь собраны фотографии старинных автомобилей различных марок. В основном, американские.
1903 год. Кадиллак Модель А Бочка.
1906 год. Модель ВЛМ.
1906 год. Форд Модель N Родстер.
1906 год. Уинтон Модель K.
1907 год. Stevens-Duryea.
1908 год. Кадиллак Модель S.
1908 год. Максвелл-Бриско Модель H.
1909 год. Кадиллак Модель 30.
1909 год. Oakland Модель 40.
1909 или 1910 год. Кадиллак Demi-Бочка.
1909 или 1910 год. Ford Модель T Tourabout.
1910 или 1911 год. Уайтинг Модель A Roadster.
1910 год. Peerless Touring Car.
1911 год. EMF Roadster.
1912 год. Кадиллак Модель 30.
1912 год. Pierce Arrow Модель 36.
1913 Willys-Knight Overland Модель 69.
1914 год. Willys Overland.
1915 год. Форд Модель T Tourer.
1916 год. Форд Модель T Спидстер.
1918 год. Форд Модель T Ранэбаут.
1918 год. Overland Модель 90.
1919 год. Pierce-Arrow серия 51.
1919 год. Pierce-Arrow серия 51.
Энди Ф. Скотт и Андерсон Специальный гоночный автомобиль, Канзас-Сити, штат Миссури, 1915 год.
Ford T, около 1915 года.
Ford Model T, Нью-Йорк, 1913 год.
Джентльмены в старинном автомобиле, около 1910 года.
Автомобильная компания HA Мойер, Сиракузы, Нью-Йорк, 1912 год.
Джон Альбрехт и семья в автомобиле Halladay, август 1910 год.
Джон Реннер в Халладей Альбрехта, август 1910 год.
Нью-Йорк автобус, 1910 год.
Pullman в Вашингтоне, округ Колумбия, 1912 год.
Джонс и Джулия Уилкинс Джонс и авто Poolville, Техас, 1917 год.
Rev. Х Хартнелл, 90 лет, в Suncook, Нью-Гемпшир, 18 октября 1909 года.
София и Лаура в автомобиле Halladay, август 1910 года.
1917-19 год. Ford Model T
Туристы на Ford Model T посетили историческое место «Логово дьявола» в Геттисберге, Battlefield в Пенсильвании, в начале 1910-х годов.
Лимузин Wolseley-Siddeley и шофер, Лондон, ок 1906-1907 годов.
Лимузин Wolseley-Siddeley и шофер, Лондон, ок 1906-1907 годов.